Научная статья на тему 'Экономика стран Содружества: на разных скоростях по разным дорогам'

Экономика стран Содружества: на разных скоростях по разным дорогам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
656
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведев Р.

В статье подробно рассмотрены динамика показателей экономического развития бывших союзных республик после распада СССР, проанализирована успешность моделей развития, экономических программ в сравнении с российской моделью. Что же в конце концов получилось из того необычайного экономического, политического и исторического эксперимента, который мы обозначаем сегодня аббревиатурой СНГ?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Медведев Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика стран Содружества: на разных скоростях по разным дорогам»

В статье подробно рассмотрены динамика показателей экономического развития бывших союзных республик после распада СССР, проанализирована успешность моделей развития, экономических программ в сравнении с российской моделью.

Что же в конце концов получилось из того необычайного экономического, политического и исторического эксперимента, который мы обозначаем сегодня аббревиатурой СНГ?

Экономика стран Содружества:

на разных скоростях по разным дорогам

Р. МЕДВЕДЕВ

Союзные республики. Разный уровень

В Советском Союзе республики имели разные уровни экономического развития и благосостояния граждан. Неодинаковым было и их место в разделении труда внутри СССР. В стране преобладало крупное производство, развивавшееся на основе жесткого плана. Предполагалось, что 2-3 крупных предприятия обеспечат потребность в тех или иных изделиях всего Союза. Казахстану и Узбекистану можно было не заботиться о производстве гвоздей, топоров, спичек или бумажной посуды - они должны были давать стране зерно и хлопок. Все эти обстоятельства породили множество трудностей после распада СССР.

Еще в 1992 г. кандидат экономических наук из Санкт-Петербурга А. Н. Иларионов, используя статистические справочники ООН, статистические ежегодники СЭВа и СССР, составил подробные сравнительные таблицы уровней развития и жизни союзных республик (табл. 1).

Как известно, далеко не весь ВВП идет в сферу потребления. Помимо средств, которые шли на расширенное воспроизводство, немалые средства внутри СССР перераспре© ЭКО 2006 г.

делялись между республиками. Это позволяло несколько снизить различия в уровнях жизни.

Таблица 1

Уровень развития республик СССР в 1990 г. (в ценах 1985 г.). тыс. дол./чел.*

Республика ВВП Частное потребление Республика ВВП Частное потребление

Российская Федерация 5,87 3,22 Казахстан 3,43 2,61

Белоруссия 5,70 3,01 Азербайджан 3,06 1,80

Украина 4,64 2,78 Киргизия 2,75 2,12

Армения 4,03 2,46 Туркмения 2,72 1,91

Молдова 3,80 2,70 Узбекистан 2,23 1,75

Грузия 3,67 2,47 Таджикистан 1,80 1,58

* Источник: Вопросы экономики. 1992. № 4-6.

А. Н. Иларионов приводит далее очень интересные показатели по республикам: потребление на душу населения сахара и животного протеина, энергии в угольном эквиваленте, число автомобилей на 10 тыс. жителей и телефонов на 1 тыс. жителей1.

Свой путь к независимости республики СССР начинали 1 января 1992 г. с разных уровней. Как известно, распад государства был инициирован тремя наиболее благополучными - Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной. В особенно трудном положении оказались дотационные республики - Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Последние две, наиболее бедные, к тому же страдали от аграрного перенаселения и тяжелого экологического положения. Ко всему прочему они граничили с Афганистаном, где шла гражданская война, в которой активно участвовали таджики и узбеки, жившие в северных областях Афганистана.

Нелегко пришлось также Азербайджану и Армении, воевавшим из-за Нагорного Карабаха.

1 Вопросы экономики. 1992. № 4-6. С. 130-143.

Упадок 1990-х годов

Распад Советского Союза сопровождался упадком в экономике: в производстве, уровне жизни населения и во всех других сколько-нибудь важных сферах жизни общества (табл. 2)2.

Таблица 2

Уменьшение физического объема ВВП в 1992 г. по сравнению с 1991 г. в постоянных ценах, %3

Российская Федерация 14,50 Казахстан 5,30

Белоруссия 9,60 Азербайджан 22,6

Украина 10,0 Киргизия 14,0

Армения 41,0 Узбекистан 11,0

Молдова 29,0 Таджикистан 30,0

Грузия 45,0

Еще в конце 1991 г. Б. Н. Ельцин говорил о неизбежности временного экономического упадка и просил российских граждан потерпеть «полгодика или, может быть, годик». Однако движение вниз как для экономики России, так и почти всех стран СНГ продолжалось еще много лет (табл. 3).

