Научная статья на тему 'Экономическое сотрудничество стран ЮВА и сша - современное состояние и перспективы'

Экономическое сотрудничество стран ЮВА и сша - современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
399
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВА / США / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ / SEA / USA / ECONOMIC COOPERATION / TRADE / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рогожин Александр Александрович

В настоящее время экономическое сотрудничество стран ЮВА и США осуществляется лишь на двусторонней основе и, как показывают приведённые докладчиком расчёты, оно в целом благоприятно для них. В первую очередь это касается торговли: её отличает стабильность и постоянно растущее положительное сальдо для стран региона Товарная структура взаимной торговли вполне благоприятна для стран ЮВА: в их экспорте в США 75% составляют машины, оборудование и готовые промышленные изделия, а в импорте из США почти 80% это машины, оборудование, транспортные средства и химтовары. Инвестиции США в странах АСЕАН стабильно высоки. Перспективы экономических отношений стран ЮВА можно считать благоприятными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, economic cooperation between the Southeast Asian countries and the United States is carried out only on a bilateral basis and, as shown by the calculations presented by the author, it is generally favorable for them. First of all, this concerns trade: it is characterized by stability and an ever growing surplus for the countries of the region. The commodity structure of mutual trade is quite favorable for Southeast Asian countries: in their exports to the USA, 75% are machinery and transport equipment, as well as finished industrial products, and in imports from the United States almost 80% are machinery and transport equipment, as well as chemical goods. The US investments in the ASEAN countries are consistently high. Prospects of economic relations of Southeast Asian countries can be considered favorable.

Текст научной работы на тему «Экономическое сотрудничество стран ЮВА и сша - современное состояние и перспективы»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXV (№ 35, 2017)_

© Рогожин А.А.

НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ЮВА и США -СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Первые шаги нового президента США Д. Трампа во внешнеэкономической сфере вызвали в странах ЮВА беспокойство, хотя и в разной степени. В первую очередь оно коснулось возможности окончательного выхода США из Транстихоокеанского партнёрства. Реакции отдельных стран региона на это решение Трампа существенно различаются1.

В связи с этим в регионе был начат поиск альтернативных вариантов регионального экономического сотрудничества: путём ускорения переговорного процесса в рамках Регионального комплексного экономического партнёрства (РКЭП), активизации в регионе Японии и Индии, вовлечения в процессы регионального сотрудничества стран бассейна Индийского океана и др. Рассматривалась и возможность сохранения Транстихоокеанского партнёрства без участия США, а также с приглашением в него Китая.

Очень много говорилось и говорится об ослаблении позиций (в том числе экономических) США в регионе в связи с «крахом», как полагают некоторые эксперты, провозглашенного Б. Обамой курса на всестороннее расширение присутствия США в ЮВА. Делается немало прогнозов о смещении экономических связей стран региона в сторону КНР, якобы становящейся неизбежной альтернативой США и доминирующей силой во внешнеэкономическом комплексе стран ЮВА, готовой, как минимум, существенно потеснить США в регионе.

При этом из виду упускаются по крайней мере два момента. Во-первых, курс Б. Обамы применительно к ЮВА на официальном уровне дезавуирован не был. При Трампе изменился лишь подход США к экономическому сотрудничеству со странами региона - они готовы развивать его исключительно на двусторонней основе, игнорируя региональные организации и

инициативы, направленные на их создание. Однако это решение лишь формализует реалии экономического сотрудничества стран ЮВА с США - в настоящее время оно ведётся практически полностью на двусторонней основе. И, как показала практика в первом полугодии 2017 г., после прихода к власти Трампа США развернули мощную кампанию по расширению экономического сотрудничества со всеми ключевыми странами ЮВА, и именно на страновом уровне.

Во-вторых, страны ЮВА, при определении приоритетов экономического сотрудничества со всеми партнёрами, стараются исходить, прежде всего, из оценки степени его выгодности для собственной экономики. Опыт их экономического сотрудничества с Китаем после 2010 г. (с момента подписания соглашения о создания Зоны свободной торговли КНР-АСЕАН) показал, что для стран ЮВА оно оказалось невыгодным: за шесть лет сальдо торговых операций между Китаем и странами региона стало отрицательным для них и увеличилось в 14 раз. Имел место значительный отток прямых инвестиции из стран ЮВА, в результате чего к концу упомянутого периода стоимостной объём прямых инвестиции стран ЮВА в КНР был в 2,6 раза выше по сравнению с аналогичным показателем объёма китайских прямых инвестиций в странах ЮВА.

