Научная статья на тему 'Экономика российского ЖКХ: проблемы управления и инновации'

Экономика российского ЖКХ: проблемы управления и инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1353
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОДОВОЙ ОБОРОТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖКХ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖКХ / ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / ТАРИФЫ ЖКХ / ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В СФЕРЕ ЖКХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогов Николай Леонидович, Решетов Константин Юрьевич

В статье рассмотрены основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства России. Дана характеристика современного состояния этого сектора экономики, обозначены пути его реформирования, определенные Правительством РФ. Показаны причины неудач при проведении этой реформы. Подробно проанализирована с установлением тарифов на услуги ЖКХ, доказывается неправомерность существующего подхода к решению этой задачи. Одна из причин недостатков в сфере ЖКХ - низкая инновационная активность его предприятий. В связи с этим предлагаются меры по исправлению существующего положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пирогов Николай Леонидович, Решетов Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economy of the Russian housing and communal services: management and innovation

In the article the basic problems of the housing and utilities sector of Russia. The characteristic of a modern status of this sector of economy, the ways of its reforming, defined by the Government of the Russian Federation. Shows the reasons for failures with this reform. Analyzed by setting tariffs for housing and communal services, we prove the illegality of the existing approach to the solution of this problem. One of the reasons for drawbacks in the sphere of housing low innovation activity of its enterprises. In this regard, the proposed measures to fix the situation

Текст научной работы на тему «Экономика российского ЖКХ: проблемы управления и инновации»

Пирогов Н. Л., Решетов К. Ю.

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОГО ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИИ

18.3. ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОГО ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИИ

Пирогов Николай Леонидович, доктор экономических наук, профессор. Должность: научный консультант.

Место работы: Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт «Центр»

pir37@bk.ru

Решетов Константин Юрьевич, к.э.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Место работы: НОУ ВПО Национальный институт бизнеса

konstantvip@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства России. Дана характеристика современного состояния этого сектора экономики, обозначены пути его реформирования, определенные Правительством РФ. Показаны причины неудач при проведении этой реформы. Подробно проанализирована с установлением тарифов на услуги ЖКХ, доказывается неправомерность существующего подхода к решению этой задачи. Одна из причин недостатков в сфере ЖКХ - низкая инновационная активность его предприятий. В связи с этим предлагаются меры по исправлению существующего положения.

Ключевые слова: годовой оборот жилищно-

коммунальной отрасли, зона ответственности ЖКХ, реформирование ЖКХ, товарищества собственников жилья, тарифы ЖКХ, инновации и инновационная активность в сфере ЖКХ.

THE ECONOMY OF THE RUSSIAN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: MANAGEMENT AND INNOVATION

Pirogov Nikolai L., PhD of economics, professor. Position: scientific consultant.

Work place: Federal state unitary enterprise "Central research Institute "Center"

pir37@bk.ru

Reshetov Konstantin Yu., PhD of economics, associate professor. Position: head of accounting, analysis and audit chair.

Work place: National Institute of Business

konstantvip@yandex.ru

Annotation: In the article the basic problems of the housing and utilities sector of Russia. The characteristic of a modern status of this sector of economy, the ways of its reforming, defined by the Government of the Russian Federation. Shows the reasons for failures with this reform. Analyzed by setting tariffs for housing and communal services, we prove the illegality of the existing approach to the solution of this problem. One of the reasons for drawbacks in the sphere of housing - low innovation activity of its enterprises. In this regard, the proposed measures to fix the situation

Keywords: annual turnover of housing and communal services sector, the area of responsibility of housing and communal services, the reform of housing and communal services, associations of proprietors of habitation, utility tariffs, innovations and innovative activity in the housing sector

Руководство современной России ясно осознает угрозы, которые таит в себе жилищно-коммунальное хозяйство как в силу его огромных масштабов, так и колоссального социально-экономического значения для всего общества. Однако меры, которые оно принимает, и сам путь решения проблем вызывают сомнение в их успешности.

Это требует пояснения. Начать надо, очевидно, с краткой характеристики ЖКХ России, в которое входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка.

