Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕАЛИЗАЦИИ'

ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономика / «умная экономика» / экономика города / совместное использование / экономика шеринга / коллективизм / онлайн-сервисы / стратегия «Интернет+» / мобильные технологии / economy / «smart economy» / city economy sharing / sharing economy / collectivism / online services / «Internet+» strategy / mobile technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.А. Шичиях, Н.С. Тугуз

Научно-технический прогресс, процессы глобализации и интернационализации оказали большое влияние на развитие экономики и появление новых моделей экономических отношений, использующих возможности инвестиционного, инновационного и предпринимательского климата для построения контура «умной экономики», которая развивается и культивирует экономику, основанную на знаниях, посредством активного обмена этими знаниями для экономической выгоды всех ее участников. В частности, такой новой «умной» моделью выступает экономика шеринга, основанная на информационных технологиях, интегрирующая социальные ресурсы, обеспечивающая платформу обмена ресурсами для заказчиков и поставщиков и передающая право на использование товаров и позволяющая свести к минимуму потребления ограниченных ресурсов. Развитие современных технологий мобильного интернета стимулируют продвижение и популяризация экономики совместного потребления в широких масштабах. Тенденции развития, недостатки и перспективы экономики совместного потребления требуют детального рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHERING ECONOMY: SPECIFICITY, DEVELOPMENT TRENDS, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF IMPLEMENTATION

Scientific and technological progress, the processes of globalization and internationalization have had a great influence on the development of the economy and the emergence of new models of economic relations that use the capabilities of the investment, innovation and business climate to build the contour of the “smart economy”, which develops and cultivates a knowledge-based economy through the exchange of data for the economic transactions of all its participants.In particular, such a new model is the sharing economy based on information technologies, integrating social resources, providing a resource exchange platform for customers and suppliers and transferring the right to use goods and minimizing the consumption of limited resources. The development of modern mobile Internet technologies stimulates the promotion and popularization of the sharing economy on a large scale. Development trends, weaknesses and prospects of the economy of joint consumption require detailed consideration.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕАЛИЗАЦИИ»

8. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

9. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

10. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

11. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. - №8. -С.73-75

12. Сагалеев А.С., Дуринов А.Е., Хаматанов Б.П. Азиатская модель управления физической культурой и спортом //Вестник Бурятского госуниверситета. - 2011. - №13. - С.129-135

13. Саханский Ю.В. Развитие спорта и физической культуры в рамках социальной политики государства //Инновации в науке. - Новосибирск: СибАК. - 2015. - №6. - С.128-139

14. Цветков В.А. Пять проблем экономической безопасности и экономического роста в современной России //Вестник Финансового университета. - 2016. - Вып.№2(92).

References:

1. Arkhipov, S. A. Identification and analysis of environmental factors influencing the development of physical culture and sport //proceedings of the Tula state University. - 2013. - No.2. - P. 3-7

2. Gorshkov M. K. Non-Economic factors of economic growth: unused resources / / Proceedings of the free economic society of Russia. - 2013. - T. 169. - №2. - P. 18-29

3. Gorkova I.P. Formation of institutional conditions for the development of the economy of municipalities. Moscow: MAKS Press, 2019. - 211 p.

4. Health in Russia. FSGS OF THE RUSSIAN FEDERATION. - [Electronic resource]. - Access mode-url: http://www.gks.ru/bgd/regL/b1534

5. Kizim A. A., Savvidi S. M., Solakhov P. A. Factors and conditions of socio-economic development of the region: investments, infrastructure, projects: Monograph. - Krasnodar: the Kuban state University IPTS,2013. - 400 p.

6. Malykhina I.N. The social infrastructure of the region and its economy //Journal of Russian entrepreneurship. - 2011. -No. 5. - Pp. 173-177

7. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

8. Misakov V.S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

9. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

10. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

11. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

12. Sagaleev A.S., Durinov A.E., Hamatanov B.P. Asian model of management of physical culture and sport //Bulletin of the Buryat state University. - 2011. - No.13. - P. 129-135

13. Sakhansky V. The Development of sport and physical culture in the framework of state social policy //Innovations in science. - Novosibirsk: Sibak. - 2015. - No. 6. - Pp. 128-139

14. Tsvetkov V. A. Five problems of economic security and economic growth in modern Russia / / Bulletin of the Financial University. - 2016. - Vol.No. 2(92).

