Научная статья на тему 'Экономика Восточной Германии: результаты рыночной трансформации'

Экономика Восточной Германии: результаты рыночной трансформации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1590
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рихтер К.

The author gives a short review about the manifold changes the East German economy and the society has undergone in the last 14 years. The paper illustrates the problems and challenges of integrating the probably most efficient «socialist» economy into one of the most advanced market economies. Despite of all efforts, enormous financial west-east transfers and some but few excellent working firms, today only 2/3 of the efficiency of the West German industry has been reached by the East German economy. In East Germany people and politicians only begin to understand that they have to communicate their own advantages, peculiarities and values better to enrich Germany and perhaps Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

East German economy : results of the market transformation

The author gives a short review about the manifold changes the East German economy and the society has undergone in the last 14 years. The paper illustrates the problems and challenges of integrating the probably most efficient «socialist» economy into one of the most advanced market economies. Despite of all efforts, enormous financial west-east transfers and some but few excellent working firms, today only 2/3 of the efficiency of the West German industry has been reached by the East German economy. In East Germany people and politicians only begin to understand that they have to communicate their own advantages, peculiarities and values better to enrich Germany and perhaps Europe.

Текст научной работы на тему «Экономика Восточной Германии: результаты рыночной трансформации»

2004 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 5. Вып. 2 (№ 13)

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

К. Рихтер

ЭКОНОМИКА ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ *

Введение

В октябре 1990 г., после объединения двух германских государств,** господствовали восторженные оценки экономических перспектив Восточной Германии, бывшей ГДР, вплоть до ожидания второго экономического чуда. Сегодня вместо эйфории мысли людей в данном регионе озабочены серьезными проблемами:

- безработица на востоке остается высокой;

- люди все еще покидают этот регион в поисках работы на западе;

- экономическая продуктивность восточной части Германии не достигла даже 2/3 уровня Западной Германии;

- Восточная Германия, которая ранее считалась, по некоторым оценкам, одной из десяти самых развитых экономических держав мира, сегодня не жизнеспособна без значительных финансовых трансфертов из других регионов страны.***

Процесс ликвидации экономического, политического и социального отставания Восточной Германии, несмотря на некоторые значимые и прогрессивные социальные завоевания «социалистической эпохи», оказался более затяжным и кропотливым, чем предполагалось 13 лет назад. Достигнуто, конечно, много, но это не всегда достаточно четко представлено в СМИ и на фоне многих проблем иногда не находит должного внимания и понимания.

•Данная статья основана на следующих источниках: Pohl R. Ostdeutschland im 12. Jahr nach der Vereinigung. Eine Bilanz der wirtschaftlichen Transformation. Aus Politik und Zeitgeschichte (B 37-38/2002): http://www.bpb.de/files/K408JQ.jpg; Zwischen eigenständiger Wirtschaftskraft und öffentlichen Transferleistungen: wo steht der Osten nach 10 Jahren Wiedervereinigung? KfW Beiträge zur Mittelstands- und Strukturpolitik. KW-Beiträge. N 19. 2000. S. 4 - 16; P и x т e p К. Экономические проблемы и шансы восточногерманских регионов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2003. № 6. С. 62 - 69.

••Территория бывшей ГДР именуется то новыми (или даже «юными») землями, то просто Восточной Германией, а территория бывшей ФРГ - старыми землями или Западной Германией. Земля Берлин включается, в зависимости от контекста, в состав восточных, а иной раз - западных земель.

***В 1995 - 1999 гг. ВВП новых земель составлял около 200 млрд €, а дефицит в торговле с Западной Германией - около 100 млрд €.

РИХТЕР

Кнут

- д-р физ.-мат. наук, канд. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой промышленного менеджмента Европейского университета Виадрина (Франкфурт-на-Одере, Германия). Окончил экономический факультет ЛГУ, отделение экономической кибернетики (1968) и там же аспирантуру (1972). Защитил докторскую диссертацию в 1978 г. Почетный профессор Уральского государственного экономического университета. Автор более 80 научных работ по моделированию и методам решения задач исследования операций, экономике промышленного предприятия, моделированию проблем экологического менеджмента (в том числе 8 монографий и учебников на немецком и русском языках). Активно работает с русскими учеными в рамках нескольких проектов по экономике предприятия и экологическому менеджменту.

