Научная статья на тему 'Экономика добрососедства как направление развития евразийскогоэкономического союза'

Экономика добрососедства как направление развития евразийскогоэкономического союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА ДОБРОСОСЕДСТВА / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / EURASIAN ECONOMIC UNION / EURASIAN INTEGRATION / INCOMING TOURISM / EDUCATIONAL PROGRAMS / STUDYING RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Положихина Мария Анатольевна

В статье обсуждаются возможности углубления интеграции в рамках Евразийского экономического союза за счет развития экономики добрососедства или видов деятельности, которые не только имеют положительный экономический результат, но и позитивно влияют на социально-гуманитарную сферу, а также культурное пространство соседних стран. В качестве перспективных направлений рассматривается увеличение масштабов въездного туризма в России и расширение образовательных программ для молодежи из государств Евразийского экономического союза, содействие изучению русского языка в странах Большой Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMY OF THE GOOD - NEIGHBORLINESS AS THE DIRECTION OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the possibility of deeper integration within the Eurasian Economic Union by way the development of the economy of good neighborliness. The economy of good neighborliness includes activities that have positive economic results and a positive impact on the state and dynamics of the social and humanitarian sphere, as well as the cultural space of neighboring countries. Under consideration are such as perspective directions as the increasing the scale of incoming tourism in Russia and the expansion of educational programs for young people from the States of the Eurasian Economic Union, the promotion of the studying Russian language in the countries of Greater Eurasia.

Текст научной работы на тему «Экономика добрососедства как направление развития евразийскогоэкономического союза»

ЭКОНОМИКА ДОБРОСОСЕДСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

THE ECONOMY OF THE GOOD - NEIGHBORLINESS # AS THE DIRECTION #

OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

положихина мария анатольевна

Ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), кандидат географических наук

polozhikhina maria anatolyevna

Leadinig researcher of Institute of Scientific Information of Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAS), Cand. Sc. Geogr.

288

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются возможности углубления интеграции в рамках Евразийского экономического союза за счет развития экономики добрососедства или видов деятельности, которые не только имеют положительный экономический результат, но и позитивно влияют на социально-гуманитарную сферу, а также культурное пространство соседних стран. В качестве перспективных направлений рассматривается увеличение масштабов въездного туризма в России и расширение образовательных программ для молодежи из государств Евразийского экономического союза, содействие изучению русского языка в странах Большой Евразии. ABSTRACT

The article discusses the possibility of deeper integration within the Eurasian Economic Union by way the development of the economy of good - neighborliness. The economy of good - neighborliness includes activities that have positive economic results and a positive impact on the state and dynamics of the social and humanitarian sphere, as well as the cultural space of neighboring countries. Under consideration are such as perspective directions as the increasing the scale of incoming tourism in Russia and the expansion of educational programs for young people from the States of the Eurasian Economic Union, the promotion of the studying Russian language in the countries of Greater Eurasia.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Евразийский экономический союз, евразийская интеграция, экономика добрососедства, въездной туризм, образовательные программы, изучение русского языка. KEYWORDS

Eurasian Economic Union, Eurasian integration, economy of good - neighborliness, incoming tourism, educational programs, studying Russian language.

Введение

Начавший функционировать с 01.01.2015 Евразийский экономический союз (ЕАЭС) открыл качественно новый этап интеграции на постсоветском пространстве и переход к практической реализации идеи евразийской интеграции.

К настоящему времени в рамках Союза функционирует единый рынок услуг в 43 отдельных секторах, еще по 21 сектору формирование единого рынка планируется завершить к 2025 г. (согласно существующим планами либерализации) [1]. В 2017 г. начал функционировать общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий. К 2019 г. предполагается создать общий электроэнергетический рынок, а к 2025 г. — общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов. Приняты основные направления и этапы реализации согласованной (скоординированной) транспортной политики, концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и план мероприятий по ее реализации до 2020 г. Осуществляется работа и по другим направлениям интеграции.

Перспективы ЕАЭС определяются выполнением принятых программ. Хотя, по мнению ряда специалистов, уровень сотрудничества в сфере макроэкономики и валют-но-финансовой сфере недостаточен для адекватного функционирования Союза. Необходимо углубление интеграции в данных направлениях и в сфере технического регулирования, а также укрепление научно-технического потенциала и инновационных возможностей стран-участниц. Кроме того, следует рассмотреть возможности большей интеграции в сфере науки и образования. Наконец, предлагается расширение экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединения-

290

ми — «формирование большого евразийского партнерства» [1, с. 30, 37].

