Научная статья на тему 'Экономическое стимулирование ресурсосбережения'

Экономическое стимулирование ресурсосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Жаркова, О В. Литвиненко

Природно-ресурсный потенциал Российской Федерации используется крайне нерационально. Допускаются большие потери первичного природного сырья и продуктов его переработки. Месторождения полезных ископаемых используются, в основном, не комплексно. Выход конечного продукта из сырья характеризуется, как правило, низкими показателями. Серьезные издержки в части использования ресурсов имеют место не только в горно-добывающих отраслях, при производстве и потреблении энергии, но и в иных видах деятельности, в частности, в металлургической промышленности. Огромный потенциал улучшения ресурсной составляющей имеется также в перерабатывающих отраслях промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и т.п. В целях повышения эффективности ресурсосбережения необходимо его экономическое стимулирование за счет использования соответствующих инструментов. Результативность энергосбережения может быть достигнута посредством использования комплексной системы экономического стимулирования, которая основывается на ценовой и налоговой политике государства. Цель ценовой политики оптимизация соотношения цен на отдельные энергоресурсы, исходя из их энергетического потенциала и потребительского эффекта от их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saving of resources is one of the most important sources of provision of need of public facilities in primary natural aw material to account of reduction of consuption of material resources to unit of final internal gross product. Natural-resources potential of Russian Federation is used extremely irrational. The greater losses primary natural cheeses and products of its conversion are allowed. Useful fossilised are used basically not complex. Leaving the final product from cheeses is characterised, as a rule, low factors. Serious costs in part of use the resources exist in branches not only, at production and consumption of energy, but also in other types of activity, in particular, in metallurgical industry. The Enormous potential in improvement an resources forming there is also in processing branches of industry, agriculture, on transport, in construction etc. In purposes of increasing of efficiency saving of resources necessary its economic stimulation to account of use corresponding to instruments. Can be reached by means of use the complex system of economic stimulation, which is founded on price and tax politician of state. Price policy must be founded on optimisation of correlation of prices on separate power resources, source from their energy potential and consumer effect from their use.

Текст научной работы на тему «Экономическое стимулирование ресурсосбережения»

УДК 338.45: 330.15

О.А.ЖАРКОВА, О.В.ЛИТВИНЕНКО

Санкт-Петербургский университет

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

Природно-ресурсный потенциал Российской Федерации используется крайне нерационально. Допускаются большие потери первичного природного сырья и продуктов его переработки. Месторождения полезных ископаемых используются, в основном, не комплексно. Выход конечного продукта из сырья характеризуется, как правило, низкими показателями. Серьезные издержки в части использования ресурсов имеют место не только в горно-добывающих отраслях, при производстве и потреблении энергии, но и в иных видах деятельности, в частности, в металлургической промышленности. Огромный потенциал улучшения ресурсной составляющей имеется также в перерабатывающих отраслях промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и т.п.

В целях повышения эффективности ресурсосбережения необходимо его экономическое стимулирование за счет использования соответствующих инструментов. Результативность энергосбережения может быть достигнута посредством использования комплексной системы экономического стимулирования, которая основывается на ценовой и налоговой политике государства. Цель ценовой политики - оптимизация соотношения цен на отдельные энергоресурсы, исходя из их энергетического потенциала и потребительского эффекта от их использования.

Saving of resources is one of the most important sources of provision of need of public facilities in primary natural aw material to account of reduction of consuption of material resources to unit of final internal gross product.

Natural-resources potential of Russian Federation is used extremely irrational. The greater losses primary natural cheeses and products of its conversion are allowed. Useful fossilised are used basically not complex. Leaving the final product from cheeses is characterised, as a rule, low factors. Serious costs in part of use the resources exist in branches not only, at production and consumption of energy, but also in other types of activity, in particular, in metallurgical industry. The Enormous potential in improvement an resources forming there is also in processing branches of industry, agriculture, on transport, in construction etc.

In purposes of increasing of efficiency saving of resources necessary its economic stimulation to account of use corresponding to instruments. Can be reached by means of use the complex system of economic stimulation, which is founded on price and tax politician of state. Price policy must be founded on optimisation of correlation of prices on separate power resources, source from their energy potential and consumer effect from their use.

Ресурсосбережение является одним из важнейших источников обеспечения потребностей народного хозяйства в первичном природном сырье за счет снижения расхода материальных ресурсов на единицу конечного внутреннего валового продукта.

Природно-ресурсный потенциал Российской Федерации используется крайне нерационально: допускаются большие потери первичного природного сырья и продуктов его переработки; месторождения полез-

ных ископаемых часто используются не комплексно; выход конечного продукта из сырья, как правило, невысок. Так, на уникальных Хибинских апатит-нефелиновых месторождениях в Мурманской области около 60 % потенциальной ценности добытого сырья направляется в отходы. Многие месторождения нефти эксплуатируются без утилизации попутного нефтяного газа. Глубина переработки нефти не превышает 62 %, а за рубежом она достигает 90 % [3].

Это отражает не только специфику потребления нефтепродуктов в России (необходимость наличия значительных объемов топочного мазута), но и нерациональность использования углеводородов. Повышение рассматриваемого показателя, например, с 62 до 73-75 % позволило бы дополнительно выработать 12-13 млн т моторного топлива, что равнозначно переработке по старой технологии 20-23 млн т нефти [4].

