Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИИ: РЕАЛЬНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ'

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИИ: РЕАЛЬНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
экономика / право / экономико-правовая трансформация / институционально-правовые основания / мобилизационные формы хозяйствования / economics / law / economic and legal transformation / institutional and legal foundations / mobilization forms of economy management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Пантелеевич Очередько

В статье дается оценка институционально-правовых оснований развития страны в современных условиях. Автор предлагает достаточно новую в юридических дискуссиях дефиницию экономико-правовой трансформации, исходя из симбиоза в реальной жизни экономики и права. Расматривается развитие мобилизационных форм хозяйствования, являющихся существенным моментом экономико-правовой трансформации в стране. При этом поднимается вопрос о масштабах мобилизационного элемента в реформируемых механизмах правового регулирования в условиях двухсекторного характера российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL TRANSFORMATION OF RUSSIA: THE REALITY OF MOBILIZATION FORMS OF ECONOMY MANAGEMENT

The article analyzes and evaluates the institutional and legal foundations of the country’s development in modern conditions. The author offers a fairly new definition of economic and legal transformation in legal discussions, drawing on the symbiosis of economics and law in real life. The assessment is given of the development of mobilization forms of economy management, which are an essential momentum of economic and legal transformation in the country. At the same time, the question is raised about the scale of the mobilization element in the reformed mechanisms of legal regulation in the conditions of the two-sector nature of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИИ: РЕАЛЬНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2023. № 3 (44). С. 138 — 145 • CRIMINALIST. 2023;3(44):138-145

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ)

НАУКИ

Научная статья УДК 342.5

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИИ: РЕАЛЬНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Виктор Пантелеевич ОЧЕРЕДЬКО

Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, Санкт-Петербург, Россия, ocheredkovp@mail.ru

Аннотация. В статье дается оценка институционально-правовых оснований развития страны в современных условиях. Автор предлагает достаточно новую в юридических дискуссиях дефиницию экономико-правовой трансформации, исходя из симбиоза в реальной жизни экономики и права. Расматривается развитие мобилизационных форм хозяйствования, являющихся существенным моментом экономико-правовой трансформации в стране. При этом поднимается вопрос о масштабах мобилизационного элемента в реформируемых механизмах правового регулирования в условиях двухсекторного характера российской экономики.

Ключевые слова: экономика, право, экономико-правовая трансформация, институционально-правовые основания, мобилизационные формы хозяйствования

Для цитирования: Очередько В. П. Экономико-правовая трансформация России: реальность мобилизационных форм хозяйствования // Криминалистъ. 2023. № 3 (44). С. 138 — 145.

Original article

ECONOMIC AND LEGAL TRANSFORMATION OF RUSSIA: THE REALITY OF MOBILIZATION FORMS OF ECONOMY MANAGEMENT

Viktor P. OCHEREDKO

North-Western branch of the Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia, ocheredkovp@mail.ru

© Очередько В. П., 2023

_ 13Q

Криминалистъ. 2023. № 3 (44)

Abstract. The article analyzes and evaluates the institutional and legal foundations of the country's development in modern conditions. The author offers a fairly new definition of economic and legal transformation in legal discussions, drawing on the symbiosis of economics and law in real life. The assessment is given of the development of mobilization forms of economy management, which are an essential momentum of economic and legal transformation in the country. At the same time, the question is raised about the scale of the mobilization element in the reformed mechanisms of legal regulation in the conditions of the two-sector nature of the Russian economy.

Keywords: economics, law, economic and legal transformation, institutional and legal foundations, mobilization forms of economy management

For citation: Ocheredko V. P. Economic and legal transformation of Russia: the reality of mobilization forms of economy management. Criminalist. 2023;3(44):138-145. (In Russ.).

История России представляет собой сложные и противоречивые по своим способам и результатам процессы преобразований, приводящие нередко к глубоким трансформациям всех сторон общественной жизни. Они неизменно возбуждали разноречивые чувства и поощряли стремление к научной рефлексии.

Современное состояние России характеризуется совокупностью вызовов, как связанных с незавершенностью и противоречивостью результатов перехода от советских к демократическим основаниям общественного устройства, так и обусловленных современными проблемами, в частности широкомасштабной конфронтацией с Западом.

Глубина и масштабы проблем наиболее ощутимы в сфере экономики. Их решение предполагает глубокую трансформацию модели хозяйствования в стране.

В российской литературе не много исследований, где раскрывается понятие трансформации, описываются ее структура, механизмы развития [1; 2; 3; 4]. Обычно оно используется в контексте исследования выбранных проблем как достаточно общее место, не требующее своего определения [5; 6; 7]. В последнее время проблема трансформации поднимается в дискуссиях о перспективах развития российского общества [8].