Таблица 3

Индекс физического объема ВВП к уровню 1991 г., %

Республика 1995 1999 2003

Российская Федерация 65,4 64,4 83,6

Белоруссия 66,1 84,8 105,4

Украина 52,3 44,7 59,5

Армения 59,8 72,5 108,2

Молдова 48,0 41,0 54,0

Грузия 35,8 46,7 58,4

Казахстан 69,0 71,0 106,2

Азербайджан 42,2 53,3 80,1

Киргизия 55,0 68,5 84,2

Узбекистан 81,6 95,2 112,3

Таджикистан 41,0 38,0 54,0

2 Расчеты сделаны по статистическому ежегоднику: Содружество независимых государств в 2003 г. М., 2004.

3 Туркменистан перестал сообщать данные о состоянии своей экономики в руководящие структуры СНГ и статистические центры ООН.

Особенно сильным был упадок в промышленном производстве. В 1995 г. его объемы в Азербайджане составляли 33% от уровня 1991 г., в Киргизии - 27%, Грузии - всего 18%. Только Узбекистан сумел поднять уровень своего промышленного производства до 98%.

Спад производства почти во всех странах СНГ прекратился в 1996-1997 гг., но подъема не было. Все бывшие республики находились в режиме выживания, и общая картина была мрачной не только в Грузии, Молдавии или Таджикистане, где положение было самым плохим, но и в более благополучных Узбекистане и Казахстане.

Один из российских журналистов, побывавший в северо-западных областях Казахстана в 1997 г., писал: «Казахстан - это даже не страна и не государство. Это огромное, замерзшее и страшное пространство, территория, на просторах которой выживает с каждым днем теряющее человеческий облик "население". Эта территория покрыта квадратами незасеянных полей с ржавеющими остовами тракторов и комбайнов, чудовищными мертвыми заводами, обезлюдевшими угольными разрезами и урановыми рудниками. Сегодняшний Казахстан - это ужасный сон, который нельзя оправдать ни войной, ни революцией, ни какой-нибудь чумой или глобальной катастрофой»4. Конечно же, в этой картине умирающего государства были огромные преувеличения, но была и немалая доля истины. Разруха царила даже в Байконуре - за пределами самого космодрома.

Финансовые кризисы в странах Юго-Восточной Азии осенью 1997 г. и в России осенью 1998 г. серьезно ударили по экономике почти всех стран СНГ. Неожиданная и масштабная девальвация российского рубля поставила их в очень трудное положение. Объем торговли с Россией в СНГ упал на 20%, а Казахстан был вынужден без предупреждения ввести запретительную пошлину (200%) на товары из пяти стран СНГ, входивших в Таможенный союз.

По многим показателям именно 1999 г. оказался худшим для большинства стран СНГ (см. табл. 3).

4 Завтра. 1997. № 13.

Положение в четырех странах СНГ ухудшилось даже в сравнении с 1995 г., а особенно тяжело пришлось Украине. В июле 1999 г. Верховная Рада приняла полное отчаяния Обращение к Парламентской ассамблее ОБСЕ, Европейскому парламенту, ПАСЕ, Межпарламентской ассамблее СНГ, ко всей европейской и мировой общественности, где говорилось: «Экономика нашей страны за годы так называемых реформ доведена до краха. Утрачено 2/3 валового внутреннего продукта, 3/4 промышленного и более 1/2 сельскохозяйственного производства. Внешний государственный долг достиг 12,4 млрд дол.,что равняется двум годовым бюджетам Украины»5.

А ведь именно президент Украины Л. Кравчук с гордостью заявлял в марте 1992 г., что именно он является «главным могильщиком Советского Союза», и обещал быстро наполнить все магазины страны дешевыми и нужными людям товарами. Это обещание действительно выполнялось на протяжении трех-четырех месяцев 1992 г. Упадок начал стремительно развиваться в 1993-1994 гг., что и привело к поражению президента. Примерно в это же время сменилось руководство в Азербайджане, Грузии, Армении, Молдавии, Белоруссии и Таджикистане.

Подъем экономики в 2000-2003 гг.

Определенное оздоровление экономики и подъем производства начались в странах СНГ только в 2000 г. Наибольшие темпы ежегодного прироста в 2000-2003 гг. демонстрировала Армения - 10,6% физического объема ВВП в постоянных ценах. Это развитие шло, однако, от очень низкого уровня. Еще в 1989-1990 гг. сильное землетрясение, остановка Армянской АЭС и конфликт с Азербайджаном отбросили ее экономику назад на 20-30%.

Высокие темпы роста почти по всем направлениям демонстрировал Казахстан - 10,5%. Относительно быстро стал развиваться Таджикистан, разрушенный шестилетней гражданской войной, - 9,5% и Азербайджан - 8%.

