Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ'

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
452
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономико-географическое положение / экономико-географическая характеристика / экономическая география / город / методика обучения географии / economic and geographical location / economic and geographical characteristics / economic geography / city / methods of teaching geography

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Позднякова Татьяна Михайловна

В статье раскрыты основные аспекты изучения города как объекта экономической географии и некоторые подходы к его изучению в общеобразовательной школе. Представлены главные характеристики экономико-географического положения как ключевого понятия при изучении городов. Из них выделены наиболее актуальные, необходимые для раскрытия специфики экономико-географического положения города как географического объекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL LOCATION AS A KEY TERM IN THE STUDY OF THE CITY IN SCHOOL GEOGRAPHY

The city is a special object of study of domestic economic geography. This article reveals the main aspects of studying the city as an object of economic geography and some approaches to its study in a secondary school. The main characteristics of the economic and geographical location as a key concept in the study of cities are presented. Of these, the most relevant ones are highlighted, which are necessary for revealing the specifics of the economic and geographical position of the city as a geographical object. Among such characteristics, the most important are transport and geographical location; the natural environment as the natural basis for the formation of the city; the city's place in the system of settlements of different ranks, as well as within the economic and geographical area, the country and the world. In addition, the importance of a complete description of the economic and geographical position of the city lies in the fact that it itself is a specific resource for the development of the city and indicates its prospects

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ»

УДК 91:37.016 Т. М. Позднякова

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

В статье раскрыты основные аспекты изучения города как объекта экономической географии и некоторые подходы к его изучению в общеобразовательной школе. Представлены главные характеристики экономико-географического положения как ключевого понятия при изучении городов. Из них выделены наиболее актуальные, необходимые для раскрытия специфики экономико-географического положения города как географического объекта.

Ключевые слова: экономико-географическое положение, экономико-географическая характеристика, экономическая география, город, методика обучения географии.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -344-85-90

Город — особое явление, возникшее в процессе эволюции человеческого общества. Он является формой расселения, концентратом историко-культурного и экономического наследия, арсеналом информации, двигателем прогресса и точкой роста в разных сферах общественной жизни. Это делает город объектом многостороннего изучения.

Важный объектом является город и для экономической географии. В рамках общеобразовательной школьной программы он рассматривается в таких курсах, как «География России», «Экономическая и социальная география мира». Тем не менее, открытым остаётся вопрос о том, в каком аспекте следует раскрывать понятие «город» и формировать представление о городах мира.

Как подчёркивают Е. Н. Перцик, Г. М. Лаппо и другие исследователи, географическое изучение городов как самостоятельное направление социально-экономической географии имеет почти 200-летнюю историю. Первые целенаправленные шаги в данной области принадлежат К. И. Арсеньеву. В его труде «Гидрографическо-статистическое описание городов Российской империи с показанием всех перемен, происшедших в составе оных в течение двух веков от начала XVII столетия и доныне» был дан обзор судьбы около 500 русских городов. В этой же работе автором были намечены основные направления изучения городов, которые остаются актуальными и в на-

Позднякова Татьяна Михайловна — кандидат географических наук, доцент кафедры географии, экологии и природоохранного права (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Россия); е-mail: russland-54@mail.ru.

© Позднякова Т. М., 2021

85

ше время: исторический подход, анализ экономико-географического положения, значение транспортных путей для развития города и т. д. [9].

На рубеже XIX —XX вв. В. П. Семёнов-Тян-Шанский издаёт труд «Город и деревня в Европейской России», названный В. В. Покшишев-ским «увлекательной и подлинно географической картиной роста русских городов». В нём определены фундаментальные основы самого определения города, его признаков и функций, проанализированы картина распределения населения по типам населённых пунктов и многие другие концептуальные положения географии городов, не утратившие актуальности до настоящего времени. Его последующие работы, такие как «Район и страна» (1928), уже касаются не только теоретических основ изучения города, но и содержат значимые разделы, посвящённые вопросам восприятия городов. Следует полагать, что в них заложены предпосылки для становления методологии изучения города в школьной географии.

Особое значение в данном аспекте приобрели работы Н. Н. Баранского, который, наряду с расширением теоретических основ географии городов, большое внимание уделял вопросам преподавания данной темы. Н. Н. Баранскому принадлежит мнение о двух главных вопросах географии, которые возникают при её изучении: о сущности термина «город» и о типологии городов [4].

В 1934 г. вышло постановление о преподавании географии, а Н. Н. Баранский был назначен редактором журнала «География в школе». Опыт педагогической деятельности им был также отражён в книгах «Очерки школьной методики экономической географии» и «Об экономико-географическом изучении городов», где были изложены основы методологии географического изучения городов и их совокупностей, даны программа исследований и методические указания к ним. Актуальной остаётся в целом примерная схема развёрнутой характеристики города (с оговоркой, что охватить все города единой схемой невозможно), включающая: положение и природные условия города и его ближайшего окружения; историко-географический очерк города; современную характеристику города в целом; микрогеографию города и ближайших окрестностей [3].

