Научная статья на тему 'Экономика баскетбольных спортивных клубов НБА, Европы и единой лиги ВТБ'

Экономика баскетбольных спортивных клубов НБА, Европы и единой лиги ВТБ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2648
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛЬНЫЙ КЛУБ / БЮДЖЕТЫ / КОНТРАКТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРАВА / ДОХОДЫ / ПРИБЫЛЬ / BASKETBALL CLUB / BUDGETS / CONTRACTS / INVESTMENTS / TELEVISION RIGHTS / INCOME / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Бондарева Елена Вильсуровна, Агеева Ульяна Павловна, Деверинская Александра Тимофеевна

В статье утверждается, что в настоящее время индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют значительные размеры инвестиций в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, хотя распределены они крайне неравномерно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Бондарева Елена Вильсуровна, Агеева Ульяна Павловна, Деверинская Александра Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMICS OF NBA, EUROPEAN BASKETBALL AND VTB UNITED LEAGUE CLUBS

Affirms as article that now the sports industry reaches a new level of development and becomes a full-fledged branch of economy as evidenced by significant investments in the development of sports clubs and related infrastructure, although they are distributed very unevenly.

Текст научной работы на тему «Экономика баскетбольных спортивных клубов НБА, Европы и единой лиги ВТБ»

14

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)

Список литературы

1. Айвазян С.А. Основы эконометрики: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 432 с.

2. Алексеев В.В., Краснов В.К., Речнов А.В. К вопросу о реструктуризации задолженности физических лиц // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 4-9.

3. Денисова И.Г., Краснов В.К. К вопросу спецификации модели множественной линейной

регрессии // Перспективы социально-экономического развития современного государства и общества: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (28 января 2014 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014. С. 93-96.

4. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2007. 311 с.

5. Орлов А.И. Эконометрика: учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2002. 575 с.

АЛЕКСЕЕВ Виктор Васильевич - кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: av77@list.ru.

КРАСНОВ Вячеслав Константинович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: Vkras1956@mail.ru.

ALEXEEV, Viktor Vasilyevich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: av77@list.ru.

KRASNOV, Vyacheslav Konstantinovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: Vkras1956@mail.ru.

УДК 338.001.36

ЭКОНОМИКА БАСКЕТБОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ НБА, ЕВРОПЫ И ЕДИНОЙ ЛИГИ ВТБ

В.Ю. Асанин, Е.В. Бондарева, У.П. Агеева, А.Т. Деверинская

В статье утверждается, что в настоящее время индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют значительные размеры инвестиций в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, хотя распределены они крайне неравномерно.

Ключевые слова: баскетбольный клуб; бюджеты; контракты; инвестиции; телевизионные права; доходы; прибыль.

V.Yv. Asanin, E.V. Bondareva, U.P. Ageeva, A.T. Deverinskaya. THE ECONOMICS OF NBA, EUROPEAN BASKETBALL AND VTB UNITED LEAGUE CLUBS

Affirms as article that now the sports industry reaches a new level of development and becomes a full-fledged branch of economy as evidenced by significant investments in the development of sports clubs and related infrastructure, although they are distributed very unevenly.

Keywords: basketball club; budgets; contracts; investments; television rights; income; profit.

Вот уже более тридцати лет философия Национальной баскетбольной ассоциации (далее - НБА) заключается в том, что в чемпионате ассоциации должны выступать примерно равные по силам и возможностям клубы, а смена лидеров - обычное явление для НБА. Только в таком случае турнир будет конкурентоспособным, а игры будут вызывать настоящий интерес публики. Собственно, это цель и следст-

вие разумной политики, которая вырабатывалась десятилетиями - через годы гегемонии наиболее богатых клубов, через приход телевидения как важнейшего источника доходов ассоциации. Причем любовь к спорту здесь прекрасно гармонирует с высокорентабельным бизнесом.

Сегодня в НБА играют 30 команд (29 из США и одна из Канады). Среди них есть разные по уровню доходности клубы, но руковод-

ство ассоциации старается максимально нивелировать эту разницу. Главные инструменты выравнивания возможностей - введенные в 1984 г. потолок зарплат и налог на роскошь, система драфта для новичков, а также равномерное распределение всех доходов ассоциации между клубами.

