ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
103
DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-103-110 УДК 338.23
НОВЫЕ КОНТУРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ: ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Ревенко Николай Сергеевич, канд. полит. наук, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений, Финансовый университет, Москва, Россия nsrevenko@fa.ru
Предмет исследования — экономика совместного потребления (ЭСП), являющаяся одним из направлений развития цифровой экономики. Цель работы — выявление сферы охвата ЭСП и ее основных направлений. На основе критического анализа существующих точек зрений сделан вывод о том, что ЭСП — это отношения между конечными потребителями, а именно: физическими и юридическими лицами по использованию в течение ограниченного хронологического периода временно свободных товаров или услуг без передачи права собственности. Выявлено, что наиболее интересные проекты ЭСП связаны с арендой жилья и транспортных средств. Другие сферы применения ЭСП — сдача в аренду вещей и другого имущества, создание фильмов, музыкальных произведений и компьютерных программ с участием значительного числа людей или с привлечением денежных средств слушателей и зрителей, совместное использование цифрового контента. Приведены примеры наиболее успешных цифровых платформ, с помощью которых функционирует ЭСП. Подвергнута критике точка зрения экспертов, причисляющих к ЭСП отдельные виды коммерческой деятельности. Дано объяснение изменений, постоянно происходящих в этом секторе.
Ключевые слова: цифровая экономика; экономика совместного потребления; цифровые платформы; каршэринг; цифровизация.
New Contours of Digitalization Abroad and in Russia: the Economy of Collaborative Consumption
Revenko Nikolai S., PhD (Political Sciences), leading researcher, the Institute for International Economic
Relations, Financial University, Moscow, Russia
nsrevenko@fa.ru
The subject of the research is the collaborative consumption economy (CCE) as one of the trends in the digital economy. The purpose of the research was to identify the scope of the CCE and its main directions. Based on the critical analysis of existing viewpoints, it is concluded that the CCE refers to the relationships between end-users, namely individuals and legal entities, during a limited chronological period with respect to the use of temporarily free goods or services without transfer of ownership. It was revealed that the most interesting CCE projects were related to the lease of housing and vehicles. Other areas of the CCE applications are leasing various things and other property, shooting films, creating music and computer programs involving a significant number of people or attracting the money of listeners and spectators as well as sharing digital content. Examples of the most successful digital platforms for the CCE operation are given. The viewpoint of experts who classify certain types of commercial activities as the collaborative consumption is criticized. Changes that are constantly taking place in this sector are explained.
Keywords: digital economy; collaborative consumption economy; digital platforms; car sharing; digitalization.
104
экономика и управление
определение, субъекты и сфера охвата экономики совместного потребления
Экономика совместного потребления (далее — ЭСП)1 является одной из сфер цифровой экономики.
Мнения экспертов относительно определения субъектов ЭСП расходятся. Поэтому отсутствует устоявшееся определение этого термина.
Большая группа экспертов полагает, что субъекты ЭСП — это только физические лица. Так, Оксфордский словарь английского языка определяет ЭСП как экономическую систему, в которой происходит распределение активов или услуг между частными лицами бесплатно или за плату, как правило, с использованием Интернета2. Investopedia классифицирует ЭСП как экономическую модель, где физические лица имеют возможность брать или сдавать в аренду активы, принадлежащие кому-либо другому3.
В то же время имеются специалисты, полагающие, что субъектами ЭСП являются как физические, так и юридические лица. Например, согласно определению экспертов компании PricewaterhouseCoopers ЭСП дает возможность физическим лицам и группам извлекать деньги из недоиспользуемых активов [1, с. 5].
Мнения расходятся и по сфере охвата ЭСП. Многие эксперты трактуют ее расширительно, полагая, что к ней относятся сделки купли-продажи с использованием цифровых платформ и другие виды коммерческой деятельности. Так, по мнению Р. Ботсмана и Р. Роджетса, это бартер, аренда, кредитование, дарение и обмен, осуществляемые в рамках:
1) системы обслуживания продуктов (доступ к товарам или услугам без владения основными активами);
2) рынков перераспределения товаров;
1 Другие названия: экономика совместного пользования, экономика сотрудничества, долевая экономика; английские термины: sharing economy, collaborative economy, peer economy, collaborative consumption.
2 English Oxford Living Dictionary. URL: https://en.oxforddictionaries. com/definition/sharing_economy (accessed 11.01.2018).
3 Investopedia Academy Portal. URL: http://www.investopedia.com/
terms/s/sharing-economy.asp (accessed 11.01.2018).
3) совместного образа жизни (обмена между участниками нематериальными активами) [2, с. 15].
На основе такого подхода Р. Ботсман делает вывод, что ЭСП — это социально-экономическая система для производства, распределения, торговли и потребления товаров и услуг различными людьми и организациями4.
В докладе Всемирного экономического форума выделены следующие сферы ЭСП:
1) рынки перераспределения товаров или услуг, в которых одни потребители больше не нуждаются, но другим потребителям данные товары или услуги необходимы;
2) системы обслуживания продуктов, обеспечивающие доступ к ним без необходимости приобретения и владения;
3) платформы совместного образа жизни, благодаря которым люди могут делиться и обмениваться малоосязаемыми активами, такими как навыки, время, опыт, деньги или пространство [3, с. 5].
Эта позиция критикуется другой группой экспертов, которые относят к ЭСП виды деятельности, предполагающие предоставление товаров или услуг другим лицам лишь во временное пользование и, что принципиально важно, без передачи права собственности на них. Одним из таких экспертов является Л. Лессиг (США), считающий, что ЭСП представляет собой совместное потребление путем совместного использования, обмена и аренды ресурсов без владения товаром [4]. Аналогичное мнение имеют К. Френкен, М. Аретс, Т. Мелен и П. ван де Глинд (Нидерланды), по мнению которых ЭСП — это потребители (или компании), взаимно предоставляющие временный доступ к своим недоиспользуемым физическим активам («бездействующему потенциалу»), в том числе за деньги5.
Р. Белк (США) считает, что надо различать «настоящее» и «псевдо» совместное потребле-
4 Botsman R. The sharing economy lacks a shared definition. URL: https://www.fastcompany.com/3022028/the-sharing-economy-lacks-a-shared-definition (accessed 23.01.2018).
5 Frenken K., Meelen T., Arets M., van de Glind, P. Smarter regulation for the sharing economy. The Guardian, 2015, 20 May. URL: http://www.theguardian.com/science/political-science/2015/ may/20/smarter-regulation-for-the-sharing-economy (accessed 13.01.2018).
|бственник Временное Цифровая Потребитель
оственник свободное платформа имущество
• Размещение ^^^^^^^ А
. информации на ^^^^^ поиск
Владение I I ^ара/услуги А
1 — " — — — 1Г
|||_1 \
Оплата комиссии за использование платформы
Получение и возврат товара/услуги
Оплата товара/услуги
ние. По его мнению, «настоящее» совместное потребление — это не собственность, а обеспечение временного доступа к товарам и услугам посредством цифровых платформ, причем без взимания сборов или выплаты компенсаций [5, с. 11-16]. Исходя из этого критерия значительная часть коммерческих платформ не имеет никакого отношения к ЭСП, которая выполняет роль координатора получения людьми и распределения ресурсов за вознаграждение или иную компенсацию [6, с. 597].
По нашему мнению, сферой охвата ЭСП являются отношения между конечными потребителями — физическими и юридическими лицами — только по использованию в течение ограниченного периода времени временно свободных товаров или услуг без передачи права собственности. Если вещи, оборудование или недвижимость специально приобретены специально для сдачи в аренду, то такая деятельность по приобретению должна считаться обычной коммерческой.
Появление ЭСП вызвано практическими соображениями. Во многих семьях есть движимое и недвижимое имущество, используемое лишь эпизодически, поэтому возникает необходимость его сдачи в аренду, а у тех лиц, кто им не располагает, появляется возможность не покупать это имущество, а арендовать за разумную плату. Для компаний также экономически выгодна сдача в аренду временно свободных офисных помещений, автотранспорта, оборудования и другого имущества.
ЭСП функционирует на основе цифровых платформ, на которых собственники временно свободного имущества размещают свои предложения, а потребители осуществляют поиск нужных им
товаров или услуг с использованием компьютера или установленного на смартфоне мобильного приложения. Потребитель оплачивает предоставленные ему во временное пользование товар или услугу непосредственно собственнику или через цифровую платформу, а платформа за свои услуги взимает комиссию (обычно с собственника).
