© Л.А. Тропко, С.А. Кимельман, Е.С. Мелехин, 2004
УДК 621.337.2: 622.831.1
Л.А. Тропко, С.А. Кимельман, Е. С. Мелехин
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТОКА НАЛИЧНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТЭК В УСЛОВИЯХ РЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
дним из элементов рентоориентированной экономической системы является обеспечение государством наиболее эффективного использования принадлежащих ему на праве собственности участков недр и содержащихся в них полезных ископаемых, которые передаются в разработку недропользователю. Это относится как к процедурам предоставления, контроля, ограничения и прекращения прав пользования участком недр, так и к платежам за предоставленный доступ к месторождениям и право извлечения из него минерального сырья.
Важнейшая роль в рентоориентированной экономике отводится порядку установления платежей за недропользование на конкретном участке недр. Считаем, что сумма платежа должна вытекать из горной ренты, присущей только данному участку недр, только данному конкретному месторождению, расположенному в конкретных горногеологических, физико-географи-ческих и социально-экономических условиях. Эти условия предопределяют возникновение, наличие и величину горной ренты.
Проблемы образования горной ренты, права собственности на ренту, ее распределения и поступления в доходы государства и бизнеса, направления расходования рентных доходов в последние годы являются предметом постоянных дискуссий и широкого обсуждения на всех уровнях власти и во всех слоях российского общества. Сегодня о ренте говорят все, но, к сожалению, далеко не все понимают экономический смысл ренты. Более того, сознательно или бессознательно в общественное сознание «внедряется» неправильное, ненаучное и даже ложное толкование экономического смысла ренты и возможных путей ее изъятия в государствен-
ную казну. Например, под рентой ошибочно понимается сверхприбыль или сверхдоходы, исходя из чего предлагается бесперспективный путь изъятия ренты через введение налогов на сверхприбыль или сверхдоходы.
Горная рента - это доход, регулярно получаемый недропользователем от использования участка недр, не требующий от этого недропользователя предпринимательской деятельности и дополнительных затрат труда и капитала.
Дифференциальная рента - разновидность (или форма) горной ренты в виде дополнительного дохода, получаемого недропользователем как за счет более высоких природных показателей эффективности разработки месторождения (дебиты скважин, содержание металла в руде и т.п.), называемого дифференциальной рентой I рода, так и за счет применения более высокой эффективности труда (техники и технологии, в результате чего увеличиваются те же дебиты скважин или повышается процент извлечения металла из руды), что называют дифференциальной рентой II рода.
Считаем, что должна иметь место и договорная горная рента - в виде передачи имущества (участка недр, месторождения) его собственником (который одновременно является получателем ренты) недропользователю в обмен на выплату последним договорной суммы (или договорной части) от дифференциальной горной ренты I рода. Договорная рента может выплачиваться в виде фиксированных сумм за установленный период (месяц, квартал) либо в виде части выручки от реализации продукции.
Схематично величину горной ренты можно рассчитать по следующей формуле:
ГР = В - НЗ - НП или ГР = ЧП - НП,
где ГР - горная рента; В - выручка за реализованное минеральное сырье по ценам, устанавливаемым собственником недр (государством) в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законодательством о недрах; НЗ - нормированные затраты, вытекающие из экономической эффективности и прогрессивной технологии, установленной при геологоэкономической или стоимостной оценке месторождения; НП - нормальная (или нормативная) прибыль в стоимостном выражении, конкретный уровень которой (15-20 %) определяется: либо исходя из внутренней нормы доходности (окупаемости капиталовложений) - ВНД, либо исходя из расчетной (планируемой) рентабельности (Я), устанавливаемой из отношения планируемой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, рентных платежей и процентов за банковский кредит, к планируемой выручке от реализации продукции; ЧП - чистая прибыль.