Оборот жилищно-коммунальной отрасли в 2012 году составил 4,2 трлн. руб. или 6,9% ВВП Российской Федерации. Зона ответственности жилищнокоммунального хозяйства страны за использование и сохранность основных фондов на сегодняшний день определяется суммой в 4,8 трлн. руб. (более чем 30% от всех основных фондов России), которая складывается из 0,7 трлн. руб. основных фондов предприятий и организаций коммунального хозяйства и 4,1 трлн. руб. - стоимости почти 3,0 млрд. квадратных метров жилья. Косвенная, а иногда и прямая ответственность, объемы которой сложно установить, распространяется на службы ЖКХ и в части капитального строительст-ва1. Количество предприятий и организаций ЖКХ -более 52 тысяч, численность работающих в них -свыше 4 млн. человек. Коммунальная энергетика потребляет 20% электрической и около 45% тепловой энергии, производимой в Российской Федерации.

Основная проблема ЖКХ - сверхнормативный износ основных фондов и поиск средств для их восстановления и содержания в надлежащем состоянии. Именно это и является отправным моментом реформы ЖКХ. Конкретно ситуация выглядит следующим образом. Около 300 млн. квадратных метров домов нуждается в неотложном капитальном ремонте. Ежегодно по ветхости выбывает 8-10 млн. квадратных метров жилья. Особую тревогу вызывает износ коммунальной инфраструктуры, который превышает 60%, что не раз отмечалось на совещаниях в Правительстве РФ. Свыше четверти основных фондов, в том числе более половины городских подземных трубопроводов, полностью отслужили свой срок. Как следствие сверхнормативного износа инфраструктуры - беспрецедентный рост аварийности. Количество аварий сетей водоснабжения (холодного и горячего) и теплоснабжения с 1990 по 2000 год выросло в пять раз и в нулевые годы продолжало увеличиваться. По сравнению с Европой аварийность на наших инженерных сетях в пересчете на 100 км выше в 25-30 раз.

Правительство России оценивает сумму, необходимую для приведения изношенных фондов в нормальное состояние, - более 6 трлн. руб. Однако, по мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование ЖКХ требуется до 10-13 трлн. руб. Государство на эти цели по всем источникам финансирования может выделить только 4 трлн. руб.2. При этом следует напомнить, что все расходы федерального бюджета в 2013 году составляют 13,7 трлн. руб.

1 http://www.aptr.ru/housing/upravlenie-jkh.html

2 http://www.moluch.rU/conf/econ/archive/9/495/

277

Бизнес в законе

5’2014

Роль ЖКХ в жизни общества трудно переоценить. Это справедливо отмечают многие авторы3, подчеркивая не только высокую социальную значимость сферы ЖКХ, но и ее политическую, социально-демографическую, техническую, экологическую и нормативно-правовую роль. Как показывают опросы ВЦИОМ, ситуация в сфере ЖКХ вышла в январе 2013 г. на первое место среди проблем, удручающих россиян: ее отметили 54 процента

4

опрошенных .

На тему реформирования ЖКХ с начала 90-х годов по настоящее время принято 158 законов РФ, более 300 подзаконных актов (данные Г.Слюняева, Министра регионального развития РФ), десятки решений совещаний у первых лиц государства и глав местных администраций. Не только простому человеку, но даже и специалисту, разобраться в этом ворохе документов очень непросто.

Ключевые цели реформы ЖКХ были определены Правительством РФ в «Комплексной программе модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.», принятой в 2010 г.:

1. развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;

2. развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства;

3. завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, что определено в качестве основы реформы ЖКХ;

4. развитие системы ресурсо-энергосбережения.

Перечисленные цели предлагались и ранее в ряде

государственных документов, однако были реализованы лишь частично. В.Путин в качестве кандидата в Президенты РФ в 2012 г. в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России»5 обозначил задачу: «общими усилиями навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве». Ее решение он видит, во-первых, в широком обучении граждан основам законодательства и экономики ЖКХ, формировании сети общественных организаций, помогающих жителям организоваться, защищать свои права, контролировать выполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств. Во-вторых, перейти к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой (выделено авторами). В-третьих, создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Для чего стоимость коммунальных услуг устанавливать как минимум на три года вперед и сделать тарифы зависимыми от качества услуг».

