УДК 349.422.2
экономическое значение и социальная роль садовых товариществ
л. а. овчинцева,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела устойчивого развития сельских территорий и сельскохозяйственной кооперации E-mail: lovchintseva@viapi. ш Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова
В статье раскрыта история возникновения и развития садовых товариществ. На основе анализа данных сельскохозяйственной переписи обосновано экономическое и социальное значение коллективного садоводства, а также других форм сельскохозяйственных объединений граждан (дачных, огородных, животноводческих). Рассмотрена региональная специфика таких хозяйственных объединений, дана оценка их товарной, потребительской и рекреационной роли.
Ключевые слова: садоводство, кооператив, село, развитие, анализ, регион, специфика, рекре-ациия.
В России в настоящее время действуют 80 тыс. сельскохозяйственных некоммерческих объединений граждан: садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, членами этих организаций являются около 14 млн чел. (табл. 1).
Массовое коллективное садоводство и огородничество в нашей стране возникло в 1930-1940-е гг. В трудные годы индустриализации, голода и войны это помогало горожанам выжить за счет самообеспечения сельскохозяйственной продукцией. В результате индустриализации городское население России выросло за десять лет в 2 раза. По данным переписи, в 1926 г. доля горожан была 16,5 %, а в 1939 г. - 36,3 %. Условия жизни рабочих на «стройках коммунизма» были далеко не идеальными. В 1933 г. власти решили предоставить возможность
завести огороды 1,5 млн семей рабочих и служащих. Было принято постановление ЦК ВКП(б) от 01.12.1933 «О развертывании индивидуального рабочего огородничества». Оно устанавливало порядок отвода земельных участков и обеспечения огородников инвентарем и семенами. В годы Великой Отечественной войны огородничество всячески поощрялось. Вышло несколько документов, направленных на создание условий для коллективного огородничества:
- постановление ЦК ВКП(б) и СНК от 07.04.1942 «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих»;
- постановление СНК СССР от 04.11.1942 «О закреплении за предприятиями и учреждениями земельных участков, отведенных под индивидуальные огороды рабочих и служащих»;
- постановление СНК СССР от 19.02.1944 «О мерах по дальнейшему развитию и улучшению индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих в 1944 году».
К 1944 г. более половины горожан возделывали огороды.
Коллективные сады как массовое явление возникли чуть позже. Катализатором развития коллективного садоводства стало постановление Совета Министров СССР от 24 02.1949 № 807 «О коллективном и индивидуальном садоводстве и огородничестве рабочих и служащих». Для садовых и огородных товариществ выделялись:
Таблица 1
Некоммерческие сельскохозяйственные объединения граждан Российской Федерации
Наименование Всех видов Садоводческие Огороднические Животноводческие Дачные
Некоммерческие объединения граждан, всего, ед. 80 348 73 341 5 536 430 1 041
Некоммерческие объединения граждан, % 100 91,3 6,9 0,5 1,3
Объединения, осуществляющие свою деятельность, %о 92,7 93,5 85,4 48,4 94,2
Земельные участки в объединениях граждан, всего, тыс. 13 799,5 12 921,6 744,5 133,4
Освоено земельных участков, %о 78,8 79,2 70,8 86,2
- свободные земли в городах и поселках;
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли гослесфонда;
- неиспользуемые земли предприятий;
- земли в полосах отвода транспортных магистралей.
То есть задействовались все свободные земли вблизи городов и поселков. Лицам, имевшим приусадебные участки, садовые и огородные участки не выдавались. Предусматривались меры по обеспечению огородников и садоводов семенами и инвентарем. Организующим началом выступала профсоюзная организация предприятия, организационные расходы также несли организация или завод. Участки по сути были функцией от места работы. Проработавшие пять лет на предприятии имели право оформить участок в бессрочное пользование, которое могло передаваться членам семьи по наследству. Но в случае переезда на другое место жительства люди лишались права пользования участком. Строительство на садовых участках сначала было запрещено (кроме коллективных сараев, в которых предполагалось хранение садового инвентаря). Затем разрешили возведение садовых домов и хозяйственных построек, размеры которых жестко регламентировались. Если участок в течение трех лет не был освоен или ненадлежаще обрабатывался, его могли отобрать и передать другим работникам предприятия. Число участков было ограничено. На предприятиях формировались списки очередников на получение садовых участков.
