Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ: ВЫЗОВЫ И ДРАЙВЕРЫ РОСТА'

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ: ВЫЗОВЫ И ДРАЙВЕРЫ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ / ДРАЙВЕРЫ РОСТА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ЭКОТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бардасова Элеонора Вячеславовна

Глобальное падение спроса на услуги туризма и гостеприимства в связи с распространением COVID-19 и вынужденной самоизоляцией в 2020 г. привело к дестабилизации экономики туризма и гостеприимства, восстановление которой в период постпандемии актуально за счет развития внутреннего туризма. Автором обобщены деструктивные тенденции в экономике туризма и гостеприимства в мировых масштабах. Впервые представлена динамика спада числа организаций и мест размещения, среднесписочной численности сотрудников, начисленной зарплаты, оборота предприятий сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан в связи с пандемией. Выявлены драйверы роста экономики туризма и гостеприимства региона в период постпандемии на основе вызовов, с которыми столкнулась исследуемая сфера в ходе пандемии. Предложены направления развития экономики туризма и гостеприимства в период постпандемии за счет индивидуального и экологического туризма и создания новых туристических продуктов - глэмпингов. Результаты исследования представляют интерес для научного сообщества и государственных органов, занимающихся проблемами экономики туризма и гостеприимства и региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бардасова Элеонора Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AND HOSPITALITY ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE POST-PANDEMIC PERIOD: CHALLENGES AND GROWTH DRIVERS

The global drop in demand for tourism and hospitality services due to the spread of COVID-19 and forced self-isolation in 2020 led to the destabilization of the tourism and hospitality economy, the restoration of which during the post-pandemic period is important due to the development of domestic tourism. The author summarizes the destructive trends in the economy of tourism and hospitality on a global scale. For the first time, the dynamics of the decline in the number of organizations and placements, the average number of employees, accrued wages, turnover of tourism and hospitality enterprises in the Republic of Tatarstan in connection with the pandemic is presented. The drivers of the growth of the tourism and hospitality economy of the region during the post-pandemic period are identified on the basis of the challenges faced by the studied sphere during the pandemic. The directions of development of the economy of tourism and hospitality in the post-pandemic period due to individual and ecological tourism and the creation of new tourist products-glamping are proposed. The results of the study are of interest to the scientific community and state bodies dealing with the problems of the tourism and hospitality economy and the regional economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ: ВЫЗОВЫ И ДРАЙВЕРЫ РОСТА»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 7 • Июль 2021 ISSN 2222-534Х

>

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

г..

Экономика туризма и гостеприимства республики татарстан в период постпандемии: вызовы и драйверы роста

Бардасова Э.В. 1

1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия

Глобальное падение спроса на услуги туризма и гостеприимства в связи с распространением С0УЮ-19 и вынужденной самоизоляцией в 2020 г. привело к дестабилизации экономики туризма и гостеприимства, восстановление которой в период постпандемии актуально за счет развития внутреннего туризма. Автором обобщены деструктивные тенденции в экономике туризма и гостеприимства в мировых масштабах. Впервые представлена динамика спада числа организаций и мест размещения, среднесписочной численности сотрудников, начисленной зарплаты, оборота предприятий сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан в связи с пандемией. Выявлены драйверы роста экономики туризма и гостеприимства региона в период постпандемии на основе вызовов, с которыми столкнулась исследуемая сфера в ходе пандемии. Предложены направления развития экономики туризма и гостеприимства в период постпандемии за счет индивидуального и экологического туризма и создания новых туристических продуктов - глэмпингов. Результаты исследования представляют интерес для научного сообщества и государственных органов, занимающихся проблемами экономики туризма и гостеприимства и региональной экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономика туризма и гостеприимства, период постпандемии, драйверы роста, внутренний туризм, экотуризм.