Потолок зарплат означает, что заработная ведомость клуба НБА не может превышать установленный лимит. В сезоне 2015/2016 г это была сумма 70 млн долл. США (табл. 1). В случае его превышения владелец клуба платит налог на роскошь - определенную сумму за каждый доллар сверх лимита. Налог на роскошь затем делится между теми клубами, которые за установленные рамки не вышли [4].

Таблица 1

Топ-10 самых больших зарплатных ведомостей клубов НБА в сезоне 2015/2016 г., млн долл. США

Клуб Суммарная зарплата

«Кливленд Кавальерс» 108,30

«Лос-Анджелес Клипперс» 97,02

«Оклахома Сити Тандер» 96,55

«Голден Стейт Уорриорс» 93,63

«Хьюстон Рокетс» 89,79

«Бруклин Нетс» 88,01

«Сан-Антонио Сперс» 87,83

«Чикаго Булс» 87,66

«Детройт Пистонз» 85.83

«Майами Хит» 85,76

Драфт НБА организован так, что преимущественные права на талантливых новобранцев из студенческого баскетбола и зарубежных стран имеют клубы с худшими показателями в минувшем сезоне, т.е. данный инструмент нацелен на выравнивание возможностей клубов. Таким образом, в НБА изначально блокируется ситуация, при которой какой-либо спонсор может вкладывать в свой клуб неограниченные суммы денег, покупая самых лучших игроков. Кроме того, общая сумма коллективного телевизионного контракта, заключенного НБА, делится между 30 командами в равных долях, независимо от места в турнирной таблице. Сегодня речь идет о сумме 24 млрд долл. на 9 лет, такое соглашение ассоциация подписала с телекомпаниями в октябре 2014 г Что же касается клубов, то им основной заработок приносит продажа абонементов и билетов на матчи, контракты с локальными медиа спонсорами (табл. 2) [5].

Примерно так же действует и схема распределения денег, зарабатываемых НБА на мерчандайзинге - через сеть официальных магазинов «NBA Store». На данный момент доходы любого клуба примерно на 40% состоят

из собственных заработков и на 60 % - из того, что приходит по линии НБА. Ассоциации принадлежат телевизионные права, права на национальном и глобальном уровне, и права на другой медиаконтент, в том числе цифровой. У ассоциации есть свои национальные и глобальные спонсоры, рекламодатели. Ассоциация получает доход от продажи официальной атрибутики и роялти от компаний, которые выпускают лицензированные товары с символикой НБА.

Таблица 2 Топ-10 самых дорогих клубов НБА, млрд долл. США

Клуб Капитал

«Нью-Йорк Никербокерс» 3,0

«Лос-Анжелес Лейкерс» 2,7

«Чикаго Булз» 2,3

«Бостон Селтикс» 2,1

«Лос-Анджелес Клипперс» 2,0

«Голден Стейт Уорриорс» 1.9

(Сакраменто)

«Бруклин Нетс» (Нью-Йорк) 1,7

«Хьюстон Рокетс» 1,5

«Даллас Маверикс» 1,4

«Майами Хит» 1,3

Рассмотрим несколько конкретных примеров, каким образом это работает.

30 команд НБА в сезоне 2014/2015 г смогли собрать почти 5,2 млрд долл. дохода, что обеспечило 900 млн долл. операционной прибыли. Доходы НБА от продажи билетов в сезоне 2014/2015 г. увеличились сразу на 100 млн долл. по сравнению с предыдущим сезоном. В частности возвращение суперзвезды НБА Леб-рона Джеймса в «Кливленд» вызвало резкое увеличение посетителей на домашней арене клуба (20 тыс. мест), а удачное выступление «Атланты Хоукс» после долгого перерыва вернуло публику на трибуны «Филипс Арены» (19 тыс. мест), зафиксировав рекордное число аншлагов в истории клуба. Средняя цена билета в НБА составила 54 долл. за матч.