Вторая волна массового развития коллективного садоводства сформировалась в 1970 - 1980-х гг. как результат обострения продовольственной проблемы, особенно в городах. Партия была вынуждена принять меры по стимулированию развития личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. Вышли соответствующие постановления:
- постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14.09.1977 «О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и
других граждан и коллективном садоводстве и огородниче стве»;
- постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.01.1981 «О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан»;
- постановление Совета Министров СССР от 15.05.1986 «О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества».
В результате существенно расширился отвод земель гражданам под коллективное садоводство (преимущественно за счет так называемых неудобий). В те же годы были введены послабления на застройку садовых участков. Заметим, что садовые, огороднические и животноводческие товарищества в этот период стали образовываться и из жителей села, которых переселяли в дома городского типа -им не хватало земли для ведения своего подсобного хозяйства. С 1991 г. ввиду продовольственного кризиса всячески стимулировалось расширение землеотвода под садовые участки для москвичей не только в Московской области, но и в близлежащих регионах. Свидетельствует об этом постановление Совета Министров РСФСР от 22.02.1991 №№ 111 «О первоочередных мерах по обеспечению жителей г. Москвы земельными участками для организации коллективного садоводства и огородничества».
Проблемы с продовольствием вели к тому, что дачные кооперативы тоже стали становиться местом производства сельскохозяйственной продукции. Хотя исторически дачи советского периода возникли в 1930-е гг. как коллективные базы отдыха рабочих и служащих, затем земельные участки стали выдавать отдельным заслуженным членам общества для индивидуального дачного строительства. На то, что дачи понимались именно как временное загородное жилье, указывает, например, тот факт, что их существование регулировалось одним законодательным актом с городскими жилищными кооперативами -постановлением Совета Министров РСФСР от
РЕГИОНАЛЬНАЯ экономикА: теория и практика
51
24.09.1958 № 1125 «О жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативах». Члены дачного кооператива должны были построить дачу и пользоваться ею по назначению. Выращивание сельскохозяйственной продукции не подразумевалось. Хотя, если была возможность, не запрещалось.
Различий между садовыми и дачными участками внешне становилось все меньше. Поскольку земля под огороды отводилась на отдаленных участках, на них также стали возникать постройки, порой явно не выглядевшие как временные. В результате садовые, огородные товарищества и дачные кооперативы объединили под сводом одного акта - Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Им присвоили статус некоммерческих объединений граждан. Любопытно, что в массовом сознании садовые товарищества являются одним из наиболее известных видов некоммерческих организаций, следуя непосредственно после профсоюзов. Это было отмечено в докладе Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 г. (табл. 2).
Наибольшее число садоводческих объединений расположено вблизи крупных городов. Лидирует Московская область - 10 918 садовых товариществ (по данным сельскохозяйственной переписи 2006 г.). В прилегающих регионах - Тверской, Владимирской, Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Ярославской областях также имеются садоводческие товарищества москвичей. Любопытно, что на территориях крупнейших городов (Москва и Санкт-Петербург) также до сих пор имеются садовые товарищества.
Половина всех дачных участков находится в Московской области (548 объединений дачников). Значительная часть - в Амурской области (177) и Якутии (151). Наибольшее число огороднических
товариществ - в Амурской области (929). По числу животноводческих объединений лидирует Кировская область(162).
Средний размер садового участка - 7 соток. Размеры варьируют от 5 соток (Республика Татарстан, Магаданская область) до 10 соток (Воронежская область).
Средние размеры огородного участка - 8 соток. Разброс по величине в данном случае шире: от 2 соток в Ненецком национальном округе и на Камчатке до 21 сотки - в Липецкой области.
Средние размеры дачного участка - 10 соток. Самые маленькие дачи в Новосибирской и Челябинской областях - по 5 соток. Самые большие - в Санкт-Петербурге - 18 соток (дача на участке 5 соток - это тот же огород).
По уровню обустроенности наилучшая ситуация сложилась в дачных объединениях, что не удивительно, учитывая их назначение. Часто дачные объединения, особенно в Московской области, имеют такую же развитую инфраструктуру, как и частный жилой сектор, а порой и лучше. Развитие инфраструктуры садовых товариществ различается в зависимости от местоположения, периода возникновения, состава членов. Две трети товариществ электрифицировано, три четверти имеют водоснабжение (табл. 3).
Совокупный портрет сельскохозяйственных некоммерческих объединений дополняют данные об использовании площади земельных участков. В среднем по стране картина выглядит достаточно предсказуемо: дачные участки заняты постройками и декоративными насаждениями, на садовых и особенно на огородных участках преобладают посевы сельскохозяйственных культур (см. рисунок).