5 Содружество. Ежемесячное приложение к «Независимой газете». № 10. 29 ноября 2000 г.

В России небольшой прирост ВВП начался еще в 1999 г., и среднегодовой рост его физических объемов составлял 6,7% - не лучший результат после многолетнего и глубокого упадка. Украина прибавляла в темпах роста 7,4% ежегодно, но ее упадок в 1990-е годы был еще более глубоким. Молдавия и Белоруссия прибавляли в среднем за год по 5,5%, но также от разных исходных уровней. Медленным в эти годы было развитие и для Грузии - 5,7%. Киргизия прибавляла в среднем по 4,4%, Узбекистан - по 4,2%. Однако в Узбекистане прирост ВВП начался уже в 1998 г., и республика превысила уровень 1991 г. (табл. 3, 4).

Таблица 4

Индекс объема продукции промышленности в 2003 г. (к уровню 1991 г.), %

Узбекистан 151 Таджикистан 58

Белоруссия 120 Молдова 56

Украина 85 Киргизия 46

Казахстан 80 Азербайджан 40

Армения 77 Грузия 28

Российская Федерация 72

Как ни странно, самый большой упадок на Украине и в Молдавии был в сельском хозяйстве, показатели которого ухудшились в период 1992-2003 гг. Белоруссия, Казахстан и Азербайджан смогли поднять уровень сельскохозяйственного производства до 80-82% от уровня 1990-1991 гг., Россия - до 73%, Украина - до 60%, Молдавия - до 53%.

Уровень жизни населения, достигнутый в странах СНГ к 2003 г., характеризуют данные о среднемесячной номинальной заработной плате и среднем размере пенсии (табл. 5)6.

Ни одна из стран СНГ не смогла достойно обеспечить старых людей. Однако их положение в Таджикистане, Грузии, Киргизии, Армении и Молдове вообще трудно себе представить.

6 По Узбекистану и Туркмении статистический ежегодник СНГ данных не содержит.

Таблица 5

Изменение средней заработной платы и месячного размера пенсий в 1995—2003 гг., дол.

Страна Заработная плата Пенсия

1995 2003 1995 2003

Российская Федерация 103,7 179,7 52,3 59,3

Белоруссия 65,5 120,8 33,7 52,8

Украина 49,8 86,7 21,6 34,2

Армения 17,4 56,6 - -

Молдова 31,8 63,9 14,3 15,9

Грузия 10,5 51,7 5,0 7,6

Казахстан 78,5 154,6 29,3 45,9

Азербайджан 14,1 78,8 3,9 24,2

Киргизия 34,0 43,8 17,6 15,9

Таджикистан 8,6 14,6 2,3 4,4

Ситуация в 2004-2005 гг.

Итоги 2004-2005 гг. еще не подведены окончательно, но из уже опубликованных данных в российской печати можно сделать вывод, что движение вперед в государствах СНГ продолжалось, и по-прежнему на разных скоростях (табл. 6)7.

Таблица 6

Прирост ВВП в 2004 г., %8

Российская Федерация 7,1 Казахстан 9,0

Белоруссия 11,0 Азербайджан 10,2

Украина 12,0 Киргизия 8,0

Армения 10,1 Таджикистан 10,6

Грузия 10,0

В Киргизии из-за беспорядков и анархии в марте 2005 г. произошел очевидный спад производства. В Грузии и на Украине темпы прироста уменьшились с 10-12% до 5-6%.

7 Данные о положении дел в Молдове, Туркменистане и Узбекистане в российской печати не публиковались.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Аргументы и факты. 2005. № 7. С. 4; Время новостей. 2005. 5 сентября.

Подводя общий итог 14-летнему независимому существованию государств СНГ, следует отметить несомненный успех Казахстана и Узбекистана, которые по всем основным показателям экономического развития не только достигли уровня 1990-1991 гг., но и превысили его. Граждане этих государств живут еще очень бедно, но к ним вернулась определенная уверенность в будущем. На третье место в этом негласном соревновании можно поставить Беларусь, также превысившую основные показатели 1990-1991 гг.

Состояние российской экономики, по данным 2003-2004 гг., можно оценивать только как умеренно-удовлетворительное. Глубокий кризис 1990-х годов завершился, но страна еще не вышла на исходные позиции для уверенного и длительного роста. По сравнению с экономиками Беларуси, Казахстана и Узбекистана Россия располагала очень большой экономической мощью, но главным образом в силу своих размеров и разнообразия, а не в силу эффективности и производительности. Умеренно-удовлетворительным в 2005 г. было и положение Армении. Не испытывал явных экономических трудностей Туркменистан, однако положение дел в этой стране не было открыто для объективного анализа.