Естественно, что горная рента подлежит взаимовыгодному разделу между государством, как собственником недр, и недропользователем, приложившим труд и капитал для извлечения, первичной обработки и реализации минерального сырья, в итоге чего сформировалась горная рента. Перед организацией торгов государство осуществляет подсчет запасов и их постановку на государственный баланс запасов полезных ископаемых, а также геолого-экономическую или стоимостную оценку запасов, по результатам которой составляется и утверждается оптимальная прогрессивная технологическая схема разработки месторождения1. На этой основе государство через механизм доступа и предоставления права пользования участком недр, содержащим подготовленное к освоению месторождение полезных ископаемых, договаривается с недропользователем о долевом распределении общей массы горной ренты. Общая сумма горной ренты зависит от государственного экономического регулирования деятельности предпринимателей-
недропользователей рыночными методами и механизмами, которые должны стимулировать недропользователя к максимальному извлечению горной ренты при эксплуатации месторождения.
В условиях рынка результаты финансовохозяйственной деятельности предприятия в сконцентрированном виде выражаются через чистый поток денежной наличности или чистый доход (ЧД), определяемый за каждый текущий годовой период по формуле:
Чд = ЧП + А - К или чд = ЧП - (К - А), где ЧП - чистая прибыль, остающаяся в предприятии после налогообложения; А -начисленная и учтенная в себестоимости амортизация на реновацию, то есть на обновление основных фондов; К - капитальные вложения (инвестиции), вложенные в производство в текущем периоде.
Чистый доход (ЧД) является налоговой базой для исчисления регулярных рентных платежей. Каждый элемент этой формулы имеет свои специфические особенности на добывающих предприятиях топливно-
энергетического комплекса (ТЭК) России.
Чистая прибыль является функцией выручки, текущих эксплуатационных затрат, включая текущий и капитальный ремонт основных фондов, а также налогов, включаемых в себестоимость, оборотных налогов, таможенных платежей и налогов, уплачиваемых из прибыли.
Амортизационные отчисления могут формироваться либо по равномерной шкале, исходя из установленных норм амортизации по группам оборудования и основных фондов, либо с применением коэффициентов ускоренной или замедленной амортизации, либо с применением других допустимых неравномерных шкал начисления амортизации.
Инвестиции подразделяются на затраты в основное и вспомогательное производство, на оборудование, на глубокое поисковоразведочное и эксплуатационное бурение на нефть и газ, на промысловое и социальноэкономическое обустройство, на природоохранные и экологические мероприятия и т.п.
Естественно, что все эти элементы регулируются при многовариантном техникоэкономическом обосновании технологической схемы разработки месторождения и выборе ее оптимального (прогрессивного) варианта. Все три элемента, формирующие чистый доход, очень тесно взаимосвязаны между собой. Механизмы расчета одних элементов предопреде-
1В настоящее время для углеводородного сырья технологические схемы рассматриваются и утверждаются на Центральной комиссии по разработке месторождений горючих полезных ископаемых Министерства энергетики Российской Федерации (ЦКР Минэнерго России)
ляют численные значения других элементов. Так, механизм начисления амортизации непосредственно отражается на сумме прибыли и соответственно на сумме уплачиваемого налога на прибыль. В свою очередь, суммарный размер прибыли и амортизации предопределяют возможности инвестиций в производство из собственных средств, а сумма чистого дохода за несколько лет предопределяет возможность привлечения и возврата кредитов, ссудного капитала, а также внутреннюю норму окупаемости капиталовложений, которую часто называют внутренней нормой доходности (ВНД). Естественно, что в этих условиях государство должно чисто экономическими, рыночными методами способствовать тому, чтобы, с одной стороны, предприятия угольной промышленности формировали максимально возможный положительный чистый поток наличности (ЧП+А), с другой стороны, чтобы те же предприятия угольной промышленности максимально использовали бы этот положительный поток для инвестиций (К), как собственных, так и заемных, в обновление основных фондов, их расширение и развитие производства. Как уже отмечалось, амортизация является одним из основных элементов чистого потока денежной наличности предприятия, то есть его чистого дохода, который, в свою очередь, предопределяет общую сумму горной ренты.
