Научная статья на тему 'Экономика роста (концепция развития России в среднесрочной перспективе)'

Экономика роста (концепция развития России в среднесрочной перспективе) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1608
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивантер В. В., Говтвань О. Дж, Ксенофонтов М. Ю., Панфилов В. С., Узяков М. Н.

В основу публикации положен научный доклад, подготовленный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в августе 1999 г. В докладе анализируется современная экономическая ситуация в России и варианты ее развития в среднесрочной перспективе, рассматриваются различные сценарии экономической динамики на период до 2010 г. Ключевой вывод доклада состоит в том, что в России сложились условия, достаточные, чтобы национальная экономика в ближайшее время совершила масштабный рывок вперед. Обоснованность этого вывода подтверждается приведенными в докладе сценарными расчетами, выполненными с помощью материально-финансовой межотраслевой модели. В публикации обосновываются основные направления конструктивной макроэкономической политики, необходимой для реализации наиболее благоприятного сценария; рассматриваются основные аспекты макрофинансовой деятельности денежных властей, связанной с обеспечением экономического роста. Доклад подготовлен коллективом научных сотрудников института в составе: В.В. Ивантера (руководитель), О.Дж. Говтваня, М.Ю. Ксенофонтова, В.С. Панфилова, М.Н. Узякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика роста (концепция развития России в среднесрочной перспективе)»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА РОСТА (Концепция развития России в среднесрочной перспективе)

В основу публикации положен научный доклад, подготовленный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в августе 1999 г. В докладе анализируется современная экономическая ситуация в России и варианты ее развития в среднесрочной перспективе, рассматриваются различные сценарии экономической динамики на период до 2010 г.

Ключевой вывод доклада состоит в том, что в России сложились условия, достаточные, чтобы национальная экономика в ближайшее время совершила масштабный рывок вперед. Обоснованность этого вывода подтверждается приведенными в докладе сценарными расчетами, выполненными с помощью материально-финансовой межотраслевой модели.

В публикации обосновываются основные направления конструктивной макроэкономической политики, необходимой для реализации наиболее благоприятного сценария; рассматриваются основные аспекты макрофинансовой деятельности денежных властей, связанной с обеспечением экономического роста.

Доклад подготовлен коллективом научных сотрудников института в составе: В.В. Ивантера (руководитель), О.Дж. Говтваня, МЮ. Ксенофонтова, В.С. Панфилова, М.Н. Узякова.

Уже более десятилетия Россия переживает период упадка и застоя. Государство не в состоянии выполнять свои важнейшие функции, в том числе стратегического целеполагания и управления ходом процессов социально-экономического развития страны.

Только консолидация общества на основе непредвзятых оценок современной ситуации и осознания объективных текущих и стратегических интересов России, только искреннее служение этим интересам и упорный труд в состоянии поправить нынешнее печальное положение России и россиян. Наша внутренняя политика, взаимоотношение страны с внешним миром должны быть подчинены единой цели -возрождению могущества и процветанию России.

Стратегические цели развития. В основе экономической программы должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные геополитические цели. В качестве такой стратегической цели может быть принято превращение России в региональную сверхдержаву, являющуюся центром притяжения для всех государств постсоветского пространства.

Объективными предпосылками достижения этой цели являются высокие темпы экономического развития и повышения уровня жизни населения, заметно превосходящие соответствующие показатели как соседних государств, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим эффективный экономический рост, обеспечивающий повышение благосостояния и основанный на инвестициях в структурнотехнологическую модернизацию отечественной экономики, становится важнейшей целью российского государства.

При этом чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической динамики. Нам не нужны просто «высокие темпы роста», как не нужно и «производство ради производства». Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурнотехнологической модернизации.

Позитивное будущее России может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности, определяющих, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления

производства, а с другой - динамику и структуру потребления населения, которые в свою очередь определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение эффективности производства.

Именно отечественные обрабатывающая промышленность и строительство должны обеспечить кардинальное повышение качества жизни россиян, создать возможности позитивного изменения условий проживания за счет масштабного предложения доступного жилья, дальнейшей эффективной автомобилизации и опережающего развития транспортной инфраструктуры.

Масштабная программа жилищного и инфраструктурного строительства может стать фактором кардинального улучшения качества жизни россиян и собственно экономического развития в долгосрочной перспективе. Наличные ресурсы, а также величайшее богатство страны - ее территория - позволяют решать жилищную проблему не только за счет строительства многоэтажных домов городского типа, но и пригородного коттеджного и дачного строительства, что предполагает решение накопившихся проблем в области пассажирского транспорта и дорожного строительства, поскольку уже в течение ближайшего десятилетия возможен выход на уровень обеспеченности в 50 автомобилей на 100 семей.

Вместе с тем применительно к среднесрочной перспективе можно утверждать, что инвариантным элементом политики достижения любой стратегической цели является установка на трансформацию экономики спада в экономику роста. Предстоящие 3-5 лет следует рассматривать как особый, восстановительный этап развития отечественной экономики. Его особенности определяются как содержанием целевых установок, так и составом факторов роста.

Непосредственной целью восстановительного этапа является достижение реальной социально-экономической стабилизации на основе восстановления воспроизводственного процесса, нормальных (естественных) масштабов производства, потребления и накопления. На этом этапе объективно не могут быть обеспечены принципиальные приращения качественных характеристик воспроизводственных процессов. То, что в этот период можно сделать конструктивного, должно быть сделано с опорой на имеющийся в стране ресурсный и производственный потенциал, производственный аппарат и занятых, имеющих сложившийся, относительно низкий (по сравнению с развитыми странами) уровень эффективности (производительности). Однако только так и именно на этом восстановительном этапе могут быть созданы реальные ресурсные и финансовые предпосылки перевода экономики в режим устойчивого позитивного экономического развития, способный обеспечить в более отдаленной перспективе эффективную реализацию стратегических целей.

Источники (факторы) роста на этапе восстановительного развития существенно отличаются от факторов, лежащих в основе нормального, стационарного экономического развития, поскольку в той или иной степени они порождены кризисом и имеют негативную природу. К их числу прежде всего следует отнести резервы, связанные с возможностями вовлечения в хозяйственный оборот незагруженных мощностей, сокращения огромных масштабов нелегального вывоза капитала, развития внутреннего производства в режиме импортозамещения вследствие аномально высоких долей импортной продукции на внутреннем рынке, восстановления ценовых и финансово-стоимостных пропорций, приемлемых для отраслей обрабатывающей промышленности, и т. д.

