Научная статья на тему 'Экономика создания и развития производства наукоемкой продукции (на базе потенциала прикладных научных организаций)'

Экономика создания и развития производства наукоемкой продукции (на базе потенциала прикладных научных организаций) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МИКРО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штанский Владимир Александрович, Андросова Светлана Ивановна

Обоснована целесообразность создания и развития производства наукоемкой продукции на основе использования промежуточных и конечных результатов крупных поисковых научно-исследовательских работ, в которых органично объединены новые научные знания, высокотехнологичное экспериментальное оборудование и опытно-промышленные испытания. Изложены предложения по механизму коммерциализации производства наукоемкой продукции, заключающиеся в гибком использовании доходов в виде оплачиваемых покупателями этой продукции амортизационных отчислений от стоимости высокотехнологичного экспериментального оборудования, финансируемого в рамках федеральных целевых программ. Предложены варианты организационных форм создания наукоемкой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expediency of the establishment and development of the production of high technology products through the use of intermediate and final results of the major search research, which seamlessly integrate new scientific knowledge, experimental high-tech equipment, and pilot testing. Suggestions for the commercialization of the production mechanism of high technology products, consisting of the flexible use of income in the form of paid customers of this product depreciation of the value of high-tech experimental equipment, funded under the federal programs. The variants of the organizational forms of knowledge-based products.

Текст научной работы на тему «Экономика создания и развития производства наукоемкой продукции (на базе потенциала прикладных научных организаций)»

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГПУ.4..2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ

УДК 658.51

В.А. Штанский, С.И. Андросова

ЭКОНОМИКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ (НА БАЗЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)

Наукоемкая продукция является результатом инновационной деятельности. Так, в соответствии с определением Российского статистического ежегодника [1] «инновационная деятельность - это вид деятельности, связанной с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукт или услуги, внедренные на рынке».

В инновационной деятельности органически соединяются: новые научные знания; современное экспериментальное оборудование, посредством которого новые научные знания материализуются в наукоемкую продукцию; опытно-промышленные испытания, посредством которых подтверждается реальность получения требуемых заказчиком качественных характеристик инновационного продукта.

Знания, воплощаемые в новую технологию производства нового продукта, выступают как важнейший ресурс их создания.

Член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер оценивает знания (когнитивность) как такой же ресурс, что и основные, финансовые, управленческие фонды и др. [2]. При этом наиболее профессиональной сферой формирования знаний - непосредственного продукта их деятельности являются научные организации. Именно научный потенциал крупных научно-исследовательских институтов - необходимая основа для разработки технологии и создания новой инновационной продукции.

Аналитическая оценка деятельности ряда крупных научно-исследовательских институтов (ВАМИ, «Прометей», ЦНИИчермет и др.) показывает, что фундаментальные новые знания могут быть получены лишь в результате

выполнения крупных поисковых научно-исследовательских работ.

Что же происходит в российской практике.

Даже крупные российские промышленные компании, заинтересованные в инновационном развитии производства, стремятся получить уже готовые новые технологии производства новой продукции, не вкладывая предварительно средства на их разработку. Они не заинтересованы оплачивать риски. Промышленные компании заказывают прикладным научным организациям работы, в основном связанные с модернизацией действующих технологических процессов.

В ходе выполнения прикладных научных разработок используется багаж ранее накопленных знаний, которые можно рассматривать как определенный фондовый потенциал научных организаций. Новые же знания в прикладных разработках, выполненных по заказам промышленных предприятий, по существу, не создаются.

В сложившихся условиях выполнение научно-исследовательских разработок по крупным проблемам, создающих новые знания, возможно только при бюджетном финансировании с привлечением, по возможности, средств отдельных промышленных предприятий. Поэтому принятие государством в последние годы функции главного заказчика и финансиста наиболее крупных научно-исследовательских разработок является определяющим условием инновационного развития экономики России. Практика привлечения к софинансированию крупных научных разработок отдельных заинтересованных предприятий, конечно, способствует увеличению общего объема финансирования, но решающее значение все же имеют бюджетные средства.

Схема создания наукоемкой продукции на базе потенциала крупных научных разработок

Прикладной научно-исследовательский институт

J 1 к

Крупные научные р оисковые азработки

Выпуск малыми партиями

наукоемкой продукции и оказание научных услуг на предприятиях малого предпринимательства

Создание новых технологий и материалов на основе высоко-технологичного экспериментального оборудования и новых научных знаний

Новые технологии и материалы, передаваемые на коммерческой основе промышленным предприятиям

Вместе с тем государство при вложении значительных бюджетных средств в крупные научные разработки заинтересовано и в скорейшем получении отдачи. Поэтому крайне важны разработка и практическое использование различных экономических методов, позволяющих коммерциализировать результаты поисковых научных исследований, как конечных, так и промежуточных [9].

