Научная статья на тему 'К вопросу об экономико-географическом положении Красноярского края'

К вопросу об экономико-географическом положении Красноярского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2975
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВНЕШНИЕ ОБЪЕКТЫ / ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ / ECONOMICAL AND GEOGRAPHICAL POSITION / OUTER OBJECTS / OUTER CIRCUMSTANCES / INDIVIDUALITY OF SPATIAL POSITION / HISTORICAL VARIABILITY / TERRITORIAL SUBJECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Большакова Нина Матвеевна

В статье рассматривается экономико-географическое положение (ЭГП) как фактор развития отдельных групп районов Красноярского края в условиях современной России. Проанализированы потенциальные возможности ЭГП на ближайшую перспективу с учётом изменения географического рисунка железнодорожных путей и долгосрочной стратегии развития связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF ECONOMICAL AND GEOGRAPHICAL POSITION OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

The article considers economical and geographical position (EGP) as a factor of the development of separate groups of districts of the Krasnoyarsk territory in modern Russia. The potential opportunities of EGP for near future with account of the change of the geographical scheme of railways and long-term strategy of developing relations between Russia and the countries of Asian-Pacific Region are analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экономико-географическом положении Красноярского края»

ГЕОГРАФИЯ

Н.М. Большакова

К ВОПРОСУ

ОБ ЭКОНОМИКО-ГЕОРАФИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Экономико-географическое положение, внешние объекты, внешние обстоятельства, индивидуальность пространственного положения, историческая изменчивость, территориальные субъекты.

Экономико-географическое положение (далее - ЭГП) - одна из основных категорий экономико-географического страноведения и экономической и социальной географии в целом. ЭГП является одним из факторов развития государства и его внутренних территориальных субъектов. В определённые исторические отрезки времени может играть доминантную роль наряду с другими факторами развития, как природными, так и социально-экономическими.

С момента обретения суверенитета Российская Федерация стала занимать иное ЭГП на политической карте мира, в мировом хозяйстве, в аналогичной ситуации оказались и её регионы. Перемены в положении по отношению к мировым рынкам, экономическим центрам, торговым путям, транспортным узлам, сопредельным соседям, очагам человеческой культуры ведут к резким изменениям в судьбах территорий. В связи с этим актуальны исследования, касающиеся анализа современного экономико-географического положения регионов России и вытекающих отсюда возможностей, которые необходимо учитывать при определении направлений дальнейшего освоения территорий.

В этом ключе рассмотрим современные особенности экономико-географическо-го положения Красноярского края, опираясь на основные теоретические постулаты выдающегося учёного-географа Н.Н. Баранского, который считал географическое положение района, города или страны одним из важнейших географических факторов, влияющих на географическое (территориальное) разделение труда.

Баранский прежде всего дал общее определение положения. «Положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо данностям, взятым вне этого пункта или ареала» [Баранский, 1990, с. 88]. Экономико-географическое положение рассматривает, по определению Баранского, «отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - всё равно, будут ли эти данности природного порядка или данности, созданные в процессе истории» [Баранский, 1990. с. 89]. При этом

Н.Н. Баранский обращал внимание на индивидуальность пространственного по-

ложения рассматриваемого ареала, его историческую изменчивость и потенциальный характер.

Красноярский край среди субъектов Российской Федерации занимает центральное положение в стране. Географическим центром России является юго-вос-точный берег оз. Виви на территории Эвенкийского муниципального района. Расположен между 51° и 81° с. ш. и 78° и 113° в. д. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Экономико-географическое положение отдельных территорий края различно в силу его большой протяжённости с севера на юг. Более 60 % территории края находится к северу от 60° с. ш. В этих широтах расположена зона Российского Севера. Эти территории существенно удалены от главной полосы хозяйственного освоения России, рядом с ними находятся аналогичные по транспортно-географичес-кому положению районы Западной Сибири и Дальнего Востока.

Территории Красноярского Севера испытывают большие трудности в развитии сложившихся очагов экономики — Норильский промышленный район, очаги добычи золота, графита, нефти. Доставка продуктов, товаров первой необходимости, промышленного оборудования осуществляется в постсоветский период в большинстве случаев морскими судами других государств. Ушёл в прошлое гарантированный завоз товаров из внутренних районов страны в период навигации по Енисею и его протокам.

Ухудшилось положение портовых поселений океанического побережья края — Диксона, Хатанги, Игарки.

Их возникновение на карте края связано с открытием Северного морского пути (далее — Севморпуть) в 1932 г. Это был путь круглогодичного функционирования с использованием ледокольного флота. Севморпуть способствовал освоению приморских территорий России от Мурманска до Владивостока, он связывал в единое целое большую часть слабо обжитых территорий с суровыми природно-климатическими условиями. Портовые поселения Севморпути обслуживали гражданские и военно-промышленные потребности Севера Российской Федерации в составе СССР. Для закрепления здесь стационарного населения в стране проводилась политика бесперебойного снабжения промышленными и продовольственными товарами, устанавливались высокие размеры заработной платы. Действовала систематическая авиационная связь с внутриматериковыми районами. Были твёрдые гарантии получения жилья в любом регионе страны после выхода на пенсию, льготы при поступлении в высшие учебные заведения и др.

