Научная статья на тему 'Экономико организационные аспекты формирования расширенного регионального рынка переработки промышленных отходов'

Экономико организационные аспекты формирования расширенного регионального рынка переработки промышленных отходов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
348
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕРАБОТКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЦИКЛИНГА ОТХОДОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ПЕРЕРАБОТКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПЕРЕРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ / INDUSTRIAL WASTES RECYCLING / ECONOMIC STIMULATING OF WASTES RECYCLING / REGIONAL MARKET OF RECYCLING METALLURGIC WASTES / ECONOMIC INTERESTS OF REGIONAL AGENTS AT THE INDUSTRIAL WASTES RECYCLING MARKET

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Котенева Мария Васильевна

Рассмотрено текущее положение дел в сфере образования и переработки промышленных отходов. Выявлены существенные недостатки функционирующего рынка и текущие тенденции его развития. Предложено расширение регионального рынка переработки промышленных отходов путем внедрения на рынок новых экономических агентов, имеющих достаточные экономические стимулы для участия в процессе рециклинга промышленных отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ORGANISATIONAL ASPECTS OF CREATING A BROADENED REGIONAL MARKET OF INDUSTRIAL WASTES RECYCLING

The current situation in the sphere of producing and recycling industrial wastes is covered. There are revealed considerable defects and up-to-date trends of the existing market. The broadening of the existing market is offered by introducing to the market new economic agents, which have sufficient economic stimulus to take part in the process of recycling industrial wastes.

Текст научной работы на тему «Экономико организационные аспекты формирования расширенного регионального рынка переработки промышленных отходов»

Порезанова Елена Владимировна, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Саратов, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

DIFFICULTIES IN INTRODUCING SOCIO-CULTURAL MODEL OF BEHAVIOUR

OF ECONOMIC AGENTS IN RUSSIA

E.V. Porezanova

The stages of the development of social responsibility of Russian companies, explores the characteristics of the socio-cultural model of the behavior of Russian companies, highlighted the difficulties of introducing this model and presents measures for its implementation in modern Russia.

Keywords: social responsibility of the company, a socio-cultural model of agents ' behavior, the social infrastructure.

Porezanova Elena Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate Professor, Russia, Saratov, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky

УДК 332.142:658.567.1(470.312)

ЭКОНОМИКС) - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСШИРЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЕРЕРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ

М.В. Котенева

Рассмотрено текущее положение дел в сфере образования и переработки промышленных отходов. Выявлены существенные недостатки функционирующего рынка и текущие тенденции его развития. Предложено расширение регионального рынка переработки промышленных отходов путем внедрения на рынок новых экономических агентов, имеющих достаточные экономические стимулы для участия в процессе рециклинга промышленных отходов.

Ключевые слова: переработка промышленных отходов, экономическое стимулирование рециклинга отходов, региональный рынок переработки металлургических отходов, экономические интересы субъектов рынка переработки промышленных отходов.

Организация современной системы обращения с отходами производства и потребления является одной из важнейших проблем, встающих перед постиндустриальным обществом. Решение вопросов утилизации отходов производства и предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду является приоритетным для России [1]. На сегодняшний день на территории Российской Федерации ежегодно скапливается более 3,5 млрд. тонн отходов, из которых лишь четверть идет на переработку [2] (при годовом объеме потребления сырьевых ресурсов промышленностью порядка 1 млрд. тонн) [3]. Оставшаяся часть сжигается или вывозится на полигоны, стимулируя тем самым рост числа нелегаль-

ных свалок. Объем накопленных отходов в России составляет около 90 млрд. тонн. В нашей стране процветает расточительное отношение к сырьевым ресурсам, а общая площадь свалок неуклонно растет и уже превысила 2,5 тысячи квадратных километров.

Необходимость переработки отходов назрела уже давно, и сегодня представители власти проявляют повышенную активность в этой сфере. На совещании по вопросу стимулирования переработки отходов, проведенном президентом Российской Федерации Путиным В.В. 10 апреля 2013 года, было отмечено следующее: «Наша задача - создать все условия для того, чтобы промышленные предприятия рационально, грамотно обходились с отходами, переходили на замкнутые и безотходные технологии» [2].