Тяжелым было экономическое положение Азербайджана и Киргизии, но в Азербайджане оно медленно улучшалось, а в Киргизии, напротив, - стало ухудшаться.

Очень тяжелым оставалось положение в Молдавии, Таджикистане, Грузии и на Украине. Несмотря на некоторый рост показателей за последние 3-4 года, общее состояние экономики нельзя оценить иначе, как кризис. Эти государства только начали выбираться из пропасти, в которой они оказались в 1990-е годы.

Модели экономик в СНГ

К моменту провозглашения независимости ни одна из стран СНГ не имела какой-либо экономической программы. Это был шаг в неизвестность, а для некоторых людей, предприятий и целых отраслей - почти катастрофа.

Для всех стран СНГ 1992-1995 гг. были по преимуществу временем разрушения и упадка, невероятно трудное время выживания. Миллионы людей с января 1992 г. потеряли работу и перестали получать зарплату. Быстро обесценивались сбережения, пенсии и пособия. Терялись привычные ориентиры, цели и ценности.

Однако не все удалось разрушить. Какие-то основы сохранились, и на их базе новые государства начали создавать новые структуры, правила, законы и ценности. Далеко не всем странам СНГ удалось успешно справиться с этой задачей, но некоторые уже в 1997-1998 гг. начали выходить из кризиса.

В 1999-2004 гг. у некоторых государств сложилась вполне устойчивая и ясная экономическая стратегия и хозяйственная практика - экономическая модель. Эти модели определялись не только намерениями, концепциями и планами лидеров стран, но и ресурсами, геополитическим положением государств, историей, традициями, культурой и даже трудовой моралью народов.

Наиболее четкие экономические модели были созданы в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане.

Модель Белоруссии

В 1992-1994 гг. в Белоруссии, в отличие от России, не проводилось никакой «шоковой терапии». Политическая власть в республике была раздроблена и слаба, а экономическое руководство осуществляла не команда иностранных экономических советников, как в Москве, а последнее советское правительство, возглавляемое В. Кебичем.

В Белоруссии проводились осторожные рыночные реформы. Верховный Совет принял множество законов о переходе к рыночной экономике, приватизации и даже именных приватизационных чеках. К концу 1993 г. в республике было приватизировано несколько сотен предприятий, в основном мелкие и средние, которые были преобразованы в акционерные общества, и всего лишь 3% советских активов - по их балансовой стоимости9.

9 Чигринов П. Г. История Беларуси. Минск, 2004. С. 630.

Разрешена была почти полная свобода торговли. В итоге только в 1992 г. все цены на основные потребительские товары поднялись в 11 раз, реализация товаров по их натуральным объемам сократилась на 26%, в 1993 г. - на 17%10. Это свидетельствовало о резком падении уровня жизни населения страны. Более 300 тыс. чел. потеряли работу.

В сельской местности в 1992-1993 гг. появилось более 2500 ферм, но их удельный вес в товарной продукции сельского хозяйства составлял всего 1%. Демократическая оппозиция в Белоруссии требовала как можно быстрее распустить все колхозы и совхозы и более активно проводить приватизацию. Однако в самой деревне эти требования мало кто поддерживал.

Не было серьезных предложений и относительно приватизации крупных промышленных предприятий. Как известно, в бедной ресурсами Белоруссии в 50-80-е годы развивалось главным образом машиностроение, и экономисты называли ее «сборочным цехом СССР». Десятки машиностроительных и станкостроительных заводов, а также заводов по производству телевизоров, холодильников и радиоаппаратуры завершали технологический цикл, начинавшийся, как правило, в России и на Украине. В 1992-1993 гг. эти заводы работали с перебоями, не приносили прибыли и нуждались в субсидиях государства.

После прихода к руководству А. Н. Лукашенко постепенно возобладала новая экономическая политика, основанная на прагматизме, реализме и здравом смысле. Разработанный под его руководством документ «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.» был одобрен Всебелорусским народным собранием и стал законом.

На сегодня в Беларуси более 80% активов в городе и деревне являются государственной и кооперативной собственностью. Здесь нет олигархов и крупных частных состояний. Но государственные предприятия и колхозы, а также совхозы работают лучше, чем в советские годы. В обществе

10 Чигринов П. Г. История Беларуси. С. 629, 630.

сохранились в основном советские формы хозяйствования, хотя здесь нет правящей партии, а две маловлиятельные компартии находятся в оппозиции.

В стране сохраняются очень низкие цены на основные потребительские товары и услуги ЖКХ - благодаря дотациям из бюджета. Частная инициатива развивается главным образом в сфере мелкого и среднего производства и сфере услуг. По уровню преступности и коррупции Белоруссия, пожалуй, самое благополучное государство в СНГ. Средняя зарплата в 2005 г. была выше, чем в России, средние размеры пенсий поднялись до 83 дол., то есть почти до 2500 руб. Безработицы в Белоруссии фактически нет, и в поисках работы сюда приезжает немало людей из соседней Украины.

