Научная статья на тему 'Экономическое сотрудничество между Кореей и Узбекистаном: тенденции и перспективы'

Экономическое сотрудничество между Кореей и Узбекистаном: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1733
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чон Де Ван

Республику Узбекистан и Республику Корея связывают традиционные отношения дружбы и сотрудничества, основанные на общепризнанных принципах и нормах международного права. Обе страны уделяют большое внимание вопросам углубления двустороннего сотрудничества в политической, экономической, культурной и других областях. Успешному развитию двусторонних отношений во всех сферах способствует отсутствие каких-либо политических проблем между странами и солидная договорно-правовая база.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое сотрудничество между Кореей и Узбекистаном: тенденции и перспективы»

ЧОН ДЕ ВАН

независимый соискатель Ташкентского Государственного института Востоковедения

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КОРЕЕЙ И УЗБЕКИСТАНОМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ1

Республику Узбекистан и Республику Корея связывают традиционные отношения дружбы и сотрудничества, основанные на общепризнанных принципах и нормах международного права. Обе страны уделяют большое внимание вопросам углубления двустороннего сотрудничества в политической, экономической, культурной и других областях. Успешному развитию двусторонних отношений во всех сферах способствует отсутствие каких-либо политических проблем между странами и солидная договорно-правовая база.

Несмотря на продолжающийся финансово экономический кризис, экономика Узбекистана продолжает динамично развиваться, благодаря осуществлению продуманной и взвешенной экономической политике. В докладе ООН «Мировое экономическое положение и перспективы» подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН (ООН ДЭСВ), Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и пятью региональными комиссиями Организации Объединенных Наций, отмечается, что Узбекистан в 2011-2012 годах продемонстрирует один из самых высоких темпов роста экономики. Согласно прогнозам экспертов ООН, рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) в 2011 году составит 7%. В 2012 году экономика Узбекистана увеличится на 8%. По оценкам экспертов ООН, рост реального ВВП Узбекистана в 2010 году составил 8%. Эти оценки имеют некоторые расхождения с оценками другого уважаемого международного финансового института - Азиатско-

1 Продолжение. Начало в номере 3, 2011.

го Банка Развития (АБР), по оценкам которого реальный рост ВВП в Узбекистане за 2010 составил 8,5 %, что на 0,3% выше предварительных прогнозов Правительства Узбекистана.

Достижения в экономическом развитии Республики Узбекистан во многом обусловлены открытой внешнеэкономической политикой, расширением диверсификации сотрудничества с зарубежными странами. Ведущими внешнеторговыми партнерами Узбекистана за 2010 год стали Россия, Китай и Южная Корея. В струк -туре экспорта лидирующее место заняли энергоносители и нефтепродукты (25,7%), услуги (10%) и продовольственные товары (8,3%).

Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Республика Корея одной из первых признала независимость Узбекистана. Это событие произошло 30 декабря 1991 года. Дипломатические отношения между странами были установлены 29 января 1992 года. А в июне 1992 года в качестве руководителя независимого Узбекистана Президент Ислам Каримов посетил Корею с официальным визитом. Глава Республи-

ки Корея с ответным визитом побывал в Узбекистане в июне 1994 года. В ряду первых международных контактов независимого Узбекистана на высшем уровне Республика Корея занимает особое место. Подписанные в ходе этих саммитов соглашения заложили основу политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества наших стран.

В ходе визита Президента Ислама Каримова в Сеул в 1995 году ему была вручена высшая награда Республики Корея - орден "Мугунхва". Руководитель Узбекистана был удостоен такой чести за огромный вклад в развитие связей между двумя странами, усилия на пути укрепления дружбы Узбекского и Корейского народов. Этот визит важен тем, что укрепил правовую основу сотрудничества, открыл возможности для развития связей, наполнения их новым содержанием.

Республика Корея начала активно поддерживать процесс рыночных реформ и демократических преобразований в Узбекистане, а также оказывать широкое финансово-экономическое содействие и техническую помощь в осуществлении важнейших программ социально-экономического развития страны. Единодушие глав государств, обоюдность стремлений обеих стран укреплять сотрудничество, духовная близость наших народов стали решающими факторами в развитии отношений.

