Научная статья на тему 'Методология устойчивого развития агропромышленного комплекса'

Методология устойчивого развития агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
145
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛИОРАЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА / ОРОШАЕМЫЕ ЗЕМЛИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ГЕНЕРИРУЮЩИЕ МОЩНОСТИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ОРОСИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / RECLAMATION / RESTORATION OF THE RECLAMATION COMPLEX / IRRIGATED LAND / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGULATORY AND LEGAL DOCUMENTATION / GENERATING CAPACITIES / ENERGY-EFFICIENT IRRIGATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов В. В., Овчинников А. С., Куприянова С. В.

Рассмотрен вопрос необходимости восстановления мелиоративного комплекса. В рамках проведенного ретроспективного анализа мелиоративного земледелия определен новый подход к разделению площадей орошаемых земель по категориям в разрезе собственников орошаемых земель между крупными государственными системами и орошением на местном стоке. Для поиска альтернативных подходов и принципов в вопросе повышения устойчивости АПК России был проведен анализ существующей нормативно-правовой документации, касающейся вопросов повышения инвестиционной привлекательности мелиоративного сектора экономики. Установлено, что для решения задачи восстановления мелиоративного комплекса необходимо обеспечить в полном объеме использование имеющихся мелиорируемых земель, что возможно при внесении существенных изменений в действующее законодательство и разработке соответствующей нормативно-правовой документации по вопросам, касающимся механизмов, способствующих повышению заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в использовании орошаемых земель в мелиоративном режиме. Рассмотрена перспектива создания генерирующих мощностей для производства электроэнергии на возобновляемых источниках энергии, а также энергоэффективных оросительных систем при использовании имеющихся перепадов отметок рельефа местности. Проанализированы пример зарубежного опыта и разработки российских ученых, позволяющие использовать работу возобновляемых источников энергии в мелиоративной отрасли, тем самым полностью исключив необходимость подачи электрической энергии из внешних источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COMPLEX

The article discusses the question of need for restoration of the reclamation complex. As part of a retrospective analysis of reclamation agriculture, a new approach is identified for dividing irrigated land areas into categories by owners of irrigated land between large state systems and irrigation at the local drain. To search for alternative approaches and principles in the matter of increasing the stability of the Russian Agro-industrial Complex, an analysis was made of the existing regulatory and legal documentation regarding the issues of increasing the investment attractiveness of the reclamation sector of the economy. It was established that in order to achieve the task of restoring the reclamation complex, it is necessary to fully utilize the existing reclaimed land, which is possible when significant changes are made to existing legislation, the development of relevant regulatory documents on issues related to mechanisms that increase the interest of agricultural producers in using irrigated land in reclamation mode. The prospect of creating generating capacities for the production of electricity from renewable energy sources, as well as energy-efficient irrigation systems, using the existing differences in elevation marks, is considered. An example of foreign experience and the development of Russian scientists is analyzed, which allows using the work of renewable energy sources in the reclamation industry

Текст научной работы на тему «Методология устойчивого развития агропромышленного комплекса»

***** ИЗВЕСТИЯ *****

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: № 4 2019

НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ. АГРОНОМИЯ

УДК 631.6:338.43 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-04-1

МЕТОДОЛОГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

THE METHODOLOGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COMPLEX

В. В. Иванов1, заместитель Губернатора Волгоградской области, председатель комитета сельского хозяйства Волгоградской области А. С. Овчинников2, академик РАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор С. В. Куприянова3, научный сотрудник, аспирант

12 3

V. V. Ivanov , A. S. Ovchinnikov , S. V. Kupriyanova

1Комитет сельского хозяйства Волгоградской области 2Волгоградский государственный аграрный университет 3Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, г. Новочеркасск

1Committee of Agriculture of the Volgograd region

2Volgograd State Agrarian University

3Russian Research Institute of Land Reclamation, Novocherkassk

Дата поступления в редакцию 8.10.2019 Дата принятия к печати 20.12.2019

Received 8.10.2019 Submitted 20.12.2019

Рассмотрен вопрос необходимости восстановления мелиоративного комплекса. В рамках проведенного ретроспективного анализа мелиоративного земледелия определен новый подход к разделению площадей орошаемых земель по категориям в разрезе собственников орошаемых земель между крупными государственными системами и орошением на местном стоке. Для поиска альтернативных подходов и принципов в вопросе повышения устойчивости АПК России был проведен анализ существующей нормативно-правовой документации, касающейся вопросов повышения инвестиционной привлекательности мелиоративного сектора экономики. Установлено, что для решения задачи восстановления мелиоративного комплекса необходимо обеспечить в полном объеме использование имеющихся мелиорируемых земель, что возможно при внесении существенных изменений в действующее законодательство и разработке соответствующей нормативно-правовой документации по вопросам, касающимся механизмов, способствующих повышению заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в использовании орошаемых земель в мелиоративном режиме. Рассмотрена перспектива создания генерирующих мощностей для производства электроэнергии на возобновляемых источниках энергии, а также энергоэффективных оросительных систем при использовании имеющихся перепадов отметок рельефа местности. Проанализированы пример зарубежного опыта и разработки российских ученых, позволяющие использовать работу возобновляемых источников энергии в мелиоративной отрасли, тем самым полностью исключив необходимость подачи электрической энергии из внешних источников.

