Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К БЕРЕЖНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К БЕРЕЖНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / НАЛОГИ / СБОРЫ / ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярунина Анна Германовна, Шмидт Ольга Викторовна, Коваленко Полина Михайловна

Существующая система платежей за пользование поверхностными природными ресурсами ориентирована на пополнение бюджета, в то же время в условиях обеспечения устойчивого развития общества востребованным является создание такой системы, которая бы стимулировала бережное природопользование, включающее оптимальное выделение и расходование средств на охрану и контроль за рациональным природопользованием, восстановление и воспроизводство поверхностных природных ресурсов. Цель исследования заключается в рассмотрении комплексного влияния поверхностных природоресурсных платежей на стимулирование бережного природопользования и разработке направлений совершенствования организационного обеспечения их взимания. Авторами использованы такие общенаучные методы как систематизация, классификация, анализ и синтез. В статье рассмотрены и обобщены меры экономического стимулирования к бережному природопользованию физических лиц в соответствии с российским законодательством. Систематизированы поверхностные природные ресурсы по видам, направлению их использования и основам правового регулирования. Выделены виды законодательных мер воздействия на физических лиц, дестимулирующие и стимулирующие бережное природопользование. Предложены законодательные изменения, способные привлечь дополнительные средства для финансирования природоохранных мероприятий и повышения роли поверхностных природоресурсных платежей в доходах бюджетов разных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INCENTIVES FOR INDIVIDUALS TO CAREFUL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

The article analyzed the need to promote environmental management, as well as measures of economic incentives for sound environmental management of individuals in accordance with the legislation of the Russian Federation. The study examined complex impact of surface natural resource payments on stimulating environmentally sound management and improving the organizational support for their collection. We also proposed legislative changes that can attract additional funds to finance environmental protection measures and increase the role of surface natural resource payments in the incomes of budgets of different levels.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К БЕРЕЖНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ»

Научная статья УДК 336.22:504

EDN EQVXPQ

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).8

А.Г. Ярунина^, О.В. Шмидт, П.М. Коваленко

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: А.Г. Ярунина, YaruninaAG@bgu.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К БЕРЕЖНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

АННОТАЦИЯ. Существующая система платежей за пользование поверхностными природными ресурсами ориентирована на пополнение бюджета, в то же время в условиях обеспечения устойчивого развития общества востребованным является создание такой системы, которая бы стимулировала бережное природопользование, включающее оптимальное выделение и расходование средств на охрану и контроль за рациональным природопользованием, восстановление и воспроизводство поверхностных природных ресурсов. Цель исследования заключается в рассмотрении комплексного влияния поверхностных природоресурсных платежей на стимулирование бережного природопользования и разработке направлений совершенствования организационного обеспечения их взимания. Авторами использованы такие общенаучные методы как систематизация, классификация, анализ и синтез. В статье рассмотрены и обобщены меры экономического стимулирования к бережному природопользованию физических лиц в соответствии с российским законодательством. Систематизированы поверхностные природные ресурсы по видам, направлению их использования и основам правового регулирования. Выделены виды законодательных мер воздействия на физических лиц, дестимулирующие и стимулирующие бережное природопользование. Предложены законодательные изменения, способные привлечь дополнительные средства для финансирования природоохранных мероприятий и повышения роли поверхностных природоресурсных платежей в доходах бюджетов разных уровней. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Экономическое стимулирование, физические лица, природопользование, налоги, сборы, платежи.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 17 июня 2022 г.; дата принятия к печати 29 июля 2022 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2022 г.

Original article

A.G. Yarunina^, O.V. Shmidt, P.M. Kovalenko

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: A.G. Yarunina, YaruninaAG@bgu.ru

ECONOMIC INCENTIVES FOR INDIVIDUALS TO CAREFUL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

ABSTRACT. The article analyzed the need to promote environmental management, as well as measures of economic incentives for sound environmental management of individuals in accordance with the legislation of the Russian Federation. The study examined complex impact of surface natural resource payments on stimulating environmentally sound management and improving the organizational support for their collection. We also proposed legislative changes that can attract additional funds to finance environmental protection measures and increase the role of surface natural resource payments in the incomes of budgets of different levels.

KEYWORDS. Economic incentives, individuals, natural resources, taxes, fees, charges.