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10497

Р.А. Шичиях - доцент кафедры менеджмента, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, s.r.a.01@mail.ru,

R.A. Shichiyakh - associate Professor of management department, Ph.D. (Econ.), Kuban State Agrarian University;

Н.С. Тугуз - доцент кафедры высшей математики, к.п.н., Кубанский государственный аграрный университет, tugusns@mail.ru,

N.S. Tuguz - associate Professor of higher mathematics department, Ph.D. (Pedag.), Kuban State Agrarian University.

ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: СПЕЦИФИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕАЛИЗАЦИИ SHERING ECONOMY: SPECIFICITY, DEVELOPMENT TRENDS, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

OF IMPLEMENTATION

Аннотация. Научно-технический прогресс, процессы глобализации и интернационализации оказали большое влияние на развитие экономики и появление новых моделей экономических отношений, использующих возможности инвестиционного, инновационного и предпринимательского климата для построения контура «умной экономики», которая развивается и культивирует экономику, основанную на знаниях, посредством активного обмена этими знаниями для экономической выгоды всех ее участников. В частности, такой новой «умной» моделью выступает экономика шеринга, основанная на информационных технологиях, интегрирующая социальные

ресурсы, обеспечивающая платформу обмена ресурсами для заказчиков и поставщиков и передающая право на использование товаров и позволяющая свести к минимуму потребления ограниченных ресурсов. Развитие современных технологий мобильного интернета стимулируют продвижение и популяризация экономики совместного потребления в широких масштабах. Тенденции развития, недостатки и перспективы экономики совместного потребления требуют детального рассмотрения.

Abstract. Scientific and technological progress, the processes of globalization and internationalization have had a great influence on the development of the economy and the emergence of new models of economic relations that use the capabilities of the investment, innovation and business climate to build the contour of the "smart economy", which develops and cultivates a knowledge-based economy through the exchange of data for the economic transactions of all its participants.In particular, such a new model is the sharing economy based on information technologies, integrating social resources, providing a resource exchange platform for customers and suppliers and transferring the right to use goods and minimizing the consumption of limited resources. The development of modern mobile Internet technologies stimulates the promotion and popularization of the sharing economy on a large scale. Development trends, weaknesses and prospects of the economy of joint consumption require detailed consideration.

Ключевые слова: экономика, «умная экономика», экономика города, совместное использование, экономика шеринга, коллективизм, онлайн-сервисы, стратегия «Интернет+», мобильные технологии.

Keywords: economy, «smart economy», city economy sharing, sharing economy, collectivism, online services, «Internet+» strategy, mobile technologies

«Умная экономика» развивается и культивирует основанную на знаниях экономику посредством активного обмена негласными и явными знаниями для экономической выгоды всех людей. Так большее количество субъектов предпринимательства используют инновационные подходы, которые находят новые ниши в структуре хозяйственных отношений в городе. Одним из подобных инновационных форматов выступает экономика совместного потребления (Sharing economy)» - это новая экономическая модель, основанная на информационных технологиях, интегрирующая социальные ресурсы, обеспечивающая платформу обмена ресурсами для заказчиков и поставщиков и передающая право на использование товаров.

Совместное потребление, В.В. Глухов и З.В. Глухова связывают с одноранговым взаимодействием между физическими лицами (потребитель-потребитель - consumer-to-consumer (C2C) или равный к равному -peer-to-peer (P2P)), а не аренды или лизинга товара у юридического лица (business-to-consumer - В2С), представляющую собой экономику продукта-услуги, в которой покупатель (потребитель) получает доступ к продукту, в то время как продавец (поставщик или собственник) услуг сохраняет право своей собственности.

В условиях быстрого развития экономики и сетевых технологий в 21-м веке экономика совместного потребления стала популярной бизнес-моделью с быстрым развитием и широкими перспективами во всех странах мира. Многие отрасли успешно применяют ее на практике.

