Научная статья на тему 'Экономика культуры и региональная экономика: пути теоретической коэволюции'

Экономика культуры и региональная экономика: пути теоретической коэволюции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ БЛАГО / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / КАРТИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL GOOD / CULTURAL INDUSTRY / MAPPING / REGIONAL POLICY / INTERDISCIPLINARY APPROACH / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова А. М.

В статье анализируется история возникновения и взаимоотношений экономики культуры и региональной экономики. Привнесение методов и инструментария одной науки в другую создавало новый виток их развития, в большей степени региональная наука влияла и влияет на экономику культуры ввиду территориальной ориентированности последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ECONOMICS AND REGIONAL ECONOMICS: THE WAYS OF THEORETICAL COEVOLUTION

The author analyzes the history of emergence and interrelations of cultural economics and regional economics. The infusion of methods and tools of one science to other created a new round of its development. The regional science had and have more a influence on cultural economics because of the its spatial specialty.

Текст научной работы на тему «Экономика культуры и региональная экономика: пути теоретической коэволюции»

Экономика ^Щф/

ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПУТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОЭВОЛЮЦИИ

А. М. кОЗлОВА,

соискатель, Уральский государственный экономический университет

620142, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 127, кв. 41; тел. 8(343)251-96-39; e-mail: kozlova_mary@mail.ru

Положительная рецензия представлена Н. М. Суриной, доктором экономических наук, профессором, директором Института мировой и национальной экономики УрГЭУ.

Ключевые слова: культурное благо, культурные индустрии, картирование, региональная политика, междисциплинарность, культурная политика.

Keywords: cultural good, cultural industry, mapping, regional policy, interdisciplinary approach, cultural policy.

Термин «коэволюционное движение», пришедший из естественных наук, сегодня активно применяется и в социально-гуманитарном познании и обозначает взаимосвязанное развитие двух элементов какой-либо системы, в нашем случае в качестве такой системы выступает группа наук об обществе. Прежде всего нужно отметить, что и экономика культуры, и региональная экономика стали формироваться как науки со всем сопутствующим методологическим инструментарием в одно и то же время: в 1966 г вышла книга У Баумоля и У Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма», ознаменовавшая появление экономики культуры как науки [6, с. 155], и в том же году был опубликован труд У Изарда «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах» [3, с. 7].

Прежде нам необходимо определить основные исторические факторы, с которыми связаны два вышеописанных одновременных факта появления научных трудов. Такие факторы могут быть определены по двум направлениям: относительно реальных экономических процессов и относительно результатов научных исследований. Во-первых, оформление науки чаще всего мотивировано потребностью общества в исследовании взаимосвязей внутри экономических систем (отраслевых рынков, экономик региона или страны в целом). Этому сопутствует основополагающий вопрос о прогнозировании определенных экономических процессов. В результате возникает некоторое количество теорий, концепций, гипотез, которые нуждаются в обобщении в рамках одной или несколько наук. И во-вторых, это обобщение приобретает форму знакового научного труда.

Свою донаучную историю экономика культуры начинает с возникновения методов тиражирования, когда появившиеся в Античные времена литье и штамповка позволили копировать монеты, статуи [2, с. 25]. Но первые исследования в области экономики культуры появились в начале XX в.; они были мотивированы технологическими изменениями в условиях производства, в результате чего стало возможным использовать «конвейер» в создании любого товара. В. Беньямин в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) утверждает, что в результате тиражирования культурные блага обесцениваются, теряют свою уникальность; подобная негативная оценка новых коммуникативных процессов между культурной сферой и экономикой сохраняется и в последующих исследованиях. Такое основополагающее понятие экономики культуры, как «культурная индустрия», появилось вследствие попыток ученых поименовать негативные черты развития современного им общества [4, с. 150]. М. Хоркхаймер и Т. Адорно рассуждают о том, что «конвейерное» сознание привело к тому, что культура перестала быть культурой, став индустрией: «Искусство есть разновидность товара, выделанного, поставляемого, приравненного к индустриальной продукции, продающегося и заменимого» [4, с. 198]. Позднее результатом рефлексии об

экономической сущности производства культурных благ, его неэффективности с точки зрения классической экономической теории стала работа «Исполнительские искусства: экономическая дилемма», в которой экономическая дилемма сводилась к вопросу о том, нужно ли финансировать исполнительские искусства, когда издержки производства растут и технологические изменения не могут коренным образом повлиять на ситуацию в этом виде деятельности [6, с. 155].