The article discusses the question of need for restoration of the reclamation complex. As part of a retrospective analysis of reclamation agriculture, a new approach is identified for dividing irrigated land areas into categories by owners of irrigated land between large state systems and irrigation at the local drain. To search for alternative approaches and principles in the matter of increasing the stability of the Russian Agro-industrial Complex, an analysis was made of the existing regulatory and legal documentation regarding the issues of increasing the investment attractiveness of the reclamation sector of the economy. It was established that in order to achieve the task of restoring the reclamation complex, it is necessary to fully utilize the existing reclaimed land, which is possible when significant changes are made to existing legislation, the development of relevant regulatory documents on issues related to mechanisms that increase the interest of agricultural producers in using irrigated land in reclamation mode. The prospect of creating generating capacities for the production of electricity from renewable

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

energy sources, as well as energy-efficient irrigation systems, using the existing differences in elevation marks, is considered. An example of foreign experience and the development of Russian scientists is analyzed, which allows using the work of renewable energy sources in the reclamation industry

Ключевые слова: мелиорация, восстановление мелиоративного комплекса, орошаемые земли, устойчивое развитие агропромышленного комплекса, нормативно-правовая документация, генерирующие мощности, энергоэффективные оросительные системы.

Key words: reclamation, restoration of the reclamation complex, irrigated land, sustainable development of the agro-industrial complex, regulatory and legal documentation, generating capacities, energy-efficient irrigation systems.

Цитирование. Иванов В. В., Овчинников А. С., Куприянова С. В. Методология устойчивого развития агропромышленного комплекса. Известия НВ АУК. 2019. 4(56). 15-25. DOI: 10.32786/2071-9485-2019-04-1.

Citation. Ivanov V. V., Ovchinnikov A. S., Kupriyanova S. V. The methodology of sustainable development of agricultural complex. Proc. of the Lower Volga Agro University Comp. 2019. 4(56). 15-25 (in Russian). DOI: 10.32786/2071-9485-2019-04-1.

Введение. В экономике России наиболее зависимой от природных изменений является сельскохозяйственная отрасль, устойчивое функционирование которой связано с климатическими рисками. Отличительной особенностью сельскохозяйственного производства являются погодные риски, так как на производство сельскохозяйственной продукции большое влияние оказывают погодные условия. Результат производственно-хозяйственной деятельности в аграрном секторе напрямую зависит от возможности возникновения неблагоприятной ситуации, знания возможных рисков, их предотвращения, возможности сделать правильный выбор управления в различных сложных ситуациях. Неблагоприятные климатические и погодные условия негативно сказываются на урожайности сельскохозяйственных культур, повышаются издержки производства, уменьшаются объемы реализации продукции, а вместе с тем уменьшается размер прибыли и происходит падение общей рентабельности производства продукции сельского хозяйства. Одним из наиболее существенных факторов повышения устойчивости сельскохозяйственного производства является мелиорация, так как ее применение дает возможность влиять на комплекс природных условий, создавать благоприятный для развития растений режим влажности, воздушный, тепловой режимы почв, способствует улучшению природной среды, что позволяет более эффективно использовать земельный фонд и обеспечивает стабильное получение урожая сельскохозяйственных культур. Во всем мире и у нас орошаемые земли позволяют получать гарантированно высокие урожаи сельскохозяйственных культур, что особенно важно в засушливые годы, когда на богарных землях невозможно получить стабильный урожай как зерновых культур, так и овощей, картофеля и других. Для усиления воспроизводительных процессов в сфере агропромышленного комплекса, в том числе и в сельскохозяйственной отрасли, требуются комплексное решение проблем природопользования, рациональное использование природных ресурсов, использование различных видов мелиораций [1].

Цель исследования - обоснование необходимости восстановления мелиоративного комплекса, главным условием при этом является использование в полном объеме имеющихся мелиорированных, в т. ч. орошаемых земель. Представлены данные о наличии и состоянии мелиорируемых земель и оросительных систем. Для выполнения поставленной цели были проведены работы по исследованию категорий орошаемых земель, проведен анализ состояния орошаемых комплексов, а также анализ нормативно-правовой документации, касающейся поставленной цели исследования. Для сопоставления в качестве примера для решения многих проблем в мелиорации представлен

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

вариант развития мелиоративного комплекса США. Кроме того, восстановление мелиоративного комплекса АПК России повлечет за собой повышение инвестиционной привлекательности мелиоративного сектора экономики [2].

