Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ДОМОХОЗЯЙСТВ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ДОХОДЫ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ'

ЭКОНОМИКА ДОМОХОЗЯЙСТВ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ДОХОДЫ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМОХОЗЯЙСТВО / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБЛЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / БЕДНОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдылдаева А.Б.

В данной статье описываются доходы и расходы домохозяйств. Показаны состав доходов и структура расходов домохозяйств Кыргызстана. Проанализированы динамика расходов, а также структура совокупных доходов и структура совокупных расходов домохозяйств Кыргызстана с разными среднедушевыми общими доходами. В работе представлены результаты исследования социально-экономической дифференциации на уровне домохозяйств. Ее формирование и воспроизводство выступает фактором, ограничивающим возможности воспроизводства человеческого потенциала домохозяйств. Анализ распределения располагаемых ресурсов по разным группам домохозяйств показывает сохранение колоссальных разрывов как в доходах, так и в расходах. Чрезмерный уровень дифференциации во многом является результатом самовоспроизводства бедности, обусловленного низким уровнем доходов основной массы работающего населения. Предложено обратить внимание на проблемы расширения занятости при одновременном сокращении дифференциации доходов по отраслям. Оценивается реальное положение дел в части действующих государственных мер в Кыргызской Республике по предотвращению бедности и безработице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSEHOLD ECONOMY IN KYRGYZSTAN: INCOME AND CONSUMER EXPENSES

This article describes the household income and expenditure. The composition and structure of expenditures of Kyrgyz households are shown. The dynamics of expenditures and savings, as well as the structure of aggregate expenditures and the structure of aggregate expenditures of Kyrgyz households with different average per capita total income are analyzed. The paper presents the results of the study of socio-economic differentiation at the household level. Its formation and reproduction is a factor limiting the opportunities of reproduction of households' human potential. The analysis of the distribution of available resources among different groups of households shows the persistence of huge gaps in both income and expenditure. The excessive level of differentiation is largely the result of self-reproduction of poverty due to the low level of income of the majority of the working population. It is proposed to pay attention to the problems of employment expansion while reducing income differentiation by industry. The real state of affairs in terms of the current state measures in the Kyrgyz Republic to prevent poverty and unemployment is assessed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ДОМОХОЗЯЙСТВ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ДОХОДЫ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ»

Экономика домохозяйств в Кыргызстане: доходы и потребительские расходы

Абдылдаева Айкумуш Бакытбековна

аспирантка, кафедра экономической теории, РЭУ им. Г.В. Плеханова, aikumush8@gmail.com

В данной статье описываются доходы и расходы домохозяйств. Показаны состав доходов и структура расходов домохозяйств Кыргызстана. Проанализированы динамика расходов, а также структура совокупных доходов и структура совокупных расходов домохозяйств Кыргызстана с разными среднедушевыми общими доходами.

В работе представлены результаты исследования социально-экономической дифференциации на уровне домохозяйств. Ее формирование и воспроизводство выступает фактором, ограничивающим возможности воспроизводства человеческого потенциала домохозяйств. Анализ распределения располагаемых ресурсов по разным группам домохозяйств показывает сохранение колоссальных разрывов как в доходах, так и в расходах. Чрезмерный уровень дифференциации во многом является результатом самовоспроизводства бедности, обусловленного низким уровнем доходов основной массы работающего населения. Предложено обратить внимание на проблемы расширения занятости при одновременном сокращении дифференциации доходов по отраслям. Оценивается реальное положение дел в части действующих государственных мер в Кыргызской Республике по предотвращению бедности и безработице.

Ключевые слова. Домохозяйство, доходы, расходы, экономика, потребление, население, бедность, безработица

Как показали результаты интегрированного выборочного обследования домашних хозяйств, располагаемые денежные доходы населения Кыргызской Республики в 2019 г. составили 5684,69 сома в месяц на душу населения, увеличившись по сравнению с 2015 г. в 1,4 раза.

