14
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)
Список литературы
1. Айвазян С.А. Основы эконометрики: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 432 с.
2. Алексеев В.В., Краснов В.К., Речнов А.В. К вопросу о реструктуризации задолженности физических лиц // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 4-9.
3. Денисова И.Г., Краснов В.К. К вопросу спецификации модели множественной линейной
регрессии // Перспективы социально-экономического развития современного государства и общества: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (28 января 2014 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014. С. 93-96.
4. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2007. 311 с.
5. Орлов А.И. Эконометрика: учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2002. 575 с.
АЛЕКСЕЕВ Виктор Васильевич - кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
КРАСНОВ Вячеслав Константинович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ALEXEEV, Viktor Vasilyevich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
KRASNOV, Vyacheslav Konstantinovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 338.001.36
ЭКОНОМИКА БАСКЕТБОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ НБА, ЕВРОПЫ И ЕДИНОЙ ЛИГИ ВТБ
В.Ю. Асанин, Е.В. Бондарева, У.П. Агеева, А.Т. Деверинская
В статье утверждается, что в настоящее время индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют значительные размеры инвестиций в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, хотя распределены они крайне неравномерно.
Ключевые слова: баскетбольный клуб; бюджеты; контракты; инвестиции; телевизионные права; доходы; прибыль.
V.Yv. Asanin, E.V. Bondareva, U.P. Ageeva, A.T. Deverinskaya. THE ECONOMICS OF NBA, EUROPEAN BASKETBALL AND VTB UNITED LEAGUE CLUBS
Affirms as article that now the sports industry reaches a new level of development and becomes a full-fledged branch of economy as evidenced by significant investments in the development of sports clubs and related infrastructure, although they are distributed very unevenly.
Keywords: basketball club; budgets; contracts; investments; television rights; income; profit.
Вот уже более тридцати лет философия Национальной баскетбольной ассоциации (далее - НБА) заключается в том, что в чемпионате ассоциации должны выступать примерно равные по силам и возможностям клубы, а смена лидеров - обычное явление для НБА. Только в таком случае турнир будет конкурентоспособным, а игры будут вызывать настоящий интерес публики. Собственно, это цель и следст-
вие разумной политики, которая вырабатывалась десятилетиями - через годы гегемонии наиболее богатых клубов, через приход телевидения как важнейшего источника доходов ассоциации. Причем любовь к спорту здесь прекрасно гармонирует с высокорентабельным бизнесом.
Сегодня в НБА играют 30 команд (29 из США и одна из Канады). Среди них есть разные по уровню доходности клубы, но руковод-
ство ассоциации старается максимально нивелировать эту разницу. Главные инструменты выравнивания возможностей - введенные в 1984 г. потолок зарплат и налог на роскошь, система драфта для новичков, а также равномерное распределение всех доходов ассоциации между клубами.
Потолок зарплат означает, что заработная ведомость клуба НБА не может превышать установленный лимит. В сезоне 2015/2016 г это была сумма 70 млн долл. США (табл. 1). В случае его превышения владелец клуба платит налог на роскошь - определенную сумму за каждый доллар сверх лимита. Налог на роскошь затем делится между теми клубами, которые за установленные рамки не вышли [4].
Таблица 1
Топ-10 самых больших зарплатных ведомостей клубов НБА в сезоне 2015/2016 г., млн долл. США
Клуб Суммарная зарплата
«Кливленд Кавальерс» 108,30
«Лос-Анджелес Клипперс» 97,02
«Оклахома Сити Тандер» 96,55
«Голден Стейт Уорриорс» 93,63
«Хьюстон Рокетс» 89,79
«Бруклин Нетс» 88,01
«Сан-Антонио Сперс» 87,83
«Чикаго Булс» 87,66
«Детройт Пистонз» 85.83
«Майами Хит» 85,76
Драфт НБА организован так, что преимущественные права на талантливых новобранцев из студенческого баскетбола и зарубежных стран имеют клубы с худшими показателями в минувшем сезоне, т.е. данный инструмент нацелен на выравнивание возможностей клубов. Таким образом, в НБА изначально блокируется ситуация, при которой какой-либо спонсор может вкладывать в свой клуб неограниченные суммы денег, покупая самых лучших игроков. Кроме того, общая сумма коллективного телевизионного контракта, заключенного НБА, делится между 30 командами в равных долях, независимо от места в турнирной таблице. Сегодня речь идет о сумме 24 млрд долл. на 9 лет, такое соглашение ассоциация подписала с телекомпаниями в октябре 2014 г Что же касается клубов, то им основной заработок приносит продажа абонементов и билетов на матчи, контракты с локальными медиа спонсорами (табл. 2) [5].
