Научная статья на тему 'Экономическая дипломатия США в ЮВА (к итогам визита Президента Д. Трампа в страны ЮВА)'

Экономическая дипломатия США в ЮВА (к итогам визита Президента Д. Трампа в страны ЮВА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
578
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНАЛЬД ТРАМП / DONALD TRUMP / ЮВА / США / USA / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ECONOMIC DIPLOMACY / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / SEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогожин Александр Александрович

Следует отметить более высокую дипломатическую активность в регионе нового президента США в сравнении с периодом правления Обамы. Это наблюдение относится как к самому Трампу, так и к его ближайшему окружению и госаппарату США. Не менее примечательно и оживление экономической дипломатии ведущих стран ЮВА на американском направлении (в первую очередь это относится к Таиланду, Малайзии, Сингапуру и Вьетнаму). В немалой степени активность Трампа объясняется тем, что он имеет опыт собственной предпринимательской деятельности в некоторых странах ЮВА. Она также соответствует его глобальному курсу на сокращение отрицательного для США сальдо в торговле с партнёрами во всех регионах мира. И ЮВА не исключение, поскольку в торговле с США у стран ЮВА наблюдается постоянно растущее положительное сальдо. Трамп намерен изменить сложившуюся ситуации за счёт приоритетного развития двусторонних торговых отношений с этими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

American Economic Diplomacy in Southeast Asia (summing up of Trump''s visit to SEA countries )

It should be noted the higher diplomatic activity in the region of the new US President in comparison with the period of Obama's rule. This observation applies both to Donald Trump himself as well as to his milieu and the US state apparatus as a whole. Equally remarkable is the revival of the economic diplomacy of the leading Southeast Asian countries on American direction (first of all, this applies to Thailand, Malaysia, Singapore and Vietnam). To a large extent, Trump's activity is explained by the fact that he has experience of his own on entrepreneurial activity in some Southeast Asian countries. It is also in line with its global commitment to reducing the US trade deficit for all partners in all regions of the world. And Southeast Asia is no exception, because in trade with the United States, Southeast Asia has an ever-growing surplus. Trump intends to change the current situation through the priority development of bilateral trade relations with these countries.

Текст научной работы на тему «Экономическая дипломатия США в ЮВА (к итогам визита Президента Д. Трампа в страны ЮВА)»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_

© Рогожин А. А.

ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ США в ЮВА (к итогам визита президента Д. Трампа в страны ЮВА)

Новый президент США Дональд Трамп - личность весьма необычная, сложная, неоднозначная. Какими только эпитетами не награждали его политические противники и пресса самой разной ориентации! Он не только непредсказуем сам, но и провозгласил, став президентом, тезис «мы как нация должны стать непредсказуемыми». Впервые эту высокую должность занял предприниматель, причём очень крупный предприниматель, миллиардер.

«Бандит!», эмоционально воскликнул известный американский писатель в дискуссии на сугубо литературоведческие темы на французском телеканале TV5Monde. «Напористый делец!», откликнулись многие российские политологи и пропагандисты. В самой Америке к появлению президента-миллиардера отнеслись в целом спокойно, но с немалым удивлением узнали, что Трампа не поддержал предпринимательский класс страны: в разгар президентской кампании октября 2016 г. из крупных компаний, входящих первую сотню рейтинга Standard&Poors, деньги дал только один Дэвид Фарк (David Fare) из Emerson Electric (Клинтон материально поддержали 8 компаний)1.

Многие предсказывали, что в случае победы Трампа фондовые индексы рухнут, а прогнозы развития американской экономики покажут резкое падение. Но произошло обратное: фондовые индексы поднялись, а экономические прогнозы на 2018-2019 гг. улучшились. Конечно, и как предприниматель Трамп непредсказуем: он мог, например, одновременно заниматься недвижимостью в Джид-де и производством кошерной водки в Израиле. Очень интересную оценку Трампа как политика и личности дал президент России В. В. Путин: «Трампа невозможно отнести к категории обычных политиков. Он прямой и искренний человек. Это преимущество. У него - свежий взгляд на вещи»1.

1 После победы Трампа бизнес-сообщество США спохватилось и в мгновение ока собрало средства для установки его бюста в президентском зале Disney World.