После распада СССР за минимально короткое время разрушилась вся сформированная в советское время система экономического стимулирования северян. Это привело к массовому миграционному оттоку населения с районов Российского Севера, включая красноярский сектор. Конверсия в военно-промышленном комплексе упразднила военно-промышленные нужды региона. Приписанные ранее к портам Севморпути морские суда работают в других морских бассейнах страны или просто стоят в портах в бесхозном состоянии.

В результате резко сократилась людность северных поселений, в т. ч. и портовых, останавливаются и распадаются промышленные производства, до минимума сведены геолого-разведочные работы. Порт Игарка как краевая лесопилка утратил своё значение.

Таким образом, транзитность положения Красноярского Севера на Севморпути значительность ухудшилась. Для того чтобы очагово освоенный регион сохранил своё хозяйственное назначение в условиях сокращения людности северных посе-

лений, как окраинных так и внутрирайонных, край взял курс на использование рабочей силы более южных территорий вахтовым способом. Так, сейчас осваиваются нефтяные месторождения Туруханского района, месторождения графита, золота.

Районы, расположенные к югу от 60° с. ш., несмотря на особенности современной экономической ситуации в стране, имеют лучшие условия для экономического развития благодаря другим компонентам своего ЭГП.

Западные границы центральных и южных районов Красноярского края проходят с Томской и Кемеровской областями и Республикой Хакасия.

Томская область — крупнейший центр академической науки и образования, район нефтедобычи, нефтепереработки и отраслей лесопромышленного комплекса, что даёт возможность краю развивать взаимовыгодное сотрудничество в перечисленных сферах.

Кемеровская область — самый развитый в индустриальном отношении район Сибири и Дальнего Востока. Здесь находится ядро формирующейся металлургической базы Восточного макрорегиона России, сосредоточены центры тяжёлого машиностроения, в том числе по производству горно-шахтного и металлургического оборудования. В области хорошо развиты основная и органическая химия, а также агропромышленный комплекс, продукция которого в широком ассортименте представлена на краевом рынке. Металлургический комплекс области — рынок сбыта железных руд, добываемых на юге края.

Республика Хакасия до 1991 г. находилась в составе Красноярского края. Исторически связана общими чертами в освоении и развитии южных территорий края. Это разработка угольных месторождений Минусинского бассейна, многочисленных железорудных, золотоносных месторождений Курагинского, Ид-ринского, Краснотуранского и др. районов, освоение гидроресурсов верхнего Енисея, строительство ветки Южно-Сибирской железнодорожной магистрали Абакан — Тайшет, освоение чернозёмных плодородных почв Минусинской котловины, формирование Саянского ТПК.

Восточный сосед — Иркутская область — имеет с рассматриваемыми районами Красноярского края схожую структуру производства, что благоприятно сказывается на развитии кооперативных взаимоотношений.

Южный сосед - республика Тыва - менее развита в индустриально-аграрном отношении, может служить для сопредельных районов края рынком сбыта продукции, производимой на территории края.

Как видно из вышеизложенного, ближайшее территориальное окружение центральных и южных районов края создаёт все возможности для взаимовыгодного развития регионов. Эти возможности многократно возрастают при учёте ещё одного компонента ЭГП — транспортно-географического положения.

Центральная группа районов края находится на транзите грузоперевозок по Транссибирской магистрали (участок Ачинск - Красноярск - Канск), которая была сооружена на рубеже XIX—XX вв. с целью привязать енисейскую территорию к Центральной России. Направление грузопотоков идёт как с запада на восток, и с так и с востока на запад. Поэтому здесь оседают товары и краевого производства, и отдалённых от края промышленных центров европейской территории страны, а также импортные. Дополнительно край может поставлять продукцию своих отраслей специализации вплоть до Владивостока и Москвы. Расстояние по железной дороге от Красноярска до столицы России около 4000 км, до Владивостока более 5000 км.

Рассматриваемые районы находятся в узле пересечения железнодорожных путей с крупным енисейским водным путём, по которому прямой выход на Севмор-путь. До сих пор крупногабаритное оборудование для сооружения объектов гидроэнергетики поставляется с предприятий Санкт-Петербурга по Енисею. Сохраняются грузопотоки лесных грузов из районов лесозаготовок за границу. С норильского промузла на предприятия г. Красноярска поступают сера и концентраты цветных металлов.

В южных и центральных районах края развита сеть автодорог с твёрдым покрытием. Московский тракт соединяет край с другими областями Сибири, Енисейский тракт— с более северными территориями, входящими в Красноярское Приангарье. Автодороги юга края связаны с Усинским трактом, проходящим по территориям Хакасии и Тывы.