Ключевым понятием в данных характеристиках следует считать экономико-географическое положение. Согласно определению Н. Н. Баранского, «положение — это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала, ... отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим экономическое значение, — всё равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории» [4, с. 171]. Он также предложил различать три известных нам территориальных уровня экономико-географического положения (ЭГП) города, что позволяет представить его во всей сложной системе связей и делает

86

характеристику города географически полнокровной (микро-, мезо- и макроположение — от положения относительно ближайших окрестностей до объектов, которые нужно изучать на карте страны, материка или даже мира). Последовательность изучения названных видов положения помогает ответить на важнейшие вопросы, почему город возник и почему именно в данном месте.

Город возникает в ответ на определённые потребности общества. Требуемый набор обязанностей определяет и выбор места для города. К примеру, города-крепости должны были контролировать стратегические дороги или прикрывать подступы к крупному центру. Города — опорные базы осваиваемых районов — должны были занять такое положение, которое ориентировало бы их на подшефный район, заставляло излучать дороги — трассы освоения. Для города-порта, помимо особенностей береговой линии, крайне важно иметь обширный и богатый хинтерланд и удобные связи с ним и т. п. [5]. Так, особенности географического положения имеют прямые связи с формированием функциональной структуры города. Функциональная структура же, в свою очередь, отражает реализацию его ЭГП.

Данный подход был развит и углублен И. М. Маергойзом, который считал, что географически познать город — значит, прежде всего, разобраться в его географическом положении [7, 8]. Многогранность ЭГП была учтена им в Принципиальной схеме оценки географического положения города, куда были включены социально-географическое и политико-географическое положения с особым акцентом на физико-географическое положение, которое, по мнению Н. Н. Баранского, должно являться основанием для ЭГП [5]. Таким образом, считает Г. М. Лаппо, использование понятия ЭГП можно считать критерием географичности исследования, а изучение ЭГП — канвой характеристики города [5].

Вместе с тем исследователи подчёркивают, что ЭГП — категория динамичная. Следовательно, изучать ЭГП города необходимо в истори-ко-географическом аспекте. Часто ЭГП лежит в основе точек экстремума на траекториях развития городов. Степень благоприятности (выгодность) ЭГП также изменчива и зависит от других факторов, которые могут проявляться во времени [1, 5].

Наиболее сильной составляющей ЭГП, иногда напрямую определяющей судьбу города, является транспортно-географическое положение как положение объекта по отношению к ведущим транспортным магистралям. Нередко именно особенности конфигурации транспортной сети и её изменения напрямую вызывают рост или затухание города. В качестве примера можно привести город-миллионник Новосибирск, менее чем за 70 лет получивший этот статус благодаря тому, что оказался «в нужное время в нужном месте» как транспортный узел на пересечении водного пути по Оби и двух железнодорожный путей — Транссибирской магистрали и Алтайской железной дороги. Обратным

87

примером, когда изменения в транспортно-географическом положении приводили к ухудшению или стагнации социально-экономического развития городов, может служить сдвиг траектории главного пути сообщения при строительстве того же Транссиба, прошедшего южнее большей части Московско-Сибирского тракта, когда в стороне оказался Томск. Сам Московско-Сибирский тракт тоже менял своё направление, оставляя за своими пределами Тобольск, Канск, Колывань, Енисейск, Кяхту, некогда считавшуюся воротами в Империю Цин (Китай).

Важное значение при оценке ЭГП города имеет его положение относительно узлов-фокусов социально-экономического пространства, экономических линий и ареалов. Во взаиморасположении городов важно выявить соседское положение. Также существенно положение городов относительно районов разной специализации, особенно тех, которые играют роль основных баз производства важнейших видов продукции. Здесь важно различать положение внутри таких районов и на выходе из них, в их окружении, которое нередко обладает более благоприятными условиями развития, чем сами базовые районы. Для малых и средних городов важно положение по отношению к крупному центру-лидеру, а для крупных — взаимоположение, то есть отношения и условия связи с другими центрами такого же ранга [5].

Таким образом, с позиции современной экономической географии, ЭГП является ключевым понятием при изучении города. Его характеристика должна даваться в историко-географическом контексте, с учётом динамики пространственно-временного развития не только самого города, но и территорий разного ранга — от ближайших окрестностей до регионов страны, государства в целом, а также — обзорно — в глобальной системе мирохозяйственных связей.