Несмотря на все старания властей реформа ЖКХ, как говорится, не идет. Среди причин этого - нежелание населения принять данную реформу и по многим позициям несоответствие предлагаемых реформаторских действий как здравому смыслу и элементарному экономическому расчету, традициям и менталитету народа, так и декларируемому руководством курсу развития страны.

Вялотекущая в течение 15 лет реформа ЖКХ в 20072008 гг. приняла форму тотальной и добровольно-

3 Иванов А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ): проблемы и пути их решения // Бизнес в законе. 2011. №6. - С. 197199 и многие др.

4 http://www.gazeta.ru/sosial/news/2013/02/04/n_2738945.shtml

5 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 13.01.2012.

принудительной. Жителей пытались понудить объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ). Особенно энергично и напористо эту компанию вели в Москве. Население ее окрестило как «коллективизацию-2». Отличие ее от «коллективизации-1» обозначилось сразу. Если в колхозы объединяли крестьян с примерно одинаковым уровнем собственности и достатка, и после объединения лошади, коровы, инвентарь становились общими, то в ТСЖ квартиры не становились коллективной собственностью, общими были только площади совместного пользования, а члены ТСЖ по материальной обеспеченности настолько разнились, что добиться согласованных решений по вопросам обслуживания и обустройства дома было, практически, невозможно. А это значит, что меньшинство вынуждено подчиняться большинству.

Но московское руководство, невзирая ни на что, решило одолеть проблему создания ТСЖ в кратчайшие сроки. Были приняты меры стимулирования: на создание 2000 товариществ было ассигновано 186 млн. руб., а на капитальный ремонт выделялись средства из бюджета только при условии создания ТСЖ: для двенадцатиэтажного дома - 15 млн. руб., пятиэтажного - 5 млн. руб.6 Деньги поступали на счет ТСЖ, организации, не подконтрольной московскому Правительству, а оно уже распоряжалось ими самостоятельно, перечисляя управляющим компаниям. Таким образом, создавались условия для присвоения немалых средств.

В Москве, да и по всей стране поднялась волна создания липовых ТСЖ. Криминал начинался по большинству ТСЖ с момента их создания. Учредительные документы подготавливались опросом квартировладельцев, а зачастую - просто подделкой их подписей.

В 2009-2010 гг. московские власти поставили задачу создать 10 тысяч ТСЖ и спустили этот план на места. Проверка департамента ЖКХ и благоустройства г.Москвы выявила в 465 товариществах из 1942 пропажу правоустанавливающих документов7. А это значит не что иное, как способ замести следы преступления.

Обманутые жители столицы, пострадавшие от фальшивых товариществ, подвали на них в суды. В 2009-2011 гг. таким образом было ликвидировано более 300 ТСЖ, а около 200 дел находится на рассмотрении. Выявлены вопиющие факты, когда отдельные работники ДЭЗов управляли в соответствии с учредительными документами пятью, десятью, а некоторые несколькими десятками товариществ. Случаи наказания за учреждение липовых ТСЖ неизвестны.

Справедливости ради следует отметить, что имеются факты успешной работы ТСЖ. Да, теоретически это возможно, но на практике встречается чрезвычайно редко. В каких условиях возможна эффективная работа товариществ? Жизнь подсказывает - в коммерческих новостройках. Жильцы в таких домах примерно одного социального статуса, капитальные ремонты не нужны8. Но пройдет какое-то время и возникнут те же проблемы, что и в старых домах. Разве что у коллектива жильцов будет время и накопленный опыт для их решения.

Проблема развития конкурентных отношений в сфере ЖКХ, стоящая как главная в перечне задач по реформированию этой сферы, вызывает, даже при поверхностном ее рассмотрении, мягко говоря, недоумение. Официальное мнение такое: жители будут выби-

6 Журнал «Эксперт». 2001. №23.

7 Журнал «Эксперт». 2011. №23.

8 Журнал «Эксперт». 2010. №34.

278

Пирогов Н. Л., Решетов К. Ю.

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОГО ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИИ

рать управляющие компании, которые им выгодны, а те будут бороться за право быть выбранными.

