Научная статья на тему 'Содружество независимых государств: проблемы интеграции и дезинтеграции'

Содружество независимых государств: проблемы интеграции и дезинтеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1416
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ятманова В. В.

После распада СССР в 1991 г. было создано Содружество независимых государств (СНГ). Этот союз создавался не с целью интеграции, а как механизм «цивилизованного развода» бывших союзных республик и должен был обеспечить переориентацию национальных политико-экономических систем на образование независимых государств. Единство экономических условий воспроизводства, существовавшее в рамках СССР, фактически распалось. Все страны Содружества оказались в тяжелейшей экономической ситуации. Результатом недееспособности СНГ явилось возникновение экономических и политических союзов в рамках Содружества, имеющих разные интересы и ставящих перед собой различные цели. В статье рассматриваются важнейшие из них, при этом Россия в значительной степени утратила геополитическое влияние на постсоветском пространстве на фоне усиления позиций стран Запада. Улучшение экономической ситуации в СНГ в начале XXI в., заметная активизация действий, направленных на развитие интеграции, позволяют надеяться на улучшение положения стран Содружества как в мировой экономике, так и в геополитическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Community of the New Independent States: the problems of integration and disintegration

After the disintegration of the Soviet Union in 1991 the Community of the New Independent States was founded. However, all members of this Community were in very hard economic situation. The author of this article considers the problems of the Independent states in the 90-es and the different economic and political unions in the frame of the Community. The development of integration of the New Independent States can improve their situation both in the world economy and in the geopolitical space.

Текст научной работы на тему «Содружество независимых государств: проблемы интеграции и дезинтеграции»

УДК 913

Вестник СПбГУ. Сер. 7,2005, вып. 3

В. В. Ятманова

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДЕЗИНТЕГРАЦИИ

21 декабря 1991 г. была подписана декларация о создании Содружества независимых государств" (СНГ), которую не подписали республики Прибалтики и Грузия, вошедшая в СНГ в 1993 г. В настоящее время в состав СНГ входят 12 государств: Азербайджан Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан,. Киргизия, Молдавия, Россия. Таджикистан. Туркмении, Узбекистан, Украина.

СНГ действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 г. В нем Содружество создавалось на началах суверенного равенства всех его членов. Однако главная проблема неудачи интеграции в рамках СНГ - неравноправие субъектов. Этот союз не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Он образовывался не с целью интеграции, а как механизм «цивилизованного развода» республик бывшего СССР и должен был обеспечить переориентацию национальных политико-экономических систем на создание независимых государств. В результате единство экономических условий воспроизводства, существовавшее в рамках СССР, оказалось фактически распавшимся. Если в СССР удельный вес межреспубликанского товарообмена в суммарном объеме внешнеторгового оборота союзных республик достигал 69% (в ЕС доля оборота между странами в общем внешнеторговом обороте составляет 62%), то в СНГ в 2000 г. - лишь 28%.

Все страны СНГ в 1990-е годы оказались в тяжелейшей экономической ситуации. О глубине кризисных явлений в экономике можно судить хотя бы по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), вычисляемого с 1990 г. экспертами ООН. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в списке из 175 стран мира. В 2002 г. Россия оказалась на 57-м месте, Таджикистан - на 116-м (максимальный и минимальный показатели).

В 2004 г. ВВП России составил 1,3 трлн долл. (10 место), а Таджикистана - 6,8 млрд долл. (148 место) (Также максимальный и минимальный показатели.)1 «Децильный» коэффициент (соотношение доходов 10% самого богатого и самого бедного слоев населения) в СССР в 1990 г. составлял 4,4. Для России этот показатель в настоящее время составляет 20,32 (максимальный среди стран СНГ), в других странах Содружества он несколько ниже, но выше, чем для СССР, за исключением Белоруссии (6,9). Эти данные говорят о том, что процесс социального неравенства развивался после распада союза быстрыми темпами, особенно в России. Неравенство Стало результатом обвальной приватизации, проводившейся во всех странах СНГ К концу 1990-х годов доля частного сектора в ВВП в России составляла 70%, на Украине - 55%, в странах Закавказья - около 60%, подобные показатели имеют и другие страны СНГ.

О глубине экономического кризиса 1990-1999 гг. можно судить по данным, приведенным в таблице.