Амортизационные отчисления регулируются как специальным амортизационным законодательством, устанавливающим нормы и механизмы начисления амортизации, так и налоговым законодательством, к примеру, налогом на прибыль, где устанавливается порядок учета амортизации в себестоимости продукции, или специальным налоговым режимом при соглашениях о разделе продукции, где амортизация как таковая отсутствует, но присутствует порядок компенсации инвестиционных затрат. Также размер начисляемых в отчетном периоде амортизационных отчислений регулируется бухгалтерским законодательством через механизмы переоценки основных фондов, их отражения в бухгалтерской отчетности и т.п.
Например, через механизм переоценки при вводе главы 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ в 2002 г., когда была отменена инвестиционная льгота в налоге на прибыль, многие нефтегазовые компании
увеличили себестоимость, что привело, во-первых, к снижению массы прибыли и соответственно суммы налога на прибыль, во-вторых, увеличило чистый доход этих компаний путем включения в него увеличенной суммы амортизационных отчислений. Как следствие, доля горной ренты, перешедшая к недропользователям, увеличилась, а доля ренты, поступившая в доходы государства, существенно снизилась.
С проблемой амортизации также тесно связано наше недавнее прошлое, приватизация и становление добывающих компаний. Большинство действующих сегодня лицензий на добычу полезных ископаемых компании получили без конкурса (или аукциона) и бесплатно. Точнее, лицензии на добычу старого советского образца заменялись на новые «рыночные» лицензии образца 19921993 гг., которые дополнялись небольшими лицензионными соглашениями без указания каких-либо существенных условий, связанных, к примеру, с полубесплатной передачей владельцам лицензий в пользование огромного по стоимости горного имущества, многочисленных объектов промысловой и социальной инфраструктуры и т.п. Как известно, большинство этих лицензий выданы на эксплуатацию месторождений, которые составляют сегодня более 90 % годового объема добычи. В разведку, обустройство и подготовку этих месторождений к промышленному освоению еще в советские времена были вложены свыше 65 млрд долл., построены многотысячные города, осушены болота, построены железные и автомобильные дороги, проложены десятки тысяч километров высоковольтных линий электропередач, построены магистральные нефте- и газопроводы, пробурены десятки тысяч эксплуатационных и нагнетательных скважин на нефть и газ и, наконец, созданы нефте- и газопромыслы, составляющие костяк современного ТЭК.
Важно подчеркнуть, что до сих пор в поток наличности угольных и нефтяных компаний вливаются значительные суммы амортизационных отчислений от основных фондов, созданных в советское время. Установленный нормативный срок эксплуатации скважин глубокого бурения составляет 15 лет и сегодня десятки тысяч этих скважин амортизируются по норме 6,7 % в год.
Очевидно, что этот, как равно и многие другие факты использования амортизацион-
ных отчислений не по целевому назначению, необходимо учесть при построении рентоориентированной экономики. Здесь можно предложить систему мер, направленных на повышение эффективности использования амортизационных отчислений, таких как:
• установление в лицензионных соглашениях экономической ответственности предприятий ТЭК за не целевое использование амортизационных отчислений;
• введение норматива амортизационных отчислений, направляемых на инвестиции;
• возврат к льготам на прибыль путем исключения из налогооблагаемой базы средств, направляемых на инвестиции;
• установление штрафных санкций, например, увеличение налогооблагаемой базы прибыли на сумму не использованных по целевому назначению амортизационных отчислений;
• снижение доли горной ренты, причитающейся предприятию, на сумму амортизационных отчислений, использованных не по назначению;
• дифференциация налоговой ставки на имущество предприятий, полученное предприятием «по наследству» с советских времен, и на имущество, созданное за собственный счет. Так, на действующее до сих пор и амортизируемое наследственное советское имущество ставку налога на имущество можно увеличить в два-три раза.
