Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЦЕНАРИЕВ ВЫБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА СТАДИИ КТПП МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЦЕНАРИЕВ ВЫБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА СТАДИИ КТПП МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / IT-АРХИТЕКТУРА / КОММЕРЦИАЛИЗУЕМОСТЬ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоробогатов А.С., Кобзев В.В.

Цель статьи заключается в проведении комплексного ретроспективного анализа структуры и данных развития машиностроительных предприятий на этапе конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) и разработке экономико-математической модели сценариев выбора инвестиционных проектов. Мировой теорией и практикой экономикой деятельности предприятий сформированы условия цифровизации бизнес-среды, в основе которых лежат мульти-дисциплинарный и кросс-дисциплинарный научные подходы. Цифровая трансформация бизнес-процессов машиностроительных предприятий затрагивает: структуру предприятия, рыночную среду и конкуренцию, отраслевую среду, систему взаимодействия с органами государственной власти. Машиностроительным предприятиям, как участникам сетей поставок в масштабах мирового рынка товаров и услуг, важно на этапе КТПП сделать экономически обоснованный выбор инвестиционных проектов, способствующих развитию предприятия и заинтересованности, финансовой активности стейкхолдеров. Используя экономико-математические методы, такие как метод парных сравнений, линейного программирования, разработана экономико-математическая модель, позволяющая выбрать и реализовать инвестиционные проекты с задаваемыми параметрами инновации (новизна, полезность, научная обоснованность и коммерциализуемость). Система критериев и ограничений в экономической модели играет ключевую роль в отборе и определении приоритетных инвестиционных проектов, которые наилучшим образом подходят при проведении конструкторско-технологической подготовки производства машиностроительного предприятия. Построена матрица, отражающая весовые характеристики критериев, на основании которой сформированы условия для определения наиболее приоритетных инвестиционных проектов. Представлена транспортная таблица распределения инвестиционных ресурсов и блок-схема алгоритма распределения ресурсов от различных источников инвестирования в различные инвестиционные проекты с оценкой их эффективности. Исходные математические величины с весовыми характеристиками стоимости, позволили в работе найти некое решение для инвестирования на этапе КТПП машиностроительного предприятия. При проведении исследований авторами определено влияние источников финансирования, а так же объем необходимых инвестиционных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того было установлено, что цифровые технологии позволяют выстроить управление и контроллинг над инвестиционными проектами с учетом интересов всех заинтересованных сторон, как внутри машиностроительного предприятия, так стейкхолдеров и правительства страны. Из общего числа процессов (управления, основных, вспомогательных), выделяется процесс развития, влияющий на удержание позиций и экономический рост машиностроительного предприятия. Стадия жизненного цикла изделия на которой проводится КТПП, является отправной точкой процесса развития машиностроительного предприятия. На основании полученных результатов, авторами были определены направления и пути проведения дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скоробогатов А.С., Кобзев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODEL OF SCENARIOS FOR THE SELECTION OF INVESTMENT PROJECTS AT THE STAGE OF DESIGN AND TECHNOLOGICAL PREPARATION OF PRODUCTION OF A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

The purpose of the article is to conduct a comprehensive retrospective analysis of the structure and data of the development of machine-building enterprises at the stage of design and technological preparation of production and to develop an economic and mathematical model of investment project selection scenarios. The world theory and practice of enterprise economics have formed the conditions for digitalization of the business environment, which are based on multi-disciplinary and cross-disciplinary scientific approaches. Digital transformation of business processes of machine-building enterprises affects: the structure of the enterprise, the market environment and competition, the industry environment, the system of interaction with state authorities. Machine-building enterprises, as participants in supply chains on the scale of the global market of goods and services, it is important to make an economically sound choice of investment projects at the stage of design and technological preparation of production, which contribute to the development of the enterprise and the interest and financial activity of stakeholders. Using economic and mathematical methods, such as the method of paired comparisons, linear programming, an economic and mathematical model is developed that allows you to select and implement investment projects with the specified innovation parameters (novelty, utility, scientific validity and commercializability). The system of criteria and restrictions in the economic model plays a key role in the selection and determination of priority investment projects that are best suited for the design and technological preparation of the production of a machine-building enterprise. A matrix is constructed that reflects the weight characteristics of the criteria, on the basis of which the conditions for determining the most priority investment projects are formed. A transport table of the distribution of investment resources and a block diagram of the algorithm for the distribution of resources from various sources of investment in various investment projects with an assessment of their effectiveness are presented. The initial mathematical values with the weight characteristics of the cost allowed us to find a certain solution for investment at the stage of design and technological preparation of production of a machine-building enterprise. When conducting research, the authors determined the impact of funding sources, as well as the amount of necessary investment resources for the implementation of investment projects. In addition, it was found that digital technologies allow you to build management and controlling over investment projects, taking into account the interests of all stakeholders, both within the machine-building enterprise, stakeholders and the government of the country. From the total number of processes (management, main, auxiliary), the development process that affects the retention of positions and economic growth of a machine-building enterprise is distinguished. The stage of the product life cycle at which the design and technological preparation of production is carried out is the starting point of the development process of a machine-building enterprise. Based on the results obtained, the authors determined the directions and ways of conducting further research.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЦЕНАРИЕВ ВЫБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА СТАДИИ КТПП МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК: 338.1