Присмотреться и оценить новую экономическую модель экономистам пришлось в связи со сложившимися обстоятельствами: завершившийся в 2008 году мировой кризис привел к снижению темпов экономического развития и резкому сокращению рабочих мест. Новые коммерческие проекты (например, автомобили совместного потребления, жилье совместного потребления (компании «Uber» и «Airbnb») стали очень успешными, в результате чего такие модели начали развиваться и в других отраслях. Говоря про Китай, следует отметить, что там постоянно происходит внедрение таких продуктов, как велосипеды совместного потребления, краткосрочная аренда, «пауэрбанк» совместного потребления. Среди новейших бизнес- проектов можно выделить сетевой автомобиль, жилье совместного потребления, онлайн-вызов для доставки товаров, медицинское обслуживание совместного потребления и логистика совместного потребления. Именно их следует считать толчком для структурной оптимизации, скачкообразного роста и видоизменения моделей потребления. Произошло значительное увеличение новых потенциальных возможностей, а границы рынка распределения производственных мощностей существенно расширились, и все это в целом способствовало уменьшению количества безработных по причине отсутствия рабочих мест.

По оценкам Всемирного банка, Китай является мировым лидером ЭСП - в 2018 году ее объем был оценен более чем в $ 230 млрд или 1,67 % ВВП страны. Объем ЭСП в ЕС-28 в 2016 году составил $ 26,5 млрд (около 0,17 % совокупного ВВП ЕС-28).

Среди всех стран Европы ЭСП наиболее развита во Франции (25 % всего объема в ЕС-28), Великобритании (17 %), Польше (10 %) и Испании (10 %). В 2018 г. объем транзакций на основных платформах ЭСП в России составил около 511 млрд рублей (в сравнении с 2017 г. рост составил почти 30 %).

Благодаря регулярному развитию технологий мобильного интернета становится возможным продвижение и популяризация экономики совместного потребления в довольно широких масштабах. Посредством стратегии «Интернет+», новые технологии, такие как мобильные платежи, позиционирование, большие данные и Интернет вещей, способны устанавливать и поддерживать длительную связь с потребителями, а ставшие популярными в Sharing economy онлайн-сервисы, не только дают потребителям возможность сэкономить на стоимости приобретаемых товаров или услуг. Благодаря им, ресурсы, находящиеся в распоряжении потребителей, могут использоваться с большей пользой и выгодой, и этот процесс является эффективным и не представляет сложностей. Результатом этого стало появление конкурентов у известных международных площадок розничной и оптовой торговли, доминирующих в своем сегменте (Aliexpress, Amazon, eBay, Overstock, UBid, Webstor и т. д.) и

предоставляющих услуги посредством интернет-аукционов (магазинов), причем по объему площадок они значительно уступали, однако у них был большой выбор товаров и услуг.

У интернет-платформ, которые объединяют потребителей с целью оказания друг другу различных услуг, есть одно важное свойство- число вовлеченных участников прямо пропорционально числу заинтересованных во вступление в новое сообщество участников, что можно рассматривать как новый вид экономики - экономики по требованию.

Конкретизируя особенности экономики совместного пользования, можно отметить ее следующие характерные черты:

- шеринговая экономика - это тренд. Миллионы людей в настоящее время углубляются в сферу экономического агентирования, становятся ежедневными практиками, оказывая непосредственное влияние как на социальные, так и на экономические сферы развития общества. Помимо выпуска информации, товаров, услуг, происходит непрерывный всем этим между собой. Для разрешения масштабных и точечных проблем (например, противодействие взяточничеству или нищенскому существованию) люди создают сообщества;

- в качестве отличительной черты подобной бизнес-модели следует отметить превращение потребителя в поставщика при появляющейся для этого возможности. Поскольку экономика совместного потребления отличается легкостью в организации и существенным экономическим эффектом в результате пользования ресурсами, естественным является ее расширение, причем происходит этот процесс с большой скоростью.