У ассоциации выросли и доходы от продаж и прав на телевизионные трансляции матчей: местным компаниям - на 70 млн долл. и национальным телесетям - на 20 млн долл. Рекламодатели охотно сотрудничают с телеканалами, которые транслируют баскетбольные матчи. Причина в том, что спорт - один из немногих видов телевизионного контента, которые зритель старается посмотреть в прямом эфире.

Удачным сезон оказался и в плане спонсорских контрактов. Спортивная компания «Nike» перехватила у «Adidas» контракт на экипировку команд НБА с сезона 2017/2018 г Соглаше-

16

Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 4(26)

ние на 8 лет будет приносить ассоциации более 1 млрд долл. ежегодно (по соглашению с «Adidas» было 400 млн долл.). Бренд «Tissot» стал первым официальным хронометристом НБА, заключив шестилетний контракт на 200 млн долл., а телекоммуникационная компания «Verizon» сменила «Sprint», подписав трехлетнее соглашение на 400 млн. долларов. Теперь благодаря этому союзу контента и маркетинга все видео НБА доступно на мобильном видеосервисе «Verizon» [2].

Таблица 3

Рост доходов НБА за 2009-2015 гг., млрд долл.

Годы Общий доход Доход от спонсорства

2009/10 3,81 0,536

2010/11 3,96 0.572

2011/12 3,68 0,612

2012/13 4,56 0,642

2013/14 4,79 0,679

2014/15 5,18 0,739

2015/16 0,799

С новым телевизионным соглашением, о котором говорилось выше, потолок зарплат на сезон 2017/2018 г. прогнозируется на уровне 94 млн долл., что намного превышает текущий показатель в 70 млн долл. А уже сегодня десятка самых высокооплачиваемых игроков НБА зарабатывает в сумме 390 млн долл. в год (табл. 4). Средняя стоимость одной команды НБА теперь оценивается в 1,25 млрд долл., что на 13 % выше показателя 2015/2016 г Ассоциация занимает четвертое место в рейтинге самых богатых лиг мира после НФЛ (американский футбол), МБЛ (бейсбол) и Английской Премьер-лиги (футбол). Хотя позиции НБА в Америке сильны, многие источники роста лежат за рубежом. В НБА играют более 100 иностранных игроков из 37 стран. Показ игр НБА осуществляется в 215 странах мира, лига постоянно ищет способы монетизировать свою популярность за пределами США [3].

В июле 2015 г. НБА заключила контракт с китайской интернет-компанией «ТепсеП» на трансляцию игр и иного баскетбольного видео. Пятилетние соглашение подписано на сумму в 500 млн долл. По оценкам НБА, в Китае насчитывается более 300 млн поклонников баскетбола.

В Европе баскетбол не сумел стать прибыльным бизнесом. В отличие от Америки с ее принципом «любительский спорт; студенческий спорт; элитная суперлига» в Европе доминирует территориально-корпоративный подход. Здесь баскетбольные клубы либо являются подразделениями крупных футбольных клубов, либо находятся на содержании компа-

Таблица 4 Топ-10 самых богатых игроков НБА за 2015/2016 гг., млн долл.

Игроки Клуб сезон Сумма, заработанная за карьеру

Леброн Джеймс «Кливленд Кавальерс» 270

Коби Брайант «Лос-Анджелес Лейкерс» 260

Кевин Гарнетт «Бруклин Нетс» 190

Тим Данкан «Сан-Антонио Сперс» 150

Дирк Новицки «Даллас Маверикс» 120

Рей Аллен «Майами Хит» 100

Дуайт Ховард «Хьюстон Рокетс» 100

Дуэйн Уэйд «Майами Хит» 95

Стив Нэш «Лос-Анджелес Лейкерс» 95

Кармело Энтони «Нью-Йорк Никербокерс» 80

ний, муниципальных структур или же приватных спонсоров. Баскетбольные клубы «Реал Мадрид», «Барселона», «Маккаби», «Панати-наикс», «Фенербахче» и др. хорошо знакомы по футбольным клубам. А такие названия, как «Эфес Пилсен», «Эмпорио Армани», «Бенет-тон», «Монтепаски» и др., сразу соотносятся с известными брендами. Даже главный клубный турнир Евролиги с 2010 г. включает в свое название бренд спонсора - «Turkish Airlines Eurolegue» (Турецкие Авиалинии), согласно контракту на пять лет стоимостью 15 млн евро, который продлен до 2020 г.