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_3_97

Скоробогатов А.С., Кобзев В.В.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЦЕНАРИЕВ ВЫБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА СТАДИИ КТПП МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Skorobogatov A.S., Kobzev V. V.

ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODEL OF SCENARIOS FOR THE SELECTION OF INVESTMENT PROJECTS AT THE STAGE OF DESIGN

AND TECHNOLOGICAL PREPARATION OF PRODUCTION OF A MACHINEBUILDING ENTERPRISE

Ключевые слова: стратегическое выравнивание, инвестиционный проект, IT-архитектура, коммерциализуемость, машиностроительные предприятия, конструктор-ско-технологическая подготовка производства, инновации, инвестиционный менеджмент.

Keywords: strategic alignment, investment project, IT architecture, commercializability, engineering enterprises, design and technological preparation of production, innovation, investment management.

Аннотация: цель статьи заключается в проведении комплексного ретроспективного анализа структуры и данных развития машиностроительных предприятий на этапе конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) и разработке экономико-математической модели сценариев выбора инвестиционных проектов. Мировой теорией и практикой экономикой деятельности предприятий сформированы условия цифровизации бизнес-среды, в основе которых лежат мульти-дисциплинарный и кросс-дисциплинарный научные подходы. Цифровая трансформация бизнес-процессов машиностроительных предприятий затрагивает: структуру предприятия, рыночную среду и конкуренцию, отраслевую среду, систему взаимодействия с органами госу-дарственной власти. Машиностроительным предприятиям, как участникам сетей поставок в масштабах мирового рынка товаров и услуг, важно на этапе КТПП сделать экономически обоснованный выбор инвестиционных проектов, способствующих развитию предприятия и заинтересованности, финансовой активности стейкхолдеров. Используя экономико-математические методы, такие как метод парных сравнений, линейного программирования, разработана экономико-математическая модель, позволяющая выбрать и реализовать инвестиционные проекты с задаваемыми параметрами инновации (новизна, полезность, научная обоснованность и коммерциализуемость). Система критериев и ограничений в экономической модели играет ключевую роль в отборе и определении приоритетных инвестиционных проектов, которые наилучшим образом подходят при проведении конструкторско-технологической подготовки производства

машиностроительного предприятия. Построена матрица, отражающая весовые характеристики критериев, на основании которой сформированы условия для определения наиболее приоритетных инвестиционных проектов. Представлена транспортная таблица распределения инвестиционных ресурсов и блок-схема алгоритма распределения ресурсов от различных источников инвестирования в различные инвестиционные проекты с оценкой их эффективности. Исходные математические величины с весовыми характеристиками стоимости, позволили в работе найти некое решение для инвестирования на этапе КТПП машиностроительного предприятия. При проведении исследований авторами определено влияние источников финансирования, а так же объем необходимых инвестиционных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того было установлено, что цифровые технологии позволяют выстроить управление и контроллинг над

инвестиционными проектами с учетом интересов всех заинтересованных сторон, как внутри машиностроительного предприятия, так стейкхолдеров и правительства страны. Из общего числа процессов (управления, основных, вспомогательных), выделяется процесс развития, влияющий на удержание позиций и экономический рост машиностроительного предприятия. Стадия жизненного цикла изделия на которой проводится КТПП, является отправной точкой процесса развития машиностроительного предприятия. На основании полученных результатов, авторами были определены направления и пути проведения дальнейших исследований.

