Научная статья на тему 'Экономика знаний: проблемы становления и развития'

Экономика знаний: проблемы становления и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5126
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика знаний / постиндустриальное общество / новая экономика / информационная экономика / инновационная экономика / законы убывающей и возрастающей отдачи / неотделимое (неявное) знание / интеллектуальная рента / knowledge economy / postindustrial society / new economy / information economy / innovation economy / the laws of diminishing and increasing returns / tacit knowledge / intellectual rent

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игумнов Олег Алексеевич

В статье на основе анализа тенденций социально-экономического развития представлен подход к анализу современной экономики как экономики знаний. В представленной концепции акцент сделан на детерминанты и условия развития нового типа экономики, а также на причинно-следственные связи между ними, выступающие факторами ее складывания и развития. Проведен анализ возможных методов оценки уровня развития экономики знаний, на основании которого сделан вывод о некорректности использования показателя ВВП в такой оценке, поскольку он не учитывает специфику знания как общественного блага. В качестве эффектов экономики знаний выделены закон повышающейся отдачи, сетевые эффекты, экспоненциальный характер роста и положительная обратная связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE ECONOMY: FORMATION AND DEVELOPMENT PROBLEMS

A new approach based on analysis of socio-economic development trends is considered in the article. A new stage of the modern economy is viewed as knowledge economy. The presented concept focuses on the determinants and conditions for a new type of economy development, but also the causations as the prominent factors in its forming and development process. The analysis of possible methods of knowledge economy development level assessing let to make a conclusion that using GDP item as indicator is inappropriate because it does not consider the specific features of knowledge as a public good. The law of increasing returns, network effects, exponential growth and positive feedback are mentioned as knowledge economy effects.

Текст научной работы на тему «Экономика знаний: проблемы становления и развития»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 330. 1

Экономика знаний: проблемы становления и развития

В статье на основе анализа тенденций социально-экономического развития представлен подход к анализу современной экономики как экономики знаний В представленной концепции акцент сделан на детерминанты и условия развития нового типа экономики, а также на причинно-следственные связи между ними, выступающие факторами ее складывания и развития . Проведен анализ возможных методов оценки уровня развития экономики знаний, на основании которого сделан вывод о некорректности использования показателя ВВП в такой оценке, поскольку он не учитывает специфику знания как общественного блага . В качестве эффектов экономики знаний выделены закон повышающейся отдачи, сетевые эффекты, экспоненциальный характер роста и положительная обратная связь

Ключевые слова: экономика знаний, постиндустриальное общество, новая экономика, информационная экономика, инновационная экономика, законы убывающей и возрастающей отдачи, неотделимое (неявное) знание, интеллектуальная рента

О.А. Игумнов

Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития .

Значительные сдвиги в экономиках ведущих стран мира и последующие изменения общества определили необходимость для экономистов-теоретиков выдвинуть новые возможные пути и определить тенденции социально-экономического развития

В 1959 году Д . Белл на зальцбургском заседании прокомментировал собственное видение постиндустриального общества, отличающей чертой которого он считал «центральное место теоретических знаний как источника нововведений и формулирования политики» [1, с. 12]. Белл отмечал, что «в постиндустриальном обществе решения в областях производства будут инициироваться и определяться другими обще© Игумнов О. А. , 2016

ственными силами... Не только лучшие таланты, но и весь комплекс престижа и статуса в постиндустриальной экономике оказывается порождаемым интеллектуальными и научными сообществами» [1, с . 463]. Позднее многие известные экономисты, разрабатывая теоретическую концепцию «общества будущего», старались придать ему единый образ: «технотронное общество» (З. Бжезинский), теория «третьей волны» (Э. Тоффлер), «информационная экономика» (М . Кастельс) .

Некоторые из предположений этих ученых уже воплотились в жизнь В настоящее время правительства стран с развитой рыночной экономикой проводят политику по созданию так называемой «новой экономики», или «экономики, основанной на знаниях»

Активное формирование новой экономики осуществляется на протяжении последних двадцати лет с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и интернета . Стратегическое развитие национального хозяйства различных стран, в том числе и России, прежде всего неразрывно связано с формированием новых экономических отношений Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества

Анализ ряда дискуссионных концепций современной экономики позволяет сделать вывод о том, что экономику знаний необходимо рассматривать системно и комплексно в широком смысле В этом случае она выступает как:

• постиндустриальная экономика, поскольку в ней имеет место увеличение доли сферы услуг, начинающей доминировать в процентном отношении над сферой производства;

• информационная экономика, поскольку информация (знания, наука) начинает играть в ней решающую роль как фактор производства;

• инновационная экономика, поскольку инновационной можно считать такую экономику, в которой знания позволяют генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности;

