Научная статья на тему 'Массовое предпринимательство как база модернизации экономики'

Массовое предпринимательство как база модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовое предпринимательство / модернизация экономики

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигунов А. П.

В статье рассматривается специфика развития предпринимательства с учетом посткризисной ситуации. Показана необходимость и причины перехода к массовому предпринимательству как базовой составляющей модернизации экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовое предпринимательство как база модернизации экономики»

сутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны, в частности, с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособны сегодня, например, такие отрасли экономики Японии, как электроника и машиностроение, которые развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

Высокий рост конкуренции в течение XX века отмечен в Соединенных Штатах. Телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

В настоящее время ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Главными факторами современной конкуренции становятся: технологические факторы (появление новых технологий, новых отраслей, ускорение внедрения инноваций); экономические факторы (в условиях экологичес-

кого кризиса конкуренция требует от фирм повышения качества продукции, усиления диверсификации продукции при одновременном повышении экономической эффективности производства и соблюдения природоохранных технологий); конкурентные (глобализация рынков, глобализация конкуренции, появление новых конкурентов и изменение структуры конкуренции)17.

Подводя итог, следует отметить значение конкуренции для общества в целом. Рынок при наличии на нем конкуренции расширяет возможности для удовлетворения материальных и духовных запросов людей. Конкуренция стимулирует экономическое развитие путем снижения себестоимости и цены на товары и услуги (что выгодно обществу в целом), создает новые товары и услуги, расширяет список самих потребностей. Конкуренция означает появление у потребителя гражданского выбора — одного из принципов демократического общества.

Развитие конкуренции приносит обществу экономическую свободу, эффективность, устойчивость развития, раскрывает и развивает частную инициативу, национальную деловую культуру, ускоряет развитие производства, дает возможность потребителю воздействовать на производителя, страхует потребителя на случай закрытия того или иного производства18.

Современные подходы к осуществлению конкуренции предполагают ориентацию на потребителя, на инновации, на стратегическое планирование, на способность функционировать и конкурировать на международных рынках.

1 Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития. — Краснодар, 2002. — С.9.

2 Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике. — СПб., 2004. С.13.

3 Цит.по: Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития. — Краснодар, 2002. — С.15.

4 Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. — М., 200. — С.94.

5 Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике. — СПб., 2004. С. 7.

6 Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Под ред. С.Г Светунькова (из гл 3. Конкурентные рынки, конкуренция и конкурентоспособность) http://marketing.spb.rU/read/m19/3.htm

7 Тавасиев А.М., Ребельский Н.М. Конкуренция в банковском секторе России. — М., 2001. — С.57-58.

8 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М., 2002. — С.226-227.

9 Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М., 2002. — С.414.

10 см.: Андриянов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. — 1999. — №2.

11 Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике. — СПб., 2004. С.102.

12 Фатхутдинов РА. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М., 2001. — С.177.

13 Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития. Краснодар, 2002. — С.60.

14 Портер М. Конкуренция. — СПб., 2001. — С.176.

15 Портер М.Э. Международная конкуренция. — М., 1993. — С.24.

16 Портер М.Э. Международная конкуренция. — М., 1993. — С. 170.

17 Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. — М., 1999. — С.13.

'8 Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: В 2 т. М., 1993. Т. 1. — С.40.

МАССОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК БАЗА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

А.П. Жигунов,

соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

[email protected]

В статье рассматривается специфика развития предпринимательства с учетом посткризисной ситуации. Показана необходимость и причины перехода к массовому предпринимательству как базовой составляющей модернизации экономики.

Ключевые слова: массовое предпринимательство, модернизация экономики.

УДК 330.341.1:338.486.4; ББК 65.012.1

В Гражданском кодексе РФ предпринимательской названа «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Однако это определение не отражает современные тенденции развития предпринимательства. Во-первых, расширяется перечень целей предпринимательства, к ним относится не только извлечение прибыли, но и достижение социального эффекта. В 2007-2010 гг. в России были приняты законы о некоммерческом предпринимательстве с социально-значимыми

целями и особыми условиями налогообложения (эндаумент). С 2011 г. большинство бюджетных учреждений получит статус автономных и право заниматься предпринимательской деятельностью, получая бюджетные ассигнования не по смете, а лишь за выполнение госзаказа.

