Научная статья на тему 'Экономика территорий с вновь образованной государственностью - донецкая Народная Республика'

Экономика территорий с вновь образованной государственностью - донецкая Народная Республика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3184
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / MINING / TRANSPORT / MONETARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половян Алексей Владимирович, Лепа Роман Николаевич, Гриневская Светлана Николаевна

Общественно-политические процессы последнего времени свидетельствуют о тенденциях расширения круга новых государственных образований с усеченным политическим статусом. Такой территорией является Донецкая Народная Республика. В статье представлен материал, позволяющий оценить экономическую ситуацию, осложненную военными действиями, увидеть проблемы современной Донецкой Народной Республики и наметить пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика территорий с вновь образованной государственностью - донецкая Народная Республика»

ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИЙ С ВНОВЬ ОБРАЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬЮ - ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИК

Общественно-политические процессы последнего времени свидетельствуют о тенденциях расширения круга новых государственных образований с усеченным политическим статусом. Такой территорией является Донецкая Народная Республика. В статье представлен материал, позволяющий оценить экономическую ситуацию, осложненную военными действиями, увидеть проблемы современной Донецкой Народной Республики и наметить пути их решения.

Территории с усеченным (неполным) политическим статусом2 сталкиваются с проблемой недостаточности опыта решения вопросов, ранее не рассматривавшихся ввиду их отсутствия. Причины возникновения новых государственных образований «de facto государств», процессы формирования их экономик, непредвиденно оказавшихся в рамках жестких всесторонних ограничений, и предпринимаемые в связи с этим меры по выходу территорий из «экономического ступора» активно исследуются в научной литературе [2-10], в том числе по новообразованным территориям Донбасса [11-17]. В данной статье рассматриваются преимущественно экономические процессы.

Донецкая Народная Республика (ДНР) была создана по результатам референдума о независимости 11.05.2014 г., организованного на всей территории Донецкой области, как противодействие событиям по смене власти в Киеве, произошедшим с нарушением Конституции Украины и несоблюдением прав и свобод граждан, проживающих на территории Донбасса.

ДНР территориально располагается в границах бывшей Донецкой области. Сейчас площадь ДНР составляет треть площади Донецкой области. На территории Донецкой области до мая 2014 г. проживало более 4 млн. чел. В настоящее время в Республике насчитывается 2,3 млн. чел. Доля городского населения составляет 95%, что обусловлено местонахождением на территории Республики трех крупных городских агломераций. К числу наиболее крупных городов относятся: Донецк, Макеевка, Горловка, Харцызск, Енакиево. В Донецке проживает около миллиона человек.

За время ведения боевых действий, по данным ООН на 30 сентября 2016 г., жертвами военного конфликта на Донбассе стали около 10 тыс. погибших, более 22 тыс. пострадавших, полтора миллиона человек покинули регион.

До военных событий, которые начали развертываться в начале 2014 г., Донецкая область была одним из самых развитых промышленных регионов Украины -производила 20% продукции обрабатывающей промышленности, в структуре промышленности Украины обеспечивала 19% общего объема производства. На ее территории находилось более 2000 промышленных предприятий, 800 из которых обеспечивали 23% поступлений от экспорта Украины. Прямые иностранные инвестиции в Донецкую область за последние пять довоенных лет увеличились почти в 4 раза, в то время как в целом по Украине - в 2,6 раза.

Военные действия на Донбассе в 2014-2016 гг. привели к резкому сокращению промышленного производства ДНР по отношению к предыдущему периоду. Все

1 Статья подготовлена по материалам [1].

2 Под усеченным политическим статусом государства подразумевается существующее на данный момент положение о признании населением внутри данной территории других территорий с вновь образованной государственностью: в нашем случае это Луганская Народная Республика и частично признанная Республика Южная Осетия.

экономические показатели стремительно снижались, появились проблемы, связанные с поставкой сырья и отгрузкой произведенной продукции, а также с разрушением производственной инфраструктуры (рис.1) [1].

Млрд. руб.

Рис.1. Динамика объема реализованной промышленной продукции в Донецке

в 2013-2015 гг.

На начало 2017 г. основную долю в промышленности ДНР занимали металлургия и металлообработка - около 37%; пищевая промышленность - 11%; 9% - коксохимия; 2% - химическая промышленность; около 2% - машиностроение (в довоенный период около 10%) (рис. 2) [1].

