к.
1
Светлана Александровна Рыбакова, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин и прав человека Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье анализируются положения законодательства, регулирующие особенности правового регулирования сноса многоквартирных домов. Освещаются вопросы прекращения прав на жилые помещения и земельный участок; проблемы реализации законодательных положений защищающих права собственников и лиц, имеющих право пользования данными жилыми помещениями. Раскрывается экономическая целесообразность капитального ремонта многоквартирных домов.
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОИ АСПЕКТСНОСА
МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
На конец 2010 г. жилищный фонд б Российской Федерации, отнесенный к ветхому и аварийному жилью, составил 99,4 млн кв. м., увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем в 1,5 раза. Возросла и его доля в общей площади жилищного фонда за этот период: с 2,4% до 3,1%. В данном контексте вопросы, связанные с расселением из ветхого и аварийного жилья являются актуальными.
Частично проблема изношенного жилищного фонда решается путем его капитального ремонта и реконструкции. Однако в 2010 г. в Российской Федерации было снесено 2,6 млн кв. м ветхого и аварийного жилищного фонда (2,6% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда). На начало 2010 г. в капитальном ремонте нуждалось около 284,4 тыс. многоквартирных жилых домов (8,9% от их общего числа)1. За формальными цифрами трудно определить точное соотношение квадратных метров многоквартирных домов, которые попали под снос, но можно точно сказать, что все они регламентировались правовыми нормами, установленными в РФ. В связи с этим возникает вопрос, насколько правовая регламентация сноса многоквартирных домов отвечает сегодняшнему дню, и имеются ли в действующем законодательстве правовые проблемы. Насколько реализация программы по переселению
граждан из ветхого и аварийного жилья экономически эффективна?
В условиях реализации правительством страны Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. (см. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы»), была разработана программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья2. В связи с недостаточной законодательной регламентацией многих вопросов, связанных с расселением из ветхого и аварийного жилья, данная тема сегодня особенно актуальна.
Несмотря на то, что действие данной программы в связи с истечением сроков ее реализации завершилось, во вновь принятой Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг.3, направленной в первую очередь на формирование рынка доступного жилья (строительство жилых помещений эконом класса), соблюдается преемственность старой программы, и на переселение из ветхого и аварийного жилья государственным органами по-прежнему выделяются денежные средства, направленные на финансирование процесса переселения.
На основании вышеуказанной программы было решено создать Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, сформиро-
ванный в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г.4 На основании данного закона в ряде регионов были предприняты попытки кардинально изменить ситуацию с ветхим и аварийным жильем. В регионах Российской Федерации были разработаны и утверждены адресные программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, которые предусматривают поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов. Например, в Алтайском крае была разработана «Программа переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, на 2008-2011 годы»5, в Ханты-Мансийском автономном округе Югра - долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из жилых помещений, непригодных для проживания в городе Ханты-Мансийске» на 20102012 годы6.
В марте губернатор Алтайского края подписал постановление об утверждении Краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2012 г. Данная программа
«V
К -
алтайским вестник государственной и муниципальной службы
2012
9[
разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Введение данного закона в действие по сути является инновационным решением, поскольку ранее функции по реновации (обновлению) жилого фонда полностью возлагались на плечи муниципалитетов при наличии финансовой и организационной поддержки субъектов Федерации. Сегодня органы местного самоуправления получили возможность за счет средств, выделяемых Федерацией при условии «»финансирования со стороны субъектов и самих муниципальных образований, осуществлять снос аварийного жилищного фонда в таких масштабах.
Значительный объем жилищного фонда, особенно небольших городов, находится сегодня в ветхом и аварийном состоянии. В вопросах сноса или реконструкции многоквартирного дома первостепенным является признание в нем помещений, непригодных для проживания, а также всего дома аварийным.
Законодательно не определен статус таких объектов недвижимости, как строение, сооружение, многоквартирный дом. Доктриналь-но принято считать, что многоквартирный дом в целом объектом прав не является, он представляет собой по определению совокупность помещений, принадлежащих различным собственникам и объединенных лишь пространственно, с одной стороны, и имущества, принадлежащего всем собственникам помещений на праве общей долевой собственности, - с другой. В ЖК РФ также не содержится легальная дефиниция многоквартирного дома, она выводится из иных положений данного Кодекса, в том числе ст. 15 и гл. б7.
Подзаконным актом сформулировано определение многоквартирного дома в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». В соответствии с п. 6 данного Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством8.
Разделы 3 и 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устанавливают основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. В данном нормативно-правовом акте закреплено, что основаниями для признания жилых помещений непригодными для проживания, в частности, являются ситуации, когда жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.