Соответственно, представляется необходимым оценить тенденции развития экономического сотрудничества стран ЮВА с США. Размер статьи позволяет сделать это в основном в отношении двух главных сфер этого сотрудничества - торговли и инвестиций - и за достаточно репрезентативный период, с 2011 по 2015 гг.

Торговля. В указанный период товарооборот между странами ЮВА и США возрос на 7%, их экспорт на американский рынок увеличился почти на 22%, тогда как импорт, оставаясь четыре года примерно на одном уровне, в 2015 г. сократился по сравнению с 2011 г. на 9,8% (см. таблицу 1). Сальдо взаимной торговли партнёров было неизменно положительным и возросло в 2011-2015 гг. почти в 3,3 раза, достигнув 46 млрд долл..

Таблица 1

Торговля стран АСЕАН с США в 2011-2015 гг.

_(млрд. долл.)

2011 2012 2013 2014 2015*

Экспорт в США 106 108 115 122 129

Импорт из США 92 92 90 92 83

Оборот взаимной торговли 198 200 205 214 212

Сальдо для стран АСЕАН +14 +16 +25 +30 +46

Рассчитано по: ASEAN Community in Figures 2015. Jakarta, July 2016. Pp. 12, 14,16-21; ASEAN Trade Statistics Data Base (https: da-ta.aseanstats.org/trade.php); ASEAN Yearbook on International Merchandise Trade in Goods 2015. Jakarta. October 2016. Pp. 17-19.

Товарная структура торговли стран АСЕАН с США стабильна и прогрессивна: в их совокупном экспорте в США доминируют машины, оборудование и готовые промышленные изделия (примерно 75%) и продовольственные товары (9%). США - весьма ёмкий и платёжеспособный рынок в первую очередь для сбыта готовых промышленных изделий (особенно компонентов для американской электронной и электротехнической промышленности, узлов и компонентов для различных отраслей, а также потребительских промышленных товаров).

Совокупный импорт стран ЮВА из США представлен также машинами, оборудованием и транспортными средствами (66%) и химтоварами (12%). Его товарное наполнение - преимущественно высокотехнологичные товары, обычные и специализированные транспортные средства и машины, уникальное оборудование для промышленных предприятий, научных лабораторий, разнообразная медицинская техника, а также узлы и компоненты, поставляемые для обеспечения американских или совместных предприятий, работающих в глобальных стоимостных цепочках. Группа химтоваров представлена в основном продуктами тонкой химии, различными пластмассами и компонентами для их изготовления, нефтепродуктами с высокой степенью очистки.

Движение прямых инвестиций. Приток американских прямых инвестиций в страны ЮВА стабилен, но заметно колеблется по годам (см. таблицу 2). Если сгладить погодовые колебания, то США инвестируют в страны ЮВА в среднем

около 13 млрд долл. ежегодно. По стоимостному объёму прямых инвестиций в 2015 г. США занимали четвёртое место (11,4%) после региональных инвесторов (18,4%), стран ЕС (16,7%) и Японии (14,5).

Таблица 2

Приток прямых инвестиций из США в страны АСЕАН

в 2011-2015 гг.

2011 201 2 2013 201 4 201 5

млрд. долл. % млрд. долл. % млрд. долл. % млрд. долл. % млрд. долл. %

Приток ПИИ в страны АСЕАН всего, 86,8 100,0 117,1 100 124,9 100 130,0 100 120,8 100

в том числе ПИИ из США 9,0 10,4 19,8 16,9 7,2 5,7 14,7 11,3 13,6 11,3

Рассчитано по.: U.S. Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. Foreign Direct Investment in the United States: Selected Items by Detailed Country, 2008-2015. Washington, 2016.

Отраслевая структура американских прямых инвестиций в странах ЮВА достаточно современна: первое место с большим отрывом занимает обрабатывающая промышленность (более 50% стоимостного объёма), далее следуют финансы и страхование, горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство.

