Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН "СОГД" СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА'

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН "СОГД" СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗОН / ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рахмонов Шамшод Тугонович

В статье дана экономико-географическая характеристика на свободное экономическое зон «Согд» Северного Таджикистана. Кроме того, охарактеризованы роль свободных экономических зон «Согд» в развитии инфраструктуры и торгово-экономических отношений Северного Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рахмонов Шамшод Тугонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND GEOGRAPHIK CHFRACTERISTIGS OF THE FREE EGONOMIG ZONE "SUGD" NORTHERN TAJIKISTAN

The articlepresentsthe economic and geographic characteristics of the free economic zone «Sugd» Northern Tajikistan. In addition, it describes the roIe of the economic zone «Sugd» in infrastructure development and trade and economic region in Northern Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН "СОГД" СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА»

Ч,УРРОФИЯ, ТУРИЗМ (ГЕОГРАФИЯ, ТУРИЗМ)

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН «СОГД» СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА

Рахмонов Ш. Т.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Свободные экономические зоны(СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. В соответствии с документами международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом [3, с. 8]. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной [3, с. 8]. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

Следует отметить характерные черты СЭЗ:

-применение различных видов льгот и стимулов;

-наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

-всесторонняя поддержка со стороны государственной власти.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.

Свободная экономическая зона «Согд» был создан постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.05.2008 года. СЭЗ «Согд» размещена в городе Худжанде, ее территория составляет 320 гектаров. В СЭЗ «Согд» зарегистрировано 21 субъект, из которых 8 субъектов совместные предприятие (такие как Таджикистан-Польша, Россия, Кипр, Турция и Китай). В свободная экономическое зоне «Согд» производится пластиковые трубы, электрические провода, внешние настенные краски и коллекторы, пластиковые профили дверей и окон, пластмассовые бутылки для хранения свежих фруктов, мясные продукты и другие [1, с. 118].

В 2013года в СЭЗ «Согд» работал 9 промышленных производственных предприятий, объем выпуска промышленной продукции составил 8004600 долларов США (40023 тыс. сомон). В том числе произведено промышленной продукции ООО «Реал»-570600 доллар США (2853 тыс. сомон), СП «Стар-Пласт»-2086800 доллар США(10434 тыс. сомон), ООО «Некон»-41400 доллар США(207 тыс. сомон), ООО «Фучен-Минг-Дон»-254400 доллар США(1272 тыс. сомон), ООО «Развана-Пластик» 602000(3010 тыс. сомон), ООО «Идораи-сохтмони-1»- 18600 доллар США(93 тыс.

сомон), СП «Силкоят Бойя»-1525400 доллар США(7627 тыс. сомон), ООО СП ТТ «Тачпроф»-265040 доллар США (13252 тыс. сомон), ООО «Сахи Ходженд»-254600 доллар США(1273 тыс. сомон) [1, с. 118].

Всего по субъектам Свободной экономической зоны «Согд» в 2013г. произведено продукции, выполнены строительные работы и услуги на сумму 8713 000 доллар США (43565 тыс. сомон) [1, с. 118].

СЭЗ «Согд»-отдельный участок территории РТ, в пределах которого действуют особые таможенный и налоговый режимы, а также упрощенный порядок регистрации предприятий, т.е. субъектов СЭЗ «Согд». На СЭЗ «Согд» действуют льготы, освобождающие субъектов от основных видов налогов и таможенных пошлин ввозимых технологических линий и сырья. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции.

Согласно новому законодательству о лицензировании и Свободных экономических зонах в РТ, для того, чтобы стать субъектом СЭЗ «Согд» необходимо внести оплату в размере около 30 долл. США. Это сумма включает в себя расходы на рассмотрение заявления, получение свидетельства и др. Свидетельство в качестве субъекта СЭЗ «Согд» выдается на следующие сроки:

-свидетельство на коммерческую деятельность сроком на 10 лет; -свидетельство на производственную деятельность сроком на 15 лет. В СЭЗ «Согд» гарантируются (в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и нормами международного права) [2]: -правовая защита инвестиций; -защита авторских прав субъектов СЭЗ;

-равенство правового режима иностранных и внутренних инвестиций; -недопущение какой-либо дискриминации организаций с иностранными инвестициями.

Таким образом, СЭЗ «Согд» - это не просто экономический проект. СЭЗ «Согд» должна стать одним из важнейших элементов для притяжения к себе прилегающих регионов соседних стран, чтобы сдержать нарастание конфликтов в этом крайне взрывоопасном регионе. Особо важное значение при этом приобретает транспортная составляющая.