Таким образом, на повестке дня стоят задачи по расширению и углублению интеграции в рамках ЕАЭС. Однако на пространстве Большой Евразии осуществляются интеграционные проекты и других «центров притяжения» — Европейского союза (ЕС) и Китая, которые конкурируют с российскими инициативами.

Интеграционные проекты в Евразии

ЕС с 2009 г. реализует программу сотрудничества с постсоветскими странами (Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной) в целях развития экономической интеграции и политических союзнических отношений — «Восточное партнерство». В рамках этой программы действует ряд тематических платформ, часть из которых направлена на расширение контактов между гражданами ЕС и странами — участницами Восточного партнерства. Ряд стратегических программ ЕС — «Erasmus+», «Креативная Европа», COSME, «Горизонт 2020», программа имени М. Склодовской-Кюри — также предоставляют различные возможности сотрудничества для университетов, компаний, специалистов, студентов и исследователей (особенно для молодежи) из разных стран. Считается, что стимулирование мобильности и межличностных контактов позволяет сблизить европейское общество и общества стран-партнеров, предложить гражданам этих государств осязаемые выгоды [2, с. 60, 66-68].

Китай, со своей стороны, продвигает глобальный проект «Нового Шелкового пути». Концепция «Нового Шелкового пути» была представлена Председателем КНР Си Цзинь-

пином в сентябре 2013 г. и состоит из комплекса стратегий «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Цель первого — связать Китай с Европой через страны Центральной Азии и Россию. Второй ориентирован на развитие сотрудничества Китая со странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Африки и Европы. В рамках «Нового Шелкового пути» предполагается выстроить самые удобные и быстрые транспортные маршруты из Китая в другие регионы, усилить экономическое развитие внутренних регионов Китая и соседних стран, а также создать новые рынки для китайских товаров. Это не просто возрождение транспортного маршрута между Востоком и Западом, но масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, в первую очередь — Центральной и Средней Азии [3]. При этом Китай прикладывает усилия для формирования имиджа надежного партнера, не имеющего политических намерений.

Надо отметить, что действия, предпринимаемые ЕС и Китаем на постсоветском пространстве для поддержания привлекательности собственных интеграционных проектов, имеют эффект. Европейские постсоветские страны трансформируют внешнеэкономический и политический вектор в пользу ЕС, а страны азиатского региона все больше склоняются в сторону Китая. Так, 24 ноября 2017 г. на саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе подписано Соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве Армении с ЕС. Наблюдается прогресс в отношениях Белоруссии и ЕС: сняты почти все санкции, повышаются интенсивность и уровень контактов, в повестке дня появляются новые темы и инициативы. В декабре 2017 г. Европейский парламент

292

одобрил новое Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и ЕС и его государствами-членами (само Соглашение подписано в декабре 2015 г.). Активизируются также культурно-гуманитарные контакты между Казахстаном и Китаем.

Все эти действия не вызывали бы никаких опасений, если бы они не выступали в качестве альтернативы российским инициативам и развитию ЕАЭС в частности. Можно вспомнить мнение госсекретаря США Х. Клинтон, опубликованное в начале декабря 2012 г. изданием Financial Times, о том, что американским властям следует препятствовать созданию новой версии Советского Союза под видом экономической интеграции [4]. ЕС просто игнорирует предложения о сотрудничестве со стороны ЕАЭС. Некоторый прорыв в отношениях с западными странами имел место в 2017 г., когда состоялось подписание Совместной декларации о сотрудничестве ЕЭК и правительства Греческой Республики. Но этот документ не является международным договором. Декларация только предлагает бизнес-кругам Греции и стран ЕАЭС площадки для встреч, а также помощь в разъяснении законодательных и технических норм, в частности применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер ЕАЭС. Поддеривая китайский проект, западные страны сохраняют неприязненное отношение к ЕАЭС. Позиции варьируются от ожиданий того, что Союз сам развалится из-за противоречий входящих в него стран, до открытого противодействия его развитию.