Через центральные районы края проходят 2 нитки магистральных нефтепроводов: Туймазы — Ангарск, Нижневартовск — Ангарск. На пути транспортировки на границе Бирилюсского и Ачинского районов построен ачинский НПЗ, в г. Уя-ре создан нефтяной терминал, и в настоящее время рассматривается проект строительства Уярского НПЗ.

В ближайшей перспективе сухопутные транзитные возможности Красноярского края будут иметь положительную динамику. В рамках региональной политики Сибири получила поддержку федеральных и региональных властей «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». В реализации данной стратегии новую фазу развития получают отдельные участки Красноярской железной дороги: Решоты - Карабула, Карабула - Ярки. Участок Решоты - Карабула свяжет Красноярское Приангарье с Транссибом, а Карабула — Ярки — начальный этап строительства железнодорожной линии в районе створа Богучанской ГЭС с выходом далее на Кодинск. Всё это позволит активизировать хозяйственное освоение районов Приангарья и обеспечит прямой выход на главную магистраль Сибири и Дальнего Востока.

Совершенно исключительное значение для края имеют подготовительные работы по строительству Северо-Сибирской магистрали общей протяжённостью 2 тыс. км по маршруту Нижневартовск (Ханты-Мансийский АО) — Белый Яр (Томская область) - Лесосибирск (Красноярский край) - Усть-Илимск (Иркутская область) [Стратегия..., 2006]. В результате Красноярский край получит две ветки железнодорожных магистральных путей, что увеличит объёмы транзита Российских и международных грузов через главную экономически освоенную полосу расселения (центральные и южные районы края) и приведёт к масштабному освоению территории Красноярского Приангарья.

В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по сооружению минимагистрали Кызыл — Курагино. С вводом в действие этого участка южный сосед края, Республика Тыва, получит железнодорожный выход через южную группу районов края (Курагинский, Каратузский, Ермаковский) на Южно-Сибирскую магистраль.

Сооружение новых железнодорожных путей реально усилит транзитную роль Красноярской железной дороги в Сибирском федеральном округе, что будет способствовать экономическому развитию новых территорий Красноярского края и граничащих с ним субъектов Федерации.

Важным компонентом экономико-географического положения после распада СССР стало геополитическое положение России и её регионов. Интересы России теперь всё больше связаны с интересами стран — соседей по Азиатско-Тихо-

океанскому региону (далее - АТР). В АТР проживает более 50 % населения мира, на регион приходится 60 % мирового валового продукта и более 50 % объёма мировой торговли.

Красноярский край входит в число обширных восточных районов, на которые выпадает важная функция в долгосрочной стратегии развития связей России с АТР. С 1990-х гг. до настоящего времени наблюдается ориентация поставок краевой продукции и сырья на рынки стран АТР (лес, пиломатериалы, нефть, рудные концентраты, цветные металлы). В крае создаются совместные производства, развиваются и крепнут связи по совместной подготовке кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, расширяются связи в области науки, культуры и искусства. На экономическом пространстве края широко используется иностранная рабочая сила из Китая, Кореи, Вьетнама, государств Средней Азии. В этих условиях зреет конкуренция россиян-красноярцев с представителями азиатских государств за рабочие места. Увеличение процента иностранной рабочей силы на территории края, как и в других сопредельных регионах, в перспективе может грозить разделом территорий, если взять во внимание тот факт, что восточный макрорегион России находится в окружении мощных военных держав, в том числе ядерных — Японии, Китая, США.

Это обязывает Красноярский край на данном историческом этапе развития особо учитывать сложившееся его мезоположение в евразийском пространстве.

Резюмируя, можно сказать, что экономико-географическое положение Красноярского края было и остаётся на сегодняшний день важным фактором развития и освоения его территорий. Наиболее выгодно ЭГП в районах прижелезнодорожной полосы вдоль Транссиба. Эти районы привлекли сюда в течение XX столетия многих переселенцев: из отдалённых регионов страны, в постсоветское время — из северных территорий края. Опорный каркас расселения края территориально локализуется именно здесь.

На рубеже XX и XXI столетия появились возможности транспортного освоения районов Нижнего Приангарья и юга края, что позволит в ближайшей перспективе сформировать новые очаги более высокой плотности населения и приведёт к относительно высокой степени хозяйственной освоенности территории Красноярского края.

«Удобства положения, как бы они ни были велики сами по себе, создают только возможности, которые надо ещё суметь использовать» [Баранский, 1990, с. 91]. Эти слова Н.Н. Баранского не утратили актуальность и сегодня.

Библиографический список

1. Баранский Н.Н. Избранные труды: Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980. 239 с.

2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. 303 с.

3. Стратегия развития железных дорог в Российской Федерации до 2030 года. М., 2006. 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.