ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК 332 ББК 65.050.22.
ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЛЬСТВА
ДЛ.КОБИЦКИЙ
Балтийская академия туризма и предпринимательства
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются экономико-организационные проблемы развития модернизационного предпринимательства, принципы и механизм инновационной деятельности в данной сфере. Особое внимание уделяется процессу и сложностям организации модернизационного предпринимательства в условиях экономики России.
Ключевые слова: экономика, экономика России, предпринимательство, инновации, модернизация, модернизаци-онное предпринимательство.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что очень многие отечественные предприятия являются неконкурентоспособными, что сохраняется сырьевая направленность экономики. Россия проигрывает в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные секторы, на новую экономику -экономику знаний и технологий.
Между тем российская экономика в 1999-2007 гг. характеризовалась динамичным развитием практически всех видов экономической деятельности. Экономический рост наблюдался при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и внутренней социально-политической стабильности вплоть до экономического кризиса 2008 года. Особенностью функционирования и структурных преобразований являлось расширение внутреннего рынка на фоне динамичного роста и потребительского, и инвестиционного спроса. Повышение деловой активности базировалось на опережающем росте инвестиций относительно динамики конечного потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП. При увеличении ВВП за последние 7 лет на 57,5% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 65,0% и инвестиций в основной капитал - на 90,1%. На характер развития и трансформационные сдвиги внутреннего рынка существенное влияние оказывала положительная динамика производства товаров и услуг. По сравнению с 1998 г. объемы выпуска промышленной продукции увеличились на 62,8%, сельского хозяйства - на 28,9%. Рост производства товаров поддерживается развитой за годы реформ инфраструктурой рынка услуг. Коммерческий грузооборот транспорта по сравнению с 1998 г. увеличился на 41,7%, объем услуг связи - на 296,8% и розничной торговли - на 68,5%.
В то же время инновационная деятельность в России характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научном потенциале.
Наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий в последние годы составляло приобретение машин и оборудования (62,2%). В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение прав, патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели - 10,5%. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства - 82,3%, доля иностранных инвестиций - 5,3%, федерального бюджета - 2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3%, внебюджетных фондов - 2,7% [3]. Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. В настоящее время доля России в объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,з-0,5% (для сравнения: доля США - 36%, Японии -30%, Китая - 6%).
В России создано более 40 тысяч малых инновационных предприятий. На основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности ими освоено производство новой продукции на десятки миллиардов рублей в год. В регионах России действует около 50 бизнес-инкубаторов, 70 технологических парков и 40 инновационно-технологических центров, в составе которых работают сотни малых фирм, занимающихся разработкой и выпуском конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Для реструктуризации российской экономики на современной технологической основе, обеспечивающей подъем конкурентоспособности и завоевание позиций на мировом рынке, требуются значительные объемы инвестиций. Минимальная потребность российской экономики в инвестициях на ближайшие годы, по различным оценкам, составляет 150-250 млрд. долл. [2].
На общем фоне экономического подъема, несмотря на положительную динамику роста инвестиций в основной капитал, проблема технологической, воспроизводственной и возрастной структуры основного капитала, его физического и морального износа также остается нерешенной. Учитывая традиционно высокую концентрацию доходов внутри экспортоориентированного сектора и отсутствие механизмов межотраслевого перелива капитала, едва ли можно было рассчитывать на кардинальные изменения в характере воспроизводства основного капитала. Ситуация в инвестиционной сфере усугубляется тем, что экономика нуждается не только в увеличении масштабов инвестиций, но и в определении стратегии привлечения инвестиционных ресурсов. При замедлении темпов роста доходов предприятия воспроизводят сложившиеся пропорции.
Таким образом, масштабы инвестиций в основной капитал не соответствуют реальным потребностям обновления и модернизации производственного аппарата, что негативно отражается на эффективности экономики и требует активизации инвестиционной деятельности на основе исследования возможных источников инвестиций в основной капитал с целью выявления дополнительных инвестиционных ресурсов.
Объединение под единым управлением инновационной и инвестиционной функции является предпосылкой для развития инновационной деятельности в отечественном предпринимательстве в основном за счет собственных средств: амортизации основного капитала, прибыли и резервного фонда. Собственные оборотные средства предприятия могут получать в основном в виде реинвестиций от непрерывно проводимых инновационных проектов.
