СТРАХОВОЙ БИЗНЕС
Д. С.Туленты
УДК: 368.01 Б01: 10.24412/2071-6435-2024-5-154-167
ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТРАХОВОЙ РЫНОК
Совместное потребление становится все более популярной социально-экономической моделью и приобретает все более широкое распространение в связи с цифровой трансформацией общества и экономики. Актуальность совместного потребления повышается в связи с реализацией экологического и социального фактора Е80-повестки.
Статья посвящена анализу влияния совместного потребления на рисковую ситуацию, а также на страхование, как основной инструмент управления социально-экономическими рисками, и на российский страховой рынок.
Ключевые слова: Е8С, совместное потребление, страхование на базе использования, страховой рынок, страховые интересы, шеринговая экономика.
Для цитирования: Туленты Д.С. Экономика совместного потребления и ее влияние на страховой рынок // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 5. С. 154167. БОТ: 10.24412/2071-6435-2024-5-154-167
Введение
На рубеже ХХ-ХХ1 веков стали проявляться новые тенденции, во многом изменяющие господствующую экономическую парадигму. К наиболее важным тенденциям можно отнести цифровизацию, экономику замкнутого цикла, а также совместное потребление. Экономика совместного потребления (сетевая, шеринговая), все шире распространяясь в социально-экономических процессах, серьезно трансформирует взаимосвязи между производите-
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
лями и потребителями, а также внутри этих сообществ. Предполагается принципиально новый подход к частной собственности и владению активами как основам организации экономической деятельности. Совместное использование активов в противовес единоличному владению формирует новые рыночные сегменты, создает новые возможности как для удовлетворения разнообразных потребностей, так и для обеспечения занятости и получения доходов.
Постановка проблемы, цель статьи, обзор научной литературы
по проблеме
Понятие «экономика совместного потребления» стало активно использоваться в научном и деловом обороте после обоснования Р. Ботсман из Оксфордского университета новой социально-экономической модели поведения [13] и издания ею в 2010 году в соавторстве с Р. Роджерсом книги, ставшей манифестом совместного потребления [12]. Повышение стоимости единоличного владения активами, требования бережливого и экологичного потребления, а также стремление к уменьшению неравенства привели к экспоненциальному росту экономики совместного потребления. Актуальность изучения данного феномена повышается в связи с активной реализацией ESG-повестки как в деятельности рыночных структур, так и органов государственной власти и местного самоуправления [1]. Прикладные вопросы экономики совместного потребления достаточно часто являются предметом анализа отечественных и зарубежных специалистов [5; 12; 17].
Гипотеза автора состоит в предположении о влиянии совместного потребления на рисковую ситуацию в социально-экономической сфере, а также на страхование как на основной инструмент управления указанными рисками.
Данный аспект совместного потребления недостаточно изучен, что определило цель статьи — проанализировать влияние экономики совместного потребления в ее современном состоянии на российский страховой рынок.
Методология и методы исследования
При подготовке статьи использовались монографический и абстрактно-логический методы, а также интеграция теоретических и практических знаний с использованием факторного анализа фактических данных и про-
цессов. Использовались экспертные и прогнозные оценки специалистов.
Информационной базой исследования выступили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономики совместного потребления, а также статистические и аналитические данные о состоянии совместного потребления на современном этапе.
В качестве инструментов исследования использовались общенаучные методы изучения экономических и социальных явлений и процессов: системный анализ, синтез, формализация, аналогия, моделирование и наблюдение.
Результаты исследования, обсуждение Экономика совместного потребления на современном этапе
Экономика совместного потребления развивается по экспоненте и по прогнозам экспертов к 2025 году объем мирового рынка составит 335 млрд долларов, а наиболее перспективными отраслями являются транспорт, использование недвижимости, кадровое обеспечение, использование справочной информации [16]. По оценкам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации мировым лидером экономики совместного потребления является Китай, при этом высокий уровень развития этого сегмента отмечается в таких разноплановых странах, как Мальта, Черногория, Новая Зеландия и Исландия [17].
