С.Н.Соколов
Нижневартовск, Россия
S.N.Sokolov
Nizhnevartovsk, Russia
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РЕГИОНА
ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL POSITION OF NIZHNEVARTOVSK REGION
Аннотация. Рассмотрены отдельные виды экономи-ко -географического положения Нижневартовского региона, которое характеризуется взаимоотношением региона с его внешним окружением. Уточнены крайние географические точки региона, определены географический, демографический и экономико-географический центры региона и коэффициент экс-центральности. Для измерения и сопоставления размеров региона с другими регионами был использован средний географический индекс размера. Доказано, что экономико-географическое положение оказывает большое влияние на формирование хозяйства как во времени, так и в пространстве.
Ключевые слова: географическая точка; географический индекс размера; время; пространство; экономико-географическое положение._____________________
Abstract. The article analyses certain kinds of Nizhnevartovsk region economic and geographical position which is characterized by interrelation with its external environment. Extreme geographical points of region are specified; geographical, demographic and economic-geographical centers of the region and ex-centrality factor are defined. An average geographical size index has been used to measure the size of the region and compare it with sizes of other regions. It is proved that economic-geographical position greatly influences development of economy both in time and space.
Key words: geographic point; geographical size index; time; space; economic and geographical position.
Сведения об авторе: Соколов Сергей Николаевич, доктор географических наук, доцент кафедры географии.
Место работы: Нижневартовский государственный гуманитарный университет._________________________
About the author: Sokolov Sergey Nikolaevich, dortor of Geography, assistant professor of the Geography department.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University of Humanities.
Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
ул. Дзержинского, д. 11; тел. (3466)651394.
В последние годы во многих документах используется название «Нижневартовский регион», так как собственно Нижневартовский район и пять городов, расположенных на его территории, являются самостоятельными административными субъектами со своими правами на землю и другую собственность, органами управления и правопорядка, со своим бюджетом. Тем не менее, общая территория, инфраструктура, экономические связи и активно перемещающееся население создают реальную интегрированную целостность — Нижневартовский регион.
В геосистемном плане Нижневартовский регион — единая сложная совокупность. В то же время именно территория Нижневартовского района с ее четкими границами, системой рек и дорог увязывает города и поселки между собой и далее с другими городами и поселками автономного округа и его соседей.
Социально-экономическая география имеет дело с выявлением пространственных совокупностей и различий в жизни людей и их деятельности, меняющихся не только в пространстве, но и во времени. Любой пространственный объект в социально-экономической географии приходится сопоставлять с ему подобными, увязывать с окружающими территориями, выявлять его взаимодействие по принципу главенства и соподчиненности. Это позволяет определить категорию экономико-географического положения (ЭГП), введенную в научный оборот Н.И.Баранским. ЭГП есть отношение какого-либо места, имеющего то или иное экономическое значение, будут ли это объекты природные или же созданные в ходе хозяйственной деятельности человека [1].
Н.Н.Баранский указывал на важность характеристики соседствующих объектов, их кон -кретной специализации и особенно черт, выявляющих роль и место нового, прогрессивного.
Можно, таким образом, определить и место объекта в ходе научно-технического и социального прогресса. Чрезвычайно важно выявить положение по отношению к центрам этого процесса, а если объект сам является таким центром, выявить меру и степень воздействия его на окружающую территорию. Особое значение он придавал центральному положению, которое характерно перекрещением дорог, соединяющих между собой все периферийные точки территории. Такое положение характерно не только для населенных пунктов, но и для отдельных хозяйственных, социальных и административных объектов, занимающих головное положение в социально-производственных структурах. ЭГП резко индивидуализирует объект, придает ему одному присущие, характерные черты. При анализе ЭГП следует включать все особенности положения территории, выявить ее пространственную конкретику.
ЭГП характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой. С течением времени оно может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать ЭГП в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов ЭГП: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней» [2].
Экономико-географическое положение территории раскрывается через территориальные отношения по ряду положений. Рассмотрим основные виды ЭГП (по Н.С.Ми-роненко [7]) — математико-географическое, политико-географическое и собственно экономико-географическое положение.
Геодезическое (математико-географическое) положение — это расположение объекта в географической координатной сетке, т.е. в геодезическом пространстве (рис. 1).