На примере создания нового поколения материалов, более прочных, с программируемыми характеристиками, обладающими уникальными свойствам и функциями, - наноматериа-лов (см. схему) [3, 4] нами разработан механизм коммерциализации крупных поисковых научных разработок. Механизм коммерциализации привязан к созданию и развитию производства наукоемкой продукции, основанной на использовании новых научных знаний. Выполненные разработки определяют основные направления экономики создания и развития производства наукоемкой продукции путем использования как промежуточных, так и конечных результатов крупных поисковых научно-исследовательских работ и отдельных их составляющих.

Главными экономическими вопросами создания и развития производства наукоемкой продукции и услуг являются:

- обоснование условий и факторов экономической эффективности производства и потребления производства наукоемкой продукции как с позиций производителей, так и возможных потребителей;

- оценка возможных объемов спроса;

- методы организации производства наукоемкой продукции на базе потенциала прикладных научно-исследовательских институтов.

В методическом плане решение этих проблем применительно к производству наукоемкой продукции имеет ряд особенностей по сравнению с производством продукции массового потребления.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в структуре расходов на производства наукоемкой продукции преобладают две составляющие:

- затраты на использование новых научных знаний, фиксируемые в заработной плате научного персонала (около 35 %);

- затраты на использование высокотехнологичного экспериментального оборудования,

^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.4..221|2.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУ^

фиксируемые в амортизационных отчислениях и расходах на текущий ремонт оборудования (около 45 %).

Экономическая эффективность для производителей наукоемкой продукции формируется при следующих условиях:

- оплаты потребителем всех затрат на производство продукции;

- получении как можно большей величины EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization - аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации).

В свою очередь, возможная величина EBITDA определяется согласием потребителей продукции оплачивать ее конкретному производителю с учетом конкретной ситуации на рынке.

В сумме величина затрат на производство (Зп) плюс EBITDA определяет цену наукоемкой продукции.

Цн п = Зп + EBITDA, или Цн п = Зп + Ам + Пр.

Но, в отличие от цены обычной промышленной продукции, при формировании цены наукоемкой продукции, в зависимости от спроса потребителей, существуют объективные условия для ее уменьшения за счет сокращения до нулевого уровня амортизационных отчислений. Это обусловлено тем, что при создании и развитии наукоемкой продукции на базе результатов крупных поисковых научных разработок используется высокотехнологичное экспериментальное оборудование, стоимость которого уже оплачена заказчиком (в рамках бюджетного финансирования поисковых НИР).

При использовании этого оборудования не только по целевому назначению - для исследовательских целей, но и для производства на рынок наукоемкой продукции, без ущерба для главных исследовательских целей, создаются условия для частичной компенсации авансированных затрат на это оборудование путем взимания в составе цены за произведенную продукцию амортизационных отчислений.

Величина этой компенсации может варьироваться в достаточно широком диапазоне:

от 100 % покрытия потребителем амортизационных отчислений до нулевой отметки (в зависимости от рыночного спроса).

Использование же выплаченной потребителем наукоемкой продукции амортизационных отчислений как составной части цены может быть также достаточно гибким:

- с передачей ее полностью производителю наукоемкой продукции, т. е. НИИ;

- с передачей части отчислений государству, т. е. коммерциализация затраченных государством средств на поисковые НИР.

Поэтому оплата покупателем, в цене наукоемкой продукции, амортизационных отчислений от стоимости оборудования, посредством которого эта продукция произведена, выступает как дополнительный доход, который не предусматривался при финансировании проведения поисковых научных исследований.

Как правило, высокотехнологичное экспериментальное оборудование, предназначено для использования в научных исследованиях в течение короткого срока - порядка 5 лет. Это обусловливается требованиями непрерывного инвестиционного развития. Физический же износ экспериментального оборудования на цели научных исследований за этот период составляет порядка 30 %. Требования инновационного развития диктуют необходимость его замены новым, более совершенным экспериментальным оборудованием.

В этих условиях дополнительное использование экспериментального оборудования для производства наукоемкой продукции позволяет, не принося ущерба для основного направления его использования - научных разработок, получать дополнительный доход.

По существу, производство наукоемкой продукции на базе новых знаний и высокотехнологичного оборудования представляет собой их коммерциализацию.

Круг потенциальных потребителей наукоемкой продукции может быть весьма широким и разнообразным. Так, при оценке возможных заказчиков изделий вакуумного напыления специальными наноматериалами были рассмотрены: дентальные имплантаты; импланта-ты шейки бедра; различного рода пластины

и сетки и даже хоккейные клюшки. При выборе заказчика учитываются не только затраты на напыление, но и величина увеличения стоимости напыленного изделия, а также возможные конкуренты. Например, затраты на напыление увеличивают цены имплантата шейки бедра на 3,5 %, дентальные имплантаты - на 2 %, а цены различного вида пластин увеличиваются на 50 %.

