УДК 33 Гулмаммедов М., Дурдыев С., Гандымов Г.
Гулмаммедов М.
преподаватель факультета экономики и менеджмента Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Дурдыев С.
студент факультета экономики и менеджмента Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Гандымов Г.
студент факультета экономики и менеджмента Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Аннотация: в статье рассматриваются ключевые аспекты экономики инноваций в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Обсуждаются новые материалы, современные технологии строительства, экологически чистые решения, интеллектуальные транспортные системы и модели частного и государственного партнерства. Подчеркивается важность подготовки кадров и цифровизации процессов для повышения эффективности дорожного строительства.
Ключевые слова: экономика инноваций, дорожное строительство, интеллектуальные транспортные системы, устойчивое развитие, новые материалы, цифровизация.
Современное дорожное строительство — это динамичная и высокотехнологичная отрасль, в которой инновации играют ключевую роль. В
условиях растущей урбанизации, увеличивающегося транспортного потока и ужесточающихся требований к экологической безопасности, инновации становятся необходимостью. Они позволяют не только улучшить качество дорог и продлить их срок службы, но и сократить затраты на строительство и эксплуатацию. В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты экономики инноваций в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.
1. Инновационные материалы.
Одним из важнейших направлений в дорожном строительстве является разработка новых материалов, которые обладают улучшенными характеристиками прочности, долговечности и устойчивости к внешним факторам. Внедрение полимеров, композитных материалов и модифицированных асфальтобетонов позволило повысить долговечность покрытия и снизить издержки на его ремонт. Такие материалы, как, например, "резиноасфальт", получаемый с добавлением переработанной резины, не только повышают стойкость дорог к нагрузкам, но и способствуют утилизации отходов.
Экономический эффект использования инновационных материалов проявляется в снижении затрат на обслуживание дорог и реже требуемом ремонте. Это особенно важно в условиях, когда каждый день простоя или ремонтных работ приводит к огромным потерям для экономики из-за заторов и увеличенного расхода топлива.
2. Технологии строительства.
Современные технологии позволяют сократить время строительства и повысить его эффективность. Например, автоматизация укладки асфальта и использование дронов для мониторинга качества работ значительно ускоряют процесс возведения дорог. 3D-моделирование и BIM-технологии (информационное моделирование зданий) позволяют заранее предсказать потенциальные проблемы и оптимизировать ресурсы на всех этапах проекта.
Экономический эффект выражается в сокращении сроков строительства и уменьшении издержек. Быстрее построенная дорога приносит прибыль
раньше, а точное планирование и контроль за расходами снижают риск перерасхода бюджета.
3. Энергоэффективные и экологические решения.
Одним из значимых трендов в экономике дорожного строительства является переход на энергоэффективные и экологически чистые технологии. Например, применение солнечных батарей, встроенных в дорожное покрытие, позволяет генерировать электроэнергию для освещения и других нужд инфраструктуры. Технологии "холодной укладки" асфальта требуют меньше энергии, чем традиционные методы, что снижает выбросы СОг.
Экономика таких решений имеет долгосрочный эффект. В краткосрочной перспективе они могут быть дороже в реализации, но экономия на энергоносителях, снижение издержек на эксплуатацию и уменьшение платы за выбросы углекислого газа позволяют окупить инвестиции.
4. Умные дороги и интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Интеллектуальные транспортные системы и "умные дороги" — это еще
одно перспективное направление. Встраивание датчиков в дорожное полотно позволяет в реальном времени отслеживать состояние покрытия, контролировать температуру, влажность и уровень износа. Такие системы помогают вовремя планировать ремонты и предотвращать аварийные ситуации. Использование ИТС позволяет снизить количество заторов, повысить безопасность на дорогах и оптимизировать движение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баранов, С. В. (2020). Инновационные технологии в строительстве дорог: материалы, методы и управление. Москва: Стройиздат;
2. Григорьев, А. Н., & Смирнова, Е. П. (2019). Интеллектуальные транспортные системы: современное состояние и перспективы развития. Санкт-Петербург: Транспорт
Gulmammedov M., Durdyev S., Gandymov G.
Gulmammedov M.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Durdyev S.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Gandymov G.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
ECONOMY OF INNOVATION IN CONSTRUCTION AND OPERATION OF HIGHWAYS
Abstract: the article considers key aspects of the economy of innovation in the construction and operation of highways. New materials, modern construction technologies, environmentally friendly solutions, intelligent transport systems and models of private and public partnership are discussed. The importance of personnel training and digitalization of processes to improve the efficiency of road construction is emphasized.
Keywords: innovation economy, road construction, intelligent transport systems, sustainable development, new materials, digitalization.