Идея конструктивного использования, «обращения во благо» разнообразных структурных перекосов современной российской экономики не является принципиально новой. Она содержательно подобна идее конверсии ресурсно-техноло-

гического потенциала оборонного комплекса, который мог в свое время стать стратегическим фактором экономического развития страны. Практическая безаль-тернативность целевых установок этапа восстановительного развития создает объективные предпосылки для широкой общественной консолидации.

Условия возрождения экономики. Для обеспечения динамичного восстановительного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение как минимум следующих трех предпосылок:

- в стране в максимально возможной степени используется уже имеющийся производственный потенциал;

- финансовые ресурсы, порождаемые российской экономикой, остаются внутри России и являются главным источником спроса на отечественную продукцию. Утечка капитала в 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб. конечного спроса или 6-8% потенциального прироста производства каждый год. Именно то, что эти финансовые ресурсы из года в год уходят за пределы страны, и является фактически одной из главных причин многолетнего производственного спада;

- в экономике России создаются условия для нормальной инвестиционной деятельности и осуществляется процесс расширенного производства.

Именно под углом зрения создания этих условий рассматриваются все вопросы экономической политики и формируются концепция и прогноз экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Концепция развития. Наши исследования показывают, что в рамках сложившегося механизма воспроизводства переход к устойчивому экономическому росту при минимально необходимых с точки зрения межстрановой конкуренции темпах (4-5% в год) невозможен. Инерционный вариант, в котором сохранены основные составляющие нынешней экономической политики, может обеспечить в лучшем случае не более чем 2-процентный экономический рост, стагнацию уровня жизни в течение десятилетия и повлечет за собой дальнейшее снижение роли России в мировой экономике и политике.

При принятии другого варианта (вариант развития) возможна принципиально другая картина, прежде всего - значительный экономический рост (рисунок).

Трлн. руб.

Динамика ВВП по вариантам:

-(- вариант развития; - - х - - инерционный вариант Возможности роста. Значительный экономический рост в России в среднесрочной перспективе (на уровне 5-7% в год по общим объемам производства и 1015% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности) не только необходим, но и возможен. В ближайшие годы он может опе-

реться на некоторые позитивные факторы, в том числе, возникшие в результате спада производства.

Первым фактором являются незагруженные производственные мощности. Это «натуральный» капитал, т. е. здания, сооружения, станки, механизмы, тепловые и электрические коммуникации, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв. В случае, если динамика платежеспособного спроса определит более полную загрузку этих мощностей, они могут стать важным ресурсом экономического роста, причем, в определенном смысле, ресурсом «бесплатным» (по сравнению с ситуацией наращивания производства за счет ввода новых мощностей, которые требуют значительных инвестиций).

Второй важный фактор - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В настоящее время экономика России не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Кроме того, нет серьезных ограничений по рабочей силе и ее квалификации. Любая страна, которая не имеет такого рода ограничений, обеспечивает экономический рост. Все предшествующие усилия обычно связаны с формированием таких заделов.

Ключевым фактором, способным обеспечить стартовый импульс позитивного развития и экономическое пространство для роста внутреннего производства, несмотря на негативную тенденцию к сокращению конечного спроса (прежде всего реальных доходов населения), является импортозамещение. Естественный рост доходов в меру роста внутреннего производства в режиме импортозамещения на начальном этапе реализации конструктивной экономической политики снижает нагрузку, которая ложится на финансовую систему в связи с реализацией специальных мер по увеличению конечного спроса. Именно население, занятое в реальном секторе экономики, как правило, имеет душевые доходы, не превышающие среднего уровня по стране, и объективно в существенно большей степени, чем высокодоходные его группы, ориентируется в потреблении на продукцию отечественного производства. Тем самым создается самоподдерживающийся контур воспроизводства, обеспечивающий рост внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, расширение емкости внутреннего рынка для отечественных производителей.

Наконец, после 17 августа 1998 г. сформированы многие важные предпосылки развития, которые было трудно создать прежде в силу политического сопротивления, непопулярности, внешнеэкономического и внешнеполитического давления, но ставшие простым следствием практически безальтернативных решений, принимаемых в рамках антикризисного регулирования.

В настоящее время есть возможность выйти из кризиса рывком, обеспечив в среднесрочной перспективе высокие темпы экономического роста, существенное приближение к дореформенным масштабам экономики и, следовательно, продвижение к реальной социально-экономической стабилизации, нормализации различных аспектов воспроизводственного процесса. Вместе с тем следует подчеркнуть, что сохранившийся ресурсный потенциал не вечен. Любое промедление с разработкой и реализацией адекватной социально-экономической политики с неизбежностью сокращает обусловленные этим потенциалом возможности позитивного экономического развития, достижимые его итоги.

Таким образом, предлагаемая концепция подъема российской экономики основывается на исследованиях, подтверждающих наличие некапиталоемкого варианта развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности и, как следствие, экономики в целом. Расчеты показывают, что на перспективу до 2005 г.

только за счет использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено на 35-40%.

Ситуация 1999 г., когда при практически неизменных инвестициях отечественные производители активно воспользовались снижением конкурентоспособности импортной продукции на внутреннем рынке в результате девальвации рубля и существенно увеличили объемы промышленного производства (темпом 6-7% в среднегодовом исчислении), является ярким подтверждением возможностей экономического роста на основе использования незадействованных производственных мощностей, которые образовались вследствие неэффективного реформирования российской экономики, т. е. стали подтверждением практической реализуемости рассматриваемого сценария развития.

В настоящее время в режиме импортозамещения удалось не только восстановить, но и превзойти уровень промышленного производства, соответствующий докризисному этапу 1998 г. Из-за относительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения снизились издержки во многих отраслях обрабатывающей промышленности. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках на традиционные товары российского экспорта позволило существенно улучшить финансовое состояние экспортных отраслей. Все это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, т. е. финансовых ресурсов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

Таким образом, в российской экономике имеются главные предпосылки начала экономического подъема, а именно, мощности и ищущие эффективного приложения финансовые ресурсы. Основная задача экономической политики состоит в том, чтобы соединить эти факторы роста.

Проблемы и ограничения роста. Недостаточность внутреннего спроса. Главным препятствием на пути использования имеющегося ресурсного потенциала остаются недостаточность внутреннего спроса, значительная дифференциация предприятий реального сектора по уровню рентабельности и обеспеченности собственными оборотными средствами в условиях, когда банковская система не в состоянии выполнить функции по переливу капитала из одного сектора экономики в другой, что приводит к ценовой недоступности банковских кредитов и отсутствию реальных возможностей долгосрочного заимствования.