Рис. 2. Структура промышленности ДНР, январь 2017 г.

Годовой объем добычи рядового угля в 2013 г. в Донецкой области составлял 37,8 млн. т. Балансовые промышленные запасы угля - 14 млрд. т. В настоящее время добыча угля подземным способом - один из базовых видов производственной деятельности в ДНР. Наблюдавшаяся положительная динамика объемов добычи угля была связана с наличием рынка сбыта для украинской металлургии, коксо-

химии и электроэнергетики. На сегодня в связи с «угольной блокадой» происходит переориентация на российский рынок.

На территории ДНР расположены 37 действующих шахт, в том числе две шахты негосударственной формы собственности, также ведут добычу 45 частных угольных предприятий («копанок»), на которых занято около 4 тыс. чел., обеспечивающих половину объема добычи угля (рис. 35 ) [1].

Год

2013

2014

2015

2016

Рис. 3. Динамика угледобывающей промышленности ДНР в 2013-2016 гг.

Важной отраслью промышленности ДНР является черная металлургия. В отрасли насчитывается 45 предприятий. До введения временного внешнего управления (с 1 марта 2017 г.) большинство предприятий работало в украинском правовом поле. Коксохимические заводы республики загружены на 30% своих производственных мощностей (рис. 4)4. В числе приоритетов - полноценный запуск госпредприятия «Юзовский металлургический завод», открытого на базе бывшего Донецкого электрометаллургического завода. Предполагается, что он сможет ежемесячно производить около 30 тыс. т. стали.

До начала военных действий, в 2014 г. машиностроительные предприятия Донецкой области, на которых работали свыше 60 тыс. чел., обеспечивали 9% реализации всей промышленной продукции региона и 11% областного экспорта товаров.

В машиностроении на территории ДНР действуют 45 сохранившихся физически предприятий, которые могут осуществлять выпуск необходимой продукции для предприятий угледобывающей, коксохимической и металлургической отраслей. В 2016 г. предприятия машиностроения выпустили продукции на 2 млрд. руб., что составляет около 2% общего объема произведенной и реализованной продукции в республике. Большая часть машиностроительных заводов загружена на 2025% своих производственных мощностей. При этом «Зуевский энергомеханический завод» (основным заказчиком был РосАтом), «Топаз» (завод, известный своими разработками военных комплексов радиоэлектронной борьбы «Кольчуга»), «Точмаш» остановлены полностью.

В настоящее время в ДНР восстанавливается химическая отрасль в основном только в сфере производства бытовой химии для массового потребителя. Объем

2013 г. — Донецкая область. Остальные годы — ДНР. Данные по Донецкой области и ДНР сопоставимы.

4 См. предыдущую сноску.

реализованной промышленной продукции достиг 31% довоенного уровня, производство аммиака и селитры отсутствует.

Тыс. т

400 350 300 250 200 -150 -100 50 0

■ Ч р

- 144 ■

V ч ч ч 1

ч .

- 42

59

ж. -к.

■ - 39

ш. - 24

п~- 4 7Л - - ь.

Год

Рис. 4. Динамика объема выпуска кокса ( И ), проката ( Ш ), стали (■ ) в 2013-2016 гг. в ДНР

В ДНР также представлена фармацевтическая отрасль, в основном - это производство лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. При этом производители фармацевтической продукции ДНР занимают лишь 3% внутреннего рынка, более 40% занимает - Россия, около 4% - Украина и 53% - другие страны.

Среди предприятий республики есть и производители уникальной продукции химической отрасли. Предприятие «Технические пластические массы» является единственным на территории СНГ по производству изделий для теплоизоляции котлотурбинных агрегатов, однако в настоящее время не работает.

Производство электроэнергии в Донецкой области в довоенный период составляло около 15% выпуска Украины. По объемам ежегодно произведенной электроэнергии донецкий энергетический кластер уступал лишь Запорожской области (Запорожской АЭС). На территории республики расположены две теплоэлектростанции, обеспечивающие электроэнергией ее потребности, общей мощностью более 10 тыс. МВт. В связи со спадом промышленного производства после начала боевых действий мощности Зуевской и Старобешевской ТЭС загружены менее чем наполовину.