© Ярунина А.Г., Шмидт О.В., Коваленко П.М., 2022

ARTICLE INFO. Received June 17, 2022; accepted July 29, 2022; available online

August 31, 2022.

Введение

Россия — это крупнейшая по территории страна в мире, богатая разнообразными природными ресурсами и климатическими условиями.

Ее природные и биологические ресурсы являются главным богатством и достоянием нашего времени, наследием будущих поколений.

Благодаря данному природой потенциалу, Россия динамично развивается: развивается экономика и промышленность, повышается уровень жизни населения и рождаемость.

Увеличение численности населения и развитие промышленности являются главными факторами роста потребления природных ресурсов и негативного воздействия на них.

Население, в повседневной жизни, имеет влияние лишь на природные ресурсы, находящиеся на поверхности, и вред, наносимый этим ресурсам, не всегда устраним.

Поверхностные природные ресурсы — это средства, обеспечивающие существование жизни человека на Земле.

Ими являются: земля, вода, лес, растительный и животный мир. Они создают нам необходимые условия для жизни.

На данном этапе развития страны, от которого зависит, как экономическое благополучие, так и жизнь населения, большое значение имеет эффективное функционирование существующей системы пользования природными ресурсами. Она должна предполагать пропорциональное совмещение экономического и социального развития с пользованием, изучением и охраной поверхностных природных ресурсов [1, с. 5].

Ограничение использования данной категории природных ресурсов определено проблемой растущего уровня негативного воздействия на окружающую среду и превышением срока возобновления над использованием.

Также проблему создает несоответствие системы взимания платежей за поверхностные природные ресурсы имеющимся запасам и ненадлежащая система организации охраны и восстановления ресурсов.

Вся система платежей за пользование поверхностными природными ресурсами направлена в первую очередь на пополнение бюджета, поэтому необходимо создать систему, в которой большую роль будет иметь эффективность, стимулирующая бережное природопользование, для того чтобы максимальное количество средств расходовалось на охрану, контроль за рациональным природопользованием, восстановлением и воспроизводством поверхностных природных ресурсов.

Проблема поиска финансовых источников покрытия расходов в сфере природопользования приобретает особую актуальность.

Так же проблемой является гармонизация между фискальной функцией и природоохранной.

Недостаточная эффективность существующей правовой и организационной систем регулирующей пользования поверхностными природными ресурсами, ведущая к уменьшению национального богатства и ухудшению условий жизни населения, подтверждает необходимость преобразований в этой области.

Недостаточная степень разработанности этой проблемы, большая социальная и экономическая значимость определяет актуальность данной статьи.

Целью исследования является рассмотрение возможности обобщения платежей за поверхностные природные ресурсы в единый комплекс платежей, выявле-

ние основных факторов, влияющих на объемы доходов бюджетов, мобилизуемых с помощью поверхностных природоресурсных платежей.

Методологической основой исследования являются как общие, так и частные научные методы познания, в том числе исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, аналитический, синтез, классификация и другие.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть законодательные меры, стимулирующие и дестимулирующие бережное природопользование;

— выделить основные направления определения эффективности поверхностных природоресурсных платежей;

— разработать методические рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего взимание поверхностных природоресурсных платежей.

Гипотезой является, положение о том, что платежи, взимаемые в связи с использованием природных ресурсов и воздействием на них, могут иметь различные функции, которые определены законодательством в связи с социальным и экономическим значением. Объем бюджетных доходов, мобилизуемых с помощью природоресурсных платежей, напрямую зависит от выполняемых ими функций. При выполнении фискальной функции доходы должны расти, однако даже при выполнении этой функции должно учитываться влияние состояния природных ресурсов, так как они являются основой жизнедеятельности населения.

При выполнении стимулирующей функции должны обоснованно снижаться доходы от данного вида платежей.

На доходность бюджета имеет влияние законодательные основы налогового, водного и лесного законодательства, которые к сожалению, в настоящий момент времени не способны надлежащим образом исполнять все свои функции в полном объеме.

Обзор литературы

Осознавая важность национальных богатств, государство особое внимание уделяет их сохранению и восстановлению.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:

— обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов, развитие минерально-сырьевой базы;

— сохранение биологического разнообразия природных экосистем и развитие системы особо охраняемых природных территорий, охрана и воспроизводство лесов, а также объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов1.