Крайняя северная точка Нижневартовского региона лежит на границе с Ямало-Ненецким автономным округом, на территории природного парка «Сибирские Увалы» близ истока реки Сармсабун (притока реки Сабун) и имеет координаты 63°09' с.ш. и 80°55' в.д.
Крайняя западная точка лежит к западу от излучины реки Большой Покур на границе с Сургутским районом и имеет координаты 60°43' с.ш. и 74°24' в.д.
Крайняя восточная точка лежит на границе с Красноярским краем на водораздельной поверхности рек Вах, Танксес и Сым и имеет координаты 61°28' с.ш. и 85°58' в.д.
Крайняя южная точка лежит на стыке границ Нижневартовского и Сургутского районов с Томской областью близ истока реки Кульёган и имеет координаты 59°42' с.ш. и 76°39' в.д.
Площадь Нижневартовского региона составляет 117 841,36 км , что составляет 22% территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
С севера на юг регион протянулся на 384 км, с запада на восток — на 619 км. От крайней северной точки округа до Северного полярного круга — 375 км, а от крайней южной точки округа до ближайшей точки на южной границы России (возле стыка границы Тюменской и Омской областей и Республики Казахстан) — 450 км.
На северо-востоке региона вблизи границы с Красноселькупским районом Ямало-Ненецкого автономного округа находится географический центр бывшего СССР. Его координаты — 62°30' с.ш. и 82°30' в.д. были рассчитаны кандидатом технических наук П.А.Бакутом. 1 сентября 2006 г. экспедиция Нижневартовского государственного гуманитарного университета под руководством доктора географических наук, профессора А.Ф.Рянского посетила этот центр и установила памятный знак (рис. 1).
Регион расположен в центре крупнейшей в Азии Западно-Сибирской равнины. Здесь расположен географический центр Западно-Сибирской равнины — на юге Нижневартовского района в истоках реки Кульеган, имеющий координаты 60° с.ш. и 76° в.д.
Рис. 1. Экономико-географическое положение Нижневартовского региона
Цифрами 1—4 обозначены крайние географические точки региона.
Буквами обозначены центры:
А — географический центр СССР;
Б — географический центр Западно-Сибирской равнины;
В — географический центр Западно-Сибирского экономического района;
Г — географический центр Нижневартовского региона;
Д — экономико-географический центр Нижневартовского региона;
Е — демографический центр Нижневартовского региона.
Политико-географическое положение региона четко показывает созданная в нашей стране вертикаль власти. В состав Нижневартовского региона входят Нижневартовский район, города окружного значения (городские округа) Нижневартовск, Лангепас, Мегион, Покачи и Радужный. Административно Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вместе с Ямало-Ненецким автономным округом входят в состав Тюменской области с центром в г. Тюмени. Тюменская область в свою очередь входит в Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбурге (рис. 2). Уральский федеральный округ вместе с другими семью округами образуют территорию Российской Федерации. По нашему мнению, название федерального округа не совсем удачное: получается абсурд — Нижневартовск — город на Урале, а самая большая река Урала — Обь.
На территории Нижневартовского района расположены два городских поселения — поселки Излучинск и Новоаганск, и шесть сельских поселений — Аган, Ларьяк, Ваховск, Покур, Вата, Зайцева Речка.
Собственно экономико-географическое положение показывает отношение к экономически значимым объектам.
Нижневартовский регион граничит на севере с Пуровским и Красноселькупским районами Ямало-Ненецкого автономного округа, на западе — с Сургутским районом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, на юге — с Александровским и Каргасокским районами Томской области, на востоке — с Енисейским и Туруханским районами Красноярского края (рис. 1, 2).
Рис.2. Политико-географическое положение Нижневартовского региона
7%
□ Лангепас □ Мегион
□ Нижневартовск □ Покачи
□ Радужный □ Нижневартовский район
Рис. 3. Объем промышленного производства в Нижневартовском регионе
Рассмотрим более подробно виды экономико-географического положения.
1. Промышленно-географическое положение.
А. Положение относительно источников энергии (топливно-географическое, энергогеографическое).
