Научная статья на тему 'Экономика: нравственность и свобода'

Экономика: нравственность и свобода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАМ СМИТ / ADAM SMITH / МОРАЛЬ / MORALS / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПОЛЕЗНОСТЬ / UTILITY / ДОБРОДЕТЕЛЬ / VIRTUE / ПОРОК / VICE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / ECONOMIC THEORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клисторин В.И.

Статья подготовлена в связи с 250-летием публикации книги А. Смита «Теория нравственных чувств». Выделены некоторые высказывания А. Смита о природе нравственности в обществе, актуальные применительно к современной России. Представляют несомненный интерес для сегодняшнего читателя его идеи о связи нравственных норм с ростом благосостояния, увеличением доли «среднего класса» и нормами поведения, принятыми в «высшем обществе». Показано, в каком направлении идеи Смита развивались представителями разных экономических школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper was prepared in connection with the 250 years ago publication of "The Theory of Moral Sentiments" written by A. Smith. The author comments those Smith's statements concerning the nature of morals in society which sound in Russia in tune with the times and may be of undoubted interest to contemporary readers. Smith's ideas about the correlation of standards of morality and welfare growth, an increasing share of a "middle class" and "high society's" standards of behavior are interesting in our days. The author also shows in what direction the Smith's ideas were developed by representatives of the different economic schools.

Текст научной работы на тему «Экономика: нравственность и свобода»

Статья подготовлена в связи с 250-летием публикации книги А. Смита «Теория нравственных чувств». Выделены некоторые высказывания А. Смита о природе нравственности в обществе, актуальные применительно к современной России. Представляют несомненный интерес для сегодняшнего читателя его идеи о связи нравственных норм с ростом благосостояния, увеличением доли «среднего класса» и нормами поведения, принятыми в «высшем обществе». Показано, в каком направлении идеи Смита развивались представителями разных экономических школ.

Ключевые слова: Адам Смит, мораль, нравственность, полезность, добродетель, порок, религия, экономические теории

К 250-летию «Теории нравственных чувств» А. Смита

Экономика:

нравственность и свобода

В. И. КЛИСТОРИН,

доктор экономических наук,

Институт экономики и организации промышленного

производства СО РАН,

Новосибирск

E-mail: klistorin@ieie.nsc.ru

Велосипед уже придуман...

На фоне запоздалого осознания, что финансовый кризис, во-первых, оказался еще и экономическим, во-вторых, мировым и, в-третьих, - наиболее глубоким и продолжительным за последние 20, 50 или даже 70 лет, зазвучали многочисленные голоса о системном кризисе децентрализованной рыночной экономики. Заговорили об алчности и аморальности финансистов, менеджеров и ошибках ФРС, диктате доллара, зловредности хедж-фондов, злокозненной роли офшоров и необходимости строительства новой мировой финансовой архитектуры, в которой развивающиеся страны получили бы достойное представительство.

© ЭКО 2010 г.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОИ

171

Необходимо заметить, что эти эпигоны О. Бланки и Л. Троцкого оживились не случайно, но их выводы и предложения, как это и водится у левых интеллектуалов и правых радикалов, представляют собой гремучую смесь невежества и ангажированности, органической неспособности к анализу фактов и вопиющего цинизма.

Не совсем понятно, кто из «критиков» капитализма стремится «отмазать» провалы государства, кто в юношеском задоре стремится сломать все то, что было построено «предками», а кто просто делает бизнес на имидже радикала. Но вне зависимости от цели все критики пытаются максимально упростить реальные и предложить надуманные проблемы, переверстать историю и манипулировать фактами. И вот уже ре-жиссер-«документалист» Майкл Мур делает фильм об аморальности капитализма, Николя Саркози объявляет войну бонусам, а Барак Обама ставит новые рекорды в дефицитном финансировании государственных расходов.

Так действительно ли аморален капитализм, действительно ли государство адекватнее выражает общественный интерес, чем система рыночных обменов, а всемогущее государство способно обеспечить технологический и социальный прогресс как в отдельной стране, так и во всемирном масштабе?

Прежде чем «усиливать» воздействие государства, следовало бы ответить на эти вопросы, вспомнить дискуссии прошлых лет на подобные темы и переосмыслить аргументы сторон.

Речь не идет о призыве к интеллектуальному фундаментализму в светском или религиозном смысле (хотя такие движения имеют место, но представляют паллиативное решение действительных проблем, поскольку мир меняется, как бы ни противно это было кому-либо или всем вместе). Простое чтение великих произведений прошлого способствует интеллектуальному осмыслению сегодняшних проблем и позволяет (отчасти) избежать ошибок и заблуждений.

Это вовсе не значит, что любую дискуссию следует начинать «от Адама», но размышления Адама Смита, как представляется, помогут удержаться от изобретения велосипеда.