Указанные многоквартирные дома в этом случае признаются аварийными и подлежащими сносу (п. 38)9. Однако законодатель не дает полного и всеобъемлющего понятия ни ветхости, ни аварийности. Данные понятия являются комплексными и сочетают в себе характеристики
различных областей знаний. Также стоит отметить и то, что эти правовые категории не закреплены, существуют лишь их определения, насыщенные различными техническими нормами и лишенные правового содержания, поэтому законодателю необходимо раскрыть содержание данных категорий, а также установить четкие их критерии, отграничивающие их от других видов непригодного для проживания жилья.
Утвержденные Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 г. № 8 «Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности» и «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004» содержат понятия «Ветхое состояние здания» и «Аварийное состояние здания», но и в них нет четких критериев, когда комиссия может принять решение о сносе или реконструкции жилья.
Неурегулированность вопросов ветхого и аварийного жилищного фонда стала настолько масштабной проблемой, что ее можно назвать одной из основных практически для всех регионов России.
Для начала необходимо отметить, что понятие «Непригодное для проживания» применяется только к жилым помещениям: жилым домам, квартирам и комнатам, но не к многоквартирным домам. В то же время в ряде случаев факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое (в силу закона) признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания. Так, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являют-
к.
ся непригодными для постоянного проживания по причине признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 34 Положения). Участниками отношений по осуществлению капитального ремонта являются муниципальные образования, выполнившие условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Принятие решения о сносе аварийных домов налагает на соответствующие органы власти обязанности по строительству новостроек, что не всегда соответствует их финансово-экономическим возможностям. Поэтому межведомственные комиссии не всегда объективны в принятых решениях. Эту проблему можно решить путем передачи полномочий по проведению процедуры оценки соответствия помещения установленным требованиям независимым экспертным учреждениям, заключения которых будут являться основанием для принятия решения властными органами о сносе или реконструкции многоквартирного дома.
Кроме того, органы государственной и местной власти не должны забывать об информировании собственников, нанимателей и членов их семей, проживающих в многоквартирных домах, о принятых межведомственными комиссиями решениях. Здесь необходимо учитывать тот факт, что исходя из норм гражданского и жилищного законодательства бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках жилых помещений многоквартирного дома. А переданное в порядке приватизации жилье не отвечает требованиям законодательства о пригодности проживания в нем, поэтому возложение несения бремени расхода по капитальному ремонту многоквартирных домов на собственников жилых помеще-
ний приведет к увеличению размера квартирной платы (ст. 158 ЖК РФ), что в свою очередь может привести к отказу от такой собственности (рас-приватизации).
Неоднозначна позиция по вопросу целесообразности проведения капитального ремонта того жилья, которое требует принятия решения о сносе.
Работы по капитальному, ремонту как правило осуществляют организации-посредники на основании Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В ходе проведения прокурорских проверок выявились факты незаконного использования бюджетных средств, в том числе Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступающих на реализацию адресных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Установлены факты хищений денежных средств, выделенных из указанного Фонда и предназначенных для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Были выявлены случаи перечисления денежных средств на счета аффилированных коммерческих структур и привлечения к выполнению работ организаций-посредников, имеющих признаки фирм-однодневок. В деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций распространены криминальные посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги. В целом за 2010 г. органами прокуратуры в сфере ЖКХ выявлено более 130 тыс. нарушений законов. Правоохранительными органами по материалам, направленным прокурорами, возбуждено 200 уголовных дел10.
Денежные затраты на капитальный ремонт жилья, - признанного непригодным для проживания, это экономическая проблема, но при этом возникают и правовые проблемы выселения граждан в маневренный жилищный фонд.
Согласно ч. 1 ст. 88 Жилищного Кодекса нет гарантии предоставления выселяемым гражданам другого благоустроенного жилого помещения, поскольку о том, что жилое помещение должно в маневренном фонде быть благоустроенным, в рассматриваемой норме не упоминается. По словам М.Ю. Тихомирова, ч. 1 ст. 88 должна применяться с учетом положений императивной нормы ч. 1 ст. 89 Кодекса, согласно которой предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. А поскольку речь идет о временном переселении, то не всегда органы местного самоуправления располагают достаточным количеством жилой площади маневренного фонда. В г. Екатеринбурге, например, семье А. была предоставлена неблагоустроенная квартира (полуподвальное помещение) в деревянном бараке, подлежащем сносу как ветхое жилье". Все переезды нанимателя и членов его семьи как из занимаемого ими жилого помещения на другую жилую площадь, так и обратно, производятся наймодателем за его счет. В период проживания нанимателя в связи с капитальным ремонтом в другом жилом помещении он вносит квартирную плату лишь за помещение, предоставляемое ему на время ремонта. Эти расходы также должны учитываться при реализации программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».