Большинство предприятий не может рассчитывать на привлеченные средства в источниках финансирования. Опора на собственные источники для предприятий
является вынужденной из-за неразвитости отечественной кредитной системы и фондового рынка. К привлеченным (заемным, совместным) инновационным инвестициям может также относиться и капитал акционерных обществ различного типа, специально создаваемых для реализации инновационных проектов, чаще всего венчурных. Интересы банков, частных и криминальных инвесторов достаточно однообразны и во многом совпадают - получение краткосрочной прибыли. Поэтому часто руководители предприятий стараются не брать банковские кредиты, уйти из-под криминальной крыши. Важным источником для отечественных предприятий являются бюджетные инвестиции (а также средства внебюджетных фондов). Можно предположить, что государство в лице центральных и местных органов управления вкладывает средства для решения социальных проблем (создания рабочих мест, поддержки жизненно важных отраслей и т. п.), укрепления власти отдельных правящих группировок, создания новых источников пополнения бюджета.
Ориентация на рынок иностранных инвестиций влечет за собой ряд крупных проблем, главная из которых заключается в том, что иностранные инвесторы определяют направления вложения средств исходя из собственных интересов и большой выгоды. Иностранные инвестиции как источник финансирования инноваций наиболее доступны предприятиям, контролируемым иностранным капиталом. Проведенный выше анализ внешних инвестиционных ресурсов показывает, что объемы поступаемых прямых иностранных инвестиций в Россию невелики по сравнению с другими развивающимися странами.
Инвестиционная деятельность предприятий, ориентирующихся на внедрение инновационных разработок, сдерживается также из-за неблагоприятного делового климата. Это проявляется, с одной стороны, в излишнем вмешательстве государства в хозяйственную деятельность, а с другой - в недостаточной его роли в обеспечении таких базовых рыночных условий, как защита прав собственности и создание равных условий для конкуренции. Чрезвычайно высокими остаются трансакционные издержки и административные барьеры входа на рынок и последующего ведения предпринимательской деятельности.
К факторам, препятствующим инвестиционной деятельности предприятий, относятся также:
- обременительная государственная финансовая система с высоким уровнем фискального давления;
- неэффективная структура экономики, в которой преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом сырьевых);
- слабая поддержка со стороны государства предприятий и организаций инновационной сферы, обеспечивающих создание научно-технического задела и стабильное развитие экономики в будущем;
- неустойчивая в целом экономическая политика государства.
Наряду с внешними факторами, сдерживающими активность инвесторов, существует также группа причин, связанная с внутренними проблемами управления предприятиями и низким уровнем корпоративной культуры. К сожалению, достаточно часто встречаются факты, когда менеджеры компаний действуют в собственных интересах или в интересах узкой группы акционеров.
В России сложилась уникальная система ведения бухгалтерского учета, при которой баланс могут прочитать только те, кто его составляет, т. е. компания не является «прозрачной» для внешних инвесторов. По оценкам зарубежных экспертов, в 2000 г. Россия среди 35 стран с развивающейся экономикой занимала второе место в мире по индексу «непрозрачности» компаний после Китая [1]. «Непрозрачность» российских компаний обусловлена тем, что в силу большого налогового бремени компании вынуждены реализовывать «серые» схемы продажи продукции, движения
денежных средств, выплаты заработной платы и т.п. Поэтому баланс не отражает реального состояния дел на предприятии.
Нередко активы выводятся из компаний в структуры, близкие к руководству предприятий, о чем, например, свидетельствуют многочисленные скандалы по поводу взаимоотношений ОАО «Газпром» с аффилированными фирмами. О низком качестве корпоративного управления свидетельствуют многочисленные факты ущемления прав мелких акционеров при определении величины дивидендов (АО «Сургутнефтегаз», АО «Транснефть» и др.), при подготовке и проведении собраний акционеров (РАО «ЕЭС России») и т.д.
Для устранения этих и других нарушений следует принять на государственном уровне кодекс корпоративного управления, обязательный для всех акционерных обществ. В государственной программе экономического развития на среднесрочную перспективу предусмотрен целый комплекс мер, направленных на защиту прав акционеров и инвесторов. Необходимо институциональное обеспечение совокупности мероприятий по повышению эффективности корпоративного управления, в частности:
- законодательное ограничение возможностей «размывания» капитала в ущерб интересам миноритарных акционеров, вывода активов из компаний, установление более жесткого контроля за процедурами совершения крупных сделок;
- обеспечение прав акционеров и инвесторов на получение информации о деятельности предприятия и его ценных бумагах;
- ужесточение контроля за сделками с аффилированными лицами, устранение практики трансфертного ценообразования, нарушающего права акционеров;
- установление на фондовом рынке правила, запрещающего учредителями компаний в течение определенного времени производить отчуждение акций после их допуска к биржевой торговле, чтобы исключить возможность манипулирования ценами;
- усиление контроля за деятельностью инсайдеров и введение правил совершения сделок с ценными бумагами для лиц, владеющих внутренней (непубличной) информацией.