Tourism and hospitality economy of the Republic of Tatarstan in the post-pandemic period: challenges and growth drivers

Bardasova E.V. 1

1 Kazan National Research Technological University, Russia

тельность сохранения угрозы пандемии негативно повлияли на достижение целей устойчивого развития экономики и вызвали глобальные кризисные явления в ряде отраслей и сфер деятельности, в частности в сфере туризма и гостеприимства. Данная сфера играет важную роль в формировании ВВП стран, является основной составляющей сферы услуг, демонстрируя при этом высокую чувствительность к финансовым кризисам, социальным волнениям, природно-климатическим

АННОТАЦИЯ:

введение

тремительное распространение COVID-19 с весны 2020 г. и дли

катастрофам, эпидемиям и т.д. Согласно мировой статистике, число туристических прибытий в мире за период с января по май 2020 г. в связи с началом пандемии сократилось на 56% с падением в апреле-мае 2020 г. до 98% относительно 2019 г., что закономерно привело к снижению спроса на услуги организаций общественного питания, проживания, транспорта; музейно-выставочной и экскурсионной сферы; индустрии развлечений и др. [1] (Abbas, Mubeen, Iorember, Raza, Mamirkulova, 2021).

В целом за год пандемии по международным прибытиям регистрируется спад до 80% с прогнозируемым ущербом для мировой экономики в пределах от 910 до 1200 трлн долл. США. На основе моделирования данных с применением нейросетей исследователи оценивают изменения и в период постпандемии. Например, пессимистические прогнозы спада прибытий в сфере международного туризма за три туристических сезона (июнь 2019 г. - июнь 2021 г.) могут составить до 76,3%, что обусловит деградацию экономики туризма и гостеприимства до уровня 2005 г. с потерей 15 лет ее роста [2] (Fotiadis, Polyzos, Huan, 2021). Важным является вторичное влияние сферы туризма и гостеприимства на другие сектора экономики. Например, если занятость населения европейских стран в организациях туризма и гостеприимства составляет 9,5%, то в

ABSTRACT:_

The global drop in demand for tourism and hospitality services due to the spread of COVID-19 and forced self-isolation in 2020 led to the destabilization of the tourism and hospitality economy, the restoration of which during the post-pandemic period is important due to the development of domestic tourism. The author summarizes the destructive trends in the economy of tourism and hospitality on a global scale. For the first time, the dynamics of the decline in the number of organizations and placements, the average number of employees, accrued wages, turnover of tourism and hospitality enterprises in the Republic of Tatarstan in connection with the pandemic is presented. The drivers of the growth of the tourism and hospitality economy of the region during the post-pandemic period are identified on the basis of the challenges faced by the studied sphere during the pandemic. The directions of development of the economy of tourism and hospitality in the post-pandemic period due to individual and ecological tourism and the creation of new tourist products-glamping are proposed. The results of the study are of interest to the scientific community and state bodies dealing with the problems of the tourism and hospitality economy and the regional economy.

KEYWORDS: tourism and hospitality economy, post-pandemic period, growth drivers, domestic tourism, ecotourism

JEL Classification: L83, Z32, Z38 Received: 28.06.2021 / Published: 30.06.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Bardasova E.V. (eleonora.bardasova0yandex.ru)

CITATION:_

Bardasova E.V. (2021) Ekonomika turizma i gostepriimstva Respubliki Tatarstan v period postpandemii: vyzovy i drayvery rosta [Tourism and hospitality economy of the Republic of Tatarstan in the post-pandemic period: challenges and growth drivers]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 11. (7). - 17151726. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12335

производстве продуктов питания и напитков только для обеспечения данной сферы задействовано 58,7% от общего числа занятых в ней [3] (Williams, Kayaoglu, 2020).

В исследованиях периода постпандемии указывается, что сфера туризма и гостеприимства является не только зависимой от ситуации с COVID-19, но и сама способствует его распространению в мировом масштабе [4] (Farzanegan, Gholipour, Feizi, Nunkoo, Andargoli, 2021). Дальнейшее развитие экономики туризма и гостеприимства связывают с государственной поддержкой, вакцинацией, созданием более изолированных пространств питания и размещения, внедрением цифровых ресурсов виртуального туризма, ростом доли экотуризма [1-3] (Abbas, Mubeen, Iorember, Raza, Mamirkulova, 2021; Fotiadis, Polyzos, Huan, 2021; Williams, Kayaoglu, 2020). Перспективным представляется использование средств автоматизации и биороботов [5], а также социальных сетей для продвижения и оказания услуг [6] (Bardasova, 2020).