Теперь обратимся к рассмотрению процессов, повлиявших на становление региональной экономики. Над этим вопросом размышлял даже сам ее основоположник У Изард в своей книге 2003 г. «История региональной науки и международной ассоциации региональной науки», помещая региональные исследования в широкий социальный контекст. Исследователь предлагает четыре фактора, два из которых относятся к общественным трансформациям, а два других — к изменениям в теории. Первый, падение Британской империи, привел к тому, что ранее существовавшие представления о жизни в «удивительной безграничной стране» [7, с. 2] переродились в осознание определенности места, что отразилось на характере исследований, которые теперь стали регионально ориентированными. Второй, нацистская идеология, явился причиной появления в немецкой науке большого количества работ по анализу роли места в экономических отношениях и развитии общества. К последним Изард отнес широкое распространение математических методов в экономике (этот фактор не может быть убедителен в полной мере, т. к. результаты взаимодействия экономики и математики наблюдаются во всех отраслях экономического знания) и «кейнсианскую» революцию, которая предполагает появление работ, стимулированных книгой Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», а в результате — научную рефлексию о роли политических структур на конкретных территориях.

В дополнение мы можем обнаружить еще значимые факторы оформления региональной науки. Прежде всего главенствующая роль двух тенденций — глобализации и локализации экономических отношений была определена во многом технологическими изменениями, в основном усовершенствованием транспорта и связи. Кроме того, ко второй половине XX в. в науке был сформулирован пласт региональных теорий, высказанных такими учеными, как Й. Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебера, В. Кристаллер, А. Лёш и т. д.

Сама логика появления и развития региональной науки продиктована стремлением к описанию реальных процессов и моделированию последних таким образом, чтобы максимально отразить действительность; она возникла в противовес лишенным каких-либо пространственных измерений теориям. Эта же логика прослеживается и в развитии экономики культуры: первые работы не апеллируют к территориальным особенностям, но уже с конца 1970-х гг. обозначается направление исследований культуры в городском пространстве,

Экономика

например, статьи из «Журнала по экономике культуры» «Музеи — сердце города — эстетический пульс людей: конспект об экономической неэффективности» (1978) Г. Букера и «Использование искусства для улучшения жизни в городе» (1979) Х. Перлоффа. Но активно особенности регионального развития культурной сферы, представленной в функционировании культурных индустрий, проявились на рубеже XX-XXI вв.

Теоретическая коэволюция экономики культуры и региональной экономики очень важна для развития обеих наук, ввиду того, что их методы, обусловленные особым положением последних, дают плодотворные результаты. Так, с одной стороны, они связаны одним общим предметом исследования — экономическими отношениями, с другой стороны, междисциплинарный характер позволяет использовать инструментарий смежной науки (для экономики культуры — гуманитарные дисциплины, в зависимости от поля анализа (кино, книги, живопись), для региональной экономики — география, политология) и ограничивает методологию рамками экономических исследований. Последнее выражается в попытках перевести любой факт смежной области в «единицы измерения» экономики, а именно в числовое выражение.

Региональная экономика с самого начала утверждала культурную сферу как одну из основополагающих в регионе, так, в монографии «В поисках новой парадигмы регионального развития» выделяется шесть взаимосвязанных сфер в парадигме региона, среди которых «социально-демографическая сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства духовно-культурного развития населения региона» [1, с. 27]. В связи с этим на уровне одной территории (субъекта) собираются органами государственной статистики данные для анализа функционирования культурной сферы, такие как численность в динамике учреждений в сфере культуры (театры, музеи, библиотеки), численность занятых, число посещений. С точки зрения экономики культуры собираемая статистическая информация не может считаться полной, но, тем не менее, она является базой для аналитических материалов.