Таким образом, цены таких дорогих изделий, как имплантаты шейки бедра и дентальные имплантаты, увеличиваются не существенно, и конечный потребитель заинтересован в приобретении именно этих напыленных изделий. Однако в области производства этих изделий весьма успешна конкуренция иностранных производителей. И, как правило, потребители предпочитают их даже при более высоких ценах.

Характерно, что чем дороже изделие и менее существенны затраты на транспортировку, тем выше конкурентоспособность зарубежных производителей. И это обстоятельство необходимо учитывать при прогнозировании в маркетинге наукоемкой продукции.

В складывающейся ситуации приходится выходить с наукоемкой продукцией на менее квалифицированных конечных потребителей. Однако независимо от сферы использования наукоемкой продукции, ее производство все же позволяет коммерциализировать бюджетные расходы на приобретение экспериментального оборудования.

Несомненно, главными направлениями коммерциализации разработки и производства наукоемкой продукции являются разработка и реализация крупными предприятиями новых технологий. Создание же и развитие наукоемкой продукции на основе промежуточных и итоговых результатов этих разработок может стать существенным дополнительным источником их коммерциализации.

При формировании цены наукоемкой продукции, которая, как правило, индивидуальна, следует исходить из комплексного использования затратного и доходного подходов [5].

Бесспорно, что и производителям и потребителям должно быть выгодно производство

и потребление наукоемкой продукции. Однако возможность создания необходимых условий применительно к наукоемкой продукции существенно шире, чем к продукции массового промышленного производства. Так, для научных организаций обязательно покрытие их прямых текущих затрат (на зарплату, расходные материалы). Размер оплаты амортизационных расходов и прибыли создает определенные условия в установлении цены продукции.

В организационном плане производство наукоемкой продукции целесообразно в следующих формах:

- при постоянном спросе и систематическом производстве наукоемкой продукции - путем создания предприятий малого (микро) предпринимательства [6];

- при эпизодическом спросе - путем заключения договоров на производство отдельных малых партий.

Целесообразно также организовывать предприятия микро-предпринимательства для оказания различного рода исследовательских и технологических услуг, например для определения на электронном микроскопе кристаллического состояния и служебных свойств образцов новых материалов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что создание малых инновационных предприятий практически не получило развитие в экономике России, Роскомстат не выделяет эти предприятия в статистической отчетности, выделяются лишь предприятия в сфере образования, доля которых составляет 0,3 % в общем числе малых предприятий [7, 8].

Рассмотренные в данной статье методические положения направлены в определенной степени на содействие развитию наукоемких предприятий микро-предпринимательства.

Так, обосновано, что наиболее эффективным направлением создания и развития производства наукоемкой продукции на базе потенциала прикладных научных институтов является использование новых научных знаний и высокотехнологичного экспериментального оборудования в рамках крупных федеральных целевых исследовательских программ.

Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2012. Экономические науки

Обоснованы также принципы формирования цены наукоемкой продукции на основе комплексного использования затратного и доходного подходов.

Выявлено, что в структуре расходов на производство такой наукоемкой продукции, как наноматериалы, преобладают затраты на использование новых знаний (~35 %) и затраты на использование высокотехноло-

гичного экспериментального оборудования (~40 %).

Предложены также организационные формы создания и развития производства наукоемкой продукции, предусматривающие как организацию инновационных микро-предприятий на базе крупных НИИ, так и заключение специализированных договоров с заказчиками наукоемкой продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российский статистический ежегодник [Текст] / Росстат. - М., 2010; 2011.

2. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия [Текст] / Г.Б. Клейнер. - М.: Дело, АНХ, 2008. - 568 с.

3. Лякишев, Н.П. Оценка экономической эффективности использования наноматериалов [Текст] / Н.П. Лякишев, А.А. Бродов и др. // Сталь. - 2006. -№ 5. - С. 119-122.

4. Петросян, А. Металл с добавкой нано [Текст] / А. Петросян // Металлы Евразии. - 2010. - № 3. -С. 48-49.

5. Чепланов, В.И. Проблемы инноваций и ценообразования [Текст] / В.И. Чепланов // Проблемы черной металлургии. - 2007. - № 1. - С. 99-100.

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : Федер. закон РФ № 209-ФЗ от 26.07.2007 г.

7. Боядинова, А. Малый бизнес ушел в тень [Текст] / А. Боядинова // Известия. - 2012. - 15 февр.

8. Кураков, Н. Немножко исследовательский институт [Текст] / Н. Кураков // Известия. - 2011. -11 февр.

9. Бабкин, А.В. Методика формирования производственной программы пристатистическом планировании развития предприятия [Текст] / А.В. Бабкин, Е.Д. Жеребов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2009. -№ 4 (81). - С. 145-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.