Товарооборот с Россией превысил 16 млрд дол. в годовом исчислении. Белорусские тракторы, самосвалы, телевизоры, продукцию химической промышленности покупают в 66 странах мира. В СНГ хорошо продаются холодильники и морозильные устройства. По структуре экспорта и импорта Белоруссия - промышленно развитая страна, а не сырьевой придаток России или стран Запада.

Белоруссия - единственная страна в СНГ, где фактически не уменьшилась площадь сельскохозяйственных угодий (на Украине - в 2 раза), а урожайность основных культур возросла по сравнению с советским периодом.

По существующим критериям Белоруссию можно определить как социалистическое государство, но устроенное более разумно, чем СССР. По состоянию на 2004 г. Россия получает 62% ее экспорта и обеспечивает 65% ее импорта. Но было бы ошибочным считать на этом основании, что Россия контролирует белорусскую экономику11. Это взаимовыгодные отношения, а не помощь.

Ошибался и В. В. Путин, когда с некоторым пренебрежением говорил, что белорусская экономика составляет всего 3% от российской. Население Белоруссии составляет около 7% от численности населения России, и общие объемы экономики также примерно равны 7% от объемов России.

11 Вашингтон-таймс. 2005. 25 апреля.

РЕГИОН 3 ЭКО № 6, 2006

По данным Всемирного банка, еще в 2001 г. объем ВВП на душу населения в расчете на год составлял на Украине 4350 дол., в Казахстане - 6500 дол., России - 7100 дол., Белоруссии - 7620 дол.12 Но в 2002-2005 гг. экономика и уровень жизни в Белоруссии росли быстрее, чем в России.

Модель Казахстана

Еще в 1990-1991 гг. в Казахстане сложилась сильная президентская власть, возглавляемая Н. Назарбаевым, опиравшаяся на партийно-государственные структуры и элиту казахских кланов. Оппозиционные группы были слабы и не могли бросить вызов власти.

Новая обстановка требовала существенного обновления управленческих кадров, что происходило в Казахстане достаточно быстро и не столь болезненно и хаотично, как в России. Центральным звеном этого обновления стали президентские структуры. В них шло постепенное перетекание всех главных властных функций, а власть, как почти везде на Востоке, приобретала достаточно четкие формы пирамиды.

Несколько позже этот процесс принял особенную наглядность, когда было решено перенести столицу государства из 1,5-миллионной Алма-Аты в провинциальный Акмолинск (Астана) с преимущественно русским и русскоговорящим населением. Это решение было продиктовано мотивами географического, национального и экономического характера, но были очевидны и политические - ослабить сложившуюся в советское время партийно-государственную бюрократию и традиционную систему кланов. В Астану на все наиболее важные должности приглашались люди, близкие к Н. Назарбаеву.

Из города с населением в 200 тыс. чел. Астана достаточно быстро превратилась во второй центр Казахстана с населением, которое, как ожидается, достигнет к 2010 г. 1 млн человек.

В экономике были перепробованы несколько вариантов реформ, в том числе и попытки проведения приватизации

12 Мир перемен. 2004. № 3. С. 78.

по российскому образцу - через ваучеры. Советы давал приглашенный Г. А. Явлинский. Поработали здесь и некоторые западные эксперты, в том числе и из МВФ. Однако большая часть начинаний первых лет оказалась неудачной, и положение дел в экономике ухудшалось. Только после введения собственной валюты и укрепления новых государственных институтов Казахстан начал постепенно создавать собственную модель экономики.

Экономика Казахстана была ориентирована главным образом на добычу и частичную переработку больших сырьевых ресурсов. Желающих поучаствовать в приватизации таких предприятий было много. Было немало предложений о разведке и последующей разработке перспективных месторождений. В этих условиях было недопустимо проводить залоговые аукционы с заранее определенным кругом участников. К приватизации предприятий были допущены и иностранные фирмы, которым разрешалось приобретать контрольные пакеты акций и которые могли быстро наладить эффективное использование приобретенных активов.

Процесс передачи промышленных предприятий под управление иностранных фирм начался в первые месяцы 1995 г., что значительно сократило масштабы разрухи и упадка. В основном это были компании из Японии, Южной Кореи и Турции. Большие капиталовложения в экономику страны стали делать США, Великобритания, Франция, Канада, Израиль, позже - Китай и Россия. В 1996 г. иностранные капиталовложения в 16-миллионном Казахстане были значительно больше, чем в 150-миллионной России. Помимо нескольких миллиардов долларов прямых инвестиций Казахстан получил под небольшие проценты 1 млрд дол. кредита.