В эпоху мирового энергетического дефицита положение относительно основных источников энергии является определяющим в развитии хозяйства региона. Нижневартовский регион лежит на территории крупнейшей в России нефтегазоносной провинции, и через его территорию проходят важнейшие линии нефте- и газопроводов на запад и восток страны. Объем нефти, извлекаемой из недр Югры, составляет около 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, 4,3% приходится на долю добываемого газа [10]. В то же время на территории Нижневартовского региона добывается 33,8% всей нефти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, или 93 млн. т.
На территории региона производится 32% всей промышленной продукции округа — более 530 млн. руб. [9]. Распределение промышленной продукции по административным образованиям следующее (рис. 3).
В Нижневартовском регионе сосредоточено наибольшее количество разрабатываемых в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре нефтяных месторождений. Их общая площадь составляет почти 25% площади всего района.
Фетиш «выгодности» освоения Сибири в значительной степени держится на нещадной (и экологически, и экономически) нерациональной добыче нефти и газа на севере Тюменской области, к которому относится и Нижневартовский регион. Кроме того, следует учитывать «отрицательный потенциал» освоения его ресурсов, оценка которого должна начинаться с климата. Континентальность климата: по Горчинскому — 58, по Хромову — 0,88, по Иванову — 1,99, это максимальные показатели по округу. Индекс жесткости погоды: по Бодману — 4,13, что составляет 73% от максимального значения в округе.
Именно с климатом связаны повышенные расходы на отопление жилищ, одежду, теплопроводы, дома и здания улучшенной защищенности, морозоустойчивость техники, невозможность работы на открытом воздухе при сильных морозах с ветрами, низкая производительность труда и техники и т.д. [5]. По сути регион является зоной рискованного хозяйства для всех отраслей производства.
В целом регион является энергоизбыточным. Однако есть и изменения в энергогеографическом положении округа. По сравнению с предыдущим периодом оно существенно ухудшилось. Увеличиваются затраты, особенно капитальные, на добычу и транспортировку топлива. Добыча его все более перемещается в отдаленные от мест потребления и малоосвоенные районы; в эксплуатацию вовлекаются месторождения природных ископаемых с ухудшающимися горно-геологическими условиями. Затраты на добычу 1 т нефти постоянно увеличиваются. Темпы роста энергопотребления превосходят темпы прироста выработки электроэнергии, что может привести к ее дефициту [2]. В связи с этим на Нижневартовской ГРЭС планируется ввести дополнительные мощности.
Б. Положение относительно источников основных видов громоздкого сырья и материалов (например, металло-географическое, лесо-географическое).
Металло-географическое положение региона является межрайонным и соседским. К юго-западу от округа расположена крупнейшая металлургическая база страны — Ураль -ская, к юго-востоку — Кузнецкая. Связь с первой осуществляется по железной дороге. Связь с Кузнецкой базой возможна как по железной дороге, так и водным транспортом, но она менее рентабельна. В этом положении возможны сдвиги в сторону улучшения, если будет реализована идея строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая свяжет Нижневартовск с Томской областью, а через нее с Кузбассом [2].
Достаточно перспективно положение региона относительно месторождений Полярного и Приполярного Урала. В пределах уральской части Ханты-Мансийского автономного округа — Югры выявлены проявления цветных и черных металлов (меди, свинца, цинка, бокситов, марганца, урана, платины, титана, циркония, железных и хромовых руд) [10]. Для освоения этих месторождений требуется создание железной дороги через Ханты-Мансийск и Нягань до склонов Уральских гор. На востоке региона возможно проявление железорудных месторождений, относящихся к Западно-Сибирской группе, протягивающейся полосой от Колпашева и Бакчара (Томская область) до Норильска (Красноярский край).
Лесо-географическое положение региона не вполне благоприятно. Лесистость около 20%. Преобладающими породами являются хвойные с небольшой долей мелколиственных. По данным 2006 г. в районе вырубается 248 тыс. м3, что составляет 13% лесозаготовки округа [9]. Главная проблема в лесо-географическом положении заключается в недостаточном количестве лесовозных дорог.
В. Положение относительно сгустков обрабатывающей индустрии.