Принципиальное значение для выработки экономической политики имеет тот факт, что основная часть потенциального дополнительного спроса формируется за счет девальвационных доходов экспортно-ориентированного сектора. Реально же данный сектор ни в части оплаты труда своих работников, ни в части наращивания инвестиций не готов предъявить спрос, тем более на внутреннем рынке, в масштабах, соответствующих росту их доходов. Таким образом, дополнительные доходы экспортно-ориентированного сектора, возникшие в результате девальвации рубля (а также улучшения ценовой конъюнктуры мировых рынков), фактически превращаются в ресурс для вывоза капитала.

Соответственно основным фактором активизации внутреннего конечного и промежуточного спроса становится конструктивное преодоление ситуации, когда одна часть экономики имеет избыточные доходы, которые она не может эффективно использовать, а другая - испытывает острую потребность в финансовых ресурсах для развития производства, имеющего потенциальный спрос.

Стратегические перспективы развития экономики во многом будут определяться тем, удастся ли направить дополнительные доходы экономических агентов на внутренний рынок, и прежде всего на инвестиции. Если да - то наметившиеся тенденции оживления производства в режиме импортозамещения получат новый им-

пульс за счет расширения конечного спроса (накоплений). Если нет - то экономика может войти в новую полосу стагнации.

Внешний долг. Главной характеристикой текущей экономической ситуации, естественно, является положение производственного сектора. Однако в общественно-политическом сознании на первое место вышла проблема внешней задолженности и взаимоотношений с международными финансовыми институтами, которая гипертрофирована и постоянно драматизируется.

Действительно, полная выплата всех долгов в соответствии с установленными сроками практически невозможна. Объем этих выплат должен составлять в среднем порядка 16 млрд. долл. в год на протяжении первого десятилетия XXI в. Такая нагрузка может быть выдержана только при условии тотального валютного контроля, стагнации производства и дальнейшего снижения уровня жизни населения. Другой вариант решения этой проблемы - формальное объявление дефолта по внешним долгам - имеет непредсказуемые последствия.

Вместе с тем наиболее естественным выходом из этой кризисной ситуации как для России, так и ее кредиторов, является переговорный процесс. Основой этого процесса, на наш взгляд, являются следующие позиции.

1. Российская экономика, в отличие от российского государства, платежеспособна уже в настоящее время (положительное сальдо торгового баланса порядка 30 млрд. долл. в год, постоянное улучшение инвестиционной позиции кредитных организаций, сокращение долговых обязательств российских корпораций).

2. Переход России к экономическому росту на основе экономической программы, предполагающей использовать ресурсы, освобождаемые от резкого сокращения утечки капитала, сохранение конкурентных преимуществ российской экономики, возникших в результате масштабной девальвации, широкое развитие внешнеэкономических связей, основанных на устранении дискриминационных и иных преград отечественному экспорту, сможет превратить российское государство так же в платежеспособный субъект международных отношений.

3. Кредиторы заинтересованы не в конфликте с российским государством, а в возврате долгов и сохранении России как значимого рынка сбыта и инвестиций.

По нашим оценкам, вполне приемлемой как для России, так и для кредиторов была бы такая реструктуризация, которая позволила выплачивать половину обязательств, связанных с долгом СССР; в этом случае платежи России составляли бы величину порядка 8 млрд. долл. ежегодно в ближайшие три года.

Реструктуризация задолженности России частному сектору и списание части государственных долгов, предоставление которых определялось политическими, а не коммерческими мотивами, безусловно облегчило бы России выход из кризиса. Однако главным направлением усилий Правительства и Центрального банка должно быть ограничение нелегального вывоза капитала. Существенный вклад в поддержание платежеспособности может внести политика обменного курса и таможенная политика, обеспечивающие определенное ограничение импорта, что с одной стороны будет способствовать сохранению положительного сальдо торгового баланса, а с другой - снижению давления импорта на внутренний рынок и расширению экономического пространства для импортозамещения.

«Связанность» ресурсов. Несмотря на внешнее благополучие традиционных балансовых построений, на которых основывается вывод об отсутствии серьезных энергетических и сырьевых ограничений роста внутреннего производства в отраслях обрабатывающей промышленности, нельзя недооценивать проблем, связанных с реальной перестройкой сложившихся в годы кризиса механизмов поддержания относительной сбалансированности воспроизводственных процессов. «Балансовый» избыток

энергетических ресурсов и конструкционных материалов (превышение объемов их производства над сложившимся уровнем внутреннего потребления) не является легко утилизируемым, наоборот, он в существенной мере «связан».

Это имеет троякое проявление.

Во-первых, экспортные поставки являются «связанными» в силу необходимости поддержания относительной внешнеторговой сбалансированности (объективная экономическая нагрузка на экспорт, обусловленная обслуживанием внешнего долга и потребностью в импорте).

Во-вторых, сложившийся режим воспроизводства мощностей в самих отраслях-экспортерах определяет нагрузку на экспорт как источник финансирования инвестиций в поддержание добычи или в обеспечение качественных характеристик продукции, необходимых для эффективной конкурентной борьбы на внешних рынках.

В-третьих, следует иметь в виду явление, которое можно назвать «анклави-зацией» отечественной экономики. Несмотря на наличие потенциального спроса на продукцию предприятия, т. е. спроса, проявляющегося в другой ценовой среде, более адекватной отечественным производственно-технологическим условиям, предприятие прекращает производить отвечающую этому спросу продукцию и переключается (в тех случаях, когда это возможно) на поставки продукции за рубеж. При этом может перестраиваться не только ассортимент, но и технология производства. Постепенно оно все больше изолируется от национальной экономической и технологической среды и становится анклавом мирового хозяйства на российской территории. Этот производственный ресурс также оказывается «связанным».

Различные проявления «связанности» относительно «избыточных» материальных ресурсов подобны «связанности» относительно «избыточных» девальвационных доходов. Реальная мобилизация этих балансово-избыточных материальных ресурсов, превращение их в ресурс экономического роста предполагает проведение эффективной экономической политики, как и при решении проблемы трансформации деваль-вационных доходов в конечный инвестиционный и потребительский спрос.

Инвестиционные проблемы варианта некапиталоемкого развития. Инвестиционная «драма» заключается в том, что в условиях долговременного инвестиционного кризиса отрасли инвестиционного комплекса лишены не только полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития, вследствие чего обречены на функционирование в режиме выживания, который неизбежно предопределяет деградацию их производственного потенциала как в количественном, так и в качественном отношении. В самом тяжелом положении оказываются подотрасли, составляющие технологическое ядро машиностроения, и подотрасли, ориентированные на обеспечение воспроизводства фондов в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве.