Под иностранное управление перешли многие ГЭС и ТЭЦ, а также крупные месторождения золота. Значительные средства были вложены в геологоразведку. Разумеется, всех привлекала и нефтяная отрасль. При оформлении крупных сделок правительство получало крупное вознаграждение, что позволило уже в 1996 г. существенно увеличить доходную часть бюджета. Казахстан сотрудничал с иностранны-

РЕГИОН

3*

ми фирмами, которые, вкладывая средства в экономику республики, не претендовали на политическое влияние, как это было в России.

Гораздо хуже обстояло дело на крупных предприятиях легкой промышленности и машиностроения, которые раньше работали на нужды всего Союза, а в 1993-1995 гг., лишившись прежних заказов, начали разрушаться. Здесь правительство республики встало на путь развития предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на внутренний рынок. На внешние рынки Казахстан поставлял в первую очередь сырьевые товары, которых в 1996 г. было продано более чем на 4 млрд дол.

Подъем экономики начался с 1999 г. По оценкам западных экспертов, именно Казахстан более успешно, чем другие страны СНГ, осуществлял переход на рыночные принципы хозяйствования. Уже в 1999 г. частный сектор давал 75% всей продукции. Развивалось и национальное предпринимательство - в несырьевых отраслях и сфере услуг. К 2003 г. образовалось около десяти крупных частных холдингов, интересы которых далеко не всегда совпадали с интересами западных компаний и правительства.

Повышение цен на нефть, а также почти на все виды сырья и на металлы привело к значительному ускорению развития экономики Казахстана. Уже в 2000 г. экспорт составил почти 9 млрд дол., импорт - около 7 млрд дол. Нефть и газ давали 43% экспорта, черная и цветная металлургия - около 20%. Быстро развивался мелкий бизнес, который давал работу почти 1,5 млн чел.

На протяжении 2000-2004 гг. ВВП вырос на 45%, что позволяет уверенно планировать его удвоение уже к 2009 г. Инфляция в Казахстане значительно ниже, чем в России. Республика стала активно искать свое место в производстве более сложных видов промышленной продукции. Ее правительство понимает необходимость диверсификации существующих отраслей экономики и стимулирования наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью.

При очень высокой доле частной промышленности - иностранной и национальной - государство не ушло из экономики и в последние 5 лет непрерывно увеличивает свое присутствие. Именно оно приняло на себя главные заботы по развитию всех видов транспортной инфраструктуры: авиации, железных дорог, нефте- и газопроводов, что достаточно непросто в стране с территорией в 2,7 млн км2. Многие линии связи и транспорта надо было расширять и перестраивать с учетом новой столицы. Только недавно рядом с Астаной было завершено строительство большого международного аэропорта.

По мнению экспертов, в Казахстане железные дороги и линии электропередач работают более эффективно, чем в России. Почти с нулевой отметки была создана вполне современная система банков и других финансовых учреждений. Все объективные наблюдатели считают, что экономика Казахстана на сегодняшний день - одна из наиболее эффективных в Азии. По общим параметрам ее модель можно определить как социал-демократическую - с учетом социальной составляющей. По уровню средних зарплат и пенсий Казахстан, так же как и Белоруссия, превысил в 2005 г. российские показатели.

Модель Узбекистана

Существует некоторое соревнование, или конструктивное соперничество между Казахстаном и Узбекистаном за роль наиболее эффективной и влиятельной системы экономики в регионе.

Изначально Узбекистан был в гораздо более сложной ситуации. По уровню жизни он занимал 14-е место в СССР. Объемы ВВП на душу населения в республике составляли около 40% от уровня России, 45% - Белоруссии, 50% -Украины и 70% - Казахстана. В республике была худшая в СССР экологическая ситуация, так как больше половины ее территории - безжизненная пустыня, а почти полная гибель Аральского моря оценивалась еще в 1980-е годы как самая крупная в Евразии экологическая катастрофа. Моно-

культура хлопка не давала Узбекистану больших доходов, но истощала почвы. Обильное применение гербицидов и пестицидов серьезно отражалось на здоровье сельского населения, особенно женщин и детей.

Узбекистану всегда не хватало воды. Его сельское хозяйство основано на интенсивном земледелии, а также сложной и хрупкой системе орошения. А орошаемое земледелие еще на Древнем Востоке нуждалось в поддержке сильного государства.

В восточной части республики имеет место явное аграрное перенаселение, плотность населения в ряде областей такая же, как в Голландии. В сельской местности проживает около 65% населения, и оно растет на 2,2% ежегодно. При сохраняющемся высоком уровне рождаемости половина населения - дети и подростки до 18 лет. Так было в 1992 г., осталось и в 2005 г.

