Научная статья на тему 'Экономика знаний: проблемы, возможности, тенденции развития'

Экономика знаний: проблемы, возможности, тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1351
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / НАУЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глюзицкий К. К.

В статье рассматриваются основные понятия экономики знаний (ЭЗ), затрагиваются вопросы глобализации, предлагаются направления перехода российской экономики к экономике знаний и тенденции, связанные с производством и распространением знаний, раскрыты основные аспекты экономики знаний: новое качество экономического роста, наука и инновации, развитие сетевых структур, информационнокоммуникационные технологии, сектор наукоемких услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика знаний: проблемы, возможности, тенденции развития»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

5. The Federal Law of November 29, 2001 N 156-FZ "About investment funds"

6. Banking. Handbook. Under the editorship of Babicheva Yu.N. - M.: "Economy", 1992.

7. Principles of monetary policy//Money and credit of 2011 No. 12

8. Banks and non-bank credit institutions and their transactions; under the editorship of E.F. Zhukov; - M.; UNITY Publishing house, 2005.

9. R.M. Nureev "Microeconomics Rate". The textbook for higher education institutions. NORMA publishing house (The NORMA publishing group - INFRA • L) Moscow, 2000

10. Molchanov A.V. Commercial bank in modern Russia: the theory and the practician - M.: Finance and statistics, 2008, 308 pages.

© Galagan Tatyana

УДК 334

К.К. Глюзицкий

магистрант, кафедра «Национальная экономика», РУДН

г. Москва, РФ

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются основные понятия экономики знаний (ЭЗ), затрагиваются вопросы глобализации, предлагаются направления перехода российской экономики к экономике знаний и тенденции, связанные с производством и распространением знаний, раскрыты основные аспекты экономики знаний: новое качество экономического роста, наука и инновации, развитие сетевых структур, информационно-коммуникационные технологии, сектор наукоемких услуг.

Ключевые слова

знание, экономика знаний, стратегия управления знаниями, интеллектуальный капитал организации,

научная продукция и услуги, инновационный опыт

Сегодня знания являются важным ресурсом любой организации и ценны наравне с финансовыми и материальными ресурсами. Знания и интеллектуальный капитал организации служат основой ее эффективного развития и конкурентоспособности. Поэтому современной экономике свойственна интеллектуализация технологий, основанная на знаниях.

Усиливающаяся политическая, экономическая, социальная и экологическая нестабильность в мире все больше указывает на то, что главным ресурсом ближайших десятилетий, способным стимулировать развитие человеческого общества, должно стать знание.

При этом основной характеристикой процессов глобализации мировой экономики, влияющей на национальные экономики государств, является формирование системы транснациональных корпораций, которые с помощью прямых инвестиций развивают сети своих филиалов в зарубежных странах, формируя новый вид экономики - экономики знаний (ЭЗ).

В условиях глобализации социально-экономического развития мощь государств определяется уровнем знаний. Между тем в России пока еще сохраняется структура накопленного капитала, характерная для индустриального общества: 72% — природный капитал, 14% — физический капитал и лишь 14% — человеческий капитал [5].

Проблемы. В современной России состояние производства новых знаний не может быть признано удовлетворительным. Основная причина - отечественные исследования и разработки в области теоретических наук не соответствуют современным экономическим требованиям. Бизнес и процессы производства нового знания оторваны друг от друга. Сами бизнесмены и учёные крайне редко встречаются

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

и непосредственно общаются на производственные темы. В результате уровень внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность в РФ крайне низок.

Возможности. Технологический прогресс и развитие ЭЗ повышают спрос на высококвалифицированный труд и стимулируют обновление и повышение квалификации. Ускорение процесса обновления технологий и сокращение научно-технологического цикла вызывают необходимость высококачественных научных исследований и разработок и одновременно широкой коммерциализации научных результатов.

Крайне важно отличать экономику знаний от традиционной экономики, основными отличиями которых заключаются в следующими признаках:

Во-первых, цели. Если традиционная экономика ставит целью получение максимальной прибыли на вложенный капитал, то цель ЭЗ - формирование творческой личности.

Во-вторых, созданием и использованием средств производства. В традиционной экономике -максимальная эксплуатация всех факторов производства: природы, техники, человека. В ЭЗ - создание и эффективное использование новых знаний во взаимодействии с природой и обществом.