Abstract: the purpose of the article is to conduct a comprehensive retrospective analysis of the structure and data of the development of machine-building enterprises at the stage of design and technological preparation of production and to develop an economic and mathematical model of investment project selection scenarios. The world theory and practice of enterprise economics have formed the conditions for digitalization of the business environment, which are based on multi-disciplinary and cross-disciplinary scientific approaches. Digital transformation of business processes of machine-building enterprises affects: the structure of the enterprise, the market environment and competition, the industry environment, the system of interaction with state authorities. Machine-building enterprises, as participants in supply chains on the scale of the global market of goods and services, it is important to make an economically sound choice of investment projects at the stage of design and technological preparation of production, which contribute to the development of the enterprise and the interest and financial activity of stakeholders. Using economic and mathematical methods, such as the method of paired comparisons, linear programming, an economic and mathematical model is developed that allows you to select and implement investment projects with the specified innovation parameters (novelty, utility, scientific validity and commer-cializability). The system of criteria and restrictions in the economic model plays a key role in the selection and determination of priority investment projects that are best suited for the design and technological preparation of the production of a machine-building enterprise. A matrix is constructed that reflects the weight characteristics of the criteria, on the basis of which the conditions for determining the most priority investment projects are formed. A transport table of the distribution of investment resources and a block diagram of the algorithm for the distribution of resources from various sources of investment in various investment projects with an assessment of their effectiveness are presented. The initial mathematical values with the weight characteristics of the cost allowed us to find a certain solution for investment at the stage of design and technological preparation of production of a machine-building enterprise. When conducting research, the authors determined the impact offunding sources, as well as the amount of necessary investment resources for the implementation of investment projects. In addition, it was found that digital technologies allow you to build management and controlling over investment projects, taking into account the interests of all stakeholders, both within the machine-building enterprise, stakeholders and the government of the country. From the total number of processes (management, main, auxiliary), the development process that affects the retention of positions and economic growth of a machine-building enterprise is distinguished. The stage of the product life cycle at which the design and technological preparation of production is carried out is the starting point of the development process of a machine-building enterprise. Based on the results obtained, the authors determined the directions and ways of conducting further research.

Введение

Рост общемировой экономики базируется на интенсивном развитии цифровых технологий и ставит перед машиностроительными предприятиями новые вызовы по организации всей системы управления [1, 2, 3]. Особую важность в рамках Модели конкури-рующих ценностей

разработанной ученными Кимом Кемероном и Робертом Куинном представляет смещение приори-тетов современного предприятия из зоны «control» в зону «create». При этом клиента-ориентированный подход в системе жизненного цикла изделий становится наиболее актуальным для увеличения

объемов реализации товаров и услуг, а в свою очередь увеличения финансовой активности и заинтересованности срекхолдеров. Ученными А. Остервальдер, И. Пинье, Т. Кларк, Г. Бернарда, А. Смит был разработан шаблон ценного предложения, который включает в себя две базовые зоны: карта ценности и профиль клиента [4]. Формирование ценного предложения происходит с учетом комплекс-ного учета факторов как карты ценности (товары и услуги, факторы помощи, факторы выгоды) так и профиля клиента (задачи потребителя, проблемы потре-бителя, выгоды потребителя). Такой подход по формированию ценного предложения позволяет машиностроительному предприятию найти сбалансированное ценное предложение для конечного потребителя товаров и услуг. Клаус Шваб в своей книге «Четвертая промышленная революция» [5] описывает перспективы научно-технического развития, базирующегося на применении цифровых технологий, которые способны изменить всю структуру мировой экономики. Giovanni Dosi в своем научной статье «Technological paradigms and technological trajectories: A suggested interpretation of the determinants and directions of technical change» [6], указывает на наличие внутрифирменных резервов развития технологических и инноваци-онных процессов, которые можно отнести к машиностроительным предприятиям. Однако при этом не исключен трансфер инновационных технологий из других стран

[7, 8].

Что касается ввода в производственный процесс технологически новых изобретений (TNI), то исследования Epicoco M. доказывают, что в машино-строении происходит ускорение производи-тельности через 5 лет и длится около 10 лет, а вариации в потоке и запасе TNI объясняют важную часть вариаций производительности. В тоже время радикальные технологии оказывают лишь временное положительное влияние на производительность производственных мощностей машиностроительного предприятия [9].