Данный указ говорит о достижении стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования, которые необходимо достичь путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышением уровня экологического образования и экологической культуры граждан2.

Определенное внимание к проблематике, связанной с совершенствованием налогообложения и учета природного капитала уделено в работах отечественных ученых М.Л. Белой [2], В.Г. Гетьмана [3], О.В. Ефимовой [4], М.В. Мельник, В.Г. Когденко [5], Е.М. Сорокиной [6] и др.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от

2 июля 2021 г. № 400 // СПС «КонсультантПлюс».

2 Там же.

Г.Д. Русецкая так же отмечает: «Концепция устойчивого развития ориентирует на долгосрочные интересы в планировании хозяйственной деятельности и управлении ею, в то время как современная экономическая система нацелена на краткосрочные выгоды. Обеспеченность природными ресурсами предопределяет развитие общества в целом и отдельных регионов» [7, с. 7].

Этот вопрос стал стратегически важным в связи с активным воздействием человека и его экономической деятельности на природную среду и о ежегодном усугублении непростой экологической ситуации в нашей стране.

И. А. Майбуров приводит следующее определение природоресурсных платежей — разновидность обязательных платежей публично-правовой природы, облеченных, как правило, в законодательную форму, порядок исчисления и уплаты которых установлен федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в случаях, прямо предусмотренных перечисленными актами, и подзаконными актами [8, с. 10].

И.В. Ярыгин считает, что природоресурсные платежи — это категория платежей, которая объединяет различные виды платы за природопользование и плату за негативное воздействие на окружающую среду [9, с. 87].

Исходя из вышесказанного, приведем понятие поверхностных природоре-сурсных платежей, поверхностные природоресурсные платежи — это комплекс платежей за пользование природными ресурсами, находящимися на земной поверхности, взимаемые с физических и юридических лиц в соответствии с утвержденными законами и нормативами.

Методология и методы исследования

Человек воздействует на природу прямо и косвенно. К прямому воздействию относят виды деятельности непосредственного влияния человека: строительство городов и сел, дорог, ведение сельскохозяйственной деятельности и лесозаготовок, охотничий или рыболовный промысел, добыча полезных ископаемых, промышленное производство и др.

Например, практически на всем побережье озера Байкал, почти повсеместно наблюдается эрозия почвы. Слабый, легко разрушающийся почвенно-раститель-ный слой, частые ветры способствуют быстрому выносу гумуса и переносу песка, что затрудняет ведение сельского хозяйства. Сегодня местами можно наблюдать «шествие песков». Так, вблизи пос. Хужир уже существует покрытая песком некогда лесная зона. Кроме того, местными жителями и туристами осуществляется незаконная вырубка леса. В районах, прилегающих к пос. Хужир, сложилась сеть лесных дорог, значительная часть которых заканчивается делянками на склонах гор. Лес вывозится в ночное время суток, а места вырубок все время меняются. [10, с. 479].

Косвенное воздействие связано не с непосредственным влиянием, а опосредованным, через взаимосвязь влияний, через продукты своей деятельности. Косвенным может выступать загрязнение среды обитания животных, вспашка земель, загазованность и запыленность.

Для сохранения природных ресурсов, необходимо бережное отношение к ниму и вовлечение больших средств на восстановление потенциала и охрану.

По данным Федерального казначейства только на охрану окружающей среды в 2018 г. было выделено 113 185 млн р., в 2019 г. 197 553 млн р., 2020 г. 262 891 млн р.3 Ежегодно затраты данной статьи бюджета увеличиваются, этим

3 Федеральное казначейство РФ : офиц. сайт. URL: http://www.roskazna.ru.

подчеркивается рост значимости, для государства, данного направления деятельности.

Для сокращения издержек на охрану и восстановление окружающей среды, необходимо стимулировать население к бережному природопользованию.

Стимулирование, по методам воздействия, можно классифицировать на адми-нистранивно-правовое и экономическое (рис.1.).

Рис. 1. Методы стимулирования физических лиц к бережному природопользованию

Составлен авторами.

Экономическое стимулирование, в Российской Федерации, предполагает введение налогов, специальных платежей за пользование природными ресурсами, с целью побуждения граждан к более рациональному природопользованию.

Реализация экологического стимулирования достигается через осуществление основных стимулирующих функций:

— установление платежей и нормативной платы за пользование природными ресурсами;

— установление нормативов потребления природных ресурсов и выбросов загрязняющих окружающую природу;

— возмещение нанесенного окружающей природе вреда.

