Научная статья на тему 'Экономико-географическое исследование воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду региона (на примере Республики Мордовия)'

Экономико-географическое исследование воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду региона (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
303
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Фоломейкина Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-географическое исследование воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду региона (на примере Республики Мордовия)»

тельно низкие объемы товарооборота и расходы бюджета на 1 жителя.

3. Аграрные районы с очагами слабовоз-действующих на окружающую среду промышленных предприятий, со слабоурбанизированной территорией (10 административных районов). Они характеризуются удовлетворительным уровнем здоровья населения. Экологические процессы отличаются сравнительно невысокой напряженностью. Участки повышенного содержания загрязняющих веществ в снежном и почвенном покровах локализованы в основном вокруг крупных населенных пунктов и вдоль автомобильных дорог. Качество артезианских вод является одним из основных экологических факторов, влияющих на здоровье населения. Более 60 % жителей удовлетворены местом своего проживания.

Состояние социально-экономических пара-

нов характеризуется в основном средними значениями. Исключение составляют Зубово-Полянский, Ардатовский, Темниковский и Ду-бенский районы. Ранговые значения в этих районах за 2001 г. составили соответственно 22, 21, 20 и 17. Коэффициент естественной убыли явился одним из основных параметров снижения рангового показателя качества жизни в данных районах. Кроме того, также отмечаются относительно низкий уровень среденемесячной заработной платы и покупательной способности населения, низкие объемы расходов бюджета в области здравоохранения.

Таким образом, использование и систематизация социально-экономической информации позволяют выявить причины возникновения, направленность и интенсивность неблагоприятных процессов, влияющих на качество

метров качества жизни в этой группе раио- жизни региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Качество жизни: факты и тенденции: Справ, издание / Мин-во труда и занятости населения Республики Мордовия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 56 с.

2. Федотов Ю. Д. Социально-экологическая оценка качества жизни региона (на примере Республики Мордовия) / Ю. Д. Федотов. Автореф. дис ... канд. соц. наук. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 20 с.

Н. В. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании / Н. В. Чепурных, А. Л. Новоселов. М.: Наука, 1997. С. 60 — 64.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

ВОЗДЕЙСТВИЯ

АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

РЕГИОНА (на примере Республики Мордовия)

Л. Н. Фоломейкина, кандидат географических наук

Темпы роста объема перевозок и количе- нальных, не только с территориально-произ-

ства транспортных средств обусловили тот факт, что транспортные системы выступают мощным техногенным фактором воздействия на окружающую среду (ОС). В связи с этим в круг задач географии транспорта как отрасли экономической географии входит изучение закономерностей взаимодействия транспортных систем, как отраслевых, так и регио-

водственными системами и системами расселения, но и с окружающей средой. Несмотря на остроту экологических проблем функционирования транспорта, данное направление исследований не получило еще достаточно широкого развития. Отсутствуют систематизированные методы исследования, недостаточно изучены эколого-экономические аспек-

© Л. Н. Фоломейкина, 2008

Экономическая и социальная география

ты данной проблематики. Разработка методики комплексного исследования функционирования автомобильного транспорта в окружающей среде является сложной и многоцелевой задачей.

Проблема взаимодействия транспорта и окружающей среды связывает воедино многие технико-экономические, территориальные, социальные, технологические, градостроительные, медико-биологические и другие аспекты, поэтому ее решение представляется возможным на основе междисциплинарной интеграции исследований. Такого рода задачи могут быть успешно решены географической наукой, в рамках которой экономико-географический и геоэкологический подходы позволяют раскрыть территориальные особенности воздействия транспорта на среду.

Нами предложена методика комплексного эколого-географического исследования функционирования автомобильного транспорта с целью выявления территориальных особенностей его воздействия. При этом главная цель — это адаптация данной методики на региональном уровне, что и было сделано на примере Республики Мордовия (РМ) [4; 6].

Таким образом, сделана попытка выйти на интегральный уровень, позволяющий провести сопряженное региональное исследование территориальных особенностей воздействия автомобильного транспорта на ОС. Целесообразность этой попытки объясняется и тем, что по существу впервые выстроился комплексно весь процесс исследования [6].