В Республике активно реализуется Программа восстановления объектов электроэнергетики в рамках оказания гуманитарной помощи со стороны РФ. На сегодня созданы государственные предприятия электроэнергетики, независимый энергетический рынок, разработана соответствующая нормативно-правовая база. Создана Энергетическая система республики.

Транспортный комплекс Донецкой области до 2014 г. включал практически все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, авиационный. В настоящее время доминирует автомобильный транспорт. Международный аэропорт Донецк им. С. Прокофьева в результате боевых действий полностью разрушен (на его подготовку к Евро-2012 было израсходовано свыше 1,5 млрд. долл.).

В связи с военными действиями и экономической блокадой укрепились позиции сельского хозяйства в структуре экономики ДНР. В 2015 г. на территории республики было собрано 264 тыс. т зерна пшеницы, население было гарантированно обеспечено продовольственным зерном до урожая 2016 г. Посевная площадь в 2015 г. увеличилась в 2,5 раза. Существенно затрудняет развитие сельского хозяй-

- 137

2014

2015

ства республики одна из самых серьезных проблем - заминированные поля, площадь которых в 2016 г. занимала примерно 30 тыс. га.

В Донецкой области до 2014 г. объем производства пищевых продуктов был достаточен для насыщения спроса и полной продовольственной обеспеченности региона. В 2013 г. валютная выручка от экспортных поставок готовых пищевых продуктов предприятиями области составила свыше 270 млн. долл. В 2015 г. объем пищевого производства в ДНР по сравнению с довоенным периодом значительно снизился по всем основным видам продукции. Однако уже в начале 2016 г. число производителей пищевой продукции в ДНР увеличилось на 17%, обеспечив рост объемов реализации произведенной продукции. В 2016 г. предприятия пищевой промышленности на 45% обеспечивали жителей Республики продуктами собственного производства.

С 2015 г. возобновили деятельность более чем 900 предприятий торговли. Однако в наиболее пострадавших районах Донецка до настоящего времени не эксплуатируются до 30% торговых площадей. Торговая сеть города обеспечивает наличие всех основных групп товаров, в том числе социально значимых.

До войны легкая промышленность Донецкой области была представлена более чем 120-ю предприятиями с общей численностью работающих около 5 тыс. чел. Отрасль включала швейную (51%), текстильно-трикотажную (15%) и кожевенно-обувную (34%) подотрасли. В настоящее время в легкой промышленности ДНР работают 33 производителя. Их мощности загружены приблизительно наполовину.

Одним из ключевых вопросов является восстановление жилого фонда и объектов социально-бытового назначения, разрушенных или поврежденных в период боевых действий. Разрушено около 1700 социальных объектов. Более 1500 частных домов не подлежат восстановлению. В 2017 г. запланировано восстановить: около 500 объектов социальной инфраструктуры, более 1000 объектов многоквартирного жилого фонда, 2 тыс. объектов частного жилого сектора, а также строительство более ста частных жилых домов и многоквартирных домов «маневренного» жилого фонда, предназначенных для временного проживания граждан. Жилищные услуги в ДНР оплачиваются по довоенным тарифам.

Во внешнеторговом обороте превалируют импортные операции: в г. Донецке доля экспорта составляет всего 22%, и как следствие отрицательное сальдо на конец 2016 г. составило 140 млн. долл. Основная причина низкой доли экспорта - отсутствие в числе экспортеров предприятий металлургической отрасли, на которые приходилась большая часть экспортной деятельности города.

Практически единственной внешнеторговой нишей для ДНР остается рынок России. Проблема однако в том, что многие предприятия как юридические лица зарегистрированы в соответствии с законодательством республики на территории ДНР. В настоящее время в российском законодательстве нет положений о том, как в принципе российские компании могут строить торговые отношения с предприятиями, зарегистрированными в непризнанных юрисдикциях. Это вносит неопределенность как в документооборот между хозяйствующими субъектами, так и в торговлю.

Сумма прямых иностранных инвестиций по г. Донецку на конец 2015 г. составила всего лишь 2,3% к уровню 2014 г.

В довоенный период в Донецкой области функционировала обширная система банковских учреждений. В настоящий период банковская система ДНР представлена одним банком - Центральным Республиканским Банком с установленным статусом только в качестве расчетно-кассового центра. Коммерческие кредитные операции на территории ДНР до настоящего времени не осуществляются (за исключением ломбардов).