В регионах показатели отличаются от средних по стране. Это свидетельствует о разном использовании участков. Рассмотрим ситуацию в некоторых регионах.
Период Все виды Садоводческие Огороднические Животноводческие Дачные
До 1961 5,8 6 1,8 3,5 8,4
1961-1970 8 8,4 3,1 2,1 5,1
1971-1980 9,9 10,1 8,8 1,9 7
1981-1990 29,7 30,3 24,8 9,5 19,5
1991-1996 39,9 39,7 41,6 60,2 36,5
1997-2003 5,5 4,8 11,5 21,2 16,4
2004-2006 1,2 0,6 4 1,7 7,2
Таблица 2
Распределение некоммерческих объединений граждан по году создания, в процентах от общего числа
Таблица 3
Инфраструктура некоммерческих объединений граждан в сравнении с личными подсобными хозяйствами, процент объединений/хозяйств
Элемент инфраструктуры Садоводческие Огороднические Дачные Личные подсобные хозяйства
Связь по автодорогам с твердым покрытием 84,6 81,9 89,6 91,9
Подключение к электроснабжению 65,6 17,1 85,3 96,7
Подключение к сетям водоснабжения 20,4 9,2 29,1 -
Подключение к газоснабжению 2,7 1 28,7 44,1
Автономное теплоснабжение 1,3 0,2 8,2 24,3
Автономное водоснабжение 54 15,5 52,1 40,3
Телефонная связь 5,8 2 25,1 27,3
Садоводческие
Дачные
Огороднические
ш Постройки и дорожки
□ Газоны и декоративные насаждния
и Посевы сельскохозяйственных культур
□ Многолетние насаждения
□ Неиспользуемая площадь
заброшенных участков, часть из которых выделена жителям мегаполисов. После ослабления продо-вольственного кризиса эти участки оказались невостребованными (Владимирская, Тверская, Калужская, Новгородская, Псковская, Смоленская области). Это же произошло и с участками в регионах, не отличающихся благоприятными климатическими условиями. В крупных городах людям проще заработать на еду, нежели вырастить ее самим. Другое положение в остальной части России, где подавляющее большинство участков вне зависимости от их вида служит в первую очередь для производства сельскохозяйственной продукции, а потом уже для отдыха горожан (табл. 4).
Таблица 4
Структура использования земель в отдельных регионах, процент от общей площади земельных участков
0 20 40 60 80 100
Структура использования земель по видам объединений, %
Вблизи крупных городов и в них самих приобретенные или полученные в наследство земельные участки (в том числе и огородные) превращаются в дачи, на которых живут и отдыхают. Это в первую очередь касается Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, курортных районов Северо-Запада (Карелия, Калининградская область), пригородов городов-миллионников. На периферии двух столиц образовались зоны с большой долей
Использование площади земельных участков
Участки Постройки, Газоны, декоративные культуры Посевы сельскохозяйственных культур Многолетние Неиспользуемая
дорожки насаждения площадь
Московская область
Садовые 16,3 49,8 17,5 16,2 0,5
Дачные 19,0 66,0 6,5 7,7 0,9
Огородные 10,0 38,1 37,0 14,5 0,5
Владимирская область
Садовые 11,5 23,3 36,5 18,9 10,0
Дачные 2,6 2,2 45,0 11,3 38,9
Огородные 1,7 3,5 57,7 1,6 35,5
Липецкая область
Садовые 5,9 3,8 68,0 21,1 1,7
Огородные - 1,2 97,0 - 1,8
Сахалинская область
Садовые 6,9 10,2 38,7 10,2 34,1
Дачные 10,8 13,6 62,4 13,1 -
Огородные 1,8 0,9 47,6 2,7 47,0
Некоммерческие сельскохозяйственные товарищества имеют определенный сельскохозяйственный потенциал, хотя довольно скромный на общем фоне хозяйств всех категорий и в сравнении с личными подсобными хозяйствами граждан. Земли некоммерческих сельскохозяйственных объединений занимают всего 0,5 % сельхозугодий. Но на них расположена пятая часть всех многолетних насаждений, в том числе более трети ягодников, свыше 12 % посевов картофеля и овощных культур. Сельскохозяйственных животных садоводы если и держат, то, как правило, самых мелких:
- коз;
- птицу;
- кроликов;
- пчел.
Земли животноводческих товариществ используются для заготовки кормов и выпаса скота (табл. 5).