сферы функционирования экономики совместного потребления
Наиболее успешно ЭСП сегодня функционирует в следующих сферах:
1) сектор недвижимости. Как было отмечено выше, самой известной платформой, работающей в этой сфере, является ЛМпЬ. Среди аналогичных платформ можно отметить международную HomeЛway и американскую Guesthop, посредством использования которых собственники имеют возможность сдавать в аренду жилье. Существуют также платформы, которые специализируются на сдаче в аренду офисных и рабочих помещений (например, LiquidSpace).
О популярности таких сервисов свидетельствуют показатели ЛяЬиЬ: по состоянию на 18 января 2018 г. услуги этой платформы были доступны в 65 тысячах городах 191 страны, а общее число пользователей составило 200 млн человек6.
ЛМиЬ и другие аналогичные платформы привлекают рядовых пользователей тем, что на них можно найти жилье по более низкой, чем в гостиницах, цене. Кроме того, жилые помещения, как правило, оборудованы кухней, что позволяет уменьшить расходы на питание.
6 Российский сайт платформы Airbnb. URL: https://Www.airbnb.
ru/about/about-us (дата обращения: 18.01.2018).
106
экономика и управление
К этому сектору ЭСП относятся также так называемые сети гостеприимства, предоставляющие возможность поиска жилья для кратковременного бесплатного проживания. Такие службы существовали и ранее (например, Servas Open Doors, созданная в 1949 г.), но активно они стали развиваться в условиях цифровой экономики.
К числу наиболее известных платформ, работающих в этом секторе, относятся Hospitality Club, CouchSurfing, Bewelcome и Globalfreeloaders. Кроме того, успешно функционируют платформы, ориентированные на группы людей по интересам. Так, WarmShowers специализируется на предоставлении услуг туристам на велосипедах, Pasporta Servo — эсперантистам, а в рамках программы агротуризма WWOOF есть возможность обеспечивать бесплатные проживание и питание за работу на ферме органического производства;
2) транспорт. Основными формами ЭСП в этой сфере являются аренда автомобилей с водителем, каршэринг, райдшэринг, аренда парковочных мест, доставка вещей и товаров, доставка еды.
Аренда автомашин с водителем — одна из наиболее известных и дающих высокий доход форм ЭСП. В качестве примера можно привести компанию Uber (1 млрд подключений, работает в 633 городах)7. Ее основным конкурентом в США считается Lyft, однако эта компания проигрывает Uber и по количеству перевозок, и по территориальному охвату своей деятельности. Ведущая индийская платформа, специализирующаяся на предоставлении услуг по аренде автотранспорта с водителем, — ANI Technologies Pvt. Ltd. (коммерческое название Ola). Лидером в этой сфере в семи странах Юго-Восточной Азии является Grab, которая более известна как GrabTaxi.
На российский рынок компания Uber пришла в конце 2013 г., где столкнулась с серьезной конкуренцией со стороны «Яндекс.Такси» и Gett. В июле 2017 г. между Uber и «Яндекс.Такси» было подписано соглашение об объединении бизнеса (доля «Яндекса» в капитале совместной платформы — 59,3%, Uber — 36,6% и сотрудников — 4,1%)8.
7 Российский сайт компании Uber. URL: https://www.uber.com/ ru/our-story/ (дата обращения: 19.01.2018).
8 An exciting future for Uber and Yandex. URL: https://newsroom. uber.com/uber-yandex/ (accessed 20.12.2017).
Как следствие, стоимость объединенного сервиса достигла 3,725 млрд долл. США, а его доля на рынке легальных перевозок пассажиров в шести странах (Россия, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения и Грузия) — 5-6%9.
В Китае Uber в 2016 г. был приобретен национальной платформой предоставления услуг по аренде автотранспорта с водителем Didi Chuxing [8, с. 45].
Каршэрингом, относящимся к ЭСП, называется аренда временно свободных автомашин у физических или юридических лиц. Наиболее известными платформами, работающими в этой сфере, являются Getaround и Turo (США), Drivy, Deways, Koolicar, Ouicar (Франция) и LTA (Сингапур).
Каршэринг за рубежом уже сегодня достаточно популярен (по состоянию на 18 января 2018 г. на платформе Drivy только во Франции можно арендовать 36 тысяч автомобилей)10, и число людей, пользующихся этим сервисом, постоянно увеличивается.
В России также существует платформа аренды личного автотранспорта — DARENTA. По состоянию на 18 января 2018 г. на ней были зарегистрированы 5547 пользователей и 1001 автомашина в 121 городе11.