Во-вторых, в кризисных условиях всё большую роль играет государственное предпринимательство. Были созданы государственные корпорации по нанотехнологиям, дорожному строительству и эксплуатации Федеральных дорог, ремонту и модернизации жилья, подготовке Олимпийских игр, Банка развития и т.д. Растёт доля государственных инвестиций в инфраструктуру. При этом в 2010-2012 гг. предстоит изменить статус ряда госкорпораций, акционировать или приватизировать многие ФГУПы, продать государственные и принадлежащие госбанкам пакеты акций. В условиях жестких бюджетных ограничений в посткризисный период государственно-частное партнерство (ГЧП) становится основой инвестиций в инфраструктуру и предпринимательство в авиапромышленности, судостроении, атомной энергетике, специальной металлургии и других областях, где созданы государственные коммерческие корпорации. В качестве предпринимателей выступают не только собственники, но финансовые арендаторы и т.д.

В этих условиях предпринимательской следует признать деятельность собственника или уполномоченных им лиц (независимо от формы собственности) по самостоятельной и осуществляемой на свой риск деятельности по разработке, производству и реализации продуктов и услуг в целях получения прибыли либо дохода в сочетании с социальным эффектом.

Такое определение более полно характеризует субъектов (их регистрация отделяет теневое и легальное предпринимательство, но не служит критерием его существования), объект (содержание) и цели предпринимательства.

Сущность предпринимательской деятельности в современной экономике раскрывается через выполняемые им функции:

• инициативная — поиск рыночной ниши;

• организаторская — соединение факторов производства в единый процесс с целью получения прибыли в этом сегменте рынка, выбор стратегии и тактики поведения;

• финансовая — предприниматель принимает на себя ответственность за успех и финансовый риск;

• контрольная — организация учёта и контроля за использованием ресурсов;

• стимулирующая — мотивация участников производственного процесса.

Чтобы выполнять названные функции предприниматель должен обладать определёнными способностями, в числе которых: инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, воля и упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив, бережливость, психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях, умение разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать тенденции развития бизнеса, принимать нестандартные решения, разбираться в людях, объективно оценивать их достоинства и недостатки.

Умение оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать большое число вариантов этих решений и их последствий представляет собой необходимое условие предпринимательской деятельности, которое не даётся образованием, а выступает как продукт семейного и общественного воспитания и самовоспитания, связано с этикой деловых отношений.

Ф. Котлер различает 5 базовых концепций, на основе которых коммерческие организации осуществляют свою производственно-рыночную деятельность: производственную (производственно-ориентированную), товарную (продуктовоориентированную), коммерческую (ориентированную на продажи), маркетинговую (комплексную) и социально-этическую (социально-ответственную) концепцию.

Г. Багиев дополняет эту классификацию ещё одной разновидностью предпринимательства, связанной с организацией взаимодействия хозяйствующих субъектов в ходе осуществления рыночных обменов.

Работы российских экономистов по теории предпринимательства позволяют сделать ряд важных выводов:

1. П редп ринимател ьство не следует отождествлять с малым и средним или только с частным бизнесом. Социально ориенти-

рованная рыночная экономика предполагает их сотрудничество и кооперацию с государственным предпринимательством и крупным бизнесом1.

2. Главным условием успешного развития предпринимательства является не неограниченная частная собственность, а свободный доступ к ресурсам, информации и кредитам в правовой экономике2.

3. Экономическая свобода (инициатива в коммерческой деятельности) должна сочетаться с полной ответственностью за соблюдение контрактов и финансовые результаты.

4. Предприниматель в переходной экономике катализирует разрушение старого уклада и создание новых структур. Нарушение равновесия этих процессов требует эффективного государственного регулирования, а при его отсутствии приводит к гигантскому спаду производства3.

Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008-2009 гг., подтвердил бесперспективность дальнейшего укрупнения хозяйственных организаций на базе слияний и поглощений, финансируемых за счет кредитов под залог ценных бумаг. «Дженерал моторс» и ряд других крупных корпораций, развивавших непрофильный финансовый бизнес обанкротились. Российские компании в 2010 г. должны выплатить 85,5 млрд долл. внешнего долга, использованного в основном для скупки активов других фирм. Объем кредитования 20 крупнейших заемщиков достиг, по оценке ЦБ РФ, 240-250% капитала банковской системы, что угрожает дефолтом.

Малый и средний бизнес, как показано в работах В.Г. Басаре-вой, И.А. Галимова, С.Г. Дрожжина, Е.В. Исаевой, И. Качалова, В.Г Кондратьева, Р.П. Кузнецова и ряда других авторов, благодаря неучастию в финансовых спекуляциях, гибкой маркетинговой политике, кооперированию с помощью предпринимательских объединений, невысоким организационно-управленческим расходам сумел преодолеть многие последствия кризиса и ожидает в 2010-2012 гг. увеличения объема продаж.

Программа модернизации экономики, намеченная в послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ (2009 г.), предусматривает развитие массового предпринимательства. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, высвобождение персонала крупных предприятий, в т.ч. в моногородах, привело к увеличению безработицы. В 2010 г. не работало 5,8 млн трудоспособных, из них 2 млн зарегистрированы в службах занятости. По оценке исследовательской компании Morgan Hant (24% компаний планируют или ожидают дальнейшего сокращения персонала. По мнению 43% экспертов восстановление рынка труда можно ожидать только в 2011-2012 гг., а 17% — еще позже или никогда. МСБ позволяет при тех же инвестициях создать в 2-3 раза больше рабочих мест, чем крупный бизнес.

Во-вторых, как свидетельствует мировой опыт, инновационный эффект, благодаря соединению функций разработчика инноваций и предпринимателя, в 2-3 раза выше, чем в крупных компаниях. Именно в малых фирмах были созданы микрокомпьютеры, антибиотики, инсулин, пестициды, кондиционеры, кинескоп, ксерокс, крекинг, целлофан, кислородный конвертер и т.д.

В узком смысле «предприниматель» означает собственников (владельцев), лично руководящих своими предприятиями. Эта группа обладает всеми признаками предпринимательства: она профессионально занята «бизнесом», самостоятельно распоряжается своим капиталом, автономно принимает экономические решения.

Наряду с этим, предприниматели включают всех граждан, в той или иной степени занятых бизнесом, в т.ч. наёмных работников, в свободное время занятых производительной, коммерческой или финансовой деятельностью, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

Согласно мониторингу, 7% россиян, работающих по найму, одновременно заняты собственным бизнесом, а 71% всех занятых бизнесом работают и по найму. Срастание частного бизнеса с работой по найму — особенность не только постсо-циалистических стран. «Полупредпринимательство» (part-time businessmen) — важный элемент инновационной экономики, служащий социальной базой для формирования высших групп инноваторов.

По оценке акад.Т.И. Заславской экономически активное население России включает «бизнес-слой» и «работников вне бизнеса» (по данным мониторинга — 11,5 и 88,5%), а бизнес-

слой — группы — «предпринимателей» (11%), «самозанятых» (11%), «бизнесменов-менеджеров» (7%), «полупредпринимате-лей» (46%), «менеджеров-совладельцев» (7%) и «классических менеджеров» (18%).

«Работники вне бизнеса» заняты только наёмным трудом, а бизнесменам присущ широкий спектр занятий, охватывающий как работу по найму, так и разные формы предпринимательства. Характерно, что 2/5 представителей бизнес-слоя не считают бизнес основным родом своей деятельности, а 55% не признают его своим основным занятием. Таким образом, значительная часть бизнес-слоя ещё внутренне не идентифицировалась со своим новым статусом.

Зарубежные авторы характеризуют предпринимательство как особый, новаторский стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников (Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Л. Мизес, П. Друкер, К. Веспер, Р. Хизрич, А. Хоскинг и др.). По их мнению в реальной экономике любое действующее лицо является предпринимателем, имея в виду не человека, а определенную функцию, которая присуща любой хозяйственной деятельности. Главный результат предпринимательства — развитие человеческого капитала и занятости во всех регионах мира4.