На начальном этапе выделяли следующие основные модели экономики совместного потребления:
- онлайн-платформы для заключения лизинговых сделок и договоров аренды (прокатная экономика);
- предоставление потребителями друг другу права пользования имуществом без передачи прав собственности (экономика подержанных товаров);
- возможность привлечь внешнего исполнителя на временной основе (экономика по требованию).
В настоящее время наблюдается постоянное расширение сферы применения совместного потребления и использование различных моделей. Модель «бизнес-потребитель» (В2С) предполагает централизованного собственника, выстраивающего арендные отношения с частными пользователями от автомобилей и дорогой техники до интернет-игр, а также упрощенную координацию действий через интернет-ресурсы. Совместное потребление проникает и в отношения «бизнес-бизнес» (В2В), когда от-
дельные бизнесы совместно потребляют различные ресурсы, например офисные помещения, компьютерные программы. В последнее время совместное потребление все активнее развивается в рамках модели «потребитель-потребитель» (С2С), когда редко используемое личное имущество передается тому, у кого в нем есть потребность. Наконец, совместное потребление чаще всего предполагает модель однорангового обмена (Р2Р) с использованием специальных платформ [14].
Различные формы взаимоотношений участников различных бизнес-моделей совместного потребления в обобщенном виде приведены в таблице 1.
Тенденции отказа от единоличного владения (собственности) в пользу совместного потребления в нашей стране, в первую очередь связаны с автомобильным транспортом. Каршеринг и карпулинг стали вполне будничным явлением для пользователей автотранспорта и актуальными бизнес-моделями для их владельцев.
Таблица 1
Формы взаимоотношений в бизнес-моделях совместного
потребления
Бизнес-модель Основные Особен- Примеры
характеристики ности компании
P2P C2C Прямое взаимо- Широкое BlaBlaCar, Airbnb,
Peer- Consumer- действие потреби- применение Rent-a-Par, Uber,
to-peer to- consumer телей Р2Р технологий Neighbor Goods
B2B Компании предо- On-demand-
Business- ставляют активы staffing, Machinery
to-business другим компаниям Link Solutions
B2C Business-to- Бизнес предостав- Компании 3D Hubs, Tool
customer ляет имущество взаимо- Library
и оказывает услуги действуют
потребителям, с потреби-
чаще всего на телем через
основе цифровых онлайн-плат-
инструментов формы
Источник: подготовлено автором.
Их популярность вызвана довольно высокими издержками собственности (стоимость парковки, технического обслуживания, стра-
хования), а также простотой использования. Уход многих автопроизводителей из нашей страны, дефицит запасных частей и качественного обслуживания многих автомобильных брендов также способствует росту актуальности взаимного потребления. Совместное потребление обеспечивает повышение степени использования автотранспорта в несколько раз, в то же время на дороги не выходит значительное количество личных автомобилей [1].
По оценкам экспертов на сегодняшний день услугами каршерин-га пользуются сотни тысяч человек, общий оборот данного сегмента в 2023 году составил 44 млрд рублей, а по итогам текущего года прогнозируется рост на 40% до 62 млрд рублей [4]. Крупнейшим является Московский регион, в котором преобладают 4 крупных игрока: «Делимобиль», «Ситидрайв», «Яндекс Драйв» и Belka Car. Кроме того данная разновидность совместного использования автомобилей активно развивается в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске [3].
Опыт Российской Федерации подтверждает выводы американского исследователя Зиана Ли, который используя методы математического моделирования доказал заинтересованность властей в крупных городах в развитии совместного потребления автомобилей и в его поддержке [20]. В нашей стране также отмечается тенденция к расширению сфер применения совместного потребления.
Результаты проведенного автором анализа используемых в Российской Федерации инструментов совместного потребления приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные инструменты совместного потребления в Российской Федерации
С2С Онлайн биржи фриланса Транспорт (каршеринг, средства мобильности) Аренда помещений Краудфан-динг (софи-нансирование проектов) Аренда вещей
Avito Avito Яндекс драйв Avito Planeta.ru Next2U.ru
Юла Юла Делимобиль Airbnb Boomstarter RentMania
В контакте Youdo Belkacar ЦИАН Crowdrepublic Avito
Одноклассники Профи Blablacar Посуточному
Инста-грамм Freelance. ru Поехали вместе Островок
Weblancer Samocat
Whoosh
Источник: подготовлено автором.