Образованщина, или о вреде учебников

Обычно автор всегда умнее или, по крайней мере, знает гораздо больше, чем изложено в его произведении1. Но среди общедоступных произведений есть особая порода книг, называемых учебниками, в которых авторы вынуждены заметно упрощать собственные знания и идеи для сохранения логики и простоты изложения, исключения спорных или дискуссионных моментов и т.п. Очевидно, что характер этих упрощений определяется составом аудитории, которой предназначено произведение. Поэтому осознание авторами ограниченности собственного знания, логических нестыковок и особых случаев никого не интересует. Более того, можно легко запутать неподготовленного читателя и отбить у него интерес к последующему чтению.

Проблема состоит в том, что для подавляющего большинства последующее чтение вовсе не наступает, и многие интеллектуалы в своем развитии так и остаются на уровне учебников или их отрицания, что в принципе одно и то же. Отсюда знаменитая шутка о том, что экономике можно обучить и попугая: достаточно добиться от него отчетливого произношения слов «спрос» и «предложение».

Если говорить серьезно, то хорошего экономиста от плохого отличает лишь то, что первый постоянно помнит, что имеет дело с людьми, а второй лишь оперирует индикаторами.

О том, для чего написана эта статья, или вперед к Адаму

250 лет назад в Глазго была опубликована книга «Теория нравственных чувств»2, которая, несомненно, относится к числу классических произведений - тех, о которых многие слышали, да не многие прочитали.

Пересказывать содержание этой книги совершенно невозможно, поскольку ее автор отличался исключительной скрупулезностью при написании своих произведений: он отсекал

1 Мы оставляем в стороне вопрос о божественном откровении.

2 Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. - 351 с.

все лишнее и надуманное, писал четко и коротко, а стиль изложения и аргументация таковы, что, по выражению одного из комментаторов, его мысли были понятны самому тупому из современных ему читателей.

Адам Смит поставил перед собой амбициозную цель создать общую теорию о человеке и обществе, которая включала бы психологию, элементы философии (такие, как этика и эстетика), и уже самостоятельные в то время области знаний, например, историю и экономику. Но начал он именно с этики.

Современным экономистам следовало бы обратить внимание на некоторые особенности этого произведения и соответствующие методологические находки и идеи, представляющие интерес и спустя четверть тысячелетия. Кое-что в книге звучит банально, но ведь и заповедь «не укради» когда-то была открытием...

Рассмотрение общего порядка и предельных случаев.

А. Смит излагает свои мысли так, что почти в каждый абзац хочется вставить слова «обычно» или «как правило». Это позволяет ему однозначно определять причинно-следственные связи и строить модель «медиального» индивида. Казалось бы, крайности его не интересуют: «Какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке, природе его. свойственно участие к тому, что случается с другими.»3. Но он рассматривает особые и предельные случаи, например в главе о происхождении честолюбия.

Теория и история. А. Смит черпает не только примеры, но и сами идеи из исторического анализа, но нигде не показывает, будто в истории есть какая-то внутренняя логика или философия. Наличие связей между историческими фактами не дает основания для утверждения, что история движется в каком-то направлении.

Воображение как способность людей понимать друг друга. «Так как никакое непосредственное наблюдение не в силах познакомить нас с тем, что чувствуют другие люди, то мы не можем составить себе понятия об их ощущениях иначе, как представив себя в их положении»4.

3 Смит А. Указ. соч. С. 31.

4 Там же. С. 31.

Для А. Смита изначально человек становится человеком только в обществе, где система общения и обменов, на каких бы принципах они ни строились, оказывается необходимым элементом самого существования индивида. При этом перенесение на других собственных представлений о ценностях и целях является единственной стабильной основой существования общества как единого организма. Более того, наш чувственный опыт нужен только для того, чтобы корректировать свои ожидания. И именно ожидания составляют фундамент общения и обменов.

Чувство симпатии как основа общения. Против обыкновенного представления о том, что нам безразлично, с кем иметь дело, и вся проблема общения заключается лишь в личной выгоде, А. Смит утверждает, что люди инстинктивно выбирают партнеров среди тех, чьи ценности и цели близки им. Это делает общество сегментированным безотносительно к имущественному расслоению, классовой принадлежности и положению в системе властных отношений. Тем специалистам, которые занимаются проблемами малых групп, клиен-тилизма и коррупции, настоятельно рекомендую перечитать эти пассажи классика.

Общественные и антиобщественные страсти. Реакция одобрения людьми всех действий, направленных на построение мирной и счастливой жизни, является нормальной, как и порицание поведения, обусловливающего разлад и разрушения. Добавлю: если люди перестают понимать разницу между первыми и вторыми, то нравственность в таком обществе находится в явном упадке. Тогда общество тяжело больно.