Ясно, что владельцы квартир, каждый в отдельности, выбирать ничего и никого не могут. Это может ТСЖ, которое выбирает управляющую компанию. Да, здесь возможна конкуренция и договор на обслуживание возможно заключить с той компанией, которая предложит лучшие условия. Как будто бы принцип конкуренции восторжествовал. Но это не та конкуренция, которая нужна жильцам. Ведь управляющие компании - это всего лишь прокладки, посредники, они ничего не производят. Это коммерческие организации и их задача номер один, как и записано в их уставах - получение прибыли. Поэтому ТСЖ для них - объект для получения этой прибыли. Характерный пример: на Форуме действий «Общероссийского народного фронта», который прошел 5 декабря 2013 г., В. Путин предложил оформить в закон идею «фронтовиков» - запретить управляющим компаниям держать деньги в оффшорах9. Ясно, что в оффшорах держат деньги те компании, которым есть что прятать.

Существует много вариантов, как, предварительно понравившись жильцам, затем, не нарушая договора, взвинтить плату за обслуживание. При этом ТСЖ формально имеет право расторгнуть договор и заключить его с другой фирмой. Но управляющая компания, как паук, поймавший в свою сеть муху, отпускать ТСЖ не желает. В юридической схватке если и побеждает ТСЖ, то это стоит ему очень больших усилий. Это и понятно: с одной стороны профессионалы, нацеленные на прибыль, на атаку, с другой - любители. В СМИ неоднократно освещали подобные конфликты.

ТСЖ имеет возможность заключить договор на обслуживание с предприятиями, непосредственно выполняющими работы или оказывающими услуги. В этом случае поле для настоящей конкуренции есть, но оно чрезвычайно мало. Конкуренция возможна, практически, только в отношении текущего и капитального ремонта, обслуги лифтов и некоторых эпизодических работ. А самые большие затраты для жильцов, как известно, связаны с энерго-, тепло-, водо-, газоснабжением, канализацией. А здесь никакого выбора нет. Все наши многоэтажные кварталы домов возводились в расчете на безальтернативное обеспечение их инженерной инфраструктурой.

Таким образом, конкуренция, которая по замыслу властей решит основные проблемы в сфере ЖКХ, такой палочкой-выручалочкой не была и не будет.

Особо остро стоит проблема льгот и тарифов за услуги ЖКХ. Задача реформы, как отмечалось, - перевести жилищно-коммунальное хозяйство на самоокупаемость, то есть жители должны платить за услуги ЖКХ полностью, при этом льготникам (а их в стране более 50 млн. человек)10 предусматривалась адресная помощь. Порядок выделения этой помощи до настоящего времени не разработан.

Тарифы ЖКХ росли фантастическими темпами. В целом по России этот рост (в процентах к предыдущему году) выглядит следующим образом: 2000 г. -42,6%, 2001 г. - 56,8%, 2002 г. - 48,8%, 2003 г. -28,7%, 2004 г. - 23,5%, 2005 г. - 33,0%. Но еще в апреле 2005 г. тогдашний министр регионального развития В.Яковлев официально сообщил, что «услуги ЖКХ

9 Газета «Московский комсомолец». 06.12.2013.

10 http://www.aptr.ru/housing/upravlenie-jkh.html

полностью окупаются нынешними тарифами в большинстве регионов страны». Он назвал и точные данные: «На сегодняшний день полная окупаемость услуг ЖКХ - на 100% - отмечается в 56 регионах. На 90-100 - в 21 регионе, менее, чем на 90% - в 12 регионах»11. Таким образом, уже в 2005 г. практически все население страны полностью оплачивало услуги ЖКХ. Однако, за последующие пять лет тарифы в среднем по стране возросли в среднем в 2 раза, ежегодно значительно превышая процент инфляции. Продолжали они расти и в 2012, и в 2013 гг. Так, в 2013г. тарифы на коммунальные услуги для Москвы в среднем подорожали на 9,7% (что на 3,1 процентных пункта больше инфляции), а конкретно: за холодную воду - на 6,2%, отопление - 9%, газ - 15%, электричество - 12%12 13. Для других городов страны рост тарифов был выше на несколько пунктов.