Сама СЭЗ «Согд» имеет значение не только как проект экономический, но и геополитический. Опираясь на нее возможно быстрее отформировывать те элементы новой социально-экономической и культурной инфраструктуры региона, которые приходят на смену старой картине по мере нарастания демографических процессов. СЭЗ «Согд» объективно не может быть источником сепаратистских тенденций, т.к. находится в поле действия геополитических тенденций, сплачивающих Таджикистан в единую крупнейшую региональную силу. Особенно быстрый экономический рост Худжанда и самой СЭЗ будет усиливать Таджикистан.

В геополитическом плане СЭЗ «Согд» находится под влиянием очень благоприятных для нее тенденций. Здесь допустимы крупные инвестиционные проекты, нацеленные как на рынок Таджикистана, так и на рынок всего региона Центральной Азии. Особенно в сфере транзита.

Необходимо очень глубокое взаимодействие процесса формирования мегаполиса на базе Худжанда и близлежащих небольших городов и СЭЗ «Согд». СЭЗ «Согд» не может быть изолирована от формирования в Худжанде мегаполиса. СЭЗ наоборот должна стать точкой роста мегаполиса и всей Северного Таджикистана. Исходя из этого,недопустима узкая специализацияСЭЗ. СЭЗ должна быть многопрофильной, с возможностью модульного построения и введения в ее состав при необходимости экстерриториальных резидентов, необходимых для функционирования сложных производственных проектов. СЭЗ должна быть не просто экспортно-ориентированной, но нацеленной в значительной степени на внутренний рынок. По концепции СЭЗ должна представлять из себя, прежде всего, точку роста Таджикистана и Северного

296

Таджикистанакак интегрированного экономического региона. Но она не должна копировать специализированные экспорт ориентированные СЭЗ приморской части Китая. СЭЗ должна быть многопрофильной и учитывать специфику континентального расположения.

СЭЗ «Согд» может и должна стать точкой наибольшего контакта между Таджикистаном и таджикской миграцией в России и других странах СНГ: основная часть таджикской миграции в России уже происходит из Ферганской долины двух стран и эта тенденция будет усиливаться. Связи между таджиками, работающими в России и их семьями, оставшимися в Таджикистане, будет нарастать. Возможности таджикской диаспоры в России по мере ее увеличения и укрепления будут увеличиваться. Таджикская диаспора в России может быть превращена в ядро товаропроводящей сети для товаров из Таджикистана, Афганистана, Ирана, проходящих через Худжанд. Таджикская диаспора в России может стать источником и каналом привлечения крупных инвестиций в самой СЭЗ. Таджикская диаспора может получить через СЭЗ гарантии набор необходимых финансовых услуг, напоминающих офшор. Значительная часть трудовых мигрантов может получить обучение через структуры СЭЗ строительным и иным рабочим специальностям, востребованным в России. Эти бонусы могут быть распространены также на часть таджиков-мигрантов в Россию с территории Узбекистана [2].

СЭЗ должна стать ядром организационной структуры, сплачивающей таджикскую диаспору в России, прежде всего ее наиболее состоятельную часть. Общая численность таджиков на территории РФ ныне составляет более миллиона человек. В скором будущем численность этих мигрантов может достигнуть 2-4 млн. человек. Выстраивать эффективное взаимодействие между ними и Таджикистаном наиболее логично, прежде всего, через СЭЗ Согд.

В целом, как представляется, создание и развитие СЭЗ «Согд» способно стимулировать рост занятости в Северном Таджикистане и увеличение доходов населения региона, что обусловлено следующими факторами:

- наличием важных преференций для субъектов СЭЗ, прежде всего налоговых и таможенных, что формирует благоприятные условия для создания и развития большого числа предприятий на территории СЭЗ, которые обеспечат дополнительные рабочие места;

- преобладанием трудоемких отраслей в списке приоритетных направлений деятельности СЭЗ.

Соответственно, при благоприятном сценарии функционирование СЭЗ «Согд» способно привести к перелому негативной тенденции снижения занятости в Северном Таджикистане, а также к увеличению роста реальных доходов населения региона.

СЭЗ Согд может стать одним из основных, даже основным каналом контакта между экономиками Таджикистана и России, Таджикистана и Казахстана.

Особым фактором развития СЭЗ и региона Северного Таджикистана является энергетика. Она теснейшим образом связана с сельским хозяйством и с проблемой регионального сотрудничества между Северного Таджикистана и близлежащими областями Узбекистана.

Новыми факторами, которые могут усилить позиции СЭЗ и Таджикистана в целом в этом сложном вопросе являет усиление ориентации на СЭЗ таджиков в России и Узбекистане, а также - наращивание энергетических возможностей Северного Таджикистана через возможности СЭЗ.

Это могут быть энергетические проекты резидентов СЭЗ в области новых источников энергии и производства нового энергетического оборудования. Но на какой-то фазе развития СЭЗ встанет вопрос о более масштабном взаимодействии СЭЗ и крупных энергетических объектов на территории Северного Таджикистана.