В свою очередь, результаты исследования интеграционных предпочтений населения в странах СНГ, проведенное Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕБР) в 2017 г., показывают, что уровень об-

щественной поддержки участия в ЕАЭС снижается. По сравнению с 2015 г. доля позитивно относящихся к евразийской интеграции сократилась в Киргизии с 86 до 83%, в Казахстане — с 80 до 76%, в России — с 78 до 68%, в Армении — с 56 до 50%. Хотя в целом уровень общественной поддержки евразийской интеграции превышает 60%, и она по-прежнему востребована со стороны населения государств — членов ЕАЭС, а также ряда соседних стран [5, с. 7-9].

Неоднократно подчеркивалось, что основой ЕАЭС служит территориальная близость, экономическая выгода, общность истории и культуры участвующих в нем стран. Однако в современных реалиях (возможности выбора других интеграционных ориентиров, отсутствия у молодого поколения «советского опыта» жизни в единой стране, обострение собственно российских экономических и внешнеполитических проблем), действенность «исторических ресурсов» евразийской интеграции сокращается. Более того, специалисты отмечают, что первичные позитивные эффекты от участия в ЕАЭС (прежде всего, от снятия барьеров на пути перемещения рабочей силы и от некоторого облегчения торговли) исчерпываются, а фаза быстрого начального прогресса Союза заканчивается [1; 6].

Экономика добрососедства

Как показывают события последних лет, надежные и прочные интеграционные отношения нельзя построить только на основе экономики. Даже, казалось бы, взаимовыгодные хозяйственные связи могут быть разорваны для достижения определенных социально-политических целей. Поэтому дальнейшее существование и развитие ЕАЭС в значительной степени зависит от формирования

294

единой системы ценностей, которая передавалась бы следующим поколениям.

Россия, будучи ключевым игроком на евразийском пространстве, пока не выступает в качестве эталона, каким для многих граждан государств — участников евразийской интеграции являются страны Запада [7]. Помимо решения имиждевой проблемы ЕАЭС необходимо еще и преодолеть недостаток доверия между населением (как рядовыми гражданами, так и элитами) стран — участниц Союза.

В сложившихся условиях направления развития ЕАЭС должны определяться не только достижением позитивных экономических эффектов, но и сохранением единого гуманитарного пространства для входящих в него стран. Соответственно этому подходу можно предложить новую экономическую политику ЕАЭС — развитие экономики добрососедства. Особое внимание при этом следует уделять проектам сотрудничества молодежи из стран — участниц ЕАЭС, а также государств Большой Евразии.

Под экономикой добрососедства подразумевается совокупность видов экономической деятельности, которые не только имеют положительный экономический результат, но и позитивно влияют на состояние и динамику социально-гуманитарной сферы, а также культурное пространство соседних стран. Можно предложить несколько направлений действий.

Во-первых, развитие въездного туризма в Россию. Пока масштабы туристического потока из других стран ЕАЭС невелики, а преобладает трудовая миграция. Но даже этот небольшой поток туристов из стран ЕАЭС направлен не столько в Россию, сколько в другие регионы.

Надо отметить, что статистика туризма не является точной, прежде всего, из-за расхождений национальных ме-

тодик и трудностей учета неорганизованных туристов. Разница особенно заметна на примере Белоруссии. Согласно отечественным данным, российские граждане совершили 1,2 млн туристических поездок в Республику Беларусь (РБ). А по информации белорусской стороны, в страну в 2017 г. въехало 190 тыс. организованных туристов из РФ [8, 9]. В других странах ЕАЭС статистика туризма развита еще хуже. В частности, в Кыргызской Республике (КР) и Республике Казахстан (РК) за туристов считают всех иностранцев, пересекших границу, и наоборот [10, 11]. Поэтому данные показывают значительный «туристический» поток между Казахстаном и Киргизией. Очевидно, что здесь отражается трудовая миграция и поездки с другими целями, а не собственно туризм. Представляется, что и расхождения национальных данных о количестве въехавших из Киргизии в Россию и въехавших из России в Киргизию тоже связано с разницей в системах учета [11, 12].

Несмотря на несовершенство статистических показателей, общую картину они показывают (табл. 1). Так, между некоторыми странами ЕАЭС вообще нет организованного туристического потока: из Армении не ездят отдыхать в Белоруссию, Казахстан и Киргизию, а из Белоруссии — в Армению, Казахстан и Киргизию. Поток туристов из России в другие страны ЕАЭС значительно превышает число туристов из стран ЕАЭС в Россию. Больше всего российских туристов едет в Казахстан, хотя динамика здесь скорее негативная. Меньше всего — в Киргизию. В последние годы растет количество туристов из России в Армению и Киргизию.