В-третьих, результатом деятельности. В традиционной экономике - создание общества на принципах личной выгоды и корыстного интереса, приводящие к его имущественному расслоению, войнам, коррупции, нищете, терроризму. Человек подчинен задачам развития экономики. В ЭЗ- устойчивое развитие целостной системы природа-общество-человек на основе принципов справедливости. Экономика подчинена задачам развития человека.

Экономика знаний устраняет принцип несправедливого распределения создаваемого богатства, избавляет от господства корыстного интереса в экономике капитализма, снимает природу порождения как международных кризисов, так и частных.

С помощью сосредоточения информации и знаний организация способна предвидеть моменты необходимых качественных переходов, организовывать, реализовывать и контролировать этот процесс, упорядочивать хаотические проявления, возникающие в момент изменения технологического уровня для стабилизации работы системы, устранения действия негативных случайных факторов и др.

Тенденции развития. Необходимо проводить различие между информацией и знанием: информация становится знанием только тогда, когда целенаправленно используется индивидом или коллективом. Другими словами, чтобы стать знанием, информация должна быть осмыслена и контекстуализирована в определенной социальной и культурной среде.

Экономика знаний сводится к следующим центральным моментам:

• знания становятся ключевым фактором роста наряду с капиталом и трудом - концепция знаний как ресурса;

• производство знаний является наиболее важным и определяющим «лицом» современной экономики - концепция знаний как продукта;

• кодифицированные знания становятся важнейшей компонентой экономических отношений -концепция кодифицированного знания;

• знания базируются на развитии и изменении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - концепция ЭЗ как важнейшего следствия развития информационного общества [3].

В условиях ЭЗ эффект масштаба приобретает иные формы. В традиционной экономике с ростом масштаба производства снижаются издержки на производство, но растут издержки, связанные с координацией усложняющихся производственных процессов. На этой основе определяются оптимальные размеры предприятия (металлургические, нефтедобывающие предприятия). На предприятиях в условиях экономики знаний ситуация меняется: чем больше используется знаний, тем выше эффективность деятельности предприятия и тем больше возможностей роста интеллектуализации производственных процессов. Эффект масштаба в условиях экономики знаний характеризуется возрастающей предельной полезностью и ростом производительности.

При этом, чем короче промежуток времени от возникновения личностного знания (зарождения идеи) до его материализации, тем выше эффективность управления знаниями на данном предприятии, тем лучше реализуется стратегия оптимизации человеческого потенциала предприятия, и тем выше

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

конкурентоспособность данного предприятия.

Развитие производительных сил заложило объективные предпосылки становления экономики знаний, в которой человек должен быть способен генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям общества, а часто и формирующий эти потребности.

Результатом прогресса техники неизбежно становится высвобождение рабочей силы из производственной сферы. В результате произошла миграция рабочей силы из сферы материального производства в нематериальную сферу. Развитие производительных сил означает экономию живого труда, рост общественного богатства, улучшение условий жизни членов общества, увеличение свободного времени, развитие умственных, творческих способностей человека, и в конечном итоге- расширение сферы научной деятельности общества. Человек теперь уже не может и не должен заниматься тяжелым физическим трудом, общество объективно требует от него другого, требует генерирования новых идей, выработки новых знаний, их систематизации, кодирования, и как результат - их объективизации.

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды. Так, в странах -членах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) - в среднем на 3,4% в год против 2,2% [4].

Необходимо отметить, что производство знаний ради знаний само по себе не представляет социально-экономической ценности. Знания не могут удовлетворить материальных потребностей человека. Тем не менее, создание продукции в экономике начинается именно с конкретного знания и завершается его материализацией. При этом единственным источником знаний является человек. Возможность генерирования человеком новых знаний напрямую зависит от степени удовлетворения его потребностей в материальных средствах жизнеобеспечения. Только материально благополучный человек может быть заинтересован в удовлетворении потребностей более высокого порядка, таких, как образование, умственная и научная деятельность, культура, искусство и т.п., что является необходимым условием становления экономики знаний.

Выводы. Всё вышесказанное позволяет утверждать, что производство нового знания - это одно из наиболее перспективных направлений развития современной экономики, её социальных институтов и их подсистем, особенно образовательных учреждений.