Тщеславие. «Главная цель наша состоит в тщеславии, а не в благосостоянии или удовольствии.»5. А. Смит не порицает тщеславие как таковое, равно как и основные способы его удовлетворения - богатство и славу. Более того, он утверждает, что и большинство людей не видят в них ничего скверного и аморального. Причем уважение и восхищение «богатыми и знаменитыми» носит вполне альтруистический характер. «Наша угодливость перед высшими чаще рождается из нашего восхищения выгодами их положения, чем из

5 Смит А. Указ. соч. С. 70.

затаенной надежды получить какую бы то ни было пользу от их расположения»6.

Элита и остальные. Если богатые и знатные люди занимают общественное положение просто в силу неких прошлых обстоятельств, то простому человеку требуются усилия для достижения положения в обществе, и у него (в нормальном обществе) нет других средств, кроме личных достоинств и качества ума. «Честность и благоразумие, великодушие и искренность должны отличать все его поступки в обыденной жизни»7.

А. Смит считал, что в силу этого высокие моральные качества чаще встречаются среди простых людей, так же, как и трудолюбие, настойчивость, твердость и т.д., что объясняет назначение на самые важные и ответственные должности представителей именно средних классов в странах с разным политическим устройством. «Для средних и низших слоев общества едва ли не единственная возможность отличиться состоит в приобретении богатства, по крайней мере, в такой степени, на какую они могут благоразумно рассчитывать»8. Эти же слои в основном предъявляют спрос на нравственное поведение окружающих и справедливые законы.

В дальнейшем К. Маркс выдвинул теорию классовой морали и объявил аристократию и буржуазию, в отличие от пролетариата, безнравственными классами. Интересно, что Смит на исторических примерах показывает, что «унижение государя» более невыносимо в глазах народа, чем гибель сотен и тысяч простых людей9.

Добродетель и порок. А. Смит избегает четких дефиниций применительно к этим, казалось бы, фундаментальным понятиям. Он осознает их относительность не только в отдельных случаях и конкретных поступках, но и в различных эпохах и обществах. Ограничиваясь описанием проявлений

6 Смит А. Указ. соч. С. 71.

7 Там же. С. 74.

8 Там же. С. 79.

9 Возможно, если бы И. Сталин ограничился убийством Тухачевского и Блюхера, Каменева и Зиновьева или Бухарина и Рыкова (все они посмертно реабилитированы), он не вызывал бы того обожания у значительной части граждан России, как это происходит теперь.

добродетели и порока, делает исключение лишь для справедливости, поскольку без нее «громадное здание, представляемое человеческим обществом, немедленно рушится и обращается в прах»10.

Важно, что именно понятие и восприятие населением справедливости (при всех особенностях этого восприятия) составляет основу устойчивости всех режимов: от монархических до демократических.

Религия, церковь и мораль. А. Смит был, по-видимому, религиозным человеком, но лишь изредка в своем произведении упоминает о божественном происхождении нравственности, и то в весьма своеобразной форме. Так, пятую главу третьей части книги он назвал «О влиянии и авторитете общих правил нравственности; они справедливо принимаются за законы самого Бога». Более того, в других фрагментах он показывает, что нравственные нормы имеют социальную природу и могут лишь совпадать с религиозными убеждениями и нормами, равно как и с законами государства. Еще меньше внимания уделено церкви как социальному институту в формировании нравственных норм. Об этом обстоятельстве следует напомнить тем, кто связывает проблему нравственного возрождения с клерикализацией школы и общества.

Полезность. «Проницательный философ11, который впервые заметил, почему нас привлекает полезность, был до такой степени поражен отмеченным обстоятельством, что решился вывести наше уважение к добродетели из ... полезности. Однако я остаюсь при мнении, что первая и главная причина нашего одобрения или неодобрения не вытекает из осознания того, что может быть нам полезно или вредно»12.

Рациональность. Вся книга оставляет впечатление, что человек в понимании А. Смита - существо эмоциональное, то есть нерациональное. И это сбивает с толку тех, кто наслышан о «homo oeconomicus» из «Богатства народов» того же автора. Но противоречия здесь нет. Будучи иррациональными, мы пытаемся представить себе других людей рациональными

10 Смит А. Указ. соч. С. 101.

11 Имеется в виду Дэвид Юм.

12 Там же. С. 188.

только потому, что это позволяет наладить общение и обмен. Мы пытаемся понять их ценности и цели, прогнозировать их реакцию и поступки. Но это гораздо проще сделать, если мы мыслим наших партнеров законченными эгоистами или - что еще проще, алчными себялюбцами. Исключение мы делаем для ближайшего окружения либо из-за чувства долга, либо в силу взаимной симпатии (см. Д. Карнеги).

