Научная статья на тему 'Экономика впечатлений и управление опытом потребителей на ресторанном рынке'

Экономика впечатлений и управление опытом потребителей на ресторанном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / ECONOMY OF IMPRESSIONS / МАРКЕТИНГ ВПЕЧАТЛЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ОПЫТОМ ПОТРЕБИТЕЛЯ / MANAGEMENT OF EXPERIENCE OF THE CONSUMER RESTAURANT MARKETING / МАРКЕТИНГ РЕСТОРАНА / POSITIONING IN THE RESTAURANT MARKET / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ НА РЕСТОРАННОМ РЫНКЕ / POSITIONING STRATEGY / СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / MARKETING OF IMPRESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поротникова Наталья Александровна

В статье проводится анализ тенденций формирования экономики впечатлений в мире и в России, значимости впечатлений для разных рынков, рассматриваются результаты консалтингового проекта, основной целью которого являлась разработка стратегии позиционирования, направленной на повышение известности бренда тайского ресторана с помощью программ управления впечатлениями потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy of impressions and management of consumers experience in the restaurant market

The analysis of tendencies of economy formation of impressions in the world in Russia and the world in whole, the importance of impressions for the different markets is carried out, results of the consulting project which main objective was working out of strategy of the positioning directed on increase of popularity of a brand of Thai restaurant by means of programs of management by impressions of consumers are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Экономика впечатлений и управление опытом потребителей на ресторанном рынке»

в Давосе, Международную организацию бухгалтеров (1ТАС) и др.

Итак, саморегулирование является относительно новым явлением для российской экономики и представляет собой важнейший элемент реализации общей стратегии оптимизации государственного вмешательства в решение экономических проблем. Большинство ученых сходятся во мнении, что саморегулирование как институт экономической системы, объединяющий представителей предпринимательских и профессиональных сообществ, во многом будет способствовать реализации задач развития государственно-частного партнерства, созданию эффективных инструментов взаимодействия между обществом, бизнесом, государством и населением, расширению участия предпринимателей в подготовке и принятии нормативных

Поротникова Наталья Александровна

доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук 193171, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 55, корп.2

Porotnikova Natal'ya Aleksandrovna

Sedova Str. 55/2, St. Petersburg, 193171

В статье проводится анализ тенденций формирования экономики впечатлений в мире и в России, значимости впечатлений для разных рынков, рассматриваются результаты консалтингового проекта, основной целью которого являлась разработка стратегии позиционирования, направленной на повышение известности бренда тайского ресторана с помощью программ управления впечатлениями потребителей.

The analysis of tendencies of economy formation of impressions in the world in Russia and the world in whole, the importance of impressions for the different markets is carried out, results of the consulting project which main objective was working out of strategy of the positioning directed on increase of popularity of a brand of Thai restaurant by means of programs of management by impressions of consumers are considered in the article.

Ключевые слова: экономика впечатлений, маркетинг впечатлений, управление опытом потребителя, маркетинг ресторана, позиционирование на ресторанном рынке, стратегии позиционирования

Keywords: economy of impressions, marketing of impressions, management of experience of the consumer restaurant marketing, positioning in the restaurant market, positioning strategy

решений, выработке и реализации внешнеэкономи- ^

ческой политики.

2

Литература 2

со

1. Герасимов А. А. Саморегулируемые организации как ^ инструмент ограничения вмешательства государства н-в гражданско-правовые отношения // Право и политика. т 2010. № 2. 5

2. Лескова Ю. Г. Роль и значение видового многообразия ^ саморегулируемых организаций в модернизации эконо- ^ мических и правовых отношений // Гражданское право. ^

2011. № 2. из

3. Перепелкин И. А. Некоторые особенности схемы построе- а_ ния взаимоотношений государственного регулирования ¡-предпринимательской деятельности // Право и государ- з ство: теория и практика. 2010. № 11. ^

Постановка проблемы

Современные мировые тенденции развития свидетельствуют о формировании «экономики впечатлений». Одними из наиболее признанных работ в этой области считаются труды Б. Джозефа Пайна II, Джеймса Х. Гилмора [1]. Авторы отмечают, что для успешного ведения бизнеса одних только товаров уже недостаточно. Потребители, уставшие от стандартизированной продукции, стремятся получить кастомизирован-ный товар, который также соответствует и их внутреннему миру. Компания должна стать «режиссером впечатлений», а клиенты — «зрителями» или «гостями».