Производственные возможности инвестиционного комплекса не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем числе секторов отечественной экономики, не позволяют решить задачу ее структурно-технологической модернизации. Это определяет императив осуществления задельных инвестиций в самом инвестиционном комплексе. При этом следует принять во внимание тот факт, что единственным экономическим субъектом, который может быть носителем подобных мотивов инвестирования, является государство, осознающее свою роль в предопределении исторических перспектив страны и реализующее политику реформ как долгосрочную программу социально-экономических преобразований.

Необходимо также иметь в виду, что возможности «безынвестиционного» роста достаточно ограничены и уже через 4-5 лет все свободные ресурсы могут быть за-

действованы. Это означает, что без значительного наращивания инвестиций и ввода новых фондов дальнейший рост будет невозможен.

Этапы реализации конструктивной экономической политики. Можно выделить три этапа реализации политики, направленной на обеспечение подъема российской экономики и перевода ее в режим динамичного и эффективного развития.

Первоначальный - этап импортозамещения, связанный с использованием деваль-вационого потенциала. Его начало можно отнести к октябрю 1998 г. Учитывая, что масштабы импортозамещения в рамках сложившегося соотношения курса и паритета покупательной способности рубля оцениваются максимально в 6-7% роста ВВП и 1012% роста промышленного производства, рост производства, связанный с использованием этого потенциала, может быть исчерпан в течение 1999-2000 гг. Задача состоит в том, чтобы поддержать это стихийное движение к восстановлению экономики и превратить его в первый импульс долгосрочного динамичного развития.

Второй - этап неинвестиционного (малоинвестиционного) роста, связанный с максимально возможным задействованием неиспользуемых производственных резервов. Учитывая, что оживление экономики в период импортозамещения также опирается на применение неиспользуемых мощностей, общий потенциал которых оценивается в 35-40% роста продукции, масштабы увеличения производства на втором этапе можно оценить в 25-30%. Таким образом, все резервы неинвестиционного роста исчерпываются в 2003 г. Это означает, что важнейшая задача этого этапа - не только восстановление нормального инвестиционного процесса, но и подготовка соответствующих инвестиционных заделов с тем, чтобы не позже 2004 г. большая часть прироста производства обеспечивалась на вновь вводимых мощностях.

Третий - этап выхода на нормальный режим воспроизводства, характеризующийся высокой степенью обновления капитала.

Активизация конечного спроса. Ключевая проблема государственной экономической политики на перспективу состоит в расширении возможностей управления конечным спросом. В настоящее время эти возможности крайне невелики и практически ограничены государственным спросом. Между тем в развитых странах, помимо собственно государственного спроса, имеются также механизмы государственного воздействия как на конечный спрос домашних хозяйств, так и на инвестиционный спрос корпораций.

Регулирование доходов. Применительно к спросу домашних хозяйств этот механизм связан, в частности, с законодательным установлением и регулированием минимальной оплаты труда. Наличие такого рода регулирования является, с одной стороны, инструментом социальных гарантий работающим, с другой - позволяет, через механизмы социально-доходной стратификации «мягко» воздействовать на всю зарплату в народном хозяйстве, предопределяя в конечном итоге динамику потребительского спроса домашних хозяйств.

Регулирование заработной платы через механизм законодательного установления минимальной зарплаты особенно актуально после 17 августа 1998 г. и последнего повышения цен на энергосырьевые товары, в результате чего доходы экономики во внутренних ценах увеличились (июль 1999 г. к июлю 1998 г.) более чем в 2,8 раза. При этом заработная плата возросла только в 1,5 раза, хотя, по нашим оценкам, финансовые возможности экономики позволяют увеличить зарплату в народном хозяйстве не менее чем в 3 раза.

Естественное макроэкономическое ограничение на рост минимальной оплаты труда определяется динамикой доходов, порождаемых экономикой. Таким образом, в сложившихся условиях речь идет не о произвольном увеличении зарплаты и

искусственном «накачивании» денежного спроса населения, а о формировании механизма воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости.

Учитывая крайне высокую дифференциацию доходов населения в России по отраслям экономики и регионам, существующую в настоящее время, практически невозможно установить единую для страны реальную (т. е. привязанную к минимальной потребительской корзине) ставку минимальной оплаты труда. Такая ставка необходима, чтобы, с одной стороны, гарантировать доходы работников, а с другой - ограничить аппетиты предпринимателей, собственников и акционеров.

В этих условиях единственный разумный выход состоит в разработке некоторого набора регионально-отраслевых минимумов оплаты труда, имея в виду со временем постоянно уменьшать их количество, с тем чтобы в конечном итоге иметь их не более двух, например, для всей экономики и отдельно для районов Крайнего Севера.

Разработка и внедрение регионально-отраслевых минимумов оплаты труда позволят снять многие социальные проблемы, повысят ответственность государства и работодателей за уровень жизни работников, сделают возможным государственное регулирование как уровня доходов населения, так и степени их дифференциации. Очевидно, что уровень выплачиваемых пенсий также должен быть привязан к устанавливаемым ставкам минимальной оплаты труда.

Стимулирование инвестиционной деятельности. «Инвестиционная драма» имеет как минимум два аспекта.

Во-первых, в режиме восстановительного развития основные мотивы инвестирования (вложения в прирост производства, в обеспечение структурных сдвигов и в повышение эффективности производства) в ближайшие годы не станут актуальными для большей части экономических субъектов по двум основных причинам:

а) возможности наращивания выпуска на основе незагруженных мощностей;

б) высокой неопределенности перспективной экономической конъюнктуры, обусловленной не в последнюю очередь отсутствием принятой на государственном уровне стратегии развития отечественной экономики.

В связи с этим важнейшими предпосылками актуализации основных мотивов инвестирования являются успешная реализация политики стимулирования роста объемов внутреннего производства и восстановление роли государства в сфере це-леполагания, в деле определения той последовательности образов будущей экономики, поэтапное достижение которых принимается в качестве главной цели государственной социально-экономической политики.

Во-вторых, весьма вероятна потеря собственной инвестиционной базы развития в случае отсутствия нормального (по объемам и структуре) спроса на продукцию фондосоздающих отраслей. И в этом случае государство должно прежде всего выполнить функцию стратегического целеполагания, сформулировать долгосрочные приоритеты структурно-технологической перестройки отечественной экономики, и лишь на этой основе целесообразно использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты бюджетной, налоговой, амортизационной, кредитной политики для стимулирования задельных инвестиций в модернизацию самого инвестиционного комплекса.

Кредитование экономики. Сложившиеся после августовского кризиса 1998 г. тенденции достаточно отчетливо обнаруживают как существование внутренних ресурсов для финансирования экономического роста, так и способность российской экономики позитивно реагировать на открывающиеся возможности. Вопрос лишь в том, каким образом использовать соответствующие ресурсы.

