Научная статья на тему 'Теоретические подходы к проблеме непрерывности профессионального образования'

Теоретические подходы к проблеме непрерывности профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перченок Р. Л.

В статье автор рассматривает вопросы подготовки кадров для высокотехнологичных производств на базе создания модели программно-отраслевого центра непрерывного профессионального образования в сфере машиностроения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перченок Р. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers questions of a professional training for hi-tech manufactures on the basis of creation of model of the branch centre of continuous vocational training in mechanical engineering sphere.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к проблеме непрерывности профессионального образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРЧЕНОК Р.Л.

В статье автор рассматривает вопросы подготовки кадров для высокотехнологичных производств на базе создания модели программно-отраслевого центра непрерывного профессионального образования в сфере машиностроения.

Главная задача, стоящая перед образовательными учреждениями профессионального образования - обеспечить возможность получения доступного образования мирового уровня, создать условия для гарантированного непрерывного образования.

Стратегия образования предполагает реализацию профильного обучения в школе по двум уровням: общеобразовательному и профильному, последний из которых способствует подготовке или получению начального профессионального образования, затем среднего профессионального образования и, при востребованности, углубления его элементами высшего образования.

Профессиональная подготовка, ориентированная на требования рыночной экономики, невозможна без жестких требований к конечному результату обучения, который предполагает не только владение выпускниками технологией своей профессиональной деятельности, но и знание экономических и юридических аспектов этой деятельности.

Ввиду того, что профессиональное образование является не только элементом системы образования, но и частью системы занятости, процесс отработки экспериментальных образовательных моделей оказывает эффект на обе системы и поэтому требует согласования как с государственной системой образования, так и с экономикой. Динамичный, целенаправленный характер работы в рамках экспериментальных образовательных моделей находит свое отражение в основном в пяти условиях, предъявляемых к их стимулированию:

- инновационный характер;

- экспериментальная образовательная модель как процесс поиска и развития;

- научное обеспечение;

- внедрение в практику;

- участие в финансировании.

Большой внешней мотивацией является многоступенчатая система государственных тестов и обязательных «свидетельств о достижениях», где наряду с академической успеваемостью фиксируются и творческие успехи учащихся в различных областях деятельности. Исходным моментом для разработки экспериментальных моделей служат как задачи и проблемы, порожденные непосредственно практической жизнью, так и требующие практического воплощения политические цели и программы в области образования. Экспериментальные образовательные модели представляют собой элемент практики в сфере образования, в то же время неразрывно связанный с наукой в форме сопутствующих исследований.

In the article the author considers questions of a professional training for hi-tech manufactures on the basis of creation of model of the branch centre of continuous vocational training in mechanical engineering sphere.

В нашем конкретном случае целью исследования является создание модели программноотраслевого центра непрерывного профессионального образования в сфере машиностроения.

Задачи исследования:

1. Создать модель программно-отраслевого центра непрерывного профессионального образования с учетом регионального и социального аспектов подготовки специалиста, востребованного современным производством.

2. Разработать методологию использования метода проектов, комплексных заданий, игр в учебном процессе.

3. Адаптировать имеющийся задел и разработать программно-методические комплекты по применению новых технологий обучения, а также дистанционного обучения в подготовке специалистов.

Все прогрессивные страны мира, включая Россию, активно ведут подготовку кадров для современного высокотехнологичного производства. В промышленных и педагогических кругах все чаще высказывается мысль о том, что профессиональная школа сегодня должна готовить личность к эффективному функционированию в условиях быстро развивающихся производств, адаптироваться к стремительным изменениям жизни, активно интегрироваться в экономику грядущего столетия, которая приобрела масштабы глобализации. Известные ученые-философы, прогнозирующие основные направления развития школы в ХХ! веке, среди них Марвин Катрон, убеждены, что в начале следующего столетия эффективность производства возрастет развитых странах на 500 % в тех отраслях, которые наиболее автоматизированы и роботизированы. Таким образом, высокооплачиваемыми станут именно высокотехнологичные специалисты.

