Научная статья на тему 'Роль управленческих кадров в развитии региональной экономики'

Роль управленческих кадров в развитии региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
108
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGERIAL PERSONNEL / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / MANAGERIAL PERSONNEL ROLE / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / FREE ECONOMIC ZONE / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Асророва Мавлуда Абдушукуровна

Автор в статье указывает на то, что развитие экономики региона зависит от роли управленческих кадров в реализации постановлений и программ развития этих регионов. Создание и плодотворное развитие свободных экономических зон способствует в дальнейшем активизации экономической деятельности страны в целом. В статье сделаны обоснованные выводы о том, что свободные экономические зоны способны играть роль центров (точек) роста, а также могут быть рычагом управления хозяйственными процессами и их переходом с макроэкономического на региональный уровень, с усилением элементов самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Асророва Мавлуда Абдушукуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Manageriel Personel in Regional Economy Development

In her article the author points that the development of regional economy depends on the role of managerial personnel in effectuation of resolutions and programmes concerned with a development of a certain region. Creation and fruitful development of free economic zones promote further activization of the country upon the whole. The author makes well-grounded conclusions running to the effect that free economic zones are able to play the role of growth centres (units)and control levers in regard to economy processes and their transition from a macroeconomic level to a regional one; the elements of self-sufficient management being enforced thereby.

Текст научной работы на тему «Роль управленческих кадров в развитии региональной экономики»

ББК 65.050.22 УДК 331.108.26 А 90

М.А. АСРОРОВА

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКИ

Важным направлением социально-экономического развития страны является правомерная политика в области развития муниципальной экономики и местного самоуправления. С принятием стратегии социально-экономического развития, ориентированной на построение рыночной экономики, многие страны бывшего Союза столкнулись с необходимостью формирования научно обоснованной стратегии развития местных образований (регионов). Это вызвано тем, что развитие рыночной экономики требует децентрализации управления, переноса решения многих неотложных экономических проблем на местный уровень.

Одним из отправных моментов создания свободных экономических зон стала роль органов государственного и местного управления. В мировой практике экономические зоны создаются решением правительства и его центральных финансовых институтов, имеющих широкую компетенцию в области управления как внешнеэкономическими связями, так и крупными проектами. Но необходимо отметить, что экономические зоны могут быть сформированы местными органами власти.

Свободные экономические зоны можно классифицировать следующим образом: беспошлинные зоны, расположенные на основных международных транспортных развязках; экспортные промышленные зоны - основная ориентация которых -внешняя торговля; технопарки, создающиеся на базе научно - технического потенциала страны или региона с участием привлечения иностранного капитала, технологий, менеджерского и маркетингового опыта; зоны услуг, главным образом страховых и банковских услуг, и другие.

Немаловажное значение для начала формирования свободных экономических зон имеют пролонгированные правительством льготы при налогообложении и снижение бюрократического давления при управлении ими.

На наш взгляд, достаточно интересным является круг льгот и стимулов для иностранных инвесторов. В этот круг, кроме очевидной отмены таможенной пошлины, могут быть включены льготы по отмене налогообложения за счет права на экспорт, освобождения от налогов на недвижимое имущество, ряда местных налогов; отмена налогов на прибыль на определенный срок и т.д.

Мировой опыт создания свободных экономических зон показывает, что они представляют собой в большинстве случаев небольшие территориальные анклавы,

Аsrorova М. А.ТИе Role о/Manageriel Ре^опе1 т Regional Есопоту Development

ориентированные на экспорт, с режимом наибольшего благоприятствования для деятельности иностранного капитала. Для стран, переживающих переходный период, желательна корректировка подобного ориентирования, свободная экономическая зона в переходной экономике должна быть сориентирована не столько на решение внешних, сколько внутренних экономических задач страны.

Отметим еще одну немаловажную роль свободных экономических зон -популяризацию так необходимых постсоветским странам с их административно -командными формами управления, опыта цивилизованного менеджмента в области экономики.