Импорт региона составляют высокотехнологичное оборудование для предприятий ТЭК, изделия из черных металлов, телекоммуникационное и компьютерное оборудование, автомобили и т.д. Относительно крупных центров обрабатывающей промышленности географическое положение округа периферийное. Крупные центры, поставляющие продукцию для работы нефтегазового комплекса, расположены на юге Тюменской области (города Тюмень, Тобольск), на Урале, в Центре и Поволжье.
2. Аграрно-географическое положение.
А. Положение относительно продовольственных баз (продовольственно-географическое). Неблагоприятные природно-климатические условия региона затрудняют развитие такой отрасли агропромышленного комплекса, как сельское хозяйство. Сложным (периферийным) является продовольственно-географическое положение региона. Свой агропромышленный сектор региона развит недостаточно. Основные поставщики продукции расположены на юге Западной Сибири и Урала.
Б. Положение относительно баз сельскохозяйственного сырья можно признать удаленным и невыгодным. Основные базы сельскохозяйственного сырья расположены к югу и юго-западу от территории региона.
3. Транспортно-географическое положение.
Исключительно низка транспортная освоенность региона, хотя она неуклонно нарастает. Речные пути сообщения действуют 5—6 месяцев в году. Неразвитость транспортноэкономических условий сдерживает структурную перестройку производительных сил региона. Проблемы в обеспеченности региона транспортной сетью могут создать угрозу замедления социального развития региона. Причиной этому может стать отсутствие «транспортной решетки», т.е. нормального типа транспортной сети, свойственной экономически развитым территориям.
А. Положение относительно морских путей.
Территория региона не имеет выхода к морю, что делает невозможным осуществление прямых связей с зарубежными партнерами. Затруднен и выход через западные и восточные порты России, учитывая их отдаленность и большую загруженность. Перспективы и масштабы развития старых портов России ограничены. К тому же регион не имеет прямой железнодорожной связи ни с Мурманском, ни с Архангельском.
Близкое расположение региона к морям Северного Ледовитого океана и северное направление течения основных судоходных рек из отрицательного фактора развития может превратиться в положительный. Воротами для выхода региона на мировой рынок (за исключением стран бассейна Тихого океана) могут стать порты Ямало-Ненецкого автономного
округа. Обь свяжет глубинный порт Нижневартовский с Салехардом. Учитывая возможность организации перевозок «река — море», можно ожидать, что Обь станет главной транспортной магистралью для осуществления прямого выхода на мировой рынок массовых грузов региона. Наличие судов усиленного ледового типа, а также опыт организации навигации в западном секторе Северного морского пути дает основание предполагать реальность изменения в лучшую сторону транспортно-географического положения региона [4]. Особенно перспективно станет использовать Северный морской путь для осуществления торговых операций в связи с продолжающимся потеплением в Арктике и таянием льдов. Спутниковые наблюдения Европейского космического агентства говорят о том, что быстрое таяние льдов в Северном Ледовитом океане открывает короткий морской путь между Европой и Азией, который ранее был всегда непригоден для судоходства [2]. Таким образом, используя Северный морской путь, регион может получить доступ на рынки Европы, Азии и Северной Америки.
Б. Магистральное положение.
Железнодорожный транспорт — основное средство осуществления как региональных, так и межрегиональных связей региона. Железная дорога обслуживает предприятия нефтегазовой отрасли.
Сейчас на территории региона проходит железнодорожная линия Тобольск — Сургут — Нижневартовск. Основным недостатком этой линии является слабая техническая оснащенность и малая пропускная способность. Для создания условий, необходимых для решения стоящих перед ними задач, обязательным является реконструкция железной дороги (создание двух путей) и окончание сооружения Северо-Сибирской магистрали на участке Нижневартовск — Белый Яр — Томск. Окончательный вариант Севсиба пройдет по линии Пермь — Ивдель — Югорск — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Белый Яр — Лесосибирск — Усть-Илимск — порты Тихого океана. По новому транспортному коридору будут поставляться буровые станки, трубы и транспортное оборудование, металлоконструкции и т.п. [2] Проект строительства дороги предусмотрен федеральной стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 г. Стоимость дороги от Ханты-Мансийского округа — Югры до Иркутской области (Усть-Илимск) длиною 2 тыс. км оценивается как минимум в 230 млрд. рублей. Инвестировать проект предполагается за счет государственно-частного партнерства [11]. Как ожидается, объем пассажиропотока новой магистрали в 2025 г. достигнет 7 млн. человек, объем внутренних перевозок составит 60 млн. т. Предполагается, что часть грузопотоков с Западно-Сибирской железнодорожной магистрали будет переведена на Севсиб. И именно он будет обеспечивать стратегическую безопасность и развитие северных территорий Сибири [3]. Велика будущая роль региона и в осуществлении транзитных меридиональных связей по транспортному коридору Сургут — Нижневартовск — Белый Яр — Томск — Новосибирск и далее в Среднюю Азию.
