ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
27 (264) - 2014
УДК 330.34.01
экономическое развитие россии и «русского мира»
в условиях противостояния мировых «центров силы»
о.ю. красильников,
доктор экономических наук, профессор кафедры
экономической теории и национальной экономики
E-mail: [email protected]
Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
Е.В. КРАСИЛЬНИКОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета
E-mail: [email protected]
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В условиях глобализации усиливается конкуренция между отдельными странами и регионами мира. Авторы рассматривают место России и «русского мира» в условиях противостояния мировых «центров силы», возникающие при этом угрозы, стратегию противостояния экспансионистскому поведению и возможные сценарии развития ситуации. Выделяются четыре основных «центра силы»: США, Европейский союз, Китай и «восточный пояс» мусульманских государств. Потенциал России оценивается с различных сторон: географической, демографической и экономической. Делается вывод о необходимости выработки комплексной конкурентоспособной стратегии экономического развития России и «русского мира» на средне- и долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: русский мир, мировые центры силы, экономический потенциал, сценарии развития
Актуальность темы определяется наличием проблемы глобального экономического неравенства и противостояния стран и регионов мира. Представ-
ляется необходимым рассмотреть место России и «русского мира» в условиях глобализации в аспекте конкуренции мировых «центров силы», возникающие при этом основные угрозы и вытекающую отсюда стратегию экономического развития.
Понятие «русский мир» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле — это Россия, люди русской национальности, русскоязычное население мира, включая русские диаспоры в различных государствах. В широком смысле — это все страны, находящиеся в зоне российского влияния, проводящие лояльную политику по отношению к России, а также народы, традиционно проявляющие симпатию по отношению к России (например, балканские государства).
Экономические проблемы «русского мира» исследовались в работах многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить А. Акаева, А. Бузгалина, Р. Гринберга, В. Иноземцева, А. Колганова, Р. Нуреева, Ю. Оси-
Основные показатели развития мировых «центров силы»*
Страна, союз стран Территория Население ВВП по ППС
Тыс. км2 % от суши Млн чел. % от населения мира Млрд долл. % от мирового продукта
Россия 17 098 11,5 142 2,0 2 376 3,0
США 9 519 6,4 313 4,4 15 065 19,1
Европейский союз 4 325 2,9 503 7,0 15 789 20,0
Китай 9 597 6,5 1 352 19,0 11 316 14,4
«Восточный пояс» 21 313 14,3 912 12,8 5 951 7,5
Примечание: использованы оригинальные расчеты авторов на основе электронного ресурса «Дальние страны» URL: http:// dalniestrany.ru.
пова, А. Пороховского, Е. Примакова, Ж. Сапира, Д. Сорокина, Ф. Хансона и др. Вопросы развития «русского мира» активно обсуждались на II Московском экономическом форуме, проходившем в МГУ им. М.В. Ломоносова 26-27 марта 2014 г.
Рассмотрим потенциал развития «русского мира» с трех позиций: географической (территориальной), демографической и собственно экономической. С географической точки зрения впервые за многие годы произошло явное расширение «русского мира» по причине воссоединения Крыма с Россией. С демографической точки зрения в последние годы происходит сжатие «русского мира» по показателям низкого естественного прироста русского и русскоязычного населения, снижения их доли в России и других странах мира по отношению к остальным национальным и языковым группам (в частности, по причине высокой рождаемости в государствах Азии, Африки и Южной Америки).
Экономический потенциал «русского мира» необходимо рассматривать по следующим показателям по сравнению с другими странами-конкурентами:
• общий объем и динамика валового внутреннего продукта (ВВП) России и «русского мира» и ВВП на душу населения;
• доля ВВП России и «русского мира» в мировом валовом продукте и ее динамика в сравнении с остальными государствами;
• производительность труда;
• отраслевая хозяйственная структура с точки зрения сырьевых, обрабатывающих и инновационных секторов экономики;
• структура основных производственных фондов и их износ;
• объем инвестиций, уровень безработицы и коррупции;
• структура, объем и динамика экспорта и импорта.