Все приведенные условия и технологические возможности доказывают,

важность наличия у машиностроительного предприятия инструментария для выбора инвестиционных проектов на стадии КТПП, способных вывести машино-строительное предприятие в зону твор-ческой активности и гибкости с клиента-ориентированным подходом, используя информационные технологии.

Методы исследования

Методы исследования при написании статьи базируются на системе факторов, применены методы экономико-математического моделирования:

- метод парных сравнений;

- метод линейного программирования.

По словам Родионова Д.Г. и Алфе-

рьева Д.А. «Применение инстру-ментария линейного программирования позволяет сформировать производственный план, в структуру которого включается как инновационная (новая) продукция, так и устаревшая продукция, которая выпускается на предприятии более трех лет. Это позволяет внедрять в технологические цепочки новые проекты по производству продукции и оптимизировать ресурсы на их реализацию» [10, 11], чем и был обусловлен его выбор.

Проведен комплексный ретроспективный анализ структуры и динамики развития выбора инвестиционных-проектов на стадии КТПП машиностроительного предприятия.

Алгоритмом метода парных сравнений и средствами линейного программирования, разработана экономи-ко-математическая модель отбора инвестиционных проектов.

Результаты модели представлены структурными данными отражающими распределение инвестиционных ресурсов на реализацию идейных проектов с показателями сроков окупаемости.

Результаты и обсуждение

Анализ научных работ отечественных и зарубежных ученных в области инвестиционного, стратегического и инновационного менеджмента показал, что сформирован огромный задел наработок с инструментарием, позволяющим производить отбор инвестиционных проектов [12]. Однако требуется разработка инстру-

ментария, адаптированного выполнять отбор инвестиционных проектов на этапе КТПП машиностроительного предприятия. Основным из факторов требующий глубокого анализ, в схеме процесса управления инвестиционными проектами, является фактор риска и разработка плана мероприятий по его предотвращению [13, 14]. Риски, связанные с получением прибыли от вложений в инвестиционные-проекты по мнению авторов, возможно проанализировать и предотвратить на этапе КТПП.

Целевой инструментарий, позволяющий проводить отбор инвестиционных проектов на этапе КТПП машиностроительного предприятия до настоящего времени не сформирован, но научно доказано положительное влияние системы подготовки производства машиностроительного предприятия, на формирование экономического эффекта разработки и использования нового товара и услуг [15].

КТПП включает в себя бизнес-процессы машиностроительного предприятия, что подтверждается утверждениями американского ученного Уильяма Эдвардса Деминга. Deming W.E. впервые представил научному сообществу понятие «бизнес-процесс», как любою коммерческую деятельность предприятия [16].

В качестве инструментария управления бизнес-процессами КТПП на машиностроительном предприятии, по словам О.В. Железнова, способен выступать программно-информационный комплекс «Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и управления бизнес-процессом КТПП позволит в режиме реального времени видеть актуальные показатели КТПП, оперативно и своевременно предотвращать развитие нежелательных тенденций в объекте управления» [17].

По мнению ученых Ильина И.В. и Левиной А.И., процессы и проекты являются основными компонентами уровня бизнес-архитектуры, в рамках корпоративной архитектуры машиностроительного предприятия [18]. Комплексно сформированная на машиностроительном предприятии ГГ-архитектура решает задачи бизнес-

процессов, удобства работы, функциональность систем, масштабируемость предприятия, технологичность процессов, надежность и безопасность выпускаемых изделий

[19].

Применение IT-технологий высвобождает из технологических процессов машиностроительного предприятия ряд специалистов, что неизбежно ведет к увеличению роста безработицы в стране. В свою очередь излишки рабочей силы, которые появляются при техническом прогрессе способны поглощать

технологические инновации. Этот вопрос очень важен для рабочего класса и был тщательно изучен известными ученными экономистами K. Marx, Ch. Freeman, A. Smit, T. Alger, Heinz D. Kurz, D. Riccardo, F. David, U. Robert, R. Campa [20, 21]. Переход в зону творческого прорыва «Теория конкурирующих ценностей» необходим для машиностроительных предприятий, с точки зрения экономической безопасности нашей страны.

По словам Marco Cucculelli и Valentina Peruzzi в посткризисные периоды велика роль обучения, которое помогает провести реорганизацию и изменение бизнес-модели на промышленных предприятиях. Хотя изменение бизнес-модели является лишь слабой мерой инновации, в глобальном стратегическом подходе компании [22].