Материалы и методы. В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Доктрина определила, что удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка должен составлять не менее 95 % по зерну, 85 % по мясу, 90 % по молоку, 80 % по сахару, 80 % по растительным маслам и 95 % по картофелю. Необходимым условием достижения этих показателей является оптимизация землепользования, что предполагает организацию рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Основными направлениями их являются: расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемой пашни, повышение плодородия почв, строительство и реконструкция мелиоративных систем для снижения зависимости сельскохозяйственного производства от негативных природных факторов (кроме того, урожайность на орошаемых землях в три-четыре раза выше по сравнению с другими землями).

Сельскохозяйственное производство в Российской Федерации ведется в регионах с различными почвенно-климатическими условиями, при этом более обеспеченная теплом значительная часть территории испытывает недостаток влаги, и в то же время имеются территории, где наблюдается избыточная влажность почв в период вегетации и недостаточная дренированность почвогрунтов. Зональные особенности земледелия определяют роль различных видов мелиорации земель и объясняют тот факт, что для получения стабильных урожаев сельскохозяйственных культур в различных климатических зонах России необходимо проводить комплекс мелиоративных, агротехнических и агрохимических мероприятий. Вариативность урожайности сельскохозяйственных культур на мелиорируемых землях составляет 15-20 %, тогда как на немелиориру-емых - 35-40 % [9].

Площадь земельного фонда России составляет 1712,5 млн га, из которых 65,8 % территории занимают леса, 1,6 % земли водного фонда, 5,2 % занимают земли запаса, 1,2 % занимают земли поселений, дороги, 1 % - это земли промышленности и иного специального назначения, 2,8 % - земли особо охраняемых территорий, и только 22,4 % (383,6 млн га) составляют земли сельскохозяйственного назначения, площади их фактического использования в сельскохозяйственном производстве постоянно меняются, 86,4 % (331,4 млн га) - используемые земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с данными Минсельхоза РФ и Россельхозакадемии, по состоянию на 2018 г., площади сельхозугодий Российской Федерации составляли 197,7 млн. га, из них: 116,2 млн га пашни; 57,2 млн га занимают пастбища, 18,7 млн га сенокосы, 1,2 млн га многолетние насаждения и 4,4 млн гектаров относятся к категории залежей. Неиспользуемые площади сельскохозяйственных угодий составляют 31,5 млн га, из них площадь пашни составляет 18,8 млн га.

По расчетам ученых, для получения гарантированных урожаев и уменьшения зависимости от погодных условий в России к 2030 году площадь мелиорированных угодий должна быть увеличена до 18 млн га, в том числе 10 млн. га орошаемых земель и 8 млн га осушенных, что составит около 15 % от всей пашни [11].

Ученые пришли к выводу, что глобальное потепление климата на планете является серьезной проблемой как для большинства стран мира, так и для России, так как его влияние на окружающую среду оказывает значительное воздействие на сельское

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

хозяйство. Климатические изменения требуют обеспечения устойчивой хозяйственной деятельности, разработки стратегии мероприятий для нормального функционирования сельскохозяйственной отрасли и адаптации АПК к глобальному изменению климата с целью поддержания продовольственной безопасности страны. В условиях изменения климата особенно ценной категорией преобразованных земель являются мелиорированные земли. Анализируя сведения о наличии и состоянии мелиорируемых земель в Российской Федерации, можно сделать вывод, что за период с 1990 года по настоящее время в целом произошло ухудшение состояния мелиорируемых земель, значительная часть которых выбыла из оборота и требует реконструкции. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в составе земель сельскохозяйственного назначения имелось 11 255,0 тыс. га мелиорируемых угодий, из них 9344,3 тыс. га составили сельскохозяйственные угодья. Орошаемые сельскохозяйственные угодья занимали площадь 4590,6 тыс. га, осушаемые - 4753,7 тыс. га. Хорошее мелиоративное состояние земель наблюдалось на площади 2949,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, удовлетворительное - на площади 3532,9 тыс. га и неудовлетворительное - на площади 2861,6 тыс. га. В составе оросительных систем на площади 2,2 млн га требуется реконструкция и техническое переоснащение, при этом более чем половина (2,4 млн га) нуждается в повышении технического уровня. В регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов сосредоточено более 70 % орошаемых земель, которые находятся в неудовлетворительном мелиоративном состоянии. Следует отметить, что вследствие неисправности оросительных систем и отсутствия поливной техники сельскохозяйственными товаропроизводителями не орошается 2,2 млн. га земель, а более 600 тыс. га орошаемых земель не используется в сельскохозяйственном производстве в связи с высоким уровнем грунтовых вод. В неудовлетворительном мелиоративном состоянии находится более трети осушительных систем (1,9 млн га), при этом около 33 % осушительных систем нуждается в реконструкции гидротехнических сооружений и осушительной сети. В регионах Северо-Западного и Центрального федеральных округов свыше 80 % осушенных земель находятся в неудовлетворительном мелиоративном состоянии.