Словари, в том числе энциклопедические, определяют трансформацию как «превращение, преобразование вица, формы чего-нибудь» [9]. Основываясь на институциональном подходе, можно утверждать, что это процесс качественных

преобразований правил и норм поведения хозяйствующих субъектов, определяющих вектор формирования новой модели хозяйствования.

Помещение формирования новой модели хозяйствования в центр нашего анализа обусловливает характеристику процесса качественных преобразований правил и норм поведения хозяйствующих субъектов как экономико-правовую трансформацию. При этом мы исходим из неразрывной взаимосвязи преобразований в двух сферах: экономике и праве. Эта взаимосвязь является общеизвестным фактом. Она исследуется в русле многих научных традиций, оказавших серьезное влияние на общественное устройство значительной части человечества и наиболее полно характеризуется понятием «симбиоз». Если прав в своем недоумении И. Валлерстайн: «Почему мы так уверены, что экономика, социология и история должны и всегда будут существовать отдельно?» [10, с. 9], то еще более очевидна обозначенная нами неразрывная связь экономики и права.

Связь экономики и права со всей наглядностью выявляется на нормативно-де-ятельностном уровне, представляя собой две стороны одного процесса. Любая экономическая деятельность всегда нормативно определена, образуя неразрывное экономико-правовое явление — хозяйствование. Еще в начале XX века известный юрист Р. Штам-млер указывал, что не бывает хозяйства, в котором отношения не были бы урегулированы [11, с. 24]. При этом важно понимать, что

в данном случае речь идет о правовом урегулировании в широком смысле, начиная с обычая и традиции как источников права. Переход от регулирования хозяйствования обычаем, традицией к государственному урегулированию, т. е. на основании акта, отражает логику развития нормативности хозяйствования. Однако это «не конец истории» нормативности хозяйствования. Формируется современное глобальное хозяйство, построенное на формировании глобальных цепочек и цифровых сетей. В нем традиционные правовые институты, созданные в предшествующий период, перестают адекватно отражать новые условия функционирования и дополняются инновационными корпоративными и трастовыми механизмами, а также неформальными механизмами управления [12, с. 18].

Система хозяйствования (совместная хозяйственная деятельность людей) представляет собой урегулированную правом экономическую деятельность. Повторимся: в реальной жизни экономика и право неразделимы. Нет смысла обсуждать экономические процессы без принятия институциональных и правовых условий, в которых развивается экономика, поскольку эти условия определяют организационные формы, экономические стимулы и издержки деятельности.

Глубокие преобразования в экономической сфере всегда осуществляются на основе совершенствования ее нормативно-правовой базы. Экономических реформ без правового обеспечения, достаточно мощного и многостороннего, не бывает. Стоит согласиться с Р. Коузом, когда он утверждает, что «экономическая политика состоит в выборе таких правовых норм, процедур и административных структур, которые обеспечат максимизацию ценности производства» [13, с. 33]. Таким образом, исходя из выявленной существенной роли правовой базы в экономических преобразованиях правильно было бы говорить об экономико-правовой политике.

Проблема эффективности экономико-правовой политики состоит в том, что

разрабатываемые нормативные нововведения не всегда основываются на всестороннем учете всего комплекса причинно-следственных связей между нормативным воздействием и экономической действительностью. В результате закладываемый созидательный потенциал нормативного нововведения оказывается существенно ограничен.

Определение параметров воздействия институтов на осуществление экономической деятельности является одной из насущных проблем научного исследования, закрепление их в нормативных актах составляет смысл и содержание законотворческой деятельности.

Экономико-правовая трансформация страны обусловлена действием большого числа факторов. К базовым факторам следует отнести известные проблемы, порождаемые существующей моделью хозяйствования, ограничивающей перспективы динамичного развития страны. Существенным катализатором преобразований явились резко изменяющиеся внешние условия хозяйствования, прежде всего широкомасштабные санкции, разрушение всего спектра связей с Западом.

Важное значение для понимания современных проблем экономико-правового реформирования имеет обращение к истории транзита модели хозяйствования от социалистической в капиталистическую, осуществленного в 90-е годы прошлого века. Историю, как известно, нужно изучать и потому, что, уходя, она не убрала свои последствия. Они в целом признаются, но не до конца оцениваются. Осуществленная институциа-лизация, заложенные нормативно-правовые основания хозяйствования обладают своей логикой развития, существенно корректирующей предпринимаемые усилия по экономико-правовому реформированию.