К сожалению, по многим из указанных показателей Россия уступает не только развитым, но и некоторым развивающимся странам. Так, по показателю производительности труда Россия отстает от развитых государств в 3-5 раз. С точки зрения отраслевой и экспортно-импортной структуры российская экономика имеет явно выраженную сырьевую направленность. Уровень износа основных производственных фондов оценивался экспертами в 2011 г. более чем в 50%. Это выше, чем в остальных странах БРИКС1, где износ не превышает 35% [5]. По индексу восприятия коррупции авторитетной международной организации Transparency International в 2013 г. Россия находилась на 128-м месте из 180 стран, между Пакистаном и Бангладеш (в первых рядах списка идут наименее коррумпированные государства) [4].
По мнению авторов, на сегодняшний день можно выделить 4 основных мировых «центра силы», от поведения которых будет зависеть стратегия экономического развития России и «русского мира» (см. таблицу).
Авторы сознательно не включили в данный список Индию и государства Южной Америки, ведь их экономическое поведение можно считать неагрессивным. Возможно, в будущем оно изменится, но на современном этапе указанные страны достаточно толерантны по отношению к остальному миру.
Новым, по мнению авторов, является введение понятия «восточного пояса» стран, где господствует мусульманская религия без учета «пятой колонны» в России и бывших республик Советского Союза, где преобладал ислам. Это мусульманские страны Ближнего Востока, северной и частично Центральной Африки, в первую очередь государства так называемой «арабской весны». За некоторыми ис-
1 БРИКС (англ. BRICS) — группа из 5 быстроразвивающихся
стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa).
ключениями, для государств мусульманского мира характерно наличие нищеты и стагнации (годовой ВВП на душу населения в Афганистане — 938 долл., в Объединенных Арабских Эмиратах — 52 200 долл.). Широко распространены недовольство и чувство неудовлетворенности, люди ощущают свою неполноценность и полны решимости добиться хоть какого-нибудь улучшения. Это выражается в таких проявлениях, как международный терроризм, похищения людей, неприкрытый национализм и экспансионизм (идея всемирного халифата).
По мнению американского ученого Д. Пайпса, из-за стратегического положения мусульманского мира и беспокойности его народов исламистские государства представляют собой потенциальную угрозу миру во всем мире. Не может быть постоянной стабильности, когда 1/7 населения Земли существует в экономических и социальных условиях, которые навязаны мусульманам странами «золотого миллиарда» [1].
Рассмотрим в этой связи экономическую политику России в отношении каждого из указанных «центров силы». По мнению авторов, такая политика должна строиться не в стиле тезиса «разделяй и властвуй». Необходима единая стратегия в духе нового Вашингтонского консенсуса, а именно в стиле «объединяй и властвуй». Например, создание контролируемых Россией новых транспортных артерий, соединяющих Европу и Азию. Одним из основных направлений такой политики должна стать смена сырьевого вектора развития экономики на инновационный. Полученные результаты должны лечь в основу новой стратегии устойчивого экономического развития «русского мира» как в ближайшей перспективе, так и на долгосрочный период. Рассмотрим основы такой концепции взаимодействия с основными «центрами силы» по порядку.
1. Соединенные Штаты Америки. Являются о сновным конкурентом, зачастую проводящим недружественную экономическую политику по отношению к России. Особенно наглядно это проявилось во время современного украинского кризиса. Ответом на введение экономических санкций (если таковые последуют) может стать пересмотр корзины резервных валют, продажа казначейских обязательств США, создание новых финансовых центров и национальной платежной системы, развитие сотрудничества с партнерами в Азии, Африке и Южной Америке, формирование новой экономи-
ческой парадигмы в противовес теоретическому «мэйнстриму».
В любом случае, по мнению М. Хазина, без разрушения монополии доллара как единственной на сегодня резервной и торговой валюты эти вопросы решить нельзя [6]. Однако первыми идти на обострение отношений нежелательно, ведь ослабление доллара или обрушение курса американских ценных бумаг имеет серьезные минусы для экономики России.