Так за что и почему мы платим по повышенным ценам? Ответов несколько. Чиновники поясняют, что в тарифы, дескать, заложена инвестиционная составляющая. Инженерные сети и объекты ЖКХ чрезмерно изношены, а для их строительства и ремонта нужны деньги. Когда в Правительстве РФ обсуждали предложение заморозить тарифы на год, то этому воспротивился вице-премьер Д. Козак, доказывая, что прекращение роста тарифов ЖКХ приведет к его развалу. С

13

ним, очевидно, согласились .

Странная логика и непонятные действия Правительства России, которое уже 20 лет переводит ЖКХ с социалистических на капиталистические рельсы. А при капитализме, как известно, при нехватке денег создают акционерные общества, выпускают акции, продают их и в дальнейшем на эти акции начисляют дивиденды. Правительство в данном случае создает условия для чиновников от ЖКХ по выделению через тарифы практически бесконтрольных денег на ремонт и развитие. Ведь если увеличение тарифов предусматривало изначально реализацию какой-то инвестиционной программы, (о которой жителей даже не информируют), а она в результате оказалась невыполненной, то ответственности за это никто не несет и стоимость невыполненных объемов можно опять заложить в тарифы.

Журнал «Эксперт» собрал и обобщил опыт региональных компаний по модернизации местной тепловой энергетики14. Приведены семь примеров такой модернизации, которые доказывают, что вложения в эти объекты окупаемы (срок - от трех до десяти лет), а также то, что установка нового оборудования позволяет сделать тепловое хозяйство прибыльным только за счет резкого сокращения потерь в сетях и повышения КПД котлов. Приведенные «Экспертом» примеры доказали, что модернизация тепловой энергетики может успешно проводиться при стабильных тарифах и в росте их она не нуждается. Т.о. требования поставщиков электроэнергии, газа, мазута, угля и других видов топлива постоянно повышать тарифы выглядят неправомерными, хотя постоянно поддерживаются Правительством РФ.

Еще один довод чиновников, обосновывающих рост тарифов ЖКХ - неплатежи. Расчетчики тарифов признают, - да, ставка эксплуатационных расходов вклю-

11 Газета «Завтра». 2011. №3.

12 Газета «Московский комсомолец». 01.08.2013.

13 Газета «Московский комсомолец». 02.11.2013.

14 Журнал «Эксперт» 2013. №45.

279

Бизнес в законе

5’2014

чает в себя не только фактические затраты, но и определенный процент прогнозируемых неплатежей со стороны потребителей. Но и здесь логика пробуксовывает. Власть постоянно учит население, что если вас обсчитали или продали в магазине некачественный товар или, как в нашем случае, необоснованно завысили коммунальные тарифы - обращайтесь в суд и привлекайте виновных к ответу. Этот совет верен и для чиновников от ЖКХ: вам не оплачивают оказанные услуги - разбирайтесь с неплательщиками в суде, а не перекладывайте свои недоимки на законопослушных граждан. Притом, что среди уклонистов немалая доля так называемых частных инвесторов, купивших квартиры для перепродажи. А доктор экономических наук М. Делягин обратил внимание на то, что, например, главными неплательщиками за электричество являются богатейшие предприятия страны, а не граждане, как принято считать15. И что ситуация, когда за грехи бизнеса должно страдать население, неприемлема еще и потому, что разжигает и без того серьезную классовую вражду в нашем обществе.

Завышение тарифов за пределы окупаемости объясняют нередко тем, что нет четкой формулы определения величины тарифа и непрозрачностью, скрытностью от населения самой процедуры расчета. Резон в этом, без сомнения, есть. Но и ответ простой - четкости и ясности не хочет сама власть. СМИ неоднократно сообщали об отдельных энтузиастах, которые боролись с системой ЖКХ и через суды добивались отмены завышенных тарифов. Но и после этого местные власти не принимали от этих людей эстафетную палочку проясненного до четких математических формул подсчета затрат по всем девяти видам услуг ЖКХ.

В тарифах ЖКХ разбирались также и высокообразованные специалисты. Например, доктор экономических наук А.Сенин и кандидат технических наук Ю.Казаринов задались вопросом, а сколько все-таки стоит 1 квт.-час электроэнергии и 1 куб. метр воды? И вот их ответ: 1 квт.-час должен стоит для потребителя 1,27 руб., а установленные тарифы колеблются от 2,5 руб. до 4,5 руб., себестоимость холодной воды (даже с учетом инвестиционных затрат) - 12-14 руб. за 1 куб. метр, а тариф в Москве в 2012г.составлял 26,75 руб. Горячая вода должна стоить 54-56 руб. за 1 куб. метр, а тариф равен 116 руб.16 Таким образом, они доказали, что население платит за эти услуги в два раза больше, чем следует.