• глобальная сетевая экономика, так как в экономике знаний взаимодействие между носителями знания опосредуется широкими сетевыми связями в глобальном масштабе (появление сети интернет как новой инфраструктуры экономики)

Исходя из этого, новая парадигма экономической теории, призванная исследовать закономерности формирования и развития экономики, основанной на знаниях, должна интегрировать в себя концептуальные разработки всех теоретических направлений ее исследования

К числу принципов экономики знаний большинство исследователей относят:

• выбор хозяйствующих субъектов на основе знаний и информации, в основе которых лежит та или иная информация, полученная в режиме on-line;

• значимость знаний как особого ресурса, неисчезающего в потреблении, обладающего возрастающей ценностью и доходностью, а также редкостью и уникальностью, к тому же не взаимозаменяемого ресурса;

• формирование динамично развивающихся новых секторов экономики — сектора знаний, информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на национальную экономику в целом;

• направленность приобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;

• развитие сетевых методов организации хозяйственной деятельности субъектов.

Мы разделяем точку зрения экономистов, предлагающих различать понятия «экономика знаний» и «новая экономика». Новая экономика подразумевает сочетание науки, инноваций и бизнес-процессов, обеспечивающее лидерство и конкурентоспособность экономики при снижении потребления осязаемых ресурсов. В свою очередь, экономика знаний базируется на человеческом капитале и знаниях, на высоких технологиях и высококачественных услугах Иными словами, новая экономика является первой ступенью постиндустриального строя, а экономика знаний — наивысшей формой его проявления .

Если для доиндустриальной экономики основным ресурсом была земля, для индустриального общества — капитал, то для экономики знаний главными ресурсами становятся информация и знания

Структура и главные характеристики индустриальной и новой экономики представлены в таблице

Так как на современном этапе развития человеческого общества подавляющее большинство государств являются индустриальными, то для оценки развития этих стран, так или иначе, используются показатели, связанные со стоимостью (капитализацией) товара или услуги . Одним из таких показателей экономического развития ряд экономистов считает валовой внутренний продукт (ВВП) .

В основе этого показателя лежат представления о том, что оценка экономической деятельности может быть выражена только в стоимостной форме. Для расчета ВВП суммируется рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории государства за определенный период времени

таблица

Сравнительная характеристика структурных особенностей индустриальной и новой экономики

параметры сравнения Индустриальная экономика Экономика знаний

Разделение труда широкое незначительное

Положение сотрудников заменяемость, зависимость лояльность, независимость

Окончание таблицы

параметры сравнения Индустриальная экономика Экономика знаний

Сетевые связи незначительные значительные

Влияние, власть зависит от уровня иерархии зависит от знаний и умений

Возможности сотрудничества незначительные широкие

Важнейшая цель максимизация прибыли оптимизация выгоды

Источник: [2; 6]

Однако, по мнению академика В .Л . Макарова, этот подход не срабатывает при расчете с учетом специфики общественных благ [5]. Их рыночную стоимость невозможно измерить, так как они потребляются бесплатно или по ценам, не отражающим их реальное значение Знания, по крайней мере, большая их часть, являются общественными благами Общественные (публичные) блага потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека Поэтому производство и потребление общественных благ отражаются в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности

Знания, по крайней мере, значительная их часть, являются общественным благом, более того, даже не национальным, а международным общественным благом Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний . Это означает, что нужно научиться измерять спрос на знания Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Степень его использования может быть разной: от обращения к нему до производства нового знания на базе использованного [5] Поэтому применение ВВП для определения уровня развития экономики знаний представляется некорректным

Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями . Во-первых, на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания (образование и НИОКР); во-вторых, со стороны выхода, то есть оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня или ведущих высоких технологий, включающих также отрасли оборонной промышленности, до высоких технологий среднего уровня и сферы высокотехнологичных услуг При расширенной трактовке сектора повышенного спроса

на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда культура и управление.

По оценкам соответствующих показателей В.Л. Макаров предлагает рассчитывать уровни поддержки сектора знаний и его использования в экономике России, определяемые относительно мирового уровня или уровня передовых стран . Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний — отраслей повышенного спроса на знания — в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знании Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал, что сейчас наблюдается в России) Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания [5].

Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, англ . Organisation for Economic Coopération and Development, OECD) и России для двух вариантов выбора отраслей (либо высшее образование, либо все уровни образования) показывает, что у нас относительно ВВП выделяется в первом случае в 3 раза, а во втором — в 2,1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в странах ОЭСР. В сравнении с США, Швецией и Южной Кореей Россия проигрывает еще больше

Экономика, основанная на знаниях, имеет ряд эффектов, отличных от всех предшествующих типов экономик, среди которых: закон повышающейся отдачи, сетевые эффекты, экспоненциальный характер роста, положительная обратная связь

В экономике знаний вместо закона убывающей отдачи работает закон повышающейся отдачи На языке экономистов это означает, что рост количества участников рынка и используемых производственных ресурсов не снижает отдачу от них после перехода через экстремум, как это было в индустриальной экономике, а наоборот повышает ее В связи со спецификой сырья в экономике знаний в основе закона повышающейся отдачи лежит сетевой эффект, суть которого заключается в том, что ценность товара или услуги возрастает при возрастании количества индивидов, пользующихся этим товаром Классическую формулировку сетевому эффекту дал Р. Меткалф: «Полезность сети пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети». Этот эффект следует рассматривать как главную причину доходов в связи с ростом масштабов производства: количество уникальных связей в сети с количеством узлов (n) может быть математически выражено треугольным числом n(n — 1)/2, которое асимптотически приближается к n2/2 .

На практике это означает, что если одна связь в сети приносит человеку 1 условную единицу пользы, то при группе в 10 человек эта польза представляет собой 45 условных единиц, 100 человек — 4 950 условных единиц, и так далее, возрастая в квадратичной зависимости (рисунок 1) .

Рисунок 1. Кривые законов убывающей и возрастающей отдачи в индустриальной экономике и экономике знаний

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности:

• дискретность знания как продукта: конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть;

• знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения;

• знания по своей природе — это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт

Были сомнения, что в применении к знанию (как дискретному продукту) рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами Недавние исследования показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов

Как следствие второй и третьей особенностей в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном положении Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество «копий знания». Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит — затраты на копирование чрезвычайно малы . Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низ-

кой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене В экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя

Перечисленные особенности экономики знаний говорят о ее существенных отличиях от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам, что и затрудняет построение теории экономики знаний

Экономика знаний — это неразделимая триада рынков: рынка знаний, рынка услуг и рынка труда Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют. Отсюда вытекает много следствий, и это должны осознать лица, принимающие решения в данной области В .Л . Макаров [5] обращает внимание на необходимость учета так называемого неотделимого, или неявного знания (англ . tacit knowledge). Речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя — индивида или научного, конструкторского и производственного коллектива . Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем в других странах, что может стать нашим конкурентным преимуществом Но поскольку коллективы легко разрушить, возможно разрушить и неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов

В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях

Во все времена и эпохи человеческая деятельность была невозможна без знаний, и передача их от одного поколения к другому всегда считалась делом необходимым и благородным . Человечество по мере возможности старалось сохранить накопленные знания и преумножить их, дать последующим поколениям «инструмент», позволяющий создавать неповторимые шедевры в искусстве, одерживать победы в ратных боях, становиться лидером в бизнесе, совершать великие открытия в различных отраслях науки Однако весь ход социально-экономического развития свидетельствует о том, что при высокой важности знаний как общечеловеческого ресурса они никогда прежде не имели столь приоритетного значения и не могли столь всесторонне и полноценно блистать всеми гранями и качествами как экономический ресурс, фактор производства, актив и благо . Для всех этих проявлений знания характерны две черты: уникальность знания по своей сути и безграничность в собственном воспроизводстве

Сегодня ни один из хозяйствующих субъектов не может осуществлять свою деятельность без генерации и постоянного обновления имеющегося

у него массива знаний, и поэтому в практику прочно входит непрерывное образование, осуществляемое различными современными способами: дистанционно, интерактивно, виртуально

Объективны и закономерны процессы валоризации (переоценки, повышения стоимости) и реконфигурации знаний . Индивиды, имеющие высококвалифицированные знания, востребованные на различных рынках, становятся получателями нового вида дохода — интеллектуальной ренты.

Страны, сумевшие органично вписать инновационные ресурсы и знания в экономическую модель своего развития, достигают значительных успехов на мировом рынке, становятся лидерами экспорта образовательных услуг, приносящих немалые доходы

Все это требует пересмотра направлений государственного регулирования, оптимизации саморегулирования и действия других институтов экономики, основанной на знаниях . П . Друкер справедливо отмечал: «Результаты появляются вне человека — в обществе, экономике или в развитии самого знания. .. Знание в новом его понимании означает реальную полную силу, средство достижения социальных и экономических результатов» [3, с. 48].