2. Европейский союз. Является основным политическим и экономическим союзником США. С другой стороны, с точки зрения Евросоюза, помимо важного источника энергии, Россия служит мостом между Европой и Азией и открывает большие возможности для расширения его рынка. Поэтому необходимо сделать акцент на сотрудничестве с наиболее терпимыми или обделенными в рамках единой Европы государствами (например, с Германией, Грецией, Португалией, бывшими странами социалистического лагеря), в том числе поощряя их действия против гегемонии США. В то же время необходимо подчеркнуть, что развал Евросоюза не в интересах России, заинтересованной в существовании единого европейского экономического пространства.
3. Китай. В США по отношению к Китаю возобладала концепция вовлечения его в орбиту собственного влияния. Китай уже достиг статуса супердержавы. Следовательно, наилучшее, что могут предпринять США в этой связи, — «повязать» Китай экономической зависимостью и международными договорами так, чтобы разорвать эти связи ему было бы очень сложно.
Но такая политика не нравится самому Китаю. В отношении же России Китай пока проявляет явные союзнические настроения. Необходимо использовать эти настроения для укрепления экономического сотрудничества с Китаем, в том числе в рамках АТЭС и ШОС. Некоторые публицисты выдвигают и более радикальные предложения о создании полноценного экономико-политического и даже военного союза с Китаем.
Однако призывы «поддерживать китайскую экономику» не всегда приемлемы. Для нашей страны приоритет — развитие «русского мира», а также укрепление геополитического положения России в глобальной экономике. Любые действия Китая, ухудшающие это положение, невыгодны. И, напротив, все, что улучшает мировые позиции
России, является полезным. В действиях китайских партнеров присутствует и то, и другое. Это необходимо учитывать, несмотря на разговоры о дружбе и стратегическом союзе, которые китайцы с удовольствием ведут с самыми разнообразными государствами (в том числе с США и Великобританией).
4. Страны «восточного пояса». Исламский мир стоит на перепутье. В ближайшее время можно прогнозировать обострение конфронтации между умеренными и радикальными исламскими течениями в самом мусульманском мире. Умеренные исламские силы в своем противостоянии экстремистам нуждаются в союзниках за пределами исламского мира. А для России они тоже потенциально очень серьезные соперники. Ислам оказывается мощным фактором, мобилизующим протестные настроения, он имеет возможность аккумулировать любые антисистемные силы [2].
В этой связи необходимо поддерживать умеренные и лояльные режимы стран «восточного пояса» (Сирия, Турция, Иордания, Иран, ОАЭ и пр.). В то же время использовать экономические рычаги воздействия, направленные против радикализации политического устройства ряда государств (Саудовская Аравия, Сомали, Катар), используя их слабости: отсутствие общего языка, религиозные распри, географическую разъединенность, экономическое неравенство, политическое соперничество.
Нельзя в этой связи не сказать о создании с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который вошли Российская Федерация, Беларусь и Казахстан, причем желание присоединиться к ЕАЭС выразили Армения и Киргизия [3]. Таким образом, Евразийский экономический союз весьма актуален и может иметь блестящую перспективу. Однако на пути его дальнейшего развития возникает ряд очевидных проблем.
Известно, что за контроль над евразийским пространством, за его ресурсы, инфраструктуру и рынки настойчиво борются геополитические центры мира — США, Китай, Европа. К тому же за влияние на Центральную Азию «сражаются» государства — лидеры исламского мира. Кроме того, элиты Туркменистана и Узбекистана не склонны делиться национальным суверенитетом, а точнее, своей властью. Кыргызстан связан обязательствами как член ВТО. Таджикистан не сможет войти в единое таможенное и экономическое пространство по причине «отгороженности» от России и Казахстана.
Армения не имеет общих границ ни с Россией, ни с другими участниками ЕАЭС. В любом случае необходимо объединить вокруг России как можно большее количество стран — участниц СНГ и, возможно, других государств — ближайших соседей.
Последние события на Украине показали, что элиты «незалежной» и большая часть населения четырех западных областей, экономически мало связанных с Россией, желали бы войти в Европейский союз. США и Европа всячески поддерживают этот выбор. Поэтому после присоединения Крыма имеет смысл мирным путем закрепить экономическое влияние в промышленно развитых восточных областях Украины.
