Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ МОСТОВ'

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ МОСТОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСТЫ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СРОКИ РЕМОНТА / РЕКОНСТРУКЦИЯ МОСТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ахмедов Р.М., Муйдинов С., Согинбоева У.С., Акрамова Д.

В статье освещены экономико-математическое моделирование сроков ремонта и реконструкции мостов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING OF THE TIMING OF BRIDGE REPAIRS AND RECONSTRUCTION

The article highlights the economic and mathematical modeling of the timing of repair and reconstruction of bridges.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ МОСТОВ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 519.863

Ахмедов Р.М. академик АН Турон НамИСИ Муйдинов С. преподаватель НамИСИ Согинбоева У.С. исследователь НамИСИ Акрамова Д. исследователь НамИСИ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ МОСТОВ

Аннотация: В статье освещены экономико-математическое моделирование сроков ремонта и реконструкции мостов.

Ключевые слова: мосты, экономико-математическое моделирование, сроки ремонта, реконструкция мостов.

Akhmedov R. M. academician of the Academy of Sciences of Turon

Muidinov S. teacher Soginbaeva U. S. researcher Akramova D. researcher

ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING OF THE TIMING OF BRIDGE REPAIRS AND RECONSTRUCTION

Abstract: The article highlights the economic and mathematical modeling of the timing of repair and reconstruction of bridges.

Key words: bridges, economic and mathematical modeling, terms of repair, reconstruction of bridges.

Литературный обзор вопроса сроков проведения ремонта и реконструкции мостов, а также анализ статистических материалов о

состоянии искусственных сооружений в регионе показывает [1, 5, 8-12], что в настоящее время, несмотря на постоянный рост категории автомобильных дорог и капитальности автодорожных мостов, уровень их транспортно-эксплуатационного состояния является весьма низким. Ряд дорожных мостов и эстакад нуждаются в ремонте, а некоторые вообще заброшены, поставлена задача провести инвентаризацию всех мостов, разработать адресную программу по их ремонту и восстановлению [13].

Как показывают расчеты, следствием невысоких транспортно-эксплуатационных качеств мостов являются значительные размеры ежегодных потерь на автомобильном транспорте и в нетранспортных отраслях национальной экономики Республики Узбекистан [3]. Кроме того, низкое техническое состояние искусственных сооружений ведет к увеличению темпов их физического износа.

Такое положение во многом обусловлено нехваткой высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации искусственных сооружений и имеющимися недостатками в планировании ремонта и реконструкции мостов, в первую очередь, почти полным отсутствием системы планово-предупредительного их ремонта, базирующейся на комплексе взаимосвязанных между собой технико-экономических норм и нормативов. В результате, при планировании ремонта мостов превалирует субъективный подход, потребность в них систематически занижается, а требуемые профилактические мероприятия по обеспечению сохранности и надежной работы элементов сооружений, как правило, не осуществляются. В связи с этим дальнейшее развитие и качественное совершенствование методики планирования и управления ремонтом и реконструкцией автодорожных мостов на основе эконометрических и статистических методов исследования является необходимым условием повышения эффективности функционирования автомобильных дорог и искусственных сооружений, следовательно, и значительного снижения издержек национальной экономики на перевозку грузов и пассажиров.

Анализ влияния состояния искусственных сооружения на ежегодные потери на автомобильном транспорте и в нетранспортных отраслях национальной экономики показывает, что их размеры зависят от транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и мостов, поэтому формализация экономико-математической модели и определение оптимальных межремонтных сроков службы искусственных сооружений является актуальной проблемой [1-9].

Методы и методика технико-экономического обоснования сроков и объемов реконструкции (уширения) автодорожных мостов на основе использования функциональной модели динамического программирования рассматриваются в работах [8-12]. В этих работах оптимальные сроки и размеры уширения сооружений при планировании ремонтных работ

предлагается определять путем экономического сравнения возможных стратегий развития их габаритов, причем никаких ограничений на минимальные размеры габаритов мостов по условиям их эксплуатации (интенсивности движения проходящих нагрузок) не накладывается. В условиях принятого критерия (минимума приведенных затрат) такой подход может привести к тому, что рассчитанные оптимальные габариты сооружений войдут в противоречие с установленными в соответствии с нормами, исходя из условий обеспечения требуемой безопасности движения на мостах.