Примерно так же действует и схема распределения денег, зарабатываемых НБА на мерчандайзинге - через сеть официальных магазинов «NBA Store». На данный момент доходы любого клуба примерно на 40% состоят
из собственных заработков и на 60 % - из того, что приходит по линии НБА. Ассоциации принадлежат телевизионные права, права на национальном и глобальном уровне, и права на другой медиаконтент, в том числе цифровой. У ассоциации есть свои национальные и глобальные спонсоры, рекламодатели. Ассоциация получает доход от продажи официальной атрибутики и роялти от компаний, которые выпускают лицензированные товары с символикой НБА.
Таблица 2 Топ-10 самых дорогих клубов НБА, млрд долл. США
Клуб Капитал
«Нью-Йорк Никербокерс» 3,0
«Лос-Анжелес Лейкерс» 2,7
«Чикаго Булз» 2,3
«Бостон Селтикс» 2,1
«Лос-Анджелес Клипперс» 2,0
«Голден Стейт Уорриорс» 1.9
(Сакраменто)
«Бруклин Нетс» (Нью-Йорк) 1,7
«Хьюстон Рокетс» 1,5
«Даллас Маверикс» 1,4
«Майами Хит» 1,3
Рассмотрим несколько конкретных примеров, каким образом это работает.
30 команд НБА в сезоне 2014/2015 г смогли собрать почти 5,2 млрд долл. дохода, что обеспечило 900 млн долл. операционной прибыли. Доходы НБА от продажи билетов в сезоне 2014/2015 г. увеличились сразу на 100 млн долл. по сравнению с предыдущим сезоном. В частности возвращение суперзвезды НБА Леб-рона Джеймса в «Кливленд» вызвало резкое увеличение посетителей на домашней арене клуба (20 тыс. мест), а удачное выступление «Атланты Хоукс» после долгого перерыва вернуло публику на трибуны «Филипс Арены» (19 тыс. мест), зафиксировав рекордное число аншлагов в истории клуба. Средняя цена билета в НБА составила 54 долл. за матч.
У ассоциации выросли и доходы от продаж и прав на телевизионные трансляции матчей: местным компаниям - на 70 млн долл. и национальным телесетям - на 20 млн долл. Рекламодатели охотно сотрудничают с телеканалами, которые транслируют баскетбольные матчи. Причина в том, что спорт - один из немногих видов телевизионного контента, которые зритель старается посмотреть в прямом эфире.
Удачным сезон оказался и в плане спонсорских контрактов. Спортивная компания «Nike» перехватила у «Adidas» контракт на экипировку команд НБА с сезона 2017/2018 г Соглаше-
16
Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 4(26)
ние на 8 лет будет приносить ассоциации более 1 млрд долл. ежегодно (по соглашению с «Adidas» было 400 млн долл.). Бренд «Tissot» стал первым официальным хронометристом НБА, заключив шестилетний контракт на 200 млн долл., а телекоммуникационная компания «Verizon» сменила «Sprint», подписав трехлетнее соглашение на 400 млн. долларов. Теперь благодаря этому союзу контента и маркетинга все видео НБА доступно на мобильном видеосервисе «Verizon» [2].
Таблица 3
Рост доходов НБА за 2009-2015 гг., млрд долл.
Годы Общий доход Доход от спонсорства
2009/10 3,81 0,536
2010/11 3,96 0.572
2011/12 3,68 0,612
2012/13 4,56 0,642
2013/14 4,79 0,679
2014/15 5,18 0,739
2015/16 0,799
С новым телевизионным соглашением, о котором говорилось выше, потолок зарплат на сезон 2017/2018 г. прогнозируется на уровне 94 млн долл., что намного превышает текущий показатель в 70 млн долл. А уже сегодня десятка самых высокооплачиваемых игроков НБА зарабатывает в сумме 390 млн долл. в год (табл. 4). Средняя стоимость одной команды НБА теперь оценивается в 1,25 млрд долл., что на 13 % выше показателя 2015/2016 г Ассоциация занимает четвертое место в рейтинге самых богатых лиг мира после НФЛ (американский футбол), МБЛ (бейсбол) и Английской Премьер-лиги (футбол). Хотя позиции НБА в Америке сильны, многие источники роста лежат за рубежом. В НБА играют более 100 иностранных игроков из 37 стран. Показ игр НБА осуществляется в 215 странах мира, лига постоянно ищет способы монетизировать свою популярность за пределами США [3].
В июле 2015 г. НБА заключила контракт с китайской интернет-компанией «ТепсеП» на трансляцию игр и иного баскетбольного видео. Пятилетние соглашение подписано на сумму в 500 млн долл. По оценкам НБА, в Китае насчитывается более 300 млн поклонников баскетбола.