Первый ресурс - «избыточная» ликвидность, которая, по нашим оценкам, достигает величины порядка 40 млрд. руб. и в предположении сохранения положи-

тельного сальдо внешнеторгового баланса неизбежно будет возрастать, если только предприятия, обладающие этой ликвидностью, не будут осуществлять инвестиционные программы и повышать заработную плату своим работникам. С точки зрения экономического роста чрезвычайно важно побудить предприятия к осуществлению инвестиционных проектов. Однако за рамками этих проектов в любом случае будут оказываться предприятия, не связанные с экспортом продукции. Соответственно даже в благоприятном случае возможный экономический рост будет однобоким. Поэтому крайне важно задействовать потенциал «избыточной» ликвидности для кредитования реального сектора экономики.

Заметим, что недоступность кредита для предприятий реального сектора как по уровню ставок, так и по срокам связана не с чьей-то злой волей, а с высокими микроэкономическими (потенциальной неокупаемостью проекта, под который выделяются кредитные ресурсы) и макроэкономическими рисками (темп инфляции и обменный курс рубля). Соответственно действия государства по увеличению кредитования реального сектора экономики должны быть направлены на снижение и хеджирование этих рисков. «Избыточная» же ликвидность представляет из себя ресурс, который должен быть задействован в этом направлении.

Предлагаемый нами принципиальный подход к решению этой проблемы можно представить следующим образом.

Государство в лице Центрального банка выделяет, исходя из приоритетов экономической политики и сложившейся ситуации в денежной сфере, определенную часть «избыточных» резервов для проведения кредитных аукционов среди коммерческих банков по кредитованию предприятий реального сектора. Поскольку уровень рентабельности сильно разнится по отраслям, такие аукционы естественно проводить в отраслевом разрезе (например, для предприятий легкой, пищевой, автомобильной промышленности, и т. д.).

Первоначальной стадией этого процесса являются составление предприятиями бизнес-планов, защита их в коммерческом банке, соответственно формирование в коммерческих банках пакетов бизнес-планов, которые банки считают потенциально окупаемыми, с соответствующим принятием финансовой ответственности в случае неудачи проекта.

Вторая стадия - выход коммерческих банков с вышеназванными проектами на кредитный аукцион.

Третья стадия - собственно кредитный аукцион, в рамках которого Центральным банком задаются общая величина кредитных ресурсов, минимальная и максимальная ставки кредитования, сроки кредитования. На аукционе же в рамках заданных параметров происходит конкурс между различными бизнес-проектами, поддержанными коммерческими банками. В результате выигрывают наиболее эффективные проекты, реализация которых позволит заплатить более высокую цену за предоставляемые кредитные ресурсы. В существующих условиях чрезвычайно важно, чтобы ставки по кредитам были бы тесно взаимоувязаны с макроэкономическими целями Правительства в отношении инфляционных процессов и в случае длительных сроков кредитования корректировались на фактические темпы инфляции с тем, чтобы реальная ставка процента (с поправкой на инфляцию), с одной стороны, не превышала эффективность конкретного проекта, а с другой - не делала бы кредитный ресурс бесплатным.

Второй ресурс - дальнейшее сокращение утечки капитала. Это возможно лишь при усилении роли Министерства по налогам и сборам и его теснейшего взаимодействия с Центральным банком в области валютного контроля и целенаправленной работы по ликвидации фиктивных банковских операций и операций по так на-

зываемому обналичиванию, а также сокращению расчетов наличными. В случае успешности осуществления названных мероприятий (собственно мероприятия можно раскрыть в комплексе проектов нормативных актов) дополнительный финансовый ресурс распадается на 2 части: увеличение доходов бюджетов всех уровней и ликвидности предприятий. Первая часть должна использоваться в основном на снижение налоговой нагрузки для реального сектора экономики и выплат по государственному долгу, а вторая - напрямую участвовать в финансировании экономического роста либо непосредственно в результате действий предприятий, либо опосредовано через указанные выше схемы.

Кредитование населения. Другое направление использования «избыточных» ресурсов - стимулирование развития потребительского кредита. Наиболее технологически доступная форма стимулирования потребительского кредита состоит в следующем.

Центральный банк открывает кредитную линию Сбербанку с целевым назначением для кредитования населения. Естественно, такой вид потребительского кредита может предоставляться только под покупку товаров длительного пользования отечественного производства, неэлитарного жилья и освоение дачных участков. Сбербанк организует эту работу с учетом того, что на начальном этапе потребительские кредиты выдаются преимущественно гражданам, получившим гарантии от предприятий и организаций, где они работают. Процентные ставки по такого рода кредитам были бы тесно взаимоувязаны с макроэкономическими целями Правительства в отношении инфляционных процессов и в случае длительных сроков кредитования корректировались на фактические темпы инфляции с тем, чтобы реальная ставка процента (с поправкой на инфляцию) не превышала бы 10% годовых. В случае выгоды для заемщика они бы не пересматривались.

Было бы естественно, чтобы уплата процентов (за вычетом процентных расходов Центрального банка по этим операциям) направлялась на расширение ресурсов для проведения новых аукционов и потребительского кредитования. На первоначальном этапе было бы целесообразно, чтобы сроки кредитования предприятий и населения для приобретения товаров длительного пользования (за исключением автомобилей) не превышали шести месяцев с тем, чтобы достаточно быстро убедиться, работает ли этот механизм.

При кредитовании покупки автомобилей естественно привлекать в качестве дополнительного ресурса средства предприятий-производителей, а при кредитовании покупки жилья - средства местных или региональных органов власти и застройщиков.

Финансовая и денежно-кредитная политика перехода к экономическому росту. В настоящее время фактически мы снова оказались на этапе, когда необходимо заново строить финансовую систему, адекватную социально-рыночной экономике.

Общие основы такой системы достаточно очевидны: главенство права, строгая финансовая ответственность, экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах, безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами, имеющими социальную направленность. Создание такой основы предполагает постоянную и кропотливую работу государства в сферах собственно права и его применения посредством судебного и административного принуждения к исполнению закона.