Согласно принятому Московской гордумой закону к зоне ответственности Москвы по проведению капремонта без отселения относится 13 тыс. 787 многоквартирных домов общей площадью 117,5 млн кв. м. По данным на конец 2007 г., когда принимался закон, насчитывалось многоквартирных домов об-
I -ри
«V
гу
алтайским вестиик государственной и муниципальной службы
2012
9i
щей площадью 213,2 млн кв. м. При реализации капитального ремонта домов практика показала, что смета ремонта из расчета 2,5 тыс. руб. за 1 кв. м нереальна. Данный показатель был увеличен до 8,5 тыс. руб., а при темпах инфляции он составил 9 тыс. руб. В правительстве Москвы подсчитали, что на сегодняшний момент «цена» программы капитального ремонта подскочила втрое и достигла 1,5 трлн руб., что составляет годовой бюджет Москвы в докризисные годы. В итоге в 2011 г. в планах властей города провести капитальный ремонт порядка 100 жилых домов. Кроме того, более чем в 150 домах, запланированных к капитальному ремонту в 2009-2010 гг., из-за недоделок недобросовестных подрядчиков требуется вновь проводить ремонт. По словам мэра Москвы, в дальнейшем финансироваться капитальный ремонт такого жилья будет следующим образом: от 5% до 30% составит доля собственников, остальные расходы возьмет на себя город. Сотни домов в Москве, отремонтированных в 2008-2009 и 2010 гг., с веселыми разноцветными фасадами, остекленными лоджиями, будут соседствовать с унылыми серыми домами, построенными в 70-80-е гг. Эти проблемы заставляют определить с нормативную базу и утвердить порядок софинан-сирования капитального ремонта12. Если московские чиновники говорят о дорогостоящих мероприятиях по капитальному ремонту непригодного жилья, что делать тем субъектам, которые не располагают достаточными деньгами? В то же время нельзя принимать категоричное решение о сносе многоквартирных домов, это вызовет еще одну проблему недостатка жилой площади по расселению граждан, выселяемых из сносимого жилья.
За период 2003-2007 гг. всего по Российской Федерации за счет всех источников финансирования отремонтировано более 126 млн кв. м общей площади жилищного фонда. В 2008 г. отремонтировано 50,3 млн кв. м (в том числе 44,3 млн кв. м в многоквартирных домах), а в 2009 г. - 43 млн кв. м (в том чис-
ле 41,1 млн кв. м многоквартирных домах). Если в 2003-2007 гг. капитально ремонтировалось в среднем 0,9% в год, то в 2008 и 2009 гг. в результате поддержки этого вида работ из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ доля отремонтированной общей площади многоквартирных домов вырос\.а, соответственно, до 1,6% в 2008 г. и до 1,4% в 2009 г., а доля площади капитально отремонтированных многоквартирных домов составила в 2008 г. 2,1%, а в 2009 г. - 1,9%. Иначе говоря, несмотря на экономический кризис, приведший в 2009 г. к сокращению общей площади капитально отремонтированных жилых домов, в том числе многоквартирных, она в 2008 г. превысила, а в 2009 г. практически достигла величины используемого стандарта объема ремонта - 2% площади в год13.
Объективно говоря, оценка сложившегося положения не отвечает жизненным требованиям. Срок жилых зданий 50 лет и более, для предотвращения нарастания износа, требует достаточно большего процента осуществления капитального ремонта. Кроме того, государственная жилищная политика должна быть направлена на обновление жилищного фонда и инфраструктуры. Сегодня Российская Федерация, приступила к модернизации национальной экономики. Об этом свидетельствует принятие Федерального закона от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего обязанности застройщиков по соблюдению требований энергетической эффективности. В новых нормах закрепляются показатели энергетической эффективности зданий - удельной потребности в тепловой энергии на отопление, устанавливаются критерии и правила оценки по показателям энергетической эффективности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий. Многоквартирные дома после реконструкции не будут соответствовать требова-
ниям новых строительных норм и правил.
Переселение граждан из аварийного жилья предлагают решить малоэтажным строительством (см. Краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2012 год), которое сегодня в РФ постепенно набирает все большие обороты. Одним из основных преимуществ малоэтажного строительства следует назвать его относительную стоимостную доступность по сравнению с многоэтажным жильем, связанную с меньшими трудозатратами, необходимыми для возведения малоэтажных домов14.
В этой связи главная задача - не нарушать права собственников помещений в многоквартирных домах. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 отмечено, что Жилищным кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок обеспечения жилищных прав собственника при принятии решения о сносе многоквартирного дома, состоящего из жилых помещений различных форм собственности. В силу этого к данным правоотношениям в судебной практике по аналогии применяются положения ст. 32 Жилищного кодекса, которые устанавливают единый для всех собственников порядок изъятия жилого помещения в случае признания многоквартирного жилого дома подлежащим сносу по причине его аварийности. Изъятие жилого помещения предполагает в таком случае выплату выкупной цены, включающей в себя рыночную стоимость жилого помещения и всех причиненных убытков, либо предоставление иного жилого помещения.