Неизменно актуальным является определение направления преобразований в рамках экономико-правовой трансформации. Ведь известно, что дальше всех может зайти тот, кто не знает, куда идти. Понимание сложности ситуации, в сочетании с осозна-

нием исторической необходимости, является определяющим в помещении обсуждения сути и путей экономико-правовой трансформации в соответствующий исследовательский и исторический контекст.

Рассуждения о необходимости радикальных изменений в подходах к хозяйствованию в экстремальных условиях современного развития обычно сводятся к призыву перехода на рельсы мобилизационной экономики [14; 15]. Это понятно и объяснимо. Во-первых, острые вызовы совершенно нового масштаба толкают к радикальным решениям. Во-вторых, концепция мобилизационной экономики, по сути, единственная теоретически разработанная модель и уже реализованная на практике в недалекой российской истории. Ее основные конструкты: централизованное управление и планирование, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, трудовая мобилизация, создание закрытой системы национальных финансов. Разрабатываются различные программы перехода на мобилизационные формы развития экономики1.

В качестве аргумента в пользу перехода на мобилизационную экономику часто обращаются к опыту социалистического строительства довоенного периода. Однако обращение к советскому опыту имеет всем известные ограничения. Возникают вопросы адекватности мобилизационной экономики новому технологическому укладу, принципиально другой информационной среде, изменившемуся демографическому потенциалу. Кроме того, существуют вполне обоснованные опасения по поводу согласования ее основных концептов с современным пониманием и механизмами реализации прав человека.

На правительственном уровне возможность возврата к экономике образца Совет-

1 Воронин Ю. Мобилизационная экономика как выход из санкционных вызовов коллективного Запада // Новые известия : сайт. URL: https:// newizv.ru/news/2022-10-24/mobilizatsionnaya-ekonomika-i-komitet-oborony-zachem-eto-nuzhno-sovremennoy-rossii-372747 (дата обращения: 20.02.2023).

ского Союза 30-х годов отрицается. «Будет другая модель, более эффективная, более способная на изменения, более способная на создание нового», — заявил М. Орешкин на юбилейном XXV Петербургском международном экономическом форуме2. Правда, до сих пор неясны даже очертания заявленной модели.

Вместе с тем экономико-правовая трансформация должна, на наш взгляд, содержать в себе мобилизационный вектор. Другими словами, значимым элементом развития современной модели хозяйствования являются мобилизационные формы хозяйствования.

Наличие мобилизационного элемента — важное условие обеспечения национальной безопасности России в настоящее время. Развитие российской государственности, как известно, всегда сопровождалось чрезвычайными обстоятельствами и усилиями по концентрации материальных и гуманитарных ресурсов. Отсюда различные исторические этапы модернизации отечественной экономики характеризуются различными масштабами мобилизационной составляющей в системе хозяйствования.

Мы понимаем под мобилизационной составляющей хозяйствования организационно-правовые формы, выходящие за рамки существующих норм и правил организации экономической жизни, базирующихся на обеспечении баланса частных и публичных интересов. Изменение этого баланса в пользу публичных интересов характеризует развитие мобилизационной составляющей хозяйствования. Элементы изменения указанного баланса могут быть различными: введение ограничений в осуществление хозяйственной деятельности, установление особенностей различных видов правового регулирования, введение внешнего управления и др.

2 Возврата к экономике СССР не будет, заявил Орешкин // РИА Новости : сайт. URL: https: // ria.ru/20220616/ekonomika-1795650213.html?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 20.02.2023).

Масштабы мобилизационного элемента в механизмах хозяйствования могут и должны существенно различаться в зависимости от степени вовлеченности отрасли в обеспечение национальной безопасности страны.

Основная проблема формирования новых институционально-правовых оснований современного этапа экономического развития состоит в том, что они должны разворачиваться, образно выражаясь, на двух уровнях. В основе — расширение полномочий государства в стратегических отраслях экономики, сферах, связанных в широком смысле с обороной страны, создание новых авторитетных органов государственного регулирования. На другом уровне — всемерное раскрепощение малого и среднего бизнеса, предоставление ему всевозможных экономических свобод в целях всемерного наполнения потребительского рынка.

