Научная статья на тему 'Экономика и право как элементы школьного общего образования Германии'

Экономика и право как элементы школьного общего образования Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виатор Вернер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика и право как элементы школьного общего образования Германии»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В. Виатор, доктор педагогических наук, профессор, проректор Аугсбургского университета (Германия)

ЭКОНОМИКА И ПРАВО КАК ЭЛЕМЕНТЫ ШКОЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

Бесспорным остается тот факт, что именно школа занимается образованием. Она выдает аттестаты зрелости, ориентируется на образовательные стандарты. Понятие образования, характеризующее институт школы (школьного образования) и являющееся особенностью немецкоязычного пространства имеет долгую историю.

1. Что понимают сегодня под образованием?

В мистике и средневековье образование (производное от «портрет, отражение») было предпосылкой и целью божественной образоподоб-ности, о которой говорится в Ветхом завете в повествовании о сотворении мира. Этот взгляд изменился в 17—18 столетии. Отныне «образование» рассматривается и как педагогическое специальное дополнительное понятие к более древнему слову «воспитание» и вбирает в себя просветительское требование в способности к критическому отношению и личной ответственности человека по отношению к любой форме гетеронимии. Этот аспект с тех пор существенно и неотъемлемо связан с образованием. Несмотря на это (тем не менее) все последующие культурные эпохи придавали этому понятию образования новые и различные акценты.

Образование остаётся до сегодняшнего дня наиболее сложным, многозначно используемым основным понятием школьной педагогики. Различают:

- Образование как процесс (ср. окончание школы) и образование как результат (ср. быть образованным человеком)

- Образование как самообразование (на базе самостоятельно мотивированного, рефлексивного обучения) и образование как обучение по средствам кого-либо, чего-либо (школа, учитель, занятие)

- Образование как регулятивное идея школ и образовательных учреждений (ср. гимназиче-

ское образование) и образование как упрощённофункциональный специальный термин (ср. политика в области образования, народное образование, статистика в системе образования, бедственное положение с образованием, изучение проблем образования, образовательные стандарты и т.д.)

- формальное образование как развитие и формирование внутренних сил и способностей подрастающего поколения как, например, самостоятельное мышление, решение проблем, суждение и аргументирование, методический приём, самообладание, гражданское мужество, способность работать в команде, готовность к сотрудничеству, гибкость, постоянная готовность к обучению и т.д. в смысле свободных по содержанию ключевых компетенций (образовательнотеоретической субъективизм)

- материальное образование как получение и использование ценных и значимых в культурном отношении «классических» знаний, например знаний в области литературы, истории, языков, эстетики, которые принимаются обществом в качестве обязательных знаний (образовательно-теоретический объективизм)

- категориальное образование как интеграции формального и материального образования в смысле «двустороннего освоения» (В. Клафки), в процессе которого человек осваивает лишь избранные аспекты содержания (наиболее значимые по структуре для понимания окружающей действительности), которые, в свою очередь, охватывают важные для него самого взгляды, переживания, рефлексию мыслей, чувств и поступков, побуждающих его ответственно действовать в соответствии с вышеперечисленными критериями.

- и образование как длящийся всю жизнь процесс самоформирования посредством предмет-

ного образования (как разногласие с объективным состоянием науки и культуры), несущий на себе отпечаток биографии, воспитания и окружающего мира, с помощью самообразования (принятие личностно значимых аспектов содержания этой культуры), а также с помощью социального образования (занятие с окружающими).

Согласно актуальному пониманию термина «образование» - это целостный процесс Я - становления, в котором Я в активной, самоформиру-ющейся дискуссии познаёт других и окружающий мир, развивая себя. Оно составляет бессознательный жизненный план и пытается осуществить его в жизни всеми эмоциональными, чувственными, физическими и духовными силами (Маха 2001, с. 201). для этого подрастающему поколению требуется как эмоциональная связь со взрослыми, так и получение указаний.

Современное понятие образования, поскольку оно не превращается в пустую лишь формулу или не отождествляется в самом общем виде с обучением, квалификацией или компетентностью, охватывает поэтому основные компоненты содержания образования:

- адекватное мировосприятие (знание)

- индивидуально-социальное восприятие себя и понимание других (гуманное отношение и способы поведения)

- ответственное созидание окружающего мира, посредством критического разума и на основе свободной и стандартной самореализации.