Проблема заключается в том, что европейский баскетбол не может заработать столько денег, сколько требуется на содержание игроков. В прошлом году два флагмана Евролиги - «Реал» и «Барселона» - понесли огромные убытки («Реал» - 28 млн евро, «Барселона» - 22 млн евро), которые были покрыты за счет доходов футбольных клубов. По данным баскетбольного сайта Eurohoops.com, телевизионные контракты Евролиги оцениваются в 16 млн евро, что в три с лишним раза меньше, чем контракты Кубка европейских наций по регби. Ситуация усугубляется тем, что в Европе противостоят друг другу континентальная федерация ФИБА-Европа (аналог футбольного УЕФА) и профессиональная структура УЛЕБ, созданная в 1991 г. с целью проведения элитных турниров для лучших команд континента. Если в европейском футболе идея создания наднациональной суперлиги только обсуждается, то в баскетболе она уже давно реализована. Сильнейшие клубы Европы па-

раллельно играют в чемпионатах своих стран и участвуют в транснациональных турнирах -Евролиге, Еврокубке, Кубке вызова.

Фиба-Европа пытается вернуть себе главную роль и учредила собственный турнир -Лигу чемпионов, значит в Европе будут два основных турнира - Евролига и Кубок чемпионов, не считая ряд турниров меньшего масштаба, и еще Лига ВТБ, где играют клубы из России, Белоруссии, Прибалтики и Казахстана. Фиба-Европа руководствуется не только политическими, но и материальными соображениями. В ноябре 2015 г. Евролига заключила соглашение о сотрудничестве с крупнейшей в мире компанией по спортивному и медийному бизнесу, десятилетний контракт на сумму 150 млн евро. Фиба-Европа предложила ведущим клубам 30 млн евро за участие в своей Лиге чемпионов, но Евролига перекрыла это предложение, предложив клубам 50 млн евро. Для тех 32-х команд ниже классом, которые решили сыграть в Лиге чемпионов ФИБА-Европа, будет представлен суммарный призовой фонд 4,42 млн евро. У Евролиги кроме «Turkish Airlines» есть еще пять спонсоров. Телевизионные права турнира проданы в 199 стран, наиболее интересные матчи смотрят до 800 тыс. человек. Но несмотря на принятые меры Евролиги, финансовые показатели остаются намного ниже, чем у НБА, а лучшие европейские игроки мечтают попасть в Национальною баскетбольную ассоциацию [6].

Единая лига ВТБ, проводящая турнир с участием сильнейших российских баскетбольных команд, во второй раз опубликовала бюджеты отечественных клубов. Как и год назад, самым состоятельным стал ЦСКА. Финансовые показатели других российских команд гораздо скромнее, но всех их объединяет одно - своими заработками никто не в состоянии покрыть даже незначительную часть собственного бюд-

жета. Сергей Иванов, президент лиги ВТБ, прокомментировал эту ситуацию, заметив, что от ЦСКА постоянно требуют успеха в Евролиге. ЦСКА - клуб, который приносит доход, но на размер этого дохода нельзя содержать команду.

Как следует из данных табл. 5, бюджеты восьми российских клубов в сумме составляют 3,471 млн руб., бюджет ЦСКА - 2,759 млн руб., это примерно 60% от совокупного бюджета. Отсюда следует, что клуб ЦСКА находится в привилегированном положении и выступает как фаворит лиги, в отличие от клубов НБА, где бюджеты клубов примерно равны и победителя соревнований предугадать сложно. Бюджеты всех клубов в сумме по сравнению с прошлым сезоном сократились на 1,074 млн руб.