- посредством шеринга можно дозировать, и даже минимизировать масштабы употребления, используя при этом имеющуюся собственность более продуктивно. Все люди относятся к шерингу со своей позиции- если одни могут на этом заработать, то у других появляется возможность экономии средств, поскольку нет необходимости тратить их на ту вещь, которая нужна ненадолго;

- самыми популярными и перспективными в планах признаны экономика транспорта и личного транспорта, однако специалисты пришли к мнению о том, что в дальнейшем этот короткий перечень может значительно расшириться, включив в себя больше предметов и сфер деятельности. Под совместным потреблением подразумевается и аукцион, и обмен, и дарение, а не только услуги, оказываемые по разработанной ранее схеме, состоящей из двух звеньев- арендодатель и арендатор;

- успех в развитии шеринга напрямую зависит от качеств, которыми обладают пользователи, и самыми важными среди них следует отметить способность доверять друг к другу, коллективизм, сверхрациональность.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря наличию отличительных черт шеринговой экономики, формируется совместное потребление, под которым следует понимать временную аренду чего-либо частным лицом у частного лица, однако разновидностей такой экономики довольно много. К примеру, на улицах некоторых мегаполисов можно увидеть стойки с общественными велосипедами. В удобный час можно воспользоваться велосипедом, после чего вернуть его на место, оплатив при этом время, в течение которого транспортное средство эксплуатировалось, с помощью Сети в автоматическом режиме.

Кроме того, представленному научному опыту, следует отметить, что сегодня шеринговая экономика (экономика совместного пользования, потребления, «долевая» экономика, экономика сотрудничества и участия, экономика по требованию) активно развивается во всем мире: множится количество шеринговых платформ, происходят изменения в сознании общества, каждый гражданин становится более мобильным, более свободным (в личном плане), у него появляются условия, в которых поиск для наибольшего раскрытия своих возможностей становится более успешным.

Естественно, вспоминая классические модели потребления и сравнивая их с концепцией совместного использования, можно утверждать, что эта замена очень достойная.

Необходимо отметить, что наряду с несомненными достоинствами, данная модель не лишена недостатков. Заглядывая в будущее, можно предположить, что активизируется деятельность компаний-однодневок, главной целью которых является получение прибыли (независимо от качества). Основной недоработкой шеринговой экономики признана неспособность к быстрому приспособлению к меняющимся условиям и несвоевременное обнаружение имеющихся возможностей.

Кроме того, отрицательная сторона заключается так же и в том, что принцип данной модели строится на доверии людей друг другу, в реалиях нашего мира этого не хватает.

Таким образом, в реалиях настоящего времени экономика совместного потребления рассматривается как составляющая экономики и если шеринговая экономика претендует на самостоятельность, а компании в этом пространстве - на инвестиции и прибыль, необходимо продемонстрировать четкую терминологию и отличительные характеристики бизнес-моделей.

Здесь главный фактор успеха с регуляторной точки зрения - придерживаться принципов прозрачности, удерживать четкое взаимодействие с бизнес - структурами шерингового сектора, быстрее адаптироваться к изменениям и привести в соответствие законодательство, активнее сотрудничать с государственными органами.

Источники:

1. Вертакова Ю.В., Лю Яи., Дин Ш. Проблемы и перспективы развития экономики совместного потребления / Экономический рост как основа устойчивого развития России Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2019. - С. 165-170

2. Глухов В.В., Глухова З.В. Экономика совместного потребления, как новая форма экономических отношений // Отходы и ресурсы. - 2019. - № 4. - С. 10-19

3. Жугалёв И.И. Экономика совместного потребления или шеринг- экономика / Современная парадигма и механизмы экономеского роста российской экономики и ее регионов: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 98-102.

4. Кирьяк С.Ю. Шеринговая экономика - новая модель потребления. Бенефициар. - 2019. - № 58. - С. 29-31.

5. Мясникова Л. А. Сетевые технологии и психология шеринга. Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: Материалы XV Междунар. науч.- практ. юбилейной конф. / Под науч. ред. А. Е. Карлика, Э.Х. Локшиной. - СПб. - 2015. - С. 109-114

6. Сычанина С.Н., Р.А. Шичиях, Тугуз Н.С. Особенности противозатратной модели хозяйствования в реализации социальной политики государства в условиях экономического спада. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 132. - С. 628-644

7. Чжоу Юйин, Яо Лянсюэ Экономическая теория разделения экономики (на китайском языке) // The business circulate. - 2019. - № 10.- С. 12-13.