Влияние экономики совместного потребления на рисковую ситуацию в социально-экономической сфере и страховой рынок
Совместное потребление наряду с несомненными плюсами несет в себе и комплекс рисков для участников этих отношений, связанных с защитой прав потребителей и обеспечением безопасности потребления [6;14].
Для всех сторон крайне важна защита от рисков, угрожающих сохранности материальных активов, используемых для совместного потребления. Учитывая тот факт, что совместное использование применяется в первую очередь в отношении дорогостоящих видов имущества некаждодневного потребления, все более востребованным будет страхование этих видов имущества только на период пользования, что в значительной степени изменит принципы оценки рисков и вытекающие из них принципы тарификации. Пионером в этой сфере считается тайваньская страховая компании Thaivivat Insurance, которая в партнерстве с крупнейшим в Тайване поставщиком телекоммуникационного сервиса Advanced Info Service в августе 2019 года вывела на рынок страховой полис автокаско, защита по которому действует только в тот период, когда двигатель автомобиля находится в заведенном состоянии (см.: www.insur-info. ru/press/148250). За короткий срок сформировался отдельный класс подобного страхования — UBI (Usage Based Insurance) — страхование на базе использования.
Аналогичные продукты предлагают и российские страховщики, в первую очередь в автостраховании, поскольку каршеринг является наиболее распространенным видом совместного использования. Причем с точки зрения совместного потребления важно именно страхование на время использования автомобиля, хотя UBI-страхование предполагает также индивидуализацию страховых продуктов в зависимости от стиля вождения застрахованного (pay as you drive). В бытовом обиходе указанные полисы принято называть поминутным КАСКО, примером
может служить продукт «Каско on/off» СК «АльфаСтрахование». Суть его в том, что клиент активирует страховую защиту через мобильное приложение при начале движения, при этом страховая премия формируется из двух частей: базовой (страховая защита на случай угона и нахождения автомобиля на стоянке) и поминутной (страховая защита на период движения автомобиля). Размер базовой премии зависит от характеристик автомобиля (марка, модель, год выпуска), поминутная премия определяется портретом среднего водителя, застрахованного в компании [11].
Каршеринг не единственная сфера, в которой применяется страхование на базе использования. Все более широко распространяются посуточные полисы страхования выезжающих за рубеж и внутреннего туризма. Ряд российских страховщиков анонсировал планы вывода на рынок продуктов посуточного страхования объектов недвижимости на период их использования. Данный тип страховых продуктов соответствует общему тренду на индивидуализацию страховой защиты, с одной стороны, но требует высокого качества приложений, которыми пользуются страхователи, и высокого уровня цифровизации бизнес-процессов страховщиков — с другой [9].
Распространение экономики совместного пользования объективно приводит к существенному изменению ландшафта страхового рынка, что хорошо видно на примере того же каршеринга. Развитие данного типа использования автомобилей объективно приводит к появлению организаций, владеющих очень большим парком, которые сдают во временную аренду. Так, в первом квартале 2024 года парк одного из крупнейших в России операторов каршеринга компании «Делимобиль» составил 26, 9 тысячи автомобилей [8]. Кроме того, такие организации часто оказывают и услуги такси, что мы можем наблюдать в нашей стране на примере компании «Яндекс», чей совокупный парк также насчитывает от 10 до 25 тысяч автомобилей. При таком количестве потенциальных объектов страхования реальной альтернативой договорам с коммерческими страховщиками может стать самозащита, поскольку размер страховой премии, исходя из рыночных тарифов, скорее всего, значительно превысит реальные убытки. Данный факт с большой долей вероятности будет стимулировать владельцев крупных парков автомобилей создавать резервные фонды для компенсации случайных убытков в качестве альтернативы заключению договоров страхования.