Но гораздо интереснее данные о въездном туризме в Россию. Только 6,4% туристов из Белоруссии едут в Россию, тогда как туристы из России составляют более 67% туристи-

296

ческого потока в Белоруссию [9]. Большинство белорусских туристов предпочитает европейские страны. Из Армении туристы едут преимущественно в западные страны и Грузию, а в последние годы — еще в Ирак и Китай [13]. Из Казахстана и даже Киргизии тоже едут отдыхать в основном в Китай. Таким образом, Россия недостаточно привлекательна для туристов из стран ЕАЭС [12, 14]. В отечественной индустрии «гостеприимства» еще много можно и нужно сделать, чтобы в Россию приезжали не только зарабатывать, но и отдыхать, знакомиться с достопримечательностями, культурными и историческими ценностями.

В 2019 г. должна быть закончена работы по формированию единого рынка туристических услуг стран ЕАЭС. Соответственно, целесообразно поддержать деятельность отечественных турфирм (включая предоставление кредитов ЕБР и организацию соответствующей подготовки кадров) по созданию в России туристических продуктов, ориентированных на возможности и интересы граждан стран ЕАЭС, прежде всего, Белоруссии и Казахстана. Например, связанные с российской культурой и искусством: экскурсии в Ясную Поляну, Пушкиногорье, Константиново, Мелихово или посещение Гжели, Федоскино, Палеха и т.д. Можно использовать инфраструктуру, созданную к Олим-пиаде-2014 и ЧМ-2018; ввести скидки на железнодорожные и авиабилеты для молодежи во время студенческих каникул; разработать специальные (так называемые «событийные») предложения для осеннего и весеннего периодов (например, посещение празднования масленицы или гастрономических мероприятий в регионах России и т.д.).

Во-вторых, следует использовать опыт Евросоюза по работе с молодежью. В качестве примера может служить

программа ЕС Erasmus+, направленная на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта. В рамках этой программы определены следующие основные направления: Learning mobility of individuals — новые возможности мобильности для студентов и преподавателей; Cooperation for innovation and good practice — сотрудничество для развития потенциала университетов и обмена лучшими практиками; Jean Monnet Activities — возможности развития исследований. В целом за 2014-2020 гг. на программу Erasmus+ предполагается выделить 16,5 млрд евро. Из этих средств планируется профинансировать 130 тыс. индивидуальных стипендий (для поддержки стажировок и краткосрочного обучения в вузах стран — партнеров программы), а также 30 тыс. стипендий студентам и преподавателям вузов (для организации учебы по совместным магистерским дипломам в странах — участницах программы) [15].

Уже более 20 тыс. молодых людей и сотрудников вузов из стран Восточного партнерства вовлечены в Erasmus+, в т.ч. больше 7,6 тыс. студентов и преподавателей получают гранты Европейского союза на стажировку и краткосрочное обучение в Европе. Кроме того, в рамках инициативы EU4Youth поощряется молодежное предпринимательство. Программа оперирует 20 млн. евро в целях поддержки активного участия молодых людей в общественной жизни и их трудоустройства, развития навыков лидерства и предпринимательства. В том числе EU4Youth выделяет 8 млн. евро на гранты молодым людям, принимающим активное участие в политической и социально-экономической жизни [16].

Целесообразно и в России значительно расширить (с достойным уровнем финансирования) похожие образова-

298

тельные программы, стимулирующие контакты молодежи стран Большой Евразии. Например, стажировки студентов из вузов государств — участниц ЕАЭС в российских вузах, осуществление совместных проектов (участие в археологических и экологических экспедициях, изучение фольклора, волонтерское движение и т.д.). Ведь, как известно, ничто так не сближает людей, как совместная деятельность.

Наконец, следует более активно поддерживать изучение русского языка — прежде всего, в Киргизии, Таджикистане и Казахстане, а также в Китае, Вьетнаме и других странах Большой Евразии. Причем не стоит ориентироваться исключительно на государственные программы в школах и вузах. Пример многочисленных компаний по обучению английскому языку в Москве свидетельствует, что в этой сфере возможен вполне успешный бизнес. Соответственно, нужно содействовать созданию компаний (особенно сетевых) по обучению русскому языку в странах Большой Евразии (путем подготовки кадров и соответствующего методического материала) и распространению специальных программ, в том числе дистанционных. Причем осуществлять это можно на принципах государственно-частного партнерства.