Можно выделить следующие тенденции, свидетельствующие в пользу зарождения новой экономики — экономики впечатлений:

• рост отраслей экономики и рынков, напрямую связанных с созданием впечатлений (индустрия развлечений, киноиндустрия, рынок гостиничных и ресторанных услуг, туризм),

• большая доля услуг в ВВП (для развитых стран — более 80%, для развивающихся — более 55%),

• рост услуг как дифференциаторов товарного предложения компании,

• рост эмоциональных факторов и факторов, связанных с созданием впечатлений, в коммуникационных кампаниях по продвижению товаров и услуг. Большая часть этих тенденций значима и для российского рынка. Наиболее конкурентным рынком, на котором, пожалуй, создание впечатлений потребителя играет решающую роль, является рынок ресторанных услуг. Рассмотрению этого рынка, факторам формирования впечатлений и анализу их значимости

Экономика впечатлений и управление опытом потребителей на ресторанном рынке

Economy of impressions and management of consumers experience in the restaurant market

УДК 338.46:366.63

Распределение ресторанов тайской кухни в г. Москве по среднему чеку

Группа Название Средний чек, руб. Кухня

I группа «Blue Elephant» 2500-4000 Тайская

II группа «Shatush» 2500-4000 Китайская, азиатская, тайская, японская

«Delonix» 1500-2500 Европейская, японская, тайская, азиатская

«Шанти» 1500-2500 Азиатская, вьетнамская, тайская

«Тайский слон» 1500-2500 Тайская, китайская, европейская

«ТайТай» 1200-1500 Тайская, европейская

«Куросава» 1000-1500 Азиатская, вьетнамская, индонезийская, китайская, тайская, японская

«Тай Чай» 1000-1500 Китайская, тайская, японская

«Пекинская утка» 1000-1500 Европейская, китайская, тайская, японская

III группа «5 специй» 500-1000 Китайская, тайская

«Ом кафе» 500-1000 Японская, тайская, азиатская

«Baan Thai» 600-800 Тайская

для потребителя и влияния на конкурентоспособность ресторана и будет посвящена данная статья.

В качестве объекта исследования была выбрана сеть тайских ресторанов Москвы. Выбор был обоснован тем, что рынок экзотических ресторанов (в том числе ниша тайских ресторанов) является одним из наиболее привлекательных рынков Москвы с точки зрения инвестиций, так как имеет огромный потенциал для роста и развития, но в то же время обладает относительно низким уровнем знания брендов ресторанов потребителем.

Для реализации поставленной цели были обозначены следующие задачи:

• анализ рынка тайских ресторанов в г. Москве,

• анализ потребителей и их предпочтений при выборе ресторана и составление профиля целевой аудитории рассматриваемой сети ресторанов,

• разработка стратегии позиционирования. Рассмотрим основные результаты проведенного

исследования в соответствии с поставленными задачами.

Анализ рынка тайских ресторанов в г. Москве

В первую очередь был проведен конкурентный анализ различных ресторанов тайской кухни г. Москва для выявления основных позиций конкурентов и формирования представления о возможной свободной позиции, которая позволила бы закрепить существующий продукт в умах потребителя.

Поиск по различным ресторанным порталам г. Москвы показал, что количество ресторанов с тайской кухней составляет около 20-30 точек.

На основе анализа наиболее посещаемых ресторанных порталов www.restoran.ru,www.menu.ru, www. timeout.ru были выявлены следующие сегменты ресторанов тайской кухни с точки зрения среднего чека и принадлежности к экзотической кухне:

• I группа: только тайская кухня, средний чек свыше 1000 руб.,

• II группа: тайская и другая кухня, средний чек более 1000 руб.,

• III группа: тайская и другая кухня, средний чек менее 1000 руб.

Необходимо отметить, что указание среднего чека является для многих ресторанов элементом позицио-

нирования и несколько отличается на разных ресторанных порталах. Для устранения этого искажения было рассчитано среднее значение чека, указанное на разных сайтах, после чего сделан вывод об отнесении ресторана к той или иной ценовой группе (табл. 1).

Более глубокий анализ этих результатов показывает, что найденные рестораны не специализируются на тайской кухне и предлагают также блюда японской, европейской и других кухонь народов мира.