В образовании человека знания объединяются с содержанием и поведением. Одно лишь только знание не составляет предмет образования, будь это даже специальные знания. Более того, должны наличествовать фундаментальные знания всех важных сфер сегодняшней реальности, дополненные способностью к управлению знаниями и открытостью по отношению к новым постановкам вопросов и принятию других культурных позиций. Позиция формируется из критического отношения к реальности и требований, которые эта реальность ставит к тем, кто не хочет их замечать. Они принципиально обязаны всему гуманному и в качестве установок являются релевантными для поступков. Поведение в какой-то мире является внешней стороной образования. Знания и позиция требуют своего выражения в практическом действии, которое, с одной стороны, должно быть культуросообразным и, с другой стороны, должно иметь действенное применение для создания лучшего (более гуманного, мирного, экологичного, справедливого) окружающего мира. В. Гентиг вкладывает / включает то же самое в понятия личностного, практического и политического образования. Во всяком случае, когда речь идёт о образовании, мы имеем в виду знания установки и поведение, служащие целям

мировосприятия, пониманию себя и Другого, а также формированию окружающего мира.

Какой вклад в образование вносит школьный предмет «Экономика и право»?

Школьный предмет «Экономика и право» занимается общественными и политическими структурами и процессами демократического общества. Они, в свою очередь, дефинируют и гарантируют основополагающие экономические свободы индивидуализма и «устанавливают рамки / границы, в пределах которых могут действовать и принимать экономические решения хозяйства и предприятия .... Исходя из актуальности общих и отдельных экономических тем, учащиеся знакомятся при изучении этого предмета не только с элементами формирования этих систем упорядочивания, но также с их ценностным содержанием, с их историческими корнями и теоретическими основами». (Учебный план гимназии в Баварии 2003, с. 74-76)

Из этих знаний «формируется способность оценивать экономические и правовые вопросы, принимать ответственно и компетентно экономические решения и активно участвовать в общественной и политической жизни. При этом до сознания учащихся доводится, насколько европейский процесс объединения и глобальное развитие налагают свой отпечаток на повседневную жизнь. Этим развивается готовность, подходить рационально и заинтересованно к этим изменениям принимать вызовы будущего».

Как и всякий другой учебный предмет, «Экономика и право» вносит свой вклад в образование и в развитие личности, выражающийся в учебном плане следующим образом: «На своём личном опыте учащиеся в огромном разнообразии сталкиваются с комплексными структурами современного индустриального и информационного общества. Для того чтобы суметь понять и дать им оценку, необходимо рассматривать отдельные экономические и правовые феномены в более широком плане. Это требует наряду с фундаментальными базовыми знаниями умения целостно мыслить системами и моделями». Занятие актуальными экономическими и правовыми проблемами способствует открытости по отношению ко всему новому, способности активно и конструктивно осваивать взаимосвязи, а также компетентности понимать будущее экономическое и правовое развитие.

При этом учащиеся должны уяснить, что в случае со многими решениями речь идёт об осознанном оценивании затрат и пользы, и то, что это в большинстве случаев содержит глобальные и долгосрочные аспекты. Учащимся наглядно показывают «Вызовы и шансы профессиональной и предпринимательской активности в экономике с возрастающим международным разделением

труда». Самоформирование и общественное благосостояние здесь очень тесно взаимодействуют друг с другом. Во время дискуссии о социальных правовых, экологических и этикоэкономических вопросах учащиеся могут «ориентироваться в ком-плесных общественных взаимосвязях», что поможет им в дальнейшем «найти свою собственную общественную роль» и что способствует развитию готовности брать на себя ответственность социальной сенсибилизации, разрешать конфликты.

Кроме того, на занятиях по экономике и праву обучают ключевым навыкам и умениям (способность работать в команде, коммуникабельность, добросовестность) и знакомят с миром труда.

В учебном плане указываются цели и содержание учебного предмета «Экономика и право»:

«Экономическая деятельность частных домашних хозяйств:

- потребительские решения

- решения, принимаемые при операциях с деньгами

- решения, принимаемые в связи с получением образования и выбором профессии

Правовая деятельность частных домашних хозяйств:

- значение и заключение договоров на примере договора купли-продажи

- права потребителя при нарушении обязанностей

- правовое положение несовершеннолетних

Экономическая и правовая деятельность на

предприятии:

- решения об основании предприятия

- типичные производственные процессы на предприятии

- счетоводство как основа предпринимательской деятельности

Мышление экономическими взаимосвязями:

- предприятия и хозяйства на рынке

- предприятия и хозяйства в общей экономике

Главные аспекты экономического строя и правопорядка ФРГ:

- социальная рыночная экономика как экономический строй

- налоги и социальное гарантии в социальной рыночной экономике

- публичное право.

Объединение Европы и мировая экономическая кооперация:

- Германия и внутренний рынок Евросоюза

- валюты и Европейский валютный союз

- право европейского сообщества и национальное право»

Необходимые для усвоения элементарные знания в учебных планах для выпускных классов включают элементарные понятия, компетенции и структуры, а также элементарный способ рассмотрения предмета (н-р, сознание того, что скудость

ресурсов требует принятия решения по принципу экономической рентабельности) и отраслевые области компетенции, такие как получение информации, развитие рациональных решений, мышление моделями, виртуальное мышление, а также анализ, структурирование и оценка производственных процессов.

