Б01 10.46320/2077-7639-2023-3-118-29-44
Экономика благосостояния и социальное равновесие
Ваславская И.Ю., Ваславский Я.И., Мешкова Г.В.
Экономика благосостояния и социальное равновесие - две взаимосвязанные концепции, которые рассматривают, как благополучие членов общества обеспечивает социальное равновесие, как благосостояние и равенство социальных возможностей распределены среди всех членов общества, что требует наличие и использование научной методологии исследования, и именно эта необходимость определяет актуальность данной работы. Объектом исследования является экономика благосостояния (также известная как экономика благополучия) и которая отличается от традиционной экономики, которая сосредоточена на мере экономического роста, увеличении материального богатства. Предмет исследования - социальное равновесие, как состояние социальной системы и важной категории экономического знания в экономике благосостояния. Цель исследования заключается в выявлении содержательных аспектов предметной области исследования. В статье рассматриваются предпосылки возникновения экономики благосостояния, расчет и оценка социального равновесия: индекс Джинни, коэффициент Пальмы, Индекс человеческого развития, Индекс социального развития. В работе рассматривается концепция устойчивого развития и измерение социального равновесия в рамках концепции Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций. Результат исследования: 1. Представлена авторская дефиниция социального равновесия; 2. Представлено авторское понимание состава структуры и содержания социального равновесия, состоящее из 23 основных элементов, содержание которых также представлено авторами.
для цитирования гост 7.1-2003
Ваславская И.Ю., Ваславский Я.И., Мешкова Г.В. Экономика благосостояния и социальное равновесие // Дискуссия. - 2023. -Вып. 118. - С. 29-44.
ключевые слова
Экономика благополучия, утилитаризм, социальная мобильность, индекс человеческого развития, инклюзив-ность, социальное равенство, благо, полезность.
JEL: D600, D630, D690 ДИСКУССИЯ №3 (118) ИЮНЬ 2023
DOI 10.46320/2077-7639-2023-3-118-29-44
Welfare economics and social equilibrium
Vaslavskaya I.Y., Vaslavskiy Y.I., Meshkova G.V.
Welfare economics and social equilibrium are two interrelated concepts that consider how the well-being of members of society ensures social balance, how well-being and equality of social opportunities are distributed among all members of society, which requires the availability and use of scientific research methodology and this particular requirement determines the relevance of this work. The object of the study is the welfare economy that differs from the traditional economy, which focuses on the measure of economic growth, the increase in material wealth. The subject of the study is social equilibrium as a state of the social system and an important category of economic knowledge in the welfare economy. The purpose of the study is to identify the substantive aspects of the subject area of the study. The author discusses the prerequisites for the emergence of the welfare economy, the calculation and assessment of social equilibrium: Gini index, Palma ratio, Human Development Index, Social Development Index. The paper examines the concept of sustainable development and the measurement of social balance within the framework of the concept of the United Nations Sustainable Development Goals. Result of research: 1. The author's definition of social equilibrium is presented; 2. The author's understanding of the structure and content of social equilibrium consisting of 23 main elements is presented.
for citation
Vaslavskaya I.Y., Vaslavskiy Y.I., Meshkova G.V. Welfare economics and social equilibrium. Diskussiya [Discussion], 118, 29-44.
keywords
Welfare economics, utilitarianism, social mobility, human development index, inclusiveness, social equality, benefit, utility.
JEL: D600, D630, D690
ВВЕДЕНИЕ
Экономика благосостояния является областью экономического знания, которая фокусируется на изучении того, как экономическая деятельность, государственная и социальная политика влияют на благосостояние отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Экономика благосостояния направлена на оценку и улучшение социального благополучия путем анализа распределения ресурсов, распределения
товаров и услуг, разработки стратегических мер достижения социального равновесия: «Экономика благосостояния - это экономические исследования масштабов и меры общественного благосостояния; оно формирует теоретическую основу, используемую в государственной экономике для помощи в коллективном принятии решений, разработке государственной политики и проведении социальных оценок» [1, с. 1]. Одной из ключевых категорий в экономике благосостояния является социальное
равновесие, которое подразумевает справедливое распределение ресурсов, доходов и возможностей внутри общества, отечественные исследователи предлагают такую трактовку социального равновесия, которой будут придерживаться авторы в своей работе: «В предлагаемой модели мы будем рассматривать социальную справедливость с более общей точки зрения — как некоторое «состояние равновесия» общества, в условиях, когда каждый из его членов оценивает не только свое индивидуальное благосостояние, но и свое положение в обществе, т.е. сравнивает свое благосостояние с благосостоянием остальных членов общества и имеет возможность выражать неудовлетворенность своим положением» [2, с. 80]. Социальный баланс направлен на обеспечение того, чтобы люди имели доступ к предметам первой необходимости, таким как еда, жилье, здравоохранение, образование и занятость, и чтобы они могли участвовать в экономической и социальной жизни сообщества. Достижение социального равновесия требует решения различных аспектов неравенства, включая неравенство доходов, имущественное неравенство и социальное неравенство возможностей: гарантированный доход, социальное обеспечение, социальные выплаты, сфера образования и здравоохранения. Экономика благосостояния предоставляет аналитические инструменты и основы для оценки влияния экономической политики и государственного вмешательства на социальное равновесие. Другим важным понятием в экономике благосостояния является функция социального обеспечения, которая представляет собой математическое представление предпочтений общества в отношении различных форм распределения ресурсов. Функция социального обеспечения объединяет индивидуальные предпочтения для получения коллективного показателя социального благосостояния, данный показатель может быть использован для оценки влияния изменений в политике на социальное равновесие и для сравнения различных политических альтернатив. В дополнение к вышеперечисленному, экономика благосостояния также учитывает этические и нормативные категории, так как социальное равновесие, это вопрос не только коммерческой эффективности, но и социальной ответственности. Этические принципы, такие как равные возможности, социальная справедливость и максимизация общего благосостояния, играют важную роль в принятии политических решений и формировании целей экономики социального обеспечения.
