ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАЦИИ В СУБЪЕКТАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODEL OF EVALUATION OF IRRIGATION DEVELOPMENT PROGRAMS IN THE SUBJECTS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT
DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-478-487 СИЗОВ Юрий Иванович
Вице-президент ВЭО России, председатель Волгоградского регионального отделения ВЭО России, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия» (ФГБНУ ВНИИОЗ), первый вице-президент Международного Клуба менеджеров, член Президиума, академик Международной Академии менеджмента, д.э.н., профессор Yuri I. SIZOV
Vice-president of the VEO of Russia, chairman of the Volgograd regional branch of the VEO of Russia, first vice-president of the International Managers Club, member of the Presidium, Academician of the International Academy of Management, Doctor of Economic Sciences, Professor МЕДВЕДЕВА Людмила Николаевна
Заведующая лабораторией экономических исследований ФГБНУ ВНИИОЗ, профессор Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ, д.э.н., профессор Lyudmila N. MEDVEDEVA
Head of the economic research laboratory, All-Russian Scientific Research Institute of Irrigated Agriculture, Professor, Volzhskiy Polytechnic Institute (branch) Volgograd state technical University, Doctor of Economics Sciences, Professor
ПЛОТНИКОВ Александр Сергеевич
Заместитель руководителя Центра Волгоградского государственного технического университета, старший научный сотрудник ФГБНУ ВНИИОЗ, к.э.н. Alexander S. PLOTNIKOV
Deputy Head of the Center, Volgograd State Technical University, Senior Researcher, All-Russian Scientific Research Institute of Irrigated Agriculture, Candidate of Economic Sciences ОНОПРИЕНКО Юлия Геннадиевна
Доцент кафедры Волгоградского государственного технического университета, старший научный сотрудник ФГБНУ ВНИИОЗ, к.э.н. Julia G. ONOPRIENKO
Associate Professor, Volgograd State Technical University, Senior Researcher, All-Russian Scientific Research Institute of Irrigated Agriculture, Candidate of Economic Sciences
Аннотация Динамическое развитие сельского хозяйства Южного федерального округа Российской
Федерации трудно представить без функционирования мелиоративного комплекса. Отсутствие должного количества осадков и высокие летние температуры накладывают отпечаток на культуру земледелия и рентабельность крестьянско-фермерских хозяйств. Рассматривается состояние мелиоративных комплексов по субъектам ЮФО; дается оценка государственных программ, направленных на реализацию стратегических планов в отношении дальнейшего развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. В ходе проведенного исследования было показано, что созданная в ХХ веке мощная сеть ирригационных каналов и сетей, водохранилищ и перекачивающих станций обеспечивает потребности сельского хозяйства в водных ресурсах. Имущественный комплекс мелиорации - это национальное богатство, которое не только должно эксплуатироваться, но и поддерживаться в надлежащем техническом состоянии, своевременно модернизироваться, оснащаться гидротехнической и перекачивающей техникой и иметь потенциал ввода в оборот новых орошаемых земель. Показано состояние отдельных оросительных систем, расположенных на Юге России. Обращается внимание на необходимость применения ресурсосберегающих технологий при проектировании и строительстве мелиоративных систем нового поколения. Предлагается для оценки эффективности государственно-частного партнерства, реализованного через систему государственных Программ развития мелиорации на региональном уровне, на юге России использовать экономико-математическую модель с заданными функциями, учетом многоплановых факторов и критериев их оценки.
Abstract
The dynamic development of agriculture in the Southern Federal District of the Russian Federation is difficult to imagine without the functioning of the reclamation complex. The lack of proper rainfall and high summer temperatures leaves an imprint on the crop culture and the profitability of peasant farms. The state of reclamation complexes in the subjects of the Southern Federal District is considered; an assessment of government programs aimed at implementing strategic plans for the further development of land reclamation for agricultural purposes is given. In the course of the study, it was shown that the powerful network of irrigation canals and networks, reservoirs and pumping stations created in the 20th century provides the agricultural needs for water resources. The land reclamation complex is a national wealth that should not only be exploited, but also maintained in good technical condition, modernized in a timely manner, provided
with hydraulic and pumping equipment, and have the potential to bring new irrigated lands into circulation. The state of individual irrigation systems located in the south of Russia is shown. Attention is drawn to the need to use resource-saving technologies in the design and construction of reclamation systems of a new generation. It is proposed to use the economic and mathematical model with specified functions, taking into account multifaceted factors and criteria for evaluating them, to assess the effectiveness of public-private partnerships implemented through a system of state programs for the development of land reclamation at the regional level in southern Russia.