Следует отметить, что за рубежом каршэринг стал входить в сферу интересов государственного сектора. Так, платформа Ouicar принадлежит Национальной компании французских железных дорог, а LTA — министерству транспорта Сингапура.
О доходе, получаемом владельцом автотранспорта за сданный в аренду личный автомобиль, можно судить по тому, что в США он составляет в среднем 720 долл. в месяц12.
Райдшэринг — поиск попутчиков и попутного автотранспорта. В этом секторе функционируют несколько платформ, наибольшую известность из которых приобрела BlaBlaCar (доступ к ее услугам предоставляется в 22 странах мира, в том числе в России). Посредством обращения на этот портал
9 Яндекс.Такси и Uber поедут вместе. URL: https://yandex.ru/ blog/company/130717 (дата обращения: 21.12.2017).
10 Drivy Website. URL: https://www.drivy.com (accessed 18.01.2018).
11 Сайт платформы DARENTA. URL: https://darenta.ru/ (дата обращения: 18.01.2018).
12 Turo Website. URL: https://turo.com/about (accessed 01.11.2017).
поездки ежеквартально совершают 10 млн человек, а число пользователей — 35 млн человек13.
Другая достаточно известная международная платформа, специализирующаяся на предоставлении таких услуг, Karzoo (ориентирована на Францию, Германию, Бельгию, Великобританию, Швейцарию, Люксембург и Австрию). Из национальных платформ можно отметить американские Carma и SideCar, французские IDVroom и La roue verte, бельгийскую Carpool. Услугами Covoiturage можно воспользоваться во франкоязычных государствах и в канадской провинции Квебек, а «Довезу» — в России.
Аренда парковочных мест. Этот сервис позволяет водителям находить в нужном районе свободное место для кратковременной парковки своего автомобиля. В США на предоставлении такой услуги специализируется платформа Parking Panda, в Великобритании — JustPark. Платформа ParkShare работает в США, Великобритании и Канаде. В России поиск парковок для аренды в бизнес-центрах осуществляется с помощью платформы Parksharing.
Доставка вещей и товаров. Для поиска автотранспорта для перевозки вещей во многих европейских странах используется платформа FretBay. Заказчики размещают на ней информацию об объеме груза, его характере, датах транспортировки и маршруте, которая позволяет владельцам транспортных средств напрямую связываться с заказчиками для оформления доставки.
В 2016 г. компания FretBay создала специализированную платформу MyBoxMan, позволяющую осуществлять поиск транспорта для доставки товаров в пределах своего или близлежащих районов.
Доставка еды. Поскольку в последнее время стал весьма популярным заказ блюд в ресторанах с доставкой на дом, были созданы несколько платформ, привлекающих для такой работы владельцев личного автотранспорта, например UberEats, недавно распространивший свою деятельность на Россию;
3) личное имущество. Краткосрочная аренда вещей, оборудования, мебели и другого временно неиспользуемого имущества производится через специализированные платформы, такие
13 Коротко о BlaBlaCar в цифрах. URL: https://www.blablacar. ru/o-nas (дата обращения: 20.01.2018).
как международная Spinlister, американские Zilok и Peerby, российская RENTMANIA.
Деятельность целого ряда платформ охватывает несколько направлений. Например, девиз американской Zilok — «аренда всего». Через нее можно арендовать автомобили, велосипеды, инструменты, строительное оборудование, садовый инвентарь, видеокамеры, компьютеры, мебель, лыжи, музыкальные инструменты, чемоданы и другое имущество. Существуют также платформы, сфокусированные на удовлетворении потребностей конкретного круга людей. Так, с помощью DogVacay люди могут пристроить домашних животных на время своего отсутствия, Spinlister — арендовать велосипеды, доски для сноуборда и серфинга, лыжи и другое спортивное снаряжение и оборудование;
4) развлечения, СМИ и связь. Применительно к ЭСП это, прежде всего, создание фильмов, музыкальных произведений и компьютерных программ с участием значительного числа людей или с привлечением денежных средств слушателей и зрителей, а также совместное использование цифрового контента. Отношения между субъектами строятся либо на безвозмездной основе, либо с использованием краудфандинга.
Например, через облачную платформу Wix.com создаются и развиваются интернет-проекты, а на сайтах «Википедии» составляется и редактируется информация по широкому кругу вопросов. Кра-удфандинг активно используется для создания фильмов и в проектах стартапа.