Рассматриваемая сеть тайских ресторанов относится к наиболее многочисленной с точки зрения количества конкурентов во II ценовой группе. Тем не менее необходимо отметить ее более четкое позиционирование именно на тайской кухне, тогда как ближайшие конкуренты предлагают меню и других экзотических кухонь. К тому же более рассматриваемая сеть несколько отличается по ценовому позиционированию по отношению к ближайшим конкурентам.

В целом же анализ ресторанов тайской кухни в г. Москве свидетельствует об относительно низкой конкуренции. Все это косвенно может свидетельствовать о пока еще невысоком спросе на тайскую кухню в г. Москве и позволяет сделать вывод о том, что этот рынок находится в стадии становления.

В то же время анализ зарубежных ресторанных порталов свидетельствует о широком выборе ресторанов исключительно тайской кухни. Для выборки ресторанов проанализированы крупные потребительские рынки Европы, США и Канады и их популярные ресторанные порталы, содержащие возможность выбора места по предпочитаемой кухне и среднему счету около 1500 руб. в переводе на российские рубли.

Так, например, в Лондоне таких ресторанов около 250, а в Париже, с учетом высокой приверженности французов национальной кухне, тайских ресторанов более 100. При том что и Лондон, и Париж вполне сопоставимы с Москвой по количеству населения и его покупательной способности, можно говорить о том, что ресторанный рынок тайской кухни имеет высокий потенциал роста.

Анализ позиционирования ресторанов тайской кухни

Традиционно стратегия позиционирования начинается с анализа текущего позиционирования конкурентов. Однако, как было показано ранее, в силу низкой кон-

Рестораны тайской кухни в некоторых мировых столицах

Город Количество тайских ресторанов Источник

Лондон 250 (!) www.london-eating.co.uk

Нью-Йорк 258 (!) www.menupages.com

Париж 108 www.tripadvisor.com

о о

CD

куренции тайских ресторанов г. Москве было решено для разработки позиционирования рассмотреть зарубежный опыт в странах Европы, США и Австралии.

Базой для анализа служили специализированные ресторанные каталоги ресторанов в столицах этих стран и цитируемость по запросу «тайский ресторан» (thai restaurant) в Google.com.

Прежде чем начинать обзор тайских ресторанов в этих странах, следует отметить, что культура посещения тайских ресторанов здесь гораздо более сильно развита, нежели в России. Как было выявлено из исследования, существует огромное множество тайских ресторанов различной направленности и созданных под разные ценовые сегменты потребителей. Так, к примеру, во Франции ценовая политика одних ресторанов может варьироваться от 10-20 евро за блюдо, других — от 30 до 140 евро. Таким образом, за основу исследования позиционирования были взяты рестораны со средним счетом в 1500-2000 в переводе на российские рубли. Всего было исследовано более 150 ресторанов.

По Великобритании на основании специализированных ресторанных каталогов [2] были проанализированы рестораны в центральных районах Лондона: «Picadilly», «Soho», «Chealsea», «Mayfair», «Belgravia», «City».

Рестораны США (Нью-Йорк) были проранжированы по цене [3], а затем из них выбраны рестораны наиболее высокой ценовой категории.

Также были проанализированы популярные тайские рестораны Торонто (Канада) [4]. Рассмотрим примеры некоторых из исследованных ресторанов с наиболее четким позиционированием.

Великобритания, Лондон

1. Ресторан «Thai Pot», официальный сайт: http:// www.thaipot.biz/index2.html

Позиционирующий слоган: «Гостеприимный сервис в сердце Лондона. Аутентичная тайская кухня. Современный дизайн» (Warm and friendly service in the Heart of London. Authentic Thai food. Modern).

Основными позиционирующими характеристиками заявлены «теплый», «дружеский», «аутентичный», «современный». На первой странице ресторана отображаются фотографии и попеременно появляются позиционирующие слоганы. Как выявлено из обращения администрации ресторана к посетителям сайта, основной целью данного заведения является предоставление высокой ценности еды, напитков и сервиса за деньги. В обращении также подчеркивается, что все повара ресторана — аутентичные тайские повара из Таиланда. В заключении позиционирование закрепляется фразой: «Мы хотим, что бы все наши посетители чувствовали себя безопасно, счастливо, расслабленно и хорошо проводили время, обедая у нас» (We want all our customers to feel safe, happy, relax and have a great time when dining with us).