Для отбора инвестиционных проектов (идейных проектов, идей), которые наилучшим образом подходят при проведении конструкторско-технологиче-ской подготовки производства, необходимо разработать систему критериев (факторов). Для определения весовых характеристик критериев, необходимо построить квадратную матрицу показателей срока окупаемости, основанную на моделях нелинейного программирования общепринятого математического аппарата.

Обозначим через «N» матрицу размера « a х b », в которых на позиции « i », « j » находится величина « nij ».

где «щ» - срок окупаемости вложений Матрица показателей сроков

от /-го источника финансирования и ]-го окупаемости финансовых вложений будет идейного проекта. иметь вид (таблица 1):

Таблица 1 - Матрица показателей сроков окупаемости финансовых вложений

Критерии 1 2 3 aj Суммарный объем средств i-го источника финансирования, руб.

1 Пи n21 n31 ni1 ß1

2 n12 n22 n32 ni2 ß2

3 n13 n23 n33 ni3 ß3

n1j n2j n3j nij ßi

Необходимый объем средств для реализации у'-й идеи, руб. а1 а2 а3 aj X

Задача состоит в распределении ресурсов по идейным проектам, способным выполнить требуемые задачи с минимально возможными сроками.

Целевая функция «F» по критерию минимума срока окупаемости должна ровняться максимальной величине из всех значений сроков окупаемости.

F (Yij) = max щ , (2)

где yij > 0.

Максимальное значение сроков окупаемости складывается только из положительных величин.

Соответственно суммарное значение всех сроков окупаемости Yij будет максимумом суммы nij.

Целевая функция всех сроков окупаемости будет стремится к минимуму и примет вид линейной функции:

F (Yij) = max nij ^ min, (3)

где nij > 0 и достигается путем интеграции через решение модели.

Ограничение функции:

где g = 1, 2, ..., a+b.

требуется последовательное

исключение итерации потока инвестиций с максимальным сроком окупаемости.

Представленная автором экономико-математическая модель (рисунок 1) обеспечивает распределение инвести ционных средств по идейным проектам ориентируясь на срок окупаемости.

Ввод набора данных в массив a+b артериальной С величины срока окупаемости с временным гори- ) -—„„^ зонтом «щ» 1 г

Управление набора данных по возрастанию показателей сроков окупаемости «щ» с доб авлением индекса g, который свидетельствует о порядковом номере показателя срока окупаемости и имеет вид «Пуё» в упорядоченном массиве данных g = 1, 2, 3, ..., a+b.

1 г

Решение модели F(yij) определение максимального показателя срока окупаемости «п^» поставленных задач «Пу»

1

Добавление в модель нового условия Щ}д ~ 0 р ё = 1,2, ..., а+Ь.

При этом в условии из всех показателей сроков окупаемости величина будет наименьшей

Процесс распределения и нвестиционных средств окончен

Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма распределения ресурсов от различных источников инвестирования в различные идейные проекты с оценкой их эффективности

Транспортная таблица распределения инвестиционных ресурсов будет иметь вид (таблица 2).

Алгоритм решения рассматриваемой задачи заключается в том, чтобы при решении экономико-математической модели распределения инвестиционных ресурсов на этапе КТПП машиностроительного предприятия, определить и выбрать наименьшую величину «п^», при которой

будет найдено некоторое решение.

Применение на практике представленной экономико-математической модели, может быть представлено на примере распределения инвестиционных средств из различных источников финансирования, на идейные проекты с различными характеристиками.

Представим, что потребность для реализации пяти идейных проектов

500 тыс. руб. Возможности трех /-х источ- виде таблицы 3 со сроками окупаемости. ников финансирования и потребности пяти '-х идейных проектов можно представить в

Таблица 2 - Транспортная таблица распределения инвестиционных ресурсов

Источники финансирования идейных проектов Ресурсы из /-го I (/=1, 2, проект I по инвестированию «угу» сточника финансирования ., а) в '-й инвестиционный у=1, 2, Ь) Суммарный объем средств /-го источника финансирова-ния, руб.

1 2 3 а/

1 У11 721 731 711 в1

2 У12 722 732 712 Р2

3 713 723 733 713 Р3

7И 721 731 7И

Необходимый объем средств для реализации у'-й идеи, руб. а1 а2 а3 X

Таблица 3 - Сроки окупаемости идейных проектов

Источники финансирования П роекты Суммарный объем инвестиционных ресурсов, тыс. руб.