Основные показатели развития экономики стран СНГ за 1990-1999 гг. (среднегодовые темпы прироста, %)

Сграна ! ВВП Продукция сельского хозяйства Промышленное производство

Россия -6,1 -6,3 -9,8

Азербайджан -9,0 -0,5 -9,3

Армения -3,1 -0,3 -9,0

Белоруссия -4,3 -5,4 -5,6

Грузия -10,3 -2,5 -3,4

Казахстан -5,9 -12,2 -8,0

Киргизия -7,4 -1,5 -15,3

Молдавия -11,5 -6,2 -11,8

Таджикистан -9,8 -12,2 -17,2

Туркмения -3,5 - -

Узбекистан -2,0 -1,0 -5,1

Украина -10,8 -5,8 -15,5

Весь мир 2,5 1,6 3,0

1 Экономика и жизнь. 2005, № 1065.

2 Калашников В. Неугодный праздник на фоне неудобной статистики // Санкт-Петербургский ведомости. 2004. 13 ноября.

В целом страны СНГ потеряли более половины своего прежнего экономического потенциала. При этом следует отметить, что кризисные процессы в экономике стран СНГ происходили на фоне относительно высоких темпов развития мировой экономики. Подобное положение привело к резкому снижению доходов населения. В 2002 г. средняя заработная плата в месяц составляла в Таджикистане 10 долл., в России - 120 долл. (минимальный и максимальный показатели).3 Средняя заработная плата рабочего в Японии - 4250 долл., в Великобритании - 2420 долл. в месяц.

В начале 2000-х годов в экономике стран СНГ наметилась тенденция относительной экономической стабилизации, что нашло свое отражение в росте основных макроэкономических показателей. Так, прирост ВВП в среднем по странам Содружества в 2003 г. - 7% (в 2002 г - 5,3%), более высокие показатели наблюдались в Азербайджане и Армении. Прирост промышленной продукции на данный период составил для СНГ 8% (в 2002 г. ~ 5%), наиболее высокие темпы роста наблюдались в промышленности Армении, Грузии, Киргизии, Таджикистане. В значительной степени такой рост обеспечивался за счет сырьевых секторов экономик этих стран. Причем необходимо учитывать, что относительно высокие темпы роста ВВП и других макроэкономических показателей в последние годы в основном объясняются низкой базой сравнения, и они пока еще недостаточны, чтобы полностью компенсировать резкий экономический спад, имевший место в начале 90-х годов XX в.

Страны СНГ всс больше переориентируются во внешнеэкономических связях на дальнее зарубежье. Удельный вес государств Содружества в общем объеме российского внешнеторгового оборота в 2003 г. составил всего 17%, в то время как в 1991 г. - 55%. Основными партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия, Украина и Казахстан.

Во всех странах СНГ обострились демографические проблемы. Но если в России. Белоруссии, Украине и Грузии они проявляются в превышении смертности нал рождаемостью, что привело к снижению обшей численности их населения, то в Центральноазиатских государствах - в чрезмерно высоком естественном приросте. Проблема занятости населения - одна из острейших проблем для последних. В Центральноазиатских государствах численность сельского населения всегда была выше, чем городского, но в 1990-е годы наблюдался значительный его рост. Ежегодно только в Узбекистане на рынки труда поступает до 400 тыс. рабочих рук, в основном имеющих низкий уровень квалификации. Россия постоянно испытывает миграционную экспансию со стороны соседей. Например, азербайджанцы, проживающие в России, ежемесячно отсылают до 200 млн долл., что в 3 раза превышает годовой бюджет страны.

Ситуацию в экономике в значительной степени осложняли вооруженные конфликты между странами-членами СНГ и внутри них. Результатом нежизнеспособности СНГ явилось возникновение в его рамках новых экономических и политических союзов. В настоящее время в СНГ существуют несколько объединений, имеющих различные интересы и ставящих перед собой разные цели. Это Таможенный союз, впоследствии преобразованный в Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), Договор о коллективной безопасности, который совсем недавно трансформировался в Организацию ДКБ - более жесткую структуру (Армения, Белоруссия. Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), Объединенная система ПВО, Центральноазиат-ский союз (Казахстан. Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан. Азербайджан, Молдавия). Союзное государство России и Белоруссии. В 2001 г. создается Шанхайская организация сотрудничества (1ЛОС), куда помимо стран СНГ (Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) вошел Китай. Пер-вонач&тьно ШОС создавали как ответ на расширение НАТО на восток, но в совместном коммюнике в Бишкеке (сентябрь 2004 г.) премьерами ШОС было заявлено, что приоритетом ее становятся экономические цели.