Уже раздаются голоса западных радикальных политиков о необходимости отказа от импорта российских энергоносителей. Аргументируется отказ тем, что это нанесет непоправимый урон нашей экономике. И во многом они правы. Только какой же урон будет нанесен экономике ЕС? Альтернативы российским поставкам газа до 2020 г. не предвидится, даже в теоретическом плане. Комментарии, таким образом, излишни. На взгляд авторов, последние события должны послужить хорошей встряской для российской экономики и стать толчком ее будущего динамичного развития. Необходима реальная, а не на словах, структурная перестройка и диверсификация экономики России, ее реиндустриализация на новой передовой технологической основе.
Итак, если в области международных отношений наблюдаются очевидные прорывы внешней политики России, то в области экономики все складывается не так хорошо. Речь идет прежде всего о значительной сырьевой направленности национального хозяйства. Политическая воля должна быть подкреплена экономическими преобразованиями, главным из которых станут смена сырьевого вектора развития экономики на инновационный, перевод ее на новые постиндустриальные рельсы.
Таким образом, представленную экономическую стратегию России и «русского мира» в отношении мировых «центров силы» кратко можно охарактеризовать изречением «объединяй разделенное». Другими словами, опираясь на сегодняшних союзников — Китай, Индию, лояльные страны «восточного пояса» и Европы, необходимо максимально ослабить основных мировых конкурентов — США и их западноевропейских сателлитов, создать единый экономический блок стран — сторонников многополярного мироустройства.
В предварительном порядке можно выделить следующие обобщенные сценарии развития России и «русского мира».
1. Позитивный. Конкуренция между США и ЕС носит умеренный характер, появляющиеся новые или по-прежнему усиливающиеся центры влияния (Китай, Индия и др.) «играют по правилам», сосредоточиваясь на обеспечении задач внутреннего развития. Россия («русский мир») относительно быстро интегрируется в международные экономические институты и процессы, прежде всего благодаря своим энергетическим ресурсам, заинтересованность в которых проявляют главные экономические центры мира — США, ЕС, Китай. Внешние вызовы безопасности значительно смягчаются благодаря эффективному сотрудничеству с ЕС и США, с одной стороны, с Индией и Китаем — с другой, причем на правах равных партнеров. Россия достаточно эффективно конвертирует доходы от торговли энергоресурсами в развитие высоких технологий, обновление инфраструктуры, обеспечивая тем самым устойчивый экономический рост и развитие.
2. Негативный. Мир в целом развивается по тем же траекториям, которые сложились за последние годы. Роль главного системообразующего фактора по-прежнему играют США, размеры экономики и военный потенциал которых остаются недостижимыми для других государств. «Русский мир» сталкивается с серьезными проблемами и не в состоянии их оперативно решать в силу неадекватности системы международного сотрудничества и затянувшегося экономического кризиса. Продолжается отрыв «золотого миллиарда» от остального человечества. Россия, страдающая от коррупции и неэффективности управления, устаревания инфраструктуры, по-прежнему не в состоянии эффективно модернизироваться и остается «сырьевым придатком» развитых стран. Происходит расслоение страны на процветающие и стагнирующие регионы, предопределяющие общий кризис федерального устройства. Россия оказывается на обочине общемирового развития.
3. Конкурентный. Этот сценарий характеризуется обострением конкуренции между ключевыми мировыми центрами — США и ЕС, США и Китаем, ЕС и Китаем, Китаем и Индией и др. В этих условиях интеграция России в международные экономические институты существенно затрудняется. Глобальные вызовы безопасности обостряются
в связи с несогласованностью и противоречиями между ключевыми мировыми игроками. Россия в силу своего географического положения и особенностей внутреннего развития оказывается уязвимой перед глобальными вызовами, вынуждена решать как экономические проблемы, так и проблемы обеспечения собственной безопасности и безопасности союзников на постсоветском пространстве (особенно в свете появления и начала реализации проектов вроде всемирного халифата).