Самый эффективный контроль за действиями властей, это, без сомнения, контроль общественный. Об этом не раз говорили и Д.Медведев, будучи Президентом России, и В.Путин, в указе которого от 7 мая 2012г. №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» записано поручение Правительству РФ: «...до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального хозяйства своих обязательств».

4 февраля 2013 г. на совещании в Сочи на тему о мерах по улучшению качества жилищнокоммунальных услуг Президент России уточнил зада-

15 Газета «Московский комсомолец». 24.10.2013.

16 Сенин А. С., Казаринов Ю. М. Сколько всё-таки стоит 1 квт.час и 1 м3 воды? // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2012. №1.

чу, напомнив о необходимости создания общественных организаций, которые будут помогать власти (подчеркнуто авторами) контролировать рост коммунальных тарифов и выполнение организациями ЖКХ своих обязательств». Эти организации граждан не созданы и до сих пор, а подчеркнутые слова очень наглядно поясняют суть отношений народа, избирателей с властью в современной России. Власти можно только помогать, но, ни в коем случае, ее не контролировать.

Еще один сложный вопрос - введение норм потребления услуг ЖКХ (электроэнергии, воды, тепла). Это было предложение В.В.Путина, высказанное им в сентябре 2011г., когда он был Председателем Правительства РФ. Суть идеи как будто бы понятна - ввести справедливую оплату: потребляющие много (богатые) - платят по повышенным расценкам, а для укладывающихся в социальные нормы - стабильные цены на услуги ЖКХ, которые не должны расти выше процента инфляции.

Дальнейшая расшифровка этой задумки, зафиксированная в указах Президента РФ, законах РФ, обсуждениях на самых разных уровнях - от «круглых столов» специалистов до совещаний у первых лиц государства, показала, что дело здесь не в социальной справедливости и даже не в решении проблемы ресурсосбережения, без сомнения, весьма актуальной для нашего общества, а в необходимости изыскания дополнительных средств для инвестирования в объекты ЖКХ.

Внедрение идеи началось с электроэнергетики. Поставлена задача с 1 июля 2014 г. повсеместно в стране ввести социальную норму потребления электроэнергии, для чего в ряде областей с целью отработки деталей этой идеи в 2013 г. начал проводиться соответствующий эксперимент. В разных регионах установили норму потребления от 50 до 70 квт-час. на человека в месяц. И сама идея, и условия проведения эксперимента вызвали, в основном, негативное отношение к ним на местах. В Приморском крае, например, протесты общественности вынудили администрацию края отказаться от проведения эксперимента. Люди не понимали, как можно говорить о какой-либо норме потребления электроэнергии при постоянных сбоях в обеспечении жилых домов горячей водой и централизованным теплом, что вынужденно приводит к повышенным расходам электричества, которые невозможно прогнозировать.

Цель введения социальной нормы Правительством РФ уже не скрывалась и довольно четко мотивировалась необходимостью борьбы с так называемым перекрестным субсидированием. Для населения это означало, что пока оно платит по тарифам, установленным ниже средних издержек, за него разницу компенсирует кто-то другой, например, крупные потребители в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и пр.

Специалисты оценивают действия Правительства РФ неоднозначно. Основные разногласия касаются величины социальной нормы, которая оценивается как явно заниженная, и соблюдение ее приведет к снижению уровня потребления электроэнергии по сравнению с душевым потреблением в развитых странах. А ведь величина потребления электроэнергии всегда служила одним из индикаторов уровня жизни населения, и даже по формальной логике его нужно было бы не понижать, а повышать.

И еще один довод: доля населения в электропотреблении составляет порядка 10% и начинать экономить и решать запутанную проблему перекрестного субсидирования со сравнительно незначительной для экономики

280

Пирогов Н. Л., Решетов К. Ю.