Развитие институционально-правовых оснований на первом уровне должно основываться на целеполагании. Ключевое значение в этом принадлежит двум законодательным актам: Федеральным законам от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»1 и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2. Важной задачей является согласование нормативно-правовых актов в обозначенных сферах хозяйствования с этими законами и разработанными на их основе документами.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации3, основанная на

1 О безопасности : Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ : текст с изм. и доп. на 10 июля 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ : текст с изм. и доп. на 17 февр. 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 Стратегия национальной безопасности Рос-

сийской Федерации : утв. Указом Президента

Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

положениях Конституции Российской Федерации и вышеуказанных законах, определяет приоритетные направления, цели и задачи государственной политики для защиты национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Стратегии зафиксирован полный отказ от западных «ценностей» и приоритет традиционных ценностей. При этом, на наш взгляд, не следует ограничивать последнее сферой морали. Вопрос намного шире. Трансформация стратегических приоритетов России в области безопасности распространяется на глубокие преобразования в сфере экономики и права. Важно, чтобы новые оценки складывающейся в мире и в стране ситуации не оставались на бумаге. Необходимы приводные ремни их реализации.

Существенное значение в решении существующих проблем принадлежит Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года4, являющейся «документом стратегического планирования» (п. 1). Однако, будучи принятой шесть лет назад, она уже не в полной мере отражает новые угрозы и нуждается в существенных коррективах.

На обозначенных стратегических основаниях в стране осуществляется экономико-правовая трансформация, содержащая мобилизационные формы хозяйствования.

Развиваются законодательные основы укрепления экономико-правовых связей государства-заказчика с хозяйствующими субъектами различных форм собственности5 в рамках государственного оборонного

4 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // Гарант.ру : информ.-пра-вовой портал. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 25.03.2023).

5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 272-ФЗ // Официальное опубликование правовых актов : сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/

заказа (ГОЗ). Правительству Российской Федерации предоставлено право введения специальных мер в экономике для обеспечения деятельности вооруженных сил в ходе военных операций за рубежом. Эти меры предусматривают возможность разработки особого положения в экономике — с мобилизацией трудовых и организационных ресурсов предприятий всех форм собственности.

На основании введенных Правительством Российской Федерации специальных мер юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации. Предусмотрена также закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) отдельными видами юридических лиц продукции, необходимой для выполнения ГОЗ, а также для формирования ее запаса в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»1.

Создаются законодательные основания развития мобилизационной составляющей форм хозяйствования в случае введения правового режима военного положения. Разрешается введение «временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации». Кроме того, возможны временные изменения «формы собственности

Document/View/0001202207140026?mdex=0&rang eSize=1 (дата обращения: 25.02.2023).

1 О государственном оборонном заказе : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ : текст с изм. и доп. на 3 апр. 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

организаций, порядка и условий процедур банкротства, режима трудовой деятельности», а также установление «особенностей финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования»2. Введение во вновь образованных четырех субъектах Российской Федерации военного положения четвертой категории позволяет говорить о реальности обозначенных мобилизационных форм хозяйствования.

Очередные шаги по конкретизации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» предприняты в Указе Президента Российской Федерации, согласно которому признано возможным в период военного положения на территории Российской Федерации введение внешнего управления, приостановка прав акционеров в компаниях, срывающих сроки выполнения ГОЗа3.

Правительством формируется рабочая группа по вопросам работы компаний, участвующих в выполнении ГОЗа в период действия военного положения. Группа должна работать при коллегии Военно-промышленной комиссии России. Рабочая группа должна заниматься оценкой выполнения компаниями ГОЗа, формировать позицию по переводу организаций под внешнее управление, а также определять кандидатуры управляющих компаний в случае передачи организации под внешнее управление.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации формирует предложения по определению управляю-

2 О военном положении : Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ : текст с изм. и доп. на 29 мая 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа : Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 г. № 139 // Официальное опубликование правовых актов : сайт. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202303030004 (дата обращения: 03.03.2023).

щей компании, призванной осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа такого хозяйственного общества, а при необходимости полномочия общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. Министерство также издает соответствующий нормативный правовой акт. В случае принятия соответствующего решения Правительство страны должно будет принять меры по защите прав трудящихся на таких предприятиях и бюджетных средств, которые вкладываются в его деятельность.

Важным институциональным шагом явилось образование Координационного совета при Правительстве Российской Федерации в целях усиления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции. Совет наделен широкими властными полномочиями в интересах улучшения координации и управляемости в указанной сфере. Совет уполномочен определять целевые задачи по обеспечению потребностей войск, формировать цены на необходимые товары, работы и услуги, подбирать подрядчиков и поставщиков. Решение широкого круга задач основывается на предоставлении возможности введения ускоренной процедуры разработки, согласования и принятия нормативно-правовых актов. Правительство получило право на осуществление «административных инноваций» (новых административных реформ) в обеспечение специальной военной операции. Иногда Совет сравнивают с советским Государственным комитетом обороны (ГКО), осуществлявшим единое планирование и управление народным хозяйством страны в военное время1. Однако такая аналогия, исходя из масштабов деятельности и предоставленных полномочий, представляется сомнительной.