Понятно, что большинство из предлагаемых мер носят сугубо индивидуальный характер и должны устанавливаться дифференцированно для предприятия на каждом конкретном месторождении и прописываться в договоре (лицензионном соглашении) с недропользователем в специальных статьях договора, устанавливающих экономическую ответственность недропользователя за неэффективную и нерациональную разработку недр, в том числе за нецелевое использование амортизации.
Поступление в бюджет рентной составляющей от эксплуатации лучших по природным свойствам месторождений нельзя называть налоговой нагрузкой. Это своего рода дивиденды, которые государство получает как собственник недр. Это - причитающаяся ему, как собственнику, доля доходов, дарованная природой, тех доходов, которые не
требуют привлечения дополнительных капиталов и труда недропользователей.
Рентные платежи не являются налогом, не должны включаться в налоговую систему. Это - доходы государства от передачи в пользование государственного имущества.
И в этом аспекте их можно рассматривать как некоторый прототип арендной платы, которая включает как начальный разовый платеж за предоставление права аренды или права доступа к арендуемому имуществу, так и регулярные платежи, к примеру, ежемесячные платежи во время пользования арендуемым имуществом. Арендную плату ни арендатор, ни кто-либо другой не считает налоговой нагрузкой. Арендная плата, полученная государством от эксплуатации государственного имущества, включается в доходы государственного бюджета по статье «доходы от сдачи в аренду государственного имущества».
Недра и открытые в недрах месторождения по статье 130 Гражданского кодекса РФ являются недвижимостью. Недра относятся к государственной собственности и составляют соответственно часть государственного недвижимого имущества. Месторождение как высотный дом, находящийся под землей. Этажами этого дома являются, к примеру, угольные или нефтегазоносные пласты, а окнами служат пробуренные скважины глубокого бурения, угольные шахты, штольни и т.п.
Государство выставляет участки недр (месторождения) на торги, по итогам которых с победителем подписывается договор на недропользование, который сродни с арендой. Разница в том, что при аренде арендуемое имущество не изменяет потребительских свойств, а при недропользовании извлекается минеральное сырье, что приводит к изменению потребительских свойств участка недр.
Как и в случае с арендой дома, недропользователь уплачивает разовый платеж за доступ к участку недр, а затем вносит регулярные ежемесячные платежи за предоставленное ему право добычи полезных ископаемых, сумма которых зависит только от размера месторождения и годовых уровней добычи в соответствии с прогрессивной технологической схемой разработки месторождения, утвержденной собственником участка недр, то есть государством, после всесторон-
ней государственной экспертизы технологической схемы и технического проекта.
Разовые платежи в мировой практике часто называют бонусами и интерпретируют как цену «покупки» месторождения.
Регулярные платежи получили в России почему-то название роялти, хотя они в латинской транскрипции чаще записываются как «rent» и с английского языка переводятся как «рента, арендная плата или доход с недвижимости», хотя термин «royalty» тоже присутствует в англо-американской терминологии и переводится как «плата за право разработки месторождения». Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых взимаются с недропользователей, заключивших соглашение на право пользования недрами в целях добычи, а также с недропользователей, заключивших лицензии (договор подряда) на разведку месторождения, в процессе проведения которой предусматривается пробная или опытно-промышлен-ная эксплуатация разведываемого месторождения полезных ископаемых.
По существующему законодательству объектом налогообложения для регулярных платежей за добычу полезных ископаемых являются добытые полезные ископаемые. Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия). Налоговая база определяется плательщиком самостоятельно по каждому лицензионному соглашению по каждому виду добытого полезного ископаемого в отношении всех добытых на участке недр полезных ископаемых, включая попутные компоненты. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы или объема (тоннах). Стоимость добытых полезных ископаемых определяется плательщиком самостоятельно по ценам, устанавливаемым государством в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В рентоориентированной экономике налоговой базой для исчисления регулярных платежей (рентных платежей) за добычу полезных ископаемых является нормативный (нормированный) годовой поток денежной наличности недропользователя, представляющий собой сумму нормативной (нормальной) прибыли и амортизационных отчислений за вычетом капитальных вложений. Регулярные платежи (РЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ) за добычу полезных ископаемых устанавливаются как часть нормативного (нормированного) годового потока денежной наличности недропользователя по каждому участку недр.