Реализация предложенных направлений экономики добрососедства способствуют как евразийской интеграции в целом, так и экономическому развитию России в частности, за счет создания новых рабочих мест и притока денежных средств, включая инвестиции, в различные регионы страны. В конечном счете экономика добрососедства содействует формированию единого гуманитарного пространства и безопасных условий жизнедеятельности в Большой Евразии.

Библиографический список

1. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза / Департамент развития интеграции. ЕЭК. — 2016. — 45 с.

2. Восточное партнерство — 20 результатов к 2020 г.: Сосредотачиваясь на ключевыгх приоритетах и осязаемых результатах / ЕК. Общий рабочий документ. — 2017. — 70 с.

3. Кравченко Л.И. Шелковый путь в контексте российских национальных интересов / Центр Сулакшина. — 03.06.2015. — [Электронный ресурс] — URL: http://rusrand.ru/actuals/ shelkovyy-put-v-kontekste-rossiyskih-nacionalnyh-interesov

4. ClintonvowstothwartnewSovietUnion//Financialtimes. —06.12.2012. — [Электронный ресурс] — URL: https://www.ft.com/content/a5b15b14-3fcf-11e2-9f71-00144feabdc0?_i_location=http%3A%2F%2Fwww. ft.com%2Fcms%2Fs%2F0%2Fa5b15b14-3fcf-11e2-9f7

5. Интеграционный барометр ЕАБР — 2017 (шестая волна измерений) // Доклад. Евразийский банк развития. Центр интеграционных исследований. — 2017. — № 46. — 108 с.

6. Кузьмина Е. Пять ключевых рисков Евразийского экономического союза // Евразия. Эксперт. — 16.10.2017. — [Электронный ресурс] — URL: http://eurasia.expert/5-klyuchevykh-riskov-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza/

7. Стариченок В. Болевые точки Евразийского союза: Взгляд из Беларуси // Евразия. Эксперт. — 25.08.2016. — [Электронный ресурс] — URL: http://eurasia.expert/bolevye-tochki-evraziyskogo-soyuza-vzglyad-iz-belarusi/

8. Итоги выездного туризма России 2017 г. // ТурСтат. — 16.03.2018. — [Электронный ресурс] — URL: http://turstat.com/outboundtravelstat iscticsrussia2017

9. Туризм. Годовые данные // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Официальная статистика. Социаль-

ная сфера. Туризм. — 2017. — [Электронный ресурс] — URL: http:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/turizm/

10. Информация по туристскому потоку страны за 2017 г. // Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет статистики. Официальная статистическая информация. Туризм. — 2017. — [Электронный ресурс] — URL: https://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/ homeNumbersTourism?_afrLoop=351172759571279#%40%3F_ afrLoop%3D351172759571279%26_adf.ctrl-state%3D1b2epvq5st_101

11. Туризм в Кыргызстане 2012-2016 гг. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. — 2016. — 92 с.

12. Въезднойтуризм в России в 2017 г. //ТурСтат. — 19.03.2018. — [Электронный ресурс] — URL: http://turstat.com/inboundtravelrussia2017

13. Туристы из каких стран едут в Армению // Sputnic Армения. — 08.09.2017. — [Электронный ресурс] — URL: https:// ru.armeniasputnik.am/infographics/20170908/8570992/turisty-kakih-stran-edut-v-armeniyu.html

14. Итоги внутреннего и въездного туризма в 2016 г. // ТурСтат. — 17.01.2017. — [Электронный ресурс] — URL: http://turstat.com/ travelrussia2016

15. Программа Erasmus+. Сотрудничайте с европейскими вузами. Приезжайте учиться или преподавать в Европе / European Union. — 2015. — 21 с.

16. Young people from the EU and its Eastern Partners make their voices heard on how to shape future youth policies // European Union. External action. EEAS. — 28.06.2017. — [Электронный ресурс] — URL: https:// eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/29169/young-people-eu-and-its-eastern-partners-make-their-voices-heard-how-shape-future-youth_en

Bibliographical list

1. Doklad o realizacii osnovnyh napravlenij integracii v ramkah Evrazi-jskogo jekonomicheskogo sojuza / Departament razvitija integracii. EEC. - 2016. - 45 p.