Важность развития научного фундамента экономики благосостояния определяется способностью обеспечить основу для понимания и содействия социальному равновесию, так как в данной области экономического знания подчеркивается важность учета как эффективности, так и объективности при принятии экономических решений и формулировании государственной экономической и социальной политики, научный анализ влияние экономической деятельности и политики на социальное равновесие обеспечивает свой вклад в развитие принципов устойчивого развития национальной экономики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Экономика благосостояния начинает свои истоки с философской концепции утилитаризма, представляющего собой этическую теорию, которая фокусируется на максимизации коллективного благополучия. Концепция основывается на принципе полезности, который гласит, что действия человека следует оценивать на основе их способности принести наибольшее удовлетворение как можно большему числу людей. Основы утилитаризма можно проследить от трудов таких философов, как Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль [3], [4], [5], также в отечественной практике утилитаризм, как предмет научного исследования всесторонне рассматривается в работах Е.Н. Ярковой [6], [ 7 ]. Дж. Бентам Дж. С. Милль разработали концепции утилитаризма, в которых утверждается, что удовольствие или счастье является высшей мерой добра, согласно Дж. Бентаму, действия следует оценивать на основе их способности максимизировать удовольствие и минимизировать боль: «Итак, в результате проведенного исследования установлено, что в текстахБентама присутствуют разные стратегии обоснования морали. Одна из них связана с доказательством без-альтернативности принципа полезности. Две другие обосновывают мораль, апеллируя к собственной выгоде агента и к его способности убедить других людей в правильности своих оценочных суждений» [7, с. 18]. Дж.С. Милль развил идеи Бентама и ввел различие между высшими и низшими удовольствиями, он делал утверждения, что некоторые удовольствия, такие как интеллектуальные усилия и моральные добродетели, имеют более высокое нравственное качество и им следует придавать больший вес при принятии этических решений, также Милль также подчеркивал важность индивидуальных прав и свобод в рамках утилитаризма [9], [10], [11]. Утилитаризм часто ассоциируется с принципом наибольшей полезности, который
гласит, что действия являются морально правильными, если они способствуют наибольшему количеству удовлетворения и счастья для наибольшего числа людей. Этот принцип служит руководством для определения этического образа действий в различных ситуациях. Одним из важных аспектов утилитаризма является его акцент на последствиях действий, в экономике благосостояния акцент на последствия побуждает людей учитывать более широкие последствия своего выбора и стремиться к наибольшей величине общей полезности, что обеспечивает основу для принятия этических решений в широком спектре контекстов, от личного выбора до государственной политики. Тем не менее максимизация полезности не создаёт условия социального равновесия, критическое замечание заключается в том, что в рамках утилитаризма экономика благосостояния может пренебрегать правами и интересами малых социальных групп или отдельных лиц, так как строгое следование принципу максимизации полезности может привести к интересам отдельных людей или нарушению их частных прав. Другой проблемой является трудность точного измерения и сравнения удовлетворённости или благополучия, так как количественная оценка удовлетворённости и присвоение значений различным результатам может быть субъективна в своей оценке, помимо этого можно столкнуться с проблемами в ситуациях, когда существуют противоречивые социальные интересы или ценности, что затрудняет определение курса действий, который максимизирует общее благосостояние и полезность. Следует отметить, что вопросы равновесия не ограничиваются экономическим и социальным равновесием в общественной системе, так, например, отечественные исследователи рассматривают равновесие сообществ социальных сетей: «Разработана динамическая система функционирования сообществ социальной сети с нелинейной компонентой. Эта ДС исследована на положение равновесия, которое соответствует особой точке седло, что близко отражает реальную поведенческую модель сообществ социальной сети»
[12, с. 65].
Также необходимо заметить, что социальное равновесие является динамическим равновесием, то есть общество, как динамическая система не обладает статичной характеристикой равновесия, а именно динамической: «По мнению автора, динамическое равновесие (в социологии) -это состояние общественной системы, в котором она развивается (происходят изменения), при этом
в каждый момент времени наблюдается равновесие, когда внешние и внутренние воздействия компенсируются и в системе сохраняются структурные элементы и функциональные связи и происходит их воспроизводство» [13, с. 2].
Также важным вопросом в экономике благосостояния остаётся расчет и оценка социального равновесия, которая представляет из себя сложную задачу, которая включает в себя анализ различных показателей и измерений различных категорий неравенства в обществе. При этом универсально согласованного метода расчета социального равновесия не существует, исследователи, учёные, политики используют ряд количественных показателей и индексов для оценки распределения ресурсов и возможностей в конкретных социальных группах и общества в целом. Одним из широко используемых подходов оценки социального равновесия является изучение неравенства доходов через такие показатели, как «коэффициент Джини» [14], [15], [16], который количественно определяет степень неравенства доходов внутри конкретной социальной группы и может дать представление о распределении богатства и доходов внутри общества. Коэффициент Джини колеблется от 0 до 1, причем 0 указывает на совершенное равенство, а 1 - на максимальное неравенство. Другие показатели, такие как коэффициент Пальмы: ««По определению, коэффициент Пальмы равен отношению суммарных доходов двух крайних (неравных!) групп населения: 10-процентной, с наибольшими доходами, и 40-процентной, с наименьшими доходами. Существенной особенностью используемого Пальмой подхода является следующее: здесь все население разбивается на три группы так, что суммарный доход средней (50-процентной) группы приблизительно равен половине общего дохода населения» [17, с. 74] то есть в нём фокус происходит на доле доходов наиболее высокооплачиваемых по отношению к беднейшим слоям населения, пример значений расчёта индекса Джини на 2020 год представлен в таблице 1.
Имущественное неравенство является еще одним важным аспектом социального равновесия, расчет имущественного неравенства предполагает анализ распределения активов, собственности и финансовых ресурсов внутри общества. Аналогично неравенству доходов, исследователи используют различные показатели, такие как доля богатства, принадлежащая верхнему процен-тилю, для оценки степени концентрации богатства в различных социальных группах населения страны.
Пример значений
Страна Год Индекс Джини*100
Аргентина 2020 42.3
Армения 2020 25.2
Беларусь 2020 24.4
Боливия 2020 43.6
Бразилия 2020 48.9
Чили 2020 44.9
Колумбия 2020 54.2
Коста-Рика 2020 49.3
Доминиканская Республика 2020 39.6
Эквадор 2020 47.3
Таблица 11
в разрезе по странам2
Страна Год Индекс Джини*100
Грузия 2020 34.5
Индонезия 2020 37.6
Кыргызская Республика 2020 29
Мексика 2020 45.4
Парагвай 2020 43.5
Перу 2020 43.8
Россия 2020 36
Таиланд 2020 35
Украина 2020 25.6
Уругвай 2020 40.2
Социальная мобильность еще один аспект социального равновесия, который можно измерить, в нем исследуется степень, в которой люди могут продвигаться вверх или вниз по социальной лестнице, основываясь на своих собственных ресурсах и способностях, обеспечивая себе некоторое субъективное значение социального статуса. Показатели социальной мобильности обычно включают отслеживание доходов между поколениями или профессиональной мобильности, сравнение социально-экономического статуса отдельных лиц в разных поколениях.
Чтобы всесторонне рассчитать социальное равновесие, исследователи часто объединяют несколько показателей в составные индексы -Индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный Организацией Объединенных Наций (ООН), который объединяет показатели ожидаемой продолжительности жизни, образования и дохода, чтобы обеспечить более широкую оценку благосостояния человека - рисунок 1 и таблица 2.
Представим ниже в таблице 2 рейтинг стран мира по индексу человеческого развития в 2022 году.
т йиштвзтзюйигккгюгиош им ш зов Рисунок 1.3 Индекс человеческого развития в целом по миру по данным ООН
1 Источник: составлено автором по данным. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.un.org/Data.aspx?d=WDI&-f=Indicator_Code%3ASI.POV.GINI#WDI.
2 Представлены те страны расчёт значений индекса Джини на 2020 год осуществлён
3 Источник: составлено автором по данным. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hdr.undp.org/data-center/human-deve[opment-index#/indicies/HDI.