Проблемы экологической безопасности в Тульской области приобретают все большую актуальность в последние десятилетия. На территории области скопилось более 17 млн. тонн отходов металлургических, машиностроительных и химических производств, содержащих соединения различных металлов, в первую очередь железа. Более того, есть вполне обоснованное предположение, что реальные запасы отходов промышленных предприятий значительно больше, чем значатся официально. По сути они являются техногенными месторождениями [4].

Проблема утилизации и рециклинга промышленных отходов остро встает для многих субъектов экономики, в первую очередь, для предприятий, образующих отходы - металлургических и машиностроительных заводов - на долю которых приходится 34% образующихся отходов промышленности. Они сталкиваются с необходимостью осуществлять плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду в размере 1161 руб. за тонну отходов (с учетом всех повышающих коэффициентов в 2012 году в Тульской области). Для сравнения аналогичный показатель в 2010 году составлял 826,87 руб. за тонну отходов [5]. Помимо этого, отходопроизводители вынуждены занимать значительные территории под полигоны, хвостохранилища и шламонакопители, тем самым ограничивая свои возможности в использовании имеющихся площадей. Более того, рассматриваемые отходы (шламы, шлаки, пыли, отсевы кокса, металлоотходы) содержат железо и углерод, которые представляют особую ценность в металлургическом производстве в качестве сырьевых материалов.

На сегодняшний день из общей массы образующихся отходов металлургии и машиностроения используется лишь 28%, из которых около 80% направляются на закладку выработанного пространства шахт и карьеров, около 2% отходов используется в качестве топлива и минеральных удобрений и лишь 18% применяется в качестве возвратного сырья [6]. Кроме этого, далеко не все отходы интересны для покупки в принципе. Речь идет в основном о шламах, шлаках и металлоотходах, не бо-

лее 10% которых реализуется производителям строительных материалов, цемента, а также для целей дорожного строительства [7, с.5]. Что касается пылей установок аспирации и отсевов кокса, то они не реализуются вовсе, т.е. спрос на них отсутствует, а предложение потенциально велико. В данной ситуации металлургические заводы вынуждены продавать небольшие объемы отходов по крайне низким ценам, которые фактически только лишь покрывают расходы на транспортировку отходов до потребителей.

Сложившийся на сегодняшний день региональный рынок переработки металлургических отходов обладает, казалось бы, всем спектром параметров, характеризующих понятие «рынок»: присутствуют экономические агенты - предприятия образующие отходы и предприятия их приобретающие, складывается определенный уровень спроса на отдельные отходы, есть объект рынка - сами металлургические отходы. Тем не менее, качественные характеристики этого рынка оставляют желать лучшего. В настоящее время на рынке переработки промышленных отходов существует немало проблем, таких как:

- объемы рынка переработки промышленных отходов ничтожно малы;

- предложение на рынке значительно превышает спрос;

- цели государства по снижению экологической нагрузки недостижимы в принципе из-за незначительных объемов переработки отходов, а также из-за применения экологически небезопасных технологий;

- предприятия, образующие отходы, не претендуют на получение прибыли от переработки промышленных отходов вовсе.

Во время совещания по вопросу стимулирования переработки отходов в апреле 2013 года президент Российской Федерации Путин В.В. обратил внимание на существенный недостаток существующего рынка переработки отходов: «Ситуация сегодня такова, что внятные экономические стимулы для комплексной переработки отходов попросту отсутствуют. Захоронить или сжечь отходы подчас в разы выгоднее, чем утилизировать, вновь использовать на производстве.» [2].

Принимая во внимание все негативные факторы существующего рынка переработки промышленных отходов, а также растущую заинтересованность государства в стимулировании переработки отходов, предлагается сформировать расширенный региональный рынок переработки промышленных отходов, внедрив на базовый существующий рынок новых субъектов, имеющих достаточные экономические стимулы для участия в процессе рециклинга металлургических и машиностроительных отходов, а также реализовав финансовую заинтересованность существующих субъектов рынка.