Республика Корея стала одним из крупнейших инвесторов и торговых партнеров Узбекистана. Суммарный объем инвестиций южнокорейских компаний в экономику Узбекистана уже в 1996-1999 годы превысил 1 миллиард долларов США. Благодаря этим инвестициям в Узбекистане стало возможным становление и динамичное развитие автомобилестроительной, телекоммуникационной, текстильной, электронной и других отраслей экономики. При активном содействии Южной Кореи Узбекистан осваивает сложные наукоемкие и высокотехнологичные производства, конечная продукция которых отличается высокой добавленной стоимостью. Благодаря сотрудничеству с Корейскими компаниями Узбекистан занял место в числе немногих держав мира, име-

ющих собственное автомобилестроение, которое продолжает быстро развиться.

Государственный визит Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Республику Корея в октябре 1999 года придал новый импульс двусторонним отношениям, положил начало большим преобразованиям в комплексе торгово-экономического взаимодействия. Существующие документы по торговле, промышленности, транспорту, политическим консультациям пополнились Совместным заявлением президентов о дальнейшем углублении отношений. Между различными министерствами и ведомствами, фирмами и компаниями были подписаны документы о сотрудничестве в области сельского хозяйства, телекоммуникаций, образования, туризма, банковско-финансовой сферы.

Создание правовой базы позволило странам углубить экономическое сотрудничество, стать Южной Корее одним из наиболее крупных торгово-экономических партнеров Узбекистана. Это сотрудничество стало основой для реализации соглашений по обновлению продукции автомобильной промышленности, осуществлению ряда проектов в текстильной промышленности и сфере переработки шелка, развитии электротехнической промышленности.

Важной вехой развития Корейско -Узбекистанских отношений стал приезд в январе 2004 года в Узбекистан большой делегации корейских предпринимателей во главе с председателем Федерации малого и среднего бизнеса Южной Кореи, во время которого был проведен бизнес-семинар деловых людей. В апреле того же года Узбекистан посетила делегация во главе с Генеральным директором отдела электроники, текстильной и химической промышленности Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея. В период этого визита деловые круги Южной Кореи подробно были информированы об экономическом потенциале Узбекистана.

Следующий этап роста экономического сотрудничества между Кореей и Узбекистаном связан с визитом Президента Республики Корея Но Му Хен по приглашению Президента Ислама Каримова 10 мая

2005 года с государственным визитом в Республику Узбекистан. Обе стороны позитивно оценили тенденцию увеличения объемов взаимной торговли и выступили за принятие дальнейших совместных мер по ее укреплению и углублению.

Большой вклад в развитие торгово-экономического сотрудничества между странами внес визит в Узбекистан Президента Кореи Ли Мён Бак в мае 2009 года, а Ислама Каримова в Южную Корею в феврале 2010 года, в ходе которого он отметил, что Республика Узбекистан является основным партнером Южной Кореи в Центральной Азии. Сегодня Южная Корея - один из крупнейших инвестиционных партнеров Узбекистана. Объем инвестиций, вложенных в экономику Узбекистана, превысил уже 2 миллиарда долларов США. Реализуются крупные проекты в области нефти и газа, в горном деле, нефтехимии, логистике, строительстве.

Наиболее важным направлением сотрудничества на сегодняшний день является создаваемая на базе международного аэропорта города Навои свободная индустриально-экономическая зона. Трансконтинентальный интермодальный центр логистики в этой зоне - единственный на территории СНГ, где будут оперативно обрабатываться грузы, производиться их дельнейшее перераспределение и складирование. Грузовые потоки из Азии в Европу и обратно проходят через этот центр, который становится важнейшим связующим звеном в глобальной сети грузоперевозок.

Развивается сотрудничество между странами и в области воздушного транспорта. Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» на лизинговой основе приобрела у Южной Кореи два воздушных судна «А 300-600 F», которые были переданы центру логистики. Таким образом, потенциал центра увеличился, и теперь для него открыты пути на все грузовые рынки мира. Самолеты «А 300-600 F» грузоподъемностью до сорока тонн могут преодолевать расстояние до семи тысяч километров.