В своей предвыборной программе и после избрания президент Трамп уделил неожиданно большое внимание экономической дипломатии - до него также поступал лишь Росс Перо (Ross Perot) кандидат в президенты от «третьей партии» на выборах 1992 г. . Главный принцип своей экономической дипломатии Трамп огласил уже в своей инаугурационной речи в очень краткой форме: «мы будем следовать двум простым правилам "покупайте американские товары" и "приглашайте на работу американцев"». Мало кто обратил внимание на продолжение этого отрывка: «мы будем искать дружбы и расположения всех государств мира. И мы будем стремиться к этому, понимая, что право всех государств мира также руководствоваться прежде всего собственными интересами» .

Нетрудно заметить, что экономической дипломатии Трампа изначально была свойственна склонность к протекционизму, которую Трамп особенно активно демонстрировал во внутренней политике. Но одновременно им была проявлена готовность к урегулированию спорных проблем путём переговоров, ставшая чуть позже одним из главных направлений американской внешнеэкономической политики, полной неожиданных ходов и внезапных поворотов. Она оказалась вовсе не такой однозначной и прямолинейной, как это ожидалось в первые месяцы президентства Трампа.

Обычно Трампа обвиняли и обвиняют в скоропалительности и бессистемности при принятии решений, в том числе во внешнеэкономической сфере. Однако, как показала практика, это совсем не так. Трамп - предприниматель по натуре, а это значит, что до принятия того или иного решения им проводится тщательный анализ ситуации, просчитываются все варианты её развития и возможные риски. Трамп - предприниматель, имеющий большой опыт работы на внешнем рынке, и именно поэтому он прекрасно понимает сложность механизма взаимосвязей внешнеполитических акций и внешнеэкономической дипломатии.

В апреле 2017 г. Трамп распорядился провести комплексную проверку состояния торговых отношений США со всеми странами-партнёрами и по всем ключевым товарам американского экспорта. В торговле с 16-ю странами было обнаружено крупное отрицательное сальдо: в этот список вошли Китай, Япония, Республика Корея и все страны-члены АСЕАН за исключением регионального центра реэкспортной торговли Сингапура, а также Бруней и Мьянма, объёмы торговли с которыми невелики. Если ситуация в торговле со странами Северо-Восточной Азии была известна и обсуждалась

уже давно, то огромный дефицит в торговле США со странами Юго-Восточной Азии (см. таблицу ниже) явно поразил Трампа4.

Динамика торговли стран ЮВА с США в 2012-2016 гг.

(млрд. долл.)

2012 2013 2014 2015 2016 всего в 20122016

Экспорт в США 108 115 121 125 131 600

Импорт из США 92 90 90 83 81 436

Оборот взаимной торговли 200 205 211 208 212 1036

Сальдо для стран ЮВА +16 +25 +31 +42 +50 +164

Рассчитано автором по: ASEAN Database.

https: //data.aseanstats.org/trade.php (assessed 13.03.2018)

Причём за десятилетие этот дефицит для США возрос почти в полтора раза: с 33,6 млрд долл. в 2007 г. до 50,3 млрд долл. в 2016 г. США имели положительное сальдо только в торговле с Сингапуром, Мьянмой и Брунеем.

Президент Трамп предпринял активные дипломатические усилия, направленные на исправление сложившейся неблагоприятной для США ситуации в торговле со странами ЮВА в полном соответствии с провозглашенными им принципами экономической дипломатии США. Её главный принцип - США рассчитывают на больший успех в двусторонней торговле со странами-партнёрами и отрицают (с большей или меньшей последовательностью) пользу участия страны в международных торговых соглашениях.

Свою приверженность этому принципу Д. Трамп доказал сразу после вступления в должность: в январе 2017 г. он объявил о начале процесса выхода США из Транстихоокеанского партнёрства (ТТП). Это решение было встречено в ЮВА с глубоким разочарованием, особенно в тех странах. которые весьма рассчитывали на более широкое проникновение на американский рынок - во Вьетнаме, Сингапуре, Таиланде. Страны ЮВА были вынуждены вносить существенные коррективы в свою внешнеэкономическую политику, в частности, одновременно разрабатывать варианты сохра-

нения ТТП без участия США (так называемое ТТП-112) и продолжение процесса формирования РКЭП3.