В ДНР изначально в обращении основным средством платежа была украинская гривна. В связи с экономической блокадой со стороны Украины в 2015 г. было

принято решение о введении мультивалютной зоны с правом обращения и платежа гривны, рубля, доллара США и евро, с последующим переходом на российские рубли с режимом плавающего курса.

Налоговая система ДНР регулируется законом, который представляет собой компиляцию норм российского и украинского налоговых кодексов. Особенностью налоговой системы является отказ от налога на добавленную стоимость и введение налога с оборота. При этом для предприятий малого бизнеса предусматривается упрощенная система налогообложения. Следует отметить, что налоговым законодательством предусматривается высокая ввозная таможенная пошлина на сырье и материалы, ввозимые из РФ для производства, из-за невозможности согласовать давальческую схему. Отсутствует механизм урегулирования преференций по торговой пошлине на продукцию, произведенную из российского сырья и реализуемую на территории России.

Бюджет ДНР официально не публикуется. По информации правительства республики, на сегодня наибольшую часть расходов бюджета - 50% - составляют социальные выплаты, из них 25% - оплата труда и начисления работникам законодательной и исполнительной власти, а также заработная плата в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Кроме того, в бюджет заложены средства на выполнение работ и услуг по исполнению проектов ликвидации шахт, обеспечению их гидрогеологической безопасности и содержанию на период подготовки к ликвидации. В бюджете не предусмотрены средства для инвестирования в реальный сектор экономики. Расходная часть бюджета г. Донецка за 2015 г. в объеме около 2,6 млрд. руб., значительная часть которой (70,7%) в виде материальной помощи расходуется на заработную плату, также не содержит позиций для поддержки реального сектора экономики (рис. 5).

40 млн. руб. -текущие расходы на содержание учреждений, 2%

23 млн. руб. -медикаменты, 1%

53 млн. руб. ■ питание, 2%

292 млн. руб. -

оплачено коммунальным предприятиям за оказанные услуги и выполненные работы, 11%

242 млн. руб. транспорт, 9%

102 млн. руб. -

оплата потребленных энергоносителей, 4%

1 835 млн. руб. -заработная плата с начислениями (материальная помощь), 71%

Рис. 5. Расходная часть бюджета г. Донецка в 2015 г.

Численность экономически активного населения республики, по предварительным оценкам, достигает 1,4 млн. чел., что составляет 57% всего населения. Демографические процессы характеризуются низкой рождаемостью и высоким уровнем смертности.

Доходы населения и заработная плата. Среднемесячная заработная плата одного штатного работника составляет 6800 руб. На 2016 г. сумма задолженности по заработной плате составила почти миллиард рублей, из них - задолженность Украины 400 млн. руб.

На данное время в ДНР зарегистрировано около 560 тыс. пенсионеров. Минимальная пенсия составляет 2600 руб. Средний размер пенсии - 3300 руб.

Таким образом, анализ состояния экономики ДНР с учетом ограниченности официальной статистики позволил выявить проблемы и риски, препятствующие развитию экономики ДНР, а также возможные пути их преодоления. К основным проблемам можно отнести:

- политические: неопределенность статуса государственности; уголовное преследование представителей органов власти ДНР со стороны Украины; дипломатическая изоляция;

- экономические: неурегулированность отношений собственности; экономическая блокада территории и разрыв экономических связей и цепочек; неразвитая институциональная среда; сложности с импортом сырья и комплектующих; ограничения на экспорт продукции; низкий уровень использования основных фондов; низкий платежеспособный спрос населения; дефицит конкурентоспособного потенциала, обусловленный потерей высококвалифицированных кадров, технологий и вывозом капитала; сокращение рынков сбыта из-за уменьшения территории реализации продукции, административных и таможенных барьеров в сфере внешнеэкономической деятельности; низкая конкурентоспособность продукции вследствие дорогого сырья, ограниченных возможностей привлечения передовых технологий и инвестиций; недостаток оборотных средств у промышленных предприятий;

- технологические: разрушение части промышленного потенциала; значительная изношенность (физическая и моральная) основных фондов промышленных предприятий; высокий уровень энергоемкости промышленного производства;

- финансовые: отсутствие кредитного механизма финансирования; отсутствие унификации налоговых систем ДНР, ЛНР и РФ; отсутствие системы страхования; отсутствие урегулированного рынка кредитных карт и электронных денег;

- социальные: массовые разрушения жилого фонда и социальной инфраструктуры; низкий уровень доходов; малая занятость трудоспособного населения; высокий уровень смертности.