В сфере торговли между Узбекистаном и Южной Кореей с 1992 года действует режим наибольшего благоприятствования. С 2008 года объем взаимного

товарооборота превышает один миллиард долларов. В 2009 году данный показатель составил 1,2 миллиарда долларов. В Узбекистане действует 351 узбекско-корейское совместное предприятие, 91 фирма и компании Республики Корея открыли свои представительства в Узбекистане. Значительные успехи достигнуты в сфере гуманитарного сотрудничества.

Начиная с 1992 года в Ташкенте действует Корейский центр образования. В Узбекском государственном университете мировых языков и Самаркандском государственном институте иностранных языков действуют центры корейского языка и культуры, при Ташкентском уни -верситете информационных технологий -Центр информационных технологий. Реализация проекта по открытию в Ташкенте центра профессиональной подготовки «Узбекистан-Корея» явилась еще одним достижением в сфере образования. Ежегодно 360 юношей и девушек Узбекистана обучаются здесь по таким направлениям, как сборка компьютеров, графика, электротехника, ремонт сельскохозяйственной техники, сервисное обслуживание автомобилей.

В последние годы заметно расширилось сотрудничество между нашими странами и в ряде других направлений. В ходе отмеченного выше визита президента Республики Корея Ли Мён Бака в Узбекистан было подписано межправительственное Соглашение о безвизовых поездках граждан - владельцев дипломатических паспортов, между правительством Республики Узбекистан и Южнокорейским Экс -имбанком - кредитное соглашение по выделению Фондом развития экономического сотрудничества льготного кредита в 10 миллионов долларов США на проект «До-оснащение современным медицинским оборудованием Центра кардиохирургии им. В.Вахидова», между Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан и Корейской корпорацией по промышленным комплексам - Меморандум о взаимопонимании, о совместных мерах по привлечению корейских инвестиций в свободную индустриально-экономическую зону «Навои», а так же между Национальной холдинговой компанией «Узбекнеф-

тегаз» и Корейской национальной нефтяной компанией - Меморандум о совместной разработке инвестиционного блока в Ферганском регионе Узбекистана.

Важное значение приобретают прямые контакты между руководителями различных ведомств двух государств. Так консультации между руководством Национальной Холдинговой Компании «Узбек-нефтегаз» с Президентом и главным исполнительным директором KOGAS Чу Канг Су позволили успешно продвигать проекты строительства Устюртского газохимического комплекса на базе месторождения Сургиль, совместное проведение геологоразведочных работ на Узун-куи-Туаркырском инвестиционном блоке Устюртского региона, а также согласовать конкретный план действий по проекту производства газобаллонного оборудования на территории СИЭЗ «Навои» 1. Такие контакты позволили Южнокорейской компания "POSШ" и '^ат^иИу" подписать соглашения с Национальной корпорацией нефтяной и газовой промышленности "Узбекнефтегаз" на разведку двух месторождений в Узбекистане. Площадь будущих разведок составляет 6170 км22.

Разведка нефтяного блока по проекту, связанному с месторождениями в Западной Фергане (Чинабад), была начата в феврале 2010 года с инвестированием ШОС - 65%, POSCO 20% и Samchully 15% от общего объема инвестиций. Этот проект нацелен на развитие дополнительных источников энергии и повышение достаточности её ресурсов. Проект оценивается в 8400 млн. баррелей потенциальных запасов.

POSCO и ^ОС реализовывают на территории Узбекистана уже третий проект по нефтегазовым месторождениям. До этого в 2007 году они успешно реализовали инвестиционный блок на Аральском море и в 2009 году - Чустско-Наманганский блок. Имеющиеся наработки могут позволить ШОС создать в Узбекистане дочернюю компанию со 100-процентным корейским капиталом, которая сможет выполнять функции оператора проекта. При этом открытие новых месторождений на инвестиционных блоках по-

1 ca-news (uz)

2 ca-news (uz)

зволит создать совместное предприятие с участием KNOC и "Узбекнефтегаз" для их разработки.