Результаты и обсуждение. В настоящее время в России наиболее актуальным является вопрос восстановления мелиоративного комплекса, который должен стать основным фактором повышения стабильности производства сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных землях. Все орошаемые земли можно разделить на две основные категории:

1) Первая категория - орошаемые земли, «подвешенные» к государственным оросительным системам с водозаборами, водосбросами, магистральными каналами, межхозяйственной и внутрихозяйственной сетью, которые имеют большое количество различного вида гидротехнических сооружений (ГТС), находящихся в ведении ФГБУ по мелиорации.

2) Вторая категория орошаемых земель, которая расположена на местном стоке, представляет собой отдельные небольшие участки, получающие воду (питающиеся водой) из небольших водоемов, прудов, магистральных рек и естественных понижений, которые заполняются водой в весенний период (лиманы).

В различных регионах России соотношение площадей орошаемых земель между крупными государственными системами и орошением на местном стоке колеблется в пределах от 15 % до 30 %. Восстановление всевозможных видов орошаемых комплексов должно производиться различными способами и методами. Орошение на местном стоке находится в ведомстве региональных (областных, краевых, местных) властей, таким образом, проблема их восстановления во многом зависит от участия в данном процессе как собственников предполагаемых орошаемых участков, так и местных органов

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

власти (сельских, районных и др.). Решить проблему восстановления данных орошаемых комплексов возможно только при тесном взаимодействии местных властей и местных товаропроизводителей, с учетом экономического обоснования ведения работ по восстановлению этих комплексов, что позволит обеспечить занятость населения и даст возможность производства различного вида товарной продукции. Однако при решении проблемы восстановления крупных орошаемых массивов, получающих воду из государственных оросительных систем, состоящих из водозаборов, крупных магистральных каналов, межхозяйственных каналов и внутрихозяйственной сети, должен быть применен совершенно другой подход. Это связано с тем, что в настоящее время самой болевой точкой в вопросе восстановления крупных мелиоративных систем является отсутствие законодательного механизма по их восстановлению, поскольку собственником всех крупных систем (водозаборов, каналов, межхозяйственной сети) является государство в лице государственных бюджетных учреждений по мелиорации (ФГБУ), которые являются представителями государства по регионам по использованию и эксплуатации этой разветвленной сети. Мелиоративные объекты федеральной собственности включают в себя отдельно расположенные ГТС, не входящие в мелиоративные системы, а также мелиоративные системы, представляющие комплексы взаимосвязанных гидротехнических сооружений и устройств: каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины и дамбы, водозаборы, насосные станции - и находятся в оперативном управлении у подведомственных Департаменту мелиорации федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ) по мелиорации земель и сель-хозводоснабжению, по эксплуатации гидроузлов, водохранилищ и магистральных каналов, с филиалами и эксплуатационными участками. Проведенные в 90-е годы мероприятия (приватизация) привели к тому, что мелиорируемые земли, принадлежащие частным сельхозтоваропроизводителям, получают воду из мелиоративных систем, находящихся в собственности государства. Для комплексного восстановления работы этих систем требуется совместная работа и заинтересованность как государственных структур, управляющих (эксплуатирующих) мелиоративными системами, так и частных сельхозтоваропроизводителей, использующих (а зачастую не использующих) земли в мелиоративном режиме. В настоящее время в стране отсутствует четкий механизм взаимодействия государства, владеющего крупными мелиоративными системами и объектами, и частных землевладельцев, производящих продукцию на ранее мелиорируемых землях. В основу создания подобного механизма должны быть положены законодательные акты о частно-государственном партнерстве. В нашей стране требуется разработка этого механизма на законодательном уровне и его дальнейшее развитие (один из вариантов этого механизма - создание мелиоративных парков).

Анализ мировых тенденций развития мелиорации в различных странах показал, что в качестве примера для решения многих проблем в мелиорации может быть взят вариант развития мелиоративного комплекса США, где существует законодательный механизм государственно-частного сотрудничества. Из истории США мы видим, что в 1902 году была образована Служба мелиорации США, которая подчинялась Геологической службе. В 1907 году было основано независимое Бюро мелиорации в рамках департамента внутренних дел с целью осуществления ирригационных проектов на западе по накоплению воды и орошению. По проектам Бюро мелиорации, которые обеспечивали водой сельское хозяйство, коммунально-бытовые нужды, промышленность для одной третьей населения, орошали около 5 % территории запада, общие инвестиции в 1992 году составляли 11 млрд. долларов. Одновременно с этим Бюро мелиорации обеспечивало воду для одной пятой площади орошаемых земель и являлось главным аме-

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

риканским производителем электричества. В 1994 году Бюро продекларировало, что «засушливый запад» мелиорирован и основные цели и задачи программы переносятся со строительства на эксплуатацию и содержание существующих сооружений [2, 14].

К компетенции Бюро мелиорации относится:

- управление водными ресурсами;

- восстановление и защита окружающей среды;

- эксплуатация и содержание сооружений;

- исследование и развитие новых технологий;

- дополнительная деятельность.