Подобные тенденции усиливаются и в связи с тем, что операторы каршеринга все чаще создают собственную ремонтную базу. Так у компании «Делимобиль» уже работает 9 станций технического обслуживания в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани[8]. Поиск путей повышения эффективности самозащиты может привести к объединению усилий с коллегами по цеху в рамках взаимного страхования. Таким образом, развитие каршеринга приводит к сужению страхового поля в автостраховании для коммерческих страховщиков, развитию альтернативных коммерческому страхованию способов обеспечения страховой защиты, что по мнению многих специалистов является важной тенденцией современного страхового рынка [15]. Аналогичные тенденции можно прогнозировать и в связи с развитием совместного потребления других видов имущества.
Развитие совместного потребления формирует спрос на обеспечение безопасности такого потребления. Наряду с традиционным страхованием жизни и здоровья потребителей появляются и дополнительные потребности, связанные с особенностями инструментария совместного потребления. Любые имущественные активы от промышленного оборудования до инструментов ЖКХ будут замыкаться в сети Интернета вещей и работать через нее без участия человека. Речь идет не только о сборе специфической информации через датчики, ее обработке и передаче на технологическую платформу, но и о принятии важных управленческих решений без участия человека. Подобные технологические решения и условия использования имущества предполагают внесение изменений в условия страхования и особенно в процесс оценки страхового риска.
Совместное потребление, в частности в форме проката, аренды, известно довольно давно, однако превратиться в одну из базовых экономических моделей оно смогло только в условиях современной циф-ровизации. Современные цифровые платформы не только связывают участников совместного потребления, но и обеспечивают снижение транзакционных издержек как материальную основу новой культуры потребления и изменения структуры экономики [1]. Современные шерин-говые цифровые платформы на основе работы с большими данными (Big Data) оптимизируют координацию спроса и предложения, формируют алгоритмы разработки индивидуальных предложений и рекомендации. Применение технологий блокчейна обеспечивает автоматизацию многих транзакций, сокращение стоимости сделок и времени их проведения.
В то же время владельцы и операторы цифровых платформ для совместного потребления получают возможности для монополизации своей роли и навязывания дискриминационных условий участникам совместного потребления. Использование онлайн-платформ и других цифровых инструментов делает актуальным вопрос страховой защиты персональных данных участников совместного потребления и обмена информацией между ними, кибербезопасности самих платформ и ответственности их операторов.
Заключение
Экономика совместного потребления, опираясь на выгоды временного использования активов и снижения связанных с этим транзакционных издержек, становится одной из базовых моделей для современной социально-экономической системы. Новая модель потребительского поведения формирует положительные экологические последствия за счет использования одних и тех же активов большим количеством людей. Кроме того, формируется социальная синергия, солидарность между пользователями, люди с низким уровнем доходов получают дополнительные возможности для интеграции в современную социально-экономическую среду. Экономика совместного потребления становится важным элементом актуальной на текущий момент ESG-повестки.
Очевидные плюсы совместного потребления сопряжены и с дополнительными рисками, связанными с обеспечением безопасности потребления, сохранностью объектов совместного пользования, а также безопасностью применения современных цифровых технологий. Изменение рисковой ситуации предполагает развитие страхования на базе пользования (UBI), страхование жизни и здоровья пользователей, а также страхование киберрисков, связанных с использованием современных цифровых технологий. Кроме того, появление компаний, имеющих в собственности большое количество активов (каршеринго-вые компании), имеет тенденцию к изменению ландшафта страхового рынка за счет применения методов страховой защиты, альтернативных коммерческому страхованию.
Литература
1. Варавин Е. В., Козлова М. В., Пестунова Г. Б. Экономика совместного потребления в контексте устойчмвого развития.
// В сборнике: Интеллектуальная инженерная экономика и индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ). Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 187-190.
2. Гимранов Г. А. Влияние экономики совместного потребления на транзакционные издержки // Kant. 2019. № 2 (39). С. 47-50.
3. Гимранов Г. А. Экономика совместного потребления как актуальная бизнес-модель на примере сервисов каршеринга // Экономика и управление: научно-практический журнал.
2022. № 3 (165). С. 168-172. D0I:10.24411/ EU.2022.3.32.
4. Гудкова Т. В. Экономика совместного потребления как новая модель социально-экономического развития цифровой экономики // Философия хозяйства. 2023. № 5 (149). С. 67-91.