С точки зрения финансовой системы, требуются законодательные акты, которые обеспечивают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ужесточение обязательности исполнения хозяйственных договоров посредством введения материальной и уголовной ответственности собственников и высших менеджеров, включая возложение взысканий на личное имущество;

- гарантированную и своевременную оплату труда наемных работников в негосударственном секторе экономики на уровне не ниже прожиточного минимума;

- эффективное управление акционерной собственностью на основе расширения прав собственников, владеющих менее 10% голосующих акций, упрощения процедуры применения санкций к управляющим акционерного общества, нарушающим законные права акционеров;

- эффективное управление государственным долгом посредством принятия поправки к бюджетному законодательству, обязывающей сокращать соотношение государственного долга к ВВП;

- повышение доверия к банковской системе на основе законодательных актов, гарантирующих достаточно высокий уровень сохранности вкладов населения и средств на счетах предприятий в коммерческих банках;

- поэтапный переход к бездотационное™ работы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) посредством опережающего роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги по отношению к росту доходов населения, реформы ЖКХ, направленной на снижение затрат, полной платности услуг ЖКХ для вновь вводимого жилья;

- поэтапный выход на финансовый профицит Пенсионного фонда и безусловное обеспечение прожиточного минимума для всех видов пенсий путем последовательного и неукоснительного проведения пенсионной реформы.

Продвижение в направлении формирования действенной финансовой системы, способной при сохранении стабильности стимулировать экономический рост, предполагает ясное понимание узких мест и новых возможностей, которые сложились в российской экономике к середине 1999 г.

Денежно-кредитная политика. В настоящее время банковская система России находится в недееспособном состоянии и не может обеспечить нормальное финансирование экономического роста. Одновременно финансовые рынки (за исключением, пожалуй, лишь валютного, остающегося излишне спекулятивным) практически не функционируют и также неспособны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах. Поэтому в краткосрочной перспективе реальная экономика будет вынуждена опираться в основном на собственные финансовые ресурсы. Так, положительная динамика производства в первом полугодии 1999 г. базируется в основном на самофинансировании.

В то же время, тотальное самофинансирование - далеко не самый эффективный способ организации финансовой структуры экономики. С одной стороны, оно не позволяет предложению финансирования адекватно реагировать на спрос финансово-недостаточных экономических агентов, т. е. экономика остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть свободных остатков средств финансово-избыточных агентов невозможно использовать для финансирования экономического роста и она объективно уйдет в спекулятивные операции - в сегодняшних условиях в основном на валютный рынок.

В современной рыночной экономике существуют два способа перераспределения и соответственно два типа организации финансовой структуры экономики:

- экономика финансовых рынков (система экзогенного предложения денег) - система американского типа с преобладанием финансирования через финансовые рынки;

- экономика задолженности (система эндогенного предложения денег) - система французского (японского) типа с преобладанием финансирования через банковский кредит.

В сегодняшней России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке, ожидать особой

эффективности перераспределительных функций финансового рынка не представляется возможным.

Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане. Она менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции - Центрального банка). Соответственно в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.

Вместе с тем последние финансовые события резко обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время она, как отмечалось, не в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию. В этой связи на первый план выходит задача реструктуризации банковской системы: чтобы банковская система реально могла осуществлять перелив капитала, необходимо ее кардинальное укрепление.

В практическом плане наиболее ответственная и трудная часть реализации денежно-кредитной политики - обеспечение потока банковского кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального сектора экономики нужны, на наш взгляд, нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. Денежные власти имеют достаточные возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить и структурировать качество обязательств реального сектора. Главная задача монетарных властей - должным образом организовать оформление и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечить поддержку их качества.

В этой связи было бы целесообразно подумать о развитии рейтинговых агентств и о государственном участии в их функционировании. Важным элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую структуру. В случае, если часть потока банковского кредита в реальный сектор будет оформлена в виде обращающихся обязательств, распределение гарантий и поручительств такого института между указанными обязательствами позволит придать им статус, необходимый для организации рефинансовых операций.

Среди важнейших причин, препятствующих расширению потока кредитов в реальную экономику, находятся: спекулятивно высокие процентные ставки, порожденные недостатком денег в обороте, чрезмерной спекуляризацией рынка и неустойчивостью рубля по отношению к иностранным валютам; несоответствие по срокам ресурсов банков и спроса реального сектора на кредиты, в значительной степени являющееся следствием недостатка ликвидности банковского сектора; низкая доходность производства; чрезмерно узкий спектр рублевых финансовых инструментов; отсутствие должного рефинансирования коммерческих банковских кредитов со стороны Центрального банка, ориентация его рефинансовых операций на альтернативные финансовые активы; высокий риск инвестиций в реальную экономику, во многом порождаемый как раз ее тяжелым финансовым состоянием, а также невозможностью оценить перспективную конъюнктуру в связи с искусственно деформированным платежеспособным спросом; неумение российских банков работать с клиентурой.

Все указанные ограничения непреодолимы на уровне конкретного коммерческого банка, но вполне устранимы на уровне банковской системы в целом при активном участии Центрального банка.

Соответствующие мероприятия должны включать:

- расширение практики рефинансирования коммерческих банков, кредитующих реальный сектор экономики, через развитие системы учета и переучета векселей

предприятий и включение в портфель Центрального банка рыночных займов первоклассных заемщиков (на первоначальном этапе - крупнейших компаний);

- снижение учетной ставки (ставки рефинансирования) до уровня, не превышающего нормальную доходность в экономике;

- формирование каналов направления денежной эмиссии на производственные нужды;

- сокращение доходности альтернативных спекулятивных финансовых вложений;

- стимулирование создания финансово-промышленных групп в целях оптимизации финансовых потоков.

Наряду с перечисленным набором мер, увеличение денежного предложения, а также специальная программа по снижению неплатежей в экономике и вытеснению неденежных форм расчетов позволяют обеспечить нормальное финансирование экономического роста.

Бюджетно-налоговая политика. Отношения в бюджетно-налоговой сфере являются еще одним ключевым элементом финансовой системы современной России. Без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим. За несколько последних лет выкристаллизовались следующие основные диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями.

Во-первых, налоговых поступлений оказывается явно недостаточно для удовлетворительного исполнения федерального бюджета и устойчивого финансирования бюджетов нижнего уровня.

Во-вторых, уровень налогового бремени реального сектора экономики (даже с учетом резкого роста недоимок) не позволяет финансировать даже простое воспроизводство.

В-третьих, значительная часть экономики (теневой сектор, сфера обращения и финансовый сектор) фактически выведены из-под налогообложения.

В-четвертых, общая величина недоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы.

Устранение вышеназванных диспропорций требует мер по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства. К числу первоочередных можно отнести следующие меры.

1. Экстренная реструктуризация задолженности с установкой на получение максимума «живых» денег в бюджет при неукоснительном исполнении дальнейших бюджетных платежей (причем в современных условиях обеспечение своевременных текущих платежей важнее взыскания задолженности - не только пеней и штрафов, но и основной суммы долга).