Узбекистан, как и Таджикистан, оказался «прифронтовым государством». В Северном Афганистане живет более 2 млн узбеков и около 6 млн таджиков, которые были втянуты в гражданскую войну.

Перечень неблагоприятных факторов можно продолжить, но уже сказанного достаточно для понимания, что Узбекистан не мог позволить себе строить экономику путем проведения радикальных рыночных реформ, ориентированных на приватизацию, массированное поощрение частной собственности и уход государства из экономики.

Президент Узбекистана И. Каримов был единственным лидером на постсоветском пространстве, который не стал разрушать структуру КПСС, ставшей наиболее прочной опорой государственной власти. После распада СССР и создания СНГ он жестко заявил: «Не построив новый дом, нельзя разрушать старый». Компартия Узбекистана была преобразована в сильную Народно-демократическую партию. Она сохранила свою структуру и большую часть членского состава, который составил основу новой системы начальников областей и районов. Сохранилась и ориентация на основные принципы социалистического общества.

Были приняты меры к сохранению в рабочем состоянии всей полученной от СССР системы промышленного производства. Конечно, в первые несколько лет в Узбекистане снизились и производительность труда, и уровень зарплат в реальном выражении. Однако число безработных, зарегистрированных в службах занятости, составило в 1995 г. всего 25 тыс. чел., поднявшись до 45 тыс. в 2002 г. Но в 1991-2002 гг. число занятых возросло с 8,25 млн чел. до 9,3 млн чел.

Огромный недостаток средств можно было восполнить только частично за счет экспорта, главным образом, хлопка, продаваемого за валюту. Однако внутри республики хождение валют было запрещено.

Узбекистан открыл двери для иностранных инвестиций в свою экономику гораздо шире, чем в 1990-е годы Россия, но намного уже, чем Казахстан. Предприятия не переходили полностью под контроль иностранных фирм, а преобразовывались в совместные предприятия, где 50% акций принадлежало государству. На такой примерно основе был сохранен большой авиационный завод в Ташкенте, теперь совместная с Россией собственность. Не так давно военные круги США взволновало сообщение о продаже Китаю около 40 производимых в Ташкенте военно-транспортных самолетов ИЛ-76 и самолетов-заправщиков ИЛ-78. Эта крупнейшая разовая сделка была подписана в начале сентября 2005 г. в г. Сочи.

Государство контролирует и деятельность большой корпорации «Узалмаззолото», в кооперации с которой работают американская компания и некоторые западные фирмы. Британский капитал пришел в табачную промышленность. Многие иностранные компании принимают участие в добыче меди и других металлов, производстве картона, обработке хлопка, создании терминалов и складов. При поддержке компаний из Канады и Франции Узбекистан начал разработку новой модели среднемагистрального пассажирского самолета. Большие западные капиталы вложены в нефтегазовую промышленность республики.

Особенно активны на узбекском рынке компании из Южной Кореи. В г. Андижан на основе завода по производству тракторных прицепов было создано большое и современное автомобильное производство - «УзДЭУавто». Проектная мощность этого крупнейшего в регионе предприятия - 200 тыс. легковых машин в год, поставляемых почти в 20 стран мира. При поддержке турецкого капитала был построен второй автозавод - для производства грузовых автомашин и автобусов.

В 1992-1999 гг. в Узбекистане было освоено около 15 млрд дол. иностранных капиталовложений - намного больше, чем в России.

Особенностью модели экономики Узбекистана было массированное перемещение предприятий легкой и пищевой промышленности, а также предприятий сферы услуг в сельскую местность. Здесь были созданы тысячи средних и мелких предприятий, главным образом на основе частной формы собственности. Мобильность сельского населения в Узбекистане незначительна, и жителям сел надо было дать работу.

В Ташкенте и других городах республики был сделан упор на развитие наукоемких производств и информационных технологий, а также системы среднего, высшего образования и НИИ. На развитие науки и образования государство расходует не менее 10% ВВП.

Вероятно, Узбекистан - единственное государство СНГ, осуществляющее организованный экспорт рабочей силы в другие страны.

В республике нет олигархов и крупных частных состояний. Есть и богатые и бедные, но, как и в Белоруссии, нет того значительного различия между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан, как в России. В современном Узбекистане имеет место другая дифференциация - между 10% наиболее и 10% наименее образованных граждан. Она существует и среди молодежи, но это уже в большей мере проблемы культуры, а не экономики.