Денежные доходы населения формировались за счет заработной платы, выплаченной наемным работникам, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений и прочих выплат), доходов лиц, занятых предпринимательской деятельностью, доходов от собственности (процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, сдачи в аренду имущества), доходов от личного подсобного хозяйства и других.

Основную часть составляли доходы от трудовой деятельности - 70,0 %, на долю социальных трансфертов приходилось 15,8 %, еще 9% домохозяйства получали от продажи сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве.

Структура денежных доходов населения, проживающего в городских поселениях и сельской местности, значительно различается. У горожан доля доходов от трудовой деятельности, в общей сумме денежных доходов, составила 77,9 %, а у жителей села - 65,3 %. Доля социальных трансфертов у жителей городов и сел составила, соответственно 15,6% и 15,9%. Удельный вес доходов от продажи сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, у сельского населения составил 15,2%, а у городского - лишь 1,1%.[1]

В целом в 2019 г. наблюдалось различие в среднедушевых денежных доходах населения в зависимости от места проживания. Так, выше среднереспубликанского значения сложились среднедушевые располагаемые денежные доходы населения г. Бишкек (на 656,1 сома), Чуйской (на 431,6 сома) и Ошской (на 229,7 сома) областей. Приблизились к среднереспубликанскому значению доходы населения Иссык-Кульской области. Среднедушевые доходы, уровень которых не достигал среднереспубликанского значения, наблюдались у населения Нарынской (на 1021,0 сома) и Таласской (на 850,2 сома) областей, г. Ош (на 792,4 сома), Джалал-Абадской (на 391,5 сома) и Баткенской (на 338,2 сома) областей.

Среднедушевые денежные доходы небедного городского населения в 2018 г. в 2 раза превышали доходы бедного городского населения, а доходы небедного сельского населения в 1,8 раза превышали доходы бедного сельского населения. Население городских поселений, попавшее в категорию бедных, поддерживает жизнедеятельность, в основном, за счет доходов от трудовой деятельности, где их доля составляет 78,5%. В сельской местности бедное население живет, в основном, за счет доходов от трудовой деятельности, доля которых составила 60,3%, от социальных трансфертов -18,6% и личного подсобного хозяйства - 16,9%.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0

см ^

01

о ш т

X

<

т О X X

График 1. Структура среднедушевых денежных доходов домашних хозяйств (в %)

Таблица 1

Денежные доходы домашних хозяйств (в среднем на душу

2015 2016 2017 2018 2019

Городские поселения

Денежные до- 4414,4 4655,2 5172,3 5583,5 5886,0

ходы - всего

В том числе:

Доходы от 3456,9 3644,4 4049,3 4356,3 4583,8

трудовой дея-

тельности

Социальные трансферты 673,7 736,8 822,7 877,4 919,3

Доходы от 56,4 57,9 62,0 76,8 66,1

личного под-

собного хо-

зяйства

Прочие де- 227,4 216,0 238,4 273,1 316,8

нежные по-

ступления

Сельская местность

Денежные до- 3888,3 4040,0 4500,9 5200,4 5571,7

ходы - всего

В том числе:

Доходы от 2203,7 2382,9 2841,5 3298,9 3639,4

трудовой дея-

тельности

Социальные трансферты 655,6 686,4 755,9 821,2 887,1

Доходы от 852,9 811,4 720,2 884,6 845,4

личного под-

собного хо-

зяйства

Прочие де- 176,2 159,3 183,2 195,7 199,8

нежные по-

ступления

Уровень бедности определяется как доля населения с уровнем материального благосостояния ниже установленных минимальных норм потребления (национальной границы бедности) в общей численности населения. В Кыргызстане в качестве критерия материального благосостояния используется агрегат потребления, в качестве границы бедности - черта бедности.