На территории Нижневартовского региона берут начало множество магистральных нефтепроводов. Крупными направлениями нефтепроводов являются: Нижневартовск — Анжеро-Судженск, Нижневартовск — Курган — Самара с подключением к поставке нефти на экспорт по нефтепроводу «Дружба». Для передачи попутного газа построен газопровод Нижневартовск — Парабель — Кузбасс.
В. Положение относительно транспортных узлов (узловое).
Основная перевозка грузов в округе приходится на водный и железнодорожный транспорт, часть грузоперевозок осуществляется автомобильным и авиационным видами транспорта. Крупных транспортных узлов на территории региона недостаточно. Самым крупным транспортным узлом региона является г. Нижневартовск. В условиях реализации проекта строительства Севсиба он может быть восточным аванпортом, где грузы будут складироваться и обрабатываться [2].
Еще одна перспектива связана с функционированием трансконтинентального воздушного моста из Северной Америки, через Северный полюс в Среднюю Азию, Ближний Восток и Южную Азию. Учитывая, что аэропорт с международным статусом имеет город Нижневартовск, можно предположить, что здесь будет формироваться крупный транспортный узел.
Авиация имеет большое социально-экономическое значение. Благодаря воздушному транспорту возможна перевозка пассажиров и грузов между населенными пунктами, не имеющими круглогодичного дорожного сообщения на востоке региона.
4. Сбыто-географическое положение.
Основные продукты экспорта региона: нефть, продукты ее переработки, топливо и т.д. Для региона особое значение имеет отношение к крупнейшим рынкам. Прогнозируется, что главное место как рынок на карте XXI в. займет Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживают свыше трех из пяти миллиардов жителей Земли. На этот регион приходится уже сейчас около 60% мирового индустриального производства, более чем 1/3 мировой торговли (вместе с восточным побережьем США). Япония стала второй после США индустриальной державой, превзойдя США по валовому национальному продукту на душу населения. В число крупнейших держав мира по объему ВВП вошёл Китай. Бурно стартовали в сфере передовой технологии новые индустриальные страны — Республика Корея, Малайзия, Сингапур, территории Тайвань и Гонконг [2].
Спрос на нефть формируется главным образом на трех крупных региональных рынках. Около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% — в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и более 22% — в Европе [10].
О постепенной переориентации России на азиатские рынки говорит и тот факт, что нефтепровод из Восточной Сибири пойдет к Тихоокеанскому побережью. Газопровод из Ханты-Мансийского округа направляется через территорию Алтая в Китай, который как крупнейший производитель товаров в мире становится и крупнейшим потребителем сырья. Именно поэтому относительная близость к этому региону говорит о соседском географическом положении Нижневартовского региона на рынках сбыта. Хотя, учитывая быстрое развитие Восточной Сибири, необходимо отметить, что этот регион со временем должен сильно потеснить Западную Сибирь на азиатском рынке.
5. Ареальное географическое положение.
Для территории региона характерно геометрическое центральное положение. Территория региона находится в центре Западно-Сибирской равнины. В регионе находится центр Западно-Сибирского экономического района (координаты 60°40' с.ш. и 76°46' в.д.), расположенный на левобережье реки Оби в районе г. Нижневартовска (рис. 1). Относительно других регионов округа Нижневартовский регион занимает периферийное положение.
Периферийность географического положения — важный фактор общественной жизни, который сказывается на оперативности функций управления, на географических векторах освоения территории, на размещении головных предприятий и учреждений и т.д. Это положение региона сказывается также и на социально-экономическом развитии.
С помощью центрографического метода можно определять геометрические и центры масс региона [14].