Рейтинг стран мира по индексу
№ Страна ИЧР
1 Швейцария 0.962
2 Норвегия 0.961
3 Исландия 0.959
4 Гонконг 0.952
5 Австралия 0.951
6 Дания 0.948
7 Швеция 0.947
8 Ирландия 0.945
9 Германия 0.942
10 Нидерланды 0.941
11 Финляндия 0.940
12 Сингапур 0.939
13 Бельгия 0.937
13 Новая Зеландия 0.937
15 Канада 0.936
16 Лихтенштейн 0.935
17 Люксембург 0.930
18 Великобритания 0.929
19 Япония 0.925
19 Южная Корея 0.925
21 Соединённые Штаты Америки 0.921
22 Израиль 0.919
23 Мальта 0.918
23 Словения 0.918
25 Австрия 0.916
26 Объединённые Арабские Эмираты 0.911
27 Испания 0.905
28 Франция 0.903
29 Кипр 0.896
30 Италия 0.895
31 Эстония 0.890
32 Чехия 0.889
33 Греция 0.887
34 Польша 0.876
35 Бахрейн 0.875
35 Литва 0.875
35 Саудовская Аравия 0.875
38 Португалия 0.866
39 Латвия 0.863
40 Андорра 0.858
40 Хорватия 0.858
42 Чили 0.855
42 Катар 0.855
44 Сан-Марино 0.853
45 Словакия 0.848
46 Венгрия 0.846
47 Аргентина 0.842
48 Турция 0.838
49 Черногория 0.832
50 Кувейт 0.831
101 Узбекистан 0.727
Таблица 2
развития в 2022 году
№ Страна ИЧР
51 Бруней 0.829
52 Россия 0.822
53 Румыния 0.821
54 Оман 0.816
55 Багамские Острова 0.812
56 Казахстан 0.811
57 Тринидад и Тобаго 0.810
58 Коста-Рика 0.809
58 Уругвай 0.809
60 Беларусь 0.808
61 Панама 0.805
62 Малайзия 0.803
63 Грузия 0.802
63 Маврикий 0.802
63 Сербия 0.802
66 Таиланд 0.800
67 Албания 0.796
68 Болгария 0.795
68 Гренада 0.795
70 Барбадос 0.790
71 Антигуа и Барбуда 0.788
72 Сейшельские Острова 0.785
73 Шри-Ланка 0.782
74 Босния и Герцеговина 0.780
75 Сент-Китс и Невис 0.777
76 Иран 0.774
77 Украина 0.773
78 Македония 0.770
79 Китай 0.768
80 Доминикана 0.767
80 Молдова 0.767
80 Палау 0.767
83 Куба 0.764
84 Перу 0.762
85 Армения 0.759
86 Мексика 0.758
87 Бразилия 0.754
88 Колумбия 0.752
89 Сент-Винсент и Гренадины 0.751
90 Мальдивы 0.747
91 Алжир 0.745
91 Азербайджан 0.745
91 Тонга 0.745
91 Туркменистан 0.745
95 Эквадор 0.740
96 Монголия 0.739
97 Египет 0.731
97 Тунис 0.731
99 Фиджи 0.730
99 Суринам 0.730
146 Зимбабве 0.593
Источник: составлено автором по данным United Nations DeveLopment Programme: Human DeveLopment Index 2021-2022.
№ Страна ИЧР
102 Доминика 0.720
102 Иордания 0.720
104 Ливия 0.718
105 Парагвай 0.717
106 Палестина 0.715
106 Сент-Люсия 0.715
108 Гайана 0.714
109 Южная Африка 0.713
110 Ямайка 0.709
111 Самоа 0.707
112 Габон 0.706
112 Ливан 0.706
114 Индонезия 0.705
115 Вьетнам 0.703
116 Филиппины 0.699
117 Ботсвана 0.693
118 Боливия 0.692
118 Кыргызстан 0.692
120 Венесуэла 0.691
121 Ирак 0.686
122 Таджикистан 0.685
123 Белиз 0.683
123 Марокко 0.683
125 Сальвадор 0.675
126 Никарагуа 0.667
127 Бутан 0.666
128 Кабо-Верде 0.662
129 Бангладеш 0.661
130 Тувалу 0.641
131 Маршалловы Острова 0.639
132 Индия 0.633
133 Гана 0.632
134 Микронезия 0.628
135 Гватемала 0.627
136 Кирибати 0.624
137 Гондурас 0.621
138 Сан-Томе и Принсипи 0.618
139 Намибия 0.615
140 Лаос 0.607
140 Тимор-Лешти 0.607
140 Вануату 0.607
143 Непал 0.602
144 Свазиленд 0.597
145 Экваториальная Гвинея 0.596
146 Камбоджа 0.593
Окончание табл. 2
№ Страна ИЧР
148 Ангола 0.586
149 Мьянма 0.585
150 Сирия 0.577
151 Камерун 0.576
152 Кения 0.575
153 Конго 0.571
154 Замбия 0.565
155 Соломоновы Острова 0.564
156 Коморские Острова 0.558
156 Папуа - Новая Гвинея 0.558
158 Мавритания 0.556
159 Кот-д'Ивуар 0.550
160 Танзания 0.549
161 Пакистан 0.544
162 Того 0.539
163 Гаити 0.535
163 Нигерия 0.535
165 Руанда 0.534
166 Бенин 0.525
166 Уганда 0.525
168 Лесото 0.514
169 Малави 0.512
170 Сенегал 0.511
171 Джибути 0.509
172 Судан 0.508
173 Мадагаскар 0.501
174 Гамбия 0.500
175 Эфиопия 0.498
176 Эритрея 0.492
177 Гвинея-Бисау 0.483
178 Либерия 0.481
179 Демократическая Республика Конго 0.479
180 Афганистан 0.478
181 Сьерра-Леоне 0.477
182 Гвинея 0.465
183 Йемен 0.455
184 Буркина Фасо 0.449
185 Мозамбик 0.446
186 Мали 0.428
187 Бурунди 0.426
188 Центрально-Африканская Республика 0.404
189 Нигер 0.400
190 Чад 0.394
191 Южный Судан 0.385
Другие различные составные индексы, такие как ИЧР с поправкой на неравенство или индекс многомерной бедности, включают дополнительные аспекты социального неравенства, определяя социальный баланс.
Расчет социального равновесия также требует учета качественных факторов и субъективного благополучия: «Субъективное благополучие, подобно другим психическим феноменам, имеет тенденцию к изменениям собственной качественной транс-
формации в зависимости от факторов внешней среды, в том числе от социального влияния» [18, с. 75]. Опросы и показатели субъективного благополучия могут дать представление о восприятии людьми своего собственного благополучия и удовлетворенности жизнью, данные показатели отражают аспекты социального равновесия, которые могут быть не полностью отражены только количественными показателями. Важно отметить, что расчет социального равновесия, это непрерывный и динамический процесс, методологию которого учёные постоянно совершенствуют и обновляют, чтобы охватить все категории сложности социального неравенства и благополучия, кроме того, следует учитывать, что интерпретация и значение этих мер могут варьироваться в зависимости от различных контекстов и культурных условий.
Одним из широко используемых подходов является анализ затрат и выгод, при котором сравниваются затраты и выгоды различных вариантов политики для определения их общих последствий для социального обеспечения и учитываются не только экономические издержки и выгоды, но и последствия распределения для различных групп общества. В дополнение к мерам и индексам, упомянутым ранее, существуют другие подходы и методы, используемые для расчета социального равновесия, одним из таких подходов является подход возможностей, разработанный экономистом Амартией Сен [19 ], [20] и философом Мартой Нуссбаум [21], [22]. Подход, основанный на возможностях, фокусируется на оценке возможностей и свобод людей вести жизнь, которую они ценят, а не исключительно на доходах или материальных показателях, в данном подходе учитывается целый ряд факторов, включая образование, здравоохранение, участие в политической жизни и социальные взаимоотношения, для оценки общего благосостояния и возможностей, доступных отдельным лицам: «Однако что является центральным понятием «основанного на возможностях подхода»? Им является идея нормального, или полноценного, человеческого функционирования, - идея, согласно которой жизнь человека может быть представлена в виде набора определенных функций - действий или состояний
(по Сену)» [23, с. 75].