Ключевые слова Мелиоративный комплекс, Южный федеральный округ, государственные программы, субсидии, экономико-математическая модель, состояние оросительных систем.
Keywords Irrigation complex, Southern Federal District, state programs, subsidies, economic and
mathematical model, condition of irrigation systems.
Введение
Огромную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации играет Южный федеральный округ (ЮФО), уникальный с точки зрения территориального расположения и природно-ресурсного потенциала. В состав ЮФО входят: 3 республики (Адыгея, Калмыкия и Крым), 3 области (Астраханская, Волгоградская и Ростовская), Краснодарский край и город федерального значения - Севастополь. Регион характеризуется высокой степенью межрегиональных связей, которые положительно отражаются на объемах производства и торговли. Согласно статистическим данным, доля производства продукции сельского хозяйства по ЮФО в 2019 году составила 17,5%, или 1033327,7 млн руб. (3-е место в РФ). Особый вклад в повышение показателей производства продукции сельского хозяйства вносят Краснодарский край (41,35%, или 427250,3 млн руб.), Ростовская область (29,33%, или 303085,6 млн руб.), Волгоградская область (14,15%, или 146218,4 млн руб.) [1]. Эффективность развития сельского хозяйства в значительной степени определяется состоянием мелиорированных земельных угодий, особенностями возделывания сельскохозяйственных культур [2].
Цель исследования: в условиях усиления стратегического присутствия Российской Федерации на мировых продовольственных рынках возникает необходимость оценки принимаемых Программ по развитию мелиорации в субъектах Федерации на основе экономико-математической модели с заданными функциями, учетом факторов и критериев их оценки.
Материал и методы исследования
Для получения гарантированных урожаев площадь мелиорированных угодий в ЮФО, согласно прогнозным расчетам, должна увеличиться к 2030 году до 2 млн га. Реализовать поставленную цель предполагается за счет использования водных ресурсов реки Волги, значительного расширения орошаемых площадей в Республике Калмыкии и Волгоградской области, а также переброски части водных ресурсов из реки Волги в реку Дон для развития орошения в Ростовской области. Для реализации стратегических планов в области мелиорации требуется серьезная государственная поддержка. Распределение субсидий субъектам Федерации
на осуществление мелиоративных мероприятий и площади мелиорированных земель по программе «Развитие мелиоративного комплекса России на период 2020-2022 гг.» представлены в табл. 1, 2 [3].
Таблица 1. Распределение субсидий на реализацию мелиоративных мероприятий на период 2020-2022 гг.
Наименование Распределение субсидий
на 2020 г., тыс. руб. на 2021 г., тыс. руб. на 2022 г., тыс. руб.
Всего по Российской Федерации 6190292,00 3491715,60 3492877,00
Всего Южный федеральный округ 1396936,00 992780,90 1048034,30
Республика Адыгея (Адыгея) 31313,00 2303,90 20764,00
Республика Калмыкия 215025,00 200874,00 179799,30
Республика Крым 393583,00 350586,00 135442,00
Краснодарский край 104163,00 119607,00 146455,00
Астраханская область 196809,00 156996,00 116554,00
Волгоградская область 349390,00 162414,00 265160,00
Ростовская область 106653,00 0,00 147961,00
г. Севастополь 0,00 0,00 35899,00
Таблица 2. Площади мелиорированных земель по субъектам ЮФО на период 2021-2022 гг.
Наименование Площадь мелиорированных земель гидромелиорация, га
2020 г. 2021 г. 2022 г.