Таблица 2

Наименование показателей 2015 2016 2017 2018 2019

Кыргызская Республика 32,1 25,4 25,6 22,4 20,1

Баткенская область 41,2 37 40,5 33,8 32,6

Джалал-Абадская область 45,1 32,2 32,6 32,2 26,9

Иссык-Кульская область 28,9 24,7 24,2 21,5 24,4

Нарынская область 38 37,8 29,2 30,6 28,1

Ошская область 28,9 22 14,3 14,8 14

Таласская область 21,5 18,1 20,7 22,1 13,3

Чуйская область 24,8 30,3 33,3 15,6 19,1

г. Бишкек 23,5 9,8 15,9 15,4 11,9

г. Ош 38,3 24,6 33,5 35,5 20,7

В 2019 году около 20%, или 1,2 миллиона, граждан Кыргызстана жили менее чем на 1,2 доллара США в день (2748 сомов на душу населения в месяц), при высокой концентрации населения, живущего чуть выше национальной черты бедности. В целом 0,5% населения проживало в условиях крайней бедности, зарабатывая менее 0,65 доллара США в день (1476 сомов на душу населения в месяц). В результате пандемии численность бедного населения Кыргызстана, по прогнозам, увеличится еще на 10% , в результате чего в стране будет проживать около 1,9 млн. бедных людей.

По данным Национального статистического комми-тета, в 2020 году вВп Кыргызской Республики составил 598,3 млрд. Кыргызских сомов (сомов), что на 8,6% меньше по сравнению с 2019 годом.[2] Негативные тенденции наблюдались в секторе строительства, оптовой и розничной торговли.

Как и в других странах, спад экономики привел к снижению доходов населения, которое испытали 54% домашних хозяйств, а также к росту уровня безработицы, что оставило без дохода большое число людей. Проведенная недавно оценка воздействия COVID-19 показывает, что безработица может оказаться более серьезной, чем прогнозировалось, поскольку 22% домохо-зяйств сообщили о том, что, по крайней мере, один член семьи потерял работу. С учетом этих результатов, по оценкам, минимальное число новых безработных составляет примерно 344 200 человек, или 13,3% экономически активного населения. Если к этому числу добавить 140 900 человек (5,5% экономически активного населения), которые были безработными до кризиса, исходя из того, что они не нашли работу за это время, то предполагаемый минимальный уровень безработицы достигает 18,8%.

В 2018 году более 740 000 граждан Кыргызстана были зарегистрированы в качестве мигрантов в разных странах, при этом только Россия приняла более 86% всех кыргызских мигрантов.[3] Из-за кризиса, связанного с COVlD-19, около двух третей мигрантов (63%) сообщили о потере работы. Поскольку безработица становится проблемой во всем мире, мигранты, как остающиеся за границей, так и возвращающиеся на родину, рискуют оказаться в условиях продовольственной нестабильности. Оценка показала, что большинство мигрантов готовы вернуться в Кыргызстан в поисках работы или открыть собственный бизнес, чтобы помочь стимулировать экономику и развитие страны. Резкое увеличение числа возвращающихся мигрантов может привести к росту безработицы и еще больше ограничить доступ к основным ресурсам, включая продовольствие, так как они конкурируют с местным населением за возможности получения дохода. Это оказывает дополнительное давление на правительство в плане решения проблемы безработицы, и обостряет конкуренцию с теми, кто нуждается в социальной защите, особенно в сельских районах.

Денежные переводы мигрантов не только составляют около 30% ВВП страны, но и являются основным источником дохода для многих домохозяйств; в 2019 году они способствовали снижению национального уровня бедности на 11 процентных пунктов. Одновременно 715 000 человек полагаются на них, чтобы вырваться из бедности.[4] В результате пандемии в Центральной Азии 83% мигрантов либо лишились своего обычного дохода, либо их доход уменьшился, а среди тех, кто потерял работу, 90,2% не смогли перевести