Другим методом, используемым для расчета социального равновесия, является индекс социального развития (ИСР), это сводный индекс, который измеряет широкий спектр социальных и экологических показателей для оценки общего уровня развития общества. Данный ин-
декс включает показатели, связанные с основными человеческими потребностями, основами благополучия (такими как доступ к образованию и здравоохранению) и возможностями (такими как личные права и равные права), индекс дает целостное представление о социальном равновесии, рассматривая многочисленные аспекты благополучия и общественного прогресса. ИСР в расчёте опирается на то, что сам по себе экономический рост не обязательно приводит к улучшению качества жизни или социальному прогрессу вместо этого ИСР рассматривает широкий спектр показателей, которые отражают ретроспективный опыт и результаты отдельных людей в обществе. ИСР состоит из трех основных компонентов: базовые потребности человека, основы благополучия и ресурсные возможности для развития человека [24], [25], [26]. Каждый компонент далее подразделяется на конкретные шкалы измерения и показатели, которые охватывают различные аспекты социального развития. Компонент «базовые потребности человека» включает показатели, связанные с питанием, медицинским обслуживанием, санитарией, жильем и личной безопасностью. Компонент «основы благополучия» включает в себя такие показатели, как доступ к образованию, информации и коммуникациям, здоровье и благополучие человека, а также устойчивость экосистемы на конкретном географическом пространстве. Компонент «ресурсных возможностей для развития человека» включает показатели, которые связаны с личными правами, личной свободой и выбором и доступом к высшему образованию. Для расчета ИСР собираются и анализируются данные из различных источников, включая международные организации, государственную статистику и данные опросов, затем данные преобразуются в набор показателей и агрегируются для получения оценок по каждому измерению и компоненту, представляя собой бальную оценку. Эти баллы суммируются для получения общего показателя Индекса социального развития для страны или региона, который отражает уровень их социального прогресса. Индекс социального развития предоставляется политикам, исследователям и различным социальным и общественным институтам ценный инструмент для оценки и сравнения социального прогресса в разных странах и регионах, помогая определить сильные стороны социальной политики и области государственного управления, требующие улучшения, определяя распределение ресурсов и разработку целенаправленных стратегических
мероприятий устойчивого развития экономики и общества. Представим в таблице 3 рейтинг стран мира по индексу социального развития в 2022 году.
В последние годы все большее внимание уделяется концепции устойчивого развития и измерению социального равновесия в рамках концепции Целей устойчивого развития Организации
Объединенных Наций (ЦУР)4 показатели, связанные с бедностью, неравенством, образованием, здравоохранением и экологической устойчивостью, используются для мониторинга прогресса в достижении ЦУР и содействия социальному балансу. ЦУР включают в себя набор из 17 целей и многочисленных целевых показателей, направ-
Таблица 3
Рейтинг стран мира по индексу
№ Страна ИСР
1 Норвегия 90.74
2 Дания 90.54
3 Финляндия 90.46
4 Швейцария 90.26
5 Исландия 89.54
6 Швеция 89.42
7 Нидерланды 88.97
8 Германия 88.72
9 Япония 88.19
10 Канада 88.17
11 Австрия 88.05
12 Австралия 87.83
13 Ирландия 87.69
14 Люксембург 87.48
15 Новая Зеландия 87.26
16 Бельгия 87.22
17 Южная Корея 86.47
18 Эстония 86.16
19 Великобритания 86.13
20 Франция 86.07
21 Испания 85.35
22 Италия 85.23
23 Чехия 85.19
24 Португалия 84.75
25 Соединённые Штаты Америки 84.65
26 Мальта 84.52
27 Словения 84.19
28 Сингапур 83.76
29 Литва 83.71
30 Кипр 83.18
31 Израиль 83.17
32 Латвия 82.46
33 Греция 82.44
34 Хорватия 82.32
35 Словакия 81.29
36 Чили 80.78
37 Коста-Рика 80.65
38 Уругвай 80.27
39 Польша 80.17
развития в 2022 году
№ Страна ИСР
40 Барбадос 79.60
41 Аргентина 78.64
42 Венгрия 78.21
43 Румыния 76.89
44 Болгария 76.81
45 Сербия 75.80
46 Тринидад и Тобаго 75.58
47 Маврикий 75.44
48 Армения 74.78
49 Черногория 74.64
50 Грузия 74.43
51 Молдова 74.19
52 Украина 74.17
53 Албания 74.12
54 Малайзия 74.08
55 Кувейт 74.06
56 Панама 74.02
57 Ямайка 73.48
58 Македония 72.74
59 Россия 71.99
60 Эквадор 71.75
61 Беларусь 71.49
62 Бразилия 71.26
63 Босния и Герцеговина 71.23
64 Суринам 71.22
65 Казахстан 71.21
66 Мексика 70.84
67 Перу 70.70
68 Объединённые Арабские Эмираты 70.70
69 Южная Африка 69.95
70 Колумбия 69.83
71 Таиланд 69.80
72 Тунис 69.77
73 Доминикана 69.76
74 Шри-Ланка 69.22
75 Кабо-Верде 69.01
76 Парагвай 68.96
77 Вьетнам 68.18
78 Бутан 68.05
4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
№ Страна ИСР
79 Мальдивы 68.02
80 Оман 67.70
81 Филиппины 67.46
82 Иордания 67.32
83 Кыргызстан 67.23
84 Монголия 67.21
85 Боливия 67.15
86 Фиджи 67.02
87 Индонезия 66.67
88 Турция 66.59
89 Ливан 66.48
90 Катар 66.47
91 Узбекистан 66.12
92 Бахрейн 66.09
93 Ботсвана 65.89
94 Китай 65.74
95 Алжир 65.59
96 Гайана 65.54
97 Палестина 65.19
98 Гана 64.80
99 Сальвадор 64.42
100 Марокко 64.04
101 Саудовская Аравия 63.89
102 Иран 63.72
103 Азербайджан 63.26
104 Сан-Томе и Принсипи 62.49
105 Габон 62.18
106 Намибия 62.00
107 Гондурас 61.17
108 Никарагуа 60.23
109 Гватемала 60.21
110 Индия 60.19
111 Непал 59.39
112 Тимор-Лешти 58.92
113 Египет 58.73
114 Венесуэла 58.62
115 Кения 57.96
116 Сенегал 57.70
117 Ирак 56.82
118 Туркменистан 56.75
119 Бангладеш 56.06
120 Таджикистан 56.05
121 Камбоджа 55.71
122 Бенин 55.59
123 Танзания 54.87
124 Гамбия 54.68
Окончание табл. 3
№ Страна ИСР
125 Малави 54.29
126 Ливия 54.28
127 Кот-д'Ивуар 54.01
128 Нигерия 52.97
129 Лесото 52.90
130 Соломоновы Острова 52.40
131 Руанда 52.18
132 Зимбабве 52.17
133 Коморские Острова 52.11
134 Замбия 52.07
135 Сирия 51.98
136 Того 51.58
137 Мьянма 51.46
138 Камерун 51.40
139 Пакистан 51.32
140 Лаос 51.17
141 Сьерра-Леоне 50.48
142 Буркина Фасо 49.83
143 Джибути 49.39
144 Уганда 49.34
145 Свазиленд 49.19
146 Либерия 49.03
147 Мозамбик 48.27
148 Папуа - Новая Гвинея 48.12
149 Конго 47.54
150 Эфиопия 47.43
151 Мадагаскар 47.07
152 Мали 46.93
153 Ангола 46.87
154 Гвинея-Бисау 46.65
155 Мавритания 46.60
156 Экваториальная Гвинея 46.58
157 Гаити 45.42
158 Судан 45.41
159 Нигер 43.14
160 Бурунди 42.91
161 Демократическая Республика Конго 42.70
162 Гвинея 42.41
163 Йемен 39.08
164 Афганистан 37.34
165 Сомали 35.85
166 Эритрея 34.85
167 Чад 34.69
168 Центрально-Африканская Республика 32.39
169 Южный Судан 30.65
Источник: составлено автором по данным Social. Progress Imperative: Social. Progress Index 2022
ленных на решение социальных, экономических и экологических проблем:
1. Снижение уровня бедности: покончить с бедностью во всех ее формах и измерениях.