Всего по Российской Федерации 77869,33 59313,85 54300,00
Южный федеральный округ 23350,44 15990,00 16815,00
Республика Адыгея (Адыгея) 449,44 40,0 297,00
Республика Калмыкия 5000,00 5000,0 4150,00
Республика Крым 3601,00 2500,00 1018,00
Краснодарский край 2500,00 2500,00 2500,00
Астраханская область 3300,00 2950,0 2100,00
Волгоградская область 6000,00 3000,0 4000,00
Ростовская область 2500,00 0,00 2500,00
г. Севастополь 0,00 0,00 250,00
Мелиоративный водно-хозяйственный комплекс Республики Адыгеи сформировался в 1980 году. С 2014 по 2018 г. в республике было введено в эксплуатацию более 2 тыс. га мелиорируемых земель; на эти цели затрачено 92 млн рублей бюджетных средств. В республике имеется 7 насосных станций, 4 водохранилища (Шапсугское, Октябрьское, Шенджийское и Четукское), 6 головных водозаборов, 64 гидросооружения, 4 оросительные системы. Протяженность оросительной сети -186,4 км [4]. В северо-восточной части республики находится Адыгейская оросительная система, которая эксплуатируется с 1977 года. На левом берегу р. Кубани расположена Афипская рисовая оросительная система, Чибийская осушительно-оросительная система и оросительный канал «Ходзь-Неволька-Чехрак». Крупнейшая Чибийская осушительно-оросительная система была введена в эксплуатацию в 1972 году; общая площадь орошения составляет 8,7 тыс. га, из них на рисовые чеки приходится 6,2 тыс. га. Республика Калмыкия относится к маловодообеспеченным регионам страны. Здесь расположены пять крупных обводнительно-оросительных систем: Сарпинская, Калмыцко-Астраханская, Право-Егорлыкская, Черноземельская, Каспийская. Общая площадь мелиорированных земель составляет 90,3 тыс. га, в том числе 53,1 тыс. га регулярного орошения и 37,2 тыс. га лиманного орошения. Кроме того, из межхозяйственной оросительной сети обводняется 1167,2 тыс. га пастбищных угодий. Показатели состояния мелиоративных площадей регулярного орошения (53,1 тыс. га) следующие: хорошее состояние - 3%, удовлетворительное - 31%, неудовлетворительное - 66%. Черноземельская оросительно-обводнительная система расположена в пустынной и сухостепной зонах, где орошение позволяет увеличить продуктивность пашни в 7-12 раз [5]. Общая площадь оросительных систем Краснодарского края составляет около 313 тыс. га, на которых выращивают зерновые, овощные и плодовые культуры. Ежегодно из всех источников орошения забирается около 4 млрд м3 воды, в том числе 3,2 млрд м3 из бассейна Кубани, на орошение подается порядка 2,8 млрд м3, из которых на рис - 2,5 млрд м3. ФГБУ «Управление „Кубаньмелиоводхоз"» обслуживает 16 государственных оросительных систем, два крупных гидроузла - Федоровский и Тиховский с пропускной способностью по 1500 куб. метров в секунду каждый, два водохранилища общей емкостью 377 млн куб. метров. Протяженность оросительных и дренажно-сбросных каналов достигла 3179 км. Амортизация межхозяйственных фондов составляет 75% [6]. Площадь орошения систем Марьяно-Чебургольского массива составит 122 тыс. га (рис. 1 (А)). Волгоградская область относится к регионам рискованного земледелия, и развитие мелиоративного комплекса входит в число приоритетных проектов. Планируется, что к 2024 году площадь орошаемых земель в регионе должна увеличиться с сегодняшних 50,4 тыс. до 80 тыс. гектаров. На территории области располагается 18 оросительных систем. Крупнейшие Заволжская и Большая Волгоградская оросительные системы (рис. 1 (Б)) включают две головные насосные станции, 160 километров каналов и два десятка гидротехнических сооружений. Важнейшими проблемами мелиоративного комплекса Волгоградской области являются значительная изношенность основных фондов, высокие тарифы на электроэнергию [7].
В Республике Крым имеются 23 водохранилища, в том числе 8 наливных, с общим объемом в 398,4 млн м3, 94 водонакопительных бассейна и 143 скважины для добычи подземной воды, используемых для орошения сельскохозяйственных культур на площади 17,9 тыс. га. Республика испытывает значительные трудности в обеспечении водными ресурсами сельского хозяйства, поскольку в 2014 году
Рис. 1. Схемы Марьяно-Чебурголь-ского мелио-ративно-водо-хозяйственного массива Краснодарского края (А), Большой Волгоградской оросительной системы (Б)
со стороны Украины был перекрыт Северо-Крымский канал. 60% днепровской воды, поступавшей в Крым, использовалось для выращивания риса и прудового рыбоводства [8]. В 2013 году в Крым было поставлено 1553,78 млн м3 (потери на испарение и фильтрацию составили 695,3 млн м3).