Глобальный характер пандемии и угроза экономике туризма и гостеприимства в мировых масштабах обусловили рост числа исследований в данном направлении, которые, однако, преимущественно направлены на международные туристические потоки и в единичных случаях затрагивают уровень отдельных регионов, являющихся источником доходов стран как от международного, так и от внутреннего туризма [7] (Altuntas, Gok, 2021). Например, Республика Татарстан традиционно занимает 7-8-е места в рейтинге туристической привлекательности регионов России. Примечательно, что в 2020 г. Татарстан в данном рейтинге располагался непосредственно после Москвы и ее области, Санкт-Петербурга, регионов с доступом к морю или оз. Байкал, опережая другие республики и области России [8].

Однако следует отметить, что, по данным статистики, в социальных сетях республика имеет менее 10% положительных отзывов о сфере туризма и гостеприимства, притом что по числу туристических прибытий Республика Татарстан находится на втором месте после Краснодарского края [9] (Kalashnikov, 2021). Позитивным для развития культурного и делового туризма является привлекательность нематериального наследия Татарстана [10] (Morozov, Morozova, 2017), по которому республика удерживает лидирующее место среди регионов [9] (Kalashnikov, 2021). Соответственно, актуальными являются исследования влияния пандемии на экономику туризма и гостеприимства по Республике Татарстан, вызовов, с которыми столкнулась республика, и драйверов ее развития в период постпандемии.

ОБ АВТОРЕ:_

Бардасова Элеонора Вячеславовна, профессор кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности, доктор экономических наук, доцент (e1eonora.bardasova0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Бардасова Э.В. Экономика туризма и гостеприимства Республики Татарстан в период постпандемии: вызовы и драйверы роста // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 7. - С. 17151726. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12335

Методология

Целью исследования является выявление статистических закономерностей и проблем развития экономики сферы туризма и гостеприимства в период пандемии, а также перспектив ее роста в период постпандемии на примере Республики Татарстан. Задачи: оценить изменения статистически учитываемых показателей сферы туризма и гостеприимства по Татарстану в период пандемии относительно прошлых лет; выявить вызовы для экономики туризма и гостеприимства республики; привести драйверы роста сферы туризма и гостеприимства в период постпандемии.

Методы: общетеоретические, логико-аналитические, статистические.

В качестве материалов исследования выступали данные официальной статистики за период 2017-2020 гг. по направлениям: гостиницы и аналогичные средства размещения, оборот общественного питания и его распределение по формам собственности; численность и начисленная зарплата работников гостиниц и предприятий общественного питания; доля данных учреждений в валовой добавленной стоимости [11]. Также материалами служили публикации министерств, ведомств, бизнес-сообществ, электронных СМИ, научных изданий за 2020-2021 гг. по проблемам и перспективным проектам восстановления сферы туризма и гостеприимства в период постпандемии.

Новизна работы заключается в обосновании драйверов роста экономики туризма и гостеприимства региона в период постпандемии на основе вызовов, с которыми столкнулась данная сфера деятельности в период пандемии. Практическая значимость исследования для экономики региона состоит в: установлении изменений статистически учитываемых показателей сферы туризма и гостеприимства по Республике Татарстан в период пандемии относительно прошлых лет; выявлении вызовов для экономики туризма и гостеприимства республики; представлении драйверов роста сферы туризма и гостеприимства в период постпандемии.

Динамика показателей экономики туризма и гостеприимства по Республике Татарстан за 2017-2020 гг.

На основе статистических данных получена динамика развития экономики туризма и гостеприимства до пандемии и в год пандемии (рис. 1-3).

Согласно рисунку 1 (а), в период пандемии произошло незначительное сокращение числа организаций размещения - на 6%, близкое падение продемонстрировало число мест в средствах размещения (рис. 1 (б)) - на 4%, относительно 2019 г. При этом значения обоих показателей оставались существенно выше уровня 2017 г.

Согласно рисунку 2 (а), среднесписочная численность сотрудников гостиниц и предприятий общественного питания в Татарстане сократилась в 1,14 раз в 2020 г. относительно 2019 г., однако несмотря на глобальный спад экономики туризма и гостеприимства в мире, в республике численность сотрудников в год пандемии осталась выше 2017 г. на 8,7%.