Ситуация ещё более осложнилась, когда, как мы и прогнозировали5, Трамп внезапно заявил о возможности возрождения ТТП в первоначальном виде, но с условием принятия ряд положений, отвечающих американским интересам. Однако по состоянию на май 2018 года официального заявления относительно участия в ТТП со стороны США не последовало. Пока в силе остаётся заявление Трампа, которое он сделал в своём выступлении на сессии АТЭС в ноябре 2017 г. во Вьетнаме: «мы с предубеждением относимся к международным торговым соглашениям, которые связывают нам руки, ущемляют наш суверенитет и делают какое бы то ни было принудительное правоприменение практически невозможным».

Учитывая такую позицию Трампа многие руководители в странах ЮВА сомневались, заинтересуется ли Трамп саммитами АТЭС и АСЕАН и будет ли готов принять в них участие. Оба мероприятия должны состояться в Юго-Восточной Азии, которую республиканские президенты преимущественно игнорировали со времён падения Сайгона в 1975 г.

Однако Трамп в первой половине ноября 2017 г. принял участие в обоих саммитах во Вьетнаме и на Филиппинах соответственно. И более того - участвовал в юбилейных мероприятиях в связи с 50-летием АСЕАН и 40-летием диалога США-АСЕАН. В поездке Трампа сопровождала большая группа бизнесменов, заинтересованных в деловом сотрудничестве со странами ЮВА. Трамп явно продемонстрировал, что для США весьма важны отношения с этими странами. И, что с учётом региональной специфики весьма существенно - Трамп всячески стремился показать, что заинтересован в установлении тесных личных контактов с лидерами стран ЮВА6.

Тем самым Трамп опроверг высказывавшееся в США мнение о том, будто он имеет мало опыта работы с этим регионом, его потенциал им недооценивается, а тонкости внешней и внешнеэкономической политики стран ЮВА ему незнакомы.

Во-первых, Трамп прекрасно ориентируется в региональном бизнес-сообществе и знает как делаются дела в странах ЮВА.

2 Всеобъемлющее и поступательное соглашение о Транстихоокеанском парт-

нёрстве, ВП ТТП (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific

Partnership, CPA TPP)

Региональное комплексное экономическое партнерство, РКЭП (Regional

Comprehensive Economic Partnership, RCEP).

Трамп имеет обширные личные деловые интересы в ЮВА, в первую очередь в Индонезии и на Филиппинах.

В Индонезии компании, контролируемые Трампом, владеют Trump International Hotel & Tower Lido, Trump Hotels готовит к вводу в строй два объекта недвижимости (предположительно на о. Бали). Планируется инвестировать в строительство курортных объектов и офисных зданий. Известно, что Трамп регулярно получает доходы от инвестиций в разных формах, например в форме рентных выплат (только в 2016 г. он получил не менее 10 млн долл. от MNC Group из Джакарты).

На Филиппинах по лицензионному соглашению на бренд «Trump» компания Century Properties Group эксплуатирует в Маниле многоэтажную высотку Trump Tower. Этот огромный офисный комплекс известная террористическая организация Абу-Сайаф включила в свой список объектов, подлежащих уничтожению. Century Properties Group выплатила Трампу только за использование его имени на высотном здании, которое открыто в 2017 г., порядка 5 млн долл.

И это далеко не все вложения Трампа в ЮВА. Трамп прекрасно осведомлён о специфике бизнеса в регионе. Не случайно глава Century Properties Group Хосе.Б. Антонио (Jose E.B. Antonio) был назначен президентом Филиппин Родриго Дуэрте специальным посланником в США. А его сын Робби живёт в Trump Tower на Ман-хэттене...

Во-вторых, Трамп намеревался увязывать политические и экономические проблемы для обеспечения весьма конкретных интересов США. В значительной мере ему это удалось. Первая проблема - попытаться склонить такие страны как Малайзия, Индонезия, Камбоджа и Мьянма, которые выстроили давно существующие отношения с Северной Кореей, свернуть свою торговлю с этой страной, выслать её оперативников, закрыть северокорейские рестораны и другие предприятия, направленные на зарабатывание валюты для КНДР. Трудно сказать, насколько Трампу удалось это сделать, но не исключено, что вышеупомянутые страны в той или иной мере откликнулись на призывы США.