Природная составляющая в оценке ЭГП города не утратила своей актуальности, поскольку является естественной основой его функционирования, определяющей особенности внутригородской среды и возможностей взаимодействия с прилегающей территорией.

Остаётся нерешённой проблема интегральной оценки ЭГП города, сочетающей качественные и количественные показатели. Однако в рамках школьного курса географии гораздо более значимым, на наш взгляд, является формирование у учащихся умения давать характеристику экономико-географического положения города как представителя конкретного географического района. Важно научить обращать внимание на каждый критерий ЭГП, что позволит выделить его главные черты. Вместе с тем анализ ЭГП разных городов в пределах одного географического района поможет выделить основные черты их сходства и различия, что, в свою очередь, будет отражать общее и индивидуальное для изучаемых городов. Также необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что ЭГП является специфическим ресурсом развития города и указывает на его перспективы. Таким образом, экономико-географическое поло-

88

жение можно считать ключевым понятием при изучении географии городов. Раскрытие разных его сторон позволяет осмыслить ценность города, установить причинно-следственные связи между событиями прошлого, настоящего и будущего.

Список литературы

1. Алексеев А. И. Экономико-географическая характеристика по Баранскому: какой она может быть сегодня? / / Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2020. № 1. С. 57—62.

2. Баранский Н. Н. Становление советской экономической географии: избранные труды. М.: Мысль, 1980. 287 с.

3. Баранский Н. Н. Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе. М.: Географгиз, 1957. 331 с.

4. Баранский Н. Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географгиз, 1956. 366 с.

5. Лаппо Г. М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. 484 с.

6. Лаппо Г. М. География городов с основами градостроительства. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 480 с.

7. Маергойз И. М. Географическое учение о городах. М.: Наука, 1987. 119 с.

8. Маергойз И. М. Территориальная структура народного хозяйства и некоторые подходы к её использованию / / Вестник Московского университета. Серия 5. География. 1975. № 4. C. 3—21.

9. Перцик Е. Н. Геоурбанистика. М.: Академия, 2009. 450 с.

* * *

Pozdnyakova Tat'yana M.

ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL LOCATION AS A KEY TERM IN THE STUDY OF THE CITY IN SCHOOL GEOGRAPHY

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The city is a special object of study of domestic economic geography. This article reveals the main aspects of studying the city as an object of economic geography and some approaches to its study in a secondary school. The main characteristics of the economic and geographical location as a key concept in the study of cities are presented. Of these, the most relevant ones are highlighted, which are necessary for revealing the specifics of the economic and geographical position of the city as a geographical object. Among such characteristics, the most important are transport and geographical location; the natural environment as the natural basis for the formation of the city; the city's place in the system of settlements of different ranks, as well as within the economic and geographical area, the country and the world. In addition, the importance of a complete description of the economic and geographical position of the city lies in the fact that it itself is a specific resource for the development of the city and indicates its prospects.

Keywords: economic and geographical location, economic and geographical characteristics, economic geography, city, methods of teaching geography.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -344-85-90

References

1. Alekseev A. I. Economic and geographical characteristics according to Baransky: what can it be today? [Ekonomiko-geograficheskaya harakteristika po Baranskomu:

89

kakoy ona mozhet byt' segodnya?], Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 5, Geografiya, 2020, no. 1, pp. 57—62.

2. Baransky N. N. Stanovlenie sovetskoy ekonomicheskoy geografii. Izbrannye trudy (The formation of Soviet economic geography. Selected works), Moscow, Mysl' Publ., 1980. 287 p.

3. Baransky N. N. Ekonomicheskaya geografiya v sredney shkole. Ekonomicheskaya geografiya v osnovnoy shkole (Economic geography in secondary school. Economic geography in higher school), Moscow, Geografgiz, 1957. 331 p.

4. Baransky N. N. Ekonomicheskaya geografiya. Ekonomicheskaya kartografiya, (Economic geography. Economic cartography), Moscow, Geografgiz, 1956. 366 p.

5. Lappo G. M. Geografiya gorodov (Geography of cities), Moscow, Vlados Publ., 1997. 484 p.

6. Lappo G. M. Geografiya gorodov s osnovami gradostroitel'stva (Geography of cities with the basics of urban planning), Moscow, MGU Publ., 1969. 480 p.

7. Maergoiz I. M. Geograficheskoe uchenie o gorodah (Geographical teaching about cities), Moscow, Nauka Publ., 1987. 119 p.

8. Maergoiz I. M. Territorial structure of the national economy and some approaches to its use [Territorial'naya struktura narodnogo hozyajstva I nekotorye podhody k ee ispol'zovaniyu], Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 5, Geografiya, 1975, no. 4, pp. 3 — 21.

9. Pertsik E. N. Geourbanistika (Geourbanistika), Moscow, Academiya Publ., 2009. 450 p.

* * *

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.