Основные функции Бюро мелиорации США:

- самый крупный поставщик воды в США;

- второй по величине производитель электроэнергии в семнадцати западных штатах;

- поставщик воды для фермеров с целью орошение сельхозземель;

- создание рабочих мест;

- защита диких животных и аквакультур;

- создание мест для отдыха населения.

В США применяется доктрина водного права, она представляет систематизированную структурную форму и определяет «меру уверенности» в водоснабжении, а также связанные с ней две основные доктрины - прибрежного и назначенного водопользования. Доктрина назначенного водопользования включает приобретение прав на использование воды через водозабор согласно законодательству, а также их эффективное водопользование на землях, прилегающих к источникам воды или расположенных вне источников воды. Доктрина прибрежного водопользования дает владельцу земель, находящихся на водотоке, право на эффективное использование водных ресурсов (прибрежное право законодательно является при этом частью земель). США принимает решение управлением и распределением водными ресурсами. При этом на Бюро мелиорации возложены полномочия управления мелиоративными системами (согласно акту о мелиорации), обязательства получения прав на воду. Мелиоративная система предоставляет воду водным округам, используя долгосрочные контракты двух типов, это:

- контракт об оплате (является единовременным), который представляет собой соглашение между государством и лицом получающим воду, подаваемую на орошение земель и обязующимся осуществлять оплату расходов на строительство, относящихся к орошению;

- контракт на водные услуги (перезаключается вплоть до окупаемости системы и включает в себя процент от прибыли) между государством и потребителем, получающим воду на орошение, в котором лицо, получающее воду, обязуется оплачивать долю ежегодных расходов на эксплуатацию, а также строительство и реконструкцию оросительных систем.

Наряду с этим мелиоративная система берет на себя обязательство обеспечить необходимую подачу воды в обмен на оплату указанных расходов. Вместе с тем ирригационные сооружения являются собственностью правительства, которое выполняет функции поставщика и распространителя водных ресурсов с правом получать суммы покрытия расходов на строительство и эксплуатацию сооружений, а права на воду (согласно акту о мелиорации) являются собственностью землевладельцев.

Министерством внутренних дел изданы «Принципы управления добровольными сделками по водным ресурсам, вовлекающие или оказывающие воздействие на сооружения, принадлежащие или эксплуатируемые министерством внутренних дел» для ру-

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ководства при совершении водных сделок при условии их соответствия федеральным законам и законам штатов. В свою очередь, для их реализации Бюро мелиорации распространило «Критерии и управление добровольными водными сделками» [2, 14].

Из проведенного нами анализа работы Бюро мелиорации в США мы видим, что одной из основных функций его деятельности является производство электроэнергии. Исследования ученых ФГБНУ «РосНИИПМ» показали, что в предгорных зонах РФ расположено более 6 млн. га орошаемых земель со значительными перепадами отметок рельефа местности, поэтому при проведении реконструкции оросительных систем в этих районах следует внедрять мини- и микроГЭС в закрытых деривационных водотоках (трубопроводах), позволяющих использовать кинетическую энергию водного потока, гасимую до реконструкции водобойными колодцами, водобойными стенками, гасителями-рассекателями и водобойными порогами, которую можно преобразовать в электрическую и использовать для регулирования процессов водоподачи, водораспределения, управления автоматизацией мелиоративных систем, в том числе насосных станций и при работе поливной техники без использования внешних источников электроэнергии [5, 6, 8, 12, 13, 15, 16]. Таким образом, используя гидроэнергетический потенциал мини- и микроГЭС, возможно обеспечивать работу различной дождевальной техники. В РосНИИПМ имеются разработки и изобретения дождевальных машин, управление работой, перемещение и навигация которых осуществляется за счет электрической энергии, вырабатываемой микроГЭС, путем использования напора воды в трубопроводе, поддерживаемого за счет перепада местности [3, 10].

Пример зарубежного опыта и разработки российских ученых позволили использовать работу возобновляемых источников энергии в мелиоративной отрасли и тем самым полностью исключить необходимость подачи электрической энергии из внешних источников [4, 7]. В настоящее время для развития и внедрения в мелиорацию гидроэнергетики необходима разработка нормативно-правовой базы на законодательном уровне при поддержке государства.

Проведенный анализ законодательных актов показал, что в 2008 году Указом Президента РФ от 04.06.2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» была поставлена цель снизить энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) к 2020 году не менее, чем на 40 % (от уровня 2007 года). С целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В рамках выполнения вышеназванного закона будут осуществляться следующие задачи:

- разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесяти процентов акций, либо доля в уставном капитале, которая принадлежат государственным корпорациям;

- установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

- определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

С целью выполнения указанных задач была принята государственная программа «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» (утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №321), в состав которой включена подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Направлением программы является снижение энергоемкости ВВП РФ на 13,5 % за счет реализации включенных в нее мероприятий. При этом Минэкономразвития России разработало «Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ» (утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2018 г. № 703-р), в рамках реализации которого предусмотрены мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности экономики, в том числе на снижение энергоемкости ВВП за счет сокращения технологического отставания страны.