Географический центр Нижневартовского региона находится на реке Ай-Колекъёган близ озера Комтуигол-Эмтор и имеет координаты: 61034' с.ш. и 7904Г в.д. Он находится в 32 км на юго-восток от деревни Колекъёган и в 63 км на северо-запад от села Ларьяк.
Экономико-географическое положение в ареале региона отражает центр тяжести экономики. Известно, что социально-экономическое пространство неоднородно, а производительные силы размещаются по территории неравномерно. Поэтому геометрический центр
региона чаще всего не совпадает с его экономико-географическим центром, который отражает размещение «экономических масс» по территории региона (табл. 1). Для определения центра тяжести экономики используют показатель занятости (среднесписочная численность работающих в организациях) городского населения [13].
Таблица 1
«Взвешенные» координаты городов региона
Города и поселки городского типа Занятость в 2006 г., тыс. человек (М^ Широта (Хі) Долгота №) МіХі МіУі
Нижневартовск 117,7 61°03' с.ш. 76°17' в.д. 7185,59 8978,55
Лангепас 20,0 61°15' с.ш. 75°07' в.д. 1225,00 1502,34
Мегион 33,9 61°01' с.ш. 76°15' в.д. 2068,47 2584,88
Покачи 7,9 61°42' с.ш. 75°21' в.д. 487,43 595,27
Радужный 21,4 62°06' с.ш. 77°24' в.д. 1328,94 1656,36
Излучинск 11,3 60°59' с.ш. 76°39' в.д. 689,12 866,15
Новоаганск 6,6 61°57' с.ш. 76°55' в.д. 408,87 507,65
Координаты центра тяжести экономики Нижневартовского региона рассчитывались по формулам [14]:
У ы1х1
х -тії ■ (1)
г0 -• (2)
У М
Таким образом, экономико-географический центр тяжести региона лежит в 35 км на северо-запад от г. Нижневартовска и имеет координаты 61°13' с.ш. и 76°17' в.д. (близ озера Вильент). Неподалеку от него, на реке Ватинский Ёган к западу от озера Самотлор располагается демографический центр Нижневартовского региона (по данным на 2009 г.) с координатами 61о10' с.ш. и 76028' в.д. Он находится к северо-западу от Нижневартовска (25 км) и к северо-востоку от Мегиона (25 км).
При позиционной оценке административного центра наиболее оптимальным положением принято совпадение центров (административного, демографического, географического). В этом случае коэффициент экстерриториальности административного центра ра-
вен нулю. При разбросе центров наиболее оптимальным является положение центральных точек на одной прямой (угол между направлениями от административного центра на другие равен 180°). Наименее оптимальная ситуация соответствует положению, когда угол между этими направлениями равен 0° [8].
Региональные характеристики эксцентральности административных центров выражаются в коэффициенте эксцентральности и рассчитываются по формуле:
Кэ - 34^(2+£™ а), (3)
3 у Х/ж
где ё1 — расстояние от административного центра до демографического центра, ё2 — расстояние от административного центра до географического центра, Z — площадь района, п = 3,14, а — угол между направлениями от административного центра на демографический и географический центры.
Этот коэффициент может колебаться от 0 до 2. В нашем случае коэффициент эксцен-тральности Нижневартовского региона равен 0,87, что говорит о среднем его значении.
Влияние каждого параметра на коэффициент эксцентральности определяется через показатели отклонения административного центра от демографического (Кд) и географического (Кг) центров [8]:
КД -фг*' <4)
Кг - Мг <5>
В нашем случае показатель отклонения от демографического центра равен 0,13, а от географического — 1,11. Разность между показателем эксцентральности и суммой показателей отклонения означает оценку позиционного влияния этих центров. В нашем случае такая оценка отрицательная и равна 0,37, что означает существенное влияние этих центров.
Сравнительные размеры региона. По площади (117,8 тыс. км2) Нижневартовский регион занимает первое место в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и превосходит по величине своей территории некоторые регионы Европейской части России и государства Европы. Площадь территории вполне можно сравнить с площадью Греции (132 тыс. км2), Болгарии (111,3 км2) или Волгоградской области (113,9 тыс. км2). Площадь
региона более чем в 2 раза превышает площадь Словакии (49,7 тыс. км2), почти в 3 раза
Молдавии (33,7 тыс. км2) или Бельгии (30,6 тыс. км2).