Кроме того, разработка программы региональной (городской) политики в части развития и сохранения культурного наследия, аккумулирования интеллектуального капитала на данной территории должна опираться на результаты экспертных оценок в той или иной области культурной жизни.

Экономика культуры почерпнула из региональной науки и адаптировала для своих целей значительно больше. Прежде всего, сама территориальная ориентированность развития культурной сферы (культурных индустрий) была на первых этапах становления науки нивелирована, ввиду общих философских рассуждений о взаимодействии культуры и экономического производства, а также о пагубном влиянии последнего на качество культурных благ. Культурное своеобразие территорий, разная степень развитости социальной инфраструктуры привели исследователей к пониманию того, что локальный фактор стоит на передних позициях в анализе функционирования культурных индустрий.

В сферу изучения попали не только стратегическое планирование в пространстве города, предполагавшее

туристами, а также организацию разного рода фестивалей, но и само расположение учреждений культурной сферы. В результате выдвинутая идея М. Портера о кластере перешла от промышленных кластеров к культурным и творческим. Кроме того, одним из методов описания и изучения кластеров является картирование, его широко использовал «Совет Большого Лондона», разработав технологии «составления карты историко-культурно-географических, институциональных, организационных и человеческих ресурсов для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей» [2, с. 69]. Позднее Департамент культуры, медиа и спорта опубликовал «Документ по картированию творческих индустрий» (1998), в котором определил важность этого метода для оценки финансового вклада творческих отраслей в экономику, степень их поддержки со стороны государства.

Экономика культуры абсолютизировала идею культурного кластера, доведя его до формирования культурного района, творческого города. В странах Азии политики стремятся воплотить эти идеи, создавая таким образом инновационную экономику.

Из региональной (городской) политики в самостоятельную отрасль выделилась и культурная политика, узаконенная и признанная мировым сообществом в 1967 г в Мехико на конференции ЮНЕСКО. В результате появилось множество монографий и отчетов международных организаций, посвященных осмыслению сущности культурной политики и качественных ее характеристик. Кроме понимания ее необходимости, было осознано, что культурная политика играет решающую роль и в политике финансов, т. к. для поддержания культурной сферы требуются материальные затраты, и в промышленной политике, т. к. культурные индустрии также способствуют экономическому росту, выработке эффективных стратегий, и в политике занятости, т. к. развитие культурной сферы предполагает увеличения числа рабочих мест, и в политике торговли, т. к. наблюдается тенденция увеличения торгового оборота культурных благ между странами (регионами).

Взаимоотношения между двумя науками — экономикой культуры и региональной экономикой на протяжении второй половины XX в. привнесли в каждую из них новую струю исследований: культурная сфера изначально была внесена в «повестку дня» региональной политики, в результате чего начали собирать статистические данные, которые, в свою очередь, показали роль культурного сектора в экономике региона. В итоге из региональной политической стратегии неизбежно выделилась культурная политика. Кроме того, исследовательские цели экономики культуры требовали расширения инструментария, которое произошло за счет двух важных событий: оформления идеи культурного (творческого) кластера и картирования как наглядных методов презентации вклада культурной сферы в региональную экономику.

Преобразование структуры экономического производства с материальных отраслей на нематериальные, преобладание инновационных видов деятельности способствуют дальнейшему взаимодействию двух наук и адаптированию методов экономики культуры для нужд региональной экономики.

превращение последнего в объект, активно посещаемый

Литература

1. Анимица Е. Г, Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионального развития.

Екатеринбург, 2005.

2. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М., 2010.

3. Минакир П. А., Демьяненко А. Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. 2010. № 2.

4. Хейлбрун Дж. Болезнь издержек Баумоля // Экономика современной культуры и творчества : сборник статей. М., 2006.

5. Хоркхаймер М., Адорно Т Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. М., 1997.

6. Хейлбрун Дж. Болезнь издержек Баумоля // Экономика современной культуры и творчества: сборник статей. М., 2006.

7. Isard W. The history of regional science and Regional Science Association International. New York, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.