18 (57) - 2007
Инновации и инвестиции
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА
З.М. ХАШЕВА,
кандидат экономических наук, проректор по научной работе Южного института менеджмента В.В. СОРОКОЖЕРДЬЕВ,
кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный технологический университет
С 4 по 7 октября 2007 г. в г. Сочи была проведена международная научная конференция «Экономико-правовые проблемы бизнеса в контексте инновационного развития». Ее инициаторами выступили Южный научный центр РАН, Южная секция содействия развитию экономической науки Отделения общественных наук РАН, Кубанский государственный аграрный университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Институт экономики и внешнеэкономических связей РГУ, Южный институт менеджмента (Краснодар), Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента и Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани».
В работе форума приняли участие ученые, экономисты и правоведы — практики, аспиранты и студенты из Украины, Казахстана, Белоруссии и Российской Федерации — всего около 100 человек, к которым с приветственным словом обратился заместитель главы Адлерского района муниципального образования г. Сочи А. В. Комаров. Открыл конференцию председатель оргкомитета, ректор Волгоградского государственного университета, доктор экономических наук, профессор О. В. Иншаков.
В ходе пленарных заседаний, а также научных дискуссий в рамках секций и круглых столов на конференции были обсуждены пути и способы укрепления инвестиционного потенциала и конкурентоспособности бизнеса в России в ходе модернизации экономического порядка, правовые и социохозяйственные проблемы реализации приоритетных национальных проектов, а также
проблемы предпринимательства в контексте инновационного развития.
Член-корреспондент РАН, заместитель директора ЦЭМИ РАН Г. Б. Клейнер в докладе «Системные принципы корпоративного управления» отметил, что, согласно оценке Президента РФ В. В. Путина, у России есть стратегическая цель — стать страной-производителем конкурентоспособных товаров и услуг. Однако инвесторы не спешат делать долгосрочные инвестиции в российские компании. Главная причина этого — неудовлетворительная ситуация в сфере корпоративного управления. Истоки многих проблем корпоративного управления, по мнению докладчика, лежат в тех критических взаимосвязях, которые не нашли адекватной структуры, поддерживающей баланс сил всех участвующих сторон. Наиболее болезненные причины, отражающиеся на становлении и росте корпоративного бизнеса в России, по его мнению, следующие:
• многоуровневая корпоративная коррупция (использование служебного положения в личных целях);
• неравноправие миноритарных и мажоритарных акционеров;
• столкновение двух видов прав: права, основанного на собственности, и права, основанного на трудовых отношениях;
• несбалансированность прав и ответственности участников деятельности корпорации;
• отсутствие баланса «силы и правды». Несмотря на то, что российские корпорации,
в целом, демонстрируют хорошую динамику развития практически по всем финансово-экономи-
40
региональная экономика: теория и практика
ческим и конкурентным параметрам. По мнению Г. Б. Клейнера, их дальнейший качественный рост связан с системным подходом, при котором корпорация рассматривается как суверенный объект экономики и одновременно — сложная социально-экономическая система, которая предусматривает следующие принципы координации:
• корпоративное управление, корпоративный менеджмент и управление компанией в целом рассматриваются как различные и взаимодействующие социально-экономические системы;
• каждая из указанных систем должна иметь адекватное представительство в механизмах принятия решений;
• в долгосрочном периоде должен достигаться баланс давления внутренних сил и внешних сил на руководство компании.
Только в этом случае возможно согласование интересов, прав и ответственности всех участников корпоративного управления, обеспечение социальной ответственности и корпоративного гражданства корпораций.
В докладе профессора О. В. Иншакова «Нано-экономика и проблемы права» были рассмотрены уровневая структура и сферы эволюции глобальных экономических систем (GES). Основными подсистемами, в целом, единого экономического пространства (по мере уменьшения масштаба), с его точки зрения, выступают следующие: мировое хозяйство — мегаэкономика; ТНК, региональные союзы, содружества и группы стран — мегареги-ональная экономика; хозяйство страны, союза, федерации — макроэкономика; отрасли, межотраслевые комплексы, регионы страны, ФПГ или группы местных предприятий — макрорегиональная и мезоэкономика; фирма и предприятие — микроэкономика; производство, business — микрорегиональная и локальная экономика; подразделение — мини-экономика; профессиональная группа, а также рабочее место — наноэкономика.