8. Швед В.В., Яблочников С.Л. Особенности шеринговой экономики. Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 2 (43). -С. 75-80.

9. Юрасов Р.А. «Умная экономика» и «экономика совместного потребления» - феномены современного регионального развития // Проблемы и перспективы экономического развития регионов: Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию образования Института экономики и финансов. - 2017. - С. 182-185.

10. Frenken K., Meelen T., Arets M., van de Glind, P. Smarter regulation for the sharing economy. The Guardian, 2015, 20 May. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.theguardian.com/science/political-science/2015/may/20/smarterregulation-for-the-sharing-economy (Дата обращения 15.05.2020).

11. Joint consumption economics as a new economic model. Bulletin on current trends in the global economy, [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/23715.pdf (in Russian) (Дата обращения 15.05.2020).

12. Timbro. (n.d.). Bergh А., Funcke А., Wernberg J. Timbro Sharing Economy Index. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://timbro.se/allmant/timbro-sharing-economy-index/. 18. (Дата обращения 15.05.2020). References:

1. Vertakova Yu.V., Liu Yai., Ding Sh. Problems and prospects for the development of the sharing economy / Economic growth as the basis for sustainable development of Russia Collection of scientific articles of the 4th All-Russian scientific-practical conference. In 2 volumes. - 2019. - S. 165-170

2. Glukhov V.V., Glukhova Z.V. Shared Consumption Economy as a New Form of Economic Relations // Waste and Resources. - 2019. - No. 4. - P. 10-19

3. Zhugalev I.I. Sharing economy or sharing economy / Modern paradigm and mechanisms of economic growth of the Russian economy and its regions: Sat. materials of the All-Russian scientific-practical conference. - 2019 .-- S. 98-102.

4. Kiryak S.Yu. The sharing economy is a new consumption model. Beneficiary. - 2019. - No. 58. - S. 29-31.

5. Myasnikova LA Network technologies and psychology of sharing. Economic psychology: modern problems and development prospects: Proceedings of the XV Intern. scientific - practical. anniversary conf. / Under scientific. ed. A. E. Karlik, E. Kh. Lokshina. - SPb. - 2015 .-- S. 109-114

6. Sychanina S.N., R.A. Shichiyah, Tuguz N.S. Features of the counter-cost economic model in the implementation of the state's social policy in the context of the economic downturn. Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - No. 132. - P. 628-644

7. Zhou Yuying, Yao Liangxue Economic theory of economic division (in Chinese) // The business circulate. - 2019. - No. 10.-S. 12-13.

8. The Swede V.V., Yablochnikov S.L. Features of the sharing economy. Business. Education. Right. - 2018. - No. 2 (43). -S. 75-80.

9. Yurasov R.A. "Smart Economy" and "Shared Consumption Economy" - Phenomena of Contemporary Regional Development // Problems and Prospects of Economic Development of Regions: Sat. articles of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 45th anniversary of the formation of the Institute of Economics and Finance. - 2017 .-- S. 182-185.

10. Frenken K., Meelen T., Arets M., van de Glind, P. Smarter regulation for the sharing economy. The Guardian, 2015, 20 May. [Electronic resource]. - Access mode - URL: https://www.theguardian.com/science/political-science/2015/may/20/smarter-regulation-for-the-sharing-economy (Date of access 05/15/2020).

11. Joint consumption economics as a new economic model. Bulletin on current trends in the global economy, [Electronic resource]. - Access mode - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/23715.pdf (in Russian) (Date of treatment 05/15/2020).

12. Timbro. (n.d.). Bergh A., Funcke A., Wernberg J. Timbro Sharing Economy Index. [Electronic resource]. - Access mode -URL: https://timbro.se/allmant/timbro-sharing-economy-index/. 18. (Date of treatment 05/15/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.