Мелиоративный фонд Астраханской области составляет 210,9 тыс. га, при этом в сельскохозяйственном производстве используется 81,8 тыс. га. Оросительные системы мелиоративного комплекса включают: 360 насосных станций, 10,5 тыс. км оросительных каналов (из них 8,3 тыс. км выполнены в земляном русле), 94 тыс. гидротехнических сооружений сельскохозяйственного назначения и около 9 тыс. км коллекторно-дренажной и сбросной сети [9]. В Ростовской области находится более 260 тысяч гектаров мелиорируемых земель, 34 оросительные системы. Программа развития мелиорации направлена на повышение урожайности сельскохозяйственных культур: на орошаемых землях на 2,3 т/га зерновых единиц; за счет снижения объема водозабора и использования ресурсосберегающих технологий на 5%. Применение современных методов полива, поливной техники и технологий позволило увеличить биопродуктивность сельскохозяйственных земель почти в 2,5-3 раза [10].
Результаты исследования и их обсуждение
В связи с тем, что большинство оросительных систем, мелиоративных объектов технически и морально изношены, а функционирование мелиоративных систем не имеет тенденции к их быстрому восстановлению, возникает необходимость разработки и внедрения мелиоративных систем нового поколения, позволяющих повысить их экологическую безопасность [11]. При проектировании оросительных систем должны применяться научно установленные нормативы, например, для Ростовской области на 1 км протяженности мелиоративных каналов - 6027 тыс. руб. на 1 м3 суточной производительности - 150 тыс. руб.
Провести комплексную эколого-мелиоративную оценку состояния оросительных систем можно с использованием теоретического термодинамического подхода (для оценки энергетического состояния почв), методологического системно-ситуационного подходов (для идентификации и управления геоэкономическими
Рис. 2.
Концептуальная модель оценки эффективности мелиоративных программ развития на региональном уровне
рисками). В целях повышения надежности и эффективности работы мелиоративных систем необходимо предусмотреть внедрение ресурсосберегающих технологий и информационно-технических и измерительных средств нового поколения [12]. Выбранные критерии оценки эффективности государственных Программ должны носить обобщенный, комплексный вид с учетом анализа их региональной и отраслевой значимости (рис. 2).
Для оценки эффективности функционирования мелиоративных систем и разработки почвенно-мелиоративных прогнозов целесообразно использовать: метод сравнительных почвенно-мелиоративных аналогий (для сопоставления свойств и признаков богарных и мелиорированных земель), балансовый метод, математические методы (математическое описание почвенных процессов и их вероятной динамики), метод моделирования процессов почвообразования. Использование перечисленных методов способствует рациональному использованию выделяемых бюджетных ресурсов и эффективной оценке влияния различных факторов на реализацию мелиоративных мероприятий. Эффективность региональных мелиоративных Программ представим как экономико-математическую функцию с учетом существующих факторов и критериев их оценки:
(1)
где и - это критерий оценки параметров окружающей среды (Ц), описывающих внешние по отношению к системе факторы, которые могут быть спрогнозированы и учтены (экологические, научно-технические, социально-экономические факторы и т.д.), которые потенциально можно определить по формуле:
и = 1 ,
(2)
где w¡ - вес параметра, который найден экспертно-аналитическим путем.
Z - критерий оценки возмущающих параметров (^), которые описывают внутренние факторы системы (например, затраты, состояние трудовых ресурсов), рассчитываются:
г = (3)
X - критерий оценки управляющих параметров (X) представляющие собой реакцию системы на внешние и внутренние воздействия и которые направлены на максимальное достижение цели (оптимальное управление, технические процессы оптимизации и т.п.), определяются:
Рис. 3. Экологический след и биоемкость регионов Южного федерального округа, 2016 год
Х = 1 (4)
R - критерий оценки факторов риска и неопределенности (RJ (финансовые, экономические, социально-экологические риски, неопределенность природно-климатических условий и т.п.); при этом R ^ min.
R = (5)
t - критерий оценки временного фактора (сроки реализации проекта; период окупаемости мелиоративного проекта и т.п.), при этом t min.