2. «Elephant Royal», официальный сайт: http:// www.elephantroyale.com/

Позиционирующий слоган: «Аутентичная королевская кухня. Опыт погружения в атмосферу Таиланда»

(Authentic Royale Thai Cuisine. Experience a little bit of Thailand).

Основные позиционирующие характеристики: «аутентичный», «королевский», «всесторонний опыт», «уникальный выдающийся дизайн (по отношению к ресторану, расположенному непосредственно в Лондоне)».

Из профайла ресторана можно выявить, что ресторан наполнен настоящими артефактами, привезенными из Таиланда для создания соответствующей атмосферы, подкрепленной блюдами из меню. Цель ресторана — «предоставить всесторонний опыт ужина в ресторане по средствам исключительно высоких стандартов пищи и сервиса, что позволит увидеть возвращение посетителей вновь и вновь» (Our intention is to provide a comprehensive dining experience made up of exceptional standards in food and service that will see you returning back to us time and time again). Вывод очевиден: пропагандируется настрой на долгосрочное партнерство. Ресторан предлагает живую музыку, террасу у реки и полинезийский бар.

3. «Oriental Restaurants Group», официальный сайт: http://www.orientalrestaurantgroup.co.uk/

Позиционирующие слоганы: «Индивидуальность, стильный интерьер, исключительный сервис, свежие ингредиенты, интимная атмосфера, аутентичные рецепты» (Individuality. Stylish Interiors. Exceptional Service. Fresh Ingredients. Intimate Ambience. Authentic Recipes).

В состав группы входят пять различных ресторанов:

1) «Imperial City». Основные позиционирующие элементы: богатый и чувственный интерьер, красивый, уникальный, тонкие аромат, поиск новых и высококачественных гастрономических встреч (столкновений).

2) «SriThaiCity». Основные позиционирующие элементы: расслабление (релакс) и наслаждение (преимущественно речь идет об алкогольных напитках), ненавязчивая обстановка, роскошная, интимная атмосфера.

3) «Sri Nam». Основные позиционирующие элементы: шикарный и элегантный внешний вид, сочетание неформального кафе-бара и роскошного тайского ресторана.

4) «Pacific Oriental». Основные позиционирующие элементы: инновационный и элегантный дизайн, уникальный тайский пивной бар, роскошный коктейль-бар.

5) «Gatwick Oriental». Основные позиционирующие элементы: комфортабельная и гармоничная атмосфера.

4. «Thai Dream», официальный сайт: http://www. thaidream.co.uk/directions.asp

Позиционирующие слоганы: «Место, где встречаются хорошая кухня и приятный отдых. Настоящий вкус Таиланда» (Where Gastronomy and Good Times Come Together. A true Taste of Thailand).

Основные позиционирующие элементы: гастрономия, хорошо проведенное время, настоящий, истинный, подлинный вкус.

5. «@Siam», официальный сайт: http://www.atsiam. co.uk/

Позиционирующий слоган: «Единственный тайский ресторан в Сохо. Современный стиль. Приятное окружение» (Only Thai restaurant in soho. Contemporary Thai style. Nice surrounding).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные позиционирующие элементы: современный стиль, единственный ресторан в Сохо, милая обстановка, аутентичный и незабываемый опыт.

Основным упором в позиционировании ресторана является его современность и уникальность, а также тот факт, что он является единственным рестораном в районе Сохо (упор в сегментации по географическому признаку). В профайле также указано, что это аутентичный и незабываемый тайский гастрономический опыт в Сохо (опять же упор на географию). Наблюдается минимализм: краткие слоганы, некрупный шрифт — подчеркивает радикальную современность и уникальность в соответствии с позиционированием (опять же логотип со знаком @).

Франция

1. «Sombath», официальный сайт: http://www.othsom-bath.com/uk/index.php#le-restaurant-et-sa-carte.php

Позиционирующие слоганы: «Золото и шафран. Стекло и дерево. Чувственные материалы. Атмосфера уникальности. Связь культур Таиланда и Франции» (Gold and Saffron. Glass and Wood. Sensorial Material. Ambience Unique. A bridge between the culture and cuisine of France and Thailand).