Рисунок 1. Динамика числа организаций, ед. (а) и числа мест в гостиницах и других средствах размещения, в т.ч. малый бизнес и индивидуальные предприниматели, тыс. ед. (б) Иаточник: составлено по данными [11].

2017

2018

2019

2020

24281,4 24102 5

2017

2018 2019

2020

б

Рисунок 2. Среднесписочная численность, тыс. чел. (а) и начисленная зарплата, руб. (б) гостиниц и предприятий общественного питания в Республике Татарстан Инточиик: составлено по данным [11].

г

По данным рисунка 2 (б) можно проследить незначительное падение уровня начисленных зарплат сотрудникам гостиниц и предприятий общественного питания в 2020 г. относительно предыдущего года (на 178,9 тыс. руб.). Однако уровень зарплат в год пандемии оставался существенно выше уровня 2017 и 2018 гг. - на 3738,4 тыс. руб. и на 1757, 3 тыс. руб. соответственно.

Статистука изменений доли от деятельности гостиеиц и предприятий общественного питания в структуре валовой добавленной стоимости свидетельствует о постоянстве вклада от исследуемой сферы в экономику. Так, в 100% вклада в валовую добавленную стоимость от всех оидои деятельности процент вклада от деятельности гостиниц и предприятий общественного питания составлял 0,9% как в 2019 г, так и в 2018 г. Для сравнения: в 2017 г. тот же параметр составлял 1,1%. Отсутствие данных статистики за 2020 г. по рассматриваемому параметру не позволяет оценить измене-

Рисунок 3. Динамика оборота общественного питания по Республике Татарстан, в том числе по формам собственности, млн руб. Источник: составлено по данным [11].

ние вклада деятельности гостиниц и предприятий общественного питания в экономику Республики Татарстан в период пандемии.

Однако тенденции в год пандемии по предприятиям общественного питания можно оценить по их обороту в связи с наличием данных оа 2020 г. (рис. 3). Так, в 2020 г. произошло заметное радение оборота общественного питания относительно 2019 г. - в 1,27 раза и на 6,4% по сравнению с 2017 г.

Сокращение оборота происходило преимущественно за счет предприятий всех форм собственности, в том числе за счет малого бизнеса, традиционно считающегося драйвером роста экономики сферы общественного питания [12, 13] (Fadeycheva, Bardasova, 2012; Fadeycheva, Bardasova, 2013). Действительно, снижение оборота имело близкие значения: оборот частных предприятий общественного питания в 2020 г. снизился в 1,36 раз, а государственных и муниципальных - в 1,35 раз относительно 2019 г. Общее падение оборота сдерживалось за счет компаний смешанной собственности, оборот которых в год пандемии выше, чем в 2019 г.

вызовы и драйверы развития экономики туризма и гостеприимства в республике татарстан в период постпандемии

Согласно приведенным статистическим данным по Республике Татарстан и обзору мировых тенденций в сфере туризма и гостеприимства, можно отметить, что состояние экономики туризма и гостеприимства в республике не отвечает мировому пессимистическому тренду в деградации экономики рассматриваемой сферы с потерей 15 лет ее роста. Так, сокращение числа гостиниц и предприятий общественного питания в 2020 г., а также мест размещения составило 6-8%, но их число остается существенно

выше данных отчетности за 2017 г. Аналогично, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. падение начисленной зарплаты и среднесписочной численности работников гостиниц и предприятий общественного питания составляет 12% и 8,7% соответственно, но их абсолютные значения в 2020 г. значительно превышают показатели 2017 г.

Вероятно, незначительное снижение данных показателей связано с принятыми бизнесом рекомендациями со стороны государства в начальный период пандемии о сдерживании сокращения штата и начислении работникам заработной платы. Это косвенно подтверждается одновременным существенным падением оборота как государственных, так и частных предприятий общественного питания до 1,35 раз, до значений ниже уровня 2017 г.

Основным вызовом в период пандемии для сферы туризма и гостеприимства являлось стремительное распространение вируса и необходимость вынужденной самоизоляции. Однако в случае Республики Татарстан можно говорить об относительно эффективном по сравнению с другими регионами сдерживании распространения инфекции, своевременном введении ограничений и пропускной системы, а впоследствии обеспечении доступности тест-систем и вакцинации.