Важными условиями развития российской экономики являются энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Технологическая модернизация страны и внедрение инноваций во многих отраслях экономики, в том числе в мелиоративной отрасли, обеспечит существенную экономию энергоресурсов и, как следствие, будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики. Ускоренное развитие технологий в мелиоративной отрасли приводит к темпам роста энергопотребления, и пути решения этой проблемы - это развитие и внедрение в мелиорации гидроэнергетики, что позволит решить вопросы энергосбережения и энергетической эффективности, позволит снизить энергоемкость экономики, что соответствует поставленным целям и задачам в рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Согласно разработанной Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) определены важнейшие задачи развития страны, в том числе:

- расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии, без учета крупных и средних ГЭС (с 8 млрд кВт-ч в 2007 году до 80 млрд кВт-ч в 2020 году);

- прирост установленной мощности возобновляемых источников до 22 ГВт к 2020 году без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт;

- обеспечение прироста установленной мощности крупных и средних гидроэлектростанций (свыше 25 МВт) к 2020 году на 25,1 ГВт.

Заключение. Одним из важнейших факторов восстановления мелиоративного комплекса является использование в полном объеме имеющихся мелиорируемых земель, а серьезной проблемой на пути решения этого вопроса является отсутствие необходимых изменений в существующем законодательстве:

- на законодательном уровне необходима разработка нормативно-правовой документации, которая предоставит возможность ФГБУ иметь генерирующие мощности для производства электроэнергии на возобновляемых источниках энергии: на ГЭС и оросительных системах (перепадах, быстротоках) мини- и микроГЭС в закрытых деривационных водотоках (трубопроводах), генерирующих мощности по производству электроэнергии. Вместе с тем сельхозтоваропроизводителям следует дать возможность производить электроэнергию на самих дождевальных машинах, что станет альтернативой получения электроэнергии из внешних источников, этот шаг будет способствовать решению вопроса нежелания сельхозтоваропроизводителя использовать имеющиеся земли в мелиоративном режиме по причине дорогой стоимости электроэнергии;

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- необходима разработка правовых механизмов, которые будут способствовать заинтересованности частных сельхозтоваропроизводителей использовать принадлежащие им земли в мелиоративном режиме (в форме субсидий, развития механизмов финансирования мероприятий и проектов в области мелиорации);

- следует внести изменения в действующее законодательство с целью создания возможных вариантов компенсации собственникам этих земель при передаче неиспользуемых в мелиоративном режиме земель в собственность государства для использования данных земель по назначению. При рассмотрении этого вопроса следует обратить внимание на ст. 1 п.1 п.п.6 «Земельного кодекса РФ», согласно которому сохраняется принцип приоритета особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, в соответствии с которым изменение целевого назначения их ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ, это имеет прямое отношение к мелиорированным землям в связи с проведенными на них работами по коренному улучшению их качеств (проведенных на них гидротехнических, культуртехнических и других мелиоративных мероприятий). В региональном законодательстве указано, что земли, претерпевшие коренное улучшение, как правило, обладают повышенной хозяйственной ценностью, в соответствии с этим использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, не допускается. Таким образом, можно сделать вывод о том, что перевод таких земель в менее ценные земли, в результате чего изменяется их целевое назначение, должен производиться в исключительных случаях. По нашему мнению, следует искать возможные пути решения вопроса перевода этих земель в собственность государства, при неиспользовании собственниками земли в течение трех лет, с целью их дальнейшего использования в мелиоративном режиме, при этом следует учитывать действие Конституции РФ ст.35, а также действие Гражданского кодекса РФ в части ст. 209 и ст. 238 (право частной собственности, собственность не может быть отчуждена бесплатно). Предложенные мероприятия позволят выработать альтернативные подходы и принципы для повышения устойчивости АПК России за счет восстановления мелиоративного комплекса и повышения инвестиционной привлекательности мелиоративного сектора экономики. При этом возможно использовать опыт развитых стран (США), где Бюро мелиорации производит и использует электроэнергию в своих целях [2, 14].

Библиографический список

1. Адаптация сельского хозяйства России к глобальным изменениям климата / Под ред. члена президиума РАН, академика РАН И. Г. Ушачева и члена-корреспондента РАН А. Г. Пап-цова. Авторский коллектив: А. Г. Папцов С. А. Шиловская, А. В. Колесников, А. В. Амелин, Л. Ю. Ададимова, В. А. Суровцев // Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа: https://www.oxfam.ru/upload/iblock/f96/f9622b41f48549945438f2292f509d14.pdf .

2. Водное хозяйство Соединенных Штатов Америки // Информационный сборник НИЦ МКВК [Электронный ресурс]. 2001. Режим доступа: http://www.cawater-info.net/library/inform.htm.