В качестве главного специфического качества предпринимателя выделяется способность воспринимать и осваивать возможности получения выгоды на основе сочетания различных видов деятельности и обмена. По мнению И.Кирцнер, любая целенаправленная деятельность содержит в себе предпринимательский аспект, связанный с неизбежной неопределенностью будущих обстоятельств. Особая роль массового предпринимательства как фактора экономического роста доказана на материалах конкретных исследований5.

Российские авторы в последние годы также рассматривают предпринимательство как гораздо более широкое явление, чем малый бизнес6, связывая перспективы развития этого социального института с государственным регулированием7. Предприниматель преобразует не только общество, но и самого себя, «предпринимательство есть труд, преобразующий его»8.

По концепции Й.Шумпетера, для предпринимателя-инно-ватора особенно важно постоянное согласование своих ре-

шений с действиями не зависимых от него участников научнопроизводственного цикла как интегрированной операционной системы. Новое качество предпринимательской организации обеспечивает её стабильность и гибкость, вовлеченность работников в управление, подготовку и непрерывное обучение кадров, партнёрство между управляющими и рабочими. Конкуренция способствует освоению новых технологий с учётом слабых и сильных сторон фирмы, а главное — конкурентов9.

Соотношению инновационной деятельности предпринимателя с его лидерскими качествами посвящены исследования Питера Ф. Друкера10. В качестве источников инновационных идей в предпринимательстве выступают неожиданные события (успех или неудача) и противоречия (между экономическими реальностями и представлением о них, между предположительными и реальными ценностями, установками и притязаниями).

Предпринимательство выступает как свободная, активная, рисковая деятельность не только отдельных людей, но и организаций в рамках действующих в обществе социальных ценностей и правовых норм.

Специальные исследования показывают, что предпринимательство является базой для адаптации иммигрантов и национальных меньшинств11 (в России это особенно важно для борьбы с экстремизмом и сепаратизмом). Бизнес-инкубаторы, микрокредиты, кредитные общества помогают развитию депрессивных регионов12 и разрешению межэтнических противоречий13.

Предпринимательская деятельность приносит не только экономический, но и социальный эффект, поскольку направлена на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производства, рынков, эффективное использование новых возможностей для получения прибыли14.

Предпринимательство как вид инновационной деятельности выступает в качестве важнейшего фактора экономического роста. Этот рост зависит от успешной работы людей, активно внедряющих новые продукты, технологии, методы организации работы и обслуживания, создающих новые рынки, новые возможности эффективного использования капиталов, рабочей силы, техники и т.п.

1 Абалкин Л. Заметки о российском предпринимательстве. — М., 1994.

2 Курс переходной экономики /Под ред. акад. Л.И.Абалкина. — М., 1997. — С.276.

3 Строев Е.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика СНГ накануне третьего тысячелетия. Опыт и проблемы реформ. — СПб.: Наука, 1998.

4 Acs Z., Armington C. Entrepreneurship, geography and American economy growth. Cambridge, 2006. — 250 p.

5 Country studies in entrepreneurship: a historical perspective. Y.Cassis, I.Minoglou. Basingstoke, England, 2006. — 228 p.

6 Лапуста М. Предпринимательство. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2003.

7 Валигурский Д. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы. — М., 2002.

8 Курс переходной экономики / Под ред. Л.И.Абалкина. — М., 1997. — С.274.

9 Шумпетер Й. Теория экономического развития. / Пер. с англ. М.: Экономика. — 1991. — С.119-319.

10 Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992. — С.20-145.

11 Immigrant and minority entrepreneurship: the continuous rebirth of American Communities. I.Batler, O.Cozmetsky (eds). Westport, Ct, 2004. — 200 p.

12 Entrepreneurship and regional economic development: a spatial perspective. H.de Groot, P.Nijkamp, R.Stough. Cheltenham, VK, 2004. — 352 p.

13 Ethnic entrepreneurship: structure and process. C.Stiles, C.Calbraith (eds). Boston, 2004. — 332 p.

14 Маннапов Р.Г. Организационные проблемы развития предпринимательства в России. — Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1993. — С.177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.