Платежи и нормативные платы в действующем законодательстве установлены в форме налогов, сборов и государственных пошлин.

При регулировании, указанных выше платежей, законодательные органы власти вводят стимулирующие и дестимулирующие для природопользования, меры.

Рассмотрим стимулирующие меры налога на добавленную стоимость (НДС). В соответствии с Налоговым кодексом РФ, плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, физические лица не являются его плательщиками. Однако судебная практика показывает, что физические лица могут быть плательщиками налога, при осуществлении своей деятельность без образования юридического лица, а значит, принимая решение по начислению физическому лицу налога, государство может стимулировать его к снижению потребления природных ресурсов, в том случае если его деятельность затрагивает их.

Рассматривая другую сторону вопроса, можно сказать, что организации, изготавливающие свою продукцию из природных материалов, стремясь компенсировать убытки, связанные с уплатой налога, включают налог в стоимость товара, тем самым, вынуждают физических лиц уплачивать налог, приобретая товар. Данный факт может позволить государству регулировать потребление такого товара.

Действие данного регулирования выглядит так: повышая ставки налога, предприниматели будут поднимать стоимость товара, а значит, снизится покупательная способность и спрос на товары данной группы, стимулируя предпринимателей к снижению производства и потребления природного сырья.

Таким же образом, уплачивая акциз, физические лица косвенно влияют на окружающую среду.

Например, используя бензин для автомобиля, мы увеличиваем выброс в атмосферу химических веществ, а значит, повышением ставок акциза мы можем снизить покупательную способность и уменьшить потребление бензина и его воздействие на природу. Так же, при увеличении акциза на автомобили с большой мощностью, население будет отдавать предпочтение автомобилям с меньшей мощностью (более экологичному), что снизит выброс газа.

Государственная пошлина регулирует деятельность человека, способную повлиять на окружающую нас природу, различными мерами, например, платой за ввоз на территорию страны продукции, представляющей потенциальную опасность для населения и природы, добычу животных и вылов водных биологических ресурсов, устанавливает права и ограничения на земли сельскохозяйственного назначения.

При установлении прав и ограничений на земли сельскохозяйственного назначения, органы власти допускают наиболее благоприятную для природы деятельность.

Деградация лесов ведет к нарушению ареалов диких животных и растений, а в последующем — к сокращению численности эндемичных животных, их уничтожению [11]. Повышение ставок, на убой животных и вылов рыбы, может привести к снижению количества и состава изымаемых из природы биологических ресурсов, это касается и платежей за пользование лесным фондом и водными объектами.

Как отмечает Н.В. Васильева: «Пределы усмотрения органов местного самоуправления в отношении оговоренных элементов местных налогов в настоящее время существенным образом ограничены федеральным законодателем. Так, максимальные ставки земельного налога определены ст. 394 НК РФ1. В связи с тем, что дифференциация налоговой ставки возможна только путем ее снижения, что влечет за собой недополучение бюджетом доходов, анализ муниципальной практики показал, что в большинстве муниципальных образований в муниципальных актах дублируется норма НК РФ о ставках. Поэтому в действующей редакции ст. 394 НК РФ определено, что в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по указанным в ней налоговым ставкам» [12, с. 124]. А в связи с тем, что земельный налог проявляет стимулирующий характер в установлении льгот, снижении платы при помощи понижающих коэффициентов, в соответствии с категорией земель, и освобождением от уплаты налога. Например, от уплаты освобождаются физические лица, отнесенные к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов4, следует активнее использовать меры не только стимулирующего, но и диссимулирующего воздействия, для чего необходимо расширить налоговые полномочия органов местного самоуправления в части увеличения ставок и применения повышающих коэффициентов

В соответствии с Земельным кодексом РФ использование земли является платным, платой является земельный налог или арендная плата.5

Водный налог так же способен регулировать потребление населением, важнейшего для жизни, природного ресурса — воды, установлением платы за пользование водными объектами, в соответствии с объемом и целью потребления физическими лицами.6

Транспортный налог — это инструмент косвенного регулирования. Негативное влияние транспорта на окружающую среду состоит в выхлопе газа при работе

4 Налоговый кодекс Российской Федерации : Федер закон от 31 июля 1998 г. N° 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5 Земельный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 25 окт. 2001 г. N 136-Ф3 // Там же.