В статье предлагается научно обоснованный подход к определению межремонтных сроков службы мостов, используемые при планировании их ремонтных работ, который заключается в исследовании процессов взаимообусловленности и взаимозаменяемости различных видов ремонтных воздействий и установлении на их основе оптимальной стратегии проведения всех видов ремонтных работ. Это означает, что при его использовании предполагаются известными объективно существующие количественные взаимосвязи между объемами каждого вида ремонтных воздействий и сроками службы основных конструктивных частей или элементов моста.

Постановка задачи по определению оптимальных межремонтных сроков службы автодорожных мостов сформулирована следующим образом.

Заданы статистические характеристики распределения объемов работ по текущему ремонту в зависимости от сроков его выполнения, а также объем капитального ремонта (стоимость замены) и возможный диапазон сроков его проведения для каждого конструктивного элемента сооружения. Также известны размеры потерь на автомобильном транспорте от несвоевременного проведения текущих ремонтов отдельных элементов мостов.

Требуется определить такие сроки выполнения текущих и капитальных ремонтов сооружения в целом, при которых обеспечивается минимум приведенных затрат на ремонт сооружения и реализацию транспортного процесса в течение всего периода его эксплуатации.

Критерий решения этой задачи в формализованном виде выражается следующим образом:

п т1 П п т1

2 = ХХС,&, + + XX X К Р, - Я ^ тю, (1)

1=1 , =1 г=1 к =1 г =1 ] =1 г,, =г, -(ГГ. )

где: С, - стоимость , -го текущего ремонта г -го конструктивного

элемента моста (1 = 1,п;, = 1,шг), сум*;

п - количество принимаемых в рассмотрение конструктивных элементов сооружения;

* сум-денежная единица национальной валюты Республики Узбекистан.

- количество проводимых текущих ремонтов ¡ - го элемента за срок сравнения вариантов, = — где - варьируемый межремонтный

период текущего ремонта, 1ср - принятый срок сравнения вариантов;

- срок проведения у -го текущего ремонта ¡ -го элемента, год;

Кк - стоимость к -го капитального ремонта ¡ -го конструктивного элемента моста, сум.;

- количество проводимых капитальных ремонтов I -го элемента

за срок сравнения вариантов, = — где - варьируемый межремонтный

к

период капитального ремонта;

- срок проведения к - го капитального ремонта I - го элемента,

год;

Д Д - коэффициенты приведения разновременных затрат;

- величина потерь в ту-м году, обусловленная отклонением рассматриваемой периодичности проведения текущего ремонта ¡-го элемента Т от минимально возможной , сум.;

(То, -минимальная периодичность текущего ремонта ¡-го элемента,

лет;

Q -остаточные затраты на ремонт, выражающие эффект последствия для вариантов с различными затратными характеристиками, сум.

Для решения поставленной задачи определения оптимальных межремонтных сроков службы мостов, учитывая стохастический характер износа их конструктивных элементов, были использованы часто принимаемые для изучения и анализа вероятностных процессов методы имитационного моделирования [1].

Полученные результаты научного обобщения исследования позволили доказательно обосновать следующие комплексные выводы:

1.Отсутствие должного уровня нормативной базы планирования и управления ремонтом и реконструкцией искусственных сооружений, в том числе автодорожных мостов не даст возможности для успешного развития дорожного хозяйства, в частности, и для развития национальной экономики в целом. Хотя это сугубо менеджерская проблема, но она также и макроэкономическая по своим последствиям.

2.Разработанный алгоритм и вычислительная программа позволяют определить межремонтные сроки службы мостов в зависимости от габарита и интенсивности движения.