Значительным потенциалом Узбекистан располагает в области разработки горючих сланцев, в которых могли бы участвовать и Корейские корпорации на паритетных началах. Такими сферами могла бы стать разработка месторождения "Сангрунтау" в Навоийской области. Для этого стороны могли бы разработать программу на 2011-2016 годы по организации добычи горючих сланцев и их переработке в нефтепродукты с доведением объемов переработки до 300 тысяч тонн нефтепродуктов и 500 тысяч тонн ароматических углеводородов ежегодно. Узбекистан обладает значительным потенциалом в производстве продукции из горючих сланцев и сотрудничество в этой области представляет обоюдный интерес.

Сотрудничество в области нефтегазового сектора между Кореей и Узбекистаном не ограничивается лишь добычей и первичной переработкой сырья. Корейская сторона всегда с пониманием и внимательно относится к Государственным Программам и проектам, имеющим стратегическое значение для страны. Одной из важных и приоритетных программ является принятая в начале 2007 года Правительством Узбекистана программа поэтапного перевода автомобильного транспорта в стране на газомоторное топливо. В рамках реализации этой программы, Южнокорейская группа компаний Kolon подписала соглашение с Национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз" по строительству автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и завода по производству газовых баллонов.

По условиям соглашения, южнокорейские химическое и строительное объединения образовали консорциум с государственной Корейской газовой корпорацией, что позволит им инвестировать 83 миллиона долларов США для строительства 50 АГНКС в крупных городах и транспортных узлах Узбекистана.

Огромный потенциал для сотрудничества между Республикой Узбекистан и Кореей имеется в быстро развивающейся отрасли легкой промышленности. Доста-

точно отметить рост производства кожи. В 2010 году объем ее экспорта на 15 % превысил прогнозные показатели. В денежном выражении этот экспорт составляет 14,2 миллиона долларов, что в 2 раза превышает объемы 2009 года. Основными потребителями продукции являются Турция, Пакистан, Китай и Индия. Интерес представляет то, что эту продукцию заинтересованы покупать такие взыскательные страны как Италия и Россия. То есть качество сырья позволяет производить высококачественную продукцию, приемлемую для любых взыскательных стран мира. Таким образом, создание Узбекско-корейских совместных предприятий в этой отрасли также представляет взаимный интерес.

Еще одно потенциально возможное направление сотрудничества - переработка шерсти. Узбекистан, в связи с ростом поголовья овец ежегодно увеличивает производство этого вида сырья: с 23,8 тыс. тонн в 2008 году этот показатель увеличился до 24,9 тыс. тонн в 2009-м. Значительная часть его экспортируется после первичной обработки. Например, частная производственная фирма «Олтин жун» из Ташкентской области ежегодно заготавливает почти 2,5 тысячи тонн ценнейшего сырья, из которых 80-90% экспортируется.

Овечья шерсть заготавливается по всей стране. Создание совместных производств с Кореей позволило бы осуществлять ее мойку на специальных линиях по наиболее прогрессивным технологиям, что позволит производить из нее различные шерстяные изделия на территории Узбекистана, предназначенные также для экспорта, но уже с гораздо высокой добавленной стоимостью.

Узбекистан и Корея уже имеют значительный опыт сотрудничества в легкой промышленности. Так Корейская корпорация Textile Technologies Group в рамках Программы о приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах, в 2011-2013 годах организует производство готовых тканей и швейных изделий в Ташкентской области Узбекистана. В рамках проекта, корейская компания планирует вложить 60 млн. долл. США в создание текстильного про-

изводства. Мощность предприятия составит 6 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи, 7,5 млн. квадратных метров хлопчатобумажной тканей и 5 млн. единиц швейных изделий в год.