Практика показывает, что в случае появления таких форм и методов управления деятельностью хозяйственными субъектами происходит дезорганизация, спад уровня предприимчивости и стимулирования. Исполнение местными органами власти функций надстройки и подчинение её базису- производительной силе общества, означает способствование ими развитию производительных сил, а не подавление их бюрократическими барьерами. Нынешняя практика показывает, что местные органы власти, пользуясь своим служебным положением, не дают возможности разграничить их организационно-руководящие задачи в хозяйственной деятельности. Очевидным является то, что органы управления, вместо того, чтобы служить своим взаимодействием предприятиям и организациям, наоборот, заставляют их подчиняться им. Это, конечно, противоречит объективным законам экономики. Поэтому необходимо устранить уравниловку и проявления бюрократии в структуре административного управления, чтобы их работа была прежде всего направлена на обслуживание производства и экономическую деятельность. Государственные служащие должны осознать, что это их задача - служить народу и хозяйственным субъектам, а не производители материальных благ - им. Часто в аппарате местных органов власти наблюдается дублирование обязанностей, что говорит о раздутости кадров управления. Необходимо привести в соответствие количество кадров управления их качественной полезности. Поэтому нужно возродить показатель эффективности работников органов власти, чтобы успешно создать свободные экономические зоны во благо развития экономики региона.

Анклавность свободных экономических зон является основным условием для решения комплекса задач, включающего в себя совершенствование механизма управления экономикой регионов, привлечение иностранных участников, реализацию потенциала местных предприятий в производстве конкурентоспособной продукции.

Создание свободных экономических зон было для Таджикистана осознанной необходимостью. Расчеты в многочисленных исследованиях как отечественных, так и иностранных экспертов указывали на крайне низкий уровень техники и технологий в подавляющем большинстве отраслей народного хозяйства регионов. Одним из путей выхода из создавшего положения было создание анклавных территорий.

Таким образом, 29 октября 2008 года был утвержден проект документа «Положение о свободных экономических зонах (СЭЗ) «Согд»и «Пяндж»». Этот документ был разработан правительством для развития промышленного сектора, привлечения инвестиций и создания рабочих мест. В частности, свободная

экономическая зона «Согд» создана на юго-западе города Худжанд на территории в 320 гектаров сроком на 25 лет.

Территория, которая была выбрана для создания свободной экономическую зоны «Сугд» - это промышленная зона, первичная инфраструктура эдесь уже есть. На данный момент, по данным МЭРТ, на территории данной зоны уже функционирует более 27 субъектов и до сих пор инвесторами предлагаются проекты, имеющие хорошие перспективы для развития региональной экономики. Среди таких проектов - создание логистического транспортного центра и строительство железнодорожной ветки. Например, российская сторона в лице компании «Стандарт Капитал» представила проект по созданию логистических распределительных центров по приемке, хранению и переработке сельхозпродукции в РТ, в частности на территории свободной экономической зоны «Сугд». Реализация этого проекта даст возможность предприятиям АПК РТ выйти на российский рынок и увеличить производственные объемы. Такие предложения даны компанией «Башкирская химия», которая стремится в недалеком будущем построить несколько предприятий по производству продукции химической промышленности, что может привести к консолидации и развитию химической и нефтехимической промышленности путем повышения эффективности деятельности предприятий, внедрения современных технологий и стандартов управления, повышения качества выпускаемой продукции, укрепления рыночных позиций и обеспечения стабильного и долгосрочного развития предприятий входящих в состав компании. В частности, состоялась встреча администрации СЭЗ с послом Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, на которой стороны рассматривали возможность строительства железнодорожной ветки по территории СЭЗ длиной в 22 км, а также проекты по созданию логистического транспортного центра, строительства завода по утилизации канализационных стоков и твёрдых бытовых отходов в г. Худжанде с получением электроэнергии и пара, возведении теплиц и разведении рыбы в освободившихся бассейнах. Также был рассмотрен вопрос строительства нового административного здания с размещением в нём, кроме самой администрации, также и Центра поддержки бизнеса и инноваций и Единого центра обслуживания субъектов по принципу «Одной Остановки». Такого рода проектов очень много, и для их осуществления нужна всесторонняя поддержка представителей местной власти в рамках нормативно - правового поля и поиск компромиссных решений для нахождения путей реального взаимодействия сторон. Хотелось бы отметить и такой момент, что, согласно постановлению правительства РТ, срок действия всех созданных в Таджикистане СЭЗ составляет 25 лет, и этот срок очень мал для технико -экономического обоснования, разработки генерального плана, а также создания необходимой инфраструктуры. Потому что только для оформления проектов необходимо около 10 лет из 25, а 15 лет для работы СЭЗ будет составлять небольшой срок. Есть необходимость в пересмотре правительством сроков действия СЭЗ.