Нормативная (нормальная) прибыль определяется как разность стоимости добытых полезных ископаемых или их первых товарных продуктов и нормативных затрат, включающих амортизационные отчисления и налоги, входящие в себестоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам.
Нормативные затраты устанавливаются исходя из:
• технологической схемы и технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых или его части, составленных по действующим нормативным документам и правилам, утверждаемых Постановлениями Правительства Российской Федерации, прошедших экономическую, экологическую, горнотехническую и другие экспертизы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и утвержденные государственным органом управления государственным фондом недр;
• геолого-экономической или стоимостной оценок месторождения или его части, прошедших экономическую экспертизу и утвержденных государственным органом управления государственным фондом недр.
Минимальные и максимальные пределы части нормативного (нормированного) годового потока денежной наличности по видам полезных ископаемых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Минимальная часть не может быть ниже 30-40 % нормативного (нормированного) годового потока денежной наличности недропользователя.
Регулярные платежи (рентные платежи) за добычу полезных ископаемых уплачиваются только в том случае, если нормативный
(нормированный) годовой поток денежной наличности недропользователя является положительным. Невозмещенная в отчетном году часть капитальных вложений переносится на последующие годы.
Годовые регулярные платежи рассчитываются на единицу годового объема (уровня) добываемого минерального сырья, установленного в утвержденном техническом проекте разработки месторождения полезного ископаемого. Регулярные платежи уплачиваются ежемесячно исходя из объемов добычи за отчетный месяц и размера регулярных платежей, приходящихся на единицу нетто массы или объема (в тоннах) добываемых полезных ископаемых.
По итогам года производится перерасчет уплаченных регулярных платежей (рентных платежей) с учетом:
• увеличения регулярных платежей (рентных платежей) на коэффициент 1,5 для объемов сверхнормативных потерь
добываемых полезных ископаемых. Нормативы потерь устанавливаются Госгортехнадзором Российской Федерации;
• уплаты регулярных платежей (рент-
1. Экономическая энциклопедия, Ин-т экономики РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М., ОАО «Издательство «Экономика», 1999 г.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. - СПб., Издательство «Лань», 2002 г.
ных платежей) с коэффициентом 1,0 для объемов добытых полезных ископаемых, соответствующих заданному годовому уровню их добычи, увеличенному на 10 процентов;
• уплаты регулярных платежей (рентных платежей) с коэффициентом 0,5 для недовыполненного объема добычи полезных ископаемых, если фактический объем годовой добычи ниже ее заданного годового уровня в утвержденном техническом проекте;
• уплаты регулярных платежей (рентных платежей) с коэффициентом 1,5 в случае перевыполнения объема добычи полезных ископаемых, если фактический объем годовой добычи выше ее заданного годового уровня, увеличенного на 10 процентов. Уплата с этим коэффициентом 1,5 производится для фактической перевыполненной части годового объема добычи полезных ископаемых, превышающей 10 процентов от заданного уровня годовой добычи.
Таким образом, переход на рентоориентированную систему платежей в недропльзо-вании позволит снизить налоговую нагрузку на добывающие предприятия и обеспечить повышение благосостояния россиян.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., ИНФРА-М, 2002 г.
— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------------------
Тропко Леонид Александрович — кандидат экономических наук,первый зам. министра энергетики РФ. Ким-мельман Семен Аропович — кандидат технических наук, зав. отделом инвестиционно-финансовых механизмов, лицензирования и раздела продукции Всероссийского НИИ экономики минерального сырья и недропользования МРИ России и РАН.
Мелехин Евгений Сергеевич — профессор кафедры «Инвестиции и финансы» Московского государственного геолого-разведочного университета, доктор экономических наук, директор департамента «Инвестиций и инноваций в недропользовании» ОАО «Промышленные инвестиции».