Таким образом, на расширенном рынке переработки промышленных отходов имеют место следующие субъекты:

- предприятия, образующие отходы, - металлургические и машиностроительные заводы;

- фабрика переработки металлургических отходов (ФПМО) - предприятие, перерабатывающее отходы в продукт, пригодный для вторичного использования (металлургические брикеты и строительные материалы);

- предприятия, потребляющие вторичный продукт, произведенный из промышленных отходов, - металлургические заводы и строительные компании;

- инвестор;

- государство, традиционно выполняющее надзорные и фискальные функции;

- муниципалитет.

Формирование расширенного регионального рынка переработки промышленных отходов представляется целесообразным реализовать в два этапа: I этап - проектно - инвестиционный (рис. 1), II этап - операционный (рис. 2).

Рис. 1.1 этап формирования расширенного регионального рынка переработки промышленных отходов

На первом этапе формирования расширенного регионального рынка переработки металлургических и машиностроительных отходов осуществляется поиск наиболее выгодного варианта организации производственной деятельности по переработке отходов (обосновывается применение технологии вибропрессования для промышленного производства холодных брикетов и строительных материалов, режим работы ФПМО, объем выпуска продукции по видам, тип используемого оборудования и т.п.), оцениваются объемы и возможные варианты инвестирования проекта (финансирование за счет собственных средств инвестора, кредитное финансирование, акционирование, проект в рамках государственно - частного партнерства), рассчитываются абсолютные и относительные финансовые показатели деятельности ФПМО.

Государство и муниципалитет, будучи непосредственными заинтересованными участниками расширенного рынка, определяют степень своей вовлеченности в инвестиционный проект, обеспечивают проект таким ресурсом, как земля, а также рассчитывают величину налоговых поступлений от вновь созданного хозяйствующего субъекта (ФПМО) и величину неналоговых доходов, поступающих в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду. В государственный бюджет поступает 10% налога на прибыль организаций, в бюджет муниципального образования: 90% налога на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на доходы физических лиц. 20% величины платы за негативное воздействие на окружающую среду идет в федеральный бюджет Российской Федерации и по 40% - в бюджет субъекта РФ и местный бюджет соответственно.

Проектно - инвестиционный этап завершается реализацией проектных и строительных работ и запуском фабрики переработки металлургических отходов с выходом на проектную мощность.

Рис. 2. II этап формирования расширенного регионального рынка переработки промышленных отходов

На II этапе формирования расширенного регионального рынка переработки металлургических отходов значительную роль играют рыночные механизмы, а также государственное регулирование и стимулирование муниципальных властей.

Рассмотрим взаимодействие государства и муниципалитета с каждым из участников расширенного рынка.

1. Государство; Муниципалитет - Отходопроизводители.

Металлургические и машиностроительные заводы, образующие

шлаки, шламы, пыли, отсевы кокса, металлоотходы, т.е. отходы, содержащие ценные элементы - железо и углерод, имеют финансовую заинтересованность в продаже этих отходов. Во-первых, в случае продажи образующихся отходов они не осуществляют платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Во-вторых, перерабатывая накопленные отходы -высвобождают территории занятые ими. В-третьих, получают дополнительный доход от операции продажи отходов. На этом этапе государство и муниципалитет осознают бюджетные потери от сокращения неналоговых доходов в качестве платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Тем не менее, происходит стимулирование внедрения ресурсосберегающих и экологически дружественных технологий, в то время как финансовые потери бюджета компенсируются на уровне взаимодействия Государство; Муниципалитет - ФПМО.

2. Государство; Муниципалитет - ФПМО.

Помимо достижения основной стратегической цели - сокращения негативного воздействия промышленности на окружающую среду посредством уменьшения количества образующихся и накопленных отходов -при запуске ФПМО государство и муниципалитет получают дополнительные налоговые доходы разных уровней бюджетов. При внедрении ФПМО на территории Тульской области и переработке лишь образующегося объема металлургических отходов в количестве 2 038 841 тн. (без вовлечения накопленных отходов), доходы консолидированного бюджета Тульской области вырастут на 342 115,828 тыс.руб., доходы федерального бюджета увеличатся на 5 060,722 тыс.руб.