Основные позиционирующие элементы: уникальное место, сочетание нескольких атмосфер, современный дизайн, вечные ценности королевства Сиам, дружеская атмосфера, приватная атмосфера.

Основной упор в позиционировании приходится на разницу французской и таиландской культуры и их объединение в этом ресторане. «Мост между культурами и кухнями Таиланда и Франции». Подчеркивается современный дизайн (золото, стекло, дерево, сенсорные материалы). В целом позиционирование основано именно на современности ресторана, и только потом уже вплетается культура Таиланда. Ресторан предлагает несколько залов, опять же где можно либо окунуться в дружескую атмосферу, либо создать более приватную обстановку.

США и Канада

1. «OshaThaiRestaurant», официальный сайт: http:// www.oshathai.com/2/

Позиционирование: «Опыт вкуса, экзотики, стиля Таиланда» (Experience taste. Experience Thai. Experience exotic. Experience style).

Основные элементы позиционирования: современный, захватывающий стиль тайской кухни, опыт, впечатления, вкус, экзотика, стиль. Подчеркивается захватывающее сочетание дизайна и еды вместе.

Рестораны с максимальным индексом цитирования в Google.com по запросу «тайский ресторан»:

2. «I Thai Restaurant» (Сидней), официальный сайт: http://www.ithai.com.au/index.htm

Позиционирование: подчеркивается «опыт, впечатления, отражение аутентичного тайского дома, окружение таиландской культурой» (Our waterfront restaurant gives you the experience of dining the Thai way in the authentic Thai House setting surrounded by Thai culture).

Основные позиционирующие элементы: приветственная атмосфера, гостеприимство, современная и классическая тайская кухня, яркая атмосфера, стильный декор.

Специализируется на современной и классической кухне, в обращении к посетителям указано, что используются только свежие продукты, а также аутентичные тайские приправы, специи и травы. 3. «Thai Silk» (London), официальный сайт: http:// www.thaisilkrestaurant.co.uk

Позиционирование: «новые эмоции и впечатления».

Основные позиционирующие элементы: специальные предложения (рекомендации шеф-повара, «счастливчик» месяца), эвенты (ночная жизнь), дисконтные «карты впечатлений».

Особенности кухни: богатый выбор тайских коктейлей.

Таким образом, на основании анализа ресторанов тайской кухни за границей все заведения тайской кухни можно условно поделить на две категории:

♦ Модное место — современная трактовка тайской кухни: современный и лаконичный интерьер, блюда представлены в современном прочтении (fusion), ориентир на стиль жизни обитателей большого города, соблюдены все стандарты модных мест.

♦ Аутентичное место — традиции и аутентичность: богатый на краски и ткани интерьер (не всегда выдержанный в формате популярных мест), оформление, способ приготовления и вид подачи блюд призваны подчеркнуть экзотичность тайских блюд, их аутентичность.

Единым для всех ресторанов является акцент в позиционировании на предоставление посетителям неповторимого опыта приобщения к тайской кухне и атмосфере. Это находит отражение в слоганах, в описании преимуществ посещения ресторана, в коммуникационных мероприятиях (рекламе, эвентах, акциях и т. д.).

Как отмечалось, в России конкуренция среди тайских ресторанов пока невысока. Можно с уверенностью утверждать, что эффективное позиционирование ресторана и построение известного бренда сегодня послужат основой его долгосрочной конкурентоспособности.

Однако здесь необходимо учитывать потребительские предпочтения в отношении тайской кухни. Рассмотрим мотивы выбора ресторана среди потребителей России и составим профиль целевой аудитории ресторана тайской кухни.

Анализ потребителей и их предпочтений при выборе ресторана

Анализ потребителей проводился на основе вторичных исследований, включая анализ исследований специализированных компаний. Поскольку исследовательские агентства предоставляют данные по России в целом, сделаем допущение, что они значимы и для г. Москвы. Для выявления ядра целевой аудитории рассматриваемой сети ресторанов данное допущение представляется вполне обоснованным.

Наиболее значимым показателем, отражающим привлекательность похода в ресторан, является показатель частоты посещения ресторанов. Как свидетельствуют данные TNS\Gallup Media [5], наибольшее число посетителей столичных ресторанов приходится на возрастные группы 25-34 и 35-44 лет (рис. 1).