В данной статье представим основные выводы и результаты проводимых нами исследований. Рассматриваются прежде всего показатели работы транспорта, имеющие определенное значение при изучении территориальных особенностей воздействий автомобильного транспорта на ОС [1; 7].

Характер воздействия транспорта на окружающую среду Республики Мордовия в немалой степени зависит от ряда факторов, учет которых необходим при проведении эколого-географического исследования функционирования автомобильного транспорта [8].

Проведенное исследование показало, что воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду в Республике Мордовия проявляется неравномерно, зависит от ряда факторов, таких как качество дорожной сети,

ее техническая оснащенность, загруженность коммуникаций, структура автомобильного потока, скорость транспортных средств, освоенность и озелененность придорожной полосы [7].

В городах республики, ввиду незначительной численности населения в них, концентрация автотранспортных воздействий не проявляется столь отчетливо, как это отмечается в других промышленных высокоурбанизированных районах страны. Поэтому для республики характерна не узловая, а линейно-узловая концентрация автотранспортных воздействий. Такое воздействие прослеживается прежде всего вдоль наиболее загруженных автодорог в г. Саранске. На долю г. Саранска приходится почти половина всех выбросов вредных веществ по республике, выделяемых автомобилями на дорогах общего пользования. Распределение выбросов по районам напрямую зависит от густоты автомобильных дорог федерального и республиканского значения, которые имеют наибольшую загруженность. Следует подчеркнуть: чем выше густота автомобильных дорог с большей интенсивностью движения, тем большей будет транспортная нагрузка на ОС [9].

Среди географических особенностей воздействия автомобильного транспорта на ОС выделим следующие: 1) в отличие от промышленного (точечного и стационарного), сельскохозяйственного (ареального) транспортное воздействие носит линейный и ли-нейно-узловой характер; 2) преобладающие моноцентрические типы транспортных сетей способствуют тому, что густота дорог возрастает к центру (город, административный центр, транспортный узел) и соответственно увеличивается транспортная нагрузка на основных подъездах к городу (в пригородных территориях и «транспортных развязках»); 3) проявляется сезонная неравномерность транспортной нагрузки на дорожную сеть, что

и

и определяет сезонный характер воздействия на ОС; 4) воздействие транспорта на ОС носит пространственный характер, изменяясь (в сторону уменьшения) по мере удаления от

О

магистралей.

Следует отметить, что выделенные нами особенности и факторы являются определяющими при воздействии автомобильного транспорта на окружающую среду. Исследование экономико-географических и геоэколо-

гических особенностей позволило нам в даль- мые высокие значения), так как здесь высокая

густота автомобильных дорог, в том числе и с интенсивностью более 1 ООО транспортных средств в сутки, высокая плотность населения и концентрация производства [2 — 4].

Таким образом, городское население выступает индикатором более сложного явления развития промышленности, урбанизации. Может выступать в виде определяющего фактора при территориальном распределении воздействий транспорта на ОС в городской и сельской местности. Территории с разным типом расселения имеют неравное распределение транспортной нагрузки на ОС. Объясняется это тем, что значительный процент выбросов загрязняющих веществ в городах характерен для территорий с высокой концентрацией населения, особенно в промышленных центрах и узлах (например, Саранско-Рузаевский промышленный узел).

Автомобильная дорога является непременным элементом культурного ландшафта, фор-

неишем проще находить зависимость территориального распределения загрязняющих веществ и воздействий автомобильного транспорта на территории Республики Мордовия от определенных условий функционирования, а также проводить анализ экологически неблагоприятных участков с подробным изучением сложившихся проблем [2; 3].