2. Vostochnoe partnerstvo — 20 rezul'tatov k 2020 g.: Sosredotachivajas' na kljuchevyh prioritetah i osjazaemyh rezul'tatah / EC. Obshhij rabo-chij dokument. — 2017. — 70 p.

3. Kravchenko L.I. Shelkovyj put' v kontekste rossijskih na-cional'nyh interesov / Centr Sulakshina. — 03.06.2015. — [Electronic resources] — URL: http://rusrand.ru/actuals/ shelkovyy-put-v-kontekste-rossiyskih-nacionalnyh-interesov

4. Clinton vows to thwart new Soviet Union // Financial times. — 06.12.2012. — [Electronic resources] — URL: http s ://www.ft. com/content/a5b15b14-3fcf-11 e2 -9f71-00144feabdc0?_i_location = http%3A%2F%2Fwww. ft.com%2Fcms%2Fs%2F0%2Fa5b15b14-3fcf-11e2-9f7

5. Integracionnyj barometr EABR — 2017 (shestaja volna izmerenij) // Doklad. Evrazijskij bank razvitija. Centr integracionnyh issledo-vanij. — 2017. — № 46. — 108 p.

6. Kuz'mina E. Pjat' kljuchevyh riskov Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza // Evrazija. Jekspert — 16.10.2017. — [Electronic resources] — URL: http://eurasia.expert/5-klyuchevykh-riskov-evraziyskogo-eko-nomicheskogo-soyuza/

7. Starichenok V. Bolevye tochki Evrazijskogo sojuza: Vzgljad iz Belaru-si // Evrazija. Jekspert. — 25.08.2016. — [Electronic resources] — URL: http://eurasia.expert/bolevye-tochki-evraziyskogo-soyu-za-vzglyad-iz-belarusi/

8. V#ezdnoj turizm v Rossii v 2017 g. // TurStat. — 19.03.2018. — [Electronic resources] — URL: http://turstat.com/inboundtravelrussia2017

9. Turizm. Godovye dannye // Nacional'nyj statisticheskij komitet Res-publiki Belarus'. Oficial'naja statistika. Social'naja sfera. Turizm. —

2017. — [Electronic resources] — URL: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/turizm/

10. Informacijapoturistskomupotokustranyza2017g.//Ministerstvonario-nal'noj jekonomiki Respubliki Kazahstan. Komitet statistiki. Oficial'naja statisticheskaja informacija. Turizm. — 2017. — [Electronic resources] — URL: https://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNum-bersTourism?_afrLoop = 351172759571279#%40%3F_afr-Loop%3D351172759571279%26_adf.ctrl-state%3D1b2epvq5st_101

11. Turizm v Kyrgyzstane 2012-2016 gg. Statisticheskij sbornik / Nacio-nal'nyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki. — 2016. — 92 p.

12. Itogi vyezdnogo turizma Rossii 2017 g. // TurStat. — 16.03.2018. — [Electronic resources] — URL: http://turstat.com/ outboundtravelstatiscticsrussia2017

13. Turisty iz kakih stran edut v Armeniju // Sputnic Armenija. — 08.09.2017. — [Electronic resources] — URL: https://ru.armeniasputnik. am/infographics/20170908/8570992/turisty-kakih-stran-edut-v-ar-meniyu.html

14. Itogi vnutrennego i v#ezdnogo turizma v 2016 g. // TurStat. — 17.01.2017. — [Electronic resources] — URL: http://turstat.com/ travelrussia2016

15. Programma Erasmus+. Sotrudnichajte s evropejskimi vuzami. Priez-zhajte uchit'sja ili prepodavat' v Evrope / European Union. — 2015. — 21 p.

16. Young people from the EU and its Eastern Partners make their voices heard on how to shape future youth policies // EU. External action. EEAS. — 28.06.2017. — [Electronic resources] — URL: https://eeas. europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/29169/young-peo-ple-eu-and-its-eastern-partners-make-their-voices-heard-how-shape-future-youth_en

Контактная информация

Институт научной информации по общественным наукам Российской

академии наук (ИНИОН РАН)

117997, РФ, Москва, Нахимовский проспект, 51/21

Institute of Scientific Information of Social Sciences of the Russian

Academy of Sciences (INION RAN)

117997, RF, Moscow, Nakhimovsky aven., 51/21

8(499)124-37-83, polozhihina2@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.