2. Срочное упрощение налоговых платежей для мелких и средних предприятий (для мелких предприятий максимум два платежа - социальный налог и плата за лицензию (патент), а для средних предприятий - три (еще НДС)).

3. Введение дополнительного и значимого налога на элитные автомобили и недвижимость (налог с оборота или налог с продаж).

4. Проведение реформы налогообложения для предприятий реального сектора, которая должна привести к снижению нормы обложения и увеличению налоговой массы (особенно в виде денежных платежей). В частности, необходимы значительное снижение налоговой нагрузки для исправно платящих налоги предприятий и возможность для всех остальных перейти в категорию пониженного налогообложения после погашения недоимок.

5. Немедленный перевод всей бюджетной сферы на сметную систему финансирования с введением штатного расписания, норм расходов и т. д.

6. Совершенствование процедур формирования государственного заказа на основе бюджетных расходов (как на федеральном, так и на региональном уровне). Государственный заказ должен содержать не только объемы, но и цены и, кроме того, качественные характеристики той продукции, которую будут закупать. Конкурс может и должен проводиться вокруг вариантов более низких цен и более высокого качества. Уровень цен, фиксированных в госзаказе, будет являться важнейшим стабилизирующим фактором для инфляционных ожиданий. Правительство должно диктовать цену товаропроизводителю, а не товаропроизводитель - Правительству. Но все это реализуемо лишь при условии, что Правительство реально и своевременно расплачивается за свой заказ.

7. Полный перевод бюджетных денег в Казначейство под управление структур Центрального банка, как по доходам, так и по расходам. При этом в отношении расходов Казначейство должно выполнять все свои функции, в том числе по выплате наличных денег. Даже если это потребует определенных затрат, они будут меньше тех потерь, которые бюджет и бюджетополучатели несут сегодня.

8. Практическая реализация госмонополии на табак и алкоголь.

Перспективы дальнейшего существенного снижения налоговых поступлений от

реального сектора экономики вызывают настоятельную необходимость в кратчайшие сроки приступить к снижению налогового бремени. При этом следует исходить из того, что грамотно проведенное снижение налоговых ставок может привести к увеличению налоговых поступлений не только в будущем (за счет наращивания объемов производства и увеличения его эффективности), но и в настоящее время (за счет снижения недоимок и общего сокращения неплатежей).

На наш взгляд, должны быть установлены такие ставки по основным налогам и обязательным платежам, которые не подрывали бы собственную финансовую базу предприятий реального сектора для расширенного воспроизводства. Приблизительные оценки для таких ставок (в бюджеты всех уровней) по НДС - не выше 10%, по налогу на прибыль - не выше 20%, по всем видам социальных отчислений (пенсионный фонд, фонд занятости, фонды социального и медицинского страхования) - не выше 25% от налогооблагаемой базы. При этом в случае инвестирования прибыли в основной и оборотный капитал льготы по налогу должны сводить ставку налога к нулю. Такой режим налогообложения должен сохраняться на период не менее двух лет. Фактически мы говорим о том уровне налогового бремени, который можно считать нормальным, исходя из стратегии долгосрочного социальноэкономического развития страны.

Естественно, на первом этапе такое снижение должно распространяться только на такие предприятия, которые не имели просроченной задолженности перед бюджетом (например, в течении одного-двух кварталов) до августа 1998 г., остальные же предприятия будут облагаться по ранее действовавшим ставкам налогообложения. Целесообразно, чтобы другие предприятия получали возможность применения пониженных ставок непосредственно после уплаты просроченной задолженности по налогам, а крупные предприятия - после подписания с фискальными органами договора о реструктуризации долгов. Для преодоления бюрократизма и волокиты необходимо установить жесткий срок проведения проверок от момента подачи предприятием соответствующего заявления о реструктуризации.

В рамках этой политики необходимо отдавать отчет, что значительная часть доходов и практически вся крупная собственность в настоящее время создаются нелегальным с точки зрения налогового законодательства путем. Поэтому лобовая атака на эти доходы, а тем более, собственность граждан может вызвать только социальные катаклизмы. Вместе с тем бездействие в этом деле совершенно неприем-

лемо. Поэтому представляется необходимым объявить поэтапную программу перехода к стандартной для всего мира практике контроля за доходами и собственностью граждан. В рамках этой программы к числу первостепенных можно отнести следующие мероприятия.

1. Введение надлежащего контроля за финансовой деятельностью частных предприятий (выявление фиктивных операций, приводящих к обналичиванию или вывозу капитала, а также расходов предприятий, по сути представляющих собой расходы на личное потребление их владельцев).

2. Совокупность мероприятий по учету принадлежащей физическим лицам недвижимости, в которых следует предусмотреть, что налог на недвижимость при своевременном декларировании имущества устанавливается на минимальном уровне на достаточно длительный фиксированный период.

3. Проведение амнистии налогов на доходы физических лиц за 1992-1997 гг., не продекларированных в срок, посредством внесения платы за легализацию доходов пропорционально этим доходам. Размеры этой платы, с одной стороны, не должны быть символическими, а с другой - не превышать 5% объявляемого при амнистии имущества физического лица.

4. В рамках этой программы необходимо привести шкалу ставок подоходного налога в соответствие с минимальными потребительскими стандартами и реальной дифференциацией доходов. Одновременно для лиц с наиболее высокими доходами должны быть предусмотрены льготы в случае расходования средств на инвестиции и благотворительные цели.

Результаты прогнозных расчетов. Приведенные ниже оценки (табл. 1, 2) являются итогом макроэкономического моделирования результатов реализации предлагаемой программы развития для всего народного хозяйства в разрезе 25-отраслевой структуры экономики.

При этом наиболее существенными для определения перспективной динамики и структуры народного хозяйства России явились следующие параметры: масштабы нелегального вывоза капитала из страны; объемы выплат по внешнему и внутреннему долгу и соответственно уровень процентных расходов бюджета; денежное предложение (динамика денежного агрегата М2); объемы кредитования экономики; уровень минимальной зарплаты и минимальной пенсии; динамика обменного курса

Таблица 1

Динамика макроэкономических показателей, вариант развития, %

1999 г. 2000-2002 гг. 2003-2004 гг. 2005-2010 гг.