ФПМО покупает отходы металлургии и машиностроения (шлаки, шламы, пыли, отсевы кокса, металлоотходы). Используя технологию холодного брикетирования методом вибропрессования, ФПМО производит металлургические брикеты и строительные материалы и реализует их на рынок продуктов переработки промышленных отходов, т.е. брикеты интересны металлургическим заводам, а строительные материалы - строительным компаниям и населению. В результате этого, ФПМО получает запланированный уровень прибыли от продажи брикетов и строительных материалов. Обладая безотходной технологией как таковой и перерабатывая образующиеся и накопленные промышленные отходы, ФПМО вправе претендовать на получение дотационной помощи от органов власти раз-

личных уровней, как это принято в западных странах с развитой культурой рециклинга отходов.

3. Государство; Муниципалитет - Строительные компании.

Выходя на рынок строительных материалов с продуктами, произведенными из промышленных отходов, следует учитывать человеческий фактор. Некоторые потребители могут проявить недоверие к данному продукту, т.к. уровень культуры использования отходов в России крайне низкий. В этом случае представители власти могут осуществить промотирование нового продукта посредством рекламной кампании, а также при проведении тендеров на покупку строительных материалов для нужд муниципального образования отдавать конкурентное преимущество продукции ФПМО (при прочих равных условиях) как экологически дружественной.

Выходя на рынок строительных материалов, ФПМО может осуществлять демпинговую кампанию в рамках законодательства Российской Федерации, т. е. обоснованно держать цены несколько ниже рыночных. Достигается это за счет удешевления сырья (частичного использования отходов металлургии и машиностроения вместо песка, стоимость которого на порядок выше) при производстве строительных материалов.

4. Государство; Муниципалитет - Металлургические заводы.

Брикеты, произведенные на ФПМО из отходов, представляют

большую ценность для металлургов, т.к. они содержат железо и углерод -основные ценные компоненты металлургической плавки. При введении в металлургический передел 0,5 тонн брикетов на тонну готовой продукции, экономия по традиционным шихтовым материалам (железорудному сырью и коксу) составляет порядка 20% (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициенты замены шихтовых материалов брикетами в металлургическом производстве

Металлургическое производство, на тонну готовой продукции

Традиционный передел, т Передел с использованием брикетов, т Экономия по основному сырью, т

Железорудное сырье

1,5 1,2 0,3

Кокс

0,7 0,6 0,1

Брикеты

-- 0,5 --

Итого железорудного сырья и кокса

2,2 1,8 0,4

Наиболее значительными по объемам производимой продукции предприятиями металлургического и машиностроительного комплексов в Тульском регионе являются: ОАО «Тулачермет», ОАО «Косогорский металлургический завод», ОАО «Ванадий - Тула», ОАО «Ревякинский металлопрокатный завод», ООО «Литейная компания «Тула». На их долю приходится порядка 80% железо-углеродосодержащих промышленных отходов IV класса опасности. Учитывая, количество готовой продукции основных металлургических заводов Тульской области (3 881 226 тонн), а также среднюю стоимость шихтовых материалов в регионе, затраты на шихтовые материалы составляют 47 156 896 тыс.руб., а экономия при введении брикетов в плавку порядка 9 431 379 тыс.руб. на все предприятия области. Несмотря на очевидные финансовые выгоды металлургам при внедрении брикета в плавку, существует такая проблема как человеческий фактор и закостенелость персонала предприятий. Многие заслуженные профессионалы в области металлургии отличаются негибким подходом к нововведениям и нежеланием внедрять новые составляющие в металлургическую плавку. Именно эту проблему могут решить представители власти посредством широкого информирования ответственных работников, а также руководства металлургических заводов с целью расширения рынка сбыта продукции, произведенной на ФПМО.

Выявив экономико - организационные интересы всех участников расширенного регионального рынка переработки промышленных отходов, необходимо формализовать и согласовать их, т. е. определить оптимальный вариант взаимодействия субъектов расширенного рынка. Традиционно, оптимальный (от лат. optimus - наилучший) означает наиболее благоприятный, наилучший способ экономического поведения, экономических действий [8]. В рамках исследования, под оптимальным будем понимать такой вариант взаимодействия субъектов расширенного рынка, при котором каждый из его участников получает экономические выгоды с учетом интересов всех других субъектов регионального рынка переработки металлургических отходов.