В Европе баскетбол не сумел стать прибыльным бизнесом. В отличие от Америки с ее принципом «любительский спорт; студенческий спорт; элитная суперлига» в Европе доминирует территориально-корпоративный подход. Здесь баскетбольные клубы либо являются подразделениями крупных футбольных клубов, либо находятся на содержании компа-
Таблица 4 Топ-10 самых богатых игроков НБА за 2015/2016 гг., млн долл.
Игроки Клуб сезон Сумма, заработанная за карьеру
Леброн Джеймс «Кливленд Кавальерс» 270
Коби Брайант «Лос-Анджелес Лейкерс» 260
Кевин Гарнетт «Бруклин Нетс» 190
Тим Данкан «Сан-Антонио Сперс» 150
Дирк Новицки «Даллас Маверикс» 120
Рей Аллен «Майами Хит» 100
Дуайт Ховард «Хьюстон Рокетс» 100
Дуэйн Уэйд «Майами Хит» 95
Стив Нэш «Лос-Анджелес Лейкерс» 95
Кармело Энтони «Нью-Йорк Никербокерс» 80
ний, муниципальных структур или же приватных спонсоров. Баскетбольные клубы «Реал Мадрид», «Барселона», «Маккаби», «Панати-наикс», «Фенербахче» и др. хорошо знакомы по футбольным клубам. А такие названия, как «Эфес Пилсен», «Эмпорио Армани», «Бенет-тон», «Монтепаски» и др., сразу соотносятся с известными брендами. Даже главный клубный турнир Евролиги с 2010 г. включает в свое название бренд спонсора - «Turkish Airlines Eurolegue» (Турецкие Авиалинии), согласно контракту на пять лет стоимостью 15 млн евро, который продлен до 2020 г.
Проблема заключается в том, что европейский баскетбол не может заработать столько денег, сколько требуется на содержание игроков. В прошлом году два флагмана Евролиги - «Реал» и «Барселона» - понесли огромные убытки («Реал» - 28 млн евро, «Барселона» - 22 млн евро), которые были покрыты за счет доходов футбольных клубов. По данным баскетбольного сайта Eurohoops.com, телевизионные контракты Евролиги оцениваются в 16 млн евро, что в три с лишним раза меньше, чем контракты Кубка европейских наций по регби. Ситуация усугубляется тем, что в Европе противостоят друг другу континентальная федерация ФИБА-Европа (аналог футбольного УЕФА) и профессиональная структура УЛЕБ, созданная в 1991 г. с целью проведения элитных турниров для лучших команд континента. Если в европейском футболе идея создания наднациональной суперлиги только обсуждается, то в баскетболе она уже давно реализована. Сильнейшие клубы Европы па-
раллельно играют в чемпионатах своих стран и участвуют в транснациональных турнирах -Евролиге, Еврокубке, Кубке вызова.
Фиба-Европа пытается вернуть себе главную роль и учредила собственный турнир -Лигу чемпионов, значит в Европе будут два основных турнира - Евролига и Кубок чемпионов, не считая ряд турниров меньшего масштаба, и еще Лига ВТБ, где играют клубы из России, Белоруссии, Прибалтики и Казахстана. Фиба-Европа руководствуется не только политическими, но и материальными соображениями. В ноябре 2015 г. Евролига заключила соглашение о сотрудничестве с крупнейшей в мире компанией по спортивному и медийному бизнесу, десятилетний контракт на сумму 150 млн евро. Фиба-Европа предложила ведущим клубам 30 млн евро за участие в своей Лиге чемпионов, но Евролига перекрыла это предложение, предложив клубам 50 млн евро. Для тех 32-х команд ниже классом, которые решили сыграть в Лиге чемпионов ФИБА-Европа, будет представлен суммарный призовой фонд 4,42 млн евро. У Евролиги кроме «Turkish Airlines» есть еще пять спонсоров. Телевизионные права турнира проданы в 199 стран, наиболее интересные матчи смотрят до 800 тыс. человек. Но несмотря на принятые меры Евролиги, финансовые показатели остаются намного ниже, чем у НБА, а лучшие европейские игроки мечтают попасть в Национальною баскетбольную ассоциацию [6].
Единая лига ВТБ, проводящая турнир с участием сильнейших российских баскетбольных команд, во второй раз опубликовала бюджеты отечественных клубов. Как и год назад, самым состоятельным стал ЦСКА. Финансовые показатели других российских команд гораздо скромнее, но всех их объединяет одно - своими заработками никто не в состоянии покрыть даже незначительную часть собственного бюд-
жета. Сергей Иванов, президент лиги ВТБ, прокомментировал эту ситуацию, заметив, что от ЦСКА постоянно требуют успеха в Евролиге. ЦСКА - клуб, который приносит доход, но на размер этого дохода нельзя содержать команду.