© К. Рихтер, 2004

В чем же тогда, по оценке представителей западногерманской экономики и политики, заключались основные проблемы экономики ГДР (социально-психологическое и политическое наследство «социализма», может быть еще, более тяжелое, но будет рассмотрено здесь вкратце).

С одной стороны, считалось, что инфраструктура, транспортные и коммуникационные системы отставали все больше от необходимого для нормального развития уровня, состояние промышленных и жилых зданий ухудшалось и достигло критического предела, окружающая среда страдала от растущего уровня загрязнения. У ГДР не было средств для решительного изменения этой ситуации.

С другой стороны, несмотря на высокие издержки их «производства», значительно субсидировались квартплата, пассажирский транспорт, многие продукты питания и потребления. Такая дорогостоящая политика не могла финансироваться бесконечно долго даже самым обеспеченным государством. Таким образом, хваленая «полная занятость» в ГДР не была выражением большого экономического потенциала. Наоборот, рабочая сила требовалась для сохранения работоспособности нерентабельных предприятий, экономически все более отстававших от мирового уровня. А ведь до Второй мировой войны регионы Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт и Берлин считались ведущими промышленными регионами Европы.

В чем состоял вызов для экономики регионов Восточной Германии в начале 1990-х годов? Надо было трансформировать целую закрытую «социалистическую» экономику в открытую, конкурентоспособную рыночную экономику. Опыт возрастающего экономического сотрудничества между предприятиями обоих германских государств в 1980 г. дал повод для больших надежд успешного осуществления этой задачи. Но товаропроизводителям Восточной Германии грозила большая опасность вытеснения с рынка другими, более успешными конкурентами. Поэтому главная стратегическая задача экономической политики заключалась в создании таких рамочных условий и в определении таких инструментов экономической политики, которые способствовали бы укреплению позиций производителей в международной конкурентной борьбе и стимулировали бы активное участие людей в деле перестройки общества.

Главные направления перестройки экономики Восточной Германии

В 1990 г. канцлер ФРГ Г. Коль обещал восточным немцам, что «ничья судьба не будет ухудшаться, а для многих она улучшится». Это положило начало активного управления процессом трансформации государством и другими политическими «актерами».* Однако многие решения, принятые в начале 1990-х годов, считаются и сегодня достаточно спорными.

• Введение западногерманской валюты привело к экономически пагубным результатам для предприятий ГДР,** но было политически необходимым для остановки процесса оттока населения с востока на запад. Народ требовал на многочисленных митингах: «Или марка придет к нам, или мы пойдем к ней!»***

* И сегодня идет спор о том, была ли вообще, какой была и могла ли быть у государства целостная концепция включения и развития экономического комплекса ГДР. В процесс трансформации включились также активно западные профсоюзы и союзы работодателей. Их зрелое взаимодействие, не избегавшее конфликтов, обеспечивало более или менее равномерное развитие Восточной Германии по некоторой разумной траектории, направленной на достижение требуемого конституцией ФРГ равенства условий жизни в различных регионах страны.

** «Твердая» западная валюта значительно поднимала все издержки и часто приводила к скорому банкротству предприятий.

*** Западногерманская конституция гарантировала каждому немцу, где бы он ни жил, гражданство ФРГ.

• Не было целесообразным перенесение на восточные земли правовой, процедурной и других систем государственности (необходимость реформирования которых была признана и на западе), но надо было действовать быстро, и не оставалось времени и сил для нужных реформ.

• Стратегия приватизации' предприятий бывшей ГДР, ставших частями огромного холдинга - так называемого Опекунского общества «Treuhandgesellschaft», также оказалось спорной. Вследствие огромной скорости процесса приватизации, проводимого этим обществом, многие предприятия были просто ликвидированы (по разным оценкам, были закрыты около трети фирм) или же очень дешево проданы, часто - не в добрые руки. Но альтернатива дальнейшего дорогостоящего субсидирования означала бы продолжение ведения социалистического хозяйствования в рамках рыночной системы. В результате процесс приватизации комбинатов ГДР принес одни убытки.*

• Важным моментом стратегии трансформации являлась финансовая поддержка новых инвестиций в Восточную Германию со стороны государства. С точки зрения экономической теории такое субсидирование нецелесообразно. Но у международного капитала не было других мотивов вложить средства в этот относительно небольшой рынок - 16 млн покупателей. Их легко можно было обслуживать и извне; и правительство не воспользовалось вовремя шансом обязать западногерманские концерны вложить капитал в новые земли, что было вполне возможно в первый период национальной эйфории 1990 г.**

Несмотря на все проблемы и сомнения, главные преимущества в этом процессе трансформации, по сравнению с другими переходными экономиками Центральной и Восточной Европы, заключаются в следующем:

- сама цель трансформации - поднять целый регион на передовой уровень, достигнутый ФРГ в реализации социальной рыночной экономики и высокой конкурентоспособности на международных рынках, - никогда не ставилась под сомнение;

- этот процесс все же управлялся и контролировался государством, которое обязано было выработать соответствующие рамочные условия и инструменты экономической, социальной и экологической политики, но реалистического плана, учитывающего и необходимые преобразования в Западной Германии, не было;

- высокий экономический потенциал и зрелость социально-политических отношений в ФРГ обеспечивали соответствующий трансферт кадров, финансовых средств, знаний и технологий.

Результаты этой работы выглядят сегодня впечатляющими:

- предприятия научились действовать и работать самостоятельно, использовать все ресурсы и знания, предложенные процессом глобализации;

- инфраструктура (транспортные пути, коммуникационные системы, больницы) поднята на современный уровень;

- нет больше нехватки жилья, которое модернизировалось и соответствует теперь современным стандартам;

- самые острые экологические проблемы сняты, и международные экологические стандарты выполняются предприятиями и домашними хозяйствами.

Если реализовано и не все, что хотелось, но Германия все же смогла мобилизовать капитал в значительных объемах для инвестиций и санации старых предприятий в новых землях (700 млрд € за 1991-1998 гг.). Больше проблем возникало в сфере человеческого капитала, где, как во всех бывших социалистических странах, почти не было кадров с

* Надо учесть, что предприятия оценивались и продавались на таких рынках капиталов, где все же торгуют самыми современными фирмами.

** Мешали, по-видимому, и идеологические предрассудки, а также политические циклы, вынуждавшие в 1990 г. политиков заниматься выборами вместо растущих проблем объединения.

опытом работы в современных рыночных условиях. Однако в то время как во всех других трансформируемых странах фирмы и люди проходили этот процесс обучения и адаптации к рынку, если и быстро, то все же более плавно и совместно, то Восточной Германии пришлось «перестроиться» в один день. Интенсивно реализовывались многочисленные программы обучения людей новым знаниям, которые требовались в рыночной экономике. Менеджерам сразу же приходилось находить новых клиентов на неизвестных для них западных рынках.* Ввиду высоких барьеров проникновения на эти рынки, недостатка капитала, опыта работы, предложения зачастую устаревших продуктов этот поиск не всегда был успешным. Уровень социально-экономического развития страны характеризуют следующие данные (табл. 1).

Таблица 1. Экономическое и социальное состояние Восточной Германии (€)

Показатели (2001 г.) Новые земли Старые земли Соотношение показателей, %

Население (тыс.) 13 794 65 156 21

ВВП на душу населения 16514 27 004 61

Потребление на душу населения (1999 г.) 11 883 14 456 82

ВВП на одного работающего 39 282 56 005 70

Чистая средняя годовая зарплата 25 646 33 082 78

Число занятых (на тыс. трудоспособных) 581 716 81

Число незанятых (на тыс. трудоспособных) 302 96 315

Число фирм (на 10 тыс. жителей) 366 465 79

Источник: http://www.bpb.de/files/K408JQ.jpg

Более подробные данные о неравномерном распределении зарплаты и окладов за 2002 г. в промышленности приведены в табл. 2.

Таблица 2. Уровень зарплаты в промышленности Германии в 2002 г. (€)

Категории Германия в целом Восточная Германия

занятых Недельное Валовой Недельное Валовой

рабочее время недельный оклад рабочее время недельный оклад

Рабочие 37,9 552 39,6 422

Мужчины 38,0 572 39,6 438

Женщины 37,2 423 39,3 341

Валовой месячный оклад

Служащие 3627 2759

Мужчины 3946 3102

Женщины 2789 2265

Источник: Statistisches Bundesamt Deutschland. Berlin, 2003.

*Даже самые дальновидные западные политики и экономисты не предвидели распада СССР и исчезновения этого традиционного для предприятий ГДР большого рынка.

Безработица

Официальный уровень безработицы колеблется в новых землях около 17-18%, а в старых землях он составляет 10-11%.' Он мог бы быть еще выше, если бы 300 тыс. человек не ездили на работу в старые земли, если бы не были организованы государством многочисленные курсы переподготовки (на которых обучались 600 тыс. человек) и не была бы введена система преждевременного выхода на пенсию.* Причины такого уровня безработицы, кроме прочего, следующие:

• Традиционно в Западной Германии работает меньшее число людей, чем на востоке, что касается прежде всего женщин, и в Восточной Германии число желающих найти работу значительно выше. При этом надо учесть, что в среднем состояние восточных немцев (недвижимость, акции и т. д.) составляет всего 25% от уровня западных жителей.

• Число рабочих мест, предложенных на первичном рынке труда в новых землях (632 на тыс. трудоспособных),** значительно меньше, чем на западе (717). Это связано с пробелом в числе имеющихся предприятий.

• Число фирм на востоке (366 на 10 тыс. жителей) не только меньше, чем на западе, но и их размер меньше (80 занятых на востоке и 142 - на западе).***

• Многие мероприятия государства по обеспечению безработных (они образуют так называемый вторичный рынок труда) не снижают уровень безработицы, потому что они уменьшают предложение труда на основном (первичном) рынке труда.

• В последнее время число рабочих мест в промышленности продолжало расти, однако в строительстве и государственных службах они сокращаются.

• Более низкая оплата за труд (78% от западного уровня), от чего часто ожидается рост предложения труда, пока не дает положительных импульсов для создания новых рабочих мест.

В целом оборот на одного занятого на предприятиях на востоке отстает на 25% от западного уровня. Вместе с меньшим числом фирм это и дает 61% от западного результата по ВВП на душу населения. По многим оценкам, в 1990 г. ВВП достигал в Восточной Германии всего лишь 30% западного уровня. С этих позиций рост ВВП все же значителен. Однако многие, до сих пор нерешенные структурные проблемы всего общества в Германии не позволяют выйти из кризисного состояния в сфере занятости.

Проблемы развития промышленности, или «Как догнать Западную Германию?»

После того как трансформационный шок в 1990-1992 гг. был преодолен, с 1992 по 2001 г. промышленность Восточной Германии стала расти с темпом 8% (2,4% на западе) в год. Фирмы Восточной Германии, с успехом пережившие перестройку или вновь созданные, начали работать на экспорт. Заказы из-за границы росли каждый год на 20%. Это было возможно только в связи с постоянным и болезненным процессом изменения отраслевых структур. Интенсивно стала расти доля фирм, производящих современную продукцию с высоким инновационным потенциалом (компьютеры, техника мобильной связи, медицинские приборы и т. д.), а терпеть убытки и уходить с рынка начали предприятия традиционных отраслей, таких как текстильная промышленность или произ-

*Хотя пенсионный возраст в Германии для женщин и мужчин 65 лет, эта система позволяет плавно перейти на пенсию, начиная с 55 лет.

**В Германии лица возраста 15-65 лет.

*** По наблюдению автора, через два года после начала процесса приватизации число сотрудников многих предприятий составляло всего 10% прежнего состава.

водство средств железнодорожного транспорта. В целом, однако, сектор промышленности нуждается в существенном развитии, и восточногерманский регион считается многими исследователями одним из самых критичных индустриальных регионов Европейского Союза.

В то время как норма прироста ВВП до 1966 г. составляла 7,7%, позднее она упала на 1,1% и уже в течение нескольких лет находится даже ниже уровня Западной Германии. Такое неудовлетворительное состояние дел объясняется прежде всего дальнейшим углублением структурных изменений рынка. Все более сокращается рыночная доля строительства, и поэтому ВВП находится в застое, несмотря на рост других отраслей.

Вопрос о том, надо ли вообще догонять старые земли в экономическом развитии и как это сделать, будет спорным еще долгое время. Простые расчеты главных институтов экономики показали, что если бы ВВП Восточной Германии имел прирост 4% за год, а для Западной Германии тот же показатель равнялся бы 2%, то в 2012 г. ВВП новых земель достиг бы всего лишь 75% от западного уровня. Таким образом, через 25 лет после объединения экономические потенциалы восточных и западных земель будут еще существенно различаться.

Надо учесть, что и в западных землях ВВП не распределен равномерно. Часто земли, отличающиеся более низким экономическим потенциалом, предоставляют всей стране совсем другие, важные для человечества ценности - чистую природу и возможности отдыха. В этом смысле конституция ФРГ, требующая обеспечения равных жизненных условий для всех людей, независимо от их места проживания, учитывала с самого начала возможную неравномерность развития регионов и ответственность каждого региона за свое развитие и поддержку других регионов.

Немного отличается ситуация в сельском хозяйстве. Хотя бывшие кооперативы и другие хозяйства принимали новую юридическую форму (чаще всего форму зарегистрированного кооператива или общества с ограниченной ответственностью, а около 20% - форму единоличного частного хозяйства), большинство из фирм оставило за собой то преимущество, которое отличало их уже при социалистическом способе производства, экономию на базе эффекта от масштаба.2 Считается, что многие из ошибок трансформации, а среди них можно назвать в первую очередь пренебрежение со стороны западных политиков и менеджеров опытом Восточной Германии,* не были допущены в сфере сельского хозяйства, где и многие стратегические решения принимаются не столько в Германии, сколько в рамках Европейского Союза.

Проблемы трансфертов

Финансовые потоки с запада на восток касаются не только выравнивания земельных и местных бюджетов, из которых выделяются большие средства для поддержки экономического, социального и экологического развития частного и государственного секторов. Такую помощь получают и разные регионы Западной Германии, а в Европейском Союзе - целые государства и отрасли. Уникальным является введенный во всей Германии налог солидарности, которым облагаются все доходы (7,5% от подоходного налога и налога на прибыль). В 2000 г. государство собрало налоги в общем объеме около 500 млрд €, в том числе 240 млрд по подоходному налогу и налогу на прибыль. 18 млрд из них было собрано за счет налога солидарности. Когда в 1990 г. обе страны объединились, пришлось интегри-

*Справедливости ради надо сказать, что это пренебрежение мнением и опытом востока Германии связано с различной культурой выражений интересов. В то время как сегодня в Западной Германии довольно агрессивное, громкое и наступательное представление своих интересов считается абсолютно нормальным явлением, восточные немцы были приучены при социализме к более осторожным и тихим выражениям идей и мыслей. В этом смысле часто их голос просто не был услышан принимающими решения западными людьми.

ровать и восточную систему социального страхования в западную. Ввиду большей состоятельности западных регионов* их жители и финансируют в значительной степени социальное страхование для восточных немцев. Результатом этих солидарных мероприятий является то, что, несмотря на небольшой объем ВВП, покупательный потенциал восточных немцев достиг в 1999 г. уже 82% западного уровня.

Представители неолиберального толка порой пропагандируют так называемый федерализм соревнования и при этом имеют в виду, что каждый регион должен потреблять только то, что он сам заработает или дополнительно получит. Сторонники подобных теорий, однако, забывают о внешних издержках: в случае сокращения помощи большая мобильность людей в Германии привела бы к массовой эмиграции в западные земли, к драматическому снижению уровня жизни и тем самым к нарушению Конституции, что, согласно законодательству, может быть оспорено в суде каждым гражданином Германии.

Поэтому поддержка бизнеса (и социального развития) в новых землях будет продолжена и направлена на следующие мероприятия:

- санацию инфраструктуры, для которой до 2019 г. будут предоставлены средства так называемым Пактом солидарности;

- повышение конкурентоспособности научно-исследовательского потенциала и высшей школы;

- образование поддерживающих бизнес государственных структур;

- поддержку вновь созданных предприятий;

- санацию бюджетов государственных и региональных властей с целью увеличения государственных инвестиций;

- поддержку слаборазвитых регионов.