5. Загоруйко И. Ю., ЭстерлейнЖ. В. Развитие экономики совместного потребления в России (преимущества совместного потребления) // Экономика и предпринимательство. 2022. № 8 (145).
6. Иванов О. Б. Глобальные риски иновые вызовычеловеческой цивилизации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. № 2. С. 7-20. D0I:10.34773/2071-6435-2020-10009.
7. Каршеринг в 2023 году: какой сервис выгоднее и удобнее — полный обзор. URL: https://fintolk.pro/karshering-v-2023-godu-kakoi-servis-vygon-ee-i-udobnee-polnyi-obzor/ (дата обращения: 1 октября 2024 года).
8. Каршеринг заезжает на обслуживание URL: https://www.kom-mersant.ru/doc/6822144 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
9. Кириллова Н. В. Системные шоки страхового рынкамеры противодействия // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика.
2023. № 2. С. 62-74. D0I:10.24411/2071-6435-2023-2-62-74.
10. Малыгин Ф. В. Механизмы обеспечения безопасности сделок в рамках экономики совместного потребления / В сборнике: Развитие современной экономики России. Материалы работы Международной конференции молодых ученых-экономистов. Редколлегия: О. Л. Маргания, В. О. Титов, С. А. Белозеров (отв. ред.) [и др.]. Санкт-Петербург, 2022. С. 97-102
11. Минутное КАСКО. Как сэкономить 20-50% на страховке. URL: https://finuslugi.ru/navigator/zastrahovat/stat_minutnoe_kasko_ kak_sehkonomit_20_50_na_strahovke/ (дата обращения: 1 октя-
бря 2024 года).
12. Плотников В. А., Анисимова Я. А. Экономика совместного потребления: понятие, особенности, перспективы развития // Управленческое консультирование. 2023. № 1 (169). С. 42-50.
13. Рыбаков С. И. Развитие страхования, иного чем страхование жизни, в Российской Федерации в условиях санкционных ограничений // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2023. № 5. С. 81-108. D0I:10.24411/2071-6435-2023-5-81-108.
14. Татаринов К. А., Музыка С. М., Аникиенко Н. Н., Савченко И. А. Возможности и риски экономики совместного потребления // Вестник Алтайской академии экономики и права 2023. № 11. С. 113-117.
15. Цыганов А. А. Перспективы и последствия современных технологий страхования: постановка проблемы // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. № 1. С. 126135. D0I:10.24411/2071-6435-2020-10007.
16. Шарипова Л. Р., Дзинтер Н. В. Мировая динамика и структура экономики совместного потребления // Молодежный вестник УГАТУ. 2022. № 1 (26). С. 136-140.
17. Экономика совместного потребления как новая экономическая модель // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Выпуск 47. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/ files/publication/a/23715.pdf?ysclid=m09m9mjjck28932949 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
18. Botsman R, Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rice of Collaborative Consumption, 2010. 304p.
19. Botsman R. The sharing economy lacks a shared definition. URL: https://www.fastcompany.com/3022028/the-sharing-economy-lacks-a-shared-definition (accessed: 1 October, 2024).
20. Xiang Li. Essays on Sharing Economy: a thesis submitted to the faculty of the graduate school of the University of Minnesota / In partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor philosophy, 2017.
References
1. Varavin E. V., Kozlova M. V., Pestunova G. B. Ekonomika
sovmestnogo potrebleniya v kontekste ustoychmvogo razvitiya [The economy of shared consumption in the context of sustainable development], in coll.: Intellektual'naya inzhenernaya ekonomika i industriya 5.0 (EKOPROM). Sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Intelligent Engineering Economics and Industry 5.0 (ECOPROM). Proceedings of the International Scientific and Practical Conference], St. Petersburg, 2023, pp. 187-190 (in Russian).
2. Gimranov G. A. The influence of astronomy on transactional phenomena. Kant, 2019, no.2 (39), pp.47-50 (in Russian).
3. Gimranov G. A. The economy of shared consumption as an actual business model on the example of carsharing services. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal [Economics and management: scientific and practical journal], 2022, no.3 (165), pp.168172 (in Russian). DOI:10.24411/ EU.2022.3.32.