Пространственный анализ результатов исследований, проведенный по 22 магистралям РМ (для изучения выделены дороги с интенсивностью движения более 1 ООО автотранспортных средств в сутки) показал, что наибольшее воздействие на ОС оказывают дороги: «Саранск—Сурское—Ульяновск», «Н. Новгород—Арзамас—Саранск—Пенза», «Подъезд к г. Саранску», «Чамзинка—п. Комсомольский», «Дубенки—гр. Ульяновской области», «Саранск—Дубенки», «Саранск—Кочкурово», «Саранск—Рузаевка», где интенсивность движения самая высокая по республике. Это

объясняется прежде всего тем, что именно мирующим его дорожную зону. Считаем воз-

расчеты, ствия

эти дороги являются связующими звеньями между наиболее крупными населенными пунктами с наибольшей численностью населения и развитым производством. Это дороги федерального значения, имеющие значительный поток транзитных транспортных средств. Соответственно нагрузка на население здесь будет четко прослеживаться. Как показывают

опасная зона дорожного воздей-100 метров от кромки проезжей части, далее воздействие ослабевает, но самый опасный участок — 20 метров от дорожного полотна. Данная неблагоприятная зона дороги опасна прежде всего в пределах населенных пунктов и территорий, занятых сельскохозяйственными угодьями. Здесь наблюдается собственно радиальный характер распределения воздействия, которое проявляет наибольшие значения в центре и линейно распределяется от него. Чем наиболее удален населенный пункт от административного центра, тем наименьшую нагрузку он испытывает. Самые экологически благоприятные районы располагаются на северо-западе республики, так как здесь прослеживается наименьший выброс загрязняющих веществ и самый большой процент территорий, покрытых лесом. Восточная часть РМ — крайне неблагоприятная (транспортная нагрузка имеет са-

можным ввести понятие «дорожная зона ландшафта» (ДЗЛ). ДЗЛ представляет собой, на наш взгляд, придорожную территорию, формирующуюся в результате функционирования транспортных путей в природных ландшафтах и являющуюся частью культурного ландшафта [5]. Важной особенностью культурного ландшафта является присутствие в нем материальных элементов, в том числе и элементов транспортной инфраструктуры.

Таким образом, специфической особенностью ДЗЛ является присутствие в первую очередь элементов дорожной инфраструктуры, определяющей характер ДЗЛ. Важное значение для формирования ДЗЛ имеют интенсивность движения автотранспортных средств, освоенность и озелененность придорожной полосы, выступающие фактором воздействия дороги на ОС и одновременно определяющие относительную благоприятность или неблагоприятность такого воздействия.

Предлагаем различать в ДЗЛ экологически неоднородные участки, определяемые характером придорожной полосы и степенью воздействия дорожной сети на нее. Выделим экологически относительно благоприятные ДЗЛ (ЭОБДЗЛ) и экологически неблагоприятные ДЗЛ (ЭНДЗЛ).

Экономическая и социальная географ

Автором рассчитан экономический ущерб здоровью населения. Для исследования были взяты участки федеральных дорог, проходящих по территории республики, так как именно в зону их влияния попадает значительная часть населения. Наибольший экономический ущерб от влияния исследуемых дорог отмечается для автомобильной дороги «Саранск— Краснослободск—Н. Выселки». В зону влияния данной магистрали попадает более 70 тыс. человек, ущерб их здоровью составляет более 18 млн руб. [4].

Для детализации и конкретизации наших исследований рассчитали общий экономический ущерб по трем дорогам Республики Мордовия разных категорий и с разной интенсивностью движения. Установлена следующая зависимость: чем интенсивнее эксплуатируется дорога, тем значительно выше будет экономический ущерб от ее воздействия. Сумма ущерба соответственно будет увеличиваться, если в зону влияния дороги будут попадать населенные пункты, сельскохозяйственные угодья и другие инфраструктурные объекты [4].

Проведена типология административных районов РМ по степени воздействия автомобильного транспорта на ОС, основу которой составляют показатели функционирования транспорта в ОС: коэффициент Энгеля, коэффициент Успенского, коэффициент Василевского, густота дорог с интенсивностью движения более 1 ООО автотранспортных средств в сутки, густота федеральных дорог, показатель

автотранспортного загрязнения газообразными токсичными веществами0, доля дорожных зон ландшафтов2). ущерб от загрязнения автотранспортом атмосферы3) Выявлено существование трех типов районов в республике: со слабой (I тип), средней (II тип) и сильной (III тип) степенью воздействия. Атюрьевс-кий, Кадошкинский, Большеигнатовский и Большеберезниковский районы составили первый тип, а Рузаевский, Чамзинский, Лям-бирский — третий, наиболее проблемный тип районов [9].