1 2 3 4 5

1 3,1 1,4 2,3 0,7 1,6 161

2 2,2 4,1 3,2 1,4 5,0 10

3 1,7 2,7 2,4 3,6 2,8 329

Инвестиционные потребности, тыс. руб. 40 120 60 8 272 500

Экономико-математическая модель позволяет распределить источники финансирования по различным идейным проектам на этапе КТПП машиностроительного предприятия. Возможности инвестирования могут охватывать, как конструктивные изменения выпускаемых изделий, так и

перевооружение производства: закупку новых станков; проектирование и изготовление оснастки и приспособлений; покупка инструмента; изменения в технологических процессах. Тогда наш пример примет табличный вид с источниками финансирования:

Источники финансирования П роекты Бюджет источников р/ где ]=1 ...5

1 2 3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 0 0 0,23 0 1,38 161

2 0,02 0 0 0,08 0 10

3 0,38 1,2 0,37 0 1,34 329

Инвестиционные потребности уу , где 1=1 ...3 40 120 60 8 272 500

Таблица 4 - Источники инвестирования идейных проектов

В таблице 5 представлены сроки окупаемости с бюджетами источников финансирования. Сроки окупаемости, которые являются неприемлемыми для инвес-

тирования, в таблице обозначены «-».

Наибольший срок окупаемости идейного проекта получающего материальные ресурсы от 1-го источника финансирования

на реализацию j-й идеи будет 2,8 года. сроков окупаемости в таблице 5 стремится к

Соответственно исходя из условий минимуму (min) (рисунок 2). целевой функции 3 значение показателя срока окупаемости из всех показателей

Таблица 5 - Сроки окупаемости инвестиций по результатам вычислений экономико-математической модели

Источники финансирования П роекты Объем инвестирования ßi

1 2 3 4 5

1 - - 2,3 - 1,6 161

2 2,2 - - 1,4 - 10

3 1,7 2,7 2,4 - 2,8 329

Инвестиционные потребности а. 40 120 60 8 272 500

3,5

-о =t

Р 2,5

^ о

о

а 1,5

0,5

2,8 2 LZ_

ГТ 3 2,2

7

Г 1,6 p.-,' 1 4

Линейная (min)

10

Ko/il

1ичество представленных сроков окупаемости, шт. Рисунок 2 - Диаграмма показателей срока окупаемости идейных проектов на основании данных таблицы 5, с указанием экстремума функции (min)

При перемене условий при необходимости нахождения минимального значения окупаемости вводится суммарное уравнение 5 при котором показатель сроков окупаемости величина Пу№ будет наименьшая и в нашем случае равна 1,4 года.

Итоговая таблица 6 распределения инвестиционных ресурсов «уу» на реализацию идейных проектов с показателями сроков окупаемости «Пу» будет иметь вид:

Инвестиционный ресурс «Уу», тыс. руб. (Общий X = 500 т.руб.) 8 138 38 2 23 37 120 134

Срок окупаемости «щ,», год 1,4 1,6 1,7 2,2 2,3 2,4 2,7 2,8

Таблица 6 - Таблица распределения инвестиционных ресурсов на реализацию идейных проектов с показателями сроков окупаемости

Заключение

Результат проведенного исследования показал, важность применения инструментария определения приоритетных инвестиционных проектов, на этапе КТПП машиностроительного предприятия. Особенности влияния 1Т-технологий на систему управ-

ления машиностроительного предприятия, воз-можные положения машиностроительного предприятия в сети поставок от внедрения инновационных технологий для обеспечения гибкости и клиента-ориенти-рованного подхода.

Целевыми результатами, наиболее

рационального инвестиционного обеспечения идейных проектов можно считать:

- системный клиента-ориенти-рованный подход при производстве товаров и услуг машиностроительным предприятием;

- поглощение избыточных трудовых ресурсов высвобождаемых в результате технического прогресса, через обучение и вовлечение в инновационные проекты машиностроительного предприятия;

- применение бизнес-процессов на основе информационных технологий, цифровых платформ (Blockchain, IT-архи-тектура, Big Data);

- изменение положения машиностроительного предприятия в цепях поставок;

- вовлечение инвестиций стейкхол-деров в перевооружение производственно-технологической базы машиностроительного предприятия, путем анализа и

предотвращения рисков инвестирования в идейные проекты.