Интенсификация мер по сдерживанию развития коронавируса позволила Татарстану уже к июню 2020 г. открыть туристам из других округов и субъектов России возможность въезда в республику: либо с соблюдением карантинных мер, либо при наличии отрицательных результатов тестирования на СОУШ-19, либо при предъявлении справки о перенесенном заболевании. Таким образом, усиление мер в области здравоохранения и строжайшее регулирование поведения пребывающих способствовало частичному восстановлению экономики туризма и гостеприимства в Татарстане, что согласуется с доводами о существенном влиянии санитарно-эпидемиологических требований, вакцинации и медицинского страхования на экономику туризма и гостеприимства в период пандемии и постпандемии [14] (П^ыт, ЛкЫугк, 2020).

Вызов в виде запрета на прибытие в Россию из других государств послужил драйвером роста внутреннего туризма в Республике Татарстан, что согласуется с исследованиями иностранных ученых о перспективах развития сферы туризма и гостеприимства за счет внутренних прибытий в регионы в рамках одной страны [15] (ЛНы^аз, Сок, 2021). Так, уже в июне 2020 г. в Республике Татарстан возобновили свою работу отели, мини-гостиницы, хостелы и другие предприятия сферы туризма и гостеприимства для туристов из регионов России с соблюдением санитарных норм [16].

Угроза развитию малого бизнеса, действующего в сфере туризма и гостеприимства, потребовала поиска новых бизнес-моделей для функционирования компаний на рынке туризма с учетом общего падения доходов населения. Необходимость восстановления прибыли послужила драйвером разработки новых туристических продуктов для сохранения устойчивого развития малого бизнеса как вносящего значительный вклад в экономику туризма и гостеприимства [17] (БоЪа1к, Бккавт, Иазапвт, ЛЪйе1аг1г, 2021). Кроме того, важными вызовами для сферы туризма и гостеприимства оказались

тревожность и боязнь населения мест массового скопления людей (коронафобия), что снизило спрос на размещение в гостиницах и повысило потребность в краткосрочной аренде жилья, в т.ч. загородного, а также в индивидуальном экотуризме.

Сложившаяся ситуация способствовала учету Госкомитетом по туризму Республики Татарстан данных вызовов и смене вектора развития сферы туризма и гостеприимства: переходу от группового туризма к индивидуальному с развитием загородной инфраструктуры, например комплексов «Камский трофей», «Свияжские холмы»; разработке программы «В гости к соседям» для безопасных прибытий из ближайших регионов на собственном транспорте; развитию туристско-рекреационных пространств [18]. Малый бизнес также откликнулся на данный вызов, что послужило драйвером роста числа «глэмпингов» (гламурных кемпингов) в Республике Татарстан, сочетающих уединенность и доступность удобств для туристов [19].

Предлагаемое направление развития экономики туризма и гостеприимства в Татарстане в период постпандемии согласуется с зарубежными исследованиями, где глэмпинг рассматривается как более популярный и доступный вид размещения относительно отелей. Так, среди 2926 отпрошенных в США и Канаде 45,9% респондентов планируют останавливаться в глэмпингах после снятия ограничений COVID-19 и только 24,7% выбирают размещение в отелях, что свидетельствует о жизнеспособности альтернативного туристического продукта [20] (Craig, First, 2021), сочетающего уединенность, экологичность, комфортность для пользователей. Развитие малого бизнеса как драйвера экономики туризма и гостеприимства региона возможно в том числе и за счет предоставления и обслуживания таких туристических объектов.

заключение

Обобщены глобальные тенденции падения спроса на услуги туризма и гостеприимства в связи с распространением COVID-19 и вынужденной самоизоляцией в 2020 г. Отмечено, что восстановление экономики туризма и гостеприимства в период постпандемии возможно за счет развития внутреннего туризма. Показано, что Республика Татарстан обладает туристической привлекательностью для делового и культурного туризма. Выявлены статистические закономерности и проблемы развития экономики сферы туризма и гостеприимства в период пандемии, а также перспективы восстановления данной сферы в период постпандемии на примере Республики Татарстан.