Принимая во внимание указанные проблемы, для запуска процессов восстановления экономики, с учетом существенного потенциала ее развития, необходимо реализовать ряд первостепенных мер, которые позволят нормализовать функционирование экономики в новых условиях, ускоренными темпами восстанавливать утраченные позиции и выявлять новые перспективные формы взаимодействий:

- сотрудничество властей республики с собственниками предприятий по их реинтеграции в экономику ДНР;

- установление режима наибольшего благоприятствования во внешнеэкономических отношениях с РФ, ЛНР и другими странами;

- широкое участие предприятий ДНР в государственных программах и программе импортозамещения РФ;

- повышение уровня использования производственных мощностей в кооперации с предприятиями РФ;

- изыскание возможностей восстановления экономических, производственных, торговых и прочих отношений с оставшейся под контролем Украины частью Донбасса, возможно, как с иностранным агентом;

- интеграция в финансово-кредитную систему РФ, расширение регуляторных функций ЦРБ ДНР с возможностью передачи функции расчетно-кассового обслуживания другим государственным банкам.

При этом следует иметь в виду, что перспективными взаимовыгодными направлениями взаимодействий экономики России и Донбасса являются5:

- использование углей Донбасса, что позволит разгрузить железнодорожные магистрали восточного направления России;

- загрузка энергогенерирующих мощностей Донбасса на базе собственных углей и давальческого природного газа позволит снизить энергодефицит в южных регионах России;

- поставки недостающих железосодержащих компонентов на металлургические предприятия региона позволят увеличить сбыт железорудного сырья предприятиям Курской магнитной аномалии;

- поставки труб большого диаметра с Харцызского трубного завода и продукции Харцызского сталепроволочно-канатного завода благодаря их более низкой цене позволят существенно сократить издержки российских предприятий, закупающих подобные металлоизделия;

- поставки в РФ высококачественной бытовой техники (холодильников, кондиционеров и проч.), конкурентоспособной по соотношению цена/качество, также дадут возможность сократить издержки российских потребителей;

- использование сохранившегося уникального металлообрабатывающего оборудования, имеющего практически нулевую балансовую стоимость, но физически малоизношенного, для размещения заказов, позволит машиностроительным предприятиям России сократить издержки на обработку по кооперации за счет сокращения составляющей амортизационных расходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- восстановление отдельных участков ЛЭП в ДНР повысит надежность энергосистемы России и увеличит возможность маневрирования мощностями; Этому же будет способствовать восстановление отдельных сегментов трубопроводных сетей ( нефте-, газо-, продуктопроводов);

- загрузка заказами предприятия «ДКИ «Технические пластические массы» - единственного на территории СНГ производителя теплоизоляционных жесткоформованных известково-кремнеземистых изделий для теплоизоляции котлотурбинных агрегатов;

- включение в производственные цепочки предприятий химической отрасли ДНР, которые, к примеру, могут занять нишу по выпуску мономеров - сырья для производства полимеров, дефицитных для химической промышленности России;

- организация экспорта из России продуктов питания и товаров массового спроса, услуг связи в расчете на платежеспособный спрос в Донбассе;

- обслуживание финансовыми учреждениями России юридических и физических лиц Донбасса с целью увеличения объема банковских услуг.

Таким образом, должны быть приняты эффективные политические, экономические, в том числе финансовые, меры со стороны властей Республики, собственников предприятий ДНР для возможной реализации принимаемых решений. Кроме того, желательно, чтобы была задействована и политическая поддержка со стороны РФ. Необходимо усиление акцента на ограниченности экономики ДНР, функционирующей на основе гуманитарной помощи, которая изначально направлена на выживание, а не на развитие.

В конечном счете рост производства и увеличение собственной налоговой базы Донецкой Народной Республики упростит ее экономическое и бюджетное взаимо-

5 При составлении перечня перспективных направлений взаимодействия использованы предложения В.Н. Инякина, см. [1], с. 93.

действие с Российской Федерацией, а также позволит расширить размеры платежеспособного рынка для поставок российской продукции.