Пути дальнейших исследований, в рамках инвестиционного обеспечения идейных проектов на этапе КТПП машиностроительного предприятия, могут быть направлены: на определение величин средств инвестирования идейных проектов; на определение рентабельности средств инвестирования идейных проектов; на определение величин рисков инвестирования; на определение положения машиностроительного предприятия в цепи поставок и чувствительности в результате внедрения идейных проектов; на определение величин поглощения трудовых ресурсов в рамках внедрения связанных с идейным проектом инноваций; на определение величин влияющих на изменение технологической производительности

машиностроительного предприятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чурилин, С.В., Хаймович, И.Н. Конфликт интересов при внедрении информационных технологий в конструкторско-технологическую подготовку производства // Известия Самар-ского научного центра РАН. 2020. Т. 22, №5. С. 36-40.

2. Хаймович, И.Н., Санькова, С.А. Внедрение информационной системы в конструкторскую подготовку производства // Вестник международного института рынка. 2020. № 2. С. 144-149.

3. Логинов, А.Ю. Конструкторско-технологическая подготовка производства с использованием импортозамещающего программного обеспечения // Автоматизированное проекти-рование в машиностроении. 2019. №7. С. 31-35.

4. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Александр Остервальдер, Ив Пинье; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 288 с.

5. Шваб, К. Четвертая промышленная революция // «Эксмо» - (Top Business Awards). 2016. - 137 с.

6. Dosi, G. Technological paradigms and technological trajectories: A suggested interpretation of the determinants and directions of technical change. North-Holiand Publishing Company. Research Policy 11, 1982, pp. 147-162.

7. Wang, L. Research on the International Strategy and Technology Export Modes of Technological Enterprises, Low Carbon Economy, 2015, no. 6, pp. 105-111.

8. Mensh, G. Stalemate in Technology: Innovation Overcome the Depression, G. Mensh. — Cambridge, Mass., 1979, 280 p.

9. Epicoco, M. Technological novelty and productivity growth: a cliometric approach, Document de Travail no. 2020 - 37, 2020, 43 p.

10. Родионов, Д.Г., Алферьев, Д.А. Устойчивость оптимального плана производства инновационной продукции промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 5. С. 106-119.

11. Алферьев, Д.А. Планирование производства инновационной продукции на основе линейного программирования // Проблемы развития территории. 2017. № 2 (88). С. 165-176.

12. Кобзев, В.В., Радаев, А.Е. Инструментарий управления высокотехнологичным производством промышленных предприятий на основе имитационного моделирования // НТВ СППГУ Экономические науки. 2013. №6. С. 138-144.

13. Сулоева, С.Б., Абушова, Е.Е., Бурова, Е.В. Стратегический управленческий учет в системе управления проектами на промышленных предприятиях // Организатор производства. 2019. Т.27. № 1. С. 43-54.

14. Титов, В.В., Безмельницын, Д.А., Напреева, С.К. Планирование функционирования предприятия в условиях риска и неопределенности во внешней и внутренней среде // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 3. С. 179-191.

15. Доросинский, Л.Г., Зверева, О.М. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия // Ульяновск: Зебра. 2016. - 243 с.

16. Deming, W.E. Quality, productivity, and competitive position. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982, 373 p.

17. Железнов, О.В. Программно-информационный комплекс мониторинга и анализа бизнес-процесса КТПП авиастроительного предприятия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 4 (3). С. 642-647.

18. Ильин, И.В., Левина, А.И. Управление зрелостью бизнес-архитектуры предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Экономические науки. 2015. № 2 (216). С. 109-117.

19. Скоробогатов, А.С. Бизнес-модель гармонизации IT-архитектуры машиностроительного предприятия в области управления конструкторско-технологической подготовкой производства // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. №1. С. 27-36.

20. Campa, R. Technological unemployment. A brief history of an idea, Orbis Idearum, 2018, vol. 6, no. 2, pp. 57-79.

21. Freeman, Ch., Clark, J., Suete, L. Unemployment and Technical Innovation. Study a Long Wave in Economic Development. L., 1982, 214 p.

22. Cucculelli, M., Peruzzi, V. Post-crisis firm survival, business model changes and learning. Evidence from the Italian manufacturing industry, Small Business Economics, 2020, no. 54, pp. 459-474.

Дата поступления: 25.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.