Снос жилых домов на практике реализуется через заключение органами местного самоуправления инвестиционных договоров с инвесторами предполагаемого строительства на месте существующих домов. В рамках заключенных договоров обязанности по расселению собственников и подбору для них
жилых помещений, как правило, возлагаются на инвестора. Любой инвестор желает сокращения расходов и не думает о защите прав жильцов расселяемых домов. Об этом свидетельствует судебная практика. При отсутствии должного контроля со стороны органа местного самоуправления инвесторы предоставляют жильцам вторичное жилье в ветхом либо аварийном жилищном фонде, требующее проведения ремонтных работ. Согласно действующему законодательству возместить потери собственника изъятого для государственных нужд имущества обязаны государственные или муниципальные органы. Эта обязанность предполагает и их обращение в суд с иском о прекращении права собственности или изъятии имущества. Прием и рассмотрение таких исков от частных инвесторов являются прямым нарушением норм законодательства и конституционных гарантий15.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. 188-ФЗ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения на основании договора найма нарушает его конституционные права, так как фактически он лишается собственности. Кроме того, предоставление собственнику изымаемого жилого помещения другого жилого помещения не на праве собственности не отвечает условиям равноценного возмещения в случае принудительного отчуждения иму-
щества для государственных и муниципальных нужд.
Члены Совета Федерации Ю.И. Калинин, А.Г. Лысков внесли на обсуждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законопроект № 447587-5 о внесении изменений в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления жилого помещения собственнику взамен изымаемого для государственных и муниципальных нужд). Они предлагают обеспечить условие равноценного возмещения, возможно, путем заключения договора мены с собственником изымаемого жилого помещения и органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим ему жилое помещение взамен изымаемого. Данный законопроект предоставит возможность органам местного самоуправления муниципальных образований передавать гражданам взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение на праве собственности без взимания с них разницы в стоимости жилых помещений, если стоимость предоставляемого жилого помещения будет выше выкупной цены изымаемого жилого помещения15.
Трудно говорить, что будет с изменением норм законодательства на федеральном уровне, дадут они должный результат или нет, но о том, что конституционные гарантии (ст. 40 Конституции РФ) фактически предоставляются в каждом конкретном случае, свидетельствует судебная практика.
1 Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. Статистический бюллетень 2011 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ Ь1 l_04/IssWWYV.exe/Stg/d09/2-jil.htm.
2 О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 39. Ст. 3770.
3 О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 // Собрание законодательства РФ. 2011. N» 5. Ст. 739.
4 Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.
5 Об утверждении 11рограммы переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, на 2008-2011 годы: Постановление Администрации города Барнаула от 10 декабря 2007 г. № 3813 (текст постановления официально опубликован не был) // Консультант Плюс: справоч-но-правовая система.
6 [Электронный ресурс]. RL::http:// www.admhmansy.ru/ru/spravka/info/ municipal/habitation/take down/?id=622.
7Г1евницкий С.Г., Чефранова E.A. Многокваргирные дома: проблемы и решения. М.: Статут, 2006. 541 с.
8 Об утверждении 11оложения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 | ред. от 02.08.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. 2006. № 6. Ст. 702.
9 Суслова С.И. К вопросу о соотношении понятий «непригодность» и «утрата» (разрушение) жилого помещения // Жилищное право. 2007. № 5.
10Субанова Н.В. Прокурорский надзор как средство укрепления законности в сфере экономики // Журнал российского права. 2012. № 1.С. 55-61.
11 Постановление президиума Свердловского областного суда от 23 марта 2005 г. (дело № 44-Г-98/2005) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ekboblsud. ru/ show doc.php?id= 4131; Осадченко И.В. Некоторые особенности обращения взыскания па заложенное жилье при ипотечном кредитовании граждан // Жилищное право. 2007. №4. С. 42.
12 URL: http://www.irn.ru/articles/ 26914.html.
13 Савельева О.И. Восстановление многоквартирных домов: основные проблемы и пути решения // Жилищное право. 2010. № 12. С. 35-48.
11 Семина Т.А., Чернов A.B. Исторические аспекты развития малоэтажного жилищного строительства в Российской Федерации. Основные предпосылки актуальности данного способа решения жилищного вопроса населения в современный период // Жилищное право. 2009. № 12. С. 103-111.
15 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2010/05/28/doklad-lukin-dok. html.
16 URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main. nsf/SearchUD?OpenForm&Seq= 1.