Другой, ещё более острой проблемой является конфликт в Южно-Китайском море (ЮКМ). Через эту спорную акваторию проходит 85% японского и южнокорейского импорта нефти, а также собственные торговые потоки Китая. Трамп всячески стремился продемонстрировать поддержку усилиям стран ЮВА-участниц это-

го конфликта и готовность США всеми способами обеспечить соблюдение в ЮКМ международного права Судя по отдельным высказываниям руководителей стран ЮВА разного уровня, Трампу удалось убедить страны региона в надежности своей поддержки в противостоянии устремлениям КНР.

Следует отметить, что подготовка к визиту Д. Трампа в страны ЮВА началась ещё в марте 2017 г.: Трамп лично позвонил руководителям Филиппин, Сингапура и Таиланда и пригласил их по-

о

сетить Вашингтон с дружескими визитами . Эти визиты стали яркими примерами так называемой упреждающей экономической дипломатии (иногда её называют shopping или transactional diplomacy), к которой прибегли эти страны ЮВА9.

Как это принято в странах ЮВА, в гости приходят с подарками, которые должны непременно понравится хозяину дома. Руководители Таиланда, Малайзии и Сингапура выдержали дипломатическую паузу и посетили Вашингтон осенью 2017 г., где провели в целом удачные переговоры.

Премьер Таиланда Прают Чаноча во время визита в США признал необходимость более сбалансированной торговли между двумя странами (с 2000 г. по 2016 г. положительное сальдо в торговле с США почти удвоилось)10. Прают Чаноча старался доказать, что полная нормализация таиландско-американских отношений, осложнившихся в 2014 г. в связи с приходом в результате переворота к власти военных, будет способствовать расширению спроса на американские товары и услуги на быстро развивающемся рынке Таиланда. Более того, то, что именно военные находятся у власти, пояснял таиландский премьер, повысит спрос на вооружение и военные технологии, которыми располагают США.

Таиланд объявил о либерализации импорта некоторых американских товаров: в частности, был отменён запрет на импорт свинины и куриного мяса из США, продиктованный в первую очередь потребностью защиты национальных производителей. Было объявлено о готовности Таиланда приобрести 20 самолётов Боинг для национальной авиакомпании Thai Airways, а также 150 тыс т угля для нужд крупнейшего в стране производителя цемента - The Siam Cement Group (SCG).

В ходе переговоров были подписаны соглашения об инвестициях. Таиланд выразил готовность инвестировать в американскую экономику порядка 6 млрд долл., что будет способствовать созданию в США более 8 тыс новых рабочих мест. Крупнейшая таи-

ландская нефтегазовая компания PTT объявила о намерении инвестировать в строительство завода по переработке сланцевого газа в шт. Огайо. Таиландская сторона высказала пожелание о создании компанией Boeing центра технического обслуживания и текущего ремонта её самолётов в новой экономической зоне на восточном побережье страны.

Таиланд согласился приобрести в США различные виды вооружений, в частности, четыре вертолёта класса Blackhawk и Lakota, тяжело вооружённый вертолёт класса Cobra, пять ракетных установок Harpoon Block II. Была достигнута договорённость о модернизации с помощью США боевыхсамолётов F-16s, находящихся на вооружении таиландской армии11.

Не менее солидными были "подарки", сделанные Трампу премьер-министром Малайзии. Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак объявил о готовности национального суверенного фонда Khazanah Nasional и пенсионного фонда Employees Provident Fund инвестировать несколько миллиардов долларов в объекты, в основном инфраструктурные, на территории США. Кроме того, Малайзия приобретёт в США самолёты e Boeing и двигатели у General

12

Electric на сумму порядка 10 млрд долл.

И хотя Сингапур имеет в торговле с США отрицательное сальдо, сингапурский "подарок" оказался самым весомым. Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун в ходе визита подписал контракт на покупку 39-ти широкофюзеляжных самолётов, в рамках которого будет создано примерно 70 тыс рабочих мест в США

13

(стоимость контракта - 13,8 млрд долл.) . Общая стоимость контрактов на закупку американских товаров превысила 16 млрд

14

долл. .