СЭЗ обладает потенциалом привлечь к себе крупных целевых инвесторов и сформировать ассоциации крупных инвесторов. Эти инвесторы обязательно будут

стремиться в местную энергетику, выходя за рамки изначальной направленности СЭЗ. Это следует иметь в виду на перспективу развития СЭЗ. Ибо именно энергетика является наиболее важным потенциалом Северного Таджикистана.

В целом, создание и функционирование СЭЗ «Согд», безусловно, способно стимулировать расширение внешнеторговых связей региона. Благодаря налоговым и таможенным льготам можно ожидать [2]:

-некоторого усиления посреднической функции региона (при импорте и экспорте товаров из Таджикистан и в Таджикистан), которая уже достаточно развита в части импортных операций;

-определенного увеличения импорта оборудования, что обусловлено в том числе и правилами работы СЭЗ, в частности требующими, чтобы не менее 90% производственно-технологического оборудования, закупаемого по проектам субъектов СЭЗ, имело импортное происхождение;

-некоторого расширения экспорта региона за счет создания и развития экспорт ориентированных производств, прежде всего в сферах текстильной промышленности и сельского хозяйства.

-Изучая экономико-географическое особенности СЭЗ «Согд», можно сделать следующие выводы:

о в среднесрочной и краткосрочной перспективах Худжанд и СЭЗ «Согд» могут быть точками оседания крупных капиталов, имеющихся в регионе Центральной Азии и надежными транзитным пунктом на линии КНР (Синьцзян) - Иран;

- все основные крупные политические силы представленные в регионе - США, ЕС, НАТО, Россия, Китай, Иран заинтересованы в политической стабильности в Таджикистане и не имеют противопоказаний против роста СЭЗ «Согд» и превращения ее в ядро мощного экономического региона с центром в виде мегаполиса Худжанда. Политические кризисы, которые происходят в Центральной Азии (Киргизия, Афганистан) либо намечаются (Казахстан, Узбекистан) способствуют росту СЭЗ «Согд» [2];

-предоставляемые субъектам СЭЗ «Согд» налоговые и таможенные льготы, упрощенные административные процедуры, безусловно, способны существенным образом снизить издержки предпринимателей, стимулировать их к инвестициям и легальной деятельности;

-после создание СЭЗ «Согд» в инвестиционном климате Северного Таджикистана произошли некоторые позитивные изменения. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в 2012-2013 гг. имел место существенный рост инвестиций в экономику Согдийской области: с 7,7% от ВВП в 2011 г. до 19,7% в 2012 г [1];

-создание и функционирование СЭЗ «Согд», безусловно, способно стимулировать расширение внешнеторговых связей региона. Благодаря налоговым и таможенным льготам можно ожидать:

-некоторого усиления посреднической функции региона (при импорте и экспорте товаров из Таджикистан и в Таджикистан), которая уже достаточно развита в части импортных операций;

-определенного увеличения импорта оборудования, что обусловлено в том числе и правилами работы СЭЗ, в частности требующими, чтобы не менее 90% производственно-технологического оборудования, закупаемого по проектам субъектов СЭЗ, имело импортное происхождение;

-некоторого расширения экспорта региона за счет создания и развития экспорт ориентированных производств, прежде всего в сферах текстильной промышленности и сельского хозяйства.

-особое значение имеет правильный выбор стратегических инвесторов в СЭЗ. СЭЗ может стать привлекательной для 5-8 крупных целевых инвесторов, часть из которых уже проявилась в регионе: арабские инвесторы из Дубая, Ага-Хан, таджикская

диаспора из России, иранский капитал, китайский капитал, масса неорганизованного свободного капитала Афганистана;

-по целевым инвесторам необходима особая целенаправленная работа по каждому из них и по всем им в комплексе. Она должна проводиться в тесной контакте с государственными органами Таджикистана и администрацией Согдийской области;

-СЭЗ Согд может быть многопрофильной, нацеленной внутрь таджикского экономического пространства в качестве точки роста Таджикистана и вовне - в качестве важного транзитного пункта и места концентрации финансовых услуг, транзита по линии Китай-Иран, экспортно-ориентированных производств;

-СЭЗ «Согд» может стать ядром формируемого мегаполиса Худжанда. -развитие СЭЗ «Согд» должно быть увязано с развитием остальных СЭЗ Таджикистана;

-СЭЗ «Согд» должна стать лидером всего комплекса таджикских СЭЗ и координировать их рост и развитие как единой системы точек роста Таджикистана;

-через 10-15 лет СЭЗ может стать ядром для более чем 1-1,5 миллионной агломерации Худжанда и начать переход к превращению Северного Таджикистана и Худжанда в экономический центр прилегающих областей соседних стран через программы приграничного сотрудничества;

-10-15 млн рабочих мест в соседних странах и особенно в России могут быть связаны с СЭЗ. Это может обеспечить превращение Худжанда в ведущий экономический центр Таджикистана и всей Ферганской долины, в важнейший транзитный, торговый и финансовый пункт в регионе между Китаем и Афганистаном.