3.Используя научные и практические рекомендации, разработанных в процессе данного научного исследования, руководители всех уровней управления дорожным хозяйством, получают возможность реализовать современные методологические основы стратегического планирования и управления ремонтом и реконструкцией автодорожных мостов.

В их числе: методика организации стратегического планирования; способ экономического анализа дорожного хозяйства для принятия решений на стадии разработки стратегии развития; экономико-математические методы определения межремонтных сроков службы автодорожных мостов, рекомендуемых для использования в системном подходе планированию ремонта мостов;

4. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до конкретных рекомендаций по разработке нормативов, рекомендуемых в процессе планирования и управления ремонтом и реконструкцией автодорожных мостов.

Использованные источники:

1.Ахмедов Р.М. Эконометрические аспекты планирования и управления воспроизводством автомобильных дорог и искусственных сооружений. Монография . Т.: Иктисодиёт, 2016, 153 стр.

2.Ахмедов Р.М.,Юлдашев М., Алихужаев М.А. Моделирование оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений. //Международный научный журнал "СИМВОЛ НАУКИ". -Уфа, 2017, №2 02, С.16-18.

3.Ахмедов Р.М.,Жураев Ж., Муродова Д. Расчет потерь от своевременного выполнения текущего ремонта искусственных сооружений. // Международный научный журнал "СИМВОЛ НАУКИ". -Уфа, 2017, № 02, С. 18 - 20.

4.Ахмедов Р.М.,Согинбаева У. Корреляционно-регрессионной анализа закономерности динамики объемов ремонтных работ. //Международный научный журнал "СИМВОЛ НАУКИ". -Уфа, 2017, № 06, С. 20 - 22.

5.Ахмедов Р.М. Проблемы разработки нормативной базы управления воспроизводством автомобильных дорог и искусственных сооружений транспортно-дорожного комплекса. // Сборник Республиканской научно-практической конференции. -Наманган: НамМЭИ, 2008. - С. 168-170

6.Ахмедов Р.М. Эконометрическая модель оптимизации межремонтных сроков службы автодорожных мостов// Сборник Республиканской научно-практической конференции. - Тошкент: ТАДИ, 2010. - С.97-98.

7.Ахмедов Р.М. Экономико-матемаческая модель оптимизации межремонтных сроков службы автодорожных мостов.//Журнал "экономика и образование", 2011 год, № 3.

8.Дингес Э.В., Ахмедов Р.М. Нужна классификация работ по ремонту автомобильно-дорожных мостов.// Журнал «Автомобильные дороги». -Москва, 1987. С. 17-18.

9.Дингес Э.В., Ахмедов Р.М. Оптимизация проведения средних ремонтов автодорожных мостов. Строительство и эксплуатация искусственных сооружений. /ГипродорНИИ, -Москва, 1987, С.42-49

10. Mukhammadyusuf Ergashev, Murodjon Mamajonov, Mirzokhid Kholmirzayev "Automation and modulation of highways in gis software", журнал "Теория и практика современной науки" №5(59) 2020. https://www.modern-j.ru/5-59-2020

11.Mukhammadyusuf Ergashev, Valisher Abdurakhimov "The use of basic gps stations, which are situated in Namangan, in the field of automobile roads", журнал "Экономика и социум" №5(72) 2020. https://www.iupr.ru/5-72-2020

12.Дингес Э.В., Петрухин А.Б. Функциональная модель проектирования пропускной способности мостовых переходов. - М., 1981. - 32 стр.

13.Дингес Э.В., Петрухин А.Б. Принципы технико-экономического-обоснования размещения и выбора основных параметров мостовых переходов//Вопросы совершенствования хозяйственного механизма на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. -М.:МАДИ, 1980. - 128 стр.

14.Дингес Э.В., Шестериков В.И. Экономическая эффективность уширения мостов на автомобильных дорогах. - М.: ЦБНТИ, 1983 - 63 стр.

15.https ://www. gazeta.uz/ru/2019/10/02/roads/. Совещание Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, посвященное на развитие дорожного хозяйства (2 октября 2019 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.