Научная статья на тему 'Экономико-математическое образование студентов'

Экономико-математическое образование студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ / MATHEMATICS / MATHEMATICAL EDUCATION / MATHEMATICAL THEORIES / MATHEMATICAL METHODS / MATHEMATICAL APPARATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко А. М.

Статья посвящена определению и совершенствованию экономико-математического образования в вузах. Представлены примеры использования экономико-математических методов в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is devoted to the definition and improvement of economic and mathematical education in universities. Examples of the use of economic and mathematical methods in practice are presented.

Текст научной работы на тему «Экономико-математическое образование студентов»

им. А. И..Герцена. 2009. № 83. С. 16-28

4. Фролова Н. Г. Социально-философские аспекты герменевтики в современном образовании: Дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2001. - C.116-121

Моисеенко А.М.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: математика, математическое образование, математические теории, математические методы, математический аппарат.

Keywords: mathematics, mathematical education, mathematical theories, mathematical methods, mathematical apparatus.

Аннотация: Статья посвящена определению и совершенствованию экономико-математического образования в вузах. Представлены примеры использования экономико-математических методов в практической деятельности.

Abstract: The Article is devoted to the definition and improvement of economic and mathematical education in universities. Examples of the use of economic and mathematical methods in practice are presented.

Взаимодействие математических и прикладных дисциплин приводит к их взаимному обогащению, причем этот процесс носит двусторонний характер. Нередко идеи и методы, разработанные для решения частных задач в какой-либо конкретной области, приобретают в процессе развития столь общее значение, что их строгое обоснование становится делом математиков. Те идеи и методы, которые выдерживают всесторонние и подчас весьма длительные испытания, развиваются в математические теории, обслуживая затем более широкий класс задач, чем те, из которых они возникли. Характерным примером в этом отношении является теория вероятностей, для оформления которой как раздела математики понадобилось несколько столетий, считая от первых попыток найти закономерности в азартных играх. Можно привести много других примеров, когда математические теории, возникающие и развивающиеся из внутренних потребностей математики, находят затем широкое практическое применение в других отраслях науки и техники.

Значение математического образования в подготовке специалиста в какой-либо области в последнее время сильно возросло. Многие науки развиваются в тесном взаимодействии и сотрудничестве с математикой. Это проявляется, с одной стороны, в использовании математического аппарата для решения научных задач, с другой стороны, экономико-инженерная практика в значительной мере ориентирует и стимулирует развитие самой математики.

Исследование различных типов дифференциальных уравнений в частных производных с самого начала тесно связывалось с решением физических проблем. Многие математические методы используются в практической деятельности. Так, например, метод наименьших квадратов, ставший одним из эффективных средств обработки результатов наблюдений, используется для оценки экологического состояния районов некоторой области. Огромный арсенал численных методов сформировался и продолжает развиваться благодаря практическим потребностям. Так, например, метод конечных разностей применяется для реализации экономико-математических моделей.

Совершенствованием содержания и методики преподавания высшей математики в вузах, в том числе в университетах с экономическим уклоном, постоянно занимаются крупные ученые и педагоги.

В средней школе ученики теперь изучают такие разделы, которые раньше осваивали в вузах. В школьных программах присутствуют элементы комбинаторики, теории вероятностей, интегральное и дифференциальное исчисление и др. А в старших группах детских садов в порядке опыта проводится даже начальное знакомство с некоторыми положениями теории графов.

Вузовский курс высшей математики в значительной мере дополняется при изучении специальных экономических дисциплин, в которых излагается необходимый математический аппарат. По существу, изучение математики в вузах на различных уровнях продолжается в течение всего периода учебы студентов. Большую роль в математической подготовке специалистов играют спецкурсы. Так при обучении студентов направления подготовки «Экспертиза и управление недвижимостью» вводится спецкурс «Специальные главы высшей математики» и учебные пособия по тем разделам, которые не нашли должного отражения в основном курсе высшей математике.

Изучение математики в вузах с каждым годом совершенствуется и углубляется. Постепенно видоизменяются учебные программы, пересматриваются традиционные методы преподавания, изменяется

отношение ко многим классическим разделам, которым приходится потесниться, чтобы освободить место и время для важнейших разделов современной математики. Но как бы ни были совершенны программы и учебные пособия, каким бы мастерством не владели преподаватели, сколько бы ни отводилось для математических дисциплин часов в учебных планах, невозможно изучить впрок все то, что потребуется из математики для будущей деятельности. Математическое образование не заканчивается в вузе, более того, оно не заканчивается никогда.

К сожалению, в последнее время появилась тенденция сокращать часы по математическим дисциплинам в учебных планах для большинства специальностей. Убираются часы на консультации перед экзаменом, контрольные и расчетно-графические работы. К чему это может привести? Специалист, не умеющий правильно и рационально проводить расчеты, вынужден ошибаться в простейших ситуациях, что может привести к печальным последствиям, например, при строительстве зданий и сооружений. Есть много примеров, подтверждающих эти факты.

Без математики сегодня очень трудно обойтись в любой сфере человеческой деятельности. Прогнозирование развития математического аппарата на несколько лет вперед - дело чрезвычайно трудное. Опыт показывает, что многие математические теории, которые не имеют сегодня непосредственного приложения в экономике и технике, завтра могут оказаться необходимыми для решения новых задач и послужить основой для дальнейшего расширения и обогащения математического аппарата.

Следует учитывать также и психологические аспекты математического образования. Ясно, что интерес к изучению какого-либо раздела математики существенно зависит от того, заготавливаются знания впрок или же они требуются для решения конкретной прикладной задачи. В последнем случае овладение знаниями, навыками и умением проходит значительно эффективнее и глубже, так как процесс обучения подогревается острой практической потребностью.

Итак, постоянное совершенствование математических знаний должно рассматриваться как естественный процесс творческой деятельности специалиста широкого профиля.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Консультант Плюс. - 2018г.

2. Антонова Н.Н., Банникова Л.В. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания как средства мотивации студентов к учению // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 8-11.

3. Елфимов Н.В., Михайлов В.А., Михайлова В.В. Совершенствование методики профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 3 (32). С. 39-43.

4. Кондратьев В.М., Скаржинская Е.Н. Роль интеллектуальных игр в современном образовании // Вестник Российского философского общества. 2012. № 1 (61). С. 27-29.

5. Моисеенко А.М. Особенности преподавания курса "специальные разделы высшей математики" для магистров аграрных вузов // В сборнике: Инновации в образовании Материалы IX научно-практической конференции. 2017. С. 73-75.

6. Силаев И.В., Радченко Т.И. Воспитательная составляющая образовательных программ физико-технического направления в системе дополнительного образования // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 99-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.