Само по себе наличие в СНГ такого количества столь разнородных организаций свидетельствует о том, что интеграционные устремления по-прежнему сочетаются с сохраняющейся дезинтеграционной тенденцией. Россия в значительной степени потеряла геополитическое влияние на постсоветском пространстве, при этом усиливаются позиции стран Запада, особенно США, а в Закавказье и Средней Азии - Турции, Ирана и Китая. Особенно ориентированы на сближение с Западом (судя по политическим заявлениям и практическим шагам) страны-участницы ГУУАМ. С ними активно сотрудничают США и их союзники по блоку НАТО, цель их союза - создание глобальной трансевропейской кавказско-азиатской коммуникационной системы (возрождение Великого шелкового пути) для перевозки прежде всего каспийской нефти и установление в конечном итоге полного контроля над энергоресурсами Прикаспийского региона и маршрутами их транспортировки. Уже работает трубопровод Баку-Супса, и началось строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (для передачи нефти в Турцию).

В вопросах глобальной геостратегии инициатива принадлежит США. Еще до 11 сентября 2001 г. они объявили зоной своих интересов Закавказье и Среднюю Азию. События, последовавшиеипосле 11 сентября, привели к усилению американского военного присутствия на геополитическом пространстве СНГ. В Узбекистане 1000 военнослужащих охраняют и помогают ремонтировать авиабазу Ханабад, в Киргизии 100 американских военных строят военный городок на 2-3 тыс. человек, в Грузию еще в 2002 г. были направлены около 200 специалистов по борьбе с международным терроризмом.4 Вдоль границы с Россией создается «пограничный кордон» из лояльных США государств. В настоящее время эта тенденция все более расширяется, как показали недавно состоявшиеся выборы президента в Украине, события в Узбекистане и Киргизии, разногласия с Грузией.

Аргументы и факты. 2004. Лг2 10.

4 Эксперт. 2004. № П.

Укрепление экономики России и стран СНГ противоречит жизненным интересам Запада, которые распространяются практически на все регионы мира. 12 ноября 2002 г. в Брюсселе состоялся саммит Россия-ЕС, в результате которого было принято совместное заявление о транзите между Калининградской обл. и остальной территорией РФ. Россия фактически признала введение виз, Литва получила право давать разрешение на въезд в Калининградскую обл. После вступления стран Балтии в ЕС все более реальным становится постепенное втягивание Калининградской обл. в ЕС, а затем и отрыв от страны, и в конце концов получение полного контроля Запада над всем регионом Балтийского моря и постсоветским пространством. Взамен России предлагаются право участвовать в заседаниях НАТО, место «полноправного» члена ЕС, поддержка в вступлении в ВТО. На самом деле сегодня ни с Россией, ни со странами СНГ при решении важнейших мировых проблем и военных конфликтов западные державы практически не считаются.

Во внешнеполитической деятельности России приоритетным направлением считается прежде всего укрепление партнерства со странами СНГ, что сформулировано во внешнеполитической доктрине России. В качестве предпосылок для усиления интеграции можно назвать схожесть путей экономического развития после распада СССР, колоссальный ресурсный потенциал, высокий уровень развития науки, сохранение взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик, транспортные системы, существование емкого рынка сбыта товаров, традиционные связи между странами в социальной, гуманитарной и* информационной сферах (русский язык является родным или вторым для большей части населения этих стран) и др. Усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах СНГ в результате возросшей угрозы международного терроризма требует укрепления коллективной безопасности.

Важнейшими направлениями в интеграционном развитии СНГ является создание зоны свободной торговли, Таможенного и Платежного союзов, обшего рынка труда. Страны СНГ должны сотрудничать, ибо от этого во многом зависят их дальнейшее положение и роль как в мировой экономике, так и в геополитическом пространстве.

Summary

Yatmanova К V. Community of the New Independent States: the problems of integration and disintegration.

After the disintegration of the Soviet Union in 1991 the Community of the New Independent States was founded. However, all members of this Community were in very hard economic situation. The author of this article considers the problems of the Independent states in the 90-es and the different economic and political unions in the frame of the Community. The development of integration of the New Independent States can improve their situation both in the world economy and in the geopolitical space.

Статья поступила в редакцию 10 апроеля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.