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОГО ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИИ

доли, да еще и с явной опасностью получить социальнонапряженную ситуацию - не очень разумное решение. Но оно, очевидно, вызвано вескими причинами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Они обнаруживаются невооруженным глазом. Физический и моральный износ электроэнергетики требует инвестиций. И правительство, скорее всего, рассчитывает путем занижения норм потребления получить существенный приварок в виде оплаты по повышенным тарифам за электроэнергию, потребленную сверх норм. Другое объяснение ситуации придумать сложно. Нелишне напомнить, что при проведении реформы РАО ЕЭС официально заявлялось, что акционирование отрасли, состоящей почти целиком из прибыльных предприятий, приведет к снижению тарифов за счет возникшей конкуренции и обеспечит бурный приток частных инвестиций, сняв это бремя с государства. Не случилось ни того, ни другого. Практически весь пореформенный период новые собственники нашей могучей в недалеком прошлом энергетики основные усилия направляли на собственное обогащение. Производственные мощности без достаточного объема капитальных вложений старели физически и морально.

В конечном итоге вопрос стоит сейчас о помощи инвестициями частному капиталу со стороны государства, которое, не имея на это необходимых средств, пытается получить их за счет населения, выдумывая для этого хитроумные способы законного изъятия у него денег. Приходится в очередной раз констатировать, что принцип функционирования нашей экономики за последние 20 лет остается неизменным - приватизация прибыли и национализация убытков.

Для решения проблем сверхнормативного износа основных фондов, снижения или ликвидации роста их аварийности, устранения недостатков в работе очистных сооружений, нормализации ситуации с использованием старых газовых плит, приведения в порядок системы учета топливно-энергетических ресурсов и воды, а также для огромного числа других вопросов ЖКХ специалистами предлагается использовать инновационный подход. Действительно, в ситуации, когда состояние основных фондов ЖКХ характеризуется очень высокой степенью износа, нормативный срок отслужило более 60% основных фондов, объемы потери воды составляют 27-30%, тепловой энергии на отопление - почти 15%, в сетях горячего водоснабжения - 10%, а расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25-30% выше, чем европейскими предприятиями, обычными, традиционными способами решить это почти невозможно.

Сегодня государство в сфере создания и внедрения инноваций в ЖКХ делает немало. В частности:

1) в ходе реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. №613, разработана инновационная технология переработки осадков сточных вод предприятий ЖКХ с использованием статического обезвоживания;

2) в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. №568, ведутся научные исследования, опытноконструкторские и опытно-технологические работы, сфокусированные на повышении технологической

эффективности систем жилищно-коммунальной инфраструктуры;

3) разрабатываются инновационные технологии и технические решения, позволяющие снизить энергозатраты и повысить эффективность использования топливноэнергетических ресурсов в зданиях и сооружениях.

В целом на сегодняшний день государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через такие институты развития, как фонд «Сколково», ОАО «Роснано», Внешэкономбанк, Российская венчурная компания и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, составляет около 53 млрд руб.

Но, отметим, что все вышеперечисленное является важным и необходимым, но далеко недостаточным для решения застоявшихся, «хронических» проблем в сфере ЖКХ. Ведь, удельный вес инновационных товаров и услуг в сфере ЖКХ составляет всего лишь 0,4% (по данным министра регионального развития Игоря Слюняева, озвученным на заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию 1 октября 2013 г.). Также отметим, что инновационная активность в ЖКХ в 2 раза ниже, чем в среднем в России и самая низкая по сравнению с другими видами экономической деятельности.

На данный момент при внедрении инноваций предприятия ЖКХ отдают предпочтение технологических инновациям. Так, например, расходы на технологические инновации в данной сфере в 2012 году составили 65,4 млрд. руб. Эта сумма может показаться для любого обывателя огромной, однако, в масштабах страны этого не достаточно! Более того, отметим, что помимо технологических инноваций, в ЖКХ существуют управленческие, организационные, маркетинговые, экологические, на которые приходятся по совокупности и того меньше расходов.