Поэтому привлечение западного капитала в отечественную экономику требует определенных льгот и долгосрочных перспектив для инвесторов. Качество и объем льгот определяют, как правило, размеры привлекаемых инвестиций. Это объясняет

Asrorova M. A.The Role of Manageriel Personel in Regional Economy Development

льготный режим экономической деятельности для предприятий, формируется валютный механизм, специфичный для каждой зоны.

По сравнению с совместными предприятиями экономические зоны являются более перспективным вариантом эффективного привлечения иностранного капитала.

Создание и деятельность свободных экономических зон является также одним из элементов перенесения рычагов управления с макроэкономического на региональный уровень, с усилением элементов самоуправления. СЭЗ является одной из форм обеспечения эффективности хозяйствующих субъектов экономики, что всецело совпадает с общегосударственным подходом к развитию экономики Таджикистана и расширению самостоятельности регионов.

При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как действенное средство перехода от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентиро-ванной. Среди заповедей предпринимателей существует такое мнение, что экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".

Хотелось бы отметить, что Согдийская область является одним из развитых регионов Республики Таджикистан. Ведь она расположена в Ферганской долине, которая испокон веков славилась прогрессивным развитием и ресурсным потенциалом. Исходя из этого, есть надежда, что с годами созданная «Свободная экономическая зона «Согд»» будет базироваться на условиях вероятно достижимого ею развития. Вклад и роль управленческих кадров в этом направлении будет способствовать развитию экономики региона.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Таджикистан от 23.04.2014 г.

2. Постановление Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 29 октября 2008 года № 1146 «Об утверждении положения о Свободной экономической зоне «Сугд»».

Reference Literature:

1. The message of the President of the Republic of Tajikistan from 23.04.2014. 2 . The resolution of Majlisi Namoyandagon of Majlisi Oly of the Republic of Tajikistan from October 29, 2008, No. 1146 "On Validation of the Provision Concerned with "Sugd" Free Economic Zone".

Роль управленческих кадров в развитии региональной экономики

Ключевые слова: кадры управления, региональная экономика, роль управленческих кадров, свободная экономическая зона, развитие экономики региона

Автор в статье указывает на то, что развитие экономики региона зависит от роли управленческих кадров в реализации постановлений и программ развития этих регионов. Создание и плодотворное развитие свободных экономических зон способствует в дальнейшем активизации экономической деятельности страны в целом.

В статье сделаны обоснованные выводы о том, что свободные экономические зоны способны играть роль центров (точек) роста, а также могут быть рычагом управления хозяйственными процессами и их переходом с макроэкономического на региональный уровень, с усилением элементов самоуправления.

The Role of Manageriel Personel in Regional Economy Development Key words: managerial personnel, regional economy, managerial personnel role, free economic zone, development of regional economy

In her article the author points that the development of regional economy depends on the role of managerial personnel in effectuation of resolutions and programmes concerned with a development of a certain region. Creation and fruitful development of free economic zones promote further activization of the country upon the whole. The author makes well-grounded conclusions running to the effect that free economic zones are able to play the role of growth centres (units)and control levers in regard to economy processes and their transition from a macroeconomic level to a regional one; the elements of self-sufficient management being enforced thereby.

Сведения об авторе:

Асророва Мавлуда Абдушукуровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом магистратуры Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: mav_as@mail. ru

Information about the author:

Аsrorova Mavlyuda Abdushukurovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, chief of the magistrate under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: mav_as@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.