деньги на родину.[5] Несмотря на то, что прогнозировалось значительное снижение денежных переводов по сравнению с прошлым годом, официальная статистика НБКР показала лишь незначительное снижение притока денежных переводов (-1,63%) и даже незначительное увеличение (+1,2%), когда рассматривался чистый приток, в связи со значительным сокращением оттока. Скорее всего в условиях ограничений на поездки денежные средства, которые ранее отправлялись «неформально», теперь пересылаются по официальным каналам или через системы денежных переводов, что мешает официальной статистике отразить реальное воздействие пандемии на денежные переводы. Поэтому, хотя это и не поддается количественной оценке, можно предположить, что в 2020 году объем денежных переводов значительно сократился. Вместе с ростом безработицы и снижением покупательной способности в результате повышения цен сокращение или потеря доходов от денежных переводов не только ставит под угрозу продовольственную безопасность уязвимых домохозяйств, но и увеличивает их риск оказаться в нищете.

Исследование бедности в Кыргызской Республике начато в 1996 г. в рамках реализации Проекта «Мониторинг бедности» при методологическом и финансовом содействии Всемирного Банка на основе выборочных обследований домашних хозяйств.

В 2007 году отмечалось увеличение неравенства среди населения с различным уровнем благосостояния. Распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения по-прежнему складывается в пользу высокодоходных групп. Однако, несмотря на значительный рост доходов населения и высокую долю концентрации доходов у наиболее обеспеченного населения, доля доходов 20 процентов наименее обеспеченного населения остается стабильной.

Для значительной части тех, кто занял нижнюю нишу социальной иерархии, как правило, бедность приобретает устойчивый, хронический характер, передаваясь от поколения взрослых бедных к их детям.

Для оценки уровня бедности в качестве порогового значения была применена черта бедности 2016 г., проиндексированная на уровень инфляции. Стоимостная величина общей черты бедности в 2017 г. составила 32093 сома в год на душу населения, крайней бедности - 17471 сом.

Одним из параметров оценки уровня жизни является удельный вес расходов на питание в структуре потребительских расходов населения. В Кыргызстане домохозяйства, живущие за чертой бедности, тратят в среднем 70% своего дохода, чтобы покрыть основные потребности в продовольствии, согласно данным Всемирного банка.[6]

По оценкам, в 2019 году 46% населения потребляли менее 2100 ккал в день[7], что означает, что малоимущие (и те, кто находится чуть выше черты бедности) не удовлетворяют свои ежедневные потребности в достаточном потреблении энергии.

В отношении полноценного питания ситуация является более драматичной, поскольку до кризиса до 76% домохозяйств не могли позволить себе полноценного питания.[8] В Кыргызской Республике рацион питания характеризуется высоким потреблением пшеницы, картофеля и сахара, что негативно сказывается на нутри-тивный статус людей. Уровень потребления высококалорийных продуктов питания, таких как мясо, молоко и

продукты их переработки, значительно снизился по сравнению с 1990 годом, в то время как потребление пшеницы и продуктов ее переработки осталось неизменным в течение того же периода. Правильное питание имеет жизненно важное значение для всестороннего роста и развития, что в конечном итоге ведет к улучшению качества жизни, выходу из нищеты и разрыву порочного круга нищеты. По оценкам Всемирного банка, в 2020 году 40% производительности труда следующего поколения работников уже потеряно относительно критерия полноценного здоровья.

Домашние хозяйства, которые находятся выше национальной черты бедности, но имеют доход ниже прожиточного минимума (53% населения по подсче-там[9]) рискуют стать «новыми бедными», если они не смогут оправиться от нынешнего кризиса. Значительная часть населения попадет в категорию «уязвимых», поскольку в 2020 году прожиточный минимум был почти вдвое выше порога национальной черты бедности, достигнув 2,31 доллара США в день (5 358, 53 сома на душу населения в месяц), из которых 1,5 доллара США в день (3 483,06 сома на душу населения в месяц) приходилось только на продукты питания.[10]

Размер прожиточного минимума вырос на 11,5% по сравнению с прошлым годом, что соответствует росту инфляции.