Валовый внутренний продукт 100,8 110,7 103,3 105,0

Продукция промышленности В том числе 106,9 110,2 103,0 104,2

ТЭК* 101,5 105,1 102,3 103,7

конструкционные материалы 109,8 112,9 103,5 105,1

машиностроение 112,8 114,9 104,9 105,5

легкая промышленность 108,5 117,1 106,7 105,4

пищевая промышленность 109,9 104,3 101,3 101,8

Строительство 99,1 122,9 106,8 107,8

Сельское хозяйство 99,5 102,1 99,2 100,2

Транспорт и связь производственные 104,2 109,5 103,0 104,3

Сфера обращения 91,6 109,5 102,8 103,8

Непроизводственные услуги 95,2 103,3 104,5 106,7

Потребление домашних хозяйств 91,1 106,8 102,7 101,8

Государственные расходы 86,4 101,2 105,9 109,6

Инвестиции в основной капитал 100,5 122,7 107,5 107,9

Экспорт 101,5 104,0 101,8 102,2

Импорт 82,3 109,5 103,4 103,3

Нелегальный вывоз капитала 100,0 84,3 81,6 92,5

Динамика денежной массы - М2 184,4 121,1 111,8 108,1

Индекс потребительских цен 189,3 112,0 106,1 104,0

Курс национальной валюты 264,7 113,0 107,4 105,8

Увеличение фонда оплаты труда 155,4 124,7 110,5 106,5

* Включая электроэнергетику.

Таблица 2

Баланс финансовых ресурсов, млн. руб.

1999 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2010 г.

Доходы и расходы государства

Доходы сводного бюджета 2075337 2662220 3988056 4761231 6728328

Расходы сводного бюджета 2105771 2949236 4253477 4976253 7168183

В том числе:

на народное хозяйство 352544 516572 801463 990514 1469349

на обслуживание внешнего долга 286824 429611 780798 885860 1191609

Дефицит сводного бюджета -30434 -287016 -265421 -215022 -439854

Доходы и расходы экономики

Доходы всего 1520994 1740335 2124940 2283029 2778289

В том числе:

прибыль 599232 756599 945289 1035223 1182958

амортизация 921762 983736 1179652 1247806 1595332

Расходы всего 679746 1148837 2215162 2620120 3852824

В том числе:

накопление основного капитала 787818 1304313 2097957 2626937 3826871

накопление оборотных средств -108072 -155476 117204 -6816 25953

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дефицит финансовых средств 841248 591498 -90221 -337091 -1074534

Доходы и расходы населения

Доходы всего 3528211 5035615 7242327 8568947 11643513

В том числе заработная плата 1759809 2582621 3786503 4513379 6181234

Расходы на оплату товаров и услуг 3127434 4375698 6241637 7344577 9989757

Сбережения 239615 429899 669872 832954 1121900

Доходы экономики — всего 7124542 9438170 13355323 15613206 21150130

Доля неплатежей в расчетах, % 11,0 6,5 3,0 2,5 1,0

Величина неденежных расчетов 783700 613481 400660 396575 211501

Финансовые ресурсы — всего 6340842 8824689 12954663 15216631 20938629

Незаконный вывоз капитала 338481 330959 263263 180523 197447

Располагаемые финансовые ресурсы — всего 6002361 8493730 12691400 15036108 20741182

Расходы — всего 5912951 8473770 12710275 14940950 21010763

Дефицит (профицит с плюсом) финансовых ресурсов 89410 19960 -188876 95158 -269581

Дефицит в % к расходам — всего 1,5 0,2 -0,1 0,6 -1,3

национальной валюты; налоговые ставки и уровень собираемости налогов; бюджет-

ный дефицит; величина и структура государственных расходов; норма амортизационных отчислений; объемы экспорта важнейших топливно-сырьевых ресурсов.

В основном варианте (варианте развития) предусматривается более «мягкая» денежная политика, существенно выше объемы кредитования экономики, уже в 2000 г. осуществляется четырехкратное повышение минимальной заработной платы, снижаются налоговые ставки, в частности ставка налога на прибыль снижается с 35 до 15%.

За счет жестких мер валютного контроля к 2003 г. в 2 раза сокращаются объемы нелегального вывоза капитала. Наряду с повышением налогообложения собственности и сверхвысоких доходов, это существенно повышает уровень внутренней мобилизации доходов, порождаемых в экономике.

Экономическая динамика и структурные сдвиги, в частности более высокие темпы роста в обрабатывающих отраслях промышленности и строительстве, определяются общей направленностью и характером мер экономической политики, предусмотренных в концепции.

Высокие темпы роста ВВП в 2000-2002 гг. (более 10% в год) связаны с использованием имеющегося потенциала резервных мощностей. Более 80% прироста продукции в этот период будет получено на уже существующих мощностях. В то же время в 2003 г. этот резерв будет практически исчерпан. При этом вводы новых

мощностей за счет инвестиций предыдущих периодов будут еще незначительными. В результате темпы экономического роста в 2003-2004 гг. снизятся до 3,0-3,5% в год.

С 2005 г. за счет ввода новых мощностей начнется некоторое ускорение экономической динамики, и в 2005-2010 гг. в среднем в год темпы роста ВВП достигнут 5,0%. В дальнейшем, после 2010 г., возможно сохранение экономической динамики на уровне 4,0-4,5% в год.

Таким образом, расчеты показывают принципиальную возможность высоких темпов экономической динамики в течение ближайших 3-5 лет. Фактически речь идет о своеобразном экономическом рывке, начать который Россия может и должна уже сейчас. Этот рывок должен дать мощный импульс всем секторам национальной экономики, запустить механизмы ускоренного обновления и развития всего производственного аппарата страны, значительно сократить отставание от наиболее развитых стран как по уровню жизни населения, так и по технологическому уровню производства товаров и услуг.

В то же время необходимо еще раз сказать о следующих обстоятельствах. Во-первых, само по себе достижение высоких темпов экономической динамики не означает, что наша страна выйдет на траекторию устойчивого и долговременного экономического роста. По-прежнему нормальному развитию препятствуют огромные структурные и институциональные диспропорции, которые накапливались в национальной экономике десятилетиями и были доведены до крайних форм неудачными экономическими преобразованиями последних лет. Следовательно, помимо достижения высоких показателей экономической динамики, важнейшей целью государственной политики должно стать устранение упомянутых диспропорций. Только в этом случае удастся реально повысить качество экономического роста.

Во-вторых, экономический рывок вряд ли сможет начаться спонтанно. Анклавиза-ция экономики, институциональные перекосы, разнонаправленность финансовых и материальных потоков и многие другие обстоятельства очень сильно препятствуют началу реального экономического подъема. В этой связи мы считаем, что только энергичные и целенаправленные усилия государства дадут возможность преодолеть существующие разрывы и объединить все упомянутые факторы роста.

В заключение мы хотели бы сказать следующее.

Предлагаемый рывок в темпах развития будет только первым шагом на пути к устойчивому экономическому росту. Однако, на наш взгляд, этот шаг является наиболее сложным и важным. Поэтому именно осуществление экономического рывка должно на ближайшие годы стать основной целью государственной власти в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.