Решение этих проблем требует выработки новых принципов проведения государственной инвестиционной политики. Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат не только для использования внутренних финансовых источников, но и для притока средств из-за рубежа, а главное - сделать невыгодным бегство капитала. Этому во многом будут способствовать реализация программ реструктуризации предприятий, снижение налогового бремени, совершенствование амортизационной политики, адекватной задачам инвестиционной реконструкции производства. Инициирование и финансовая поддержка инновационной деятельности со стороны государства, а точнее, принятие программы стимулирования инновационного предпринимательства, поощрения развития венчурных компаний, будет способствовать ускоренному продвижению инноваций в производство и сокращению разрыва в технологических уровнях российских предприятий.
Переход народного хозяйства России на характерный для современного этапа мировой экономики инновационный тип воспроизводства является необходимым фактором, определяющим выход страны из тяжелейшего системного кризиса и переход к устойчивому экономическому росту. Создание в России мощного многоотраслевого экономического и производственного потенциала важно не само по себе, а как составная часть глобального модернизационного процесса, который является органическим компонентом активно проходящих процессов общественного и индивидуального воспроизводства в промышленно развитых странах мира.
Закономерным и объективным процессом реализации экономических преобразований и формирования в России цивилизованной социально ориентированной
экономики является становление и развитие модернизационного предпринимательства. Оно не только инновационно по своей сути, но и постоянно воспроизводит инновационную направленность деятельности и все, необходимые для этого условия. Именно инновации позволяют получать экономические результаты, приводящие к инвестициям и интенсивному росту благосостояния населения.
Многие проблемы формирования инновационно-инвестиционного процесса в России обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционно-инновационной политики. Система принципов инвестиционноинновационной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех экономических агентов, начиная от предпринимательских структур и охватывая органы власти всех уровней.
Основными принципиальными требованиями к формированию инвестиционно-инновационной политики являются:
1) системный подход к формированию инвестиционно-инновационной политики;
2) самостоятельное формирование региональных инновационных систем, учитывающих специфику территорий, с последующей интеграцией в единую систему;
3) согласованность региональных и федеральных приоритетов;
4) приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности;
5) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях с четким определением источников финансирования;
6) создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
7) введение в действие эффективных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав авторов инновационно-инвестиционных проектов при их реализации, устранение противоречий нормативно-законодательной базы, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
8) создание условий наращивания инновационного потенциала предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики, адекватной задачам реконструкции производства;
9) либерализация внешнеторгового и налогового режима для ввоза в страну современного технологического оборудования.
На современном сложном этапе трансформации экономики производственный и экономический потенциал России не может быть сохранен, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный механизм управления инновационным процессом во взаимосвязи и взаимозависимости его с инвестиционным процессом (модернизационный процесс) в рамках экономико-организационного механизма предпринимательства. Для стабилизации и развития инновационного и инвестиционного процессов в отечественной экономике, создания определенных правил действий и реализации возможностей предпринимателей необходимы современные методы управления по различным направлениям структурных преобразований.