Коэффициент использования земель в сельскохозяйственных некоммерческих объединениях относительно высок. В среднем по стране не используются 5-6 % земель объединений. Для сравнения: доля неиспользуемых земель в личных подсобных хозяйствах и крестьянских фермерских хозяйствах в три раза выше.
Недавно был разработан проект «Дом садовода -опора семьи». Для развития садоводства в 2011 г., по словам министра сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник, выделено 200 млн руб. Эти деньги пойдут десяти регионам (Липецкая, Ленинградская, Ульяновская, Томская, Новосибирская области, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Респуб-
лика Хакассия, Алтайский и Красноярский край). Далеко не во всех выбранных регионах велико число садовых товариществ, но в них уже имеются региональные программы поддержки коллективного садоводства.
Так, в Липецкой области в 2005-2009 гг. из областного бюджета было выделено около 100 млн руб. на помощь коллективным садам. На эти средства отремонтировано более 30 км линий водоснабжения, более 110 км линий электропередачи, восстановлено и отремонтировано 12 электроподстанций, 14 скважин. Для всех садоводческих объединений изготовлены и установлены контейнеры для сбора мусора. Земли общего пользования на территории садов и льготные категории граждан освобождены от уплаты земельного налога. На компенсацию бесплатного проезда пенсионеров и малоимущих граждан к садовым участкам в 2009 г. было выделено 17 млн руб. бюджетных средств. Специальный транспорт и средства связи приобретены для подразделений милиции, осуществляющих охрану общественного порядка. К охране садовых участков привлечены частные охранные фирмы и казаки.
Все эти меры по развитию инфраструктуры садовых товариществ будут способствовать улучшению условий труда и отдыха горожан «с наделом». Хотя коллективное садоводство и огородничество в первую очередь важно для самообеспечения семей плодоовощной продукцией. Повышению товарности коллективных садов могут помочь:
- развитие местных рынков и выделение на них торговых мест для реализации излишков плодоовощной продукции;
Таблица 5
Сельскохозяйственный потенциал некоммерческих объединений граждан
Наименование Хозяйства всех категорий Личные подсобные хозяйства Некоммерческие объединения граждан Доля некоммерческих объединений по отношению к хозяйствам всех категорий, %
Общая земельная площадь, тыс. га 450 599,5 9 713 1 251,1 0,3
Площадь сельхозугодий, тыс. га 167 593,7 8 755,2 795,1 0,5
Посевные площади под урожай 2006г., тыс. га
Под картофель 2 120,6 1 618,4 269,1 12,7
Под овощные и бахчевые культуры 747,6 410,2 91,7 12,3
Под многолетние насаждения 577,9 249,9 123,2 21,3
Под ягодники 142,7 71,7 52,9 37,1
Поголовье сельскохозяйственных животных, тыс. голов
Козы 2 851,8 2 442 19,4 0,7
Птица 391 160 143 014,1 422,6 0,1
Кролики 6 322,4 5 953,7 75,8 1,2
Пчелосемьи 3 727,8 3 461 29,8 0,8
- организация скупки плодов в урожайные годы.
Для сохранения инфраструктуры садовых товариществ, особенно если она будет развиваться за счет бюджетных средств, необходимо скорректировать нормативно-правовую базу коллективного садоводства. В настоящее время при переходе собственности на садовый участок действующие законы не обеспечивают перехода членства, а вместе с тем и обязанности уплачивать членские взносы, за счет которых содержится инфраструктура товариществ. Если новый владелец участка не хочет быть членом товарищества, то товарищество обязано заключить с ним договор, чтобы получить средства на содержание коллективной инфраструктуры (например водопровода). Однако владелец не обязан заключать такой договор.
Целесообразно ввести более жесткую связку перехода права собственности с обязанностью уплачивать взносы на содержание инфраструктуры, как это имеет место, например, в товариществах собственников жилья. В ТСЖ ни у кого не возникает
сомнения в обязанности оплачивать коммунальные услуги в случае перехода собственности на квартиру. Также необходимо облегчить передачу объектов инфраструктуры в муниципальную собственность там, где это возможно. Ведь члены садовых товариществ и других некоммерческих сельскохозяйственных объединений платят земельный налог, поступающий в муниципальный бюджет.
Список литературы
1. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. М.: Статистика России. 2008.
2. Овчинцева Л. А. Развитие коллективного садоводства и огородничества: некоторые проблемы и поиск решений. Никоновские чтения - 2006. Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве: тенденции развития, проблемы, перспективы. М. 2006.
3. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ.