Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПАНДЕМИЯ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жахов Николай Владимирович, Кайтукова Альбина Валерьевна, Габеева Диана Артуровна

Представлены ключевые тенденции экономической активности и ценовых процессов в регионах, выявленно действие факторов - как общероссийских, так и локальных в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY OF RUSSIAN REGIONS UNDER PANDEMIC CONDITIONS

The key trends in economic activity and price processes in the regions are presented, the revealed effect of factors - both national and local in the conditions of a pandemic.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 338.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-352-355 NIION: 2003-0059-1/22-198 MOSURED: 77/27-003-2022-01-397

Экономика регионов России в условиях пандемии

Николай Владимирович Жахов1, Альбина Валерьевна Кайтукова2, Диана Артуровна Габеева3

1 Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, zhakhov@mail.ru

23 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказ, Россия

Аннотация. Представлены ключевые тенденции экономической активности и ценовых процессов в регионах, выявленно действие факторов — как общероссийских, так и локальных в условиях пандемии.

Ключевые слова: региональная экономика, пандемия, дефицит бюджета, конкуренция, инновационное развитие

Для цитирования: Жахов Н. В., Кайтукова А. В., Габеева Д. А. Экономика регионов России в условиях пандемии // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 352-355. https://doi.org/-10.24412/2073-0454-2022-1-352-355.

Original article

Economy of Russian regions under pandemic conditions

Nikolay V. Zhakhov1' Albina V. Kaitukova2, Diana A. Gabeeva3

1 South-western State University, Kursk, Russia, zhakhov@mail.ru

2 3 Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia

Abstract. The key trends in economic activity and price processes in the regions are presented, the revealed effect of factors — both national and local in the conditions of a pandemic.

Keywords: regional economy, pandemic, budget deficit, competition, innovative development For citation: Zhakhov N. V., Kaitukova A. V., Gabeeva D. A. Economy of Russian regions under pandemic conditions. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):352-355. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-352-355.

Спустя почти два года после того, как коронави-русная инфекция COVID-19 впервые захватила мир, пандемия продолжает формировать траекторию развития экономики.

Кризисы могут разорять многие предприятия, но они нередко оказывают и положительное воздействие, выполняя функцию очищения. Это подтверждается фактами, которые свидетельствуют о том, что во время кризиса, вызванного COVID-19, в регионах произошло перераспределение экономической активности в пользу более производительных предприятий, особенно в странах с более конкурентными рынками. На предприятиях, где до кризиса был высокий уровень производительности труда, падение

© Жахов Н. В., Кайтукова А. В., Габеева Д. А., 2022

объема продаж и сокращение численности работников оказались намного меньше, чем на предприятиях, где до кризиса была низкая производительность труда.

Кроме того, у более производительных предприятий была выше вероятность адаптации к кризису за счет расширения деятельности на базе сети Интернет и перевода сотрудников на удаленную работу. Насколько устойчивым окажется перераспределение экономической активности в пользу более производительных предприятий, будет зависеть от того, смогут ли расти более производительные предприятия и уйдут ли, в конечном итоге, менее производительные. Поскольку общие меры поддержки, реализованные в

ECONOMIC SCIENCE

начале кризиса, судя по всему, принимались в пользу менее перспективных предприятий, независимо от уровня их инновационности до начала кризиса, они могут иметь долгосрочные негативные последствия для конкуренции и роста. По мере вступления государств в стадию восстановления экономики, правительствам всех стран нужно будет, как можно скорее, приступить к постепенной отмене общих мер поддержки экономики и сосредоточиться на создании условий для формирования конкурентной деловой среды. Такая среда является залогом активного восстановления экономики, устойчивости к будущим кризисам и устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе [2].

В начале 2021 г. экономическая активность в российских регионах продолжала восстанавливаться. В обрабатывающей промышленности росло производство автотранспортных средств (Центральная Россия), продукции судостроения (Северо-Запад), металлов (Сибирь и Урал), медицинского оборудования и отдельной продукции машиностроения (Поволжье). На фоне благоприятной мировой конъюнктуры возросла добыча угля в Сибири и на Дальнем Востоке. Улучшились оценки бизнесом своего экономического положения. На рынке труда отмечалось оживление, безработица снизилась, однако оставалась высокой [3]. В отдельных отраслях повышение деловой активности привело к обострению проблемы дефицита кадров. Последовательное ослабление внутренних ограничений способствовало восстановлению розничной торговли и сферы услуг. В условиях преимущественно закрытых границ внутренний туризм во многих регионах существенно вырос. Представители гостиничного бизнеса и турагентств курортов Юга ожидают дальнейший рост турпотока даже при постепенном снятии ограничений на зарубежный отдых.