В заключение следует упомянуть, что этот предмет «занимает ключевое место в освещении связи школы с миром экономики и труда», чему способствуют, например, экскурсии на предприятия, выступления экспертов в школах и прохождение школьниками производственной практики, создание школьного предприятия, деловые игры с имитацией реальных ситуаций, индивидуальные исследования.

Насколько углубленно изучают экономику и право?

Углубленное изучение достигается путём «развивающего обучения». Образование рассматривается при этом с точки зрения обучающегося субъекта. Образование есть результат учебного опыта, который дети и молодёжь приобретают в школе (и не только там), а именно: на основе идей (инициатив, побуждений) и требований других (учителей, одноклассников, родителей), по собственной инициативе, самостоятельно или случайно при контактах с предметами и материалами, при возникновении проблем. Чередуя и комбинируя открытые и предметно-ориентированные формы занятий, учитель организует такой учебный процесс, который даёт возможность учащимся прийти к системному ведению реальности. Образование, которое школа может предоставить ученикам, может осуществляться только лишь через формирующие учебные процессы. К признакам и свойствам развивающего обучения, которое Е. Вебер называет «высшей формой гуманистического обучения», по его мнению, относятся:

- свободное обучение, под которым понимают спонтанное, субъектное самоопределяющееся, самостоятельное, осознанное, аутодидактическое обучение;

- когнитивное и рефлексивное обучение, т.е. способствующее созданию знаниевых структур, осознанное, структурированное, аргументированное, решающее проблемы обучение и включающее в себя размышление о себе и собственном обучении;

- сохраняющее самоидентацию личности ценностно-смысловое обучение, под которым следует понимать создание положительной «Я» - концепции и развитие самоценной личности, сознание собственной ответственности, ценностно-смысловую ориентацию личности

- целостное обучение, ориентированное на настоящее и будущее, при котором человек может раскрыть все свои когнитивные, моторные

(двигательные), практические, эстетические эмоциональные, социально-моральные силы и способности при этом обучение должно быть ориентировано не только на традиции, но и на решение новых и непривычных задач (Вебер, с. 52-92).

В школе эти аспекты развивающего обучения должны применяться на специально отобранном учебном материале, в данном случае на содержании дисциплины «Экономика и право». Не всякое положение вещей и не всякая тема занятия пригодны для того, чтобы вызвать развивающий эффект. В.Клафки это наглядно демонстрирует, когда он предлагает учителям и ученикам при помощи семи главных вопросов (значение настоящего, значение будущего, образцовое значение относительно цели эманципации, тематическая структура и социальные учебные цели, подлинность и контролируемость, доступность, структура учебного и обучающего процесса) проверить пригодность содержаний занятий. Он подчиняет при этом всё преподавание и обучение в школе цели «Эманципации» (способность к самоопределению, участию в управлении и солидарность) и требует от всех учащихся заниматься так называемыми «эпохальными ключевыми проблемами» (Война и мир, вопросы окружающей среды, информационная технология, социальное неравенство и т.д.), если они хотят прийти к образованию.

С точки зрения содержания занятий, к развивающему обучению относятся следующие моменты:

- оно является вначале пропедевтическим обучением культурным техникам (чтение, письмо, счёт, пользование компьютером и знание иностранно языка), а также необходимым для этого отношением к труду и методическим компетенциям, которые необходимы для жизни в цивилизации, опирающейся на науку;

- речь идёт об изучении конститутивных областей реальности, которые группируются в предметные занятия и словно «окно в мир» помогают им освоить структурно и методически комплексную реальность;

- оно является формирующим обучением, которое позволяет учащимся задавать осмысленные вопросы и решать проблемы;

- оно позволяет на занятии и в школе детям и молодёжи накопить значительный человеческий опыт, как например: переживание (событие) умения, удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и сопереживании, опыт сосуществовать с другими людьми, принятие различных точек зрения одноклассников, принадлежащих к другим этническим группам и культурам и т.д..

Все эти требования должны предъявляться также и к учебному предмету «Экономика и право»

Литература

1. Маха, Х. Образование. В. Виатер. Приобретение компетенций в школе завтрашнего дня / Х. Маха. Донаувёрт, 2001. С. 188-206.

2. Государственный институт школьной педагогики и исследования образования. - Мюнхен : Изд-во «Гимназия в Баварии», 2003.

3. Вебер, Е. Педагогика. Введение. Том.1 Часть 3 / Е. Вебер. - Донаувёрт, 1999.

4. Виатер, В. Образование и воспитание как задачи школы. 4-е изд. / В. Виатер, В. Апель, Х. Й. За-хер. - Бад Хайльброн : Изд-во «Учебник школьной педагогики», 2009. - С. 311- 334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.