Решение проблем в жилищно-коммунальной сфере напрямую связано с созданием и внедрением всех вышеперечисленных инноваций, и в особенности управленческих. Так, например, за счет создания на государственном уровне системы управленческих инноваций, формирующих спрос на технологические инновации; за счет формирования благоприятной институциональной среды и государственной поддержки предприятий, внедряющих инновации, можно:

1. Повысить энергетическую эффективность жилищного фонда (приведет к снижению расхода теплоэнергии - до 177 Гкал и, соответственно, снижению расходов граждан на отопление - на 20%);

2. Обеспечить полный учет коммунальных ресурсов с использованием автоматизированных систем (приведет к формированию объективного баланса производства и потребления коммунальных ресурсов);

3. Изменить технологические системы снабжения коммунальными ресурсами (приведет к решению «вечных» проблем ЖКХ, связанных с неэффективной загрузкой этих систем; проблем присоединения новых объектов производства и потребления; проблем своевременности расчетов);

4. Увеличить интенсивность внедрения инновационных технологий в производство коммунальных ресурсов (приведет к снижению потребления энергоресурсов - до 30%; сокращению потерь - до 40%; сокращению аварийности - до 40%).

281

Бизнес в законе

5’2014

Список литературы:

1. Иванов А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ): проблемы и пути их решения // Бизнес в законе. 2011. №6. - С. 197-199.

2. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 13.01.2012.

3. Сенин А. С., Казаринов Ю. М. Сколько всё-таки стоит 1 квт.час и 1 м3 воды? // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2012. №1.

4. Газета «Завтра». 2011. №3.

5. Газета «Московский комсомолец». 01.08.2013.

6. Газета «Московский комсомолец». 02.11.2013.

7. Газета «Московский комсомолец». 24.10.2013.

8. Газета «Московский комсомолец». 06.12.2013.

9. Журнал «Эксперт». 2001. №23.

10. Журнал «Эксперт». 2011. №23.

11. Журнал «Эксперт». 2010. №34.

12. Журнал «Эксперт». 2013. №45.

13. http://www.aptr.ru/housing/upravlenie-jkh.html

14. http://www.moluch.rU/conf/econ/archive/9/495/

15. http://www.gazeta.ru/sosial/news/2013/02/04/n_2738945.shtml

Reference list:

1. Ivanov A.R. Housing and communal services (HCS): problems and ways of their solution // Business in law. 2011. № 6. P. 197-199.

2. Putin V.V. Construction of justice. Social policy for Russia // Komsomolskaya Pravda. 13.01.2012.

3. Senin A.S., Kazarinov Y.M. How much is 1 kWh and 1 m3 of water? // Topical issues of innovation Economics. 2012. №1.

4. The Newspaper "Zavtra". 2011. №3.

5. The newspaper "Moskovsky Komsomolets". 01.08.2013.

6. The newspaper "Moskovsky Komsomolets". 02.11.2013.

7. The newspaper "Moskovsky Komsomolets". 24.10.2013.

8. The newspaper "Moskovsky Komsomolets". 06.12.2013.

9. The Magazine "Expert". 2001. №23.

10. The Magazine "Expert". 2011. №23.

11. The Magazine "Expert". 2010. №34.

12. The Magazine "Expert". 2013. №45.

13. http://www.aptr.ru/housing/upravlenie-jkh.html

14. http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/9/495/

15. http://www.gazeta.ru/sosial/news/2013/02/04/n_273894 5.shtml

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Пирогова Николая Леонидовича и Решетова Константина Юрьевича «Экономика российского ЖКХ: проблемы управления и инновации»

Данная статья является актуальной, т.к. посвящена очень важным экономическим проблемам современной России -проблемам жилищно-коммунального хозяйства.

Авторы провели большую исследовательскую работу по данной теме. В данной статье рассматриваются основные вопросы развития экономики жилищно-коммунального хозяйства и даются варианты их решения. Основной упор д.э.н., профессор Пирогов Н.Л. и к.э.н., доцент Решетов К.Ю. делают на инновационный путь решения исследуемых проблем.

Авторы владеют глубокими теоретическими и практическими знаниями по исследуемой проблеме. Степень профессиональной подготовленности, проявившаяся в содержании работы, - очень высокая. В статье обоснованно приведены ссылки на использованные источники, раскрывающие суть изучаемого вопроса.

Данная статья написана на должном научном уровне и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Рецензент

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и

управления на предприятии

НОУ ВПО Национальный институт бизнеса

Миронова Н.Н.

282

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.