Таким образом, проведенная сравнительная оценка моделей экономики баскетбольных спортивных клубов позволяет заключить, что финансирование профессиональных клубов, как в НБА, осуществляется в основном за счет доходов, получаемых непосредственно от спортивной деятельности. Этот критерий является одним из основных при характеристике степени развития профессионального спорта в той или иной стране. Европейские и российские клубы в финансовом плане в большей степени зависят от государственной поддержки на местном уровне. Продажа билетов на матчи клубов НБА и Европы - основной источник доходов, что не типично для российских клубов. Вторым источником по значимости для зарубежных команд являются средства, полученные от продажи прав на телетрансляцию. В России этот источник находится в стадии становления. Спонсорство не характерно для клубов НБА, а в Европе и России оно играет существенную роль.

Финансовое благополучие баскетбольных клубов НБА можно объяснить профессио-

Таблица 5

Бюджеты Российских клубов Единой лиги ВТБ, млн руб.

Клуб Сумма, сезон Сумма, сезон Разница в бюджете

2014/2015 г. 2015/2016 г.

ЦСКА (Москва) 2,277 2,759 - 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Химки» (Московская область) 1,634 884 - 882,366

«Локомотив Кубань» (Краснодар) 1,102 752 - 751,198

УНИКС (Казань) 798 530 - 268

«Зенит» (Санкт-Петербург) 557 394 -163

«Нижний Новгород» 354 391 +37

«Енисей» (Красноярск) 250 213 - 37

«Автодор» (Саратов) 207 143 -64

«Красный Октябрь» (Волгоград) 125 164 +39

Итого: 7,304 6,230 -1,074

18

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)

нальным менеджментом и отработанным механизмом перераспределения возможностей и доходов в ассоциации, что обеспечивает социальную защищенность спортсменов, их квалификацию и размер вознаграждения. Большое значение в привлечении финансовых средств имеет также позиционирование профессионального спорта в системе общественных ценностей, что обеспечивает посещаемость соревнований и интерес к прямым телетрансляциям матчей.

Характеризуя американскую модель баскетбольных клубов НБА, надо подчеркнуть их стремление к максимальным доходам, при этом результаты рассматриваются как средство достижения прибыли. В Европе и России спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения бизнеса. Если будущее НБА в большей степени зависит от состояния внутреннего рынка, социальных ценностей, изменений, происходящих в стране, то будущее европейских и российских баскетбольных клубов во многом зависит, наряду с другими факторами, и от влияния Национальной баскетбольной ассоциации. Устой-

чивое положение клубов НБА базируется на высоком спросе на его продукт - зрелище. Если клуб становится убыточным, то он прекращает свое существование как профессиональный. Одна из основных задач лиги - уравновешивание сил соперников, поскольку появление суперклуба означает снижение зрелищности, интриги и посещаемости матчей, что в корне отличается от модели европейских и российских баскетбольных клубов.

Список литературы

1. Бюджеты российских баскетбольных клубов. 2016 // Информационное агентство России ТАСС. URL: http://tass.ru.

2. Рост доходов НБА. URL: http://www.statista. com.

3. Топ-10 самых богатых игроков НБА. URL: http://www.richestlifestyle.com.

4. Топ-10 самых больших зарплатных ведомостей клубов НБА в сезоне 2015/16. URL: http:// www.nba.com.

5. Топ-10 самых дорогих клубов НБА. URL: http://www.forbes.com.

6. Euroleague Adventures. Сезон 2015/16. URL: http:// euroleagueadventures.com.

АСАНИН Владимир Ювенальевич - старший преподаватель кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: asanin@mail.ru.

БОНДАРЕВА Елена Вильсуровна - старший преподаватель кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ms.mak49@mail.ru.

АГЕЕВА Ульяна Павловна - старший преподаватель кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ulaynapawlowna@mail.ru.

ДЕВЕРИНСКАЯ Александра Тимофеевна - доцент кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: asanin@mail.ru.

ASANIN, Vladimir Yuvenalyevich - Senior Teacher of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: asanin@mail.ru.

BONDAREVA, Elena Vilsurovna - Senior Teacher of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ms.mak49@mail.ru.

AGEEVA, Ulyana Pavlovna - Senior Teacher of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ulaynapawlowna@mail.ru.

DEVERINSKAYA, A^andra Timofeevna - Associate Professor of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: asanin@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.