Длительное неэффективное использование энергоресурсов создало в стране значительный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий 40-45 % современного энергопотребления (460-540 млн т условного топлива). Одна треть этого потенциала, реализация которого, в принципе, дешевле, чем увеличение добычи топлива, сосредоточена в ТЭКе (главным образом, в энергетике и теплоснабжении); еще одна треть в других отраслях промышленности, почти 20 % в коммунально-бытовом секторе и 10 % - на транспорте [2].

Серьезные издержки в части использования ресурсов имеют место не только в горно-добывающих отраслях, при производстве и потреблении энергии, но и в иных видах деятельности. В частности, материальные и энергетические затраты на производство 1 т готового проката в металлургической промышленности страны на 30-50 долларов США выше, чем за рубежом. В целом из-за повышенной ресурсоемкости потери в черной металлургии составляют 3,5-4,0 млрд долларов США в год. Коэффициент использования металла в машиностроении и металлообработке в России составляет 0,72-0,74, а в США 0,84-0,86. Кроме того, отечественные машины и оборудование зачастую характеризуются высокой металлоемкостью и сравнительно низкой эксплуатационной надежностью, что требует дополнительного расхода природных ресурсов [1].

Огромный потенциал улучшения ресурсной составляющей имеется также в перерабатывающих отраслях промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и т.п.

Для стимулирования ресурсосбережения необходимо использовать следующие инструменты государственного экономического регулирования:

• реальные стандарты (нормативы) на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции различных предприятий с учетом лучших мировых параметров и жесткий контроль за их соблюдением;

• плата за сверхнормативное потребление указанных ресурсов. Уменьшая потребление сырья на единицу продукции, следует добиваться сокращения количества (объема) вовлекаемых в эксплуатацию природных ресурсов, вытесняя из народно-хозяйствен-ного баланса худшие из них. Тогда добытая среднеотраслевая единица сырья становится дешевле, что обосновывает данную экономическую меру;

• государственные субсидии на осуществление крупных и особо значимых и ресурсосберегающих мероприятий;

• налоговые льготы (по основной группе налогов и платежей) на определенный срок при внедрении новых ресурсосберегающих технологий;

• включение в конкурсные и лицензионные условия на освоение природных ресурсов экономически обоснованных мероприятий по ресурсосбережению и использованию отходов;

• оказание поддержки малому предпринимательству, специализирующемуся на разработке и внедрении новых ресурсосберегающих технологий.

Реализация всех этих стимулов энергосберегающей политики страны имеет одинаково важное значение, однако эффективность отдельных стимулов различна. Наибольшие результаты энергосбережения могут быть достигнуты посредством использования комплексной системы мер экономического стимулирования, составляющих ценовую и налоговую политику государства. Эта система мер могла бы включать, например, налоговые «каникулы», изъятие части прибыли предприятий, обусловленной наличием природной и дифференциальной рент, т.е. части прибыли, образуемой дейст-

---- Ц9

Санкт-Петербург. 2002

виями лучших природных и экономических условий соответственно, и создание благоприятного климата для инновационной деятельности.

Проведение активной энергосберегающей политики является одним из решающих условий оптимального развития топливно-энергетического комплекса страны и обеспечения ее устойчивого экономического роста и безопасности. Для реализации энергосбережения в стране полезно было бы отказаться от жесткого государственного регулирования цен на энергоресурсы и энергию на внутреннем рынке, а также ввести дополнительный налог на потребление энергоресурсов и энергии, ставка которого пропорционально возрастала бы с ростом объемов энергопотребления. Все эти меры позволили бы эффективно начать процесс снижения энергоемкости производимых продуктов и услуг в стране. Однако следует иметь в виду, что эффект от принятых мер по энергосбережению будет возрастать постепенно с 2-3 до 35-40 % от уровня потребления без учета энергосбережения к концу 2015-2020 гг.

Ценовая политика должна основываться на оптимизации соотношения цен на отдельные энергоресурсы, исходя из их энергетического потенциала и потребительского эффекта от их использования. Кроме того, политика в области регулирования цен оказывает существенное влияние на динамику и темпы инфляции. Следует учитывать роль, которую инфляционные ожидания играют в общем росте цен. Сравнительно высокие темпы инфляции требуют рационального подхода к параметрам и срокам повышения цен на продукцию есте-

ственных монополий, причем повышение целесообразно проводить не чаще одного-двух раз в год: тогда инфляционные ожидания начнут снижаться.

И, наконец, самое важное - сохранение относительно низких цен в отраслях ТЭКа вместе с бесперебойным обеспечением растущих потребностей экономики в топливно-энергетических ресурсах может иметь негативные последствия. Заниженные цены на продукцию топливно-энергетической отрасли могут быть расценены как субсидирование отечественных производителей, а наличие скрытого субсидирования естественными монополиями реального сектора экономики может подорвать экономическую базу расширенного воспроизводства и качественной модернизации предприятий естественных монополий, составляющих в настоящее время основу экономики России, что уже в ближайшей перспективе может наложить серьезные ресурсные и инфраструктурные ограничения на экономический рост в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мастепанов A.M. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков - состояние, проблемы и перспективы развития. М.: Современные тетради, 2001.

2. Минерально-сырьевые ресурсы и устойчивое экономическое развитие в XXI веке / Под ред. Н.В.Милетенко и М.А.Комарова. М.: ЗАО «Геоинформмарк», 2001.

3. Щелкачев В.Н. Отечественная и мировая нефтедобыча - история развития, современное состояние и прогнозы. М.: Нефть и газ, 2001.

4. Яцкевич Б.А. Природные ресурсы и окружающая среда России: Аналитический доклад / Б.А.Яцкевич, В.А.Пак, Н.Г.Рыбальский / НИА-Природа иРЭФИА. М„ 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.