Обобщены деструктивные тенденции в экономике туризма и гостеприимства на глобальном уровне; представлена динамика спада числа организаций и мест размещения, среднесписочной численности сотрудников, начисленной зарплаты, оборота предприятий сферы туризма и гостеприимства в Татарстане; предложены направления развития экономики туризма и гостеприимства республики в период постпандемии. Драйверы роста экономики туризма и гостеприимства в Республике Татарстан в период постпандемии выявлены на основе вызовов, с которыми столкнулась сфера

туризма и гостеприимства в ходе пандемии. Предложена интенсификация развития новых туристических продуктов, глэмпингов как варианта индивидуального туризма и экотуризма, отвечающих требованиям санитарных норм, отличающихся ценовой доступностью, способствующих уединенности и комфорту граждан. Участие малого бизнеса в развитии новых туристических продуктов и объектов является одним из способов их восстановления в период постпандемии.

ИСТОЧНИКИ:

1. Abbas J., Mubeen R., Iorember P.T., Raza S., Mamirkulova G. Exploring the impact of COVID-19 on tourism: transformational potential and implications for a sustainable recovery of the travel and leisure industry // Current Research in Behavioral Sciences. - 2021.

2. Fotiadis A., Polyzos S., Huan T.C. The good, the bad and the ugly on COVID-19 tourism recovery // Annals of Tourism Research. - 2021.

3. Williams C.C., Kayaoglu A. COVID-19 and undeclared work: impacts and policy responses in Europe // The Service Industries Journal. - 2020. - № 13-14. - p. 914-931.

4. Farzanegan M., Gholipour H., Feizi M., Nunkoo R., Andargoli A. Nternational Tourism and Outbreak of Coronavirus (COVID-19): A Cross-Country Analysis // Journal of Travel Research. - 2021. - № 3. - p. 687-692.

5. Biosecurity, crisis management, automation technologies and economic performance of travel, tourism and hospitality companies. A conceptual framework // Tourism Economics. - 2020.

6. Бардасова Э.В. Продвижение услуг посредством медиаконтента сети Instagram в современных экономических реалиях // Креативная экономика. - 2020. - № 9. - c. 2043-2054.

7. Altuntas F., Gok M.S. The effect of COVID-19 pandemic on domestic tourism: A DEMATEL method analysis on quarantine decisions // International Journal of Hospitality Management. - 2021. - № 102719.

8. Российские регионы оценили с точки зрения туристической привлекательности. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/75758/ (дата обращения: 25.12.2020).

9. Калашников Е. Туристическая привлекательность Татарстана: максимум туристов и откликов, но минимум положительных // Татар-Информ. События. - 2021.

10. Морозов М.А., Морозова Н.С. Инфраструктура туризма как базис вовлечения нематериального культурного наследия в индустрию туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2017. - № 1. - c. 43-49.

11. Республика Тaтaрстaн. / Краткий статистический сборник. - Татарстанстат, Казань, 2021. - 48 c.

12. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Эффективное управление малыми предприятиями в сфере услуг общественного питания: проблемы и перспективы // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 10. - c. 313-317.

13. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Место и роль малых предприятий в сфере услуг общественного питания // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 15. - с. 179-184.

14. Ugur N.G., Akbiyik A. Impacts of COVID-19 on global tourism industry: A cross-regional comparison // Tourism Management Perspectives. - 2020. - p. 100744.

15. Altuntas F., Gok M.S. The effect of COVID-19 pandemic on domestic tourism: A DEMATEL method analysis on quarantine decisions // International Journal of Hospitality Management. - 2021. - p. 102719.

16. В Казань можно ехать со справкой о коронавирусе: какие ограничения действуют в Поволжье. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/ analytics/market_overview/70525/ (дата обращения: 28.06.2021).

17. Sobaih A.E.E, Elshaer I., Hasanein A.M., Abdelaziz A.S. Responses to COVID-19: The role of performance in the relationship between small hospitality enterprises' resilience and sustainable tourism development // International Journal of Hospitality Management. - 2021. - p. 102824.

18. Госкомитет Республики Татарстан по туризму подвел итоги 2020 года. 26.01.21. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.tatarstan.ru/index.htm/news/1913526. htm/ (дата обращения: 28.06.2021).