При этом медленное восстановление доходов населения ограничивало рост потребительского спроса. Домохозяйства продолжали придерживаться консервативной модели потребления.

Во многих регионах ускорились темпы роста кредитования бизнеса. Рост выдачи ипотеки на фоне роста цен на жилье в начале года замедлился.

Ценовые ожидания предприятий в ряде промышленных производств и в торговле выросли на фоне роста издержек. В феврале 2021 г. годовая инфляция увеличилась до 5,7 %. Это указывает на более высо-

кий темп роста цен в I квартале 2021 г., чем предполагалось по прогнозам Банка России [1]. Основной вклад внесла динамика цен на продовольствие. В ан-нуализированном выражении месячные приросты цен на основные группы товаров и услуг, в том числе показатели более устойчивой ценовой динамики, превышали 4 %. Ускорение годовой инфляции наблюдалось в большинстве регионов (76 регионов, вес в ИПЦ — около 97 %). Увеличился ее разброс — от 2,5 % на Чукотке до 9,7 % в Дагестане.

Административные меры Правительства Российской Федерации на отдельных рынках продовольствия повлияли на замедление роста цен. Повышение экспортной пошлины на зерновые с февраля способствовало снижению цен на пшеницу. Использование механизма предельных цен на сахар и подсолнечное масло в большинстве регионов привело к стабилизации цен.

Многие региональные бюджеты на 2021 г. запланированы с дефицитом. Для его покрытия планируется увеличивать объемы заимствований. При этом большинство регионов оптимистично оценивают перспективную динамику собственных доходов, в то время как объемы трансфертов, как ожидается, будут сокращаться.

В 2021 г. в российских регионах продолжилось восстановление экономической активности. Негативное влияние противоэпидемических ограничений снизилось. Рост потребительского спроса сдерживался сохранением доходов на низком уровне. Ценовые ожидания промышленных и торговых предприятий остаются высокими.

За прошедший 2020 г. бюджетная система Российской Федерации перешла от профицита к дефициту. Из-за снижения деловой активности налоговые поступления заметно сократились. В то же время, расходы существенно возросли, в первую очередь по статье «Здравоохранение». Влияние этих факторов в значительной мере отразилось и на региональных бюджетах. В 2021 г. по мере роста эффективности борьбы с последствиями пандемии COVID-19 ситуация будет меняться. Ожидается восстановление собственных доходов регионов при снижении объема трансфертов из федерального центра, а также сжатие расходной части региональных бюджетов. Тем не менее, возможность бюджетной консолидации видят лишь отдельные субъекты, тогда как их большая часть ожидает сохранения де-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

фицитного бюджета в 2021 г. В целом по России бюджетный импульс в 2021 г. ожидается на уровне около 600 млрд руб. В значительной мере оно обеспечивается ростом дефицита Москвы, что связано с временным фактором — крупными расходами инвестиционного характера в Московском регионе по капиталоемким направлениям (транспортная и коммунальная инфраструктура, развитие городской среды, в том числе программа реновации жилого фонда). Без учета Москвы оценка бюджетного импульса для российской экономики на 2021 г. составляет около 231 млрд руб.

В 2020 г. в большинстве регионов бюджет был сведен с дефицитом. При этом, несмотря на оптимистичную в целом оценку экономической конъюнктуры, ожидания роста собственных доходов и намерения по сокращению расходов в 2021 г. в проектировках большинства региональных бюджетов также заложен дефицит, в ряде регионов — даже заметно превышающий уровень прошлого года. Это может быть связано с переносом части расходов по исполнению национальных проектов с 2020 г. на 2021 г. в условиях действия ограничений в отдельных отраслях экономики вплоть до конца 2020 г. Кроме того, при сохранении экономической неопределенности в связи с продолжением пандемии COVID-19 регионы в основном стараются придерживаться консервативного подхода к оценке будущих доходов.