6 Водный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Там же.

двигателя. Данный налог устанавливается в зависимости от мощности двигателя, чем выше мощность, тем больше выхлоп газа в окружающую среду. Повышая ставки, государство стремится стимулировать население к приобретению автомобилей с минимальным отрицательным воздействием на окружающий мир. По данным экологов, почти 90 % загрязнения воздуха в городах происходит по причине выброса в него выхлопов автомобильного транспорта.

Для усиления стимулирующего воздействия транспортного налога на окружающую среду следует исключить повышающий коэффициент транспортного налога по дорогостоящим автомобилям, имеющим электрические двигатели.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, так же входят в налоговую систему России, они регулируют воздействие человеческой деятельности на флору и фауну нашей страны. Данные платежи способствует рациональному природопользованию, снижению негативного воздействия на природу и бережному обращению с ней.

В табл. рассмотрены законодательные меры, стимулирующие бережное природопользование, установленные законодательными органами власти.

Законодательные меры, стимулирующие и дестимулирующие бережное

природопользование*

Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами Законодательные меры, стимулирующие бережное природопользование Законодательные меры, дестимулирую-щие бережное природопользование

Налог на добавленную стоимость Ставка на реализацию живой рыбы, море — и рыбопродуктов — 10 %**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акциз Ставка на легковые автомобили с мощностью двигателя до 90 л. с.**

Государственная пошлина В настоящее время размер государственной пошлины: - за выдачу свидетельства о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, с бензолом, параксилолом, ортоксилолом составляет 3 500 р.; - за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства составляет 350 р.; - за государственную регистрацию прав, ограничений прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения составляет 350 р.; - за выдачу разрешения на перемещение через границу опасных отходов, на ввоз на территорию России ядовитых веществ — 325 000 р.; на вывоз с территории России животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения — 3 500 р.; - за государственную регистрацию продукции, представляющего потенциальную опасность для человека — 5 000 р.; - за предоставление разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов —

Продолжение табл.

Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами Законодательные меры, стимулирующие бережное природопользование Законодательные меры, дестимулирую-щие бережное природопользование

800 р. Для организаций и 350 р. для физических лиц; - за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира — 650 р.; - за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух — 3 500 р.; - за выдачу разрешений на разные виды вредного физического воздействия на атмосферный воздух — 3 500 р.; - за выдачу разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также на размещение в местах их залегания подземных сооружений в пределах горного отвода — 3 500 р.**

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - ставка 0 р. на пользование объектами в целях регулирования видового состава объектов животного мира** Ставка 0 р. предусмотрена за пользование объектами животного мира для целей охраны жизни и здоровья населения, предотвращения заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных. Плата 50 % ставки налога устанавливается при изъятии молодняка диких копытных животных. Плата 15 % ставки налога устанавливается за сбор объектов водных биологических ресурсов, для градо- и поселкообра-зующих российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей**

Водный налог - при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере стандартных налоговых ставок; - не является объектом налога забор воды для экологических целей, для воспроизводства водных биологических ресурсов и для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия** Снижение ставок налога на забор воды, использование акватории, использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается**

Окончание табл.

Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами Законодательные меры, стимулирующие бережное природопользование Законодательные меры, дестимулирую-щие бережное природопользование

Транспортный налог В зависимости от экологического класса или количества лет, прошедших со дня выпуска автомобиля, возможно регулировать ставку налога** Граждане, владеющие электромобилями, с 2015 г. освобождены от уплаты налога во многих субъектах России

Земельный налог Снижение ставок налога. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка**

Платы за пользованием водными объектами За забор воды из поверхностных водных объектов, из водных объектов и их частей, в пределах допустимого объема забора устанавливается плата в соответствии с договором водопользования** Ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей установлены Постановлением Правительства РФ»О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»***

Платежи за пользование лесным фондом Используя лесные участки с целью изъятия лесных ресурсов (заготовка живицы, древесина, опускаемая на корню, пастьба скота, промысловая заготовка ягод, грибов, лекарственных растений и т.д.) физическое лицо должно внести арендную плату. Так же предусмотрена плата по договору купли-продажи лесных насаждений**** Освобождение от уплаты. Физические лица имеют право бесплатно находиться в лесах и заготавливать для собственных нужд плоды, ягоды, грибы, травы и т.д.****