Литература:

1. Главное управление агентства по статистике при Президента РТ в Согдийской области. Социально-экономическое положение Согдийской области. - Худжанд, 2013.

2. Данков А., Брагин С., Кошлаков Г. И др. Приложения к отчету по исследованию «Свободная экономическая зона в Согдийской области-концепция по созданию транспортно-логистического центра в Ферганской долине». Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC). - Душанбе, Минск, Алмата. - июнь 2010 - февраль 2011.

3. Морозов Т. Г. Регионоведение. - М: ЮНИТИ, 1999.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН «СОГД» СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА

В статье дана экономико-географическая характеристика на свободное экономическое зон «Согд» Северного Таджикистана. Кроме того, охарактеризованы роль свободных экономических зон «Согд» в развитии инфраструктуры и торгово-экономических отношений Северного Таджикистана.

Ключевые слова: свободное экономическое зон, формирования,развития, экономико-географическое характеристика.

ECONOMIC AND GEOGRAPHIK CHFRACTERISTIGS OF THE FREE EGONOMIG ZONE «SUGD» NORTHERN TAJIKISTAN

The articlepresentsthe economic and geographic characteristics of the free economic zone «Sugd» Northern Tajikistan. In addition, it describes the roIe of the economic zone «Sugd» in infrastructure development and trade and economic region in Northern Tajikistan.

Key words: free economic zone, the formation, devtIopment, economic and geographic characteristic

Сведения об авторе: Рахмонов Шамшод Тугонович - кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, e-mail: shamshod_tuygun@mail.ru

Information of author: Rahmonov Shamshod Tugonovich- Ph.D in geographical sciences, docent, acting Head of economic and social geography chair, Tajik State Pedagogical University named after SadriddinAini

УДК 310201:700401/Taj. 250102

О ЗАРАСТАНИИ ВЫСШЕЙ ВОДНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРУДОВ ЮГО-ЗАПАДА ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ КЛИМАТА

Имомов А. А., Муртазаев У. И., Гуруков Т. М.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Создание прудов на естественных водотоках влечет за собой коренную перестройку водной экосистемы. В подобных водоемах изменяются гидрологический и гидрохимический режимы, образуется специфическая флора и фауна, присущая прудам, совмещающим в себе природные черты рек и озер. Работ по макрофитам прудов и водохранилищ республики немного [1, 2, 3] и в них вопросы зарастания и формирования растительного покрова в условиях изменяющегося климата не освещаются. Целью данной статьи и является восполнение данного пробела.

Изучение особенностей изменения природы прудов Юго-Запада Таджикистана при их длительной эксплуатации включало в себя и наблюдения за развитием растительных ценозов в них. Эти работы проводились с целью разработки мероприятий по борьбе с зарастаемостью и изъятию излишней фитомассы, которую можно использовать в народном хозяйстве.

Итоги наших наблюдений (2009-2011 гг.) показали, что если в первые годы существования прудов Юго-Западного Таджикистана состав флоры в них зависел главным образом от случайного заноса плодов, семян и корневищ с водосбора, то при дальнейшем ее становлении ведущее значение приобретают режим уровня, прозрачность воды, трофические особенности грунтов и вод, морфометрические параметры водоемов [4, 5].

Характер и степень зарастания акваторий водохранилищ макрофитами, оцененные по методике [6, 7] неравномерны, что позволяет условно выделять 2 их типа: сплошной и фрагментарный (табл. 1). К району сплошного зарастания можно отнести верховья прудов. Для этого района характерно диффузное сложение растительного покрова с 2-3 основными видами макрофитов.

В водохранилищах на общем фоне зарастания выделяются 2 характерных типа поясности. Первый тип присущ пруду № 3, 6, 7 в котором в прибрежной зоне образуется резко выраженная полоса надводных растений, состоящая из рогоза и камыша. Второй тип фрагментарный, отмечен в пруду № 1, 2 где погруженные макрофиты представлены рдестами и урутью. Пруды № 4, 5 является незаросшими. В них разводят мальков рыб. В распределении высшей водной растительности в этих поясах можно выделить несколько типичных схем зарастания (рис 1.).

Незначительные колебания уровня в прудах (до 1,5 м) мешают быстрому зарастанию ложа верхней и средней частей их. Лишь при подъеме воды в период заполнения пруда (весна-лето) на расстоянии до 9 м от уреза воды отмечаются в большой массе галофиты (рогоз, камыш), что следует считать своего рода границей «биологического» воздействия водоемов на прилегающую территорию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.