Обобщенный критерий, позволяющий оценить эффективность региональной мелиоративной Программы, представим как взвешенную сумму ключевых параметров, в которую каждый из критериев входит с определенным весом (wj его значимости (важности). На основе полученной модели можно спрогнозировать потенциальную направленность Программы, эффективность развития мелиорации на региональном уровне. При экономическом обосновании общественной и коммерческой значимости мелиоративных Программ на региональном уровне целесообразно использовать оптимизационные модели комплексной оценки результатов таких мероприятий и учета их финансовой реализуемости за определенный расчетный период, а также иметь расчеты по показателю «экологический след». Расчет экологического следа позволит субъектам Федерации отслеживать совокупный эффект воздействия на окружающую среду, разрабатывать меры, предупреждающие нарушение экосистем (рис. 3) [13].
■ Экологический след I Биоемкость
Заключение
Анализ состояния сельского хозяйства и рассмотрение эффективности применения Программ развития мелиоративного комплекса по ЮФО позволяет выявить общие сложившиеся проблемы, которые без серьезной государственной финансовой поддержки невозможно решить в современных условиях. Рациональное распределение финансовых вложений позволит реализовать долгосрочные стратегии развития
в сфере агропромышленного комплекса во взаимосвязи с осуществлением эффективной работы по развитию мелиорации на региональном уровне и в масштабах всей страны. Применение сбалансированной системы земледелия на орошаемых землях Юга России позволит повысить рентабельность сельскохозяйственных предприятий и обеспечить экономию водных ресурсов.
Библиографический список
1. Федеральная служба государственной статистики. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств [Электронный ресурс]. URL: https:// gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/tab-sel1. htm (дата обращения: 26.05.2020).
2. Shchedrin V.N., Vasilyev S.M., Kolganov A.V., Medvedeva L.N., Kupriyanov A.A. Meliorative institutional environment - area of state interests // Espacios. 2018. Vol. 39, № 12. P. 28.
3. Распределение результата и субсидий по Южному федеральному округу Российской Федерации на реализацию мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/904/904af2716ff67cf6853ca654886fb34a.pdf (дата обращения: 22.05.2020).
4. Мелиоративно-водохозяйственный комплекс Республики Адыгея. Официальный сайт ФГБУ Управление Адыгеямелиоводхоз [Электронный ресурс]. URL: http://www.adygvodhoz.ru/melioratsiya-v-adygee/meliorativno-vodokhozyajstvennyj-kompleks-respubliki-adygeya (дата обращения 27.052020).
5. Постановление Правительства Республики Калмыкии от 16 сентября 2011 года № 320 Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460202029 (дата обращения 27.05.2020).
6. Фролов М. Мелиоративный комплекс - важнейшая ресурсная составляющая агропромышленного комплекса Кубани //Вестник агропромышленного комплекса. 2016. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnikapk.ru/articles/portret-regiona/mikhail-frolov-meliorativnyy-kompleks-vazhneyshaya-resursnaya-sostavlyayushchaya-agropromyshlennogo (дата обращения 26.05.2020).
7. Медведева Л.Н., Медведев А.В., Вагнер А.С. Agricultural performance Волгоградской области: вектор на мелиорацию сельскохозяйственных земель // Материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. ФГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук». 2019. С. 161-168.
8. Рекомендации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Актуальные вопросы развития мелиоративного комплекса маловодных регионов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/103748 (дата обращения 06.05.2020).
9. Постановление Правительства Астраханской области от 19 декабря 2013 года № 557-П О государственной программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2014-2020 годы» [Электронныйресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460224391 (дата обращения 28.05.2020).
10. Щедрин В.Н., Колганов А.В., Васильев С.М., Чураев А.А. Оросительные системы России: от поколения к поколению: монография //В 2 ч. Ч. 1. Новочеркасск: Геликон. 2013.283 с.
11. Мелихов В.В. Роль орошаемого земледелия при разработке концепции национальных планов устойчивого развития агроландшафтов //В сборнике: «Агроэкология, мелиорация и защитное лесоразведение». Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 509-513.
12. Карпенко Н.П. Основные пути повышения экологической безопасности функционирования оросительных систем нового поколения // Природообустройство, 2016. Вып. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.timacad.ru/dl/full/gmgup-16-2016-03.pdf (дата обращения 227.052020).
13. Гурина И.В., Медведева Л.Н. Мелиоративный биопотенциал и экологический след Юга России // Мелиорация и водное хозяйство. 2019. Ч. 1. С. 156-160.
