УЛЫБИНА Лариса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
БОЛЬШОВА Лилия Алексеевна - старший преподаватель кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ULYBINA, Larisa Vitalyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
BOLSHOVA, Lilia Alexeevna - Senior Teacher of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.225
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Я.Г. Шипеев
Исходя из опыта российских исследователей-экономистов и правоведов, сделана попытка дать определение понятию «налоговое регулирование».
Ключевые слова: налог и регулирование; экономический термин; эффективный инструмент; персональные расходы.
Ya.G. Shipeev. ECONOMIC CONTENT OF TAX REGULATION
As a matter of experience the Russian researchers-economists and jurists, attempt to give definition to the concept «tax regulation» is made.
Keywords: tax and regulation; economic term; effective tool; personal expenses.
Налоги, а тем более в условиях политики невмешательства государства в рыночные процессы, являются эффективным инструментом государственного регулирования как экономики в целом, так и отдельных ее секторов. Объективно налоги являются основным источником государственных доходов, а с позиции общества - обязательными персональными расходами. Государство с помощью системы налогов и сборов императивно устанавливает макроэкономические и микроэкономические пропорции текущего и будущего распределения и перераспределения экономических благ в обществе, в связи с чем на современном этапе реализации налоговой политики актуально использование такого экономического термина, как налоговое регулирование.
Однозначного понимания содержания и сущности налогового регулирования на сегодня ни у практиков, ни у теоретиков не существует. Например, А.В. Красюков увязывает налоговое регулирование с государственным нормативным регулированием налоговых отношений [5]. Такого же мнения придержива-
ются авторы В.И. Лазарев [6], Е.С. Зайцева [4]. Т.Я. Сильвестрова и ряд других авторов трактуют налоговое регулирование «... и как систему экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета», определяя конечную цель налогового регулирования как «уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта, граждан» [10].
Б.Х. Алиев [1], И.А. Майбуров [7] и другие оперируют такими категориями, как: «налоговая политика», «налоговый механизм», «налоговое администрирование», «планирование» и «прогнозирование», «налоговый менеджмент», «налоговая стратегия», «налоговый контроль» и др. На наш взгляд, данные категории входят в содержание налогового регулирования.
Разбирая данное понятие, заметим, что складывается оно как совокупность двух категорий: налог и регулирование.
Неоднозначность понимания исследователями категории «налоги» подтверждается тем, что до сих пор ученые дискутируют по вопросам содержания налога и его функций, а теперь
80
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
уже и их содержания. Дискуссии касаются количества функций налогов, их наименований, соотношения между собой и содержания. Например, Д.Г. Черник [8], А.В. Брызгалин [9] выделяют основные и второстепенные функции. П. Сокул [12], А.И. Худяков и М.Н. Бродский [15], Н.Н. Тюпакова [14] выделяют две функции налогов: фискальную и распределительную. Ряд исследователей отделяют функции налогов от роли налогов, например А.П. Петров и А.В. Толкушин [11]. И.А. Майбуров утверждает, что этот спор надуман, поскольку функции налогов не задаются априори, а меняются в зависимости от приоритетности целей налоговой политики государства [7]. В свою очередь, цели налоговой политики на разных этапах социально-экономического развития общества различны.
Мы понимаем, что экономическая природа налога заключается прежде всего в том, что налоги - это главный вид доходов государства и в то же время - это специфический вид расходов налогоплательщиков. Специфика налога как расходов налогоплательщиков заключается в обязательном и принудительном характере уплаты и взимания налога, а также в том, что налогоплательщики в любом случае ждут обратной социально-экономической отдачи от государства. Специфика налога как дохода государства заключается в необходимости обеспечивать с его помощью, во-первых, социально-экономическую рентабельность действующей налоговой системы (доход от введения, установления, взимания, управления и контроля за налогами как минимум должен покрывать связанные с этими процессами издержки государства, а как максимум - покрывать и другие расходы государства); во-вторых, обеспечивать сбалансированность и устойчивость бюджетной системы страны. Таким образом, налоги являются одновременно категорией государственных и частных финансов.
Термин «регулирование» сегодня трактуется по-разному.
Первоначально под регулированием (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок, норма, правило, англ. regulation; нем. regulierung) понималось: приведение чего-либо в надлежащий порядок, «упорядочивание»; достижение равномерности в работе машин или в действии каких-либо приборов или в качестве синонима регламентации; приведение в порядок; приведение в известный порядок, уравнение; регулировка, стабилизация, управление, упорядочивание; поправка, выверка, установка, наладка; регламентирование, координирование, нала-
живание, регуляция, отлаживание, настройка, координация; комплекс оперативных воздействий на объект управления, ориентированный на локализацию возникших в нем отклонений от некоторого желаемого (планового) состояния [16].
На государственном уровне регулирование экономики представляет собой «систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям» [2].
Согласно теории управления регулирование представляет собой детальную разработку способа реализации плановых заданий, а также выработку регулирующих воздействий, направленных на их исполнение [8].
Проведенный анализ позволяет утверждать, что все налоговые теории в совокупности описывают заложенный в налогах потенциал вообще, в то время как действующая в каждый конкретный момент времени в стране налоговая система базируется на конкретных общей и частной теориях налогов, наиболее востребованных государством и обществом.
Подобное понимание категорий «налог» и «регулирование» позволяет нам определить налоговое регулирование как целенаправленное воздействие государства на социальные отношения, имея в виду, что экономические или производственные отношения являются базовой частью социальных.
Список литературы
1. Алиев Б.Х. Налоговая система: понятия, структура и параметры // Налоги. 2008. № 3. С. 16-18.
2. Горшкова Н.В., Лебедева Н.Н. Взаимодействие государства и общества в системе налоговых отношений в Российской Федерации // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 3. Экономика. Экология. 2014. № 3. С. 36-43.
3. Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 605 с.
4. Зайцева Е.С. Налоговое регулирование металлургического рынка // Бизнес в законе. 2008. № 2. С. 351-353.
5. Красюков А.В. Рецепция частноправовых механизмов в налоговом регулировании // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2007. № 2. С. 255-267.
6. Лазарев В.И. К вопросу о правовом регулировании налоговых отношений в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии
адвокатуры и нотариата. 2009. № 3 (14). С. 79-82.
7. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистров. М., 2010. 519 с.
8. Налоги / под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1996.
9. Налоги и налоговое право: учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998.
10. Налоговый менеджмент / под ред. Т.Я. Сильвестровой. Чебоксары, 2013. 320 с.
11. Петров А.П., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2008. 986 с.
12. Сокул П. Налоги и их функции в совре-
менной экономике // Вестник ЯрГУ им. П.Г. Демидова. 2010. № 1 (11). С. 115-122.
13. Степаненко В.В., Ермакова Е.А. Налоговый контроль в России: организация и направления развития // Саратовский гос. социально-экон. ун-т. Саратов, 2012. 132 с.
14. Тюпакова Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография. Краснодар: КубГАУ, 2012. 345 с.
15.ХудяковА.П., БродскийГ.М. Основы налогообложения: учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2002. 432 с.
16. Энциклопедии & Словари. URL: http:// enc-dic.com/word/r/ReguHrovanie-7047.html.
ШИПЕЕВ Яков Георгиевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SHIPEEV, Yakov Georgiyevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]