Плата за пользование земельными ресурсами Граждане могут иметь земельные участки на праве аренды, платой будет являться земельный налог или арендная плата. Изъятые из оборота земли не передаются в аренду**

Санкции При причинении вреда водным объектам, лесам и присутствующих в них природных объектов, возмещение вреда может осуществляться добровольно или в судебном порядке. Размер вреда расчитывается в соответствии с утвержденной методикой. В случае неуплаты налога или сбора, применяются санкции предусмотренный Налоговым кодексом РФ**

Примечания: * Составлена авторами.

** Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»

*** О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности : Постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2006 г. № 876 // СПС «КонсультантПлюс».

**** Лесной кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 04 дек. 2006 г. N° 200-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Результаты исследования

Рассмотренные в данной статье налоги и платежи способны стимулировать бережное природопользование повышением ставок, установлением запретов и использованием поощряющих мер, т.е. создать экономическую заинтересованность физических лиц к выполнению требований законодательства.

Налоги и платежи, наделенные стимулирующей функцией, выступают залогом без права на возвращение, т.е. с одной стороны они используются правительством для стимулирования к наименьшему воздействию на природу, с другой стороны взимают плату на восстановление природных ресурсов.

Таким образом, для регулирования природопользования необходимо создать условия заинтересованности физических лиц в выполнении законодательных мер по регулированию потребления природных ресурсов.

Необходимо установить повышающий коэффициент на особо плодородные земли.

В связи с проблемой отсутствия в водном законодательстве необходимых полномочий, для полноценного контроля за расчетом водного платежа, предлагается добавить в Водное законодательство право на истребование подтверждающих документов обосновывающих расчеты.

Можно с уверенностью сказать, что все неналоговые поверхностные природо-ресурсные платежи близки к налоговым, поэтому целесообразно распространить для их взимания более эффективное законодательство, аналогичное налоговому, однако которое будет преследовать не только фискальную функцию, но и стимулирующую и компенсационную. Новое законодательство должно более четко регламентировать порядок введения поверхностных неналоговых природоресурс-ных платежей и их изменение, определить их статус, закрепив принципы взимания и конкретные платежи.

Вывод природоресурсных платежей из рамок налогового законодательства лишает государство их эффективного администрирования. Доказательством может служить статистика судебных разбирательств, из которой видно, что большинство судебных споров связано именно с неналоговыми поверхностными природоресурс-ными платежами.

Предложены законодательные изменения способные привлечь дополнительные средства для финансирования природоохранных мероприятий и повышение роли поверхностных природоресурсных платежей в доходах бюджетов разных уровней.

В качестве направления дальнейшего исследования можно выбрать направление гармонизации стимулирующей и фискальной функций поверхностных при-родоресурсных платежей с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей.

Список использованной литературы

1. Кисленок А.А. Экономика природопользования : учеб. пособие / А.А. Кисленок, И.А. Галанина.- Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. — 202 с. — EDN QVFZOD.

2. Белая М.Л. Природный капитал в современной экономике / М.Л. Белая. — EDN VURYZR // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2016. — № 2 (86). — С. 59-68.

3. Гетьман В.Г. Учет природного капитала и истинных издержек / В.Г. Гетьман. — EDN OXKZNT // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 17 (215). — С. 2-5.

4. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании / О.В. Ефимова. — EDN SJVRTF // Аудиторские ведомости. — 2014. — № 8. — С. 36-47.

5. Мельник М.В. Анализ интегрированной отчетности: природный капитал / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. — EDN VVIXUB // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — № 4 (451). — С. 72-84.

6. Сорокина Е.М. Экологическая отчетность как фактор успеха предпринимательской деятельности / Е.М. Сорокина. — EDN EFSQSA // Global and Regional Research. — 2020. — Т. 2, № 1. — С. 290-295.

7. Русецкая Г.Д. Экологически устойчивое и социально-экономически ответственное природопользование в системе острова Ольхон / Г.Д. Русецкая, Д.Ю. Быкова. — DOI 10.17150/2500- 2759.2020.30(1).7-13. — EDN TPKJCU // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 1. — С. 7-13.

8. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс : учебник / ред. И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с.