Сведение географических размеров к чисто «площадным» характеристикам устарело и не отвечает потребностям времени, развития.
Географический размер и площадь территории, в широком смысле обоих терминов, далеко не идентичны, но взаимосвязаны. Размер и его площадь — важные признаки типа региона.
Для измерения и сопоставления размеров региона с другими регионами ХМАО — Югры был использован средний географический индекс размера (11), который рассчитывался как среднее арифметическое из долей регионов в округе по площади (Б;), населению (Р;) и промышленному производству (V;) [12]:
I- . (6)
. 3
Контрасты регионов округа в величине территории, плотности населения и размере промышленного производства сказались на их рейтинге по среднему географическому индексу размера (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные показатели размеров регионов России
Регион Доля площади региона в площади округа, % Доля населения региона в общей численности округа, % Доля промышленного производства региона, % окружного Средний географиче ский индекс размера, %
Нижневартовский 22,03 29,50 31,88 27,81
Центральный 24,37 44,67 55,76 41,60
Обь-Иртышский 18,98 10,62 9,55 13,05
Северо-Западный 34,62 15,84 2,81 17,76
Самым значимым регионом по размеру, выраженному показателем среднего индекса размера, оказался Центральный регион с городами Сургут и Нефтеюганск (41,60). Второе место занимает Нижневартовский регион (27,81), третье — Северо-Западный регион, включающий Березовский, Белоярский, Октябрьский и Советский районы (17,76), четвертое место — Обь-Иртышский, включающий Ханты-Мансийский и Кондинский районы (13,05).
Таким образом, Нижневартовский регион занимает центральное положение в РФ, но периферийное в округе. Однако из-за его удаленности от основных экономических и политических центров — 2—3 тыс. км от западных районов страны и от стран зарубежной Европы, еще больше от стран Азиатско-Тихоокеанского региона — «центральность» региона переходит в его «глубинность», т.е. «центральное» положение еще не означает «благоприятное». Какая же цена должна быть у продукции, производимой (добываемой) и вывозимой с нашей территории или привозимой к нам? Такие расстояния становятся весьма ощутимыми даже в транспортировке самой дешевой продукции [5]. Поэтому учет реальной роли расстояний в рыночной экономике требует коренного пересмотра концепций экономического развития Сибири в целом и Нижневартовского региона в частности.
Таким образом, экономико-географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оно оказывает большое влияние на формирование хозяйства как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения и потенциала, и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М., 1980.
2. Большаник П.В. Географическое положение // Социально-экономическая география и природопользование региона. Ханты-Мансийск, 2007. С. 10—20.
3. Винокуров Р. Бесповоротный Севсиб? // Красноярский железнодорожник. 2009. № 4.
4. Еремина Е. Где -то есть корабли // Эксперт. Урал. 2007. № 31. С. 20—22.
5. Ишмуратов Б.М. Экономико-географические основы определения места Сибири в России и мире // География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню Земли и 110-летию Красноярского регионального отделения Русского географического общества (Красноярск, 22—23 апреля 2011 г.). Красноярск, 2011. Т. 1. С. 31—35.
6. Космачев К.П. Географическая экспертиза. Новосибирск, 1981.
7. Мироненко Н.С. Страноведение. Теория и методы: учеб. пособие. М., 2001.
8. Мосунов В.П., Никульников Ю.С., Сысоев А. А. Территориальные структуры районов нового освоения. Новосибирск, 1990.
9. Производство важнейших видов промышленной продукции по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре за 2000—2006 гг.: Статистический сборник / ТО ФСГС. Ханты-Мансийск, 2007.
10. Рянский Ф.Н., Середовских Б.А. Введение в историческую географию Среднего Приобья и его урало-сибирских окрестностей. Нижневартовск, 2007.
11. Стратегия развития железных дорог до 2030 года. М., 2006.
12. Тикунов B.C., Трейвиш А.И. Опыт оценки географического размера стран и их регионов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2006. № 1. С. 40—49.
13. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра в цифрах. 2006 г.: статистический сборник / ТО ФСГС. Ханты-Мансийск, 2006.
14. Червяков В.А. Количественные методы в географии. Барнаул, 1998.