В целом по России бюджетный импульс в 2021 г. ожидается на уровне около 600 млрд руб. Наиболее существенное расширение дефицита (+361 млрд руб.) возможно в центральном макрорегионе. Оно практически полностью обеспечивается увеличением дефицита бюджета Москвы (на 374 млрд руб.), что связано с повышением расходов по наиболее капиталоемким направлениям на 7,7 %, расширением ассигнований по адресным инвестиционным программам (АИП) в области транспортной, жилищно-коммунальной и медицинской инфраструктуры на 9,8 %, а также с увеличением расходов по федеральным госпрограммам преимущественно в области капитальных вложений, в том числе в рамках реновации жилого фонда, развития транспортных сетей (включая метрополитен) и городской среды, здравоохранения и благоустройства. Без учета Москвы, рост ожидаемого дефицита бюджета, которой на 2021 г. в значительной мере связан с временными факторами,

оценка бюджетного импульса для российской экономики составляет около 231 млрд руб. Заметный бюджетный импульс заложен в проектировки бюджетов Санкт-Петербурга (+57 млрд руб.), ХМАО (+31 млрд руб.), Красноярского края (+24 млрд руб.), ЯНАО (+22 млрд руб.).

Среди макрорегионов сокращение дефицита консолидированного бюджета в 2021 г. ожидают только в Волго-Вятском макрорегионе — в частности, за счет Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Ульяновской и Пензенской областей. В целом по России на снижение дефицита рассчитывают только 24 региона [1].

Когда экономики регионов начнут восстанавливаться после кризиса, вызванного COVID-19, нужно будет обеспечить формирование конкурентной деловой среды. Пандемия COVID-19 усилила обеспокоенность по поводу ограниченного уровня конкуренции и его возможных последствий для экономического роста. Возможно, мелким предприятиям труднее внедрять новые технологии или бизнес-модели, у них меньше шансов на получение государственной поддержки, и, следовательно, вероятность их ухода с рынка выше. В таком случае концентрация и доминирование крупных предприятий могут увеличиться, что может еще сильнее ограничить конкуренцию именно в тот момент, когда она больше всего нужна для ускорения восстановления экономики.

Список источников

1. Центральный банк Российской Федерации // URL://https://cbr.ru/

2. Тимченко М. А. Меры финансовой поддержки экономики в условиях пандемии коронавирусной инфекции: региональный аспект // в сб.: Проблемы обеспечения стабильности и прозрачности государственных и муниципальных финансов в новых экономических условиях: мат. междунар. науч.-практ. онлайн-конф. М., 2021. С. 148-151.

3. Цветков В. А., Зиядуллаев Н. С., Дохолян С. В. и др. Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 12 (122). С. 161-181.

4. Санакоева Д. К., Караева Т. А. Модель экономического развития России // в сб.: Экономика России в условиях глобализации: вызовы и возможности развития: мат. междунар. науч. конф., в рамках VI междунар. науч. студенческого конгресса на тему:

ECONOMIC SCIENCE

«Гражданское общество России: становление и пути развития». 2016. С. 67-70.

References

1. The Central Bank of the Russian Federation // URL ://https ://cbr.ru/

2. Timchenko M. A. Measures of financial support of the economy in the conditions of the coronavirus pandemic: a regional aspect // in the collection: Problems of ensuring stability and transparency of state and municipal finances in new economic conditions: mat. interna-

tional scientific and practical. online conference. M., 2021. P. 148-151.

3. Tsvetkov V. A., Ziyadullaev N. S., Dokholyan S. V., etc. Regional problems of economic transformation. 2020. No. 12 (122). P. 161-181.

4. Sanakoeva D. K., Karaeva T. A. Model of economic development of Russia // in the collection: Russian economy in the context of globalization: challenges and opportunities for development: mat. international scientific conference, within the framework of the VI International Scientific Student Congress on the topic: «Russian Civil Society: formation and ways of development». 2016. P. 67-70.

Информация об авторах

Н. В. Жахов — доцент кафедры экономики, управления и аудита Юго-Западного государственного университета, доктор экономических наук;

А. В. Кайтукова — студентка магистратуры Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ;

Д. А. Габеева — студентка бакалавриата Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Information about the authors

N. V. Zhakhov—Associate Professor of the Department of Economics, Management and Audit of South-western State University, Doctor of Economic Sciences;

A.V. Kaitukova — Master's student of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;

D. A. Gabeeva — Bachelor's student of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.

The article was submitted 18.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.