9. Ярыгин И.В. Налоговое право / И.В. Ярыгин. — Москва, 2009.

10. Русецкая Г.Д. Особо охраняемые природные территории — инструмент устойчивого управления природопользованием / Г.Д. Русецкая, Е.А. Дмытерко. — DOI 10.17150/2500-2759.2017.27(4).478-487. — EDN ZUFGKX // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 4. — С. 478-487.

11. Рябцев В. Застройка острова Ольхон — гибель и природы, и туризма / В. Рябцев // Activatica. — 2016. — URL: http://activatica.org/blogs/view/id/2958/title/dalneyshaya-zas-troyka-ostrova-olhon.

12. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект / Н.В. Васильева. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(1).117-125. — EDN TIWVEF // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 1. — С. 117-125.

References

1. Kislenok A.A., Galanina I.A. Environmental Economics. Khabarovsk, Pacific National University Publ., 2011. 202 p. EDN: QVFZOD.

2. Belaya M.L. Natural Capital in Present Day Economics. Vestnik Rossiiskogo ekonomich-eskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova = Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2016, no. 2, pp. 59-68. (In Russian). EDN: VURYZR.

3. Getman V.G. Accounting for Natural Capital and True Costs. Mezhdunarodnyi bukh-galterskii uchet = International Accounting, 2012, no. 17, pp. 2-5. (In Russian). EDN: OXKZNT.

4. Efimova O.V. Sustainability Report as a New Form of Corporate Reporting. Auditorskie vedomosti = Accounting Journal, 2014, no. 8, pp. 36-47. (In Russian). EDN: SJVRTF.

5. Mel'nik M.V., Kogdenko V.G. Analysis of Integrated Reporting: the Natural Capital. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2016, no. 4, pp. 72-84. (In Russian). EDN: VVIXUB.

6. Sorokina E.M. Environmental Reporting as a Factor of Business Success. Global and Regional Research, 2020, vol. 2, no. 1, pp. 290-295. (In Russian). EDN: EFSQSA.

7. Rusetskaya G.D., Bykova D.Yu. Environmentally Sustainable and Socioeconomically Responsible Management of Natural Resources in the Ecosystem of Olkhon Island. Izvestiya Bai-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 1, pp. 7-13. (In Russian). EDN: TPKJCU. DOI: 10.17150/25002759.2020.30(1).7-13.

8. Maiburov I.A., Ivanov Yu.B. (eds). Tax Management. An Advanced Course. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2017. 559 p.

9. Yarygin I.V. Tax law. Moscow, 2009.

10. Rusetskaya G.D., Dmyterko E.A. Nature Conservation Areas as a Tool of Sustainable Natural Resource Management. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 4, pp. 478-487. (In Russian). EDN: ZUFGKX. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(4).478-487.

11. Ryabtsev V. The Development of Olkhon Island is the Death of Both Nature and Tourism. Activatica. Available at: http://activatica.org/blogs/view/id/2958/title/dalneyshaya-zas-troyka-ostrova-olhon (In Russian).

12. Vasiljeva N.V. Local Budget Revenues as a Guarantee of Local Government Financial Autonomy: a Legal Aspect. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 1, pp. 117-125. (In Russian). EDN: TIWVEF. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(1).117-125.

Информация об авторах

Ярунина Анна Германовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, YaruninaAG@bgu.ru, SPIN-код: 8622-4198, AuthorID РИНЦ: 505368.

Шмидт Ольга Викторовна — магистрант, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, Shmidt_OV@bk.ru.

Коваленко Полина Михайловна — студент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, kowalenko.polva2017@vandex.ru.

Authors

Anna G. Yarunina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, YaruninaAG@bgu. ru, SPIN-Code: 8622-4198, AuthorID RSCI: 505368.

Olga V. Shmidt — Master's Degree Student, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, Shmidt_OV@bk.ru.

Polina M. Kovalenko — Student, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, kowalenko.polya2017@yandex.ru.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Ярунина А.Г. Экономическое стимулирование физических лиц к бережному природопользованию / А.Г. Ярунина, О.В. Шмидт, П.М. Коваленко. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).8. — EDN EQVXPQ // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 3.

For Citation

Yarunina A.G., Shmidt O.V., Kovalenko P.M. Economic Incentives for Individuals to Careful Environmental Management. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 3. (In Russian). EDN: EQVXPQ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.