В связи с этим переход к ЭЗ в России должен стать долгосрочной стратегией государства, при этом новая роль знаний требует создания такого экономического порядка, при котором можно будет обеспечивать оптимальный рост национальной экономики, выравнивать уровни развития различных регионов и обеспечивать справедливую систему распределения и перераспределения национального продукта.

Краткий анализ исторических закономерностей развития общества, экономики и производительных сил выявил, что накопленное человечеством количество научных знаний поставило его перед следующим этапом эволюционного развития - экономики знаний. ЭЗ - это не требование модных тенденций, это, прежде всего, закономерный, а потому объективный этап развития общества и экономики, обусловленный эволюцией производительных сил человека. Поэтому переход к экономике знаний необходим для получения страной конкурентных преимуществ в мире.

Переход к ЭЗ заставляет по-новому взглянуть на многие вещи, особенно на процессы формирования человеческого капитала. Экономика знаний ставит вложения в человеческий капитал на более высокий уровень, приравнивая знания к капитальным вложениям.

Список использованной литературы:

1. Батракова, А. Г. Стратегия и тактика управления знаниями / А. Г. Батракова, Л. Г. Колпакова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1, т. 1. - (Сер. «Гуманитарные науки»).

2. Бочарова М. А. Создание системы управления знаниями в бизнес- организациях : автореф. дис. канд. экон. наук / М. А. Бочарова. - М., 2011. - 22с.

3. Татаркин А.И., Пилипенко А.В. Экономика знаний: проблемы теории и методологии. - Екатеринбург, 2016.

4. Погорелова, Е. В. Теоретические и методологические основы управления знаниями в организации : автореф. дис. д-ра экон. наук / Е. В. Погорелова. - Самара, 2011. - 24 с.

5. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Харин Н.П., Виньков М.М. Управление знаниями. URL:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

http://www.rfbr.ru/rffi/ru/bulletin/o_13272#1

6. The Global Knowledge Economy: and its implication for markets. URL: http: //www. skyrme .com/insights/21gke. htm

© Глюзицкий К.К., 2017

УДК 338.012

Е.В. Дымченко, Д.Д. Рыжкова

Студенты 1 курса факультета базовой подготовки, Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Научный руководитель: Т.В. Гениберг к.э.н., доцент кафедры «Корпоративное управление и финансы» Новосибирский государственный университет экономики и управления

Г. Новосибирск, Российская Федерация

РЫНОК АВТОЗАПЧАСТЕЙ В РОССИИ 2017 Аннотация

В статье анализируется рынок автозапчастей в России в 2017 году. Исследованы и раскрыты положительные и отрицательные стороны отрасли. Рассмотрены «черные», «серые» стороны бизнеса. Предоставлены графики для наглядного примера и сравнения. Отмечается что, бизнес остается прибыльным.

Ключевые слова автозапчасти, запасные части, запчасти, автомобиль, часть.

Y.V. Dymchenko, D.D. Ryzhkova THE SPARE PARTS MARKET IN RUSSIA TO 2017 Abstract

The article analyzes the auto parts market in Russia to 2017. Researched and uncovered positive and negative aspects of the industry. Considered "black", "gray" side of the business. Provided graphics for a good example and comparison. It is noted that the business remains profitable.

Keywords auto parts, spare parts, parts, car, part.

Современный автомобильный рынок, как первичный, так и вторичный, переживает не лучшие времена. Снижение денежных накоплений у населения, снижение доходов. Большой рост цен и поэтому процент продаж падает. Рынок автозапчастей довольно недоступен для глубокого изучения, из-за немалых объемов «серой» и контрафактной продукции.

На сегодняшний день в России зарегистрировано более 40 миллионов автомобилей, 19 миллионов из которых были выпущены до 2005 года. Машины такого года выпуска предполагают немалый спрос на запчасти, поскольку машины старше 10 лет куда чаще нуждаются в ремонте и замене комплектующих. Тем временем у покупателей финансовое состояние за последние месяцы заметно изменилась: свою роль в этом сыграли экономический спад и девальвация рубля. В результате этого, спрос вторичного рынка вырос. Выбирая запчасти для ремонта, водители все больше отказываются от покупки дорогих деталей от известных производителей (так называемых А-брендов), покупая запчасти «второго качества», которые имеют более доступные цены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.