Как следует из данных табл. 5, бюджеты восьми российских клубов в сумме составляют 3,471 млн руб., бюджет ЦСКА - 2,759 млн руб., это примерно 60% от совокупного бюджета. Отсюда следует, что клуб ЦСКА находится в привилегированном положении и выступает как фаворит лиги, в отличие от клубов НБА, где бюджеты клубов примерно равны и победителя соревнований предугадать сложно. Бюджеты всех клубов в сумме по сравнению с прошлым сезоном сократились на 1,074 млн руб.
Таким образом, проведенная сравнительная оценка моделей экономики баскетбольных спортивных клубов позволяет заключить, что финансирование профессиональных клубов, как в НБА, осуществляется в основном за счет доходов, получаемых непосредственно от спортивной деятельности. Этот критерий является одним из основных при характеристике степени развития профессионального спорта в той или иной стране. Европейские и российские клубы в финансовом плане в большей степени зависят от государственной поддержки на местном уровне. Продажа билетов на матчи клубов НБА и Европы - основной источник доходов, что не типично для российских клубов. Вторым источником по значимости для зарубежных команд являются средства, полученные от продажи прав на телетрансляцию. В России этот источник находится в стадии становления. Спонсорство не характерно для клубов НБА, а в Европе и России оно играет существенную роль.
Финансовое благополучие баскетбольных клубов НБА можно объяснить профессио-
Таблица 5
Бюджеты Российских клубов Единой лиги ВТБ, млн руб.
Клуб Сумма, сезон Сумма, сезон Разница в бюджете
2014/2015 г. 2015/2016 г.
ЦСКА (Москва) 2,277 2,759 - 18
«Химки» (Московская область) 1,634 884 - 882,366
«Локомотив Кубань» (Краснодар) 1,102 752 - 751,198
УНИКС (Казань) 798 530 - 268
«Зенит» (Санкт-Петербург) 557 394 -163
«Нижний Новгород» 354 391 +37
«Енисей» (Красноярск) 250 213 - 37
«Автодор» (Саратов) 207 143 -64
«Красный Октябрь» (Волгоград) 125 164 +39
Итого: 7,304 6,230 -1,074
18
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)
нальным менеджментом и отработанным механизмом перераспределения возможностей и доходов в ассоциации, что обеспечивает социальную защищенность спортсменов, их квалификацию и размер вознаграждения. Большое значение в привлечении финансовых средств имеет также позиционирование профессионального спорта в системе общественных ценностей, что обеспечивает посещаемость соревнований и интерес к прямым телетрансляциям матчей.
Характеризуя американскую модель баскетбольных клубов НБА, надо подчеркнуть их стремление к максимальным доходам, при этом результаты рассматриваются как средство достижения прибыли. В Европе и России спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения бизнеса. Если будущее НБА в большей степени зависит от состояния внутреннего рынка, социальных ценностей, изменений, происходящих в стране, то будущее европейских и российских баскетбольных клубов во многом зависит, наряду с другими факторами, и от влияния Национальной баскетбольной ассоциации. Устой-
чивое положение клубов НБА базируется на высоком спросе на его продукт - зрелище. Если клуб становится убыточным, то он прекращает свое существование как профессиональный. Одна из основных задач лиги - уравновешивание сил соперников, поскольку появление суперклуба означает снижение зрелищности, интриги и посещаемости матчей, что в корне отличается от модели европейских и российских баскетбольных клубов.
Список литературы
1. Бюджеты российских баскетбольных клубов. 2016 // Информационное агентство России ТАСС. URL: http://tass.ru.
2. Рост доходов НБА. URL: http://www.statista. com.
3. Топ-10 самых богатых игроков НБА. URL: http://www.richestlifestyle.com.
4. Топ-10 самых больших зарплатных ведомостей клубов НБА в сезоне 2015/16. URL: http:// www.nba.com.
5. Топ-10 самых дорогих клубов НБА. URL: http://www.forbes.com.
6. Euroleague Adventures. Сезон 2015/16. URL: http:// euroleagueadventures.com.
АСАНИН Владимир Ювенальевич - старший преподаватель кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
БОНДАРЕВА Елена Вильсуровна - старший преподаватель кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
АГЕЕВА Ульяна Павловна - старший преподаватель кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ДЕВЕРИНСКАЯ Александра Тимофеевна - доцент кафедры физического воспитания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ASANIN, Vladimir Yuvenalyevich - Senior Teacher of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
BONDAREVA, Elena Vilsurovna - Senior Teacher of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
AGEEVA, Ulyana Pavlovna - Senior Teacher of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
DEVERINSKAYA, A^andra Timofeevna - Associate Professor of the Department of Physical Training. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].