Другие модели

Россия, к сожалению, не может служить образцом для других стран. По большей части ее опыт последних 15, а то и 20 лет - опыт отрицательный, опыт просчетов и ошибок. Россия получила за последние 6 лет хорошее политическое и внешнеполитическое руководство, но у нее нет стратегического руководства в области экономического развития. От общего краха страну спасли только огромные размеры, богатство ресурсов, терпение и пассивность народа, успехи отдельных регионов и накопленное в советский период богатство активов.

В 1991-1993 гг. на первый план выдвигалась абстрактная цель возвращения России на путь «нормальной цивилизации», развития частной собственности и капитализма. Самоцелью становилось не благо народа, а изменение форм собственности. Крупные советские монополии дробились на части и переходили за бесценок в частные руки. При этом происходило не только формирование узкой группы олигархов - миллионеров и миллиардеров, но и массированное разрушение производительных сил страны.

За 1990-е годы объем российского ВВП сократился более чем в два раза, по состоянию на 2002 г. уступая США примерно в 10 раз, Китаю - в пять раз. В большинстве отраслей экономики производительность труда снизилась в 2-3 раза и более. Падение производства в России, как и на всем постсоветском пространстве, было самым масштабным в мире в XX веке. При этом оно не было порождено какой-либо гражданской или мировой войной, как это было в 1917-1920 гг. или в 1941-1942 гг.

Считается, что Великая депрессия в странах Запада в 1929-1933 гг. привела к падению производства примерно на 30%. Но его падение в России и по масштабам, и по продолжительности оказалось гораздо большим. В самый разгар этого кризиса идеологи российского либерализма с гордостью говорили, что в стране уже 80% экономики находится в частных руках.

Российская модель олигархического капитализма потерпела крах в августе 1998 г., совершив поворот в сторону государственного капитализма и социально-ориентированного государства. Но этот процесс идет очень медленно. Государство взяло под свой контроль СМИ, главным образом телевидение, укрепило влияние над «Газпромом», консолидировав все акции и упразднив «привилегированные» акции. С покупкой «Сибнефти» государство будет контролировать до 30% производства нефти. В советы директоров всех крупных компаний и корпораций назначены высокопоставленные чиновники.

Развивается система военно-промышленного комплекса, не подвергшаяся разрушительной приватизации в 1990-е годы. Не получая заказов от военных структур страны, российский ВПК и предприятия атомного машиностроения смогли найти внешние рынки сбыта. Идет медленное восстановление гражданского авиа-, вертолето- и кораблестроения. В 1990-е годы эти отрасли были раздроблены для облегчения приватизации и в результате утратили прежнюю конкурентоспособность. Теперь идет процесс создания в них вертикально интегрированных холдингов под государственным контролем. Создается и холдинг по производству подводного флота.

В 1990-е годы из-за отсутствия единой экономической политики в России разные ее регионы развивались на основе разных принципов. Москва - иначе, чем Санкт-Петербург, Нижегородская область - чем Екатеринбургская, Красноярский край - чем Кемеровская область, Татария - чем Бурятия. Ни в Казахстане, ни в Белоруссии, ни в Узбекистане такого различия между областями нет.

В то время как Россия начинает выходить из затянувшегося кризиса, Украина снова погружается в него. За последние 14 лет на Украине не было создано никаких работоспособных моделей экономики. Только в последние годы правления Л. Кучмы началась приватизация крупной собственности, но по самым худшим российским образцам. Веро-

ятно, не менее половины экономики государства и сегодня работает по принципам теневой экономики. Пока нет авторитетной и стабильной власти, ждать успехов в экономике не приходится.

Согласно исследованиям украинских социологов, наибольшее влияние на жизнь украинского общества в 2004 г. оказывал преступный мир (40,2%), и это мнение не изменилось с 1994 г. Предприниматели и лидеры политических партий занимали только третье и четвертое место по влиянию в обществе: в 2004 г. - 28,9% и 25,9% соответственно. Еще меньше было влияние в обществе военных и работников правоохранительных органов13.

В Грузии и Киргизии экономика и общественная жизнь после распада СССР оказались еще более криминализированы, чем на Украине. Эти страны, так же как Таджикистан и Молдавия, оказались неконкурентоспособными - как внутри СНГ, так и за его пределами. И дело тут не в размерах страны и количестве жителей. Украина и при своих больших размерах пока еще неконкурентоспособна, в то время как небольшая Финляндия продемонстрировала лучшие в Европе показатели конкурентоспособности, а Сингапур - в Азии. Но это было результатом последовательных и планомерных усилий этих государств на протяжении более чем 50 лет.

Опыт развития стран СНГ после распада СССР показал, что без значительных государственных и национальных усилий, без планов, мудрых лидеров, которых поддерживает большая часть народа, успех не может прийти ни к одной из этих стран.

13 Мир перемен. 2005. № 1. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.