2. Снижение голода: покончить с голодом, обеспечить продовольственную безопасность, улучшить питание и содействовать устойчивому ведению сельского хозяйства.
3. Хорошее здоровье и благополучие: обеспечьте здоровый образ жизни и способствуйте благополучию для всех в любом возрасте.
4. Качественное образование: обеспечьте инклюзивное и справедливое качественное образование и поощряйте возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
5. Гендерное равенство: обеспечить гендерное равенство и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.
6. Чистая вода и санитария: Обеспечение доступности и устойчивого снабжения водоснабжением и санитарией для всех.
7. Доступная и чистая энергия: обеспечить доступ к доступной, надежной, устойчивой и возобновляемой энергии для всех.
8. Достойная работа и экономический рост: содействие поступательному и устойчивому экономическому росту экономик, полной и производительной занятости и достойной работы для всех.
9. Промышленность, инновации и инфраструктура: создание устойчивой инфраструктуры, содействие устойчивой индустриализации и стимулирование инноваций.
10. Сокращение неравенства: уменьшить неравенство внутри стран и между ними.
11. Устойчивые города и сообщества: сделать города и населенные пункты безопасными, жизнестойкими и устойчиво развивающимися.
12. Ответственное потребление и производство: обеспечить устойчивые модели потребления и производства.
13. Меры по борьбе с изменением климата: принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.
14. Жизнь под водой: сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в целях устойчивого развития общества.
15. Жизнь на суше: зщита, восстановление и поощрение устойчивого использования наземных экосистем, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять деградации земель и прекращение утраты биоразнообразия.
16. Мир, правосудие и сильные институты: содействие мирному и инклюзивному обществу в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех членов общества и создание эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях.
17. Партнерство во имя достижения целей: укрепление средств осуществления и активизация глобального партнерства в интересах устойчивого развития.
Данные 17 целей, а также связанные с ними целевые показатели были приняты всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года5. Данные цели обеспечивают всеобъемлющую основу для решения взаимосвязанных проблем бедности, неравенства, ухудшения состояния окружающей среды и социальной несправедливости и направлены на создание более устойчивого и справедливого мира для нынешнего и будущих поколений.
Важно отметить, что расчет социального равновесия не является чисто научным способом познания, а также включает в себя нормативные суждения и общественные ценности, так как у различных людей могут быть разные точки зрения на то, что представляет собой социальное равновесие и как его следует измерять. Поэтому крайне важно участвовать в междисциплинарных дискуссиях и учитывать различные точки зрения при оценке и решении проблем социального равновесия, так как оценку социального равновесия следует рассматривать не как разовое мероприятие, а скорее как непрерывный процесс. Регулярный мониторинг и оценка социальных показателей, наряду с обратной связью от различных слоёв затронутых сообществ, могут помочь определить области улучшения социальной политики и направлять политические мероприятия для содействия социальному балансу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Следует остановится на важном различии, которое определяет содержание неравенства доходов, как экономической категории и относится к пониманию различия неравномерного распределения доходов между отдельными лицами или домохозяйствами, и неравенства в богатстве, которое определяется неравномерным распределением активов и богатств внутри общества. На основании анализа различных теоретических
5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ sustainaЫedeve[opment/ru/about/deve[opment-agenda/
источников представим дефиницию социального равновесия в авторском понимании:
Социальное равновесие6 - такое состояние социальной динамическое системы, характеризующееся соответствием типичному состоянию системы - аттрактору, выступающее результатом взаимодействия нескольких различно направленных и полностью нейтрализующих друг друга сил.
Представим также авторское понимание состава структуры и содержания социального равновесия:
1. Равенство является фундаментальным элементом социального равновесия, как философская категория она обобщает понимание равновесия, предполагая справедливое распределение ресурсов, возможностей и выгод внутри общества, включает в себя равный доступ к образованию, здравоохранению, трудоустройству и другим основным общественным благам. Равенство направлено на обеспечение того, чтобы люди имели равные возможности для процветания и участия в жизни общества, независимо от их происхождения, пола, расы или социально-экономического статуса.
2. Правосудие тесно связано с социальным равновесием, так как предполагается, что справедливое отношение к отдельным гражданам независимо от их социального статуса и справедливое разрешение конфликтов или споров. Социальная справедливость предполагает необходимость устранения системного неравенства и структурных барьеров, которые усиливают социальные диспропорции.
3. Инклюзивность, спорная категория, которая в большей степени является теоретическим конструктом, но которая является крайне распространенной экономической категорией в западной практике экономики благосостояния и является по мнению западных исследователей еще одним важнейшим элементом социального равновесия. Инклюзивность предполагает обеспечение того, чтобы все люди, независимо от их различий или социальных характеристик, были активно включены в общество и ценились им, инклюзивные общества признают и принимают разнообразие, поощряя равное участие и представительство маргинали-зированных групп. По мнению западных исследователей инклюзивность способствует развитию чувства принадлежности, социальной сплоченности и коллективного благополучия [28], [29], [30].
4. Социальная сплоченность относится к степени взаимосвязанности, доверия и солидарности 6 Авторское определение
внутри общества характеризуется наличием прочных социальных связей, сотрудничества и взаимной поддержки между отдельными людьми и сообществами. Социальная сплоченность необходима для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности и развития чувства общей цели и принадлежности в обществе, что помогает создать гармоничное и жизнестойкое общество.
5. Благополучие является центральным элементом социального равновесия, так как охватывает физическое, психическое и эмоциональное здоровье и удовлетворенность отдельных людей в обществе. Благополучие выходит за рамки материального достатка и включает в себя такие факторы, как доступ к качественному здравоохранению, образованию, чистой окружающей среде и системам социальной поддержки и содействие благополучию имеет решающее значение для обеспечения сбалансированной и полноценной жизни всех членов общества.
6. Социальное равновесие тесно взаимосвязано с устойчивым развитием, в нем признается взаимозависимость между социальными, экономическими и экологическими факторам и направлено на удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Это предполагает балансирование экономического роста, социального прогресса и охраны окружающей среды для обеспечения долгосрочного благополучия и гармонии в обществе.