Определена приоритетность проблем функционирования автомобильного транспорта по административным районам с учетом показателей воздействия автотранспорта на ОС. Для Лямбирского, Рузаевского, Зубово-Полян-ского, Ковылкинского, Чамзинского, Красносло-бодского районов РМ решение проблем воздействия автомобильного транспорта на природную среду и население становится наиболее актуальным [4; 9].

На основе данных исследований проведен рейтинг административных районов Республики Мордовия с учетом различных проблем функционирования автомобильного транспорта и его воздействия на окружающую среду, который может быть использован при составлении комплексных программ социально-экономического развития региона, принятии управленческих решений в области регионального развития и охраны окружающей среды, дальнейших научных исследований [9].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кургаева Н. В. Методика определения экологически опасных зон воздействия автомобильного транспорта (на примере г. Саранска) / Н. В. Кургаева, Л. Н. Фоломейкина / / Проблемы экономического, социального и экологического развития города Саранска. Саранск, 2003. Вып. 2. С. 36 — 40.

2. Семина И. А. Экологические проблемы функционирования автомобильного транспорта (на примере Республики Мордовия) / И. А. Семина, Л. Н. Фоломейкина / / Рациональное природопользование и инновационная политика. Ярославль: НПП «Кадастр», 2004. С. 120 — 124.

3. Семина И. А. Эколого-географические аспекты функционирования автомобильного транспорта региона / И. А. Семина, Н. В. Кургаева, Л. Н. Фоломейкина / / Экономические, социально-политические и экологические аспекты исследования геосистем. Саранск, 1999. Вып. 3. С. 33 — 38.

4. Фоломейкина Л. Н. Автомобильный транспорт Республики Мордовия: комплексное эколого-географическое исследование / / Проблемы приграничных территорий России. М.: ИГ РАН, 2004. С. 311 — 316.

1) Представляет собой отношение выброса масс токсичных компонентов загрязняющих веществ к площади территории и численности населения.

2) Отвод дорог под дорожное строительство и придорожную территорию.

3) Рассчитывается по специальной методике и представляет собой денежное выражение ущерба причиняемого годовыми выбросами загрязнений в атмосферный воздух над изучаемой территорией.

Серия «Географические науки»

5. Фоломейкина Л. Н. Дорожные ландшафты как результат развития и функционирования автодорожной сети / Л. Н. Фоломейкина / / Новые подходы в естественных исследоваиях: экология, биология, сельскохозяйственные науки. Саранск, 2002. Вып. 2. С. 13 — 16.

6. Фоломейкина Л. Н. Комплексное эколого-географическое исследование функционирования автомобильного транспорта в окружающей среде / Л. Н. Фоломейкина // Современные глобальные и региональные изменения геосистем. Казань, 2004. С. 611 — 613.

7. Фоломейкина Л. Н. Определение показателей автотранспортного загрязнения на территории Республики Мордовия / Л. Н. Фоломейкина / / Географические исследования территориальных систем природной среды и общества. Саранск, 2002. Вып. 1. С. 92 — 96.

8. Фоломейкина Л. Н. Особенности территориального распределения воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду Республики Мордовия / Л. Н. Фоломейкина / / Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. Тольятти: Волжск, ун-т им. В. Н. Татищева. Тольятти, 2004. Ч. 2. С. 166 — 170.

9. Фоломейкина Л. Н. Территориальные особенности воздействия автомобильного транспорта Республики Мордовия на окружающую среду: подходы к исследованию / Л. Н. Фоломейкина / / Взаимодействие городских и сельских местностей в региональном развитии.

М.: ИГ РАН, 2005. С. 323 — 329.

Поступила 14.02.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.