3. Дождевальная машина кругового перемещения для горных и предгорных участков местности: пат. №2687003 / Щедрин В. Н., Бондаренко В. Л., Лобанов Г. Л., Бакланова Д. В.; заявка №2018108819. Дата регистрации 12.03.2018; правообладатель ФГБНУ «РосНИИПМ» https://elibrary.ru/item.asp?id=38146410

4. Концептуальные подходы к созданию систем мониторинга и управления орошением / А. С. Овчинников, В. В. Бородычев, М. Н. Лытов, В. А. Шевченко, О. В. Бочарникова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2019. № 2 (54). С. 26-39.

5. Михайлов Л. П., Фельдман Б. Н., Марканова Т. К. Малая гидроэнергетика. Москва: Энергоатомиздат, 1989. 184 с.

6. Николаев В. Г., Ганага С. В., Вальтер Р. Перспективы развития возобновляемых источников энергии в России. Результаты проекта ТАСК. Москва: Атмограф, 2009. 455 с.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

7. Овчинников А. С., Бочарников В. С. Новые технические решения повышения эффективности ресурсосберегающих способов полива // Известия Нижневолжского агроуниверситет-ского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2012. № 1 (25). С. 119-124.

8. Оценка перспектив использования малой гидроэнергетики на оросительных системах для обеспечения внутрисистемных потребностей в электроэнергии / В. Н. Щедрин, Д. В. Бакланова, В. Л. Бондаренко, Г. Л. Лобанов // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации [Электронный ресурс]. 2017. № 3(27). С. 160-178. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29823000

9. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в России / А. В. Кол-ганов, Н. В. Сухой, В. Н. Шкура, В. Н. Щедрин / под редакцией Академика РАН, доктора технических наук, профессора В. Н. Щедрина. Новочеркасск: РосНИИПМ, 2016.

10. Фронтальная дождевальная машина непрерывного действия с автономным энергообеспечением: пат. №2676906 / Щедрин В. Н., Чураев А. А., Снипыч Ю. Ф., Лобанов Г. Л., Вайнберг М. В., Юченко Л. В., Школьная В. М., Кореновский А. М., Куприянов А. А; заявл. № 2018111173. Дата регистрации 28.03.2018 г. правообладатель ФГБНУ «РосНИИПМ».

11. Щедрин, В. Н., Балакай Г. Т. Состояние и перспективы развития мелиорации земель на юге России // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации [Электронный ресурс]. 2014. №3 (15). Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22543932.

12. Щедрин В. Н., Балакай Г. Т. Энергосберегающие технологии - основа успешного развития мелиоративного комплекса страны // Труды VIII Международной научно-технической конференции «Энергообеспечение и энергосбережение в сельском хозяйстве». Ч. 1. М.: ВИЭСХ Россельхозакадемии, 2012. С. 70-75. https://elibrary.ru/item.asp?id=18076463.

13. Щедрин В. Н., Гостищев В. Д. Перспективы создания энергоэффективных оросительных систем // Мелиорация и водное хозяйство. 2015. № 5. С. 14-19. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26301048.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Federal register. The Daily of the United States Government. National archives [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.federalregister.gov/documents/2006/04/17/06-3618/public-conduct-on-bureau-of-reclamation-facilities-lands-and-waterbodies.

15. Mode of rice drip irrigation / I. P. Kruzhilin, N. N. Dubenok, M. A. Ganiev, A. S. Ovchin-nikov, V. V. Melikhov, N. M. Abdou, S. D. Fomin // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. №12(24). P. 7118-7123. Retrieved from www.scopus.com

16. Water pressure monitoring in irrigation piping as quality management tools of sprinkler irrigation / I. P. Kruzhilin, A. S. Ovchinnikov, N. V. Kuznetsova, O. V. Kozinskaya, S. D. Fomin, V. S. Bocharnikov & E. S. Vorontsova // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2018. № 13(13). P. 4181-4184. Retrieved from www.scopus.com

Reference

1. Adaptaciya sel'skogo hozyajstva Rossii k global'nym izmeneniyam klimata / Pod red. chlena prezidiuma RAN, akademika RAN I. G. Ushacheva i chlena-korrespondenta RAN A. G. Pap-cova. Avtorskij kollektiv: A. G. Papcov S. A. Shilovskaya, A. V. Kolesnikov, A. V. Amelin, L. Yu. Adadimova, V. A. Surovcev // Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut jekonomiki sel'skogo hozyajstva. [Jelektronnyj resurs]. 2015. Rezhim dostupa: https://www.oxfam.ru/upload/iblock/f96/f9622b41f48549945438f2292f509d14.pdf .

2. Vodnoe hozyajstvo Soedinennyh Shtatov Ameriki // Informacionnyj sbornik NIC MKVK [Jelektronnyj resurs]. 2001. Rezhim dostupa: http://www.cawater-info.net/library/inform.htm.