К основным функциям организационно-экономического механизма предпринимательства относятся:
1) реализация предпринимательского потенциала, заложенного в предпринимателях, каждой предпринимательской форме и структурах, обеспечение плодотворной конкуренции и эффективного взаимодействия и сотрудничества между этими формами и структурами;
2) формирование рыночно-конкурентной системы самоорганизации, самоуправления и взаимодействия хозяйствующих субъектов в каждой форме и структуре предпринимательства с целью обеспечения организации эффективного воспроизводства предпринимательской структуры в целом;
3) обеспечение сбалансированности и внутрипроизводственной пропорциональности между структурными звеньями производства на современной инновационной основе;
4) осуществление самоорганизации и взаимодействия хозяйствующих субъектов в каждой форме и структуре предпринимательства, движения и развития капиталов на основе конкурентной борьбы и определение, таким образом, структуры общественного производства, формирование его динамичных пропорций и, в конечном счете, обеспечение оптимальной организации воспроизводства всего общественного капитала;
5) поддержание устойчивой мотивации предпринимателей и предпринимательских структур в постоянном осуществлении новых комбинаций факторов воспроизводства на инновационной, рисковой основе: в создании новых технологий, средств производства, форм организации труда и производства, инновационного менеджмента и маркетинга, реализации творческого и профессионального потенциала всех агентов воспроизводства;
6) создание равных экономических условий для реализации социальноэкономического потенциала хозяйствующего субъекта и каждой предпринимательской формы в организации эффективной деятельности;
7) обеспечение соответствия экономического поведения субъектов предпринимательской деятельности, саморегулирования системы предпринимательства требованиям экономических законов;
8) устойчивое поддержание экономической, организационной, правовой, социальной, политической среды, обеспечивающей, с одной стороны, свободу и эффективное развитие предпринимательства, с другой стороны - социальную ориентацию его развития.
Структурно такой механизм должен состоять из трех взаимосвязанных функциональных блоков:
1) макроэкономического (государственного) регулирования;
2) мезоэкономического (регионального) регулирования;
3) экономического саморегулирования.
На макроэкономическом уровне регулируются государственные инвестиционная и инновационная политики, законодательно-правовая сфера, детерминанты совокупного спроса и предложения, институциональные преобразования, экологические и социальные проблемы в стране в целом. Международный опыт показывает, что предпринимательство не может развиваться, а тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки.
В современных условиях России особенно необходим инновационный механизм привлечения инвестиций в предпринимательство. Развитие предпринимательства в направлении повышения уровня инновационной деятельности возможно только при активизации всего комплексного инновационно-инвестиционного процесса. Техника, основанная на принципиально новых технологических решениях, должна быть востребована производителями, т.е. необходимо создание адекватной для освоения такой техники производственной базы. Речь, в первую очередь, идет о модернизации и обновлении основного капитала компаний, о соответствующих для этих целей финансовых ресурсах. Для этого необходимо задействовать всю систему государственного регулирования: налогообложение, кредитование, амортизационную политику, страхование, систему федеральных и региональных заказов, приватизацию, инфраструктуру, финансы коммерческих структур и т.д.
На макроэкономическом уровне в настоящее время осуществляются государственные инновационная и инвестиционная политики.
Государственная инновационная политика решает многочисленные задачи, необходимые для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской инновационной деятельности. Целью государственной инновационной политики является создание условий для устойчивого экономического роста, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещения импортной продукции на внутреннем рынке за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства. Особое значение имеют вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара.
Главными целями государственной инвестиционной политики являются: последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Основной задачей в этой связи является создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы. Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях являются содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышение конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального хозяйства.
Создание оптимальных условий для активизации инновационного потенциала предпринимательских структур и перехода от факторной стадии конкурентного развития к инновационной стадии, совмещенной с инвестиционной стадией, требует в настоящее время разработки соответствующей инновационно-инвестиционной политики или модернизационной политики.
Модернизационная политика - это комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью активизации инновационной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности вложения вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов и решения социальных проблем. Модернизационная политика является важным рычагом воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов при переходе на инновационный путь развития. Это особый путь развития экономики, адекватный новому этапу становления общества постиндустриального периода, его новой технологической базе, новому циклу научно-технического прогресса. Для достижения наиболее перспективных и результативных, с точки зрения национальных интересов, изменений, позволяющих экономике России выйти из глубокого кризиса, необходим поэтапный переход различных хозяйственных систем к этому типу развития.
Список литературы
1. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. - 2001. - N 7. - С. 104-114.
2. Инвестиционные возможности России / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. М.: 2003. // http://www.ivr.ru.
3. Концепция государственной инновационной политики РФ на 2002 - 2005 годы. Одобрена Правительственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол №2 от 24 апреля 2002 г.)
ECONOMICALAND ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF MODERNIZATION ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT
D.A. KOBITSKIY
Baltic Academy for Tourism and Entrepreneurship
e-mail:
The article is devoted to economical and organizational problems of developing modernizational entrepreneurship, prin- ciples and mechanisms of innovative activities in the field of entre- preneurship. The special attention is paid to the process and chal- lenges of establishing modernizational entrepreneurship in Rus- sian economy.
Key words: economy, Russian economy, entrepreneurship, innovations, modernization, modernizational entrepreneurship.