Во второй половине ХХ века, хронологически означающей вхождение развитых стран в постиндустриальное общество, изменилась сама роль знаний, что выразилось в применении знаний к процессам производства, распространения и использования самого знания . Результатом этого явился рост информационного, виртуального сектора знаний, сферы услуг, развитие ресурсосберегающих технологий, изменение структур и методов управления

В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении:

• знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;

• все большую независимость от труда получает производство;

• роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий

В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его

внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация) Повышение «качества» индивида становится равноценным процессу накопления общественного богатства Поэтому рост производительности труда работников, оперирующих знаниями, становится одной из главных задач экономики знаний Вместе с тем, процесс формирования экономики, основанной на знаниях, не лишен внутренних противоречий .

Одно из таких противоречий связано с тем, что, не исчерпав потенциала имеющихся традиционных ресурсов, субъекты национальной экономики не могут переходить к приоритетному использованию знаний как ресурса, поскольку для этого надо иметь высокий уровень развития техники, технологий и человеческого капитала Экономика, основанная на

знаниях, — это закономерная, объективно обусловленная, более высокая по сравнению с индустриальной фаза (стадия) развития общества И перейти к этой стадии без должной экономической, механико-технологической базы не представляется возможным

Отсюда следует сделать вывод о том, что страны с низким уровнем экономического развития и, соответственно, неразвитым сектором знаний не в состоянии перейти к экономике, основанной на знаниях и не могут поставить во главу своего экономического роста такой фактор, как знания

Другое противоречие экономического роста связано с несоответствием уровня развития трудовых ресурсов и организации общества тому характеру экономики, который сформировался в современном мире Прежде всего, это выражается в огромной нехватке квалифицированных специалистов на мировом рынке труда . Активные миграционные процессы, характерные для многих стран, к сожалению, ее не решают. Эта проблема носит глобальный характер, и она присуща разным сферам деятельности — бизнесу, науке, образованию и многим другим

Еще одно противоречие связано с концентрацией в развитых странах большей части интеллектуального и технологического потенциала человечества В них сосредоточиваются основные торговые обороты, замыкаются инвестиционные потоки из развивающихся стран в развитые регионы планеты Это ведет к поляризации стран по уровню развития человеческого капитала, по его доли в общественном богатстве страны, их дифференциации по приоритетам экономического развития

В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают новую «цитату»: «Основа экономики знаний — образование В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний»

Наша позиция солидарна с позицией В . Л . Макарова, который констатирует: «Чтобы <...> не отстать от набирающего ход поезда, в котором развитые (и многие развивающиеся) страны отправляются в будущее, где обществом станут править законы экономики знаний, нам предстоит в корне изменить управление на всех уровнях. Государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы создать среду для развития экономики знаний, — нужны организационные, правовые, экономические меры и, конечно, налоговые льготы. Главное, чего нам недостает, — это прежде всего изменения в массовом сознании, которое надо ориентировать на то, что основное богатство России — в мозгах, а не в недрах. Эксперты установили, что экономика знаний в большей мере, чем обычная экономика, стирает грани между общественным и частным благом, а общество знаний равномернее распределяет блага между своими членами» [4].

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М . , 1999.

2. Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации . 2006. № 3 .

3. Друкер П.Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. М . : Вильямс, 2007.

4. Елдышев Ю.Н. Экономика знаний // Экология и жизнь . 2003 . № 1 .

5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН . 2003 . Том 73 . № 5 .

6. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний . М . : ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

References

1 . Bell D. Gryaduschee postindustrialnoe obschestvo: opyit sotsialnogo prognoziro-

vaniya. M . , 1999 [The forthcoming postindustrial society: social forecasting experience] . Moscow, 1999. (in Russian) .

2 . Gurieva L . K. Sistema strategiy v gosudarstvennom regulirovanii innovatsionnoy

deyatelnosti // Innovatsii. 2006. № 3 [Strategies system in innovation activities state regulation], Innovatsii [Innovations]. 2006. no . 3 . (in Russian) .

3 . Druker P. F. Epoharazryiva: orientiryi dlya nashego menyayuschegosya obschestva.

M . : Vilyams, 2007 [The gap era: guidelines for our changing society] . Moscow, 2007 (in Russian)

4 . Eldyishev Yu.N . Ekonomika znaniy // Ekologiya i zhizn. 2003. № 1 [Knowledge

economy], Ecologia i zhizn [Ecology and life] . 2003 . no . 1. (in Russian) .

5 . Makarov V. L. Ekonomika znaniy: uroki dlya Rossii // Vestnik RAN. 2003.

Tom 73 . № 5; [Knowledge economy: lessons for Russia], Vestnik RAN [Herald of RAN]. 2003. Vol . 73 . no . 5 . (in Russian) .

6 . Makarov V. L . , Kleyner G. B . Mikroekonomika znaniy [Knowledge microeco-

nomics] . M . : ZAO «Izdatelstvo «Ekonomika», 2007. (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.