Причем в данной системе возрастание уровня хозяйственных структур связано преимущественно с их онтогенезом, а убывание — с филогенезом. Каждая процессная среда GES, формирующаяся на соответствующем уровне, — относительно самостоятельный объект, предмет теории и аспект хозяйственной практики. Их функционирование и определяет основные тенденции эволюции GES на современном этапе, к которым в докладе были отнесены следующие:
• диверсификация и унификация;
• индивидуализация и стандартизация;
• координация и субординация;
• целенаправленность и случайность процессов;
• кумуляция и катализация инноваций. Регламентация действий, операций и процессов на каждом из уровней GES, в целом, должна носить комплексный и последовательный характер, так как именно фрагментарность, непоследовательность действий (экономической политики) и обусловливают низкую эффективность правоприменительной и хозяйственной практики. На нано-уровне это предполагает, прежде всего, реализацию двух основополагающих принципов:
• правовое регулирование отдельного действия работника (хозяйственного субъекта, агента, фактора), операции или последовательности операций предполагают разработку правовых норм наноуровня;
• разработка правовых норм регулирования деятельности на наноуровне предполагает системные изменения норм права на всех уровнях GES.
Доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета А. В. Буз-галин, говоря о противоречиях становления инновационного бизнеса и креативной корпорации, подчеркнул, что в отличие от традиционных корпораций развитых стран корпоративные группы в трансформирующихся экономических системах, к которым он относит и современную Россию, отличает большая степень контроля за рыночными процессами, более широкое использование добур-жуазных, командных, внеэкономических методов концентрации своей власти. Для формирования конкурентоспособных корпораций и экономики страны, в целом, по его мнению, необходимо системное создание правовых норм и институтов.
Директор института политических исследований, член общественной палаты при Президенте РФ, профессор С. А. Марков акцентировал внимание на тех аспектах современной социально-экономической политики, которые предопределяют стратегию развития страны на ближайшее и отдаленное будущее. К ним, на его взгляд, относится формирование правовой и управленческой системы, вызывающей доверие народа, а также качественные преобразования в экономике, то есть придание ей несырьевого, инновационного характера.
Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, заведующий кафедрой административного и финансового права КубГАУ, профессор П. М. Курдюк на конкретных примерах из законодательной практики Крас-
РЕгионАльнАя экономикА: теория и практика
41
нодарского края дал обоснование роли краевых, областных уставов в ходе становления инновационного типа развития экономики России.
На его взгляд, основная задача качественного поступательного развития инновационных преобразований в экономике страны — обеспечение стабильности и непротиворечивости законодательства, в первую очередь, закрепляющего наиболее основные положения государственного, социального и экономического устройства страны.
Доктор экономических наук, профессор СПБ-ГУ В. Т. Рязанов рассмотрел с точки зрения современных представлений рентную модель экономики и ее особенности. Что же касается возможности трансформации сырьевой экономики в более эффективную модель рентной экономики в России, то должных предпосылок для этого у нее нет. Более реальным является нарастание негативного действия «голландской болезни» со всеми вытекающими из нее последствиями. Следовательно, для того чтобы избежать затяжного течения такой болезни, требуется должная политическая воля правящей элиты и умелый экономический разворот, с решением ключевого вопроса — нахождения наиболее эффективного варианта использования накопленных и вновь создаваемых рентных доходов. От того, насколько удачно будет решена данная проблема, в немалой степени зависит судьба экономики России в будущем и ее возможность найти свое выигрышное место в мировой системе хозяйства.
Актуальным был доклад и заведующего кафедрой гражданского права КубГАУ, профессора В. П. Камышанского о собственниках недвижимости и инвесторах строительных объектов Зимней Олимпиады 2014 г. Он обратил внимание участников конференции на то, что никто в лице государства не собирается компенсировать собственникам реальной рыночной стоимости изымаемых под строительство олимпийских объектов земельных участков.
Проблема усугубляется еще и тем, что в течение целого ряда лет местные власти чинили всяческие препятствия для граждан, пытавшихся приватизировать находящиеся в их законном владении земельные участки. При этом практически никто из чиновников не понес ответственности как за волокиту при решении вопросов приватизации земли, так и за незаконное предоставление земельных участков для строительства различных объектов, которые, в итоге, по решению судов сейчас признаются самовольной постройкой и подлежат сносу.
В докладе ведущего научного сотрудника Института проблем управления РАН, доктора
экономических наук, профессора Р. М. Нижего-родцева говорилось об альтернативах современной макроэкономической политики России. С точки зрения ученого, при признании наличия значительного технологического потенциала нашей страны ее национальная инновационная система пребывает лишь в стадии становления. Для того чтобы оно было не столь долгим и мучительным, необходима разработка государственной стратегии инновационного развития, которая позволила бы объединить общей логикой применение различных мер стимулирующего характера и обеспечить комплексность и последовательность принимаемых и реализуемых решений.
В то же время доктор экономических наук, профессор ИНЭП Л. Л. Игонина рассмотрела наиболее актуальные проблемы формирования финансовой стратегии устойчивого развития российских корпораций в рамках научной гипотезы о том, что функционирование корпорации опосредовано финансовым рынком. Целевая ориентация финансовой стратегии корпорации согласно стоимостной концепции финансового менеджмента связана с повышением рыночной стоимости корпорации, а финансовая стратегия устойчивого развития корпорации с позиций теории двойственности корпоративного финансового капитала и ядра развития финансовых отношений корпорации, должна обеспечивать управление реальным и трансфертным (представленным обращающимися на рынке корпоративными ценными бумагами) капиталом.
Проректор КубГАУ, профессор В. И. Нечаев свой доклад посвятил проблемам развития инновационных процессов в Краснодарском крае. Им были обоснованы приоритетные направления развития АПК Краснодарского края:
• изменение структуры посевных площадей с
целью увеличения производства сои и рапса;
• освоение новых энергосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;
• развитие личных подсобных хозяйств;
• развитие животноводства;
• разработка мероприятий по сохранению и
восстановлению почвенного плодородия.
Профессор Института экономики и внешнеэкономических связей ГОЦУ ВПО ЮЙФУ экономики и внешнеэкономических связей ГОУ ВПО ЮФУ А. Ю. Архипов высказал свои взгляды на модернизацию деятельности бизнеса во внешнеэкономической сфере на Юге России.
Во многом российские регионы уже добились серьезных сдвигов на этом пути. Важно и дальше
42
региональная экономика: теория и практика
проводить целенаправленную работу по улучшению инвестиционного климата, совершенствованию законодательства, налоговой политики, развитию инфраструктуры, способствовать дальнейшему привлечению иностранных инвестиций в регионы, развитию совместных предприятий.
Принятие указанных мер органами управления субъектов федерации, местного самоуправления регионов будет способствовать модернизации деятельности бизнеса во внешнеэкономической сфере на Юге России.
Длительное доминирование института власти-собственности сформировало устойчивые стереотипы хозяйственного поведения, которые, в свою очередь, препятствуют эволюционному развитию институтов, благоприятствующих развитию рынков и конкуренции. Поэтому важно учитывать фактор сложившихся стереотипов поведения хозяйствующих субъектов, изменения которых возможны параллельно с изменением качества социального и человеческого капитала, считает доктор экономических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Экономический вестник РГУ» В. В. Вольчик.
В то же время кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономи-
ки И. В. Розмаинский считает, что одна из причин «плохого состояния дел» в России как с интенсивным экономическим ростом (основанным на техническом прогрессе, а не на экспорте нефти), так и с эффективностью размещения ресурсов — изменчивая, нестабильная институциональная среда. Она характеризуется, к тому же, неспособностью (или нежеланием) государства защищать контракты, затрудняет расчеты на будущее и тем самым приводит к завышенной степени неопределенности по сравнению с индустриально развитыми странами. Таким образом, препятствует рациональному поведению хозяйствующих субъектов, лежащему в основе эффективного функционирования экономики. Отсюда следует, что для выхода России на рельсы не только быстрого, но и интенсивного, высокотехнологичного роста, необходимо снижать неопределенность будущего для повышения степени рациональности экономического поведения россиян. Главные шаги в этом направлении могут быть сделаны, только если государство осознает необходимость выполнения своей важнейшей институциональной функции — защиты контрактов — и будет осуществлять такую защиту на практике.
Материалы конференции будут опубликованы в сборнике статей по основным направлениям работы конференции и коллективной монографии.
РЕгионАльнАя экономикА: теория и практика
43