Расходы на продовольственные товары, состоящие из расходов на продукты питания и расходов на питание вне дома, снизились с 54,6% в 2013 г. до 49,7% в 2017 г. В общей сумме расходов, ежегодно затрачиваемых населением на покупку продуктов питания, наибольший удельный вес в 2017 г. занимали хлеб и хлебные продукты (36,5%), что на 1,3 процентных пункта выше, чем в 2013 г. Также увеличилась доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов - с 24,4% в 2013 г. до 25,2% в 2017 г. Доля расходов на овощи и бахчевые в 2017 г. составила 7,8%, масло и жиры - 7,2%, приобретение сахара и кондитерских изделий - 5,3%, молока и молочной продукции - 5,4%.

Среднедушевые денежные расходы на продукты питания у населения, проживающего в городских поселениях, превысили расходы сельского населения в 1,2 раза. В целом в 2017 г. среднедушевые расходы на питание небедных домохозяйств в 1,8 раза превышали расходы на питание бедных домохозяйств.

Наиболее затратными статьями в структуре потребительских расходов являются расходы на покупку продуктов питания, что характерно для населения, проживающего как в городских поселениях, так и в сельской местности. В 2017 г. расходы на питание вне дома у небедного городского населения почти в 1,4 раза превысили эти же расходы небедного населения сельской местности. Расходы на алкоголь у небедного населения в 8,4 раза превышают эти же расходы бедного населения, а на табак - в 3,1 раза.

Кыргызская Республика привержена осуществлению Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цели устойчивого развития включены в государственную политику и отражены в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, Программе Правительства Кыргызской Республики «Единство. Доверие. Созидание» на период 2018-2022 годов, в основу которых был заложен человек центрированный подход. Для этого реализуются национальные планы по обеспечению гарантий правовой и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина,

X X

о

го А

с.

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го т

о

ю

2 О

м

сокращению неравенства, искоренению бедности, смягчению последствий изменения климата, снижению риска бедствий, инвестированию в человеческое развитие, формированию навыков и знаний для всех слоев общества, созданию рабочих мест и поддержке здорового образа жизни, продвижению гендерного равенства.

Таблица 3

Расходы домашних хозяйств на продукты питания (в сред-

сч

о

см

^

О!

»