4. Кризисный. Конкуренция мировых «центров силы» и влияния переходит в стадию острого соперничества. Происходят «откат» волны глобальной демократизации и кризис модели многополярного мира. В силу наличия у сторон ядерных арсеналов и других видов оружия массового поражения, значительных по численности и потенциалу вооруженных сил, соперничество переходит в силовую фазу (учащаются военные конфликты). Все это способствует резкому росту напряженности и влияния внесистемных сил как внутри государства, так и в его окружении. Россия оказывается в эпицентре конфликтов, стремительно слабеет в них, реализуются планы введения внешнего управления и раздела страны.
Таким образом, на современном этапе необходимо выработать комплексную стратегию будущего экономического развития России и «русского мира» на средне- и долгосрочную перспективу. Одним из основных направлений разрешения глобальных противоречий должна стать коренная перестройка структуры экономики России, развитие инновационных секторов хозяйства, которые способны вывести государство на передовые позиции в мире.
Список литературы
1. Пайпс Д. Мусульманские страны представляют собой потенциальную угрозу миру во всем мире. URL: http://ru.damelpipes.org/3795/musulmanskie-strany-predstavlyayut-soboj.
2. Сюкияйнен Л. Ислам и перспективы развития мусульманского мира. URL: http://polit. ru/artide/2006/09/19/sjukijaynea
3. Создание Евразийского экономического союза // РИА Новости. 29.05.2014. URL: http://ria. ru/trend/EEU_creation_29052014.
4. Трансперенси Интернешнл — Россия. Центр антикоррупционных исследований и инициатив. URL: http://transparency.org.ru.
5. Уровень износа основных фондов в России намного выше, чем в других странах БРИКС //
Российская газета. 2011. 5 июля. URL: http://www. 6. ХазинМ. Запад начинает пожирать сам себя.
rg.ru/2011/07/05/iznos.html. URL: http://rostend.su/?q=node/135.
National interests: priorities and security Priorities of Russia
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA AND RUSSIAN WORLD WHEN FACING THE WORLD'S CENTERS OF POWER
Oleg Yu. KRASIL'NIKOV, Elena V. KRASIL'NIKOVA
Abstract
In the context of globalization, competition between individual countries and regions of the world intensifies. The authors consider the place of Russia and the Russian world when facing the global centers of power, emerging threat, the strategy of confrontation to expansionist behavior and possible situation development scenarios. There are four main centers of power: the United States, the European Union, China and the "Eastern belt" of the Muslim states. The Russia's potential is measured from the different sides: the geographic, demographic and economic ones. The authors make conclusion about the necessity to elaborate a comprehensive competitive strategy of economic development of Russia and the Russian world in the medium- and longterm perspectives.
3. Formation of the Eurasian Economic Union. RIA Novosti. May 29, 2014. Available at: http://ria. ru/trend/EEU_creation_29052014. (In Russ.)
4. Transparency International — Russia. The center for anti-corruption research and initiatives. Available at: http://transparency.org.ru.
5. Uroven' iznosa osnovnykh fondov v Rossii namnogo vyshe, chem v drugikh stranakh BRIKS [The level of depreciation of fixed assets in Russia is much higher than in other BRICS countries]. Rossiiskaya gazeta — Rossiyskaya gazeta, July 05, 2011. Available at: http://www.rg.ru/2011/07/05/iznos.html. (In Russ.)
6. Khazin M. The West is starting to devour itself. Available at: http://rostend.su/?q=node/135. (In Russ.)
Keywords: Russian world, world power centers, economic potential, development scenarios
References
1. Pipes D. Muslim states represent a potential threat to world peace. Available at: http://ru.danielpipes. org/3795/musulmanskie-strany-predstavlyayut-soboj. (In Russ.)
2. Syukiyainen L. Islam and prospects of development of the Muslim world. Available at: http://polit. ru/article/2006/09/19/sjukijaynen. (In Russ.)
Oleg Yu. KRASIL'NIKOV
Saratov State University named
after N.G. Chernyshevsky,
Saratov, Russian Federation
Elena V. KRASIL'NIKOVA
Stolypin Volga Region Institute of Administration,
Branch of Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration,
Saratov, Russian Federation