Из числа платформ, работающих с помощью краудфандинга, успешно действует американская Kickstarter (создана в 2009 г.), посредством которой оказывается помощь работникам искусства — кинематографистам, музыкантам, дизайнерам и другим в поиске финансирования для реализации творческих идей. По состоянию на 19 января 2018 г. через нее был профинансирован 137 961 проект на общую сумму 3,5 млрд долл. США. В сборе средств на них приняли участие 14 млн человек14.
В Европе сбор денег для реализации культурных проектов осуществляется через платформы Derev (Италия), Ulule (Франция), Goteo (Испания),
14 Kickstarter Website. URL: https://www.kickstarter.com/ about?ref=nav (accessed 19.01.2018).
108
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Crowdculture (Швеция), Талакакошт и Улей (Белоруссия), Стльнокошт (Украина).
Есть также ряд платформ, специализирующихся на оказании финансовой поддержки проектам в конкретных областях искусства, культуры и науки, таких как SellaBand и PledgeMusic (поддержка музыкантов), Experiment (финансирование научных исследований).
Первым российским проектом краудфандин-га в этой сфере стал Kroogi. Для сбора средств на культурные проекты используются также крауд-фандинговые площадки Boomstarter.ru и Planeta.ru, обеспечивающие 70-80% оборота этого рынка15. По состоянию на 19 января 2018 г. через Planeta.ru было собрано 777,5 млн руб., которые были потрачены на финансирование 2777 успешных проектов16.
К ЭСП можно также отнести пользующиеся большой популярностью разные BitTorent-кли-енты, а также файлообменные клиенты e-Mule, eDonkey2000 и Shareaza, позволяющие осуществлять обмен аудиозаписями, фильмами, играми, компьютерными программами и другим цифровым контентом.
Возможность получения цифрового контента стала предоставляться и рядом известных фирм. Так, подключение к опции Amazon Family Library компании Amazon позволяет членам семьи покупателей, зарегистрированным в программе Amazon Household, получать доступ к аудиокни-гам, играм, программам и электронным книгам в формате Kindle.
Как было отмечено выше, многие исследователи относят к ЭСП отдельные виды коммерческой деятельности, например кратковременную аренду автомашин с поминутной или почасовой оплатой, также именуемую каршэрингом. Наиболее популярна она в США (платформа ZipCar), Германии, Испании, Нидерландах, Великобритании, Италии, Австрии (Car2Go, DriveNow), во Франции (Partage de voiture, Citiz) и в самое последнее время в России («Делимобиль», YouDrive, Car5, Anytime, BelkaCar, FlexCar, YouDrive, Colesa и другие). В то же время такой каршэринг не отличается от услуги, предоставляемой тради-
15 Харлова К. А. Краудфандинг — новый путь финансирования культурных проектов. URL: http://www.scienceforum. ru/2016/1860/18986 (дата обращения: 27.11.2017).
16 Сайт платформы Planeta.ru. URL: https://planeta.ru/about (дата
обращения: 19.01.2018).
ционными компаниями аренды автотранспорта Hertz, Avis, Sixt, Europcar, Budget и другими, поскольку автомашины специально закупаются для извлечения прибыли от их проката.
Отдельные эксперты относят к ЭСП также бесплатную раздачу ненужных вещей и излишков еды (в России на этом специализируются платформы «Дарудар», «Отдам вам даром», «Отдам так» и другие). Вместе с тем в рамках такой деятельности вещи (и, разумеется, продукты питания) передаются не во временное пользование, а навсегда, и по этой причине не могут считаться одной из сфер охвата ЭСП.
Некоторые эксперты частью ЭСП ошибочно считают также цифровые платформы поиска работы, услуг по ремонту жилых помещений и т.д. В качестве примеров можно привести LinkedIn (поиск сотрудников и работы), Handy (поиск «мастеров на все руки» и уборщиц), «НашаНяня» (частные объявления лиц, ищущих помощника по хозяйству, няню или сиделку).
К ЭСП порой относят службы потокового аудио и видео, например Spotify, через которые можно бесплатно прослушивать музыкальные произведения и смотреть фильмы в режиме онлайн. Как представляется, исходить в данном случае при квалификации данной службы следует из того, кем предоставляется услуга. Если файлы получены от другого пользователя, то этот обмен можно рассматривать как часть ЭСП, но если от платформы, располагающей своим банком цифрового контента, то такая деятельность должна считаться коммерческой.