7. Доступ к основным потребностям предполагает обеспечение таких условий, чтобы все люди имели доступ к основным потребностям, таким как еда, чистая вода, жилье и здравоохранение. Доступ к этим благам первой необходимости имеет решающее значение для благополучия каждого человека, что предполагает борьбу с нищетой и обеспечение того, чтобы никто не был оставлен без внимания или лишен своих основных прав.
8. Образование играет жизненно важную роль в обеспечении социального равновесия, предоставляя людям знания, навыки и возможности для личностного и профессионального роста. Доступ к качественному образованию, начиная с раннего детства и заканчивая высшим образованием, помогает уменьшить социальное неравенство и дает людям возможность в полной мере участвовать в жизни общества и экономики.
9. Социальное равновесие предполагает наличие трудовой или общественной занятости,
то есть требует наличия достойной работы и экономических возможностей для всех, это предполагает содействие всех членов общества экономическому росту, сокращение безработицы и неполной занятости, а также обеспечение справедливой заработной платы и условий труда, доступ к занятости и экономическим возможностям помогает сократить бедность, неравенство и социальную изоляцию.
10. Системы социальной защиты, это механизмы, которые обеспечивают поддержку и защиту уязвимых лиц и социальных групп, включают программы социального обеспечения, пособия по безработице, медицинское страхование и пенсионные схемы. Системы социальной защиты помогают смягчать риски и потрясения, с которыми сталкиваются отдельные лица, и способствуют социальному балансу, обеспечивая базовый уровень социальной защиты.
11. Гражданская активность и соучастие предполагает активную гражданскую активность и участие отдельных лиц в процессах принятия решений, включая в себя право на свободу выражения мнений, ассоциаций и мирных собраний. Поощрение гражданской активности и сопричастности позволяет отдельным людям иметь право голоса в формировании государственной политики и практики её реализации, которая влияет на их жизнь.
12. Экологическая устойчивость является неотъемлемой частью социального равновесия, так как основывается на ответственном управлении природными ресурсами, сохранение биоразнообразия и смягчение последствий изменения климата из-за роста хозяйственной активности общества. Обеспечение благополучной и устойчивой окружающей среды имеет важное значение для здоровья людей и будущих поколений, а также для устранения социального и экономического неравенства.
13. Права человека и социальная справедливость, которые тесно связаны с защитой и поощрением обеспечения прав человека, которые гарантируются Конституцией и обеспечение равных прав, свобод и возможностей для всех людей, независимо от их происхождения или характеристик.
14. Мирное сосуществование и разрешение конфликтов включает в себя содействие диалогу и примирению при оппонировании и наличии конфликтных ситуацией, что обеспечивает социальную гармонию и обеспечивает социальную стабильность, доверие и сотрудничество между отдельными людьми и сообществами.
15. Равноправие и честность, социальное равновесие предполагает поощрение равноправия и справедливости в распределении ресурсов, возможностей и результатов, включает в себя устранение системных барьеров и структурного неравенства, которые препятствуют социальной мобильности и создают социальные диспропорции.
16. Социальный равновесие требует содействия социальной интеграции и сплоченности внутри общества, сплоченной социальной структуры, в которой люди из разных слоев общества могут взаимодействовать, сотрудничать и строить значимые социальные отношения. Социальная интеграция помогает преодолеть разногласия, уменьшить социальную изоляцию и способствовать развитию чувства принадлежности и общей идентичности, что формирует основы патриотизма и социальной идентичности.
17. Культурное разнообразие и уважение к различным культурным традициям, языкам и точкам зрения, поощрение культурного разнообразия помогает создать эффективное социальную и экономическую среду, в которой отдельные люди могут выражать свою самобытность и вносить свой вклад в коллективное благополучие.
18. Доступ к правосудию и верховенство закона, это продвижение справедливой и беспристрастной правовой системы, которая поддерживает права человека, защищает отдельных лиц от дискриминации и несправедливости и предоставляет возможности для возмещения ущерба.
19. Расширение социальных прав и возможностей предполагает предоставление отдельным лицам и сообществам возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью и активно участвовать в процессах принятия решений, которые значимы для общественной жизни, которое предполагает содействие расширению социальных прав и возможностей посредством образования, развития навыков и возможностей для развития лидерства и гражданской активности каждого гражданина, так как наделенные полномочиями люди могут внести свой вклад в формирование своей собственной судьбы и повлиять на социальные изменения.
20. Равенство между поколениями, важнейшая категория в экономической этике, которая учитывает потребности и права будущих поколений: обеспечение равенства между поколениями путем сохранения природных ресурсов, борьбы с изменением климата и оставления устойчивого наследия для будущих поколений. Наличие социальной справедливости между поколениями признает ответственность за поддержание
социального, экономического и экологического баланса с течением времени.
21. Социальное равновесие требует обеспечения доступа к информационно-коммуникационным технологиям для всех людей и включает в себя преодоление цифрового разрыва, продвижение цифровой грамотности, чтобы обеспечить равное участие в цифровую эпоху, доступ к информации и коммуникациям расширяет возможности отдельных людей, облегчает обмен знаниями и укрепляет социальные связи.
22. Социальное равновесие предполагает поощрение социальной ответственности и этического поведения среди отдельных лиц, организаций и учреждений, это продвижение этичных методов ведения бизнеса, корпоративной социальной ответственности и ответственного управления. Социальная ответственность способствует построению справедливого общества и помогает предотвращать эксплуатацию и причинение вреда своих граждан.
23. Социальное равновесие требует повышения жизнестойкости и адаптивности отдельных людей и социальных групп, это обеспечение людей навыками и ресурсами, необходимыми для того, чтобы справляться с вызовами, адаптироваться к переменам и восстанавливаться после неудач. Жизнестойкость помогает отдельным людям и сообществам справляться с социальными, экономическими и экологическими потрясениями и сохранять равновесие перед негативными факторами внешней среды.
Перечисленные элементы взаимосвязаны и взаимоукрепляют друг друга, достижение социального равновесия предполагает создание политики, институтов и практик, способствующих справедливости, равным возможностям и устойчивому развитию общества. Рассматривая и интегрируя эти элементы, общества могут стремиться к более сбалансированному, справедливому и благополучному будущему.
ОБСУЖДЕНИЕ
Негативные аспекты количественной оценки социального равновесия, заключаются в том, что индексы: ИЧР (таблица 2) и ИСР (таблица 3) служат мощным инструментом пропаганды с целью влияния на политические решения. Предоставляя часто ненаучно обоснованные данные и аналитическую информацию на субъективной основе, индексы могут формировать негативную среду политических дебатов, формировать негативное общественное мнение и стимулировать действия, направленные на создание социальных диспропорций и внешнего вмешательства, когда западные страны призывают правительства, организации и отдельные социальные группы уделять приоритетное внимание социальной повестке, которая имеет искусственную природу и не является научно и объективно обоснованной. Следует также отметить, что многие крупные исследователи считали, что экономика благосостояния исчерпала себя, как область экономического знания [30], [31], [32], что в целом не способствует развитию предметной области экономики благосостояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка социального равновесия, важная общественная и научная задача, которая включает в себя комбинацию количественных показателей, составных индексов и качественных оценок и требует учета множества аспектов благополучия, включая неравенство в доходах и богатстве, социальную мобильность, субъективное благополучие и возможности, которыми обладает каждый член общества. Выбор показателей и методов зависит от конкретного контекста и целей анализа, используя количественные подходы, исследователи могут получить представление о распределении ресурсов и возможностей внутри общества и работать над созданием более сбалансированного и благополучного общества.