Программа подготовки учащихся к труду в высокотехнологичном производстве включает различные курсы, уделяющие большое внимание технологии, средствам коммуникации, использованию энергии, изучению техники будущего, компьютерным технологиям, исследованиям и разработке, использованию вторичных ресурсов и др. По каждому из этих курсов составлена частная программа, которая имеет пояснительную записку, определяющую конкретные цели и задачи обучения, виды общих и специальных знаний, умений и навыков. Заслуживает внимания попытка выделить уровни усвоения так называемых эффективных целей, примером которых являются ориентированность на усвоение некоторых норм, принятие определенных ценностей, реальные мотивы к действию. Важное место отводится межпредметным связям.

Существует ряд новых концепций трудового становления как результат настойчивых поисков рациональных средств подготовки молодежи к труду. Среди них особое место занимают концепции «Образование для карьеры», «Изучение родственных групп профессий», «Концептуальный подход к трудовому воспитанию» и др. Эти концепции делали попытку удовлетворения основной задачи - воспитанию умного, технологически грамотного человека, обученного управлять сложнейшей техникой, как того требует высокий уровень развития производства.

В целом же ведущей концепцией трудовой (технологической) подготовки является «Образование для карьеры». Эта концепция выдвинула необходимость перестройки всех курсов

обучения в средней школе по принципу комплексности и наметила тенденции отхода от узкой специализации.

Образование для карьеры предполагает лучшую подготовку молодежи и взрослых на основе приобретения навыков адаптации к стремительно меняющемуся миру, чтобы любой труд стал значимым в жизни человека. При этом большой интерес уделяется системе технологического образования учащейся молодежи, в котором приоритетным выступает развитие таких качеств личности, как коммуникабельность, компетентность, знакомство с квалификациями, как основа к реальному пониманию себя и будущей работы, умение принимать решения, овладение навыками исследования и самооценки.

В нашей стране уже много лет осуществляется концепция непрерывного образования. Образование распространяется на непрерывный инструмент экономического развития. Принятая концепция заключается в том, что любая ступень системы образования является продолжением предыдущей и подготовки к другим ступеням и предполагает:

1. Усилить взаимосвязь между образованием и трудом, и одновременно развить способности индивида, понимать это взаимоотношение и извлекать из него личную выгоду.

2. Сделать так, чтобы каждый индивид глубоко осознал значение труда для себя, для своей личной жизни и соотнес труд со своими способностями.

Ведущая роль в программах подготовки к миру труда отводится умению добывать самостоятельно знания и навыки, приспосабливаться к меняющимся условиям производства. Впервые школа стала ориентироваться на реальный мир, больше стала уделять внимание связям с социумом, подготовке учащихся к выбору профессии.

Одним из составляющих концепции «Образование для карьеры» является трехнедельный трудовой опыт. Трудовой опыт преследует следующие цели:

1. Мотивационную - трудовой опыт должен способствовать повышению уровня академического образования. Предполагается, что соотнося школьные знания и производственную практику, ученик вырабатывает стойкие мотивы овладения знаниями для применения их в труде.

2. Социально-педагогическую - учебный труд рассматривается как средство разрешения социальных проблем. В процессе учебной трудовой деятельности учащийся учится общаться с другими людьми, начинает понимать себя, общество. В конечном итоге, он учится жить. В этом плане учебный труд полезен для всех, и для «способных» и для «менее способных». Потенциальные «белые воротнички» познакомятся на практике с условиями, в которых работают люди физического труда и будут знать, что такое физический труд.

3. Профессиональные - в процессе трудового опыта индивид получает ориентацию в различных профессиях, расширяет свой профессиональный кругозор, имеет возможность на практике предварительно познакомиться с тем или иным видом трудовой деятельности до окончания школы.