Рассмотрим социально-демографический профиль более привлекательной для нас аудитории — в возрасте 25-44 лет, ограничив группой потребителей с доходом средним и выше среднего [6] (рис. 2).

Средний чек рассматриваемой сети ресторанов составляет 1200-1500 руб., поэтому потребители с до-

ч 30

о

Ч

20

10

16-19 20-24 25-34 35-44 45-54 55-64 >65 Возраст, лет

Рис. 1. Возрастные группы посетителей ресторанов

Никогда

Каждый день Несколько раз в неделю Один раз в неделю

2-3 раза в месяц

Один раз в месяц Каждые 2-3 месяца \Ю% Каждые 4-5 месяцев Один раз в полгода и реже 18%

< >

Все потребители

Потребители с доходом В, С в возрасте 25-54 лет

Рис. 2. Частота посещения ресторанов/кафе/баров, генеральная совокупность/аудитория с доходом В, С, 25-54 лет

ходом ниже среднего не относятся к нашей целевой аудитории.

Дополнительно исследовалась частота посещения ресторанов в разрезе социального статуса потребителей.

В результате данного анализа были сделаны следующие выводы. Ядром целевой аудитории рассматриваемой сети ресторанов являются:

• молодые люди в возрасте 16-24 лет, наиболее частые посетители ресторанов/баров и кафе, в первую очередь студенты и учащиеся;

• однако с поправкой на ценовую категорию ресторанов (в том числе исключение из рассмотрения фаст-фуда) более привлекательной выглядит возрастная категория 25-44 лет, состоящая преимущественно из служащих, специалистов и руководителей;

• для последних характерно посещение ресторанов 1 или более раз в месяц.

Далее были выявлены предпочтения потребителей с точки зрения кухни (рис. 3) [7].

Наиболее популярными у российских потребителей являются европейская, итальянская, русская кухни, а также блюда с элементами японской кухни. Китайская и авторская кухня — по 7 и 8% соответственно.

Более глубокий анализ предпочтений потребителей показал, что экзотическая азиатская кухня пока не

имеет большого числа поклонников среди россиян (рис. 4).

Такие экзотические кухни, как индийская, тайская и вьетнамская пока не успели войти в моду у российских потребителей. Наиболее популярная экзотическая кухня — японская, выбор в ее подтвердили 20, 13% опрошенных.

В качестве цели посещения ресторанов большинство опрошенных отмечают встречу с друзьями (37,5%), пообедать (15,4%) и отметить торжественное событие (15,4%) (рис. 5) [8].

Для составления портрета посетителей ресторанов с тайской азиатской кухней были проанализированы рецензии посетителей соответствующих ресторанов на сервисах Afisha.ru и Timeout.ru, их личные данные, история посещения ресторанов, страницы в сервисах «ВКонтакте» и на «РаееЬоок». В дополнение к этому была сделана выборка из участников групп, посвященных ресторанам «Тай-тай» и «Тайский слон» в социальных сетях. Всего было отобрано 139 человек. Результаты данного анализа позволили наметить общие черты интересующей нас группы потребителей.

Профиль потребителя тайского ресторана

• Не менее 27% онлайн-рецензентов были в Таиланде, Вьетнаме или Китае.

< >

Французская кухня, 6%

Европейская кухня, 20%

Мясная кухня, 6%

Китайская кухня, 7% '

Средиземноморская кухня, 8%

Авторская кухня, 8% "

Элементы японской кухни, 11%

Итальянская кухня, 16%

Русская кухня, 12%

Рис. 3. Рейтинг популярности ресторанов по кулинарным направлениям

Другое Испанская Вьетнамская Тайская Французская Мексиканская Индийская Японская Американская Китайская Итальянская Национал ьная/местная кухня

? 3

Р

□ — выбор номер 2 — выбор номер 1

1

И

0 10 20 30 40 50 Доля ответов, %

Рис. 4. Предпочтения потребителей при выборе кухни ресторана

Угостить себя чем-нибудь вкусным (65) Провести время с семьей (115) Отдохнуть после работы (199) Свидание(286) Отметить торжественно событие (323) Пообедать (325) Встретиться с друзьями — 787 (37,48%)

0 10 20 30

Рис. 5. Цель посещения кафе/бара/ресторана

40 Доля ответов, %

39% относят себя к любителям азиатской кухни, любят острую и пряную пищу, ищут нестандартные вкусовые ощущения.