Список литературы
1. Baujard A. Welfare Economics. Rochester. NY: Social Science Research Network; 2013. DOI 10.2139/ssrn.2357412/
2. Кирута А.Я., Ефимов Б.А. О социальном равновесии и социальной справедливости, Матем. Моделирование. 1993. Том 5. № 12. С. 79-97.
3. Bentham J. Utilitarianism. Progressive Publishing Company, 1890.
4. Parekh B. Bentham's Theory of Equality // Political Studies. 1970. Т. 18. № 4. С. 478-495. DOI 10.1111/j.1467-9248.1970.tb01458.x.
5. Long D. Bentham on Liberty: Jeremy Bentham's idea of liberty in relation to his utilitarianism. University of Toronto Press, 1977.
6. Яркова Е.Н. Утилитаризм как стимул самоорганизации культуры и общества / Е.Н. Яркова // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 88-101. EDN RHOORX.
7. Яркова Е.Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной ре-конструкции / Е.Н. Яркова // Вопросы философии. 2005. № 8. С. 53-65. EDN HSGEEP.
8. Прокофьев А.В. Обоснование морали и обоснование утилитаризма в этике Иеремии Бентама / А.В. Прокофьев // Философский журнал. 2023. Т. 16, № 1. С. 5-20. DOI 10.21146/2072-0726-2023-16-1-5-20. EDN OHNMOG.
9. BenthamJ., MillJ.S. Utilitarianism and other essays. Penguin UK, 2004. 352 с. ISBN 0141908211, 9780141908212.
10. Jacobson D. Utilitarianism without consequentialism: the case of John Stuart Mill // Philosophical Review. 2008. Т. 117. № 2. С. 159-191. DOI 10.1215/00318108-2007-035.
11. Alican N.F. Classical Utilitarianism before John Stuart Mill: The Legacy of Jeremy Bentham // Mill's Principle of Utility: Origins, Proof, and Implications. Brill, 2021. С. 13-91. DOI 10.1163/9789004503953_003.
12. Динамическая система функционирования сообществ социальной сети / Е.П. Охапкина, В.П. Охапкин, Р.В. Мещеряков [и др.] // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2022. № 2 (106). С. 41-71. DOI 10.35330/1991-6639-20222-106-41-71. EDN HNAEUG.
13. Горячев И.Н. Динамическое равновесие и его формирование в современном Российском обществе / И.Н. Горячев // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 207. EDN TXUYAX.
14. Lerman R.I., Yitzhaki S. Improving the accuracy of estimates of Gini coefficients // Journal of econometrics. 1989. Т. 42. № 1. С. 43-47. DOI 10.1016/0304-4076(89)90074-2.
15. Lerman R.I., Yitzhaki S. A note on the calculation and interpretation of the Gini index // Economics Letters. 1984. Т. 15. № 3-4. С. 363-368. DOI 10.1016/0165-1765(84)90126-5.
16. Giles D.E.A. Calculating a standard error for the Gini coefficient: some further results // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 2004. Т. 66. № 3. С. 425-433. DOI 10.1111/j.1468-0084.2004.00086.x.
17. Лебедев В.В. Использование коэффициента Пальмы для анализа Лебедев К.В. дифференциации населения по доходам / В.В. Лебедев, К.В. Лебедев // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 5. С. 70-82. DOI 10.24411/20716435-2019-10113. EDN WKGLWF.
18. Ворожейкин С.А. Субъективное благополучие в поле информатизации общества / С.А. Ворожейкин // Страховские Чтения. 2022. № 30. С. 74-84. EDN OGLUZJ.
19. Sen A.K. The Strategy of Economic Development The Struggle for a Higher Standard of Living: The Problem of the Underdeveloped Countries Public Enterprise and Economic Development // The economic journal. 1960. Т. 70. № 279. С. 590-594. DOI 10.2307/2228824.
References
1. Baujard A. Welfare Economics. Rochester. NY: Social Science Research Network; 2013. DOI 10.2139/ssrn.2357412/
2. Kiruta A.Ya., Efimov B.A., On Social balance and Social Justice, Math. Modeling. 1993. Volume 5. № 12. P. 79-97.
3. Bentham J. Utilitarianism. Progressive Publishing Company, 1890.
4. Parekh B. Bentham's Theory of Equality // Political Studies. 1970. T. 18. № 4. P. 478-495. DOI 10.1111/j.1467-9248.1970.tb01458.x.
5. Long D. Bentham on Liberty: Jeremy Bentham's idea of liberty in relation to his utilitarianism. University of Toronto Press, 1977.
6. Yarkova E.N. Utilitarianism as a stimulus for self-organization of culture and society / E.N. Yarkova // Social Sciences and Modernity. 2002. № 2. P. 88-101. - EDN RHOORX.
7. Yarkova E.N. Utilitarianism as a type of morality: the experience of conceptual re-construction / E.N. Yarkova // Questions of philosophy. 2005. № 8. P. 53-65. EDN HSGEEP.
8. Prokofiev A.V. Justification of morality and justification of utilitarianism in the ethics of Jeremy Bentham / A.V. Prokofiev // Philosophical Journal. 2023. Vol. 16, № 1. P. 5-20. DOI 10.21146/2072-0726-2023-16-1-5-20. EDN OHNMOG.
9. Bentham J., Mill J.S. Utilitarianism and other essays. Penguin UK, 2004. 352 c. ISBN 0141908211, 9780141908212.
20. Sen A.K. The Rich and the Poor. A Study of the Economics of Rising Expectations. 1962. DOI 10.2307/2228450.
21. Alexander J.M. Capabilities and social justice: The political philosophy of Amartya Sen and Martha Nussbaum. Ashgate Publishing, Ltd., 2008.
22. Nussbaum M.C. Creating capabilities: The human development approach and its implementation // Hypatia. 2009. Т. 24. № 3. С. 211-215. DOI 10.1111/j.1527-2001.2009.01053.x.
23. Канарш Г.Ю. Экономика и справедливость: эгалитарная теория А. Сена и М. Нассбаум / Г.Ю. Канарш // Философские науки. 2011. № 10. С. 34-43. - EDN ONGGJV.
24. Charles V., D'Alessio F.A. An envelopment-based approach to measuring regional social progress // Socio-Economic Planning Sciences. 2020. Т. 70. С. 100713. DOI 10.1016/j.seps. 2019.05.004.
25. Estes R.J. The social progress of nations revisited // Social Indicators Research. 2019. Т. 144. №. 2. С. 539-574. DOI 10.1007/ s11205-018-02058-9.
26. Asandului L, lacobuta A., Cautisanu C. Modelling economic growth based on economic freedom and social progress // European Journal of Sustainable Development. 2016. Т. 5. № 3. С. 229229. DOI 10.14207/ejsd.2016.v5n3p229.
27. Annen K. Social capital, inclusive networks, and economic performance // Journal of Economic Behavior & Organization. 2003. Т. 50. № 4. С. 449-463. DOI 10.1016/S0167-2681(02) 00035-5.