Основы функционирования экономики совместного потребления
Поскольку субъектами ЭСП являются не знакомые между собой лица, основой ее функционирования является доверие, которое формируется путем выставления каждым потребителем оценки качеству полученного товара или услуги. В свою очередь лица, предоставляющие товары или услуги, оценивают пользователя. Рейтинги, составляемые на основе этих оценок, позволяют арендаторам принимать взвешенное решение при обращении за услугой, а арендодателям — при поступлении заявки на услугу. Формированию доверия содействуют также отзывы, оставляемые пользователями. Предусмотрены
и другие страховочные меры, например осуществление оплаты за полученный товар или услугу по окончании срока пользования ими, а применительно к аренде жилья — через сутки после заселения, чтобы у пользователя была возможность убедиться в том, что товары или услуги соответствуют размещенной на сайте информации.
Как было указано выше, финансирование функционирования цифровых платформ, как правило, осуществляется посредством взимания ими комиссионных сборов за свои услуги, размер которых существенно отличается. Так, водители уплачивают компании Uber 20% стоимости поездки17. При сдаче в аренду недвижимости собственники платят Airbnb 3% от суммы бронирования, а арендаторы — 6-12%18. DARENTA берет с арендаторов 1%19.
Следует особо отметить тонкость границы между ЭСП и коммерческой деятельностью, поскольку целый ряд платформ позволяет потребителям получать товары и услуги как у физических и юридических лиц, располагающих временно свободными ресурсами, так и у организаций, занимающихся бизнесом. Так, с «Яндекс.Такси» и Gett работают и таксопарки, и владельцы личных машин. Еще более тонка эта грань в сфере недвижимости, так как многие дома и квартиры, предлагаемые в аренду через Airbnb, приобретены собственниками специально для извлечения финансовой выгоды.
Причины трансформации экономики совместного потребления
Этот сектор цифровой экономики подвергается постоянным изменениям, обусловленным следующими основными причинами.
Так, хорошая идея, вначале кажущаяся интересной, оказывается при ее реализации недостаточно привлекательной. Например, поездка в другой район города за взятой напрокат вещью (а затем для ее возврата) для многих людей более обременительна, чем приобретение товара в ин-
17 Uber. URL: https://ru.wikipedia.org/Wiki/Uber (дата обращения: 19.01.2018).
18 Рожков Р. Airbnb отказалась от российской прописки // Коммерсантъ. 11 апреля 2017. № 62 (6056).
19 Сайт платформы DARENTA. URL: https://darenta.ru/ (дата обращения: 19.01.2018).
тернет-магазине с доставкой на дом. Кроме того, лишь несколько платформ стали универсальными, посредством которых можно арендовать широкий круг товаров. Поэтому платформы SnapGoods и NeighborGood потерпели неудачу (первая была закрыта, а вторая — перепрофилирована). Длительное время успешно функционируют в основном сервисы, ориентированные на аренду товаров и предоставление услуг в пределах района проживания заказчиков и рядом с ним, например американские Neighborrow и Peerby.
Другая причина — действия, предпринимаемые традиционными компаниями, которые лоббируют свои интересы в государственных органах власти, обвиняя цифровые платформы в демпинге и нарушении правил конкуренции. Кроме того, физические лица, сотрудничающие с платформами, чувствуют себя социально незащищенными и добиваются изменения этого положения посредством обращения в суд. Следствием этого стали введение властями некоторых ограничений на деятельность цифровых платформ и вынесение судебных решений по ряду исков.
Так, только в 2016 г. в Берлине была запрещена посуточная аренда квартир20, а в Нью-Йорке на 7500 долл. США стали штрафоваться лица за размещение предложений о краткосрочной аренде жилья21, что сузило возможности использования Airbnb и других аналогичных платформ. В том же году компания Uber проиграла судебные процессы в Великобритании (ее обязали предоставлять водителям отпускные и больничные, а также установить им минимальную заработную плату)22 и во Франции (ее оштрафовали на 800 тыс. евро за ведение нелегальной деятельности)23.
Еще одна причина изменений — появление новых направлений ЭСП, таких как аренда самолетов небольшой группой лиц для осуществления чартерных перевозок. Такая услуга стала особо
20 В Берлине запретили краткосрочную аренду квартир. URL: https://realty.rbc.ru/news/577d08529a7947e548ea4261 (дата обращения: 30.11.2017).