4. Gudkova T. V. The economy of shared consumption as a new model of socio-economic development of the digital economy. Filosofiya hozyaystva [Philosophy of economy], 2023, no.5 (149), pp. 67-91 (in Russian).
5. Zagoruiko I. Yu., Esterlein J. V. Development of the economy of joint consumption in Russia (advantages of joint consumption). Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneur-ship], 2022, no. 8 (145) (in Russian).
6. Ivanov O. B. Global risks and new challenges of human civilization. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2020, no.2, pp. 7-20 (in Russian). DOI:10.34773/2071-6435-2020-10009.
7. Carsharing in 2023: at least an annual and surprisingly full-scale review. Available at: https://fintolk.pro/karshering-v-2023-godu-ka-koi-servis-vygon-ee-i-udobnee-polnyi-obzor (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
8. Carsharing is coming for service. Available at: https://www.kom-mersant.ru/doc/6822144 Date of application 07/15/2024 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
9. Kirillova N. V. Systemic shocks of the insurance market counteraction measures. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2023, no. 2, pp. 62-
74 (in Russian). DOI:10.24411/2071-6435-2023-2-62-74.
10. Malygin F. V. Mekhanizmy obespecheniya bezopasnosti sdelok v ramkah ekonomiki sovmestnogo potrebleniya [Mechanisms for ensuring the security of transactions within the framework of the sharing economy], in coll.: Razvitie sovremennoy ekonomiki Rossii. Materialy raboty Mezhdunarodnoy konferencii molodyh uchenyh-ekonomistov [The development of the modern economy of Russia. Proceedings of the International Conference of Young Scientists and Economists], editorial board: O. L. Marganiya, V. O. Titov, S. A. Belozerov (ed.) [and others]. St. Petersburg, 2022, pp.97-102 (in Russian).
11. Minute hard HAT. How to reduce 20-50% on a construction site. Available at: https://finuslugi.ru/navigator/zastrahovat/stat_minut-noe_kasko_kak_sehkonomit_20_50_na_strahovke (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
12. Plotnikov V. A., Anisimova Ya. A. Economy of shared consumption: concept, features, development prospects. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], 2023, no. 1 (169), pp. 42-50 (in Russian).
13. Rybakov S. I. Development of insurance other than life insurance in the Russian Federation under conditions of sanctions restrictions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2023. no.5, pp. 81-108 (in Russian). D0I:10.24411/2071-6435-2023-5-81-108.
14. Tatarinov K. A., Muzyka S. M., Anikienko N. N., Savchenko I. A. Opportunities and risks of the sharing economy. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2023, no. 11, pp. 113-117 (in Russian).
15. Tsyganov A. A. Prospects and consequences of modern insurance technologies: problem statement. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2020, no.1, pp. 126-135 (in Russian). D0I:10.24411/2071-6435-2020-10007
16. Sharipova L. R., Dzinter N. V. World dynamics and structure of the economy of shared consumption. Molodezhnyy vestnik UGATU [Youth Bulletin of UGATU], 2022, no. 1 (26), pp. 136-140
Экономика совместного потребления и ее влияние на страховой рынок (in Russian).
17. The economy of shared consumption as a new economic model. Byulleten o tekushchih tendenciyah mirovoy ekonomiki [Bulletin on current trends in the world economy], issue 47. Analytical Center of the Government of the Russian Federation. Available at: https://ac.gov.ru/files/publication/a/23715. pdf?ysclid=m09m9mjjck28932949 Date of application 5.07.2024 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
18. Botsman R., Rogers R. What's mine is yours: Rice for shared consumption, 2010.304 p.
19. Botsman R. The sharing economy lacks a common definition. Available at: https://www.fastcompany.com/3022028/the-sharing-economylacks-a-shared-definition (accessed: 1 October, 2024).
20. Xiang Li. An essay on the Economics of Sharing: A dissertation submitted to the Faculty of the University of Minnesota Graduate School / As part of the partial fulfillment of the requirements for obtaining a PhD, 2017.