Большой потенциал имеет сотрудничество между Кореей и Узбекистаном в банковско-финансовой сфере. Банковский бизнес Кореи представлен в Узбекистане с середины 90-х годов открытием здесь совместного Узбекско - Корейского банка Уз ДЭУ Банк. Банк был создан в 1997 г в форме акционерного общества закрытого типа для обслуживания подразделений Daewoo Co и других корейских компаний, работающих в Узбекистане. Позже эта организация была реорганизована в представительство Корейского Банка Развития (KDB). В феврале 2006 г KDB вошел в состав акционеров узбекско-корейского УзДЭУ банка, выкупив долю южнокорейской Daewoo Securities в размере 61 проц. В связи с вхождением но -вого акционера название банка было изменено на UzKDBbank. Деятельность этой организации примечательна не только активностью в области финансирования различных проектов и кредитования хозяйствующих субъектов, но и привнесением элементов банковской «культуры», принятой в Корее и других странах с развитой рыночной экономикой. На сегодняшний день стратегия банка — это вы -сококачественное и оперативное обслуживание своих клиентов с соблюдением всех банковских нормативов и существующего законодательства. Намерения банка прагматичны, солидны и по - хороше -му -амбициозны. Банк работает с крупными стратегическими отраслями, которые имеют непосредственное влияние на процесс социально-экономического развития республики. Корейский банк развития через UzKDB банк осуществляет финан-сирование проектов в нефтегазовой промышленности, энергетике, строительстве дорог, аэропортов, добыче драгоценных металлов, текстильной промышленности и других отраслях. Поэтому основными направлением деятельности UzKDB банка в Узбекистане стали выработка и применение оптимизационных моделей повышения эффективности его операций, повышение его ликвидности, что должно

позволить осуществлять самые крупные и актуальные проекты.

В условиях продолжающегося кризиса, обострения конкуренции и нестабильности рынков неизмеримо возросли требования к качеству банковского менеджмента, что, безусловно, выводит вопросы профессионализма на первый план. Важнейшими характеристиками UzKDB банка в Узбекистане стали, по меньшей мере, четыре фактора, которые влияют и одновременно формируют ее деятельность: во-первых, это финансовая глобализация, во-вторых, усиление конкуренции в банковском бизнесе, в-третьих, финансовые инновации, и, наконец, возрастание рисков.

На сегодняшний день UzKDB уверенно входит в тройку лидеров среди крупнейших эмитентов системы VISA International в Узбекистане. При этом используются самые последние технологии и оборудование для обеспечения безопасности и надежности выпускаемых карт VISA. В кредитном портфеле UzKDB превалирует финансирование реального сектора экономики, что составляет 76%. В 2009 году 3 миллиона долларов США были предоставлены узбекским производителям. Если анализировать выдачу кредитов с отраслевой точки зрения, то на 1 октября 2010 доля кредитования промышленности составила 69%, а в суммарном выражении - 41,6 миллиарда сум. Активы банка в предприятиях транспортной и коммуникационной отрасли составляют 6 миллиардов сум, строительства 4.4 миллиардов сум, торговли и общественного питания - 5.8 миллиардов сум. Общая сумма кредитного портфеля банка на 1-е октября 2010 года составила 37,4 миллионов долларов США.

Наиболее приоритетными сферами для кредитования банк считает производство экспорто-ориентированных и импортозамещающих ликвидных товаров народного потребления. Это такие клиенты банка, как «Андижонкабель», «Электроизолит», «BF Textile Produktion», «Алким Текстиль», групповые компании «Агромир», «Nestle, Uzbekistan» и т.д. Кроме того, банк активно развивает сотрудничество с предприятиями, входящими в холдинговую компанию «Узнефтегаз», ассоциацию «Узбекен-

гилсаноат» и ряд других. Такой подход к различным предприятиям позволяет диверсифицировать активы банка, гарантировать перспективность проектов, ожидаемый эффект от их реализации, то есть все то, что связано с дальнейшим развитием базовых отраслей страны, их предполагаемой долей, вкладом в экономику Узбекистана в целом.