Таким образом, для отыскания оптимального варианта формирования расширенного регионального рынка предлагается составить матрицу распределения экономических интересов субъектов рынка. На расширенном рынке функционируют 7 групп участников, которые ранжированы по значимости в убывающей последовательности:

1. фабрика переработки металлургических отходов (ФПМО),

2. инвестор,

3. отходопроизводитель,

4. металлургические заводы,

5. строительные компании,

6. муниципалитет,

7. государство.

Для каждого из них существует 49 базовых вариантов функционирования на рынке в зависимости от сменности работы ФПМО (от 1 до 3 смен), объема производства брикетов и строительных материалов (производятся только брикеты, только строительные материалы, соотношение брикеты/строительные материалы 50/50, соотношение 30/70, соотношение 70/30), а также от варианта инвестирования в проект (кредитное, собственные средства, проект ГЧП). Для определения оптимального варианта работы субъектов на рынке предлагается использовать метод последовательных уступок, согласно которому производится отыскание решения, последовательно максимизирующего показатели матрицы с учетом величины уступки. Результатом применения метода последовательных уступок является набор параметров, характеризующих экономические интересы каждого из субъектов расширенного рынка с учетом интересов всех оставшихся участников.

Реализовав концепцию расширенного регионального рынка переработки металлургических отходов, представляется возможным решить рассмотренные выше рыночные проблемы:

- объемы рынка переработки промышленных отходов значительно возрастают, а в некоторых случаях, в принципе начинают существовать т. к. раньше их не было;

- по рассматриваемой номенклатуре отходов величина спроса и предложения будут сопоставимы;

- государство и муниципалитет достигнут поставленных целей по снижению экологической нагрузки в регионе путем увеличения количества перерабатываемых отходов, а также внедрения ресурсосберегающей и безотходной технологии холодного брикетирования методом вибропрессования, т. е. в процессе переработки отходов не образуется вторичный продукт, а металлургические предприятия, использующие брикеты, сокращают количество образующихся отходов за счет частичного замещения шихты брикетом;

- предприятие, перерабатывающее металлургические отходы -ФПМО, создается как коммерческая структура, цель которой - получение прибыли, т. е. технология переработки отходов позволяет производить вторичный продукт (металлургические брикеты и строительные материалы), продажа которого приносит прибыль.

Список литературы

1. Об утилизации отходов в Российской Федерации иКЬ http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid= 193 (дата обращения 05.07.2013)

2. Путин В. В. Совещание по вопросу стимулирования переработки

отходов 10.04.2013 (электронный ресурс) URL

http://news.kremlin.ru/news/17869 (дата обращения 08.07.2013)

3. Концепция развития рынка вторичных ресурсов (электронный ресурс) // http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=117 (дата обращения 08.07.2013)

4. Котенев В.И. Технология холодного брикетирования (окускова-ния) отходов промышленных производств с целью дальнейшего их применения в виде сырья в металлургической промышленности. Доклад на 3-м Международном конгрессе по управлению отходами «ВэйстТэк- 2003», Москва, Россия, 3-6 июня 2003 г.

5. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» постановление Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003

6. Сырьевая и топливная база черной металлургии: учебное пособие для ВУЗов/ Ю.С. Юсфин и др. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. - 304с.

7. Котенев В.И., Барсукова Е.Ю. Доклад на тему: «Новая технология получения комплексного металлургического сырья на основе железо- и углеродосодержащих отходов», Межрегиональный информационный семинар «Экстракция металлов. Рециклинг отходов металлургического производства.», г.Санкт-Петербург, 13-17 марта 2006 г.

8. Экономический словарь (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10466 (Дата обращения 08.07.2013)

Котенева Мария Васильевна, соискатель каф. «ФиМ», [email protected], Россия, Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»

ECONOMIC - ORGANISATIONAL ASPECTS OF CREATING A BROADENED REGIONAL MARKET OF INDUSTRIAL WASTES RECYCLING

M V. Koteneva

The current situation in the sphere of producing and recycling industrial wastes is covered. There are revealed considerable defects and up-to-date trends of the existing market. The broadening of the existing market is offered by introducing to the market new economic agents, which have sufficient economic stimulus to take part in the process of recycling industrial wastes.

Key words: industrial wastes recycling, economic stimulating of wastes recycling, regional market of recycling metallurgic wastes, economic interests of regional agents at the industrial wastes recycling market.

Koteneva Maria Vasilevna, postgraduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.