1 Специальный координационный совет (СКС) можно сравнить с Государственным комитетом обороны (ГКО). URL: https://alexandr-palkin.livejournal.com/11607361.html (дата обращения: 07.02.2023).

Характерной чертой усилий по развитию новой модели хозяйствования является их нацеленность на решение двух задач: противодействие санкционному давлению западных стран, а также обеспечение специальной военной операции. Не следует, на наш взгляд, их отождествлять. Если меры в решении первой задачи могут рассматриваться в контексте корректировки модели хозяйствования, то решение второй характеризует реакцию на экстремальную, но преходящую проблему. Отсюда различия их содержательных и временных параметров. Вместе с тем в сложившихся исторических условиях очевидна, на наш взгляд, их обусловленность в том смысле, что меры экономического обеспечения специальной военной операции в известной степени являются апробацией корректировки модели хозяйствования, стимулом более энергичной и системной деятельности в экономико-правовой сфере.

В завершение можно сформулировать несколько положений. В России развивается законодательство, регламентирующее мобилизационные формы хозяйствования. Они заложены в законодательных новациях Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» и Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»2. Центральное место отводится специальным мерам в экономике. Основной вызов — гармонизация развивающихся мобилизационных форм с усилиями по формированию новой модели хозяйствования. При этом проблемой является отсутствие заявленной перспективной модели хозяйственного развития. Это порождает неопределенность в целенаправленном реформировании норм и институтов хозяйствования. Развивается, на наш взгляд, более сложный, менее определенный и изученный процесс экономико-правовой трансформации страны.

2 Об обороне : Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ : текст с изм.и доп. на 13 июня 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

Список источников

1. Бондар И. А. Методология трансформации социально-экономических институтов // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2010. № 3. С. 182 — 184.

2. Ганоев О. К. На пути к правовому государству: трансформация, реформирование, модернизация // Lex russica. 2017. № 2. С. 16 — 20.

3. Карпунина Е. К. Трансформация как способ развития экономической системы // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4. С. 27 — 35.

4. Пефтиев В. И. Трансформации в России: гипотезы и векторы исследований // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 81—90.

5. Сергеев А. Л. Политико-правовые трансформации экономики в концепции кубинского социализма // Lex russica. 2022. Т. 75, № 2. С. 64 — 76.

6. Трансформация права в цифровую эпоху : монография / М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Алтайский гос. ун-т ; под ред. А. А. Васильева. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. 2020. 432 с.

7. Хабермас Ю. Структурная трансформация публичной сферы : Исследования относительно категории буржуазного общества / под ред. М. Беляева ; пер. В. И. Иванова. Москва : Весь мир, 2016. 342 с.

8. Зорькин В. Д. Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика. 2004. № 2. С. 5—10.

9. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Н. Ф. Татьянченко. Москва : Альта-Пресс, 2005. 1207 с.

10. Валлерстайн И. Микросистемный анализ: введение : пер. с англ. Москва : Территория будущего, 2006. 248 с.

11. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории / пер. со 2 нем. изд. М. К. Покровского, А. А. Мейера и И. А. Давыдова : под ред. и с вступ. ст. И. А. Давыдова. Санкт-Петербург : Начало, 1907. Т. 2. 347 с.

12. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху : Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции : монография / А. Ю. Цариковский, Н. Ф. Га-лимханова, А. П. Тенишев [и др.] ; под ред. А. Ю. Цариковского [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 391 с.

13. Коуз Р. Фирма, рынок и право : пер. с англ. Москва : Новое издательство, 2007. 224 с.

14. Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России ХХ века : сб. материалов Всероссийской науч. конф., Челябинск, 28—29 ноября 2009 г. / Науч. совет РАН по проблемам российской и мировой экономической истории ; Челябинский гос. ун-т ; под ред. Г. А. Гончарова, С. А. Баканова. Челябинск : Энциклопедия, 2009. 571 с.

15. Недосекина А. О., Рейшахрит Е. И. Мобилизационная экономика по-русски. Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 124 с.

Информация об авторе

В. П. Очередько - профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.

Information about the author

V. P. Ocheredko - Professor of the Department of state and legal disciplines of the North-Western branch of the Russian State University of Justice, Doctor of Science (Law), Professor, Full member of the Russian Academy of Natural Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.