UzKDB банк ведет активную кредитную политику, нацеленную на реализацию Государственных программ, эффективное вложение средств в структурную перестройку приоритетных отраслей экономики Узбекистана, увеличение производства потребительских товаров и продукции на экспорт за счет обновления и технологической модернизации, которые сегодня происходят на многих предприятиях страны. Это позволит достигнуть конечной цели экономического развития на текущей стадии: импортозамещение, рост экспорта, качество и, наконец, прибыль.1

На сегодняшний день Korea Development Bank (KDB) рассматривает возможность приобретения мажоритарного пакета акций в подразделении Royal Bank of Scotland Group PLC (RBS) в Узбекистане - RBS Ozbekiston. В случае осуществления сделка позволит KDB существенно расширить свою деятельность в Узбекистане, где в настоящее время активы финансовой компании в стране оцениваются примерно в 123 миллиона долларов, в то время как активы подразделения RBS оцениваются в 365 миллионов долларов.

Другое важное направление сотрудничества в финансовом секторе - это сотрудничество между фондовыми биржами Кореи и Узбекистана. Между Госкомимуществом Узбекистана и Корейской фондовой биржей подписано соглашение о модернизации фондового рынка Узбекистана. Соглашение предусматривает поставку нового технического оборудования и программного обеспечения, что позволит значительно ускорить процессы купли-продажи ценных бумаг. Подписанию этого Соглашения предшествова-

1 Интервью Председателя Правления банка «^КбВ» г-на Дж. Кима. http://bank.uz/publish/ doc/text58348_intervyu_predsedatelya_pravleniya_ banka_uzkdb_g-na_dj_kima_o_deyatelnosti_banka_v_ uhodyashchem_godu_i_planah_razvitiya_na_ budushchee

ла большая работа. Состоялось несколько встреч в Ташкенте и Сеуле. На этих встречах обсуждались все детали работы фондового рынка, от жизненного цикла ценной бумаги, включающего в себя ее выпуск, размещение, обращение и погашение, до конкретизации отдельных моментов в деятельности учреждений, составляющих инфраструктуру данного рынка.

Особое внимание в Соглашении уделяется вопросам повышения ликвидности и привлекательности этого финансового института, а также разработке механизмов стимулирования спроса и предложения.1

Вместе с тем, достигнутые результаты не в полной мере отражают возможности и потенциал двух стран. На фоне указанных выше обстоятельств сегодня в большей степени, чем когда-либо, возрастает актуальность изучения вопросов экономического сотрудничества между Кореей и Узбекистаном.

К настоящему времени создана необходимая договорно-правовая база двустороннего взаимодействия: заключены соглашения по целому ряду направлений сотрудничества. Представляется интересным и актуальным определить потенциальную экономическую выгоду от дальнейшего развития хозяйственных связей между странами. Многие корейские фирмы открывают свои филиалы и активизируют свою деятельность в Узбекистане, но пока нет достаточно полной оценки их деятельности и ее перспектив в будущем.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что потенциал сотрудничества между Кореей и Узбекистаном не ограничивается лишь торговлей и кредитованием. Огромные возможности для сотрудничества имеют место в научной сфере, в сфере инновационных технологий, развитии туризма, обмене и взаимной подготовке кадров.

В условиях формирования на мировом экономическом пространстве информационного общества, когда наука превращается в один из ключевых секторов экономического развития, а ее продукция в статьи экспорта, разработки узбекских ученных в области физики солнца, математики, мирного использования ато-

1 http://www.regnum.ru/news/polit/1421406. html#ixzz1R3Ir3ZoZ

ма, химии полимеров и других становятся востребованными продуктами на международных рынках. Школа подготовки на -учных кадров в системе ВУЗовской науки и Академии наук имеют определенный потенциал, а разработки их экспер-тов могут стать инновационными продуктами. Сотрудничество в этой сфере с Корейскими корпорациями, может представлять обоюдный интерес, так как эта продукция все больше приобретает коммерческую ценность.

В этой связи представляет интерес программа Узбекистана по строительству технопарка начиная с 2011. Парк высоких технологий стоимостью около 200 млн. долларов предусматривает сотрудничество, прежде всего, с Кембриджским и Оксфордским университетами Великобритании, предусматривающее участие британских вузов в привлечении инвесторов и современных технологий для соз -дания технопарка. Аналогичное сотрудничество может стать новой сферой взаимовыгодного партнерства и с Корейскими исследовательскими центрами.