Все рецензенты имеют доход средний или выше среднего, причем не менее 34% рецензентов — выше среднего.

Более 27% активно посещают популярные рестораны и кафе Москвы и Санкт-Петербурга, отслеживают рецензии на них (отдают предпочтение модным и обсуждаемым местам).

Многие рецензенты выбирают тайские или азиатские рестораны за атмосферу, в том числе как

место для романтического свидания, ужина со спутницей/женой — почти 70%, с друзьями — более 30%.

• Средний чек более чем в 67% случаев составляет 500-1500 руб. (1000-1500) на человека и в 33% — свыше 1500 руб.

• Средний возраст посетителя — 30,2 года, наиболее крупная возрастная категория — 25-30 лет, среди которых молодые специалисты, менеджеры и недавние выпускники.

• Для них посещение тайского ресторана — это возможность удивить себя или любимого человека, уйти от реалий и проблем, ощутить неповторимую атмосферу курорта, поностальгировать. Необходимо отметить, что использование данных

исследовательских компаний в сочетании с контент-анализом отзывов потребителей в сети Интернет позволило оптимизировать бюджет на исследование и получить релевантные выводы для описания целевой аудитории рассматриваемой сети ресторанов.

Подводя итог описанию потребителей, отметим важные выводы для построения коммуникационной кампании рассматриваемой сети ресторанов:

• Акцент следует сделать на возрастной категории 25-45 лет, с доходом В, С, избегая купонов и акций, ориентированных в первую очередь на более молодую аудиторию — студентов.

• Коммуникационную стратегию следует строить не только на вкусовых ощущениях, но и на атмосфере ресторана, апеллируя одновременно к трем ка-

тегориям (пары, посиделки в компании друзей и g

ностальгирующие), и тем самым наращивать час- ^

тоту посещения за счет альтернативных сценариев о

посещения (свидание — общение с друзьями — q

бизнес-встреча). Первую категорию можно исполь- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зовать как триггер, тянущий за собой остальных ^

посетителей. i-

• В коммуникационной кампании необходимо делать m

акцент на ярких впечатлениях от тайской кухни <

и неповторимом опыте погружения потребителей 3

в тайскую экзотику. ^

Очевидно, что потенциал рынка ресторанов тайской ^

кухни может быть реализован как при повышении ча- °

стоты посещения ресторанов потребителей в целом, с

так и при стимуляции популярности тайской кухни з

в частности. Анализ ресторанного рынка свидетель- 5

ствует, что такой тренд уже прослеживается. <

>

Литература

1. Pine J., Gilmore J. The Experience Economy. Harvard Business School Press, Boston, 1999.

2. http://www.london-eating.co.uk/cuisines/thai.asp.

3. http://menupages.com/restaurants/all-areas/all-neighborhoods/thai/.

4. http://www.blogto.com/toronto/the_best_thai_restaurants_ in_toronto/.

5. Данные TNS\Gallup Media / Newmann Bauer, 2010.

6. Данные M'index, I полугодие, 2011.

7. Данные практических исследований Newmann Bauer, 2010.

8. www.restoran.ru.

Мировой опыт развития и функционирования управленческого учета в хозяйственной деятельности компаний

World experience of development and functioning of the administrative account in economic activities of the companies

УДК 657

Гребенкина Александра Анатольевна

доцент Удмуртского государственного университета (г. Ижевск), кандидат экономических наук

426034, г Ижевск, ул. Университетская, д. 1

Grebenkina Aleksandra Anatol'evna

Universitetskaya Str. 1, Izhevsk, 426034

Ливенская Галина Николаевна

доцент Удмуртского государственного университета (г. Ижевск), кандидат экономических наук

426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1

Livenskaya Galina Nikolaevna

Universitetskaya Str. 1, Izhevsk, 426034

В статье рассматривается процесс развития, система и роль управленческого учета и анализа в мировой практике хозяйственной деятельности компаний. Авторами проведена сравнительная характеристика управленческого учета в разных странах и определены его объекты.

In the article development, system and role of the administrative account and the analysis in world practice of economic activities of the companies is considered. Authors have carried out the comparative characteristic of the administrative account in the different countries and its objects are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.