3. Dozhdeval'naya mashina krugovogo peremescheniya dlya gornyh i predgornyh uchastkov mestnosti: pat. №2687003 / Schedrin V. N., Bondarenko V. L., Lobanov G. L., Baklanova D. V.; za-yavka №2018108819. Data registracii 12.03.2018; pravoobladatel' FGBNU "RosNIIPM" https://elibrary.ru/item.asp?id=38146410

4. Konceptual'nye podhody k sozdaniyu sistem monitoringa i upravleniya oro-sheniem / A. S. Ovchinnikov, V. V. Borodychev, M. N. Lytov, V. A. Shevchenko, O. V. Bocharnikova // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. 2019. № 2 (54). P. 26-39.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5. Mihajlov L. P., Fel'dman B. N., Markanova T. K. Malaya gidrojenergetika. Moskva: Jener-goatomizdat, 1989. 184 p.

6. Nikolaev V. G., Ganaga S. V., Val'ter R. Perspektivy razvitiya vozobnovlyaemyh istochni-kov jenergii v Rossii. Rezul'taty proekta TACIS. Moskva: Atmograf, 2009. 455 p.

7. Ovchinnikov A. S., Bocharnikov V. S. Novye tehnicheskie resheniya povysheniya jeffek-tivnosti resursosberegayuschih sposobov poliva // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. 2012. № 1 (25). P. 119-124.

8. Ocenka perspektiv ispol'zovaniya maloj gidro]nergetiki na orositel'nyh sistemah dlya obespecheniya vnutrisistemnyh potrebnostej v ]lektro]nergii / V. N. Schedrin, D. V. Baklanova, V. L. Bondarenko, G. L. Lobanov // Nauchnyj zhurnal Rossijskogo NII problem melioracii [Jelektronnyj resurs]. 2017. № 3(27). P. 160-178. - Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=29823000

9. Razvitie melioracii zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya v Rossii / A. V. Kolganov, N. V. Suhoj, V. N. Shkura, V. N. Schedrin / pod redakciej Akademika RAN, doktora tehnicheskih nauk, professora V. N. Schedrina. Novocherkassk: RosNIIPM, 2016.

10. Frontal'naya dozhdeval'naya mashina nepreryvnogo dejstviya s avtonomnym ]nergoo-bespecheniem: pat. №2676906 / Schedrin V. N., Churaev A. A., Snipych Yu. F., Lobanov G. L., Va-jnberg M. V., Yuchenko L. V., Shkol'naya V. M., Korenovskij A. M., Kup-riyanov A. A; zayavl. № 2018111173. Data registracii 28.03.2018 g. pravoobladatel' FGBNU "RosNIIPM".

11. Schedrin, V. N., Balakaj G. T. Sostoyanie i perspektivy razvitiya melioracii zemel' na yuge Rossii // Nauchnyj zhurnal Rossijskogo NII problem melioracii [Jelektronnyj resurs]. 2014. №3 (15). Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=22543932.

12. Schedrin V. N., Balakaj G. T. Jenergosberegayuschie tehnologii - osnova uspeshnogo razvitiya meliorativnogo kompleksa strany // Trudy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj kon-ferencii "Jenergoobespechenie i jenergosberezhenie v sel'skom hozyajstve". Ch. 1. M.: VIJeSX Ros-sel'hozakademii, 2012. P. 70-75. https://elibrary.ru/item.asp?id=18076463.

13. Schedrin V. N., Gostischev V. D. Perspektivy sozdaniya jenergojeffektivnyh orositel'nyh sistem // Melioraciya i vodnoe hozyajstvo. 2015. № 5. S. 14-19. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=26301048.

14. Federal register. The Daily of the United States Government. National archives [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.federalregister.gov/documents/2006/04/17/06-3618/public-conduct-on-bureau-of-reclamation-facilities-lands-and-waterbodies.

15. Mode of rice drip irrigation / I. P. Kruzhilin, N. N. Dubenok, M. A. Ganiev, A. S. Ovchinnikov, V. V. Melikhov, N. M. Abdou, S. D. Fomin // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. №12(24). P. 7118-7123. Retrieved from www.scopus.com

16. Water pressure monitoring in irrigation piping as quality management tools of sprinkler irrigation / I. P. Kruzhilin, A. S. Ovchinnikov, N. V. Kuznetsova, O. V. Kozinskaya, S. D. Fomin, V. S. Bocharnikov & E. S. Vorontsova // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2018. № 13(13). P. 4181-4184. Retrieved from www.scopus.com

Информация об авторах Иванов Василий Васильевич, заместитель Губернатора Волгоградской области, председатель комитета сельского хозяйства Волгоградской области, Аппарат Губернатора Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая,19). E-mail: [email protected]

Овчинников Алексей Семенович, академик РАН, ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный аграрный университет», (400002, Южный федеральный округ, Волгоградская обл., г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26.), доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой E-mail: [email protected]

Куприянова Светлана Вячеславовна, научный сотрудник, аспирант, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации», (346420, Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 190). E-mail: [email protected].

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.