4. Трудовую - эта цель трудового опыта названа предвосхищающей, позволяющая ввести ученика в профессию. Как показывает практика, после прохождения трудового опыта молодые люди не бросают работу из-за всяких мелочей, так как к ним привыкли, пока они учились.

Широкое распространение получило участие представителей промышленности в учебном процессе. Предполагается, что непосредственный контакт учителей и учащихся с представителями промышленности дает им более реалистичное представление о современном произ-

водстве. Большое значение имеет специальная часть программы «Технология», которая включает технологические направления по различным отраслям промышленности, что позволяет учащимся наряду с ознакомлением с производством, овладеть технологическими знаниями

Вопросы модернизации содержания образования заняли в реформе образования важное место. Качественно новое значение приобрели проблемы выбора дальнейшего жизненного пути - продолжения образования в старших классах полной средней школы или ориентация на трудовую деятельность. Кроме того, в реформе сделан акцент на значительное развитие средств массовой информации. Поэтому необходимо, говорится в тексте реформы, готовить молодежь к усвоению разнообразной, стремительно распространяющейся информации, использованию обширной справочной литературы (естественнонаучной, философской, исторической) как подготовка к все более усложняющейся жизни. Специалисты убеждены в том, что пересмотр содержания образования должен исходить из изменений в трудовой деятельности людей, а также из перспектив высокотехнологичного общества. Усложнение труда, глубокие и быстрые изменения в нем требуют непрерывной подготовки и переподготовки в течение всей трудовой жизни, а также более основательного образования.

Технологическая, трудовая и профессиональная подготовка в силу своего общественного значения и той роли, которую она играет в развитии личности, должна быть признана в качестве одного из важнейших видов образования. В этой связи реформа предлагала проводить занятия ручного труда, начиная с младшего возраста, ввести общеобразовательную научную подготовку, расширить диапазон технологических знаний, даваемых в школе; признать пред-профессиональную и профессиональную подготовку как полноценную образовательную основу для дальнейшей учебы и работы. Трудовая деятельность, отмечено в реформе, присуща человеку с раннего возраста. Более того, ребенок постоянно нуждается в ней; с помощью имеющихся в его распоряжении предметов, манипулируя ими, он познает окружающий мир, структуру вещей, их свойства, красоту, полезность.

Технологическая подготовка составляет важную сторону современной культуры. Она должна внедрить в сознание учащихся идею о сложности технической программы, о сочетании в ней противоречивых фактов. И если раньше речь шла об усвоении школьниками навыков ремесленного труда, то сегодня на первый план выступает не просто «техническая», а технологическая подготовка всех школьников, т.е. знакомство с современными процессами развития производства. В реформе это формируется следующим образом: «Технология - фундаментальная область культуры. Она не имеет целью подготовить к какой-либо конкретной профессии, ее задача состоит в том, чтобы в рамках общеобразовательной подготовки дать определенные технические сведения и развить умения, помогающие познать окружающий технологический мир». Большое значение имеет работа учащихся на промышленных предприятий, ознакомление их с оборудованием и технологическими процессами как неотъемлемой частью технологической подготовки. Важно и то, чтобы учащиеся понимали историческое содержание и гуманистическое значение технических достижений, которые изменили жизнь людей и в значительной степени заложили основу для будущего развития общества. Дети должны осознать, что «одни предметы, которыми каждый из них пользуется, существуют издавна и являются концентрированным выражением поисков, изобретательности, исследований сотен поколений».

Усовершенствованная программа социальных преобразований предусматривает множество изменений в содержании профессионального образования, одним из которых стало обеспечение всех учащихся технологической подготовкой, как составной частью общего образования, как приобщение молодежи к общей культуре, вовлечение ее в культурную деятельность общества, к преобразованию общества на культурной основе.