28. Corrado G, Corrado L. Inclusive finance for inclusive growth and development // Current opinion in environmental sustainability. 2017. Т. 24. С. 19-23. DOI 10.1016/j.cosust.2017.01.013.
29. Xun Z. et al. Digital economy, financial inclusion and inclusive growth // China Economist. 2020. Т. 15. № 3. С. 92-105.
30. Hicks J.R. The foundations of welfare economics // The economic journal. 1939. Т. 49. № 196. С. 696-712.- DOI 10.2307/ 2225023.
31. Mishan E.J. Economic Efficiency and Social Welfare: Selected Essays on Fundamental Aspects of the Economic Theory of Social Welfare (Routledge Revivals) // Taylor & Francis eBooks DRM Free Collection.
32. Hausman D, McPherson M, Satz D. Economic analysis, moral philosophy, and public policy. Cambridge University Press, 2016.
10. Jacobson D. Utilitarianism without consequentialism: the case of John Stuart Mill // Philosophical Review. 2008. T. 117. № 2. P. 159-191. DOI 10.1215/00318108-2007-035.
11. Alican N.F. Classical Utilitarianism before John Stuart Mill: The Legacy of Jeremy Bentham // Mill's Principle of Utility: Origins, Proof, and Implications. Brill, 2021. P. 13-91. DOI 10.1163/9789004503953_003.
12. Dynamic system of functioning of social network communities / E.P. Okhapkina, V.P. Okhapkin, R.V. Meshcheryakov [et al.] // Izvestiya Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2022. № 2 (106). P. 41-71. DOI 10.35330/1991-6639-2022-2-106-41-71. EDN HNAEUG.
13. Goryachev I.N. Dynamic equilibrium and its formation in modern Russian society / I.N. Goryachev // Modern problems of science and education. 2015. № 1-2. P. 207. EDN TXUYAX.
14. Lerman R.I., Yitzhaki S. Improving the accuracy of estimates of Gini coefficients // Journal of econometrics. 1989. T. 42. № 1. P. 43-47. DOI 10.1016/0304-4076(89)90074-2.
15. Lerman R.I., Yitzhaki S. A note on the calculation and interpretation of the Gini index // Economics Letters. 1984. T. 15. № 3-4. P. 363-368. DOI 10.1016/0165-1765(84)90126-5.
16. Giles D.E.A. Calculating a standard error for the Gini coefficient: some further results // Oxford Bulletin of
Economics and Statistics. 2004. T. 66. № 3. P. 425-433. DOI 10.1111/j.1468-0084.2004.00086.x.
17. Lebedev V.V. The use of the Palm coefficient for analysis Lebedev K.V. differentiation of the population by income / V.V. Lebedev, K.V. Lebedev // STAGE: economic theory, analysis, practice. 2019. № 5. P. 70-82. DOI 10.24411/2071-6435-2019-10113. EDN WKGLWF.
18. Vorozheikin S.A. Subjective well-being in the field of informatization of society / S.A. Vorozheikin // Strahov Readings. 2022. № 30. P. 74-84. EDN OGLUZJ.
19. Sen A.K. The Strategy of Economic Development The Struggle for a Higher Standard of Living: The Problem of the Underdeveloped Countries Public Enterprise and Economic Development // The economic journal. 1960. T. 70. № 279. P. 590-594. DOI 10.2307/2228824.
20. Sen A.K. The Rich and the Poor. A Study of the Economics of Rising Expectations. 1962. DOI 10.2307/2228450.
21. AlexanderJ.M. Capabilities and social justice: The political philosophy of Amartya Sen and Martha Nussbaum. Ashgate Publishing, Ltd., 2008.
22. Nussbaum M.C. Creating capabilities: The human development approach and its implementation // Hypatia. 2009. T. 24. № 3. P. 211-215. DOI 10.1111/j.1527-2001.2009.01053.x.
23. Kanarsh, G.Yu. Economics and Justice: the egalitarian theory of A. Sena and M. Nassbaum / G.Yu. Kanarsh // Philosophical sciences. 2011. № 10. P. 34-43. EDN ONGGJV.
24. Charles V., D'Alessio F.A. An envelopment-based approach to measuring regional social progress // Socio-Economic
Информация об авторах
Ваславская И.Ю., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятий и организаций, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Набережные Челны, Российская Федерация). Почта для связи с автором: vaslavskaya@yandex.ru.
ORCID Ю: 0000-0002-1363-3865.
Ваславский Я.И., кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политической теории, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: vaslavsky@yandex.ru).
ORCID Ю: 0000-0003-0707-1699.
Мешкова Г.В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Инновационное предпринимательство», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: gvmeshkova@bmstu.ru.
Информация о статье
Дата получения статьи: 17.05.2023
Дата принятия к публикации: 21.06.2023
Planning Sciences. 2020. T. 70. P. 100713. DOI 10.1016/j.seps. 2019.05.004.
25. Estes R.J. The social progress of nations revisited // Social Indicators Research. 2019. T. 144. №. 2. P. 539-574. DOI 10.1007/ s11205-018-02058-9.
26. Asandului L., Iacobuta A., Cautisanu C. Modelling economic growth based on economic freedom and social progress // European Journal of Sustainable Development. 2016. T. 5. № 3. P. 229-229. DOI 10.14207/ejsd.2016.v5n3p229.
27. Annen K. Social capital, inclusive networks, and economic performance // Journal of Economic Behavior & Organization. 2003. T. 50. № 4. P. 449-463. DOI 10.1016/S0167-2681(02) 00035-5.
28. Corrado G., Corrado L. Inclusive finance for inclusive growth and development // Current opinion in environmental sus-tainability. 2017. T. 24. P. 19-23. DOI 10.1016/j.cosust. 2017.01.013.
29. Xun Z. et al. Digital economy, financial inclusion and inclusive growth // China Economist. 2020. T. 15. № 3. P. 92-105.
30. HicksJ.R. The foundations of welfare economics // The economic journal. 1939. T. 49. № 196. P. 696-712.- DOI 10.2307/ 2225023.
31. Mishan E.J. Economic Efficiency and Social Welfare: Selected Essays on Fundamental Aspects of the Economic Theory of Social Welfare (Routledge Revivals) // Taylor & Francis eBooks DRM Free Collection.
32. Hausman D., McPherson M., Satz D. Economic analysis, moral philosophy, and public policy. Cambridge University Press, 2016.
Information about the authors
Vaslavskaya I.Y., Doctor of Economics, Associate Professor, Professor, Department of Economics of Enterprises and Organizations, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga) Federal University (Naberezhnye Chelny, Russian Federation). Corresponding author: vaslavskaya@yandex.ru.
ORCID ID: 0000-0002-1363-3865.
Vaslavskiy Y.I., Ph.D. in Political Science, Associate Professor, Associate Professor, Department of Political Theoty, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: vaslavsky@yandex.ru.
ORCID ID: 0000-0003-0707-1699.
Meshkova G.V., Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Department of Innovative Entrepreneurship, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: gvmeshkova@bmstu.ru.
Article Info
Received for publication: 17.05.2023 Accepted for publication: 21.06.2023
© Vaslavskaya I.Y., Vaslavskiy Y.I., Meshkova G.V., 2023.
© Ваславская И.Ю., Ваславский Я.И., Мешкова Г.В., 2023.