^

1-

О

ш

т

X

<

т

о

X

X

68

2013 2014 2015 2016 2017

Всего 1248,6 1388,4 1483,2 1403,4 1366,3

Хлеб и хле- 438,9 515,4 572,5 526,0 498,5

бопродукты

хлеб 52,6 56,4 50,1 45,1 47,1

Мучные кон- 0,0 36,1 41,8 41,3 34,7

дитерские

изделия

мука 256,6 280,7 316,4 272,1 262,5

Крупа и бо- 79,2 89,8 104,4 102,5 94,1

бовые

Макаронные 50,5 52,4 59,8 65,0 60,2

изделия

Молоко и 65,0 71,0 79,1 78,9 74,3

молочные

продукты

молоко 21,6 23,3 25,5 23,3 21,4

Сметана и 0,2 0,4 0,3 0,2 0,1

сливки

Масло жи- 18,0 19,8 22,0 22,9 21,4

вотное

сыры 7,5 7,0 8,4 8,6 8,8

Другие мо- 17,7 20,5 22,9 23,9 22,4

лочные про-

дукты

Мясо и мя- 304,1 332,0 354,1 324,6 344,4

сопродукты

Говядина, 208,3 233,2 251,2 229,4 253,1

телятина

баранина 33,8 33,7 33,6 33,0 34,3

свинина 10,6 11,0 11,3 9,8 11,5

Колбасные 17,9 19,0 20,7 19,7 17,8

изделия

птица 26,9 27,3 28,8 20,6 17,0

сало 1,1 1,1 1,2 1,0 0,8

Другие мяс- 5,5 6,8 7,4 11,1 9,9

ные про-

дукты

Рыба и ры- 9,1 9,2 10,3 8,8 9,8

бопродукты

Масло рас- 99,5 105,0 106,1 114,1 98,1

тительное,

маргарин и

другие ж

Яйца 14,8 18,2 20,4 18,9 17,2

Картофель 46,1 57,6 48,3 36,9 51,6

Овощи и бахчевые 81,1 106,8 107,9 103,5 106,2

Фрукты и 29,6 34,5 38,9 41,2 40,5

ягоды

Сахар и кон- 113,3 89,3 88,4 85,9 73,0

дитерские

изделия

Чай, кофе, 26,4 27,1 32,2 35,6 31,5

какао

Безалко- 2,2 2,4 3,2 2,6 3,2

гольные

напитки

Прочие про- 18,5 19,9 21,8 26,6 18,0

дукты пита-

ния

Одним из основных приоритетов современной социальной политики государства является курс на улучшение уровня жизни населения и преодоление бедности.

В целом в стране регулярно увеличивается размер пенсий, пособий и принимаются меры по развитию рынка социальных услуг, созданию условий для получения образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее -ЛОВЗ), трудоустройства, социального обслуживания, внедрения минимальных социальных стандартов обслуживания ЛОВЗ и другие.

В рамках реформирования системы пенсионного обеспечения, а также в целях обеспечения поддержки уровня жизни пенсионеров ежегодно осуществляется индексация пенсий, инвалидам I группы пенсии доводятся до прожиточного минимума пенсионера, облегчена процедура назначения пенсии.

Государственный бюджет Кыргызской Республики на протяжении ряда лет является социально ориентированным. Суммарная доля расходов на основные услуги (образование, здравоохранение и социальная защита) колебалась в 2013-2018 годах в пределах 45-51% от общей суммы государственных расходов. При этом основная часть выделяемых государственных расходов направляется на оплату труда работников и выплату социальных пособий.

Правительство Кыргызской Республики создало системы социальной защиты, которые модифицируются для удовлетворения текущих потребностей своих граждан. Система социальной защиты состоит из социального страхования, такого как пенсионное обеспечение, а также медицинского страхования, социальных пособий для уязвимых групп, ответственности работодателей и социальных услуг. Программы социальной помощи ориентированы на пенсионное обеспечение для пожилых людей (65 лет и старше - для мужчин; 60 лет и старше - для женщин), выплату пособий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца для детей, пособий для матерей-героинь (матерей в возрасте 55 лет и старше с более чем семью детьми) и малообеспеченных семей с детьми. Государство также предоставляет Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей (ЕПМС), которое напрямую нацелено на бедные сельские домохозяйства, за исключением бедных городских семей.

В целях экстренного трудоустройства безработных граждан, в том числе уязвимых групп населения проводится ярмарки вакансий. По состоянию на 01.01.2020 г. по республике проведено более 52 ярмарок вакансий, которые постели 12551 чел. Направлены на работу 2469 чел. Из общего числа обратившихся трудоустроены 711 чел. В ярмарке вакансий приняли участие 839 работодателей.

Для защиты трудовых прав трудящихся-мигрантов функционирует Представительство Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в Российской Федерации. Представительством на постоянной основе ведутся работы по защите прав и интересов граждан Кыргызской Республики в Российской Федерации. Работает информационно-консультационный центр (ИКЦ), который ведет комплексную работу по обеспечению граждан возможностью оптимальной самореализации в трудовой деятельности, в том числе оказывает услуги по информированию и консультированию граждан по вопросам трудоустройства за рубежом, оказывается содействие в трудоустройстве безработных граждан.