* * *

Развитию экономики ДНР, кроме военных действий, которые продолжаются, юридических, экономических и политических противоречий, препятствует критическое разрушение сложившихся связей по источникам сырья, поставкам кокса, рынкам сбыта и пр. Для восстановления экономики потребуется полностью переформатировать стратегию работы промышленных предприятий ДНР. Тем не менее, территория республики, даже с учетом ущерба от разрушений обладает значительным промышленным потенциалом и при условии внешней помощи (политической, технической, финансовой), инвестирования в реальный сектор экономики, использования новых подходов в управлении, адекватных ее специфическим проблемам, имеет возможность экономически развиваться и обеспечивать достойный уровень жизни населения Донбасса.

Литература

1. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / Кол. авт. Ред. А.В. Половян, Р.Н. Лепа. ГУ Институт экономических исследований. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Донецк, 2017. 97 с.

2. Караман АА. Становление новых государственных образований на территориях стран — членов Содружества независимых государств: историко-правовой анализ: автореф. дисс. канд. юрид. наук. М, 2001.

3. Олейников С.В. Государства с отложенным политическим статусом: резонансное пространство информационных потоков // Гуманитарный вектор. Сер.: история, политология. Чита: ФГБОУ Забайкальский государственный университет. 2014. Вып. № 3 (39). С. 136-142.

4. Арпентьева М.Р. Социально-политические аспекты компрадорской экономики и проблемы устойчивого развития России // Устойчивое развитие: наука и практика. Международный электронный журнал. 2015. № 2 (15). Режим доступа: http://www.yrazvitie.ru

5. Мелешкина Е.Ю., Кудряшова И.В. Сецессии на постимперском пространстве: Косово, Абхазия, Южная Осетия //Актуальные проблемы Европы. ИНИОНРАН. 2015. № 1. С. 56-80.

6. Асимметрия мировой системы суверенитета: Зоны проблемной государственности / Под ред. М.В. Ильина, И.В. Кудряшовой. М.: МГИМО-Университет, 2011. 248 с.

7. Маркедонов С. Проблема самоопределения непризнанных республик: интересы России // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. ИНИОН РАН. 2007. № 25. С. 5-7.

8. Lieven A., Halsman J. Let's Get Real International //Herald Tribune. 2006. October 3.

9. De Waal T. Kosovo Тalks about much than just Kosovo // Financial Times. 2006. May 10.

10. Непризнанные государства: возможности и вызовы XXI века // Материалы круглого стола журнала «Мировая экономика и международные отношения» (ИМЭМО РАН) и информационно-аналитического порталаPROGNOSIS.RU. 2006. № 12. С. 64-81.

11. Antonova I. The Phenomenon of Unrecognized and Partially Recognized States as a Problem of National, Regional and Global Security: the Main Features of Russian Policy. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.isanet.org/Web/Conferences/ISSS%20Austin%202014/Archive/fbcd3d86-b486-4c1e-b492-2e3cf157587c.pdf

12. Квашнин Ю. Влияние кризиса на Украине на экономическое сотрудничество России с балканскими странами. Матер. межд. конф. «Энергетика и инновации: что ожидает мир в ближайшие десятилетия?» М.: ИМЭМО РАН, 2014. С. 31-41.

13. Маркедонов С. Украинский кризис: воздействие на кавказский регион // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. ИНИОН РАН. 2014. № 34. С. 12-15.

14. Силаев Н.Ю. О фрагментации государства, эволюции этнических движений и сепаратизме в России // Сепаратизм в политической жизни современной Европы. Сер. «Доклады Института Европы». М.: Институт Европы РАН, 2015. 87 с.

15 Ступаков Н.В. Применение современных доктрин признания международной правосубъектности государств в согласительных (мирных) процедурах урегулирования конфликта Украины с ДНР и ЛНР // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 3 (4). С. 17-27.

16. Патракеева О.Ю. О сценариях сотрудничества приграничных регионов России и Украины в условиях неопределенности // Региональная экономика. Юг России. ФГОУ Волгоградский государственный университет. 2015. № 4 (10). С. 57-62.

17. Шеломенцев А.Г., Дорошенко С.В., Топоркова А.Д. Платежные системы в непризнанных республиках: от хаоса к восстановлению // Управление экономикой: методы, модели, технологии. Материалы XVмеждународной научн. конф. Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2015. С. 187-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.