19. «Гламурный кемпинг» завоёвывает сторонников // Республика Татарстан. - 2021. -№ 29 (28991). - p. (28991).

20. Craig C.A., First I.K. Glamping after the coronavirus pandemic // Tourism and Hospitality Research. - 2021. - № 2. - p. 251-256.

REFERENCES:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Biosecurity, crisis management, automation technologies and economic performance of travel, tourism and hospitality companies. A conceptual framework (2020). Tourism Economics. «Glamurnyy kemping» zavoyovyvaet storonnikov (2021). Respublika Tatarstan. (29

(28991)). (28991).. Respublika Tatarstan [Republic of Tatarstan] (2021). (in Russian). Abbas J., Mubeen R., Iorember P.T., Raza S., Mamirkulova G. (2021). Exploring the impact of COVID-19 on tourism: transformational potential and implications for a sustainable recovery of the travel and leisure industry Current Research in Behavioral Sciences. 2

Altuntas F., Gok M.S. (2021). The effect of COVID-19 pandemic on domestic tourism: A DEMATEL method analysis on quarantine decisions International Journal of Hospitality Management. 92 (102719). Altuntas F., Gok M.S. (2021). The effect of COVID-19 pandemic on domestic tourism: A DEMATEL method analysis on quarantine decisions International Journal of Hospitality Management. 92 102719.

Bardasova E.V. (2020). Prodvizhenie uslugposredstvom mediakontenta seti Instagram v sovremennyh ekonomicheskikh realiyakh [Promotion of services through instagram media content in modern economic realities]. Creative economy. (9). 2043-2054. (in Russian).

Craig C.A., First I.K. (2021). Glamping after the coronavirus pandemic Tourism and Hospitality Research. (2). 251-256.

Fadeycheva I.N., Bardasova E.V. (2012). Effektivnoe upravlenie malymipredpriyatiyami v sfere uslug obshchestvennogo pitaniya: problemy i perspektivy [Effective management of small enterprises in the field of public catering services: problems and prospects]. Bulletin of Kazan National Research Technological University. (10). 313-317. (in Russian).

Fadeycheva I.N., Bardasova E.V. (2013). Mesto i rol malyh predpriyatiy v sfere uslug obshchestvennogo pitaniya [The place and role of small enterprises in the field of public catering services]. Bulletin of Kazan National Research Technological University. (15). 179-184. (in Russian).

Farzanegan M., Gholipour H., Feizi M., Nunkoo R., Andargoli A. (2021). Nternational Tourism and Outbreak of Coronavirus (COVID-19): A Cross-Country Analysis Journal of Travel Research. (3). 687-692.

Fotiadis A., Polyzos S., Huan T.C. (2021). The good, the bad and the ugly on COVID-19 tourism recovery Annals of Tourism Research. 87

Kalashnikov E. (2021). Turisticheskaya privlekatelnost Tatarstana: maksimum turistov i otklikov, no minimum polozhitelnyh [Turisticheskaya privlekatelnost Tatarstana: maksimum turistov i otklikov, no minimum polozhitelnyh]. Tatar-Inform. Sobytiya. (in Russian).

Morozov M.A., Morozova N.S. (2017). Infrastruktura turizma kak bazis vovlecheniya nematerialnogo kulturnogo naslediya v industriyu turizma i gostepriimstva [Tourism infrastructure as a basis for the involvement of intangible cultural heritage in tourism and hospitality industry]. Service and Tourism: Current Challenges. (1). 43-49. (in Russian).

Sobaih A.E.E, Elshaer I., Hasanein A.M., Abdelaziz A.S. (2021). Responses to COVID-19: The role of performance in the relationship between small hospitality enterprises' resilience and sustainable tourism development International Journal of Hospitality Management. 94 102824.

Ugur N.G., Akbiyik A. (2020). Impacts of COVID-19 on global tourism industry: A cross-regional comparison Tourism Management Perspectives. 36 100744.

Williams C.C., Kayaoglu A. (2020). COVID-19 and undeclared work: impacts and policy responses in Europe The Service Industries Journal. (13-14). 914-931.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.