References
1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Selskoe hozyajstvo, ohota, lesnoe hozyajstvo. Produkciya selskogo hozyajstva po kategoriyam hozyajstv [Elektronnyj resurs]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_ site/business/sx/tab-sell. htm (data obrashcheniya: 26.05.2020).
2. Shchedrin V.N., Vasilyev S.M., Kolganov A.V., Medvedeva L.N., Kupriyanov A.A. Meliorative institutional environment - area of state interests // Espacios. 2018. Vol. 39, № 12. P. 28.
3. Raspredelenie rezul'tata isubsidijpo YUzhnomu federal'nomu okrugu Rossijskoj Federacii na realizaciyu meropriyatij vedomstvennoj programmy «Razvitie meliorativnogo kompleksa Rossii» na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 gg. [Elektronnyj resurs]. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/904/904af2716ff6 7cf6853ca654886fb34a.pdf (data obrashcheniya: 22.05.2020).
4. Meliorativno-vodohozyajstvennyj kompleks Respubliki Adygeya. Oficial'nyj sajt FGBU Upravlenie Adygeyameliovodhoz [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.adygvodhoz.ru/melioratsiya-v-adygee/meliorativno-vodokhozyajstvennyj-kompleks-respubliki-adygeya (data obrashcheniya 27.052020).
5. Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Kalmykii ot 16 sentyabrya 2011 goda № 320 Ob utverzhdenii respublikanskoj celevoj programmy «Razvitie melioracii selskohozyajstvennyh zemel' Respubliki Kalmykiya na period do 2020 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460202029 (data obrashcheniya 27.05.2020).
6. Frolov M. Meliorativnyj kompleks - vazhnejshaya resursnaya sostavlyayushchaya agropromyshlennogo kompleksa Kubani//Vestnik agropromyshlennogo kompleksa. 2016. № 2. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// vestnikapk.ru/articles/portret-regiona/mikhail-frolov-meliorativnyy-kompleks-vazhneyshaya-resursnaya-sostavlyayushchaya-agropromyshlennogo (data obrashcheniya 26.05.2020).
7. Medvedeva L.N, Medvedev A. V, Vagner A.S. Agricultural performance Volgogradskoj oblasti: vektor na melioraciyu selskohozyajstvennyh zemel'// Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii. FGBNU«Prikaspijskij agrarnyjfederalnyj nauchnyj centr Rossijskoj akademii nauk». 2019.S. 161-168.
8. Rekomendacii Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii «Aktual'nye voprosy razvitiya meliorativnogo kompleksa malovodnyh regionov Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/103748 (data obrashcheniya 06.05.2020).
9. Postanovlenie Pravitelstva Astrahanskoj oblasti ot 19 dekabrya 2013 goda № 557-P O gosudarstvennoj programme "Razvitie melioracii zemel'selskohozyajstvennogo naznacheniya Astrahanskoj oblasti na 2014 -2020gody" [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/460224391 (data obrashcheniya 28.05.2020).
10. SHCHedrin V. N., Kolganov A.V., Vasilev S. M., CHuraev A.A. Orositel'nye sistemy Rossii: ot pokoleniya k pokoleniyu: monografiya // V 2 ch. CH. 1. Novocherkassk: Gelikon. 2013.283 s.
11. Melihov V.V. Rol' oroshaemogo zemledeliya pri razrabotke koncepcii nacional'nyh planov ustojchivogo razvitiya agrolandshaftov // V sbornike: «Agroekologiya, melioraciya i zashchitnoe lesorazvedenie». Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 509-513.
12. Karpenko N.P. Osnovnye puti povysheniya ekologicheskoj bezopasnosti funkcionirovaniya orositel'nyh sistem novogo pokoleniya // Prirodoobustrojstvo, 2016. Vyp. 3. [Elektronnyj resurs]. URL: http://elib.timacad.ru/dl/full/gmgup-16-2016-03.pdf. (data obrashcheniya 227.052020).
13. Gurina I.V., Medvedeva L.N. Meliorativnyj biopotencial i ekologicheskij sled YUga Rossii //Melioraciya i vodnoe hozyajstvo. 2019. ch1 S. 156-160.
Контактная информация / Contact information
ФГБНУ ВНИИОЗ, 400002, г. Волгоград, ул. имени Тимирязева, д. 9.
FGBNU VNIIOZ, 9, Timiryazev Street, 400002, Volgograd, Russia
Сизов Юрий Иванович / Yuri I. Sizov