Экономическая ситуация и ее восприятие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тот факт, что через 13 лет после объединения средний оклад восточных немцев достиг «только» около 80% западного уровня, рассматривается многими как нарушение Конституции. Поэтому не утихают голоса, требующие «равный оклад за тот же труд». Экономисты возражают, потому что в новых землях производительность достигла лишь 70% западного уровня. Причины ясны - «молодые» восточные предприятия далеко не так успешно действуют на рынках, как их западные конкуренты:

качество продукции еще не достигает везде западного уровня; восточные фирмы еще не получают такую «премию репутации», как всемирно известные западные фирмы, и поэтому вынуждены продавать свои продукты по более низким ценам (около 90% западного уровня цен);

они производят в меньшей мере инновативные продукты, основанные на последних достижениях науки и техники,** зато продают в большей мере сырье и полуфабрикаты;

они экспортируют меньше, чем западные фирмы (9% выпуска по сравнению с 27% на западе);

и главное - интенсивность их капитала (стоимость капитала на работающего) достигает всего лишь 75% западного уровня.

*В 1999 г. налоговые взносы восточных немцев составляли только 32% западного уровня, а уровень долгов восточных немцев достиг уже 100%.

** В Западной Германии 50% продукции базируется на последних достижениях науки и техники, а на востоке - всего 30%; патентов разрабатывается на востоке 70 на 10 тыс. человек в год, а на западе - 249; затраты на исследования и разработку составляют на востоке около 100 £ на человека, а на западе - 400 €.

Имея в виду эти недостатки, требования теоретиков к сдержанности по отношению к росту зарплаты становятся понятны. Однако сколько можно требовать терпения от людей?

Как уже отмечалось, грозит опасность массовой эмиграции, особенно молодежи, в другие регионы Германии. Если формально сальдо и выглядит так, что в 2000 г. только 215 тыс. человек покинуло, а 170 тыс. человек прибыло на восток, то все же именно молодые люди в поисках высокооплачиваемой и престижной работы, а порой просто в поиске обычной работы вынуждены были уезжать на запад. Как бы ни изменились условия, все без исключения большие концерны, банки, инновативные фирмы имеют свои управления, ведущие исследовательские центры и т. д. в западных землях и притягивают лучшие умы из Восточной Германии. В Германии происходит то же, что наблюдается и в бывших социалистических странах. Западные центры «заманивают» к себе самую активную часть населения «окраин».

Однако в Германии не наблюдают пассивно за этим развитием, понимая, что оно в долгосрочной перспективе приведет к отрицательным последствиям для всей страны. Население новых земель сократилось за 10 лет после 1990 г. на 7,5%, и две трети этого сокращения связано с уменьшением рождаемости. Из региона без молодежи рано или поздно уходит и бизнес. Поэтому проводится активная политика поддержки и развития регионов. Но что не способны сделать финансы, так это изменить роль восточных немцев, отведенную им в этой новой объединенной Германии. Даже западные немцы замечают, что восток представлен в политике, в правовых органах, в армии и полиции, профсоюзах, в предпринимательских организациях, в церквах, редакциях газет и журналов и т.д. крайне недостаточно. Это приводит к тому, что политика и формирование общественного мнения осуществляются, почти исключительно исходя из западной перспективы. Перевод Правительства из Бонна в Берлин, по-видимому, немного изменил эту перспективу. Однако за свои права восточные немцы должны бороться сами. После элиминации прежних элит должно вырасти больше новых политиков, способных отстоять интересы регионов. Одним словом, кадры решают все!

1 Statistisches Bundesamt Deutschland. Berlin, 2003.

"Fiege U., Hinner s-T o b r ä g e 1 L. Die Transformation landwirtschaftlicher Unternehmen Ostdeutschlands: ein Modellfall für den EU-Beitritt Polens und Ungarns. IAMO Halle. 2002. S. 27-34 (http://www.iamo.de/ mitarb/hinners/I AM02002.pdf).

Статья поступила в редакцию 11 февраля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.