Перед 15-летним выпускником, помимо возможности в 16 лет начать работать, открывается несколько путей: продолжение учебы до получения полного среднего образования в общеобразовательных или профессиональных лицеях, обучение в системе профессиональнотехнического образования, получение профессиональной подготовки в системе производственного ученичества. Содержание общего среднего образования должно охватывать несколько направлений, исходя из четырех видов человеческой деятельности:

- воздействие на природу и на человека (это, прежде всего, мир техники, использование приборов и механизмов);

- изучение природы и общества, связанное с исследованиями, поисками ее законов (это область таких дисциплин, как физика, химия, биология, гуманитарные науки);

- деятельность, связанная с самовыражением (сюда относятся художественное творчество, искусство, музыка, театр, через которые человек раскрывает свой внутренний мир, эмоции, чувства);

- интеллектуальная деятельность, связанная с развитием абстрактного мышления, с «игрой ума» (сюда относятся математика, логика, лингвистика, информатика).

Большое внимание уделено «сбалансированности» дисциплин в учебном расписании колледжа.

Все это свидетельствует о том, что модернизация содержания образования актуализировала необходимость технологической подготовки учащейся молодежи, в которой находят отражение знания всех отраслей наук и, в частности, знания всех учебных дисциплин в колледже, создавая реальное «учебное поле».

Следует заметить, что целью преподавания «Технологии» не ставится профессиональная подготовка, составляющими которой являются знания и умения, ограниченные одной профессией. Метод проектов в технологической подготовке подразумевает самостоятельную творческую работу учащихся, выполненную под руководством учителя. Важно, чтобы проекты были реальными и представляли доступную для реализации учащимися деятельность. Практическое воплощение проекта включает обязательное составление обоснованного плана действий на основе выявления возможных решений проблемы и обсуждения наиболее оптимального пути ее реализации. Задача учителя - добиться, возможно, большей самостоятельности учащихся на каждом из этапов выполнения проекта. Конечный результат выполнения проекта обязательно письменно фиксируется в заранее оговоренной форме.

К окончанию обучения учащиеся должны уметь определять различные этапы производства в рамках предложенного проекта, использовать текущие коммерческие документы, составлять в печатной форме обращение, анализировать проблемы, определять конечные результаты. Важное значение придается получению учащимися общих знаний о работе предприятия, включающих анализ типа предприятия и выполненной им работы, знакомство с деятельностью по управлению этим предприятием.

Для системы профессионального образования характерна многоуровневость, а также возможность самостоятельного определения специальностей с учетом местных условий социально-производственной инфраструктуры в данный конкретный момент, конкретизация которой видна на схеме.

Профессиональная подготовка состоит из четырех основных направлений:

- создание служб, обеспечивающих доступ к информации о профессиональной подготовке;

- выработка нового содержания обучающих программ, направленных на развитие всех отраслей национальной экономики;

- разработка компьютерных программ для наиболее рационального использования информационных технологий;

- взаимодействие между участниками процесса профессиональной подготовки. Практические занятия в школах отвечают двум основным требованиям: помочь учащимся

найти работу на промышленных предприятиях и развить комплекс личностных, интеллектуальных, социальных и физических способностей.

Учебная программа по «Дизайну и технологии» структурирована вокруг проектов, т.к. это связано, во-первых, с требованиями промышленности и сферы услуг от работников гибкости и творчества, способности осваивать новые операции по мере изменения технологии, приобретать дополнительные навыки. Во-вторых, прогрессивные педагоги, ратовавшие за всестороннее развитие учащегося, увидели, что технология способствует реальному осуществлению этой задачи, поскольку абстрактные «школьные знания» обретают для него личный характер, что ведет к их более глубокому пониманию. В-третьих, стало ясно, что проектный подход к технологическому образованию делает предмет более интересным для учащихся.

Технико-экономический аспект производственной практики позволяет научить учащихся разбираться в способах и ступенях производственной деятельности, формах кооперации в процессе труда, в структуре современного производства.