Простим себе это упрощение. Можно встретить немало суждений, что отдельные политики психически неадекватны, страдают фобиями и комплексами, но люди охотнее воспринимают объяснение их решений более рациональными причинами.

После Адама Смита

По иронии судьбы идеи отца-основателя классической политической экономии вполне успешно развивали и представители других направлений экономической мысли.

Ученик Д. Рикардо Дж. С. Милль был в большей степени смитцианцем, чем рикардианцем. Его идеи социального и нравственного прогресса, которые базируются на укреплении института частной собственности и определяют в конечном счете технологический и экономический прогресс, близки к идеям А. Смита. Представление Милля, что защищенность жизни и имущества приводит к смягчению нравов, развитию солидарности, благотворительности и т.п., Смит, несомненно, одобрил бы.

В. Рошер и К. Маркс, хотя и по-разному, уделяли большое внимание единству экономической и социальной жизни. В частности, Маркс вовсе не догматически относился к своей теории, когда речь шла о практических вопросах, например, о путях перехода России к социализму.

Г. фон Шмоллер начал свои «Основы общего учения о народном хозяйстве» с анализа психологических, этических и правовых норм человеческих общностей, базовых институтов: семьи, социальной группы и нации. И только потом перешел к понятиям собственности, классов и форм предпринимательства. Ясно, что традиционные экономические понятия - рынок, стоимость, рента, кредит и т.п., при таком изложении приобретали совсем другое звучание.

В. Зомбарт в центр всей своей конструкции поставил эволюцию «духа» общества. Его социально-психологическое описание генезиса буржуазного мировосприятия и его трансляции в другие социальные группы и сегодня не только с интересом читаются, но и вполне полезны для понимания действительности. То же справедливо и для подхода к анализу поведения социальных групп М. Вебера, включая проблемы рентоориентированного поведения, роли городов в развитии общества, генерации идей и их влияния на нравственные нормы.

А что же представители «main streem»? Л. Вальрас, а за ним и В. Парето считали, что экономика как наука состоит из «чистой теории», подобной классической механике, прикладной экономики, где уже необходимо учитывать несовершенства рынка, неполноту информации и т.п., и морали (или, как сказали бы сегодня, - социологии и социальной психологии). Причем В. Парето свою главную заслугу видел именно в создании современной социологии. Представление об инстинктах, почерпнутое, видимо, из психологии (или трудов Т. Веблена), привело к идее одновременной рациональности и иррациональности поведения индивида, когда последний осуществляет выбор на основании иррациональных инстинктов, а потом рационально объясняет свои действия.

Иную схему предлагали австрийцы. Так, Л. фон Мизес считал ценностные суждения принципиально не проверяемыми, а иррациональными, следовательно, не подлежащими обсуждению: например невозможно переубедить человека в том, что его идеи ложны. Как сказал один умный человек: «Верую, ибо нелепо». Соответственно, цели, преследуемые индивидом и основывающиеся на ценностях, тоже иррациональны. Более того, лишь будущие историки смогут частично реконструировать наши цели и отчасти тот круг ценностей, который их породил.

Рациональным может быть лишь выбор средств достижения цели, этим и должна заниматься экономическая наука.

Вызывает уважение позиция В. Ойкена, высказанная в Германии в середине 1930-х годов: социальная рыночная экономика, то есть экономика свободного общения, единственная,

которая может дать благосостояние для большинства, базируется на частной собственности и ответственности, с ней связанной. А его единомышленник У. Липман показал, как общество может отвернуться от этих идей.

Список мнений, отличных от базовых моделей, изложенных в учебниках, можно продолжать до бесконечности. Хорошему экономисту следует быть осведомленным о достижениях других наук. Трудно говорить о профессионализме, если специалист не знает истории, в том числе и собственной науки.

О свободе

Если согласиться, что моральные нормы вырабатываются в ходе общения, возникает вопрос: в чем причина их разительных отличий в разных обществах? По А. Смиту, сами причины делятся на объективные и субъективные. Объективные связаны с достатком: «Человек только тогда начинает интересоваться прочими людьми, когда его собственное положение становится сносным», а субъективные - с образцами поведения: «В каждую эпоху и в каждой стране поведение более всего уважаемых людей принимается за мерило, с которым сравнивают вообще все добродетели и нравственные качества»13.

Свобода общения и обменов создает условия как для роста благосостояния (о чем написано в «Богатстве народов»), так и для трансляции образцов нравственного поведения. (Когда руководители страны и творческая элита начинают использовать жаргон и нецензурную лексику - моральный, экономический и социальный кризисы стране гарантированы.)

Откуда же берется «упадок нравов»? Из нищеты, безнравственного поведения сильных мира сего и диктата государства, создающего нормы, обязательные для подданных, но необязательного для избранных, то есть - из нарушения принципа справедливости...

13 Смит А. Указ. соч. С. 204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.