Интересно сравнить приток прямых инвестиций из стран АСЕАН в США. Если американские прямые инвестиции в страны ЮВА в рассматриваемый период составляли в среднем около 13 млрд долл. в год, то эти страны инвестировали в США около 22 млрд долл. очевидно, что американская экономика была явно более привлекательна для прямых вложений по сравнению со странами ЮВА, однако инвестиционный разрыв в данном случае был всё же значительно меньше, чем у Китая и стран ЮВА.

Таблица 4

Приток прямых инвестиций из стран АСЕАН в США

в 2011-2015 гг.

(млн. долл.)

2011 2012 2013 2014 2015

ПИИ всего, 2433848 2584708 2727825 2913304 3134199

в том числе из стран АСЕАН 18154 19713 19664 27279 24648

Сингапур 16819 18701 17082 20528 19423

Таиланд 123 382 1422 2003 2470

Малайзия 911 1012 986 1154 1279

Филиппины 115 289 339 1029 1178

Индонезия 169 24 1190 1522 1577

Вьетнам 17 39 -30 1043

Рассчитано по.: U.S. Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. Foreign Direct Investment in the United States: Selected Items by Detailed Country, 2008-2015. Washington, 2016.

Однако страны ЮВА остаются привлекательными для американских инвесторов, о чём свидетельствует активный прирост накопленных американских инвестиций в страны ЮВА (см. таблицу 3). За пятилетие 2010-2014 гг. они увеличились в 1,6 раза и на 1 января 2015 г. составляли 226 млрд долл., что в 6,5 раз больше аналогичного показателя на ту же дату у КНР.

Таблица 3

Накопленные прямые инвестиции США в странах АСЕАН

в 2010-2014 гг.

(млрд. долл. по состоянию на конец соответствующего года)

2010 143,5

2011 159,8

2012 182,3

2013 198,0

2014 226,0

Ист.: ASEAN Investment Report 2016. Jakarta, 2016. P. 221

Наши расчёты, как представляется, позволяют сделать общий вывод том, что экономическое сотрудничество между странами ЮВА и США в последние (как минимум) годы развивалось вполне успешно. В первую очередь этот вывод следу-

ет отнести к торговым операциям, итогом которых было стабильно растущее положительное сальдо в пользу стран ЮВА.

И нет никаких оснований для того, чтобы эта позитивная тенденция в развитии экономического сотрудничества стран ЮВА с США в ближайшие годы прервалась. У них нет сколько-нибудь значимых конфликтов с США во внешнеэкономической сфере, которые могли бы омрачить экономическое сотрудничество с этой страной в целом. Разумеется, у отдельных стран ЮВА и в отдельных отраслях есть проблемы в отношениях с США разного уровня, однако нет таких, которые нельзя было бы разрешить на двусторонней основе.

Именно на этой основе, скорее всего, странам ЮВА и придётся решать все проблемы экономических отношений с США. Это стало окончательно ясно после заявления представителя США по вопросам торговли Роберта Лайтхайзера, которое он сделал 21 мая 2017 г. на встрече министров торговли стран-участниц АТЭС в Ханое. Лайтхайзер официально подтвердил, что «США не вернутся к соглашению о Транстихоокеанском партнёрстве - отменять это решение они не собираются. Президент принял такое решение, и я согласен с ним. США отдают предпочтение двусторонним соглашениям об экономическом сотрудничестве над многосторонними. Это не означает, что США утратили интерес к региону и устранятся от сотрудничества со странами, в него входящими. США как раз готовятся к подписанию серии соглашений об экономическом сотрудничестве в самых разных сферах с некоторыми из них»2.

1 Подробнее см. Рогожин А. А. Транстихокеанское партнёрство - крах интеграционного мегапроекта? // Запад-Восток-Россия 2016. Ежегодник / Отв. ред.: Д.Б. Малышева, В.Г. Хорос. - М.: ИМЭМО РАН, 2017. - С. 13-17.

л

The Nikkei Asian Review. 21.05.2017 (available at http://asia.nikkei.com /Politics-EconomyAntemational-Relations/US-trade-rep-says-no-return-to-TPP-deal-and-wants-bilateral-deals-in-Asia, accessed at 21.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.