Другим перспективным направлением сотрудничества может стать Программа ускорения развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства на 2011-2015 годы, одо -бренная Президентом Узбекистана. Программа предусматривает ускоренное развитие нескольких направлений транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Основные среди них: создание единой национальной автомобильной транспортной системы, развитие и модернизация железнодорожного транспорта, реконструкция железнодорожных путей; обновление парка воздушных судов самолетами Boeing и Airbus, строительство и реконструкция аэропортов, увеличение объемов грузовых перевозок; расширение сетей сотовой связи и широкополосной передачи данных, поэтапный переход на цифровое телевидение в регионах; обеспечение сопряженности в оказании транспортных услуг разными видами транспорта и повышение эффективности интермодальных центров логистики в Ангрене и на базе аэропорта Навои.

Программа "Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и ком-

муникационного строительства в 20112015 годах" предусматривает направить в ближайшие пять лет на развитие автотранспортной системы 3,394 миллиардов долларов США, железнодорожной транспортной системы - 1,594 миллиардов долларов США, воздушного транспорта - 658,8 миллионов долларов США, системы телекоммуникаций и инженерно-коммуникационной инфраструктуры - 1,263 миллиардов долларов США, на обновление парка городского автотранспорта - 24,9 миллионов долларов США.

В рамках программы до 2016 года намечается осуществить, в частности, строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог, входящих в состав узбекской национальной автомагистрали (2306 км), модернизацию железнодорожного пути (1030 км).

Финансирование планируется вести за счет собственных средств предприятий, участвующих в проектах программы, - 1,304 миллионов долларов США, кредитов Фонда реконструкции и развития Узбекистана - 461,1 миллионов долларов США, иностранных инвестиций и кредитов - 3,235 миллиардов долларов США, госбюджета и целевых государственных фондов - 1,934 миллиардов долларов США.

Корея уже участвует в приоритетных направлениях формирования новых транспортных коридоров, обеспечи-

вающих кратчайшие выходы к международным транспортным коммуникациям и увеличении транзитных перевозок.

Предусмотренное Постановлением Президента «О Программе ускорения развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства на 2011-2015 годы» освобождение до 1 января 2016 года от таможенных платежей оборудования, сырья и материалов, запчастей, комплектующих изделий и узлов, технологической документации и оснастки, импортируемых по инвестиционным проектам, включенным в программу, будет способствовать ускоренному строительству, модернизации и реконструкции в регионах страны, особенно в сельской местности, систем водоснабжения, канализации, электрификации и газификации.

Предложенный нами в настоящей статье краткий анализ становления и развития взаимных торгово-экономических отношений между Республикой Корея и Узбекистаном за минувшие почти 20 лет показывает их стабильный и динамично развивающийся характер. Вместе с тем следует отметить, что перечисленные направления сотрудничества Кореи и Узбекистана отражают лишь небольшую часть огромного потенциала для взаимодействия и развития экономик двух стран.

Список литературы:

1. Korean Trade and Business - Seoul & South Korea http://www.seoulkoreaasia. com/trade-business.htm

2. A. Muhsinov. Economic cooperation between the States of Central Asia and the Republic of Korea. In "Uzbekistan and Korea: economic relations Tashkent + State Institute of Owental Studies. Tashkent 2002 (P.34-58).

3. К. Асмолов, Генерал Пак Чон Хи, Очерк политической биографии, «Сеульский вестник», http://vestnik.tripod. com/articles/park-jong-hee.html

4. Республика Корея: достижения догоняющего развития, www.mgimo.ru/ fileserver/2004/kafedry/mirec/prog-mirec2006_11-market-dem6.doc

5. А.В. Смирнов Экономическое чудо в Южной Корее: уроки для России. Журнал «Золотой Лев» № 144-145 - издание русской консервативной мысли. (www.zlev.ru)

6. Trading Economics. http://www.tradingeconomics.com/ Economics/ Currency. aspx?symbol = KRW%20% 20%20%20%20%20%

7. Евгений Штефан. ВВП Южной Кореи превысил один триллион долларов. 13/01/2011 12:44:00 http://vestnik.kr/econo/3967.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.