Бедность, ограниченные возможности трудоустройства и трудная жизненная ситуация подвергают детей риску вовлечения в трудовую деятельность. В Трудовом кодексе Кыргызской Республики определен минимальный возраст для приема на работу в общем случае - 16 лет, но в исключительных случаях могут приниматься на работу лица, достигшие 15 лет. В то же время дети, достигшие 14 лет, могут заключать трудовой договор с письменного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учебы легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Литература

1. Источник в интернете http://www.stat.kg/media/publicationarchive/6ce5b870-96f3-4f43-b27f-659c2056b7ee.pdf

2. Источник в интернете http://minfin.gov.kg/nj/novosti/novosti/kyrgyz-respublikasynyn-2020-zhylga-republikalyk-b7015

3. МОМ и ЮНИСЕФ, 2020. Быстрая оценка потребностей трудящихся-мигрантов и их семей: пострадавших от вспышки COVID-19

4. Источник в интернете http://www.stat.kg/ru/publications/uroven-bednosti-v-kyrgyzskoj-respublike/

5. Институт социально-политических исследований РАН - МГИМО, 2020. Влияние пандемии COVID-19 на положение мигрантов и денежные переводы в Центральной Азии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Всемирный банк, 2020. Кыргызская Республика Влияние Covid-19 на уровень бедности и уязвимость (Предварительные результаты) https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/109 86/34518/211643RU.pdf?sequence=5&isAllowed=y

7. Источник в интернете https://sustainabledevelopment-kyrgyzstan.github.io/2-1-1/

8. Источник в интернете https://dss-prod-017575727556.s3.amazonaws.com/0/0/1/Socio-Economic_Brief_-_FINAL_RUS.pdf?/

9. Интегрированное обследование домашних хозяйств в Кыргызской Республике, 2018 г.

10. Источник в интернете http://stat.kg/media/files/9d24bf28-c177-44fd-9bee-1f9a7c017ceb.PDF

Household economy in Kyrgyzstan: income and consumer expenses

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

Abdyldaeva A.B.

PRUE them. G.V. Plekhanov

This article describes the household income and expenditure. The composition and structure of expenditures of Kyrgyz households are shown. The dynamics of expenditures and savings, as well as the structure of aggregate expenditures and the structure of aggregate expenditures of Kyrgyz households with different average per capita total income are analyzed. The paper presents the results of the study of socio-economic differentiation at the household level. Its formation and reproduction is a factor limiting the opportunities of reproduction of households' human potential. The analysis of the distribution of available resources among different groups of households shows the persistence of huge gaps in both income and expenditure. The excessive level of differentiation is largely the result of self-reproduction of poverty due to the low level of income of the majority of the working population. It is proposed to pay attention to the problems of employment expansion while reducing income differentiation by industry. The real state of affairs in terms of the current state measures in the Kyrgyz Republic to prevent poverty and unemployment is assessed.

Keywords: Households, income, expenditure, economics, consumption,

population, poverty, unemployment References

1. Source on the Internet http://www.stat.kg/media/publicationarchive/6ce5b870-96f3-4f43-b27f-659c2056b7ee.pdf

2. Source on the Internet http://minfin.gov.kg/ru/novosti/novosti/kyrgyz-

respublikasynyn-2020-zhylga-republikalyk-b7015

3. IOM and UNICEF, 2020. Rapid Assessment of the Needs of Migrant

Workers and Their Families: Affected by the COVID-19 Outbreak

4. Source on the Internet http://www.stat.kg/ru/publications/uroven-bednosti-

v-kyrgyzskoj-respublike/

5. Institute for Socio-Political Studies of the Russian Academy of Sciences -

MGIMO, 2020. Impact of the COVID-19 pandemic on the situation of migrants and remittances in Central Asia

6. World Bank, 2020. Kyrgyz Republic Impact of Covid-19 on Poverty and

Vulnerability (Preliminary Results)

https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34518/21 1643RU.pdf?sequence=5&isAllowed=y

7. Source on the Internet https://sustainabledevelopment-kyrgyzstan.github.io/2-1-1/

8. Source on the Internet https://dss-prod-017575727556.s3.amazonaws.com/0/0/1/Socio-Economic_Brief_-_FINAL_RUS.pdf?/

9. Integrated Household Survey in the Kyrgyz Republic, 2018

10. Source on the Internet http://stat.kg/media/files/9d24bf28-c177-44fd-9bee-1f9a7c017ceb.PDF

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.