Основными целями одногодичной для школьников базовой профессиональной подготовки является создание широкой профессиональной основы для дальнейшего специального обучения; предварительная проверка выбора профессии; обеспечение плавного перехода от общеобразовательной школы к собственно профессиональной подготовке учащихся и поднимающей их на более высокую ступень развития.

Учащиеся школ стали знакомиться с основами современного производства, сферой услуг, а также домашнего хозяйства. Техника, экономика, ведение домашнего хозяйства стали основными элементами содержания учебного курса «Технология».

На первой ступени (7 класс) ученики должны научиться определять свои потребности и те затраты труда, которые необходимы для их удовлетворения. Обучающиеся учатся планированию рабочего места, выбору необходимых для труда материалов, расчету их стоимости, определению качества продукции.

Для каждой темы в этом разделе определены технические, экономические, общественнополитические, социальные и учебные цели и те знания, которыми учащиеся должны овладеть в процессе практической деятельности.

После того, как учащиеся научатся работать на самих себя, они переходят на вторую ступень (8 класс).

На второй ступени они знакомятся с программой «Изготовление продукции по поручению заказчика». Участвуя в изготовлении какого-либо изделия, учащиеся знакомятся с технологией взаимоотношений между изготовителем и потребителем продукции. На этой ступени ученики уже имеют возможность заключать договора о производстве и продаже, поскольку участвуют в изготовлении серийных изделий для своих родителей, учителей, знакомых. Согласно поручению-заказу, учащиеся приступают к серийному изготовлению изделий. Этот процесс свидетельствует о том, что к планированию труда обучающихся предъявляются уже более высокие требования, чем на предыдущей ступени, следовательно, они поднимаются на более высокую ступень своего допрофессионального развития. Кроме того, на данной ступени учащиеся получают возможность рекламировать свою продукцию, определяют на нее цены, составляют тексты договоров, знакомятся с формами предварительного финансирования производства. Они узнают значение торговых условий, которые регулируют права и обязанности заказчиков и изготовителей при заключении договоров. Они должны уметь приводить в соответствие желание заказчика с интересами производителя. Перечисленные учебные цели обучения на второй ступени обучения обязательны. Благодаря такой постановке обучения осуществляется подготовка учащихся к реальностям современного общества в соответствии с его экономическим, техническим и социальным развитием.

На третьей ступени обучения (9класс) учащиеся должны быть подготовлены к непринужденной интеграции в современный рынок труда. Обучающиеся познают структуру современного производства, его функции, экономические принципы. Они учатся анализировать рабочие места в структуре производства, разлагать на части трудовой процесс и описывать его, знакомиться с критериями качества товаров, методами промышленного контроля за качеством продукции, влиянием автоматизации на соотношение «труд» и «капитал» и их взаимосвязь.

В период производственной практики учащиеся постигают взаимосвязь между планированием, производством и потреблением. Учебные цели этой ступени содержат также ознакомление учащихся с правовыми вопросами в той области, в которой они будут проходить производственную практику. Ступенчатая структура характерна по 9 класс включительно.

Обучение в 10 классе предполагает углубленное знакомство с трудовой деятельностью в какой-либо сфере производства, либо в социальной сфере, постижение основ управления производством, финансовых, экономических, правовых и других вопросов в сфере управления современным производством. Характерно для этой ступени то, что обучение здесь еще не предполагает выбор профессии. Однако знания, которыми овладевают учащиеся, достаточно серьезны для их непринужденной интеграции в мир труда. На этой ступени школьники должны научиться видеть экономические проблемы малых и средних предприятий; анализировать некоторые критерии выбора методов изготовления продукции на примерах промышленного производства и обосновывать решение по применению определенного метода. Особое место в учебных целях обучения, как уже отмечено выше, на этой ступени занимает знакомство учащихся с инструментами планирования и управления производственной деятельности, умением различать структуру занятости в сфере управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.