21 В Нью-Йорке с 2010 г. запрещена сдача квартиры в аренду на срок менее 30 дней, но в его нарушение многие собственники сдавали жилье через Airbnb.
22 Великобритания: суд обязал Uber платить водителям зарплату. URL: http://ru.euronews.com/2016/10/28/uber-loses-driver-employment-case (дата обращения: 09.01.2018).
23 Во Франции оштрафовали Uber и двух ее топ-менеджеров. URL: https://3dnews.ru/934478 (дата обращения: 10.01.2018).
востребована по направлениям перевозок, пользующимся наибольшим спросом в разгар сезона (например, на морские и горнолыжные курорты), так как стоимость одного пассажирского места при таких перелетах ниже, чем на регулярных авиарейсах. Кроме того, в этом случае пассажирам не надо заблаговременно приезжать в аэропорт для прохождения предполетных формальностей.
Выводы
Дальнейшее внедрение цифровых технологий во все сферы жизни будет содействовать развитию ЭСП. По оценкам экспертов, доход компаний, функционирующих в пяти основных ее сферах,
должен возрасти с 15 млрд долл. США в 2015 г. до 335 млрд долл. США в 2025 г. [9, с. 7], а развитие в городах каршэринга и райдшэринга позволит сократить количество автомобилей на 80%24. Как следствие, существенно возрастет скорость передвижения автотранспорта, уменьшатся пробки, освободится пространство, на котором располагаются в настоящее время парковки. Кроме того, в лучшую сторону изменится структура доходов и расходов населения, что положительно отразится на жизненном уровне людей.
24 Бидерман А., Ратти К. Парки вместо парковок // В мире науки. 2017. № 8-9. С. 155.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. The Sharing Economy. PricewaterhouseCoopers LLP, 2015, 30 p. URL: https://www.pwc.com/us/en/ technology/publications/assets/pwc-consumer-intelligence-series-the-sharing-economy.pdf (accessed 12.01.2018).
2. Botsman R., Rogers R. What's mine is yours: The rise of collaborative consumption. New York: Harper Collins, 2010, 304 p.
3. Young Global Leaders. Circular Economy Innovation & New Business Models Dilogue. Young Global Leaders Sharing Economy Dialogue Position Paper 2013. World Economic Forum, 2013, 20 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_YGL_CircularEconomyInnovation_PositionPaper_2013.pdf (accessed 14.01.2018).
4. Lessig L. Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy. New-York, Penguin Press, 2008, 352 p.
5. Belk R. Sharing versus pseudo-sharing in web 2.0. Anthropologist, 2014, no. 18(1), pp. 7-23. URL: http://www.krepublishers.com/02-Journals/T-Anth/Anth-18-0-000-14-Web/Anth-18-1-000-14-Abst-PDF/T-ANTH-18-1-007-14-1106-Belk-Russ/T-ANTH-18-1-007-14-1106-Belk-Russ-Tx%5B 2%5D.pdf (accessed 17.01.2018).
6. Belk R. You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online. Journal of Business Research, 2014, no. 67, pp. 1595-1600. URL: https://collaborativeeconomy.com/wp/wp-content/ uploads/2015/05/Belk-R.2014.-You-are-what-you-can-access-Sharing-and-collaborative-consumption-online.Journal-of-Business-Research.pdf (accessed 10.01.2018).
7. Ревенко Н. С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 8 (572). С. 81, 84.
Revenko N. U. S. Digital Economy in the Era of Information Globalization: Current Trends [Tsifrovaia ekonomika SShA v epokhu informatsionnoi globalizatsii: aktual'nye tendentsiij. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura — USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 2017, No. 8 (572), pp. 81, 84.
8. Ревенко Н. С. Цифровая экономика Китая: новый этап экономического развития страны // Информационное общество. № 4-5. С. 45.
Revenko N. Digital Economy of China: the New Stage of the Country's Economic Development [Tsifrovaia ekonomika Kitaia: novyi etap ekonomicheskogo razvitiia strany]. Informatsionnoe obshchestvo — Information Society, 2017, No. 4-5, p. 45.
9. Telles R. Jr. Digital Matching Firms: A New Definition in the "Sharing Economy" Space. Washington DC, US Department of Commerce, Economics and Statistics Administration, Office of the Chief Economist, ESA Issue Brief, 2016, no. 01-16, 27 p. URL: http://www.esa.doc.gov/sites/default/files/digital-matching-firms-new-definition-sharing-economy-space.pdf (accessed 16.01.2018).