К сожалению, информация об экономической составляющей переговоров Трампа во Вьетнаме и на Филиппинах, крайне скупа: предположительно во Вьетнаме Трамп убеждал вьетнамскую сторону в сохранении американского рынка для вьетнамских товаров, несмотря на возможный выход США из ТТП. В переговорах на Филиппинах речь шла в первую очередь о возможностях поставки американских вооружений на более льготных условиях, для восполнения больших потерь в боях с исламскими сепаратистами.

Подводя итоги визита Д. Трампа в ЮВА, можно оценить их как успешные для американской стороны и в политическом. и в экономическом отношении. Его визит в регион был хорошо подготовлен и проведён. Безусловно выигрышным для США оказалось

личное присутствие Трампа на знаковых для стран региона событиях - саммита АТЭС во Вьетнаме и особенно на юбилейных торжествах по случаю полувекового юбилея АСЕАН. Оно, несомненно, не прошло незамеченным и убедило руководства стран региона в том, что США неизменно придают ЮВА большое значение и, как минимум, продолжат присутствовать в нём. Что особо важно, учитывая весьма непростые отношения стран ЮВА с Китаем.

1 См. http://www.interfax.ru/russia/564857 (accessed 01.06.2017).

Kahler, Miles. Asia's Trump Peril: Reckoning with Economic Conflict // The Global Asia. 21.12.2017 (available at

https://www.globalasia.org/bbs/board.php?bo_table=articles&wr_id=9244; accessed 21.12.2017).

Alan Chong. Portents of transactional diplomacy in US-Southeast Asia relations // East Asia Forum. 10th November, 2017. P. 1.

4 President Trump Signs Executive Order Calling for Omnibus Report on Significant Trade Deficits. White & Case LLP International Law Firm // available at: http: //www.whitecase.com/publications/ alert/president-trump-signs-executive-order-calling-omnibus-report-significant-trade (accessed 04.10.2017).

5 Рогожин А. А. Транстихокеанское партнёрство - крах интеграционного ме-гапроекта? // Запад-Восток-Россия 2016. Ежегодник / Отв. ред.: Д.Б. Малышева, В.Г. Хорос. - М.: ИМЭМО РАН, 2017. - С. 13-17.

6 Calder, Kent E. The Art of the Deal in Pacific Diplomacy // The Japan Times. 12.10.2017 (available at

https://www.japantimes.co.jp/opinion/2017/10/12/commentary/j apan-commentary/art-deal-pacific-

diplomacy/?utm_source=Daily+News+Updates&utm_campaign=edc

910886c-

Fri-

day_email_updates13_10_2017&utm_medium=email&utm_term=0_c5a6080d40-edc910886c-333382462#.WeCntcIUm3A; accessed 12.10.2017); Kaewkamol Karen Pitakdumrongkit. Trump in Southeast Asia: Opportunity to Bolster US-ASEAN Economic Ties? // S. Rajaratnam School of International Studies, Nanyang Technological University Commentaries (Singapore). № 211. 7 November 2017. P. 1.

7 Calder, Kent E. Op. cit.

Pongphisoot Busbarat. Shopping Diplomacy: The Thai Prime Minister's Visit to the United States and its Implications for Thai-US Relations // Perspective. ISEAS - Yusof Ishak Institute Journal. - № 78. - 20.10.2017.

9 Alan Chong. Portents of transactional diplomacy in US-Southeast Asia relations // East Asia Forum. 10th November, 2017. P. 1.

10 US Census Bureau Foreign Trade Division, "Foreign Trade: Data" (available at https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5490.html; accessed October 4, 2017).

11 Alan Chong. Portents of transactional diplomacy in US-Southeast Asia relations // East Asia Forum. 10th November, 2017. Pp. 2, 5.

12 Ibid. P. 2.

13

Takashi Nakano. Southeast Asian Leaders Cozy Up To Trump With Trade Carrots // The Nikkei Asian Review (available at: https://asia.nikkei.com/Politics-Economy/International-Relations/Southeast-Asian-leaders-cozy-up-to-Trump-with-trade-carrots; accessed 25.10.2017).

14 Giles T. Cooper. Spotlight on APEC and Vietnam. Duane Morris LLP International Law Firm // available at:

http://www.mondaq.com/article.asp?articleid=643178&email_access=on&chk=796 710&q=153532 (accessed 06.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.